Представьте что в классе где вы преподаете есть слабовидящий ученик
Как учителю работать со слабовидящими детьми
Елизавета Агафонова
15 декабря 2020 • 17:19
Фото depositphotos
Учитель истории и обществознания многопрофильного лицея № 9 в Махачкале Елизавета Агафонова рассказывает об опыте работы со слабовидящими детьми, о том, как вселить в них уверенность в своих силах, развить коммуникативные навыки и улучшить учебные результаты.
Несколько лет назад я начала преподавать в 5 классе, где была девочка с проблемами со зрением. Она относилась ко второму типу. Она была неуверенна в себе, думала, что любой цели ей будет добиться сложнее, чем другим. С другими детьми в классе она общалась свободно, но боялась выходить к доске и выступать перед одноклассниками.
Моя цель как классного руководителя было помочь ей почувствовать себя успешной и уверенной в своих силах. В 5 классе это сложнее, чем в начальной школе, потому что у детей происходит адаптация к новой системе обучения, новым предметам и новым учителям, но и необходимее, потому что теперь ученикам нужно проявлять себя на каждом предмете.
Мне пришла в голову идея использовать для работы с девочкой сказкотерапию — психологический приём, когда, работая со сказкой — придумывая, разыгрывая или продолжая её, — ребёнок справляется со своими жизненными трудностями, меняет характер.
У сказкотерапии есть плюс — слабовидящий ребёнок находится в тех же условиях, что и остальные, потому что сказку нужно воспринимать на слух. При этом обычно память и слух у слабовидящих детей хорошая.
Я давно пишу сказки о культуре и промыслах народов Дагестана. В этом плане у нас богатый край: дербентские, балхарские, кубачинские промыслы. И я решила, что могу использовать свои сказки для помощи ребёнку. Мы создали кружок, в котором стали работать со сказками, разбирали их, придумывали разные варианты сюжета и потом ставили театральные постановки. Девочка пробовала себя в разных ипостасях: сначала в качестве актрисы старалась вжиться в роль, а потом я стала возлагать на неё функции режиссёра — она давала указания другим детям по поводу их ролей.
В итоге ученица стала увлекаться сказками, в целом стала увереннее в себе. Поняла, что она не хуже и не слабее других и что ей под силу справляться с трудностями. Стала лучше заниматься на русском языке, а потом и активно отвечать на других предметах. Другие преподаватели, конечно, тоже старались с ней работать своими методами. Благодаря сказкам и общей работе педагогов она выработала свою модель работы в школе и закончила 9 класс с красным аттестатом.
Опыт работы с девочкой я смогла применить уже в более крупном масштабе. Я — член клуба «Учитель года Дагестана». Его председатель и учредитель, узнав о том, что я работала с ребёнком с ОВЗ по сказкам и добилась положительных результатов, предложили членам клуба в качестве волонтёров помогать слабовидящим и слепым детям в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Избербаше. К нашей акции подключилась Дагестанская республиканская специальная библиотека для слепых. Сотрудники библиотеки издали книгу с моими сказками под названием «Узоры Дагестана» на подарки детям. Одно издание было в шрифте Брайля для слепых детей, а второе — оформленное крупным шрифтом для слабовидящих.
Мы приехали к детям, подарили им книги и провели с ними литературные гостиные, на которых читали сказки, применяя методику чтения с остановками. Это методика, при которой каждый смысловой отрывок произведения учитель обсуждает с детьми, они задают вопросы и строят предположения о том, как будет развиваться сюжет. Благодаря чтению с остановками учитель узнаёт детей, даёт им возможность раскрыться и развивать свои коммуникативные навыки.
Ещё одна эффективная методика — авторское кресло. В процессе чтения сказки где-то к середине я предлагаю детям выйти вперёд и занять заранее приготовленные стулья. Сидящие на этих стульях могут предлагать свои варианты развития сюжета и объяснять, почему им кажется, что сказка должна закончиться именно так. Часто дети предлагают неожиданные интересные повороты сюжета, а иногда концовка детей совпадает с моей. Такая методика позволяет детям почувствовать себя авторами, даёт им уверенность в своих силах, учит общаться с учителем и друг с другом.
Несколько советов педагогам, работающим с детьми с ОВЗ
1. Самое главное в начале работы — создать благоприятный психологический климат в классе, при котором он сможет чувствовать себя уверенно и общаться с другими. Дети с ОВЗ обычно стараются спрятаться от взаимодействия с коллективом, боятся выступать, рассказывать что-то перед одноклассниками. Поэтому задача учителя — помочь ребёнку почувствовать себя комфортно и наладить отношения с остальными учениками. Это можно сделать, давая всему классу совместные задания и через групповую работу. Важно, чтобы ученик с ОВЗ учился общаться со сверстниками и учителем и развивал свои коммуникативные навыки.
2. Выяснить сильные стороны ребёнка и начать работать с ними. Понять, какие виды заданий у ученика получаются лучше, какие ситуации создают у него ощущение собственной успешности, и первым делом сконцентрироваться на них, чтобы ребёнок понял, что может что-то делать хорошо.
Например, дети с ОВЗ по зрению прекрасно рассказывают, хорошо считают в уме, но им сложно читать и писать. В этом случае в первую очередь ребёнку можно давать задания на пересказ и на устный счёт, а работу с текстом отложить на потом. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут прекрасно разбираться в большинстве предметов, но боятся отвечать у доски. В таком случае сначала нужно включать в обучение работу в группе, чтобы ученик научился общаться в небольшом коллективе, а потом уже переходить к выступлениям у доски.
3. Давать дифференцированное домашнее задание. Задание должно быть ориентировано на то, с чем ребёнку справиться легче. Например, домашнее задание состоит из четырёх упражнений: с двумя ученик справляется легко, одно задание у него получается просто неплохо, а последнее ориентировано на сложную для него тему. И так по каждому предмету. Когда ребёнок выполняет задания и понимает, что с половиной из них может легко справиться, он с большей вероятностью начнёт работать над самым сложным заданием и разбираться в нём.
4. Давать детям понять, что они в любой момент могут обратиться к учителю за помощью. Дети с ОВЗ, заметив, что у них что-то не получается, быстрее и чаще теряются. Если ребёнок понимает, что он всегда может задать вопрос учителю, работа будет намного эффективнее.
5. Развиваться самому: проходить курсы и читать книги по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в интернете можно найти курсы, мероприятия, круглые столы, лекции почти по любой проблеме. Главное искать и выбирать то, что ближе вам. Кроме этого, можно общаться с другими педагогами с опытом работы с детьми с ОВЗ.
6. Развивать методику работы и искать то, что подходит конкретному ребёнку. Я сначала выбираю для себя методы работы с ребёнком, потом проверяю их и ставлю в ежедневнике отметку о том, насколько тот или иной метод эффективен. Некоторые я сразу же отметаю как неэффективные, другие тестирую ещё раз, а третьи потом использую в своей практике постоянно.
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы.
Онлайн-курс по инклюзивному образованию разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».
Вступайте в клуб педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации по обучению слабовидящих учащихся
Методические рекомендации по обучению слабовидящих учащихся
При работе со слабовидящими детьми очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал. Введите определенную структуру.
Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.
Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.
Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше Вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.
Задавая вопросы и делая замечания, называйте учеников по имени.
Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).
Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.
Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.
Важно правильно расположить школьную доску. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел (сильнее нажимайте на мел).
Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.
Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).
Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику.
По возможности дайте ему учебное пособие, откуда Вы взяли урок, или задания, вместо того чтобы все переписывать на доске.
Ребенок с нарушением зрения всегда будет работать медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.
Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.
С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.
Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение.
Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.
Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.
Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.
Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.
Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.
На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.
Желтый мел рекомендуется к использованию на уроке.
Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении. Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.
Печатный текст набирается через два интервала.
Поступающие в помещение прямые солнечные лучи могут создавать блики, которые ухудшают условия зрительной работы. Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей в учебных кабинетах рекомендованы к применению подъемно-поворотные жалюзи на окнах.
Согласно существующим нормам в школах для слабовидящих детей уровень освещенности на рабочих местах (поверхность стола, парты) должен быть не ниже 500 люксов (лк). Оптимальный же уровень освещенности для этих школ— 1000—1500 лк (В. И. Белецкая). В актовых и спортивных залах, столовых, буфетах— 400 лк. В рекреациях, коридорах, изоляторах—300 лк, в спальных комнатах интернатов, вестибюлях, гардеробах, на лестницах—200 лк, в санузлах— 100 лк.
Рекомендации для учителей, работающих со слабовидящими учащимися
Рекомендации для учителей, работающих со слабовидящими учащимися.
— При работе со слабовидящими детьми важно соблюдать порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике или полке для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего ученика самостоятельно находить свой материал.
— Предупреждайте ученика, если в классе меняется месторасположение стола и стульев.
— Не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми. Старайтесь, как можно меньше стоять против света.
— Разрешайте слабовидящему обучающемуся вставать со своего места, чтобы лучше видеть запись на доске или наглядность на ней. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое выделяет ученика и иногда мешает другим. Если же из-за организации класса такое отдельное место все же необходимо, способствуйте тому, чтобы слабовидящий ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных.
— Не забывайте о том, что слабовидящий ученик не видит выражения лица. Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу).
— Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.
— Старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь.
— Важно правильно расположить школьную доску. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел и сильнее нажимайте на него.
— Всегда произносите вслух то, что пишете на доске.
— Больше материала излагайте на бумаге. Применяйте соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).
— Уделяйте особое внимание материалу для чтения. Учитывайте то, какая контрастность и величина шрифта лучше всего подойдет слабовидящему ученику.
— По возможности дайте ему учебное пособие, или карточку, вместо того чтобы все переписывать на доске.
— Ребенок с нарушением зрения всегда будет работать медленнее остальных учеников. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.
— Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий ученик будет писать так же, как остальные ученики. Сложности может также вызывать расположение текста на страницах.
— С другой стороны, не преувеличивайте визуальные возможности ученика, исходя из его почерка. Многие слабовидящие ученики могут писать красиво и аккуратно.
— Не делайте замечаний, если слабовидящий ученик держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к странице, тем труднее обозрение. Следуйте рекомендациям офтальмолога.
— Мотивируйте слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и в здании школы. Важны как систематические упражнения, так и поддержка навыков.
— Как можно больше привлекайте его к спортивным и игровым мероприятиям.
— Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика. Стремитесь к тому, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение.
— Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает ученик. Учитывайте ограниченность технических вспомогательных средств.
— Тщательно нумеруйте страницы (например, как в словарях, где выделена начальная буква слов). Используйте закладки или скрепки, чтобы проще находить нужные страницы или главы.
— На парте у ученика должно быть дополнительное место для лампы, лупы и других тифлоприборов.
— Учитель начальной школы обязательно должен использовать шаблон при чтении. Это окошечко, куда помещаются два-три слова или две-три строчки.
— Печатный текст набирается через два интервала.
— При работе на пришкольном участке, в лаборатории чередуйте практические действия с наблюдением. Занятия на пришкольном учебно-опытном участке должны проводиться без резких движений и длительных наклонных положений. Исключите мелкую работу (посев семян, пикировку рассады, прореживание).
— Изобразительные наглядные пособия должны быть с резким выделением контуров (рельефной или чёткой плоской линией чёрного цвета).
Рекомендации по работе со слабослышащими детьми в инклюзивном (интегрированном классе)
Рекомендации для учителей по обучению слабослышащих детей в условиях инклюзии
Кохлеарная имплантация обоснованно относится к высокотехнологичной медицинской помощи и финансово поддерживается, и обеспечивается государством на диагностическом, медицинском и техническом этапе, но вместе с тем, не менее важный этап последующей адаптации лиц с кохлеарными имплантами оказывается наиболее уязвимым, так как его финансирование ограничено и недостаточно определены психолого-педагогическое обеспечение, содержание и образовательная среда для названной категории детей.
Остается открытым вопрос: а что делать дальше, когда глухой ребенок стал пользователем кохлеарного импланта, проведено первое подключение и подобраны программы стимуляции звукового процессора, а образовательная среда так и не определена? В Российской Федерации создана сеть учреждений для детей с нарушением слуха. В последние десятилетия стала развиваться тенденция к интеграции, согласно которой дети с глубокой потерей слуха частично или полностью включались в общую социальную среду, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В педагогической науке были выделены базовые модели интеграции как варианты организации совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, 1996, 2008; О.С. Орлова, Г.Д. Тарасова, 2005). Практика интегрированного обучения стала закономерным этапом и ведущей тенденцией развития системы специального образования, подтверждаемая положительным опытом.
Глухие дети с КИ представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития [8, 9]. Однако отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников и долговременным негативным последствиям для развития и жизни.
Инклюзия требует от образовательного учреждения преобразований в педагогической практике и образе мышления, создания таких условий воспитания и обучения, при которых ребенок с ОВЗ сможет стать полноценным участником всех мероприятий по соответствующему индивидуальному плану при квалифицированной поддержке специалистами.
При правильных реабилитационных мероприятиях дети и будут инклюзированы в общеобразовательную школу. Но инклюзия предполагает создание гибкой образовательной адаптивной среды, специальных условий в общеобразовательных школах: введение профильных специалистов, уменьшение в классе количества детей.
Вся история сурдопедагогики показывает, что нередки случаи успешного обучения глухих детей вместе со слышащими сверстниками. Поэтому учителям классов, в которых учится глухой ребенок после кохлеарной имплантацией, важно знать как можно больше об особенностях и своеобразии развития и восприятия речи, о том, что такое кохлеарный имплант.
Очень важно педагогу представлять трудности жизни не слышащего человека в звучащем мире, понимать, чем они вызваны, быть в силах помочь их преодолеть и главное хотеть помочь не слышащему ребенку стать полноценным членом детского коллектива.
Рекомендации для учителей при инклюзивном обучении детей
с нарушением слуха
Соберите как можно больше информации о нарушении учащегося и постарайтесь получить чёткое представление о возможностях и ограничениях, связанных с нарушением.
Заранее расскажите остальным учащимся в классе, с чем им нужно считаться при общении с учащимся с ОВЗ по слуху. Затем учащийся и сам может ответить на вопросы одноклассников.
Необходимо поставить в известность учащихся школы, родителей о стоимости имплантов (слуховых аппаратов, процессора КИ) у учащегося с нарушенным слухом.
Ребенок с кохлеарным имплантом должен сидеть за первой партой, таки образом, чтобы стол учителя был справа от него, и желательно спиной к окну. Так ему будет лучше видно и слышно и учителя и детей. Однако лучше обсудить с ним его место. Иногда выбор зависит от того, каким «ухом» ребенок лучше слышит.
Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно.
Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.
Ребенок с кохлеарным имплантом воспринимает информацию зрительно-визуально. Когда учитель что-то говорит – ребенок должен видеть лицо говорящего. Не поворачивайтесь к ребенку спиной, когда говорите, тем более объясняете новый материал урока.
Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения, чередуйте их с письменными заданиями.
Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев не дает эффекта.
Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.
Задания и домашнюю работу давайте в начале урока. Как можно больше пишите на доске. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего учащегося среди посторонних шумов: шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей.
При возможности заранее раздайте слабослышащим учащимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок.
Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на самом деле.
При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с нарушением слуха возможность понимания.
Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас удовлетворять.
Повторяйте для интегрируемого учащегося вопросы одноклассников. Не просто говорите, что что-то неверно, а объясняйте, почему. По возможности рассказывайте слабослышащему учащемуся о его контрольных работах и вместе с ним исправляйте ошибки.
Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего или чтобы обратиться за помощью.
Сопровождайте некоторые объяснения обычными бытовыми жестами.
Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об определенных сигналах, например, отвечающий поднимает руку; при смене темы вы записываете на доске ключевое слово.
Уроки в форме дискуссии практически недоступны восприятию слабослышащего учащегося. Разместите участников по кругу и следите за тем, чтобы они не говорили одновременно.
Если есть возможность выбора кабинета, выберите что-нибудь спокойное, без постороннего внешнего шума.
Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.
Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон, поскольку ребенок слышит все звуки сразу, как в микрофоне.
Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.
Помощь при восприятии речи.
Артикулируйте, но не преувеличенно.
Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и интонация как раз дают слабослышащим много информации.
Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально, например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п.
Не говорите с полным ртом.
Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света утомительно.
Во время объяснения не пишите на доске.
Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.
Писать и считывать с губ одновременно — невозможно. Следовательно, диктанты и задания под диктовку всегда будут вызывать проблемы. Найдите вместе с ассистентом решение: например, диктуйте слабослышащему учащемуся отдельно, тогда можно повторять каждое слово; сочетайте некоторые краткие слова с определенными жестами (и, в, так как. ); на уроках иностранного языка заменяйте диктант переводом и т.п.
Внимание к слуховому аппарату
Попросите у учащегося или его родителей разъяснений о функциях и правильной настройке слухового аппарата, или речевого процессора от кохлеарного импланта. У маленьких детей проверяйте, включен ли слуховой аппарат и нажата ли правильная кнопка.
Научитесь менять батарейки.
Напоминайте ребенку о гигиене и необходимости тщательного ухода за аппаратом.
Иногда слуховой аппарат может издавать свистящие звуки. Это означает, что затычка плохо вставлена в ухо. Если звуки не прекращаются, значит, ушные затычки не подходят и должны быть заменены. Сообщите об этом родителям.
Если слуховой аппарат полностью не работает, значит наиболее вероятно: сели батарейки, сломался шнур (проводок), или засорились ушные затычки.