примета прошедшего времени глагола
План-конспект урока по русскому языку на тему:«Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект урока по теме:
«Прошедшее время глагола: его значение, приметы
и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях
(«Размышляем о прошедшем времени»)»
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2, г.Нижневартовск
Хакимова Рушания Альбертовна
Учебный предмет: Русский язык
Тема урока: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;
Этапы урока и хронометраж:
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Постановка учебной задачи
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)
Самостоятельная работа (закрепление способа действия)
Деятельность учителя и обучающихся
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,
Учитель предлагает детям отгадать загадку
Что без меня предметы?
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета, Люди строят здания,
Цветут сады, И хлеб в полях растет.
Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе»
У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.
Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)
Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)
Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний
У.: Помните, мы начали снимать фильм? О ком он?
На доске кадры из упр. 227, каждый кадр подписан:
Какой глагол отличается от всех?
Последний глагол – грызть – отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?, он стоит в неопределённой форме.
Что общего в оставшихся глаголах? (Дети определяют, что это названия действий, которые уже произошли, т.е. это глаголы прошедшего времени)
У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? А вам интересно, что ещё происходило с Кышем? Именно Кыш поможет нам сегодня узнать много нового.
Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время.
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)
Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)
Постановка учебной задачи
Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог
У.: Продолжаем снимать фильм о мальчике Алёше и его необыкновенном друге Кыше. Итак, мы снова становимся операторами. Упр. 287
— Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег!
Я открыл дверь подъезда и пропустил Кыша вперёд. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Вышел во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами понёсся по двору.
Учитель помогает ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике (Где ты близко подъезжаешь, а где отодвигаешься и смотришь на действия как на уже прошедшие?).
Дети выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их. Дети пытаются ответить на вопрос. Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших событиях.
Дети предлагают название – Первый снег Кыша.
Затем, работая фронтально, находят глаголы и определяют их время. При необходимости пользуются словарём для выяснения неясного значения слов.
У.: О каких трёх особенностях слов необходимо помнить, определяя часть речи?
Д.: 1) на какой вопрос отвечают; 2) что обозначают; 3) как изменяются.
Д., работая в парах, выполняют задание на с. 33, выписывает действия Алёши и Кыша, помня о том, что не все строки должны быть заполнены.
Алёша открыл, пропустил
Кыш высунул, принюхался, чихнул, вышел, понюхал, потрогал, откинул, хватанул, пожевал, кувыркнулся, помчался
Орфографическая работа с именем «Нас?тя» и запись её возможных действий (групповая работа)
Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась
Дети устанавливают связи слов, преобразуют глаголы и снова сравнивают. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его.
Кыш очень весёлый и подвижный, давайте тоже подвигаемся, но так, чтобы не только порезвиться, но и немножко отдохнуть, потянуться и расслабиться.
Потихоньку дружно встали
Встаньте на носок, на пятку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени?
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)
Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)
Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
У. Давайте ответим на последний вопрос у. 288 – почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?
А теперь в парах обсудите ответы на упр. 289.
Здесь же проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний.
(У.290 – работа с правилом и доской).
Три чёрточки в первой из строчек указывают на необходимость запоминания, а одна во второй – на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме.
Первый из имеющихся слайдов помогает проиллюстрировать ход решения новой орфографической задачи
а слайд второй сопровождает тренировочную работу (292).
Разобрав правило, дети выделяют главное:
Форма прошедшего времени глагола показывает, что действие произошло или происходило до момента речи (до того, как о нём заговорили)
Приметой прош. вр. является суффикс –Л-, который называют : суффикс прошедшего времени
В неоп. форме и в прошедшем времени суффикс перед суффиксом –Л- один и тот же
В ед. ч. глаголы прош. вр. изменяются по родам
Дети делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Дети наблюдают за употреблением глаголов, систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые знания.
Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)
Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)
Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)
Цель: организовать первичное применение нового знания
В упр. 291 предлагается вернуться и доделать упр. 278 и приписать к неопределенной форме те же глаголы в указанной форме.
Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.
Представление о богатых возможностях русского языка (Л)
Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)
Самостоятельная работа (закрепление способа действия)
Цель: закрепление нового способа действия
Упр. 292 делается в задачнике с опорой на доску при проверке.
Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).
Упр. 293 продолжает работу с глаголами из упр. 292, столбики слов записываются в рабочую тетрадь.
Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)
понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)
Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)
Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности
У.: Посмотрите глазками на отметки на полях, вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы.
Что ещё захотелось узнать о глаголах?
Урок привлёк меня тем, что…
Урок показался мне…
Урок заставил задуматься о…
Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)
Оценивать свои достижения и трудности (Р)
Выполнять анализ, умение делать выводы (П)
Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)
Цель: систематизация и дополнение знаний
У.: Новые знания помогут выполнить упр. 294
Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)
Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Соловейчик М.С. Тетрадь – задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Соловейчик М.С. Презентация с сайта «Ассоциация XXI век.
Примета прошедшего времени глагола
Прошедшее время глагола
Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершилось до момента речи о нем.
Рассмотрим, что такое прошедшее время глагола, какие имеет грамматические особенности, как определить глагол в форме прошедшего времени и выполнить морфологический разбор.
Что такое прошедшее время глагола?
Прежде чем выяснить, что такое прошедшее время глагола, уточним немаловажный аспект.
Время — это выражение отношения действия к моменту речи. Действие, обозначенное глаголом, может протекать во времени: оно состоялось в прошлом, осуществляется сейчас или прогнозируется в будущем. В соответствии с этим глаголы несовершенного вида изъявительного наклонения имеют грамматические формы трех времен:
Итак, рассмотрим более детально прошедшее время глаголов изъявительного наклонения в русском языке.
Глаголы совершенного и несовершенного вида могут обозначать действие, которое уже состоялось, произошло до момента речи о нем. Это выполненное действие выражается с помощью глаголов в форме прошедшего времени:
Глагол несовершенного вида «жарил» обозначает протекание действия в прошлом без конкретного указания на его завершение. Глагол совершенного вида «повесил» выражает доведенное до конца действие, имеющее свой результат.
Будильник (что делал?) звонил рано утром.
Вчера на рыбалке отец (что сделал?) поймал большого сома.
Как образуется прошедшее время глагола?
Форма прошедшего времени глагола образуется от основы неопределенной формы (инфинитива) с помощью специального суффикса -л-. Чтобы получить производящую основу глагола, от него отделим окончания -ть, -ти:
Затем к полученной основе глагола добавим суффикс -л- и получим форму прошедшего времени мужского рода:
Обратим внимание, что перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и основе неопределенной формы глагола:
Глаголы, которые заканчиваются на -ти и -чь, образуют форму мужского рода прошедшего времени с помощью нулевого суффикса:
В словах, образованных от глаголов с основой на -чь, происходит чередование согласных ч//к, ч//г:
В морфемном составе таких слов формообразующий суффикс проявляется материально в виде буквы «л» в формах женского, среднего рода и множественного числа:
Как видим, глаголы в форме прошедшего времени имеют грамматическую категорию мужского, женского и среднего рода, которая выражается с помощью окончания:
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам:
Сравним:
Глаголы в форме прошедшего времени не спрягаются, то есть не изменяются по лицам.
Как определить глагол прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени определим пошагово:
Образец рассуждения
Снег засыпал все тропинки в саду.
Слово «засыпал» обозначает действие и отвечает на вопрос:
Это глагол, который обозначает, что действие состоялось в прошлом. Он имеет формообразующий суффикс -л- и нулевое окончание, так как поясняет слово «снег» мужского рода. Это глагол в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. К постоянным признакам отнесем следующие:
Остальные грамматические признаки являются непостоянными. В качестве примера выполним морфологический разбор глагола «засыпал».
I. Часть речи. Общее значение
«Засыпал» — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал? Начальная форма — «засы́пать».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
В предложении является простым глагольным сказуемым.
Видеоурок
Глаголы прошедшего времени
Глагол – это самостоятельная часть речи, означающая определенный процесс, состояние, событие т.е. действие. Имеет начальную/неопределенную форму, которая называется инфинитивом.
Время – это переменная непостоянная категория, которая означает, когда было выполнено действие по отношению к моменту разговора о конкретной деятельности. В русском языке различают: прошедшее (действие уже состоялось), настоящее (действие происходит здесь и сейчас) и будущее (действие планирует начаться).
Мы используем глаголы в прошедшем времени, когда говорим о каких-то действиях, которые уже имели место или выполнялись ранее. Существуют две формы таких глаголов: совершенные и несовершенные.
Окончания глаголов прошедшего времени
Создать глаголы в прошедшем времени совсем несложно, нужно знать правила: окончание неопределенной формы следует заменить суффиксом – л, для создания слова мужского рода (Что делал?):
Есть также группа глаголов прошедшего времени, которые в мужском роде не имеют суффикса –л.
Примеры: нес, вёз, пёк, мёрз, намок.
Род и число глаголов прошедшего времени
Общепринятое правило, что все глаголы в русском языке склоняются по числам и родам. Но, стоит отметить, только в единственном числе. Каждый имеет различное окончание:
Создать глаголы в прошедшем времени несложно: мы вычитаем окончание из неопределенной формы, заменяем его новым окончанием.
Запомните: нельзя определить лицо: я ходила, ты ходил, она ходила.
Например, берем слово хвалить:
Будьте внимательны: перед суффиксом «л» ставится та же самая гласная буква, что и в неопределённой форме:
Для первого лица единственного числа мы выбираем форму прошедшего времени, соответствующую полу говорящего. Поэтому женщина скажет – я была, стояла, а мужчина – я был, стоял.
Во множественном числе нет различия между мужским, женским родом. Поэтому, когда мы говорим о группе, независимо от того, состоит она из людей одного или разных полов, мы всегда говорим – они были. Для сравнения:
Как выявить прошедшее время глагола
Определить форму прошедшего времени глагола очень просто: формы времени глаголов создаются с использованием новых суффиксов. В таблице, которую мы составили для Вас, легко можно понять и запомнить, как определить рассматриваемое время.
В таблице ниже представлены примеры что бы легче было определить форму прошедшего времени глагола по окончанию:
Времена глагола – что отличает прошедшее время, настоящее и будущее, как они образуются и что про них обязательно надо знать
Время глагола – это его непостоянный признак. То есть один и тот же глагол может быть в разных временах: читаю (сейчас), читал (вчера), буду читать (завтра). Эта морфологическая категория нужна для того, чтобы привязать описываемое действие к какому-то реальному моменту времени. В русском языке времен только три: настоящее, прошедшее и будущее.
Время есть только у реальных действий, то есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Если наклонение повелительное или сослагательное – времени вообще нет и быть не может.
Настоящее время
Оно обозначает два типа действий: которые происходят в данный момент и которые происходят регулярно.
Например, мы используем форму настоящего времени, чтобы сказать «Я рисую, мама печет блины, брат смотрит мультики». А также: «После лета наступает осень. Планеты вращаются вокруг солнца. Теплый воздух всегда поднимается вверх».
В русском не различаются формы глаголов, которые показывают действие «в данный момент» и действие, которое протекают постоянно, регулярно.
В английском эта разница есть. Например: «I am painting» – «я рисую» (сейчас, в данный момент занимаюсь этим), «I paint» – «я рисую» (уже в смысле, что увлекаюсь рисованием, то есть у меня на стенах везде есть рисунки, я хожу в художку и пр).
Настоящее время образуется от инфинитива глагола двумя способами:
Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида. То есть у таких, к которым мы задаем вопрос «что делать?»: выть, пить, читать, играть, учиться, вспомнить и пр. Подробнее об этом читайте в моей статье про вид глагола.
Или смотрите в видео. Оно тоже мое
Если вид совершенный, то есть глагол отвечает на вопрос «что Сделать?» (если есть буква С в вопросе, значит вид Совершенный) – настоящего времени нет. Смотрите: (что сделать?) сыграть – сыграл (прошедшее), сыграет (будущее). Как образовать настоящее? Никак, его нет. Нельзя говорить «играет», потому что «играет» – «что делает?» – это глагол другого вида, несовершенного.
Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. Смотрите: он/она/оно прыгает, он/она/оно зевает – никакой разницы, окончания всегда одинаковые.
Но они меняются по лицам: Я молчу, Ты молчишь, Он молчит. И по числам: кукую – кукуем, кукуешь – кукуете, кукует – кукуют.
Прошедшее время
Обозначает действия, которые произошли до момента речи. Как давно это было – без разницы. Я написал сочинение (только что), я писал сочинение (два дня назад), Я писал сочинения (сто лет назад, когда в школе учился).
Иногда он не используется: везти – (что делал?) вез, нести – нес. Но все равно появляется в женском и среднем роде: она везла, несла, оно везло, несло.
Я один раз блестяще ответил это правило, но затупил со словом «клеить» – сказал, что там «я» перед «-ть». Запомните, там «и»: клеИть, клеИл.
Здесь мы уже можем увидеть род: он прыгал, она прыгала, оно прыгало. По числу тоже есть изменения: прыгал – прыгали.
А вот изменения по лицам нет: я прыгал, ты прыгал, он прыгал.
Прошедшее время есть у глаголов любого вида: сорвать (что сделать? – совершенный) – сорвал, срывать (что делать? – несовершенный) – срывал.
Будущее время
Обозначает такие действия, которые произойдут после момента речи. Бывает простым и сложным. Простое образуется от глаголов совершенного вида: прочитать (что сделать?) – прочитаю, потанцевать (что сделаю?) – потанцую.
Сложное образуется от глаголов несовершенного вида. Оно называется так потому, что появляется формообразующая частица «быть»: читать (что делать?) – буду читать, танцевать (что делать?) – буду танцевать.
Вообще «быть» – это глагол, но при образовании будущего времени он «превращается» в частицу. Запомните это.
Что обязательно надо знать
Сложное будущее время – это всегда простое глагольное сказуемое. Оно не составное, потому что его можно заменить одним глаголом: буду радоваться – порадуюсь, будем смеяться – посмеемся.