Превентивная езда что это
Что такое превентивная система безопасности и как она работает?
Наиболее важным направлением развития автомобильных систем активной безопасности является использование превентивной системы безопасности (системы предупреждения столкновения). Назначение этой системы дать автомобилю возможность избежать столкновения, а если авария неизбежна, сделать так, чтобы её последствия были минимальны.
Превентивная система для безопасного вождения
Несмотря на обилие различных названий принцип действия и выполняемые функции у систем различных производителей практически одинаковы. Система должна предупредить водителя об угрозе столкновения, приготовить тормозную систему к экстренному торможению, активировать элементы системы пассивной безопасности и если действий водителя недостаточно, чтобы избежать аварии, приступить к торможению.
В принципе как таковой превентивной системы безопасности в автомобиле нет. Это программное обеспечение, призванное скоординировать и объединить действия других систем безопасности автомобиля: курсовой устойчивости, адаптивного круиз-контроля, пассивной безопасности.
Как работает превентивная система безопасности?
Алгоритм работы системы следующий. Если есть угроза столкновения, натягиваются ремни безопасности, сиденья переводятся в положение наиболее оптимальное с точки зрения безопасности, если в них есть воздушные полости, они заполняются воздухом для лучшей фиксации тела человека, окна и люки в автомобиле закрываются.
Принцип работы системы
Разрабатываемые сейчас превентивные системы безопасности будут обладать такими функциями:
Кроме того, наружные панели дверей смогут менять форму перед столкновением. Специальные полости дверей смогут раздуваться при подаче в них газа и образовывать дополнительные рёбра жесткости.
Также, спроектирована и готовится к внедрению внешняя фрикционная подушка, которая будет надуваться в случае экстренного торможения и работать как дополнительный тормоз.
Видео:
Автомобилей выпускается всё больше и значит количество аварий тоже будет увеличиваться. Так что превентивная система безопасности в автомобиле очень нужная опция.
Алгоритм оценки стиля вождения водителя грузового (коммерческого) автомобиля
Ни для кого не секрет, что основной статьей затрат при автомобильных грузоперевозках является стоимость топлива. Все участники данной игры (Автомобильные грузоперевозки) прилагают максимум усилий для минимизации данной статьи расходов. Автопроизводители бесконечно совершенствуют свои модели автомобилей, предлагая все более производительные, безопасные и экономичные седельные тягачи. Развитые страны строят более экономичные автомагистрали.
Логистические компании выстраивают более оптимальные логистические маршруты и казалось бы все движется только вверх и вперед и с каждым годом расходы транспортной компании на топливо должны уменьшаться! Но в жизни получается не так. Несомненно, если сравнивать 1990,2000 и 2010 года, то по мере обновления моделей грузовых автомобилей, расход топлива стремительно сокращался. К примеру для грузовиков 1990 года выпуска при перевозке 20 тонн груза расход топлива 45л/100км считался нормальным. Моделям 2000-х годов удавалось выйти из 40л/100км расхода топлива, а грузовики 2010 годов выпуска уже могли хвастаться расходом 30-35 л/100км пути. Но что происходит сейчас, в 2021году? Современные модели грузовиков заявляют о паспортных расходах в 21. 23. 25л/100км, но в реальных условиях транспортные компании получают средний расход автомобилей в районе 30-31л/100км. Встает резонный вопрос?
Автопроизводители, как и производители электроники, очень сильно шагнули вперед и автомобили обогнали в своем развитии людей, которые их эксплуатируют. Ситуация стала такова, что люди, управляющие современными грузовыми автомобилями, не могут раскрыть полный потенциал автомобиля с точки зрения расхода топлива.
Но, казалось бы, с этим у нас тоже должно быть все в порядке. Практически все навигационные системы и GPS/Glonass трэкеры имеют опцию ECO DRIVING которая должна оценивать водителя. Но вот тут как раз таки маркетинг чистой воды!) Опция вроде бы есть, а вот толку от нее нет!
Проанализировав большую часть предложенных решений на рынке, оказалось, что разработчики не стали заморачиваться над проблемой и взяли в основу довольно примитивную методику оценки:
Алгоритмы ECO Driving
Что же, начнем строить свои алгоритмы!
За исходные данные мы берем седельный тягач, с расширенным CAN протоколом, цифровой ДУТ, вариации с количеством ступеней неизнашивающихся тормозных систем и наличие встроенных электронных помощников (круиз контроль, система аварийного торможение, система слежения за разметкой, система учета рельефа местности и пр.) без привязки к марке грузовика. МКПП и АКПП. Электронная педаль газа и наличием системы EBS не старше 2006г. ПО верхнего уровня Wialon. Выбор обусловлен всеядностью платформы с точки зрения телематического оборудования. GPS трэкер с интерфейсами RS,1-wire, BT, CAN BUS. Дополнительные модули RFID, выносной модуль вибраций (удара). И конечно же нам понадобится гибкая логика, что то вроде Easy Logic от Galileosky.
Итак, начнем, пожалуй, с самого энергозатратного с точки зрения автомобиля параметра.
Превентивная езда/ Режим разгона
Данный критерий характеризует способность водителя к предусмотрительному вождению, т.е. умению водителя прогнозировать и предусматривать дорожную обстановку и принимать управляющее воздействие на автомобиль во время разгона до события, а не по факту. Основная задача избегать РЕЗКИХ управляющих воздействий
Пример: водитель начинает движение и динамично разгоняется до ограничителя скорости в 83 км/ч, но тут же быстренько упирается в идущий автомобиль с меньшей скоростью 75 км/ч, а совершить обгон возможности нет и ему приходится тормозить до скорости данного транспортного средства, а затем снова разгоняться и пытаться его обгонять.
Для настройки системы оценок необходимо предусмотреть возможность менять константы в пользовательском режиме, т.к. баллы за критерии приведены в этой статье справочно, для понимания алгоритмов.
Превентивная езда/ Режим торможения
Здесь все аналогично Режиму разгона.
Равномерная скорость движения
Энергия, необходимая для достижения более высоких скоростей, должна поддерживаться как можно дольше, чтобы постоянно поддерживать скорость движения. Лучшая оценка в этом разделе достигается за счет «плавания» в транспортном потоке и недопущения слишком частых и интенсивных процессов ускорения и замедления.
Анти пример: данный параметр нам нужен для борьбы вот с таким вот графиком скорости автомобиля.
!. Изменением вектора считается изменение скорости на величину от 2 км/ч до 10 км/ч. Колебания скорости до 2км/ч обусловлено гистерезисом круиз контроля, а изменение скорости на 10 км/ч и более рассматриваем за дорожную обстановку.
Использование педали газа
Когда водитель орудует педалью газа, система управления двигателем отрабатывает нажатие на педаль газа в процентном значение и даже небольшое кратковременное дерганье педалью приводит к подачам порций топлива для отработки желаемого ускорения, но так как автопоезд с массой 40 тонн слишком инерционен, то такие управляющие воздействия не заметны водителю, но приводят к пустой трате топлива. Ошибочно мнение, что автомобиль сглаживает волнения педали для экономии топлива.
Анти пример: Режим движения водителя по проселочной дороге за впереди идущем авто. Он едет примерно с одной скоростью но постоянно мучает педаль газа туда/сюда пытаясь держаться на одинаковом расстоянии до впереди идущего авто.
Разгон
Торможение
!! На разных авто разное количество ступеней моторного тормоза и ретардера.
Балл за одно торможение зависит от количества ступеней, которые водитель выполнил правильно.
1-10 выполнены, то балл 10,00
2-10 выполнены, то балл 9,00
5-10 выполнены, то балл 8,00
7-10 выполнены, то балл 7,00
Остановки
Поскольку трогание с места является одним из наиболее затратных по топливу процессов (около 700 грамм топлива на разгон сцепки полной массы) при движении, количество остановок, которых можно избежать, следует по возможности сократить до минимума. Тут очень важно понимать что общее количество остановок слишком неинформативный критерий! Есть пробки, особенно их много в Европе. Есть очереди на границах, есть погрузки и выгрузки на которые водители не влияют…
Сложность трассы
Не все маршруты одинаковы и количество и процент нажатия педали тормоза при поездке в Азербайджан и в Германию очень отличается и в этом нет влияния водителя поэтому сложность трассы тоже необходимо учитывать
«Средний уклон»
«Средний вес»
«Количество положительных остановок (очереди и пробки)»
Накат
Неиспользование помощников автомобиля
В современных автомобилях много очень полезных помощников, которые водители так и норовят выключить в пути, мол мне лучше знать как ехать! К примеру рельеф местности загружен практически в каждый современный автомобиль. В Мерседесе данная система называется PPC, и автомобиль выбирает скоростной режим прохождения гор и поворотов учитывая рельеф. К примеру если после высокой горы будет сразу следовать спуск, то в конце подъема на гору машина перестанет поддерживать заданную скорость и закатится на горку на скорости 50км/ч и начнет потихоньку перекатываться горку а затем разгоняться накатом, но не всем водителям такое по душе. А еще машины теперь любят сами заранее тормозить перед поворотом)
Система РРС сама заранее сбросит скорость перед перекрестком.
Оцениваем процент пути с включенными системами
А. Режим AUTO ВКЛ (в сравнении с Manual)
Б. РРС ВКЛ
В. Слежение за разметкой ВКЛ
Г. аварийное торможение ВКЛ
Д. Режим ECONOMY вкл (в сравнении с AUTO)
Е. круиз контроль/ограничитель скорости ВКЛ (круиз + ограничитель)
Ё. Усталость водителя ВКЛ
Ж. Слежение за дорожными знаками ВКЛ
Оценка = (А+Б+0,25*В+0,25*Г+Д+Е + 0,25*Ё + 0,25 * Ж)/6
Мощностная диаграмма пути
Считаем секунда вне селеного диапазона и штрафуем голубчика))) Кстати, зачастую водители чтобы сымитировать повышенный расход топлива, к примеру после установки ДУТ, кидает автомобиль на 10 передачу вместо 12 и едет весь день на 1600 оборотах при малой нагрузке. А тут мы его и подловим) А также здесь будут видны обгоны на скорости.
Вибрация от внешнего датчика вибрации на раме
Этим параметром мы будим приучать водителей бережно относиться к авто и тормозить на лежачих полицейских и ямах в колено.
10,0 – 0 ударов за рейс
9,00 – 2 удара за рейс
8,00 – 4 удара за рейс
Внутренний акселерометр в данном случае не подойдет, т.к. спящие на скорости 60 км/ч пневмоподвеска рама+кабина глотает. А вот колеса становятся квадратными!
P.S.. В заключении нужно сказать, что, анализируя и влияя на водителей в рамках этих критериев возможно максимально минимизировать негативное влияние водителя на расход топлива. Однако не стоит забывать, что помимо стиля вождения на расход также влияет и техническое состояние транспортного средства, и в борьбе за экономию топлива необходимо должное влияние уделять также и техническому состоянию ТС.
Приведу небольшой пример: при закоревании направляющих тормозного суппорта одного из колес на ведущей оси, расход топлива за рейс Минск, РБ-Вольфсбург, Германия – Минск, РБ вырос с 24,9 до 29,2 л/100км. Наш менее опытный водитель даже не заметил ничего неладного в пути, т.к. ступица ведущей оси рассеивает тепло через бортовую и масло моста, и колесо грелось сильнее остальных, но не критично больше, а опытный водитель в следующем рейсе жаловался на слабый накат автопоезда и легкий запах паленых колодок после длительного вождения. И стоит отметить, что используемая смазка в направляющих, имеет срок службы 36 месяц, после чего она высыхает и теряет свои свойства.
Но как видим не каждый водитель способен увидеть данные тонкие проблемы, и, следовательно, человеческий фактор необходимо по максимум исключать в нашей работе!)
Самый главный вопрос – почему стоит прислушиваться к нашему мнению?
Наша компания заняла 1 место в Mercedes-Benz FleetBoard Driver’s League среди стран СНГ.
Среднегодовой расход по автопарку за 2020 год 24,6 л/100 км (14 машин, 130-140 т.км пробега на каждый грузовик, 27 водителей)
превентивная безопасность
Смотреть что такое «превентивная безопасность» в других словарях:
Превентивная война — (фр. préventif, от лат. praevenio опережаю, предупреждаю) война, которую начинают считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой опередить агрессивные действия со стороны противника. Превентивную войну… … Википедия
Безопасность региональная — состояние отношений внутри и между социально территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных… … Пограничный словарь
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ — состояние отношений внутри и между соц. тер. общностями определ. региона, при к ром для всех относящихся к нему гос в, народов, граждан, обществ. ин тов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и… … Энциклопедия РВСН
Министерство обороны Норвегии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Смертная казнь в России — Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной… … Википедия
Служба превентивной безопасности ПНА — араб. الأمن الوقائي, «Аль Амн Аль Викайи» Страна … Википедия
Война — У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия
Интифада Аль-Аксы — Интифада Аль Аксы … Википедия
Психогигиена — Психогигиена наука о сохранении и достижении психического здоровья. Содержание 1 История 2 Задачи психогигиены 3 Литература … Википедия
Как устроена превентивная система безопасности
Превентивная система безопасности все чаще внедряется на новые автомобили и больше всего усовершенствуется инженерами. Расскажем о принципе работы системы безопасности и устройстве механизмов. Превентивная система безопасности все чаще внедряется на новые автомобили и больше всего усовершенствуется инженерами. Расскажем о принципе работы системы безопасности и устройстве механизмов.
Безопасность современного автомобиля в первую очередь оценивается больше, чем его интерьер или дизайн. Большая конкуренция на автомобильном рынке новых автомобилей и непростая ситуация экономики заставляют производителей придумывать и улучшать уже существующие системы безопасности.
Большим спросом и популярностью пользуются активные системы безопасности, которые благодаря современным технологиям могут предсказать ту или иную ситуацию, а так же подобрать максимально безопасный выход.
Что такое превентивная система безопасности
Одной из таких активных систем безопасности считается превентивная система безопасности, по-другому её еще известна как система предотвращения столкновений автомобиля. Между экспертами идет постоянные ссоры, к какой категории отнести данную систему. Некоторые считает, что это активная, другие эксперты, что это пассивная система безопасности.
Главным назначением превентивной системы безопасности считается предупреждение водителя о возможном столкновении, подготовка тормозной системы в случае экстренного торможения, так же превентивная система может активировать отдельные устройства пассивной безопасности. Одним словом, превентивная система устроена таким образом, чтоб максимально подсказать и помочь водителю в самых непредсказуемых ситуациях.
Все же многое будет зависеть от того, как эту систему реализовали инженеры автомобиля. Некоторые превентивные системы могут работать за счет других систем безопасности, системы кругового обзора, парктроника и других. Другие же, продуманные превентивные системы безопасности имеют свой блок управления, свои датчики и механизм, в таком варианте система кругового обзора, различные датчики скорей будут дополнять превентивную систему.
Превентивная система у производителей
Как уже говорили выше, у каждого производителя есть своя превентивная система. Самые известные превентивные системы производителей это:
По списку видно, что каждый производитель имеет подобную превентивную систему в своем арсенале. Для примера, возьмем систему от компании Mercedes-Benz. Превышая скорость выше 30 км/час, система начинает оценивать характер передвижения (обороты двигателя, скорость, поведение водителя и другие).
На основе полученных данных превентивная система может реализовать один из алгоритмов, зашитые в память системы. Первый рассматривается алгоритм риска столкновения. Система собирает информацию о натяжении ремней безопасности пассажиров и водителя, скорость передвижения, дорожном покрытии. Как результат, подстраиваются натяжители ремней безопасности, подушки безопасности выводятся в режим готовности, а спинки сидений и подголовники выводятся в оптимальные положения, задние подголовники подымаются относительно роста пассажиров.
Без правил исключения, превентивная система безопасности всегда включена и не может быть отключена водителем. Компания Mercedes-Benz усердно работает над превентивной системой второго поколения. В нее появятся боковые панели кузова (будут менять траекторию при столкновении), специальными сиденья, которые сдвигаются к середине при боковом ударе, появится вертикальная подушка безопасности между водителем и передним пассажиром.
Чтоб уменьшить давление на грудную клетку задних пассажиров, инженеры разрабатывать надувные ремни.
С чего состоит система превентивной безопасности
Как такого стандартного перечня механизмов превентивной системы безопасности нет, у каждого производителя он свой. Зачастую это блок управления, прошитый специальным программным обеспечением. Блок управления подключен к бортовому компьютеру и центральной системе управления, собирая данные с различных систем он можно сказать паразитирует на них.Хотя у некоторых производителей есть свои исключения, так у компании Ford, Volvo и Mercedes-Benz превентивную систему выделяют как отдельную. У нее есть свой блок управления, датчики и камеры, которые специально заточены под свое предназначение, ну и конечно же исполнительные устройства. Сразу становится понятно, что такие превентивные системы значительно быстрей реагируют на разные ситуации, а значит и цена самого автомобиля будет на порядок выше.
Как правило, в качестве приборов, с которых снимается информация, используются датчики, сенсоры, камеры и остальные разнообразные, с которых можно вытянуть какую-либо информацию. Блок управления может выглядеть как миникомпьютер с шикарными системными параметрами, для быстрой обработки полученных данных.
Внутри блока управления зачастую прошита интеллектуальная программа, способная распознавать различные ситуации на дороге и молниеносно принимать решение о том, как лучше всего избежать ДТП или смягчить силу удара.
В качестве исполнительных устройств, без исключений будут использоваться механизмы автомобиля. Превентивная система будет регулировать тормозную систему, руль и обороты двигателя. Так же будут задействованы другие активные системы безопасности, подобно контролю слепых зон, контроль движения по полосе и подобных других.
В целом логика работы превентивной системы достаточно несложная, а вот водителю стоит помнить, что система всегда на страже и держит под контролем.
Принцип работы превентивной системы безопасномти
Рассказывать о принципе работы превентивной системы безопасности каждого производителя, смысла нет, так как каждый день они дорабатываются, улучшаются и меняют свою логику. Но все же общая логика работы есть.
Если появляется угроза столкновения автомобиля, система натягивает ремни безопасности машины, относительно алгоритма сиденья переводятся в максимально безопасное положение. Открытый люк и окна сразу же закрываются автоматически. Как уже говорилось, система постоянно следит за ситуацией вокруг автомобиля, ежесекундно снимая данные с камер, сенсоров по периметру автомобиля.
При наличии системы распознавания пешеходов, превентивная система в первую очередь будет её использовать или её компоненты для слежения за ситуацией спереди автомобиля. Другими словами, использоваться будет максимальное количество сенсоров и устройств, для получения максимального количества информации.
В случае обнаружения ситуации столкновения, приблизительно за полторы секунды до столкновения, водителю подаются звуковые и световые сигналы, а система автоматически начинает останавливать автомобиль. Если водитель отреагировал на сигналы, превентивная система подымает давление тормозной системы до максимального, чтоб ускорить торможение. Но как только водитель начинает крутить рулем выходя из виража, система прекращает торможение, а педаль тормоза в прямую будет зависеть от водителя. Хотя некоторые производители все же решили половину тормозной системы выделить для превентивной системы.
Последний вариант ситуации, когда водитель не реагирует на сигналы превентивной системы. Тогда система автоматически принимает решение об экстренном торможении, и берет управление автомобилем под свой контроль, от руля, до угла поворота колес.
По статистике различных представительств, превентивная система немало раз выводила автомобили с различных ДТП, тем самым спасая не одну жизнь. Последней разработкой инженеров превентивной системы стала внешняя фрикционная подушка. В случае экстренного торможения и 100% случая столкновения, она будет надуваться и срабатывать как дополнительный тормоз.
Видео принцип работы превентивной системы безопасности:
Алгоритм оценки стиля вождения водителя грузового (коммерческого) автомобиля
Ни для кого не секрет, что основной статьей затрат при автомобильных грузоперевозках является стоимость топлива. Все участники данной игры (Автомобильные грузоперевозки) прилагают максимум усилий для минимизации данной статьи расходов. Автопроизводители бесконечно совершенствуют свои модели автомобилей, предлагая все более производительные, безопасные и экономичные седельные тягачи. Развитые страны строят более экономичные автомагистрали.
Логистические компании выстраивают более оптимальные логистические маршруты и казалось бы все движется только вверх и вперед и с каждым годом расходы транспортной компании на топливо должны уменьшаться! Но в жизни получается не так. Несомненно, если сравнивать 1990,2000 и 2010 года, то по мере обновления моделей грузовых автомобилей, расход топлива стремительно сокращался. К примеру для грузовиков 1990 года выпуска при перевозке 20 тонн груза расход топлива 45л/100км считался нормальным. Моделям 2000-х годов удавалось выйти из 40л/100км расхода топлива, а грузовики 2010 годов выпуска уже могли хвастаться расходом 30-35 л/100км пути. Но что происходит сейчас, в 2021году? Современные модели грузовиков заявляют о паспортных расходах в 21. 23. 25л/100км, но в реальных условиях транспортные компании получают средний расход автомобилей в районе 30-31л/100км. Встает резонный вопрос?
Автопроизводители, как и производители электроники, очень сильно шагнули вперед и автомобили обогнали в своем развитии людей, которые их эксплуатируют. Ситуация стала такова, что люди, управляющие современными грузовыми автомобилями, не могут раскрыть полный потенциал автомобиля с точки зрения расхода топлива.
Но, казалось бы, с этим у нас тоже должно быть все в порядке. Практически все навигационные системы и GPS/Glonass трэкеры имеют опцию ECO DRIVING которая должна оценивать водителя. Но вот тут как раз таки маркетинг чистой воды!) Опция вроде бы есть, а вот толку от нее нет!
Проанализировав большую часть предложенных решений на рынке, оказалось, что разработчики не стали заморачиваться над проблемой и взяли в основу довольно примитивную методику оценки:
Алгоритмы ECO Driving
Что же, начнем строить свои алгоритмы!
За исходные данные мы берем седельный тягач, с расширенным CAN протоколом, цифровой ДУТ, вариации с количеством ступеней неизнашивающихся тормозных систем и наличие встроенных электронных помощников (круиз контроль, система аварийного торможения, система слежения за разметкой, система учета рельефа местности и пр.) без привязки к марке грузовика. МКПП и АКПП. Электронная педаль газа и наличием системы EBS не старше 2006г. ПО верхнего уровня Wialon. Выбор обусловлен всеядностью платформы с точки зрения телематического оборудования. GPS трэкер с интерфейсами RS,1-wire, BT, CAN BUS. Дополнительные модули RFID, выносной модуль вибраций (удара). И конечно же нам понадобится гибкая логика, что то вроде Easy Logic от Galileosky.
Итак, начнем, пожалуй, с самого энергозатратного с точки зрения автомобиля параметра.
Превентивная езда/ Режим разгона
Данный критерий характеризует способность водителя к предусмотрительному вождению, т.е. умению водителя прогнозировать и предусматривать дорожную обстановку и принимать управляющее воздействие на автомобиль во время разгона до события, а не по факту. Основная задача избегать РЕЗКИХ управляющих воздействий
Пример: водитель начинает движение и динамично разгоняется до ограничителя скорости в 83 км/ч, но тут же быстренько упирается в идущий автомобиль с меньшей скоростью 75 км/ч, а совершить обгон возможности нет и ему приходится тормозить до скорости данного транспортного средства, а затем снова разгоняться и пытаться его обгонять.
Для настройки системы оценок необходимо предусмотреть возможность менять константы в пользовательском режиме, т.к. баллы за критерии приведены в этой статье справочно, для понимания алгоритмов.
Превентивная езда/ Режим торможения
Здесь все аналогично Режиму разгона.
Равномерная скорость движения
Энергия, необходимая для достижения более высоких скоростей, должна поддерживаться как можно дольше, чтобы постоянно поддерживать скорость движения. Лучшая оценка в этом разделе достигается за счет «плавания» в транспортном потоке и недопущения слишком частых и интенсивных процессов ускорения и замедления.
Анти пример: данный параметр нам нужен для борьбы вот с таким вот графиком скорости автомобиля.
!. Изменением вектора считается изменение скорости на величину от 2 км/ч до 10 км/ч. Колебания скорости до 2км/ч обусловлено гистерезисом круиз контроля, а изменение скорости на 10 км/ч и более рассматриваем за дорожную обстановку.
Использование педали газа
Когда водитель орудует педалью газа, система управления двигателем отрабатывает нажатие на педаль газа в процентном значении и даже небольшое кратковременное дерганье педалью приводит к подачам порций топлива для отработки желаемого ускорения, но так как автопоезд с массой 40 тонн слишком инерционен, то такие управляющие воздействия незаметны водителю, но приводят к пустой трате топлива. Ошибочно мнение, что автомобиль сглаживает волнения педали для экономии топлива.
Анти пример: Режим движения водителя по проселочной дороге за впереди идущем авто. Он едет примерно с одной скоростью но постоянно мучает педаль газа туда/сюда пытаясь держаться на одинаковом расстоянии до впереди идущего авто.
Разгон
Торможение
!! На разных авто разное количество ступеней моторного тормоза и ретардера.
Балл за одно торможение зависит от количества ступеней, которые водитель выполнил правильно.
1-10 выполнены, то балл 10,00
2-10 выполнены, то балл 9,00
5-10 выполнены, то балл 8,00
7-10 выполнены, то балл 7,00
Остановки
Поскольку трогание с места является одним из наиболее затратных по топливу процессов (около 700 грамм топлива на разгон сцепки полной массы) при движении, количество остановок, которых можно избежать, следует по возможности сократить до минимума. Тут очень важно понимать что общее количество остановок слишком неинформативный критерий! Есть пробки, особенно их много в Европе. Есть очереди на границах, есть погрузки и выгрузки на которые водители не влияют…
Сложность трассы
Не все маршруты одинаковы и количество и процент нажатия педали тормоза при поездке в Азербайджан и в Германию очень отличается и в этом нет влияния водителя поэтому сложность трассы тоже необходимо учитывать
«Средний уклон»
«Средний вес»
«Количество положительных остановок (очереди и пробки)»
Накат
Неиспользование помощников автомобиля
В современных автомобилях много очень полезных помощников, которые водители так и норовят выключить в пути, мол мне лучше знать как ехать! К примеру рельеф местности загружен практически в каждый современный автомобиль. В Мерседесе данная система называется PPC, и автомобиль выбирает скоростной режим прохождения гор и поворотов учитывая рельеф. К примеру если после высокой горы будет сразу следовать спуск, то в конце подъема на гору машина перестанет поддерживать заданную скорость и закатится на горку на скорости 50км/ч и начнет потихоньку перекатываться горку а затем разгоняться накатом, но не всем водителям такое по душе. А еще машины теперь любят сами заранее тормозить перед поворотом)
Система РРС сама заранее сбросит скорость перед перекрестком.
Оцениваем процент пути с включенными системами
А. Режим AUTO ВКЛ (в сравнении с Manual)
Б. РРС ВКЛ
В. Слежение за разметкой ВКЛ
Г. аварийное торможение ВКЛ
Д. Режим ECONOMY вкл (в сравнении с AUTO)
Е. круиз контроль/ограничитель скорости ВКЛ (круиз + ограничитель)
Ё. Усталость водителя ВКЛ
Ж. Слежение за дорожными знаками ВКЛ
Оценка = (А+Б+0,25*В+0,25*Г+Д+Е + 0,25*Ё + 0,25 * Ж)/6
Мощностная диаграмма пути
Считаем секунда вне зеленого диапазона и штрафуем голубчика))) Кстати, зачастую водители чтобы сымитировать повышенный расход топлива, к примеру после установки ДУТ, кидает автомобиль на 10 передачу вместо 12 и едет весь день на 1600 оборотах при малой нагрузке. А тут мы его и подловим) А также здесь будут видны обгоны на скорости.
Вибрация от внешнего датчика вибрации на раме
Этим параметром мы будим приучать водителей бережно относиться к авто и тормозить на лежачих полицейских и ямах в колено.
10,0 – 0 ударов за рейс
9,00 – 2 удара за рейс
8,00 – 4 удара за рейс
Внутренний акселерометр в данном случае не подойдет, т.к. спящие на скорости 60 км/ч пневмоподвеска рама+кабина глотает. А вот колеса становятся квадратными!
P.S.. В заключении нужно сказать, что, анализируя и влияя на водителей в рамках этих критериев возможно максимально минимизировать негативное влияние водителя на расход топлива. Однако не стоит забывать, что помимо стиля вождения на расход также влияет и техническое состояние транспортного средства, и в борьбе за экономию топлива необходимо должное влияние уделять также и техническому состоянию ТС.
Приведу небольшой пример: при закоревании направляющих тормозного суппорта одного из колес на ведущей оси, расход топлива за рейс Минск, РБ-Вольфсбург, Германия – Минск, РБ вырос с 24,9 до 29,2 л/100км. Наш менее опытный водитель даже не заметил ничего неладного в пути, т.к. ступица ведущей оси рассеивает тепло через бортовую и масло моста, и колесо грелось сильнее остальных, но не критично больше, а опытный водитель в следующем рейсе жаловался на слабый накат автопоезда и легкий запах паленых колодок после длительного вождения. И стоит отметить, что используемая смазка в направляющих, имеет срок службы 36 месяц, после чего она высыхает и теряет свои свойства.
Но как видим не каждый водитель способен увидеть данные тонкие проблемы, и, следовательно, человеческий фактор необходимо по максимум исключать в нашей работе!)
Самый главный вопрос – почему стоит прислушиваться к нашему мнению?
Наша компания заняла 1 место в Mercedes-Benz FleetBoard Driver’s League среди стран СНГ.
Среднегодовой расход по автопарку за 2020 год 24,6 л/100 км (14 машин, 130-140 т.км пробега на каждый грузовик, 27 водителей)
UPD: собирая обратную связь с комментариев буду делать их небольшой анализ сразу за текстом в виде тезисов, т.к. большая часть комментариев дублируются по смыслу!
1. Расход топлива — это головная боль предприятия а не водителя, поэтому он даже не фигурирует в алгоритмах. Какие машины более экономичны, правильные и своевременные ремонты, качество покупаемого топлива, выбор оптимальных маршрутов и прочее. Водителя эти вопросы не касаются, его задача управлять автомобилем максимально эффективно исходя из дорожной обстановки и погодных условий, и не воровать солярку, все! Вопрос как успеть доставить груз вовремя (скорость движения авто) — это не головная боль водителя, это задача экспедитора! Автомобиль с водителем профессионалом имеет предсказуемый и прогнозируемый режим движения, от чего и отталкивается экспедитор при расчетах и планировании. Сейчас видно и время водителя по чипу (тахографу) в режиме онлайн, и местоположение и можно даже получить фото и видео с регистратора автомобиля. Поэтому сроки доставки груза — это зона ответственности экспедитора а не водителя. Гонения водителя давай давай ты не успеваешь, вставляй помощника, доедешь поспишь — это удел фирм, на которых заработок денег идет за счет «наживания и выжимания» на сотрудниках. Мне не интересно обсуждать проблемы таких компаний и предприятий)
2. Данные алгоритмы не нацелены на некую коренную ломку принципов управления автомобилем в угоду экономичности. Мы используем данную методику уже более трех лет. Она позволяет оценивать навыки управления автомобилем каждого водителя в отдельности на всем протяжении пути в автоматическом режиме. За счет чего можно видеть слабых водителей, проводить с ними работу над ошибками. Водители, имеющие высокий уровень профессионализма, с первых рейсов показывают высокие баллы вождения и приличные результаты экономичности. Но как показала практика далеко не всех водителей, порой даже с приличным стажем вождения, можно отнести к профессионалам) Матерые ребята со скепсисом выслушивают все условия и говорят пффф. кого ты лечишь. и показывают уровень! ) Но с каждым годом, доля водителей со слабыми профессиональными навыками растет все больше и больше.