Представители классической экономической школы утверждали что государство
1. Классическая школа
1. Классическая школа
Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.
Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.
Перечислим основные идеи представителей классической школы.
1. Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
2. Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.
3. Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.
4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.
5. Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.
6. Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.
7. В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии
ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии 1. Классическая школа Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в.
ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо
ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо 1. Учение Жана-Батиста Сэя Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию.
1.3 Классическая политическая экономия и физиократия
1.3 Классическая политическая экономия и физиократия Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются
15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия Согласно этой модели, система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, т. е. потребитель. Такой подход впервые сформулировал А. Смит в своей знаменитой книге «Исследование о природе и
2. Совокупное предложение: классическая модель
2. Совокупное предложение: классическая модель Совокупное (агрегированное) предложение – это объем национального производства, реализуемый на рынке при определенном уровне цен. Зачастую под этим понятием понимают валовой внутренний продукт (ВВП). Кривая совокупного
19.4. Классическая политическая экономия
19.4. Классическая политическая экономия Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные
Американская классическая школа
Американская классическая школа Основоположником американской классической школы является Ф. У. Тейлор (1856–1915), которого по праву считают основоположником организационной психологии как науки. Тейлор разработал систему управления предприятием, основанную на
19. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
19. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Основой классической модели является представление о том, что организация – лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина – процесс труда. Организация рассматривается как
1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти
1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины
Как классическая бизнес-модель порождает Мертвых пней
Как классическая бизнес-модель порождает Мертвых пней В тот день, когда мне присвоили степень доктора философии (Ph.D.) в области менеджмента в Колумбийском университете, я шел по коридору факультета. В этот момент дверь одной из аудиторий распахнулась, и оттуда высыпала
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА Классическая, или научная, школа менеджмента, представленная Х. Файолем (1916), Ф. Тейлором (1911) и Л. Урвиком (1947), верила в контроль, порядок и соблюдение формальных условий. Считалось, что организациям необходимо свести к минимуму возможность неуместных и
Классическая пропаганДА.
Тема 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Этапы развития классической школы 9
2. Учение физиократов 10
3. Концепция экономического либерализма 13
4. Учение Маркса
1. Этапы развития классической школы
2. Учение физиократов
Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:
— во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
— во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
— в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.
И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.
Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.
3. Концепция экономического либерализма
Адам Смит родился в 1723 г. в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1751 г. он был назначен профессором логики в Глазковском университете, а в конце года перешел на кафедру моральной философии. Дружба с экономистом Давидом Юмом привела его к изучению экономической науки.
В 1764 г. он оставил кафедру и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка герцога Баклю. Путешествие длилось более 2-х лет. Смит побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Кенэ и Тюрго.
По возвращении в Шотландию он принялся за создание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в свет в 1776 г.
Предметом изучения экономической науки Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Источником богатства является сфера производства.
Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других. Общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.
Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.
Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.
Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.
Смит писал: «Деньги – это великое колесо обращения». Доход рабочих, по его мнению, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.
Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.
При этом Смит заметил, что второй фактор имеет большее значение. По его мнению, специализация повышает производительность труда. Он выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции.
Сосредоточив свое внимание на меновой стоимости, Смит обнаруживает мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоемому центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.
Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капитала на основной и оборотный.
Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства.
4. Учение Маркса
Карл Маркс (1818 – 1883) – основоположник международного коммунизма. Основной труд – четырехтомный «Капитал»
Маркс создал теорию трудовой стоимости. Ввел понятие «прибавочной стоимости». Он считал, что именно затраты общественного труда определяют стоимость товара.
Прибавочная стоимость – стоимость, созданная неоплаченным трудом наемного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.
Предпосылкой производства прибавочной стоимости является превращение рабочей силы в товар. Маркс вывел формулу капитала:
Д – Т – Д’
Д- деньги; Т – товар; Д’ = Д + d.
Покупка товара осуществляется для его продажи с целью увеличения капитала. Прирост стоимости (d) над первоначально авансированной суммой денег, пущенных в оборот, называется прибавочной стоимости.
Возрастание первоначальной суммы денег за счет присоединения прибавочной стоимости делает их капиталом. Капитал не может возникнуть из товарного обращения, с другой стороны, если бы владелец денег не пускал их в обращение, то никакого прироста не могло быть. Следовательно, прибавочная стоимость не может возникнуть и вне обращения.
Капиталист покупает потребительную стоимость товара «рабочая сила», обладающую свойством быть источником стоимости. Реализуется она на 2-м этапе обмена между трудом и капиталом – в процессе производства, когда и создается новая стоимость, содержащая прибавочную стоимость. Реально прибавочная стоимость выступает в виде прибыли, которая в процессе реализации и распределения принимает формы: предпринимательский доход, проценты, земельная рента.
С развитием капитализма растет производительность труда, увеличиваются прибавочная стоимость и степень эксплуатации, так как все больше уменьшается необходимое рабочее время (стоимость рабочей силы).
К. Маркс исследовал капиталистические циклы. Цикл включает 4 фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Кризисы он выводит из основного противоречия капитализма: производство осуществляется ради прибыли, а не ради потребления, накопление капитала превышает потребительские возможности населения, и возникает перепроизводство.
Классическая школа
Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.
Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.
Экономические взгляды Уильяма Петти
Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).
В одном из его трудов можно прочесть знаменитую формулу: «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать». Он считал, что источники богатства – это труд и земля, а не только деньги, т. е. драгоценные металлы. С другой стороны, по его мнению, богатством можно назвать практически все: дома, корабли, товары, домашнюю обстановку, земли, драгоценные камни и деньги. Но все же богатство создается трудом и результатами труда. Уильям Петти предположил, что запрет на вывоз денег – глупое и бессмысленное занятие. Также он полагал, что торговля не приносит пользы для экономики, поэтому предлагал «распустить» часть купцов. По мысли Петти, зарплата рабочего – это цена его труда, которой обязательно должно хватать на существование его самого и его семьи.
В одной из своих книг Петти сумел объяснить, как отделить то, что произвела земля, от того, что произвел труд. Рентой, по его мнению, является избыток продукта над затратами на его производство. Это дало толчок для новой теории классической политической экономии. Петти создал «Политическую арифметику»
29 (70-е гг. XVII в.), в которой берут свое начало эконометрика и статистика. Также Уильям Петти занимался исследованиями в области торговых пошлин и налоговых пошлин. Он считал, что людей, пойманных на воровстве, следует отдавать в рабство, чтобы они работали.
Учение Адама Смита
Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).
Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея этого направления состоит в том, что богатство создается только путем производства в любой области экономики, а не только в сельском хозяйстве, как думали физиократы.
Адам Смит считал, что самое главное в обществе – это разделение труда по отраслям, а в каждой отрасли – по операциям. Разделение труда позволяет ускорить темпы производства за счет того, что каждый делает то, что умет лучше всего.
По мнению Смита, чтобы появлялось как можно больше мануфактурного производства, правительство должно дать предприимчивым людям возможность работать. Они, вероятно, обладают экономическим складом ума, так как сумели сэкономить деньги, и могут создать производство, развивая тем самым экономику страны в целом.
Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям).
То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья.
Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Все это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.
Учение Давида Риккардо
Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), после которого экономисты перестали опираться на труд А. Смита. Но писал он его уже тогда, когда сумел заработать достаточное состояние на бирже. Давид Риккардо стал новым и бесспорным лидером классической школы. Сам же он опирался на труды Адама Смита и Томаса Мальтуса, хотя намного четче излагал свою концепцию. Давид Риккардо старался объяснить все, что осталось не вполне ясным в трудах Адама Смита и Томаса Мальтуса, являясь их рьяным последователем. Его главные темы – проблема распределения доходов и земельная рента.
Давид Риккардо всегда боялся, что то, как распределяются доходы, может вызвать снижение темпов роста, а после – остановку экономического роста. По мнению Риккардо, из-за роста темпов производства возможен недостаток земель, так как их количество ограничено. Это может вызвать подорожание земли, а затем и продукта, снижая тем самым рост производства.
Давид Риккардо предложил теорию «сравнительных издержек». Хотя суть теории для нашего времени в принципе проста, но для его времени это был настоящий прорыв: использовать теорию распределения труда не на уровне одного государства, а на уровне мировой экономики в целом. Самое главное – это чтобы правительство не налагало огромных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, помогая тем самым снизить на них цены. Снижение цен само по себе ведет к улучшению жизни населения.
ТОП 9 экономических учений (школ). Кратко. История
Рассмотрим историю развития экономических школ от самой древней до настоящей.
Инфографика: 9 экономических учений (основная информация)
Экономика как наука стала формироваться относительно недавно, но мысли об экономических принципах управления людьми и ценностями стали появляться давно. Так прослеживаются экономические учения в Древнем Востоке в «Законах Ману» IV-III вв.до.н.э., где говорится о разделении труда и отношениях подчинения.
Далее экономическая мысль развивалась в Древней Греции в идеях Платона и Аристотеля, где вырисовываются уже привычные нам взгляды на устройство и управление хозяйством.
В последствии мысль об экономике развивали древние римляне.
Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв., так в этот период возникают первые экономические школы. Историю развития экономических учений можно разделить на этапы формирования экономических школ. Кратко экономические школы представлены в таблице.
Экономическая школа | Страна основоположник школы | Период развития | Основные представители | |
Меркантилизм | Англия | XVI-XVII вв. | Уильям Стаффорд (1554-1612) | |
Физиократы | Франция | XVIII век | Франсуа Кенэ (1694-1774) | |
Классическая политическая экономия | Англия | Конец XVIII – первая половина XIX века | Адам Смит (1723-1790) | |
Марксизм | Германия | Вторая половина XIX века – XX век | Карл Маркс (1818-1883) | |
Маржинализм | Австрия | Вторая половина XIX | Карл Менгер (1840-1921) | |
Неоклассическая экономическая теория | Англия | Конец XIX – 30 г. ХХ вв. | Альфред Маршал (1842-1924) | |
Кейнсианство | Англия | 30 г. ХХ вв. – наше время | Джон Кейнс (1883-1946) | |
Институционализм | США | XX – наше время | Торстейн Веблен (1857-1929) | |
Монетаризм | США | XX – наше время | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Меркантилизм
Годы: XVI-XVII вв.
Представители: У. Стаффорд, Т. Ман
Основные тезисы:
богатство нации – количество денег (золота),
поддержка положительного торгового баланса, т.е. вывозить товаров больше чем ввозить,
торговля – основа экономики страны,
регулирование внешней торговли с помощью квот и пошлин.
Меркантилизм как экономическая школа возник вначале в Англии, а затем уже распространился по Европе. Основные идеи меркантилистов заключатся в вопросах богатства страны и путях его роста. Большое внимание уделяется торговле нежели производству.
Так представителем идей меркантилизма является Томас Ман – директор Ост-Индийской компании. Он писал: «…средство к увеличению нашего богатства есть иностранная торговля, в которой мы должны ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».
Когда развитие экономики перешло от торговцев и ростовщиков к промышленным мануфактурам – меркантилисты стали требовать от государства поддержки. Торговцам, которые продавали свои товары на внешнем рынке давались премии. Были установлены различные госпошлины на ввозимые товары, как инструмент защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Такая защита отечественного производителя с помощью высоких таможенных пошлин послужила основой для создания внешнеторговой политики протекционизма.
В развитии меркантилизма можно выделить следующие этапы:
Ранний меркантилизм (XV-начало XVI вв.)
Представителем раннего меркантилизма является английский экономист Уильям Стаффорд. В 1581 году он написал свой труд под названием «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников», основной задачей ставилось удержание в стране драгоценных металлов. Для этого устанавливались высокие цены на импортные товары, ограничительные пошлины, запрет на вывоз денег, золота и серебра. Благосостояние страны заключалось в количестве драгоценных металлов в ее хранилище.
Поздний меркантилизм (вторая половина XVI – XVII вв)
В позднем развитии идей меркантилисты отказались от жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег и драгоценных металлов. Основной идее становится «торговый баланс», предложенной Томасом Маном, которую он изложил в своей работе «Богатство Англии во внешней торговле».
Его основные мысли заключались в том, что для увеличения экспорта необходимо развивать промышленность, повышать качество товаров. Богатство заключается не в производстве, не в накоплении капитала (как ранний меркантилизм), а в излишке экспорта.
Торговый баланс – это разница между экспортом и импортом, который является ключевым инструментом в увеличении богатства страны.
Можно выделить русского экономиста, предпринимателя Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), как одного из первых русских меркантилистов. Свои взгляды он описал в «Книге о скудности и богатстве» (1724). Призывал вывозить из России не сырье, а готовые изделия, соблюдать положительный торговый баланс, регламентировать внешнюю торговлю, ограничить операции иностранцев лишь рядом портов, запретить ввоз предметов роскоши.
Меркантилистов критикуют за то, что они исходят из ограниченности индивидуальных потребностей, неэластичности спроса, а также экономику, когда при выигрыше одного участника проигрывает другой (игра с нулевой суммой). Также критикуют их убеждения относительно богатства страны, которые они видели только в запасах драгоценных металлов.
Физиократы
Годы: XVIII век
Представители: Ф. Кенэ, Ж. Тюрго
Основные тезисы:
деньги – бесполезное богатство,
источник богатства – земледельческие продукты,
чистый продукт возникает в земледелии,
отрицательная роль внешней торговли для увеличения богатства страны,
разделение общества на основе отношения к производству.
Дальнейшее развитие экономической мысли формируется в трудах французской школы экономистов и основоположнике учения Франсуа Кенэ. Сам термин «физиократия» вводится в XIX веке. «Физиократия» переводится как власть природы «физио» — природа, «кратос» — сила. В этом понимании физиократы исходили из определяющей роли земли, сельского хозяйства в экономике страны.
Основными принципами экономической школы является то, что богатство страны создается не в сфере торговли, а в сельском производстве. Общество можно разделить на 3 класса: фермеры, ремесленники, землевладельцы. Производителен только труд в сельском хозяйстве, так как он создает воспроизводимые богатства.
Основоположником учения признают Ф. Кенэ, где в своем труде «Экономические таблицы» (1758) раскрывает ключевые идеи. Одна из них – деление общества на три экономических класса. Именно их взаимодействие и формирует богатство. Помимо этого, основной идеей физиократов является идея невмешательства государства в экономическую жизнь.
Экономическая таблица Кенэ
Классы | Валовой продукт | Издержки | Чистый продукт |
Фермеры | 5 | 3 | 2 |
Ремесленники | 2 | 2 | 0 |
Землевладельцы | 2 | 2 | 0 |
Итого | 9 | 7 | 2 |
С помощью этой таблицы физиократы объясняют, как производится чистый продукт и как он обращается между фермерами ремесленниками и землевладельцами. В ней изображается единым целым весь общественный процесс воспроизводства, обращения, распределения и потребления продуктов.
Развитием работ Кенэ стали труды морского министра Франции Ж. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатства» (1776). В них он заявлял, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, также он выделяет еще два класса: предприниматели и наемные работники. Также он закладывает основу для проведения анализа заработной платы.
Критику экономическою теории физиократов за ограниченность: в том, что они считают источником богатства только землю.
Классическая политическая экономия
Годы: Конец XVIII – первая половина XIX века
Представители: А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Т. Мальтус
Основные тезисы:
источник богатства – производство материальных благ,
связь трех факторов: труд, земля, капитал,
государство не должно вмешиваться в экономику, она регулируется сама «невидимой рукой» рынка,
стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство,
предметом анализа становятся отношения людей в процессе производства, обмена и потребления.
Основоположником экономической теории является А. Смит, идеи которой он изложил в свое труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), где он дает обоснование многим понятиям и концепциям, используемых в настоящее время. Так он обосновывает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала. В своих работах он часто критикует политику меркантилистов.
Основой его работ служит трудовая теория стоимости. Заключенный в товаре труд является основой для обмена, а стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство, а также соотношением спроса и предложения на рынке. Так по идеям Смита предприниматели заинтересованы больше в собственной выгоде, а не в пользе обществу. Тем не менее, конкуренция заставляет их снижать стоимость товаров, через снижение стоимости издержек, которое возможно через совершенствование и развитие бизнеса.
Классическая политическая экономия придерживается принципа экономической свободы. Государству нет необходимости вмешиваться в процесс производства и распределения товаров как внутри страны, так и внешней торговле, где будет отсутствовать контроль над экспортом и импортом. Этим свободным процессом будет управлять «невидимая рука» рынка. В результате ресурсы перераспределяются максимально эффективно и цены устанавливаются равновесно спросу и предложению.
Дальнейшее развитие классической политической экономии прослеживается в трудах Д. Рикардо, который был последователем и в тоже время оппонентом А. Смита. Он известен своим трудом «Начала политической экономии и налогового обложения». Основные идеи Рикардо в экономической теории было деление на три основных класса по видам доходов.
Класс | Вид дохода |
Владелец земли | Рента |
Собственник денег и капитала | Прибыль |
Рабочие | Заработная плата |
Также как и А. Смит утверждал о невмешательстве государства в экономику. Основной способ взаимодействия государства и населения строится на налогообложении. Источник роста богатства нации является накопление средств у населения. «Лучший налог – меньший налог» — цитата из трудов Д. Рикардо.
Также он предложил теорию «сравнительных издержек». Суть которой заключается в том, что распределение труда использовать не на уровне страны, а на общемировом экономическом уровне. Если страна имеет преимущество в производстве определенного товара, т.е. цена его производства внутри страны меньше, чем цена на внешнем рынке, то ей надо сфокусироваться на этом товаре. Она имеет абсолютное преимущество перед другими странами. Именно благодаря специализации страна получит больше товаров лучшего качества, чем смогла бы произвести внутри страны.
Рикардо делает вклад в теорию стоимости. Так деньги — это тоже товар и при снижении своей стоимости вынуждают повышать заработную плату у рабочих. Рост прибыли капиталистов (собственников денег) всегда ведет к снижению доходов рабочих, и наоборот. Источником стоимости товара является труд рабочего.
Развитием идей Смита занимался французский ученый Ж. Б. Сей. Автор книги «Трактат политической экономии». Так же, как и Смит проповедовал идею экономического либерализма. Основные его идеи лежат в области трудовой стоимости. Он предложил, что труд, земля и капитал в равной степени участвуют в производстве товара. Также он считал, что не количество денег является важным для общества, а количество продукта, произведенного на продажу.
Еще одним значимым вкладом в классическую теория политической экономии относят идеи Т. Мальтуса, которые описаны в книге «Опыт о законе народонаселения» (1798). Он признается предшественником современной макроэкономики. Его труды были посвящены тому, как народонаселение влияет на экономику и наоборот. Он был обеспокоен тем, что предметы к существованию (товары) растут в арифметической прогрессии, а численность населения в геометрической. Именно в этом он видел основу бедности.
Также он отрицал исключительную роль труда в оценке стоимости товара. В основе стоимости он выделял 3 компонента: труд, капитал, рента. Разработал концепцию в основе которой лежит предпосылка о том, что размер заработной платы определяется величиной прожиточного минимума.
Сравнение экономических учений
Школы | Источник богатства | Главная сфера экономики | Роль государства |
Меркантилисты | Деньги (золото, серебро) | Внешняя торговля и промышленность, производящая на экспорт | Государственный контроль |
Физиократы | Плодородная земля и ее продукты | Сельское хозяйство | Управление экономикой излишне |
Классическая политическая экономия | Производительный труд | Все сферы производительности труда | Рыночный либерализм, рыночный механизм регулирования |
Марксизм
Годы: Вторая половина XIX века – XX век
Представители: К. Маркс
Основные тезисы:
продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что является социальной несправедливостью,
отстаивание интересов рабочего класса (пролетариата),
погоня за прибавочной стоимостью является движущей силой в развитии капитализма.
Учения Д. Рикардо стали основой для нового экономического течения – Марксизм. Яркие представители этой школы К. Маркс и Ф. Энгельс. Они развивали идею формированию социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие класса капиталистов, равная оплата за равный труд, отсутствие частной собственности. Экономика регулируется не «невидимой рукой» рынка, а централизованно из единого центра.
Маркс считал, что стоимость товара определяется трудом, общественно необходимым для его производства. Особое место в его теории имеет анализ прибавочной стоимости. Он выделяет двойственный характер труда:
Также как и Рикардо он считал стремление к прибыли движущей силой производства. Основной товар – средство производства, которые сосредотачиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся вынуждена обращаться к собственникам средств производства, как рабочая сила. Стоимость произведенного рабочей силой продукта выше, чем стоимость труда. Разница между ними идет капиталисту, а часть денег вкладывается в новые средства производства. Отсюда было предложено установление социалистических общественно-экономических отношений.
Для установления новых социально-экономических отношений было предложено ликвидировать частную собственность на средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком, замена частной собственности на средства производства на государственную, справедливое распределение произведенного продукта.
Сравнение марксизма и классической политической экономии
Критерий | Классическая школа | Марксизм |
Собственность | Частная | Общественная |
Разделение труда | Источник богатства | Позитивное воздействие, но рабочий не осознает роли, которую играет его труд (отчуждение труда). |
Классы | Однородная совокупность хозяйствующих субъектов | Общество – система классов, противоречащих друг другу |
Маржинализм
Годы: вторая половина XIX века
Представители: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
Основные тезисы:
исследование предельных величин как взаимосвязанных явлений экономической системы,
исследование рационального поведения человека в условиях ограниченных ресурсов.
Реакция на развитие марксизма была сформирована теория маржинализма. «Маржинал» переводится как предельный. Именно эти понятия исследует эта экономическая школа: предельные издержки, предельный доход, предельная производительность, предельная склонность к потреблению. Именно маржиналисты стали использовать в анализе экономических процессов предельные величины.
Предлагали вместе с полезностью товара оценивать его редкость. Стоимость определяли исходя из индивидуальной психологической точки зрения каждого покупателя. Цель жизни человека заключается в максимально полном удовлетворении потребностей. Выбор каждого покупателя зависит от уровня значимости товара.
Маржиналистическая теория стала началом изменения фокуса с макроуровня на микроуровень экономики, а также исследование закономерностей экономических процессов на основе использования предельных величин.
Сравнение маржинализма и классической теории политической экономии
Маржинализм | Классическая теория |
Исследование предельных величин | Исследование общих и средних величин |
Формирование цены связано с потреблением продукта | Формирование цены связано с производством продукта |
Использовали математику | |
«Деньги — это то, что деньги делают» | Деньги – это средство обращения |
Микроанализ | Макроанализ |
Экономическое течение послужило основой для формирования неоклассической экономической теории.
Неоклассическая экономическая теория
Годы: вторая половина XIX века – наше время
Представители: А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Б. Кларк
Основные тезисы:
люди максимизируют полезность, а фирмы – прибыль,
люди имеют рациональные предпочтения,
мощь страны определяется мощностью частного сектора, которые состоят из крупных корпораций,
финансы предпринимательского сектора составляют ядро финансов страны,
минимизация вмешивание государства в предпринимательскую деятельность.
Экономическая теория вышедшая из «маржиналистической революции» и соединила в себе идеи классической политической экономии (в частности Д. Рикардо) и маржиналистов. Основные представители этого экономического течения были А. Маршалл, который изложил идеи направления в своем труде «Принципы экономикс» (1890). Он заменил слово «политическая экономия» на слово «экономикс».
Неоклассическое направление изучает поведение экономического человека (потребитель, предприниматель, рабочий), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Также как и маржиналисты основной анализа выделяют предельные величины.
Представители неоклассической экономики исследовали существование совершенной конкуренции, теорию издержек производства, полезность как важнейшую экономическую категорию, закон рынков (все что произведено, будет продаваться), экономический либерализм. Выступали за рыночный механизм установления равновесия с помощью совершенной конкуренции и свободу частного предпринимательства.
Экономическое хозяйство рассматривается как система из микроэкономических агентов, которые хотят получить прибыль при минимальных издержках.
Кейнсианство
Годы: 30 г. ХХ вв. – наше время
Представители: Дж. Кейнс
Основные тезисы:
государство играет важную роль в экономике,
объект изучения – национальная экономика,
рынок не всегда эффективный,
рыночная экономика неустойчива и для нее характерен циклическое развитие и безработица,
не все блага могут быть оценены рынком,
государственное воздействие через инвестиции.
Кейнсианство – макроэкономическая школа возникла как реакция на Великую депрессию в США. Она основывается на идеях английского экономиста Дж. Кейнса, который в своей основополагающей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложил основные концепции экономической школы, где попытался объединить анализ трех рынков (товаров и услуг, труда, денег), а также сделал критику неоклассической теории. В частности, что поведение экономических субъектов не является полностью рациональным, а подвержено ошибкам и заблуждениям.
Кейнс утверждает, что рыночная экономика является неустойчивой и несовершенной системой. Цены не могут сбалансировать спрос и предложение. Зарплаты не гибкие и факторы производства используются не полностью. Государство должно активно вмешиваться в экономику.
В настоящее время кейнсианство трансформировалось в неокейнсианство.
Сравнение кейнсианства с неоклассической школой
Неоклассическая школа | Кейнсианство |
Рыночный механизм способен обеспечить равновесие | Рыночная экономике не может сама себя скорректировать |
Рыночный механизм не требует вмешательства государства | Без государственного вмешательства экономика не способна выйти из кризиса |
В рыночной экономике возможна общая занятость | Безработица в рыночной экономике является неотъемлемой частью |
Экономические кризисы случайны | Экономические кризисы неизбежны |
Рынок эффективно распределяет экономические ресурсы | Рынок не выделяет ресурсы, необходимые для новых инновационных направлений экономики |
Институционализм
Годы: XX – наше время
Представители: Т. Веблен, Д. Гелбрейт, А. Гобсон, Л. Эрхард
Основные тезисы:
государство должно контролировать экономику,
экономический рост зависит от систем собственности, а также от политических, правовых, социальных ограничений,
главный агент экономических отношений – человек (не компания и не государство),
поведение человека может быть иррациональным.
Институционализм – экономическое течение, которое зародилось в начале 20 века, на волне критики неоклассической школы, исходящее из предпосылок, что ритуалы, обычаи, культура, экология, право, политика регулируют хозяйственно-экономическую деятельность людей. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Именно институты являются движущей силой экономики. И именно в повышение эффективности различных институтов возможен экономический рост. Институционалисты в качестве предмета своего анализа выдвигают как экономические институты, так и неэкономические. При этом не определяя приоритет того или иного института. Рекомендуют использовать математические методы при анализе психологических и экономических явлений и процессов.
Этапы развития институционализма:
Сравнение институционализма и неоклассической экономической школы.
Критерий сравнения | Неоклассика | Институционализм |
Место развития | Западная Европа | США |
Эпоха | Индустриальная | Постиндустриальная |
Методология анализа | Индивиды первичны, институты вторичны | Институты первичны, индивиды вторичны |
Характер рассуждения | Дедукция (от общего к частному) | Индукция (от частного к общему) |
Рациональность человека | Полная | Ограниченная |
Информация и знания | Полная | Ограниченная |
Цель | Максимизация полезности, прибыли | Культурная образованность, гармонизация |
Взаимодействие | Товарное | Межличностное |
Монетаризм
Годы: XX – наше время
Представители: М. Фридмен
Основные тезисы:
управление экономикой через контроль над денежной массой и эмиссией денег,
нельзя допускать бюджетного дефицита,
рост денежной массы должен происходить в том же темпе, что и ВВП,
идеи свободного рынка.
Монетаризм (иногда называют Чикагская экономическая школа) – одно из направлений неоклассической (как и институционализм) экономической школы, которое является оппозицией кейнсианству.
Мировой экономический кризис 1970х годов показал, что государственное регулирование экономики может привести к бюджетному дефициту и появления хронической инфляции. Монетаризм активно исследует механизм денежного обращения и разрабатывает механизм денежно-кредитной политики государства. Влияние государства должно свестись к минимуму и ограничиться только в основном денежной сферой. Монетаристы для регулирования экономики используют:
Все это меняет количество денежной массы в обращении. Таким образом исследуется механизм воздействия денежного мира на товарный.
«Рынок есть взаимозаинтересованность. Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения» – М. Фридмен.
Сравнение монетаризма и кейнсианства