при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес

При каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес

Завивание берез — (заламывание березок, заплетение венков, завивание венков, запирание ворот) — один из основных обрядов весенне-летнего цикла, в центре которого действия, производимые с ветвями растущих и срубленных берез (реже других деревьев) — плетение и витье; начальный этап единого обрядового комплекса, завершающегося расплетением или обламыванием завитой части дерева. Кроме северных губерний Европейской России, обряд был распространен повсеместно.

Завивали березки чаще всего в Семик, а развивали — в Троицу. В локальных традициях существовали и иные сроки проведения обряда: Егорьев день — Троица; канун Николина дня — Николин день; второе воскресенье после Пасхи, известное под названиями кумитное, кумишное, завивальное, жен мироносиц — Вознесение, Троица; Вознесение — Троица; Вознесение — Духов день; Семик — Духов день; канун Троицы — Духов день; Троица — Духов день, Петровское заговенье (см. Всесвятская неделя), Петров день; Духов день — Петровское заговенье; Петров день — Троица следующего года.
Суточное время завивания берез также варьировало по местностям. Так, в Орловской и в Костромской губерниях обряд совершался с утра, «до солнышка», во Владимирской губ. — во второй половине дня, а в Рязанской губ. — поздно вечером, даже ночью, при свете горящей бересты на палках.
В Дмитровском у. Московской губ. был распространен обычай предварительного выбора обрядового деревца накануне ритуального действия. В ряде мест Костромской и Вятской губерний березу сначала вырубали, устанавливали ее в поле или в огороде, а затем только завивали. Единичный случай завивания берез на севере (Каргопольский р-н Архангельской обл.) также освещает действия с ветвями срубленных берез.

Виды завивания

Участники обряда

В обряде участвовали только девушки, в некоторых местах к ним присоединились молодые женщины, не имевшие детей; в Жиздринском у. Калужской губ. ветви на березах завивали только замужние женщины. Одетые в лучшие праздничные наряды девушки и молодки тайно отправлялись завивать березки. Они тщательно скрывали время и место проведения обряда, т.к. парни спустя некоторое время могли отправиться следом и «помешать девичьим затеям» (енисейск.).

Завивая березу, девушки «завечали» о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание. Так, в Тюменском у. при изготовлении «воротец» говорили: «Если выйти мне замуж — отворитеся ворота, если в девушках остаться — затворитеся ворота». Иногда загадывали на родственников и подруг, заплетая на каждого из них отдельную фигуру. В Ростовском у. Ярославской губ. при гадании «мотушку», задуманную для мужчины, делали в виде венка, а для девушки — в виде косы; в Даниловском у. Ярославской губ. косы также плели на девиц, а венки — на замужних женщин и детей. Через несколько дней, отправляясь развивать березы, предварительно внимательно осматривали их: развитая коса предвещала скорое замужество, которому предшествовало ритуальное расплетение девичьей косы, нарушенный и «сповявший» венок сулил неприятности в текущем году (см. Троицкий венок).

Около завитых берез водили хороводы, плясали, пели особые песни, исполнявшиеся только в это время и отражавшие обрядовую ситуацию периода Семик-Троица (см. Семик, Троица). В Дмитровском крае (московск.) девушки свивали три пары берез «воротами», а затем «гуськом проходили под ними», распевая при этом: «На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела…»
(Зернова А. Б. 1932).

Обрядовая трапеза

Тут же под деревом, на разосланной на земле скатерти, совершалась обрядовая трапеза, которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, яичницу или яйца, ветчину, сало, творог со сметаной, пироги, куличики и козули (лепешки с дыркой посередине), каравай. В Дмитровском крае (московск.) каждая девушка должна была принести с собой глазок яичницы. Разложив яичницы вокруг завитой березы, участницы обряда брались за руки и водили хоровод под песню:
«Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей».
(Зернова А.Б. 1932).

Обряды

Местами завивание берез сопровождалось обрядами кумления, крещения и похорон кукушки. На переплетенные ветви сажали «кукушку», вешали кресты, ленты; через них и под ними кумились: целовались и обменивались дарами, бились яйцами, проходили парами.

В течение всего праздника девушки внимательно следили, чтобы никто из посторонних не подходил и не видел бы заплетенных веток, а мальчишки не обломали и не срезали бы их. В назначенный день они, вновь собравшись вместе, отправлялись к березам, чтобы распустить их. При этом девушки аккуратно освобождали ветви и выплетали из них ленты и полотенца, нитки, платки, снимали другие украшения, возвращая их себе. В Сибири и в ряде мест Европейской России заплетенные на березах «венки» и «косы» «заламывали», т.е. обламывали; в день заламывания в Галичском у. Костромской губ. соблюдали строгий запрет на посещение сада. Обломанные части деревьев украшали цветами, а вечером «отпускали» в воду (см Троицкий венок). Во Владимирской губ. развивали березку следующим образом: ее срубали и использовали в последующих обрядовых действиях: украшали и устраивали с ней гулянье, а вечером топили в реке (см. Троицкая березка).

Местом для завивания березок избирались преимущественно те рощи, лески, поляны, которые находились вблизи ржаного поля, т.к. согласно поверью, от этого, «также как от завивания ржи в Вознесение, она (рожь) будет лучше» (Пропп В.Я. 1995. С. 73). Это представление нашло отражение и в текстах песен, сопровождавших завивание (а также и развивание), которые фактически являлись заклятием на урожай:
» Завили веночки, (при развивании пели «развили»)
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овес ресистый,
На гречиху черную,
На капусту белую».
(смоленск.).

В Нейском р-не Костромской обл. в лесу завивали березки, чтобы лен уродился и капуста вилась, при этом пели:
«Вейся-ко, вейся, капуста,
Вейся-ко, вейся, вьюная!
Как мне капустке не виться
Как мне зимой не валиться».

Русалки

На завитых березовых ветвях, по представлениям русских, качались русалки. Жители Смоленской губ. в течение недели боялись подходить, чтобы «русалки, качающиеся на чем (переплетенных ветках) не защекотали дерзкого». А крестьяне Муромского у. (владимирск.) считали, что и «завивать березку — большой грех, оттого, что в канун Троицына дня перед ней пляшут шишиги (нечистые)». В последние годы, основываясь на этих представлениях, высказана гипотеза, «что каждая участница семицкого обряда, заплетая венок для себя на березе, тем самым как бы призывала в него русалку, т.е. душу-зародыш для своего будущего ребенка, которая за те несколько дней, что венок оставался на дереве, могла вселиться в него; когда венок обламывали и надевали на голову, ждали перехода души из венка к девушке».

Идея плодородия

Процесс завивания, плетения, витья (веток) осмысляется как ритуальное действие, связанное с идеей «жизни» и имеющее значение зарождения, развития, преумножения. Этим можно объяснить необходимость участия в обряде всех девушек и молодых женщин, основная функция которых состояла в продолжении рода. В одной из смоленских троицких песен жизнь ставится в непосредственную зависимость от соблюдения обычая завивания:
«Кто не идет
Венков завивать,
Положь того
Колодою дубовою,
Детей его
Кто венков не вьет,
Того матка умрет!
А кто вить будет
Того жить будет!»
(Некрылова А.Ф. 1989).

Источник

Славянский обряд с березой

при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Смотреть фото при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Смотреть картинку при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Картинка про при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Фото при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес

Березовые веники использовали в бане, веря в ее целительные свойства. Также ветки этого дерева находили применение в различных обрядах и гаданиях.

Русалочья неделя

Славяне верили, что с приходом лета русалки начинают ходить по земле. Но русалки в их представлении это не девушки с рыбьими хвостами. Русалками наши предки называли души усопших. Согласно легендам, русалки обитают в кроне берез. Стоит лету вступить в свои права, они тут же начинают гулять по полям, лесам, берегам водоемов. Опасно было встретить русалку мужчине: она могла утащить беднягу на дно реки или озера. С приходом Русалочьей недели люди посещали кладбища. Там вспоминали умерших родственников и близких, а их могилки украшали ветками берез.

Но основной славянский обряд с березой – это заламывание. В нем принимали участие молодые девушки и женщины (мужчин не должно было быть). Для обряда отбирали одиноко стоящую березу, которое увешивали цветными и ленточками и бусами.
при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Смотреть фото при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Смотреть картинку при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Картинка про при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес. Фото при каком древнерусском обычаи ветки березы пригибали к земле переплетая их с травой поле чудес
Во время обычая девушки пели, а также плели венки. Смысл обряда заключался в хорошем урожае. После того, как береза была украшена, девушки садились за трапезу. Основными продуктами на ней были куриные яйца, сметана и творог, квас и пиво. После принятия пищи девушки обменивались подарками, гадали (опускали венки в воду, наподобие Купальского гадания).

Интересно, что после Крещения Руси березу начали украшать крестами. Таким образом, неделя русалок была постепенно забыта и превратилась в православную Троицу.

Обычаи и поверья, связанные с березой:

Таким образом, отношение к березе было неоднозначным и противоречивым. С одной стороны она была символом новой жизни и плодородия, а с другой – болезней и смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *