праздничный ритуал это прежде всего

Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал. Основные понятия и определения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обряд. Обычай. Традиция. Ритуал.

Основные понятия и определения.

Говорят, что сейчас в последние годы Россия теряет свои традиции, свое лицо, свою самобытность. Что заполонило нас западное, заокеанское, чужеземное.

Да этому утверждение есть обоснование. Действительно, сейчас в России отмечаются многие зарубежные праздники, к примеру- H allоween, из – за рубежа в Россию пришел карнавал. Да мы много что берем за океаном и многому у них учимся. Но утверждать о вытеснении нашей культуры, искусства, традиций… Наоборот именно в последние годы наблюдается повышенный интерес людей к исконно русской культуре.

В наше время сценарий народных праздников строиться на инсценировках старинных обычаев обрядов и ритуалов.

Обряд – это совокупность установленных обычаев, действ, связанных с религиозным представлением или бытовыми традициями. Есть какой-то символ.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития.

Ритуал – церемония обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения. Упорядоченная система действий, выражает определенные социальные, культурные взаимоотношения.

Традиция – (передача)- элементы социального и культурно наследия передающийся в определенных классах и социальных группах в течении длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, ценности, идеи, обычаи.

Обрядность – это самопроизвольное театрализованное игровое действие, которое содержится во многих народных праздниках, торжествах, гуляниях, посвященных важнейшим событиям жизни человека и его трудовой деятельности.

Обрядность – это традиционное общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Одной из форм обрядности является ритуал, который может быть частью большого обрядового действия или выполнять самостоятельную функцию торжественного официального акта.

Обряд знают все, его нельзя отрепетировать, в нем должна быть композиция, которая имеет свое развитие.

Обрядовое действие имеет реальную основу, реальных героев.

С проникновением на Русь Христианства появляются новые торжества, но проповедники противостояли их языческим, потому что языческие носят чувственный характер, а христианство превращали их в духовные традиции.

Обычай: Пример – рукопожатие, запускать кошку в дом.

Используется многообразием образов для отражения действительности

Обрядовое передвижение : парадный строй, почетный караул, крестный ход

Жесты несущие определенный смысл: отдавание чести, воинское приветствие и т.д.

Реликвии: жезл, корона и др.

Символ как орудие ориентации в каком-то определенном действии : вымпел, флаг, кубок и т.д.

Символ олицетворения – реальная личность

Источник

Обряд и ритуал как суть праздника

В любой культуре есть традиция отмечать праздники. Праздник является одной из важных форм общественной жизни, так как он связан с переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Каждому празднику свойственна определённая последовательность действий, которая называется обрядом или ритуалом, что можно легко проследить на примере руской культуры.

Под ритуалом понимается традиционный порядок проведения какой-либо церемонии, как правило, религиозной. Но вот в биологии, например, ритуалом называется стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом (например, брачные ритуалы – они же брачные игры). В психологии, психосоматике и психиатрии ритуалом является любое навязчивое действие, движение, которое идёт неосознанно, на уровне подсознания.

Слово «обряд» является исконно руским, общеславянским. Производное от obręditi – «устроить», которое является префиксным образованием от ręditi – устраивать, приводить в порядок, улаживать. Исходное слово – ряд. 1 Т.е. первоначально обряд понимался как приведение чего-либо в порядок (выстраивать в ряд, по порядку, упорядочивать), затем, на основе этого, появился «обычай» (делать так, как привыкли).

В современном словаре по культурологии под обрядом понимаются традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными. 2 Видимо, логичным будет предположить, что обряд – это последовательность действий, приводящих к определённому результату. Поэтому любой аграрный процесс – от подготовки до сбора урожая, или производственный – от идеи до создания механизма, тоже можно назвать обрядом. И в сельском хозяйстве, и в промышленности процесс технологизируется, достигая определённого совершенства и автоматизма. Происходит ритуализация процесса.

Человек давно начал выделять восход и заход Солнца, полдень, полнолуние и новолуние, солнцестояния и равноденствия. Эти точки времени были наиболее критичными, и человек их использовал как праздничные. А в праздники, как известно, не работают. Здесь следует напомнить, что праздник – это не отдых, это особое время, противопоставленное будням.

Однако чаще эти обряды были не по случаю, а на предупреждение (профилактические). Регулярное исполнение обряда рано или поздно будет вводить его русло ритуала – слова, действия, используемые атрибуты повторяются, запоминаются, из разных вариантов выбираются оптимальные. Начинает происходить естественный процесс ритуализации обряда, где действие живое, ситуацией рождённое, нормами и правилами сковано, где сказать по-другому не моги, действо по-другому не сотвори. И обряд превращается в театр со своим сценарием, ролями, артистами.

праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего

Так обряд, который на мироустроение направлен, превращается в театральное представление и результат уже получается другой, потому что у исполнителей другие задачи.

И вот тут, чтобы обряд в ритуал не превратился, необходимо читать знаки. А для этого важно понимать, чем знак от символа отличается.

Слово «символ» имеет греческое происхождение (от греч. опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. 6 Поэтому идолы, кумиры, столбы, иконы являются лишь символами божественных сущностей.

Понятия «символ», «сигнал», «знак» давно стали терминами и в разных отраслях имеют различные значения. Однако на бытовом уровне их различие можно объяснить, рассмотрев дорожные знаки. Любой такой знак является сигналом, регулирующим движение. При этом мы помним, что красный цвет или восклицательный знак являются символом опасности.

Здесь, говоря о знаках, я предполагаю знаки «свыше», знаки судьбы. В.И. Даль в своём словаре 7 так и определяет это понятие: «признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо». Однако затем, объясняя этимологию этого слова, он расширяет границы – знакомый, знаемый, известный, ведомый.

Резунков Андрей Геннадьевич. Доктор истории, действительный член Русского географического общества, начальник Отдела организации НИР Смольного института РАО.

1. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичѐв, П.Н. Федосеев С.М. Ковалѐв В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.

3. Бирюков Б.В. Знак // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичѐв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалѐв, В. Г. Панов, 1983.

4. Философская Энциклопедия. В 5-ти т. —М., 1960—1970.

5. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль, 2012.

6. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004.

7. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1863-1866.

8. Жрец, посвящавший в таинства во время мистерии [мистерия I] (у древних греков) // Толковый словарь. Т. Ф. Ефремова. – М., 2000.

9. Мистагог (греч.). 1) у древних греков, наставник в таинствах. 2) в Сицилии, лицо, водившее иноземцев в разные священные места. 3) теперь же так называют лиц, важничающих пустыми тайнами.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

9. Типы праздничного действия. Торжество, зрелище, обряд, ритуал, карнавал

Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным.

Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно-зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил (ритуалов, обрядов, символов) наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни, в этом он сродни театру.

Участникам праздника предлагается особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Такое поведение не умаляет значения реального события, лежащего в основе праздничного действия. Оно обеспечивает многозначность праздничного общения, снимает возможность утилитарного подхода к празднику, к чему может привести обеднение игрового начала. Однако природа праздника такова, что он не может, в свою очередь, оторвать игровое действие от реальности, ибо это приведет к ложной ситуации.

Таким образом, мы видим, что праздник необычайно разнопланов и предполагает несколько типов поведения людей. Одним из таких является торжество.

Праздник и торжество неразрывно связаны между собой. Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие именно исходя из содержания праздника. Праздник, устремленный в будущее, утверждающий прогрессивные цели и идеалы и отмечающий их победу на том или ином этапе социального развития, всегда торжествен, полон высокого пафоса. Такое торжество в социалистическом обществе является подлинно всеобщим, соответствует устремлению всех членов общества или его подавляющего большинства, отражает единство общества.

Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и демонстрациях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально. Торжество не исключает, а, наоборот, предполагает настроение радости и веселья, личные эмоциональные переживания, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом, классом.

В отличие от торжеств, зрелище всегда есть часть праздника. Ошибочно отождествлять праздник и зрелище. Эта ошибка имеет под собой реальную историческую почву, ибо на протяжении веков, начиная со времен Римской империи, господствующие классы всегда пытались подменить праздники широких народных масс зрелищами и тем самым лишить их социального характера.

Однако нельзя зачеркивать значение зрелища как неотъемлемой составной части любого праздника. Яркие, красочные зрелища дают людям сильные эстетические переживания, стимулируют возникновение коллективных эмоций и тем самым придают всему празднику эмоциональную окраску.

Сочетание различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.

Рассмотрим теперь отношение массового праздника к обряду и ритуалу. Нельзя отрицать значение обрядов и обрядности в духовной жизни общества. Однако и абсолютизировать их не имеет смысла. Обряды и обрядность необходимо рассматривать в колтекстс массового праздника в качестве одного из его проявлений.

Ритуалом можно также считать раз и навсегда установившееся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ритуал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплоченность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.

По отношению к обряду ритуал выступает как способ закрепления обрядового действия. Из всех других проявлений праздника, кроме обрядов, чаще всего подвергается ритуализации торжество. Как правило, ритуальный момент содержится в празднике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.

Праздник нельзя отождествлять также с карнавалом как действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение. Однако возможно и выделить карнавал или всеобъемлющее публичное народное веселье как особый тип праздничного действия. Анализируя римский карнавал, Гете выделял в нем всенародный характер, отмену иерархических граней, полное освобождение от жизненной серьезности.

Здесь очень точно подмечены специфические черты праздников такого рода, всегда принимающих наиболее всеобщий публичный характер и втягивающих массу в непосредственное веселье и активное действие в виде разнообразных игр, шуток и забав.

Организатору, режиссеру и сценаристу нужно хорошо разбираться в этих особенностях карнавала. Ведь иногда мы ошибочно называем карнавалами обычные костюмированные вечера, похожие на тот, о котором рассказывается в фильме «Карнавальная ночь». А между тем это скорее маскарадные вечера, ибо разноцветный дождь конфетти и серпантина, смешные маски и плащи еще не делают костюмированный праздник карнавальным.

Источник

Особенности создания сценария обряда, ритуал, церемония.

Совершенно самостоятельной формой массового зрелища является обрядовое действо, основным событием которого является ритуал. Он несет основную идею праздника, а все предыдущее действие – это лишь своеобразное обрамление. Например, обрядовый праздник масленицы. Главным событием является массовое сожжение чучела, через которое потом все прыгают, очищаясь огнем от всего плохого и злого, готовясь к новому рождению, которое подарит весеннее солнце.

Обряды возникли с появлением первых людей на земле. У всех народов мира есть свои обрядовые элементы, доказывающие потребность людей определенным образом «обставить» и приход человека в эту жизнь, и уход из нее. И абсолютно всем обрядам, как комплексной формы праздника, даже личным и семейным, присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности.

Обряд – исторически сложившиеся отношения человека и общества к явлениям природы, выраженное словами, пением, танцами, физическими действиями с целью усмирения сил природы или же их активизации для достижения гармонии между человеком и природой.

Обряд– это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью.

В современных условиях жизни обряд – это традиционное, общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей, художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов.

Обряд – фиксирует переход человека из одного социального статуса в другой.Имеет чётко зафиксированную структуру. Это общественно значимое событие. Обряд – персонифицированный, личностный праздник.

В сценаристке и режиссуре праздников обряд – это целостное, символическое действие, оформленное художественными средствами, которое ознаменовывает важное событие для участников праздника, связанное с общественной, трудовой деятельностью (проводы на пенсию, посвящение в студенты и т.д.).

В основе обряда всегда лежит обрядовое действие. В режиссуре обряда рациональные практические действия преобразуются действия, создающие художественные образы.

Например: обряд имянаречения – обрядовое действие: укладывание нарекаемого под покрывало и появление его после произнесения определенного текста символизирует появление новорожденного – нарекаемый приобретает художественный образ младенца.

Например, образ бабки повитухи. Помимо практической пользы этого персонажа, а мы сейчас говорим именно как о персонаже для режиссера, а какая это польза? Это рождение здорового ребенка. Образ бабки повитухи может становится образом глубокой магии, веры, наполненности, мудрости старого человека, доверия ему своей жизни и жизни своего потомства.

Праздничная ситуация, порождающая обряд, всегда вызвана событием личного характера, касается в первую очередь конкретной личности, а через нее и общества в целом.

Позиция режиссера, по отношению к обряду, должна состоять в том, чтобы превращать его из личного в большой общественный праздник, в котором даже такие личные обряды, как создание новой семьи или рождения ребенка, становились бы не только торжеством в личной жизни, но и праздничным событием для других людей.

Какое бы большое по масштабам событие не было основой обряда, оно всегда должно быть связано с жизнью конкретного человека или группы людей. Именно эти «узловые» моменты человеческой жизни, торжественно, символично оформленные и являются основой обряда.

Обряд органически связан с обычаем. В отличие от обряда обычай не несет в себе символического содержания.

Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обстоятельстве или в социальной группе и является привычным для его членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения, культурные привычки.

Обычай – это сложившиеся в течение длительного времени, устоявшиеся стереотипы трудовой или иной социальной деятельности людей, стереотипы поведения, воспроизводящие, повторяющие те или иные целесообразные, практические действия в труде, в общении людей, в быту, в семье.

Обычай, как и обряд, является одной из форм передачи новым поколениям социального опыта, может быть носителем различного содержания: консервативного, отжившего и прогрессивного, нового.

Обычай весьма подробно регламентирует, то, что следует или не следует делать в данной обстановке.

Например: младшие должны уступать место старшему в городском транспорте.

Обычай может быть частью обряда. Например: обычай в обрядовом действе девишника. Невесту готовят к замужеству, подружки ее омывают, а специальные плакальщицы поют плакательные песни, которые символизируют умирание девушки и появление жены. Плакальщицы как бы прощаются с девичеством невесты.

Но и обряд может быть частью обычая. Например: святки (дни перед Рождеством) обычай – рядится в костюмы и маски и ходить по домам со святочным песнопением. Но вот какие песни и в какой последовательности их петь и что при этом делать – это обряд.

Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний, нравственных норм и т.д. Слово «традиция» обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение.

Например: посвящение в режиссеры – это традиция, процесс принесения клятвы режиссера и культуры – это обряд,действия совершаемы при принесении клятвы – это ритуал.А вот печь пирожки с капустой и есть их во время посвящения – это обычай.Надевать старосте хомут на шею, это то же обычай.

Режиссура обряда, строится на принципах ритуала.Ритуал является составляющей обряда.

Ритуал— /от лат./ обрядовый. Вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (и в том числе речевых) выражает определенные социально-культурные взаимоотношения, ценности.

Ритуал – установленный порядок обрядовых действий, при совершении религиозного акта, выработанный церемониал, определенная последовательность действий со строго очерченными границами и правилами.

Ритуал – исторически сложившаяся или установленная форма поведения участников обряда, которая представляет собой систему символических действий (в том числе и речевых), обязательно на символической основе.

Ритуал не выполняет всех функций обряда, так как представляет лишь его часть, начало, кульминацию или завершение.

При этом если обряд выступает как театрализованное и общепринятый торжественное действие (свадьба, трудовое юбилей, совершеннолетие, проводы в армию и т.д.), то ритуал – как утвержденный и общепринятый торжественный акт. Это кульминационная часть обрядового действа, его центральное событие. Ритуалы могут содержаться в любом празднике иле обряде как его наиболее устойчивые и неизменяемые части, соответствующие или религиозным, или гражданским установлениям и законам.

Например, ритуал торжественного приёма в пионеры, ритуал воинской присяги, ритуал похорон, ритуал дарения подарков на свадебном гулянии: мать дарит платок, а затем все остальные, или например, на крестинах, пока крестные не заплатят бабке за кашу, действие не продолжится.

Режиссер,выстраивая мизансцены во время создания обрядового действия на сцене,не стремится имитировать жизнь – он основывается на сакрализации события, по самому своему существу неподражаемого действия.

Церемония

Церемония – /от лат./ благовоние.Торжественный официальный акт, при проведении которого устанавливается определенный порядок – церемониал.

Церемония важна для конкретного человека. Например: чемпион получает медаль. Он получил эту медаль и ему ее нужно вручить не просто где-то в коридоре, а торжественно, с красной дорожкой, подиумом, букетом цветов, рукопожатием, флагом и гимном страны.

Режиссер должен учесть все детали, так как именно детали очень важны в обряде. Этими деталями в обряде выступают символы.

Источник

Понятие «ритуал» и его значение в структуре массового праздника.

праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего

праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего

праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего

Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.

Ритуал – определённый порядок, строй обрядовых действий => обряды связаны с обычаями и ритуалами, которые тоже устанавливаются в течение длительного времени.

Обряд, обычай и ритуал неразрывно связаны с праздником.

Философско-методологический анализ феномена ритуала, в отличие от таких феноменов, как, например, «традиция», «норма», может быть реализован, отчасти и без соотнесения его с историческими контекстами; в данном исследовании стоящие в центре внимания понятия «ритуал» и «общество» сопоставляются и рассматриваются в основном в их структурном и функциональном аспектах.

В нашем исследовании мы делаем акцент на структурно-функциональном подходе. Но также мы рассматриваем и подходы, применяемые и могущие быть применимыми как к феномену «общества», так и к феномену «ритуала»; причем рассматриваемые подходы дают возможность сопоставлять оба означенных понятия во многом в качестве равноценных.

За ключевые характеристики структурно-функционального подхода как методологического основания исследования нами приняты следующие черты:

— в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;

— структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

— функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или эквилибриума (равновесия) структуры;

— утверждается, что состояние интеграции и состояние равновесия структуры составляют явления, взаимно усиливающие и обусловливающие друг друга.

Разнообразие научно-методологических трактовок и установок относительно феномена и понятия «общество» можно резюмировать следующим образом, выделив следующие парадигмы интерпретации общества в истории социальной философии:

праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть фото праздничный ритуал это прежде всего. Смотреть картинку праздничный ритуал это прежде всего. Картинка про праздничный ритуал это прежде всего. Фото праздничный ритуал это прежде всего

2. теория общего договора;

3. антропологический принцип рассмотрения общества (Спиноза; Дидро; Гольбах);

4. теория социального действия (М. Вебер, Знанецкий и др.);

5. функционалистский подход (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Следующее, и центральное, понятие нашего исследования, ритуал, было подробно рассмотрено учеными при помощи теории исторического происхождения (генетический подход).

Базисной посылкой этого подхода является идея о том, что онтогенез воспроизводит в ускоренной форме филогенез «. В качестве первокультуры и первокульта выбирались самые различные культуры и ритуалы. Одной из главных тем обсуждения в рамках подхода стали жертвоприношения человека и животных, причины и мотивы возникновения ритуалов жертвоприношения.

Представители данного подхода стремились найти истоки ритуальной практики в тотемистических культах. И причины этого виделись им, прежде всего, в том, что:

В 1871 году британский антрополог Э. Тейлор предложил теорию, согласно которой жертвоприношение предназначалось для обеспечения благосклонности богов или смягчения их гнева. С течением времени первичный мотив жертвоприношения, пройдя соответствующий путь развития, превратился в благоговение перед высшим существом, а затем в самоотречение. Теория Тейлора, однако, не в силах была объяснить такой феномен, как жертвенная трапеза, когда все принесенные дары (или их часть) съедаются участниками жертвоприношения.

Также весьма заметное место заняла в первой половине двадцатого века разработанная в трудах Люсьена Леви-Брюля теория первобытного мышления, основным понятием которой являлось «первобытное мышление» как «религиозно-мифологическое сознание», имеющее дологичный характер.

Гюи Свэнсон, американский исследователь, в книге «Рождение богов» стремится выяснить, существует ли соответствие между общественной структурой и религиозными верованиями.

После эпохи генетического объяснения ритуала ученые обратились к эмпирическим данным, собранным путем длительных наблюдений.

Функциональный подход к изучению ритуального поведения, несомненно, возник благодаря трудам Смита, Фрэзера и Дюркгейма, но приводил к принципиально иным выводам и заключениям.

Предтечей функционализма традиционно считают французскую социологическую школу (М. Мосс и А. Юбер, Л. Леви-Брюль, А. ван Геннеп) и, в частности, самого Э. Дюркгейма. В теории Дюркгейма подчеркиваются коллективные аспекты религии: функция религиозных ритуалов состоит в утверждении морального превосходства общества над его отдельными членами; таким образом, поддерживается общественная солидарность.

Арнольд ван Геннеп, не примыкая непосредственно к французской социологической школе, был близок к ней по своим взглядам. Он интересовался социальным значением первобытной религии, социальной обусловленностью и ролью религиозно-обрядовой жизни; ему принадлежат авторство и введение в научный оборот термина «ритуал перехода»; описание трехступенчатого процесса протекания ритуального действия.

Как один из основателей функционалистского направления в историю современной западной этнографии вошел выдающийся полевой исследователь и теоретик Бронислав Малиновский. Малиновский говорит о ритуальном (социальном) поведении в рамках магии как орудийно-деятельностного арсенала средств, обладающего потенциальной способностью компенсации невозможности достичь желаемого иными, рациональными средствами. И здесь смысловая нагрузка ритуальных форм поведения имеет двойственный аспект:

— во-вторых, пишет В. Кабо, дополняя теорию Малиновского, «. люди прибегают к магии, чтобы обеспечить продолжение обычного течения жизни во всех ее проявлениях. Такую цель преследуют, например, многообразные продуцирующие обряды, которым первобытное общество придает такое большое значение».

Таким образом, Малиновский является автором теории инструментального происхождения магических ритуалов, выполнявших внутри общества, в его истолковании, функцию сплочения и психологической мобилизации.

А. Р. Радклифф-Браун», другой основатель функционализма и представитель структурно-функционального подхода, напротив, полагал, что люди, члены общества, члены малой социальной группы, испытывают чувства тревоги и страха, когда привычная, традиционная обрядовая деятельность не совершается. Она сама, т. е. традиционная обрядовая деятельность, по Радклифф-Брауну, порождает эти чувства, и их может устранить только своевременное выполнение соответствующих обрядов.

Уже в середине двадцатого века другой представитель структурно-функционального подхода, Э. Эванс-Причард», исследуя первобытную магию в социальном контексте, пришел к выводу, что в магических ритуалах содержится та же причинно-следственная логика, что и в обычной повседневной практической деятельности, а конфликты и военные столкновения между группами служат не дезинтегрирующими факторами, а наоборот, средствами поддержания социального равновесия.

В конце пятидесятых годов прошлого века антрополог Раймонд Фёрз (R. Firth)» занялся проблемой влияния идеи контроля над экономическими ресурсами на идеологию ритуальных жертвоприношений. Он подметил, что:

— время и частота жертвоприношений, тип и природа жертвы меняются в зависимости от экономических представлений;

— процедура коллективных жертвоприношений не только символизирует единство группы, но и отражает экономические тяготы каждого из участников ритуала;

— наличие хранилищ для жертвенной пищи, возможно, представляет собой способ решения проблемы пищевых ресурсов. Отсюда Фёрз делает вывод: акт жертвоприношения часто бывает обусловлен не только религиозными соображениями, но и экономической рациональностью.

Крупнейший антрополог Виктор Тэрнер, также на материалах полевых исследований и, кроме того, опираясь на выводы и идеи Арнольда ван Геннепа, исследовал ритуал в его структурном, функциональном, а также других аспектах.

Материалы и выводы концепции Тэрнера использовались и продолжают продуктивно использоваться многими учеными, работающими над данной и смежной тематикой.

Решительно порывая с функционализмом, ведущим представителем символического подхода к культуре (в т. ч. ритуалу / ритуальному процессу) является современный американский антрополог Клиффорд Гиртц. Гиртц заявил, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, но как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов и поэтому исследование феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов. По мнению Гиртца, различные общества хранят свои собственные интерпретации, надо только найти доступ к ним.

Современная литература по ритуалам изобилует описаниями их всевозможных разновидностей, выявленных в самых разных уголках земного шара. Среди них можно выделять описания:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *