Предчувствую тебя о чем стих
Анализ произведения А.А. Блока «Предчувствую тебя»
Автор: Guru · Опубликовано 19.11.2020 · Обновлено 03.12.2020
Александр Блок был одним из представителей русского символизма. Современники Блока утверждали, что он пишет «по-настоящему», но в тоже время есть какая- то фальшь.
История
Стихотворение «Предчувствую тебя» включено в собрание стихов «Стихи о Прекрасной Даме», на написание его ушло немало времени (1897-1904). Цикл стихотворений был основан на теории философа о Вечной Женственности, где «Прекрасная Дама» представила символом добра, красоты и радости. Блок особенное место в произведениях оставил для «Ее», называя ее Дочерью света, Таинственной девой, Вечной любовью, Светлой, Тихой, Владычицей Вселенной… Такой женщиной для Блока была друг детства Любовь Дмитриевна Менделеева. Поэт любил свою жену и посвятил ей цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В 1898 году Блок сблизился с Менделеевой и начал творить еще плодотворнее, посвящая свои творения любимой.
Направление, размер и жанр
Написан стих в стиле философской лирики, которая предполагает такую форму восприятия мира, где мировоззрение людей редко одинаковое. У Блока философия идеалистическая, это хорошо видно в его первых работах.
Еще в произведении есть элегические признаки, которые отражены в описании внутренних переживаний и предчувствий автора. Основным признаком элегии считается стихотворная строка двустишие, что также характерно для «Предчувствую тебя».
Стихотворение можно отнести к модернистскому направлению. Блок был символистом, и все его произведения имеют основу символистического движения. Он ссылался на идею Ницше о сверхчеловеке, старался спасти мир и человечество.
Размер – пятистопный и шестистопный ямбы, сменяющие один одного. Присутствует чередующаяся женская и мужская рифма.
Композиция
«Предчувствую тебя» разделено на 6 двустиший. Посмотрим описание строф:
Образ, тема и проблемы
Молодой герой-романтик, который идеален и ищет идеал во всем, верит в «Вечную Женственность», ищет «Прекрасную даму. Таким описан лирический герой. В основу главного образа положены любовные отношения со своей избранницей. В стихотворении читается провидение автора на светлое и счастливое будущее. Но есть и строки сомнения, что его женщина не поймет и не примет его мировоззрения. Так и вышло в будущем. Блок не принимал жену как обычную женщину и она ушла от него к его другу.
Все произведение автор говорит образу «Ты», что показывает их близость, но в то же время его поклонение ей.
Главной темой стихотворения «Предчувствую тебя» является тема любви, предчувствия любовных позитивных перемен в жизни.
Описана тема, актуальность которой будет всегда. Проблема заключается в том, что человек не может полностью наслаждаться счастьем, так как постоянно боится потерять его. Так и в этом произведении радость и любовь омрачается страхом непонимания в будущем.
Настроение на протяжении стихотворения часто меняется. Автор верит в светлое и счастливое завтра, предчувствует приятные изменения, но сомнение и беспокойство не дают радоваться во всю силу.
Основная идея
В Стихотворении «Предчувствую тебя» автор отразил идею парадоксальности жизни, показал, что противоположности притягиваются. Счастье у него тревожное, мечты – смертельны. Автор как бы делал вызов жизни, он знает, что его ждут счастье и тревога, но он готов к этому.
«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…»
В этих словах отображена главная мысль. Блок радостно ожидает счастья, терпит, одновременно боясь перемен. Его страшит, что все ожидания могут быть напрасны, потеряют свою магию и смысл. Скорее всего здесь есть и намек на страх последствий после физической близости с женщиной. Все «лучезарное» может померкнуть после того, как появится новая рутинная и физическая сторона совместной жизни.
Стихотворение небольшое. 6 строф, которые состоят из 2 строк. Это можно объяснить тем, как автор хорошо чувствует и понимает жизнь. Тут не требуется лишних слов и комментариев.
Средства выразительности
В произведении использованы тропы:
1. Метафоры.
2. Эпитеты.
3. Анафора.
4. Рефрен.
5. Многосоюзие.
6. Инверсия.
7. Риторическое восклицание.
Анализ стихотворения «Предчувствую тебя» (А. А. Блок)
Александр Блок является ярчайшим представителем русского символизма. Его современники говорили, что всё он делает «по-настоящему», при этом сам чувствует некую фальшь… Возможно поэтому каждое произведение поэта максимально глубоко проникает в сердце каждого читателя, передавая те ощущения, идею, заложенную автором в нём изначально. Многомудрый Литрекон провел анализ одного из ранних произведений поэта, стихотворения «Предчувствую тебя», по плану и предлагает ознакомиться с его результатами в данной статье.
История создания
Разбираемое стихотворение «Предчувствую тебя» относится к блоковскому циклу стихов «Стихи о Прекрасной Даме», который создавался на протяжении нескольких лет (1897 – 1904 гг.). Дело в том, что Александр Александрович Блок был приверженцем философии Владимира Сергеевича Соловьёва о Вечной Женственности, а точнее приверженцем отчасти, со своим пониманием данной концепции философа. «Прекрасная Дама» Блока – эта символ красоты, символ добра. В стихах поэт «Её» называет Дочерью света, Таинственной девой, Вечной любовью, Светлой, Тихой, Владычицей Вселенной… Всё это Александр Александрович нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, с которой они были знакомы с самого детства. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящен именно ей! Блок любил свою жену, но боялся «разрушить» свой идеал плотской любовью, чем огорчал саму Менделееву, также любившую его, своего поэта.
Близкие отношения между Блоком и Менделеевой начались в 1898 году, а в 1901 году поэт написал «Предчувствую тебя». Данный год стал очень плодотворным, Александр Александрович писал, не переставая, причем каждое стихотворение непременно посвящал своей любимой – Любови Дмитриевне.
Эпиграфом разбираемого стихотворения являются слова Владимира Соловьева, что можно считать неоспоримым доказательством того, что Блок нашёл свою «Прекрасную Даму».
«Нам, его близко знававшим, стоял он прекрасной загадкой то близкий, то дальний (прекрасный — всегда). Мы не знали, кто больше, — поэт национальный, иль чуткий, единственный человек, заслоняемый порфирою поэтической славы, как… тенью, из складок которой порой выступали черты благородного, всепонимающего, нового и прекрасного человека…» (Андрей Белый)
Жанр, направление, размер
Однозначно стихотворение «Предчувствую тебя» относится к философской лирике. Философия — это особая форма восприятия мира, это мировоззрение, которое в очень редких случаях совпадает у двух личностей. Философия Блока идеалистическая, что вполне объясняет его первый сборник стихов.
В разбираемом стихотворении также можно заметить элегические признаки. Поэт делится своими внутренними переживаниями, «предчувствиями» с читателем. Также произведение можно считать элегией, так как его стихотворная строфа представляет собой двустишие, что изначально являлось обязательным признаком данного жанра.
Стихотворение «Предчувствую тебя» относится к модернистскому направлению. Блок до глубины души — символист, все его произведения, даже поздние, приближенные к реализму, являются детищами символистского течения.
Младосимволисты, к коим относится Блок, так же, как и декаденты, опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но, в отличие от них, не противопоставляли себя толпе, а хотели спасти человечество, мир.
Размер стихотворения «Предчувствую тебя» – это пятистопный и шестистопный ямбы, который непоследовательно сменяют друг друга. Рифмовка перекрёстная, с чередующимися женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Предчувствую тебя» состоит из 6-ти двустиший. Композиция кольцевая.
Образы и символы
Лирический герой разбираемого стихотворения, герой цикла «Стихи о прекрасной Даме», герой 1 тома «трилогии вочеловеченья» — это юный герой- романтик, герой-идеалист, стремящийся к идеалу, верующий в «Вечную Женственность», ищущий «Прекрасную даму».
Главным образом стихотворения «Предчувствую тебя» является «Она», «лучезарность», которую он видит в своей избраннице, в Любови Менделеевой, с которой возобновил отношения после долгой разлуки в 1900 году.
Данное произведение является пророческим, является символом само по себе, хоть и не пестрит символами как таковыми. Поэт пишет:
«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.»
Данные строки можно считать авторским провиденьем. Поэт смотрит в будущее и видит его светлым и радостным.
Огонь – символ победы, торжества добра жизни, света над тьмой, символ очищения, а также символ домашнего богатства, что объясняет ожидание автора скорого обручения с любимой.
Молчание является знаком согласия, соответственно, если поэт пишет, что он «молча ждёт», значит он смиренно подчинился происходящим событиям.
Но далее автор пишет о сомнениях:
«Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.»
То есть «горизонт в огне», но поэт сомневается, что его избранница разделит с ним его мировоззрение. И ведь Блок был прав. Любовь Менделеева негодовала по поводу блоковского отречения от неё как от обычной женщины, негодовала по поводу своей «неприкасаемости», что в дальнейшем привело к её уходу к Андрею Белому, другу Александра Александровича.
В следующем двустишие поэт пишет, можно сказать, о своей «ошибке», называя её «смертельной мечтой», которая почти разрушила брак поэта.
Но все же «ясен горизонт», то есть автор видит своё будущее светлым, называет свою возлюбленную «лучезарностью», которая и осветит его дальнейшую жизнь.
Важным является также то, что поэт обращается к героине на написанное с большой буквы «Ты», что объясняет его отношение к ней. Для автора она является родной, но помимо этого он её превозносит, ставит на пьедестал, преклоняется пред ней.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Предчувствую тебя» затронута тема любви, тема ожидания чудесных перемен, связанных с появлением в жизни поэта любимой женщины.
Также в произведении затронута актуальная на сегодняшний день проблема, а точнее, вечная проблема. Она заключается в шествии рука об руку, неразлучности радости, счастья и тревоги, возникающей из-за страха потери этого самого счастья. Поэт в стихотворении «Предчувствую тебя» несколько раз упоминает о своем страхе, чем придает произведению не совсем радостное звучание.
Настроение «Предчувствую тебя» можно назвать неровным. Оно светлое, радостное, ведь оно о будущем, о приятных изменениях в жизни лирического героя, но в то же время этот «свет» приглушают сомнения, беспокойство.
«Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.»
Основная идея
Смысл произведения «Предчувствую тебя» заключается в парадоксальности жизни, в сплетении противоположностей: мечта у Блока смертельна, счастье у Блока тревожно, приход любимой — страшен. Данным стихотворением автор хотел сказать, что он знает о неразлучности радости и тревоги, но это его не угнетает, он с этим смирился, данное обстоятельство не заставит его отказаться от счастья, надвигающегося на него.
«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…»
Данные строки вместили в себя основную мысль произведения «Предчувствую тебя». Здесь отражено и радостное ожидание, и смиренное терпение, и страх перед изменениями. Лирический герой боится, что «лузезарность» потеряет свой свет, что любовь потеряет сакральный смысл. Возможно, именно здесь поэт выразил свои опасения по поводу последствий физической близости с женой. Быть может, он боялся, что его идеал непременно разрушится, «изменит облик», если бытовая и физическая стороны любви сделают их отношения тривиальными и пустыми.
Произведение невелико по размеру, каждая строфа состоит из двух строк.
Это также можно объяснить авторским глубоким пониманием, чувствованием жизни, которая не нуждается в излишних комментариях.
Средства выразительности
Анализ стихотворения Блока «Предчувствую тебя» был бы не совсем полным без перечисления тропов:
«Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…»
Александр Блок — Предчувствую Тебя: Стих
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
В. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя» Блока
В раннем возрасте А. Блок находился под значительным влиянием философских идей В. Соловьева. Философ повлиял и на творчество молодого поэта. Одна из центральных идей Соловьева, которой придерживался Блок, — победа Вечной Женственности. Юноша стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни. Идеалистические представления о любви нашли свое воплощение в Л. Менделеевой. Блок был знаком с дочкой знаменитого химика еще с детства, но сознательные отношения между ними начались в 1898 г. Со стороны девушки это была просто игра, поэт же влюбился не на шутку. Он наконец-то нашел ту единственную, к которой бессознательно стремилась его душа. В 1901 г. он написал стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое во многом стало пророческим.
Эпиграфом к стихотворению стали слова «учителя» Блока – В. Соловьева. Они означают, что пришедшая к поэту любовь разбудила его, освободила от оков будничной жизни.
В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.
Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Речь идет не о том, что девушка откажет юноше в любви. Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он считает, что это приведет его к «горестному и низкому» падению.
Все приметы («ясен горизонт», «лучезарность близко») указывают на счастливый исход ожидания. Но Блока так и не оставляют сомнения. Стихотворение, начинаясь предчувствием, заканчивается неуверенностью: «изменишь облик Ты».
В реальной жизни сомнения поэта полностью оправдались. Он фактически вынудил Менделееву выйти за него замуж. Придя от этого в восторг, он заявил жене, что считает физическую близость низким и недостойным занятием. Менделеева была поражена таким заявлением. Она не желала жить в иллюзорном мире и тем самым не оправдала идеальных ожиданий Блока. Вечная Женственность изменила свой облик. Впоследствии она ушла от поэта к другому, что стало причиной его «горестного и низкого» падения. Блок все же продолжал считать Менделееву образцом добродетели, и их странные отношения продолжались до самой его смерти.
Анализ стихотворения Предчувствую Тебя
Анализ стихотворения Александра Блока «Предчувствую Тебя»
С самого раннего детства Александр Блок был склонен с бездейственному мечтательству. Решающее значение в его жизни приобрели сны, фантазии, смертные видения. Осмыслить мир идей по началу ему помогли философские учения Платона, а подкрепить их помогла поэзия Владимира Соловьева.
Стихотворение «Предчувствую тебя» входит в цикл стихотворений: «Стихи о Прекрасной Даме», которые Блок написал на заре своего творчества, будучи под влиянием философских взглядов Соловьева. Об этом свидетельствует эпиграф к стихотворению:
И тяжкий сон житейского сознания
Ты отряхнешь, тоскуя и любя
и цитирование этого же эпиграфа далее в самом произведении:
Любовь к потустороннему образу вечного благородства и чистоты – это способ выхода за пределы собственного «Я», возможность жить человека не в себе, а в другом. Любовь – это спасение человека от эгоизма и приобретение своей индивидуальности. Именно в любви заключена истина. Переход из себя во внешний мир через «вечную женственность» и женское начало.
Наравне с Соловьевым на мышление поэта также влияют и философские взгляды Платона. В частности, учения о «Всеединстве», призванной объединить души людей, обреченных на вечные поиски друг друга.
Спасительница мира для Блока нашла свое земное воплощение в Л.Д. Менделеевой, которой и был посвящен весь цикл стихов.
Все это помогло Блоку сформироваться как поэту и наполнило его ранее творчество прекрасным одухотворенным чувством, стремлением к идеалу. Его поэзия светла, полна неясного, пронизана наивным ожиданием перед неизвестным. Он странствующий рыцарь и бард в одном лице. Поэт отошел от материального и жестокого мира, воспел его в своей поэзии, возвысил до символов. Тем не менее одновременно с этим в поэзии Блока присутствует некая двойственность или двуплановость образов: реальная и мистическая.
Блок – это поэт мечтатель, который полноправно считается рыцарем Серебряного века.
Лирический герой у Блока тоже имеет двойственный характер, с одной стороны он живет на земле, среди людей, а с другой он стремится ввысь, к звездам, среди которых ему открывается высокое – является «Ты». «Ты» – это и есть «Прекрасная Дама», некий абстрактный образ, к которому обращается главный герой. Герой не знает ни ее имени, ни как она выглядит, известно только одно, что с ее приходом мир уже не будет прежним.
Главная идея стихотворения заключается в ожидании «Прекрасной Дамы», в предчувствии перемен. Несмотря на то, что герой желает этой встречи, он в то же время боится, что ожидания не оправдают себя:
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Это противоречие композиционно делит стихотворение на две части: в первых двух строфах говорится об ожидании героя его идеала, а в остальных описывается опасение этого пришествия.
Само обращение автора к «Вечной женственности» противоречиво, с одной стороны для него это недосягаемый богоподобный образ, к которому следовало бы обращаться с большим уважением и на «Вы», но вместо этого он как бы заведомо приземляет его значимость, присваивает его себе, обращаясь к нему на «Ты».
Настроение стихотворения по началу пропитано оптимистическим ожиданием высокой и духовной любви, затем появляется страх ожидаемого, к которому вскоре примешивается чувство тревоги и опасения, но в конечном итоге герой торжествует.
Чтобы более подробно понять композицию лирического произведения рассмотрим более подробно его поэтическую лексику.
Синтаксис предложений состоит из простых предложений. Ритмически стихотворение имеет логические паузы. В тексте преобладают односоставные определенно-личные предложения, что позволяет избежать повтора местоимений и выдвинуть на первый план не личность автора, а чувства, которые он испытывает. Ритм стиха – ямб, так как ударение падает на четные слоги. У стихотворения перекрестная рифмовка: АБ. Это двустишие или дистих. Стихотворение состоит из шести самостоятельных по смыслу строф.
Чем дальше Блок отходит от идеалов, сформированных в учениях Соловьева, тем больше он разочаровывается. Происходит некое пробуждение от прежних снов и иллюзий. Окружающая его действительность все менее и менее походит на те видения и фантазии, которыми автор подменял ее подлинный облик.
♿️Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Одной из жемчужин в коллекции стихов о Прекрасной Даме (1898-1904) считается стихотворение с мистическим подсмыслом «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», которое Александр Блок написал осенью 1901 года. В строках один из кадров видения поэтом идеальной, своей женщины, где просматривается оригинальные подход к подаче мысли и глубина передачи эмоций. Стихи пишутся от имени лирического героя, всю жизни ищущего, ждущего и восхваляющего образ Дамы.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.
Тема стихотворения
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Герой одновременно ждёт и боится встречи с девушкой, ведь он заранее придумал себе образ, который может не соответствовать действительности. Он опасается, что Дама изменит свой облик или сменит привычные, но надуманные черты.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Обращение к Даме
Символично обращение на Ты с большой буквы – так обращаются к Богам, так Блок в лице лирического героя обращается к Женщине. Некоторые строчки повторяются по нескольку раз, это помогает автору сделать акцент в нужных местах и придать стихотворение блоковский шарм. Строчка «Но страшно мне…» повторяется дважды. Этим автор показывает, что радость от встречи равняется страху ожидания, но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.
Также идёт повтор фразы из заголовка «предчувствую Тебя…». Предчувствовать – это больше, чем ждать – это быть уверенным в неизбежности прихода! Повторение акцентирует читателя на этом моменте.
В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
В завершении предлагаю послушать аудиозапись этого стихотворения, читает А Кутепов.