1. Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.
Д. Как вы изобразите «бытие»?
Какие свойства воды человек использует в быту и гигиенических целях?
Какие свойства воды человек использует в быту и гигиенических целях.
Как экономить воду в быту сообщение 3 класс?
Как экономить воду в быту сообщение 3 класс.
Наиболее распространёнными причинами возгараний в быту являются :
Какими предметами быта пользовались раньше на кубани?
Какими предметами быта пользовались раньше на кубани.
Придумайте несуществующий предмет который поможет вам в быту и опишите его?
Придумайте несуществующий предмет который поможет вам в быту и опишите его.
Какие достижение космонавтики мы используем в быту?
Какие достижение космонавтики мы используем в быту.
В чем заключается философская проницательность в определении первоосновы бытия мыслителей Милетской школы?
В чем заключается философская проницательность в определении первоосновы бытия мыслителей Милетской школы?
Опасные запахи в быту?
Опасные запахи в быту.
Почему бытие человека самый сложный вид бытия?
Почему бытие человека самый сложный вид бытия.
Перечислите источники химической опасности для возгорания в быту?
Перечислите источники химической опасности для возгорания в быту.
Что именно задавали какой класс.
Неживая : камень руды разные живое : дерево трава.
Высок процент содержащейся в картофеле клетчатки. Она выполняет функцию регулятора работы кишечника. Именно поэтому при атонии кишечника и запорах рекомендуют употреблять в пищу картофель.
Падение Западной Римской империи ; образование варварских государственных объединений ; относительный упадок материальной и духовной культуры стран, на территорию которых происходило переселение ; приобщение варваров к античному наследию ; относитель..
онтология. Практическая работа ОНТОЛОГИЯ. Практическая работа Тема Онтология Прочитайте текст и составьте краткий конспект
Термин онтология впервые был использован в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. По классификации Вольфа онтология входит в систему философских наук наряду с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией».
Онтология, как учение о бытии сформировалась еще в раннегреческой философии, а именно, в философии представителей Элейской школы (Парменид, Зенон). Элеаты считали истинным знанием лишь знание о бытии, одновременно утверждая тождество бытия и мышления. В дальнейшем, античное учение о бытии развивалось в трудах Эмпедокла, Анаксагора, греческих атомистов Левкиппа и Демокрита, достигнув своего завершения в философских системамх Платона и Аристотеля.
Средневековые мыслители (как христианские, так и исламские) использовали античную онтологию для решения теологических проблем. Синтез онтологии и теологии (богословия) был подготовлен позднеантичной мыслью, в частности стоицизмом и неоплатонизмом, а также раннехристианскими мыслителями (Августин Аврелий, каппадокийцы). В средневековой онтологии понятие абсолютного, вечного и неизменного бытия, как правило отождествлялось с Богом, одновременно, понимаемым как высшее Благо.
Для средневековой онтологии также большое значение имеет так называемый «онтологический аргумент», в соответствии с которым бытие Бога обосновывается через наличие у человека понятия о Боге (Августин, Ансельм Кентерберийский). Важным этапом развития схоластической философии также является «полемика об универсалиях», а также разработка проблематики субстанции и акциденций, актуального и потенциального бытия, необходимого, возможного и случайного.
Философская мысль Ренессанса мало развивает онтологическую проблематику. В философии Нового времени вопросы онтологии оказываются тесно связаны с проблемами гносеологии – теории познания. Проблема субстанции как первичного и самодостаточного бытия и связанные с ней вопросы (Бог и субстанция, множественности и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. В ряде философских течений (например, в философии английского сенсуализма XVII в.) проблемы онтологии отходят на второй план или вообще не затрагиваются. Поворотным пунктом в истории онтологии является критическая философия И. Канта. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на учение Канта, отчасти возвращаются к докантовской традиции построения онтологии на основе гносеологии. Они трактуют бытие как закономерный этап развития мышления, на котором мышление выявляет свое тождество с бытием.
В феноменологии Э. Гуссерля разрабатываются пути перехода от «чистого сознания» к структуре бытия при помощи анализа интенциональных структур сознания, вводится концепт «жизненного мира» как онтологической предзанности повседневного опыта. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера при помощи анализа наличного человеческого бытия вычленяет «чистую субъективность» и стремится освободиться от неподлинных форм существования.
Онтологизму в философии ХХ века противостоит неопозитивизм и аналитическая традиция, рассматривающая онтологические проблемы как результат заблуждения философии и теологии прошлого. Однако, со временем аналитическая философия приходит к необходимости реабилитировать онтологию как мировоззренческую функцию или же как инструмент снятия семантических антиномий (П. Стросон, У.В.О. Куайн). Постструктурализм (М. Фуко, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида) в ходе критики традиционной рационалистической метафизики также постоянно оказывается перед лицом неожиданных онтологических вопросах, что говорит о том, что потенциал онтологии как философской области еще не исчерпан. 2. Ответьте на вопросы. 1. Каковы основные свойства материи?
2. Каковы основные формы существования материи?
3. Почему движение является коренным способом существования материи? 3.Заполните таблицу.
Формы бытия
Пример
Природное бытие
5.Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»?
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы философии»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Областного бюджетного образовательного учреждение среднего профессионального образования «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
для самостоятельной работы
Разработала: Преподаватель Комарова Г.И.
Тема: Роль философии в жизни общества
1. Как Вы понимаете слова русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева о сущности философии:
«Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?
Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т Т. 2. М., 1988. С.91.
Тема: Древневосточная философия
1. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?
2. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии?(Ответ обоснуйте).
3. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя.
Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?
Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».
Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.
Тема: Античная философия
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа
Из ничего не творится ничто по божественной воле.
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим веленьем творится.
Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим
Наших заданий предмет: и оттуда являются вещи,
И каким образом все происходит без помощи свыше.
Горбачев В. Г. История философии. Брянск «Курсив», 2002. С. 46.
* Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».
Сколько учеников было у Пифагора?
В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.
Тема: Средневековая философия
1. Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».
2. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.
Тема: Философия Нового времени
1.Укажите имена мыслителей философии эпохи Возрождения и философские направления, в которых они работали.
2. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного способа мышления (из любой сферы научного знания)
3. Как Вы понимаете мнение Фейербаха о том, что религия является важным фрагментом духовной жизни человека, которая требует от него большой работы всех душевных сил – чувств, эмоций, фантазий, деятельности ума?
4.. Заполните таблицу «Общие черты и различия философских концепций мировой философской мысли».
Пояснения к работе: используя учебник, заполнить таблицу.
Задания для выполнения
Философия эпохи Возрождения
Основные черты философии
Основные философские течения
Наиболее яркие представители
5. Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ? Подумайте, есть ли здесь мысли, с которыми Вы согласны? Если да – отметьте их в тексте.
О массовой, поверхностной морали.
Ницше Ф. Веселая наука // Стихотворения. Философская проза. М., 1993. С. 478.
5. Заполните таблицу: Современная западная философия
Попробуйте закончить цитату, полагаясь на собственную логику:
хотя без них картина мира бедна и не выразительна. Увидеть что-либо недостаточно, нужно еще и. увиденное.
Согласны ли вы с этими высказываниями, обоснуйте свою позицию:
Задание 2
Выберите правильное определение истины. Поясните ваш выбор.
• Истина- это знание непротиворечивое.
• Истина- это практическое знание.
2.2 Разрешите анаграммы, переставив буквы в следующих словах так, чтобы образовались философские термины:
Мурза. Тома. Згом. Голос.Тоногиоля
в) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.
г) Студенты не могут быть неряшливо одеты. Петров одет неряшливо. Следовательно, Петров не студент.
е) Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту, следовательно он не друг.
ж) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди математики. Следовательно, все математики обладают способностью к быстрому и точному счету.
Задание 6. Представьте,что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму ит.д. Как вы изобразите «бытие»?
Задание 3.
Тема 2.2 «Учение о бытии и теория познания»
Задание 1: Соотнесите правильно первую и вторую колонку, а в третью запишите соответствующую концепцию бытия: Материализм, идеализм, иррационализм, рационализм.
Основные философские категории. Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий. Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные формы бытия; материально-предметное, объективно-идеальное, бытие человека, социальное бытие. Самоорганизация бытия. Синергетика и ее парадигмы. Формирование научно-философского понятия материи. Современные взгляды на категорию «материя». Системная организация материального мира. Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение. Типы и формы движения материальных структур. Движение и развитие. Диалектика и ее альтернативы. Пространство и время как формы бытия материи. Пространственно- временной континуум. Научные, философские и религиозные картины мира. Проблема сознанияв философии. Изменение представлений о сознании в истории философской мысли. Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности. Многоуровневость сознания. Сознательное и бессознательное. Современные программы анализа сознания. Проблема моделирования мыслительных процессов в кибернетических системах. Философские аспекты создания искусственного интеллекта. Сознание и познание. Сущность познания, его понимание в истории философской мысли. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание как качественно новая ступень отражения действительности, его формы. Единство чувственного и рационального в познании. Практика и ее роль в теории познания. Проблема истиныв философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютного и относительного в знании. Проблема критериев истины. Научное и вненаучное знание. Наука как специфическая форма познания. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни. Методы и формы научного познания.
Тема: Категории диалектического познания мира.
1. Приведите примеры на каждый из законов диалектики.
Закон перехода количественных изменений в качественные
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Закон единства и «борьбы» противоположностей
Постарайтесь провести различие между тем, как, по мнению М. Хайдеггера, можно прорваться к человеческому бытию, и тем, какой путь к этой цели предлагает К.
7.Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму и т.д. Как вы изобразите «бытие»?
Как вы понимаете смысловую подвижность понятия свободы?
Определите, в каких приведенных далее высказываниях понятие «свобода»
выступает как: а) политическая, б) нравственная, в) философская категория.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне).
«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на
Свободе» (Дейс, американский деятель рабочего движения).
А у вас хватило бы мужества на такое предпочтение?