При разборе простого предложения мы указываем чем оно осложнено
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Схема синтаксического анализа простого предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В синтаксическом анализе простого предложения соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Порядок анализа
Вариант 1. Синтаксический разбор простого предложения. Порядок анализа:
Это интересно: Что такое словообразовательный анализ слова — это разбор, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Вариант 2. Синтаксический разборз простого предложения. Порядок анализа:
I. Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
II. Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
1) по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/ побудительное);
2) по эмоциональной окраске (восклицательное/ невосклицательное);
3) по наличию грамматических основ (простое/сложное);
4) по наличию главных членов (односоставное (назывное/ безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное) / двусоставное);
5) по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное) (для неполного указать, какой член предложения опущен);
6) по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);
7) указать, если чем-нибудь осложнено;
8) составить схему осложнения, т. е. отметить обособленный член предложения, объяснить расстановку знаков препинания.
ПРИМЕЧАНИЕ. Осложнённым называют предложение, если в нём есть однородные члены предложения (с обобщённым словом или без него)/вводные/вставные конструкции/обособленные члены предложения/обращения.
Особенности разбора некоторых предложений
Простое предложение, осложнённое однородными членами
Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами
а) определение (причастный оборот, прилагательное с зависимыми словами, однородные согласованные определения, приложения, несогласованные определения);
б) обстоятельство (деепричастный оборот, одиночное деепричастие, оборот с предлогами несмотря на, согласно и т. д., сравнительный оборот с союзом как и др.);
в) дополнение с предлогами кроме, исключая и др.;
г) уточняющий член (без союза или с союзом, одиночный или распространённый).
Простое предложение, осложнённое вводными и вставными конструкциями, обращениями
а) определить её структуру (слово, словосочетание, предложение);
б) определить её разряд;
в) если это слово, определить, какой частью речи оно является.
Предложения с прямой речью
Это интересно: Имя числительное как часть речи обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой по счёту?).
Примеры синтаксического разбора простого предложения
1. Простое предложение
Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.
На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.
2. Простое предложение, осложнённое однородными членами
Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.
Однородные сказуемые разделяются запятой.
3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами
Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).
Обособленные члены выделяются запятыми.
Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.
4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения
Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье, которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.
Вводное словосочетание выделяется запятой.
5. Предложение с прямой речью
«Что же ты стоишь!» — закричал я сердито.
Предложение с прямой речью.
Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»
Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.
Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).
Осложненное предложение – что это такое понятным языком и про какие 5 осложнителей вам обязательно надо знать
Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.
Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:
Разбираю каждый из пяти осложнителей
У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.
Однородные члены
Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:
Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.
Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».
Обращения
Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».
Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.
Вводные слова
Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».
Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.
Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.
Вставные конструкции
Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».
Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.
Обособленные члены
Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.
Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.
Прямая речь ничего не осложняет
Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.
Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».
Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.
Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.
Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».
Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.
Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.
Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:
Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.
Синтаксический разбор простого предложения
Порядок синтаксического разбора простого предложения
1. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
3. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
4. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.
5. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное (указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Мой костер в тумане светит (А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.
Грамматическая основа — костер светит. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение мой, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в.
Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.
Грамматическая основа — сады пахнут. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в, и обстоятельство образа действия хорошо, выраженное наречием.
Схема предложения В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Способы подчеркивания членов предложения
При разборе предложения по членам используются стандартные подчеркивания: одна черта для подлежащего, две черты для сказуемого, пунктирная линия для дополнения, волнистая линия для определения, чередование точек и тире для обстоятельства.
В некоторых школах главный член односоставного предложения подчеркивают тремя чертами, однако более распространенным является такое подчеркивание, при котором главный член назывного предложения отмечается как подлежащее, а главные члены других односоставных предложений — как сказуемые.
При подчеркивании второстепенных членов предложения целесообразно руководствоваться следующими принципами.
Обособленный член предложения подчеркивается как единый член.
Соответственно необособленные члены должны быть подчеркнуты максимально дробно в соответствии с задаваемыми к ним вопросами.
Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения
Как известно из морфологии, служебные части речи не являются членами предложения, однако при синтаксическом разборе с ними бывают связаны определенные проблемы.
Союзы не являются членами предложения и при соединении однородных членов не выделяются, но в некоторых случаях могут входить в состав неоднословных членов предложения.
Предлоги также не могут выступать как самостоятельные члены предложения, однако они употребляются в составе предложно-падежной группы, совместно с формой падежа выражая определенное значение.
Поэтому принято подчеркивать предлог вместе с существительным, к которому он относится. При этом необходимо обратить внимание на случаи, когда предлог и существительное разделены прилагательными или причастиями, например: вместо старшего брата. В этом случае ошибкой будет подчеркивание предлога вместе с прилагательным как определения; подчеркивание должно быть следующим: вместо старшего брата.
Формообразующие частицы входят в состав составных глагольных форм и подчеркиваются вместе с глаголом как при контактном, так и при неконтактном их расположении, например: Пусть он мне позвонит!
Смысловые (неформообразующие) частицы членами предложения не являются, однако в школьной практике отрицательная частица не обычно подчеркивается как единый член предложения вместе с тем словом, к которому она относится, например: Здесь не курят. Я не очень рассчитывал на помощь.
Допустимо невыделение как предлогов, так и всех смысловых частиц.
Некоторые учителя для выделения союзов учат обводить их кружком, а предлоги — треугольником. Такое выделение не является общепринятым.
Вводные слова и обращения не являются членами предложения. Иногда учащиеся заключают эти компоненты в квадратные скобки или подчеркивают крестикам. Это нежелательно, так как подчеркивание используется только для обозначения членов предложения; допустимо отметить эти элементы предложения надписыванием над ними слов «вводное» или «обращение».
Описание осложняющих членов предложения
При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение, поскольку и прямая речь, и вставное предложение имеет собственную цель высказывания и интонацию, которая может не совпадать с целью высказывания и интонацией самого предложения.
Причастный оборот осложняет предложение только в том случае, если он обособлен. При этом в описании следует указывать на осложнение не причастным оборотом, а обособленным определением; в скобках возможно, но не обязательно указание на то, что оно выражено причастным оборотом.
Сравнительный оборот может быть любым членом предложения — сказуемым (Этот парк как лес), обстоятельством (Дождь лил как из ведра), дополнением (Петя рисует лучше, чем Антон), определением (Он почти такой же, как его брат). При этом сравнительный оборот может быть как обособленным, так и необособленным. Осложнение вызывает только обособленный сравнительный оборот, причем, как и в случае с причастным оборотом, необходимо указывать на осложнение обособленным обстоятельством, дополнением или определением.
Как осложняющие структуру предложения описываются также однородные члены, вводные слова и предложения, обращения.
Некоторую сложность представляют предложения с однородными сказуемыми. В школьной и довузовской практике считается, что двусоставное предложение, в котором подлежащее употреблено с несколькими сказуемыми, является простым предложением, осложненным однородными сказуемыми. В односоставном же предложении столько частей, сколько в нем сказуемых, за исключением случаев, когда в структуре сказуемого представлены однородные части.
Например: Я обиделся и не захотел ему отвечать — простое двусоставное предложение с однородными сказуемыми.
Мне стало обидно и не захотелось ему отвечать — сложное предложение.
Мне стало грустно и одиноко — простое односоставное (безличное) предложение с однородными частями сказуемого.
Односоставные предложения
При разборе односоставных предложений учащиеся часто допускают различные ошибки.
Первый тип ошибок связан с необходимостью разграничения односоставных и двусоставных неполных предложений.
Как уже было сказано, определенно-личное предложение мы диагностируем по форме главного члена: сказуемое в нем выражено глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иду, иду, а до леса никак не дойду.
Поскольку морфологический признак лица представлен у глагола только в указанных формах, предложения аналогичного значения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения считаются двусоставными неполными, например:
Шел, шел, но до леса так и не дошел.
В этом предложении форма сказуемого никак не указывает на производителя действия.
Я бы тебе помог, если бы знал как.
В неопределённо-личных предложениях, как уже было сказано, главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
Тебе звонят / звонили / пусть звонят / звонили бы.
Мы вышли из лесу и попытались сориентироваться на местности. Потом пошли по тропинке вправо.
Такие предложения также являются двусоставными неполными.
Таким образом, при характеризации предложения как односоставного определенно-личного необходимо помнить об ограничениях на форму сказуемого, при диагностировании предложения как неопределенно-личного необходимо учитывать также и значение — указание на то, что производитель действия неизвестен.
К обобщенно-личным односоставным предложения относят не все односоставные предложения, сообщающие о действии, которое может быть приписано всем и каждому, а только те из них, в которых сказуемое выражено формой 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или формой 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Например : Тише едешь — дальше будешь.
Лес рубят — щепки летят.
Однако в обобщенно-личном значении могут употребляться и определенно-личные предложения с главным членом в форме 1 лица и безличные предложения: Что имеем — не храним, потерявши — плачем; Волков бояться — в лес не ходить. Тем не менее такие предложения не принято характеризовать как обобщенно-личные.
Наибольшие сложности связаны с разбором безличного предложения.
Значительную сложность представляет определение состава главных членов в предложениях типа Нам было очень весело кататься с этой горки, т. е. в предложениях, имеющих в своем составе связку, именную часть и инфинитив. Есть две традиции в разборе таких предложений.
Существует мнение, что при характеристике таких предложений как безличных или как двусоставных важна не последовательность компонентов (инфинитив в начале предложения или после связки и именной части), а значение именной части сказуемого.
Так, если в именной части употреблено наречие со значением состояния, которое испытывает производитель действия (весело, грустно, жарко, холодно и др.), то это односоставное безличное предложение:
Было весело кататься с этой горки.
Кататься с этой горки было весело.
Если же в именной части употреблено слово со значением положительной или отрицательной оценки (хорошо, плохо, вредно, полезно и др.), то перед нами двусоставное предложение с подлежащим, выраженным инфинитивом:
Ему было вредно курить.
Курить ему было вредно.
Согласно другой лингвистической традиции, характеристика предложения такого типа зависит от порядка слов в нем, а не от значения слова в именной части. Если инфинитив стоит до связки и именной части, то он, при относительно свободном порядке слов в русском языке, обозначает предмет сообщения и является подлежащим:
Курить ему было вредно.
Если же инфинитив следует за связкой и именной частью, то перед нами безличное предложение:
Ему было вредно курить.
В отношении безличных предложений необходимо также отметить следующее: не безличными, а двусоставными неполными принято считать части сложного предложения, позиция подлежащего в которых замещена придаточным изъяснительным или прямой речью, например :
Было слышно, как скрипнула калитка (сравните: Это было слышно).
«Я пропал», — пронеслось у меня в голове (сравните: Это пронеслось у меня в голове).
Такие предложения без придаточной части или прямой речи теряют всякий смысл, не употребляются, что и является критерием неполноты предложения. Так, предложения *Было слышно или *Пронеслось у меня в голове не могут быть поняты и не употребляются.