православные ритуалы обычаи и обряды

Церковные обряды: виды и значение

Сла­вян­ское слово «обряд» само по себе озна­чает «наряд», «одежда» (можно вспом­нить, напри­мер, глагол «обря­жать»). Кра­сота, тор­же­ствен­ность, раз­но­об­ра­зие цер­ков­ных обря­дов при­вле­кают многих людей. Но Пра­во­слав­ная Цер­ковь, по выра­же­нию свя­того Иоанна Крон­штадт­ского, не зани­мает никого и не зани­ма­ется празд­ными зре­ли­щами. Види­мые дей­ствия имеют неви­ди­мое, но совер­шенно реаль­ное и дей­ствен­ное содер­жа­ние. Цер­ковь верует (и вера эта под­твер­ждена двух­ты­ся­че­лет­ним опытом), что все совер­ша­е­мые ею обряды имеют опре­де­лен­ное освя­ща­ю­щее, то есть бла­го­твор­ное, обнов­ля­ю­щее и укреп­ля­ю­щее дей­ствие на чело­века. Это дей­ствие Божией бла­го­дати.

Условно все обряды делятся на три вида:

Зачем в Церкви так много обря­дов? Неужели нельзя слу­жить Богу просто, без лишних види­мых дей­ствий?

Вообще, чело­ве­че­ское мыш­ле­ние уже само по себе свя­зано с опре­де­лен­ными зна­ками и сим­во­лами, как спо­со­бами внеш­него выра­же­ния. Напри­мер, слово есть выра­жен­ная посред­ством звука мысль» а многие наши жесты есть выра­же­ние наших эмоций или нашего настро­е­ния. Тем более, когда речь идет об исти­нах мира духов­ного, выра­зить их в нашем мире можно только посред­ством сим­во­ли­че­ских дей­ствий — обря­дов. Напри­мер, сло­же­ние трех пер­стов есть испо­ве­да­ние еди­ного Бога Троицы, а осе­не­ние себя крест­ным зна­ме­нием есть испо­ве­да­ние крест­ной Жертвы Хри­сто­вой, бла­го­даря кото­рой побеж­дены дьявол и грех.

Каждый цер­ков­ный обряд воз­вы­шает нас над обы­ден­но­стью и помо­гает сопри­кос­нуться тем, что выше земных чувств и изме­ре­ний. Так, воз­жжен­ная свеча сим­во­ли­зи­рует наше молит­вен­ное горе­ние пред Богом и свет истин­ной веры, оза­ря­ю­щей сумерки мира. Как пре­красно молиться вече­ром при огне свечи или лам­пады! Окроп­ле­ние святой водой своего жилья есть при­об­ще­ние его к свя­тыни Церкви, известно, как после этого в домах, под­вер­жен­ных дей­ствию нечи­стой силы, все уми­ро­тво­ря­ется.

Обилие цер­ков­ных обря­дов сви­де­тель­ствует о богат­стве духовно-сим­во­ли­че­ской жизни Церкви. Види­мые бого­слу­жеб­ные дей­ствия и пред­меты цер­ков­ного быта заклю­чают в себе глу­бо­кие бла­го­дат­ные сим­волы, как выра­же­ние духовно совер­ша­ю­ще­гося в част­но­сти, каж­де­ние храма и моля­щихся людей святым лада­ном сим­во­ли­зи­рует обилие бла­го­дати Духа Свя­того, оби­та­ю­щего в храме и осе­ня­ю­щего моля­щихся. А пома­за­ние во время Все­нощ­ного бдения веру­ю­щих святым елеем озна­чает небес­ное бла­го­сло­ве­ние, пода­ва­е­мое на бого­слу­же­нии.

Ничто в бого­слу­же­нии не явля­ется слу­чай­ным — ни гим­но­гра­фия, ни види­мые дей­ствия. Ведь чело­веку свой­ственно стрем­ле­ние к твор­че­ству, и потому свои рели­ги­оз­ные чув­ства и мысли он выра­жает в молит­вах и пес­но­пе­ниях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуж­да­ется в куда мень­шем обос­но­ва­нии, нежели бытие души), то свои рели­ги­оз­ные чув­ства мы выра­жаем посред­ством покло­нов, коле­но­пре­кло­не­ний и уже упо­мя­ну­того крест­ного зна­ме­ния. А если доста­точно только в душе слу­жить Богу, то зачем Бог даро­вал нам еще и тело? Не напрасно в Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано: Про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божий ( 1Кор. 6:20 ).

Соблю­дая уже сло­жив­шу­юся тра­ди­цию, напри­мер, посе­ще­нием храма в поло­жен­ной одежде, мы выра­жаем наше ува­же­ние к храму и к тем, кто освя­тил эту тра­ди­цию соб­ствен­ной бла­го­че­сти­вой жизнью. Эти обряды соблю­дали не только святые подвиж­ники, но и цари, и зна­ме­ни­тые обще­ствен­ные дея­тели, и вели­кие ученые — после­дуем же за ними.

Один зна­ко­мый батюшка в метро как-то встре­тился с после­до­ва­те­лями секты сви­де­те­лей Иеговы — парнем и девуш­кой. Парень сразу же начал дока­зы­вать, что все наши обряды суть внеш­нее и ненуж­ное, что глав­ное, чтобы вера была в душе. Свя­щен­ник вни­ма­тельно выслу­шал, а затем искренно спро­сил: «Это ваша девушка? Навер­ное, вы любите друг друга? Может быть, ста­нете одной семьей?» Когда они одоб­ри­тельно кив­нули, батюшка обра­тился к девушке: «Если он вам дарит цветы и ока­зы­вает знаки вни­ма­ния, то не при­да­вайте этому ника­кого зна­че­ния — это все внеш­нее; и если он ста­ра­ется быть обхо­ди­тель­ным в своем обще­нии с вами, то тоже не обра­щайте вни­ма­ния, ведь это внеш­нее; и если он, гото­вясь к встрече с вами, следит за своим внеш­ним обли­ком, ста­ра­ется достойно выгля­деть, то это все тоже внеш­нее и ненуж­ное, а глав­ное, чтобы только в сердце была любовь». Глу­бо­кое недо­уме­ние и даже неболь­шое про­зре­ние теперь были видны на лицах моло­дых людей. Парень не нашел, что отве­тить, и кто знает, может быть, в глу­би­нах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заме­тим: в чело­ве­че­ском есте­стве душа тесно соеди­нена с телом, так что даже исклю­чи­тельно духов­ные чув­ства — вера, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, бого­по­чи­та­ние и другое выра­жа­ются вовне посред­ством види­мых обря­дов, знаков и дей­ствий.

Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2015

Каким должно быть наше уча­стие в цер­ков­ных обря­дах

Обря­до­вым формам их свя­щен­ное зна­че­ние сооб­щает молитва. Только через молитву дей­ствие ста­но­вится свя­щен­но­дей­ствием, а ряд внеш­них про­цес­сов — обря­дом. Не только свя­щен­ник, но и каждый из при­сут­ству­ю­щих должен внести свою лепту в совер­ше­ние обряда — свою веру и свою молитву.

Бла­го­дать, помощь, раз­лич­ные дары дает Бог, дает исклю­чи­тельно по Своей мило­сти. Но «как источ­ник не воз­бра­няет чер­пать жела­ю­щим, так и сокро­вище бла­го­дати никому из людей не воз­бра­няет быть его при­част­ни­ком» (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то маги­че­ских дей­ствий «выну­дить» Бога нис­по­слать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой про­сить. Свя­щен­ное Писа­ние о необ­хо­ди­мо­сти веры для молитвы гово­рит: «Да просит с верою, нимало не сомне­ва­ясь, потому что сомне­ва­ю­щийся подо­бен волне мор­ской, ветром под­ни­ма­е­мой и раз­ве­ва­е­мой. Да не думает такой чело­век полу­чить что-нибудь от Гос­пода» ( Иак.1:6-7 ). Когда мы молимся Гос­поду, нужно верить в то, что Гос­подь все­мо­гущ, что Он может сотво­рить или даро­вать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он мило­стив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обра­щать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совер­ше­нии обряда будем не просто стоять рядом со свя­щен­ни­ком, но и сер­дечно молиться с верой, тогда и мы спо­до­бимся полу­чить от Гос­пода освя­ща­ю­щую бла­го­дать.

В чём смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие. В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы. Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Источник

Зачем Церкви столько обрядов?

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

На днях мне в интернете попался популярный, или, как теперь говорят, вирусный, текст:

«Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

И так далее — список довольно длинный, и я не привожу его полностью, общая мысль понятна. Богатство православной обрядности — это что-то пустое и ненужное, даже противное первоначальному замыслу и желанию Господа Иисуса и первых учеников.

Поэтому совершать эти обряды — дело пустое и ненужное. Так ли это?

В Библии есть подробные описания обрядов

Конечно, Господь и апостолы едва ли практиковали православное благочестие, каким мы его знаем сейчас. Они принадлежали к иудейской культуре I века, и благочестивые обычаи, которых они придерживались, имели именно ветхозаветное, еврейское происхождение.

Но это благочестие носило ничуть не менее обрядовый, традиционный и общинный характер, чем православное.

В Библии мы находим подробные описания обрядов — то есть, по определению, «действий стереотипного характера, которым присуще символическое значение». Например, в центре ветхозаветной веры стоит празднование Пасхи — воспоминание Исхода (то есть выхода) еврейского народа из египетского рабства, и это празднование предполагает совершение четкой последовательности символических действий, каждое из которых передает определенное послание.

12-я глава книги Исход подробно описывает, в какие одежды надо облачиться, какую еду есть и какие действия совершать:

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).

Люди совершали (а религиозные иудеи совершают до сих пор) тщательно разработанный ритуал, в ходе которого воспоминались и разъяснялись следующим поколениям события священной истории. Но это носило далеко не только образовательный характер — обряд функционировал в качестве своего рода мистической машины времени, которая делала (и делает) людей участниками исхода. Не только какие-то другие люди, очень давно, в другой стране, пережили Исход из Египта — это то, что произошло именно с нами, составляет важнейшую часть именно нашего опыта. «Рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою» (Втор. 6:21).

Поэтому человек, который по своей воле отказался от участия в пасхальной трапезе, отпадал от народа — это было не просто отказом вспоминать ключевое для народа событие, но отказом в нем участвовать.

В центре христианской общины стоит именно обряд

И Господь Иисус не только не уклоняется от совершения этого обряда — напротив, Его Тайная Вечеря, на которой Он устанавливает Таинство Евхаристии, совершается именно в Пасхальный Седер.

Его ученики совершают Евхаристию, как Он заповедал: «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор.11:24, 25).

В разных традициях внутри христианства это может выглядеть немного по-разному, но везде мы найдем именно обряд — традиционную «последовательность действий, которым присуще символическое значение».

Безобрядовое христианство невозможно уже хотя бы потому, что в центре христианской общины, как ее создал Иисус, стоит именно обряд. Евхаристия.

Но оно невозможно и по другим причинам.

Во-первых, личное благочестие предполагает регулярные усилия в молитве. Псалмопевец прославляет Бога не потому, что у него сегодня есть такое настроение — а потому, что Бог достоин хвалы и поклонения. Обязанность посвящать Богу день субботний предполагает эту же молитвенную дисциплину — это нравственная обязанность человека, воздавать хвалу его Творцу и Искупителю, и это предполагает дисциплинированные, организованные усилия.

Можно — и нужно — молиться своими словами. Но когда вы устали, недовольны и вообще не в настроении, вы молитесь словами, которые уже сложились в библейской традиции. Молитвенником первых христиан была Псалтирь — и это неоднократно упоминается: Иак. 5:13, Еф. 5:19, Кол. 3:16.

Вторая причина — любая общая молитва требует какой-то упорядоченности, и когда эта упорядоченность неизбежно возникает, она становится устойчивой — не создавать же ее заново каждый раз. Обряды — то есть какие-то устойчивые формы, в которые отливается общая молитва — просто неизбежны.

Обряды Церкви вырастают из опыта молитвы

Они неизбежны и в общинах, которые стараются уйти от обрядов — и на них можно напасть точно с теми же словами, как и на православных:

Христос и Его ученики за всю Свою жизнь НИ РАЗУ

Если в христианском мире есть строгие реконструкторы, которые тщательно (насколько это возможно) воспроизводят обычаи I века, то их очень немного — во-первых, невероятно утомительно, во-вторых, непонятно, зачем, в-третьих, все равно без толку — человек XXI века, нарядившийся в костюм I-го, — это просто не больше, чем человек XXI века в маскарадном костюме.

Религиозная жизнь неизбежно нуждается в каких-то обрядовых формах, и они не могут буквально воспроизводить формы I века.

Но желательно, чтобы они сохраняли с ними связь — чтобы они росли из I века, как растет живой организм.

Потому что Господь Иисус создал Церковь — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), которую апостол Павел описывает как живое Тело, напоенное Святым Духом — «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).

Обряды Церкви вырастают из ее опыта молитвы и богообщения, они не являются чем-то случайным или бессмысленным.

Когда мы совершаем их, мы входим в то же пространство веры и молитвы, в котором находились апостолы.

Да, духовная жизнь может формализироваться, тщательное выполнение обрядов — скрывать внутреннюю пустоту и неверность Богу — против чего много предостерегали еще ветхозаветные пророки.

Но чтобы вам стала грозить опасность формализации вашей религиозной жизни, она сначала должна у вас быть.

Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны,
И жена не уйдет к другому,
Если у вас нет жены.

А если духовная жизнь у вас есть, она неизбежно будет проявляться в обрядах — и не нужно этого бояться.

Источник

Христианские традиции

Христианство — одна из религий авраамического направления, базирующаяся на описанном в Еванге­лие акте искупления грехов человечества богочеловеком Иисусом Христом. По распространенности эта монотеистическая религия считается самой крупной в мире, на сегодняшний день число ее приверженцев, по данным ООН, достигает 1,5 млрд. Христианские традиции, основанные на Ветхом и Новом завете, и определяют церковную и домашнюю жизнь верующих.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Основные каноны направления в христианстве

Христианство как религия зародилось в I веке в среде палестинских иудеев и быстро получило распространение среди греко-римлян и других этнических групп. Уникальность этой религии в том, что она предполагает не только вечность души человека, но и воскресение тела после загробной жизни. Правда, не все воскресшие будут достойны пребывания в Царстве Небесном.

Основными направлениями в христианстве сегодня считаются католицизм, православие и протестантизм. И хотя древние христианские религиозные традиции и главные догмы христианства ― вера в грядущее воскресение и божественная сущность Иисуса Христоса ― являются для них общими, у каждого из направлений существуют свои особенности вероучения и различия в толковании некоторых религиозных канонов.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Принципиальное отличие между Католической и Православной Церквями состоит в понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, они считают воплощением Вселенской Церкви каждую поместную Церковь епископата, католики в добавление к этому видят необходимость в едином руководстве всех церквей, которое осуществляет верховный правитель Святого Престола ― Папа.

Черты, отличающие протестантскую Церковь от католической и православной, многочисленнее. Так, протестанты признают Библию, но отвергают Священное Предание Церкви и церковные священнодействия. У них не принято молиться за умерших, веруя, что благодаря молитвам Господь облегчит их посмертную участь. Протестанты отрицают посты и считают, что признания Иисуса Христа Богом уже достаточно для спасения, и никаких дел для этого не нужно. Тогда как католики и православные христиане утверждают, что доказывать свою веру необходимо делами, исполняя заповеди Отца.

Религиозные традиции христиан

В большинстве религий существуют особые ритуальные действия ― таинства, через которые человеку невидимым образом передается спасительная Божия благодать. Первоначально в традициях христианской веры было два таинства – крещение и причащение.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

В 1279 году на Вселенском соборе в Лионе в список таинств были включены еще пять церковных обрядов. Они признаются православной и католической церковью, протестанты трактуют церковные таинства как простой религиозный ритуал.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Посмертные обряды

Христианские праздники

Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:

Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.

Источник

Православные традиции

Православие ― одно из направлений древнейшей мировой религии ― христианства. Сложившееся в Византии в I веке, в настоящее время православие является преобладающим вероисповедованием во многих странах Европы и Азии, в том числе России, Белоруссии, Украине, Молдавии, Румынии, Болгарии. Православные традиции, как и все религиозое учение, основаны на Ветхом и Новом завете ― сборниках книг, которые написаны до Иисуса Христа и после его пришествия.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Догмы православной веры

Православные религиозные традиции опираются на четыре основных догмата ― непреложные истины, принимаемые на веру и определяющие жизнь церкви и всех приверженцев православной веры.

Первый догмат ― Отец, Сын и Святой Дух не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.

Второй — Иисус Христос есть Бог, принявший человеческую плоть. Когда к Нему обращаются в благодарственной молитве и просят простить все вольные и невольные грехи, ОН понимает молящихся, так как сам прочувствовал все человеческие физические и душевные страдания.

Четвертый догмат — вера в церковь. Стать ближе к Всевышнему можно только через церковь, посещение храмовых богослужений у христиан считается признаком того, что Бог пребывает в сердце человека.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Православные церковные традиции предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповеди), посещение торжественных служб в основные церковные праздники. В быту православные придерживаются завещанных Спасителем правил: стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда заботы о хлебе насущном не заслоняют духовных исканий. Даже при приготовлении пищи должно сверяться с церковным календарем, чтобы знать, какой нынче день — постный или скоромный.

Православные праздники

Самый важный праздник православных христиан ― Пасха. Он установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, дата праздника исчисляется по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Традиции православной веры включают цикл важнейших после Пасхи праздников, которые носят название двунадесятых. К ним относятся:

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Семейные традиции

В православии существует тесная связь между церковной и домашней жизнью, причем большинство прописанных в церковных канонах семейных традиций соблюдаются и сегодня. Главой в семье считается отец. Жена его и дети видят в нем образ Христа, защитника, утешителя и воспитателя. Мать же несет ответственность за воспитание детей и служит для них примером нравственности и добродетели.

Одна из самых старых и неукоснительно соблюдаемых православных традиций и обычаев ― крещение детей, которое служит свидетельством становления человека на путь приближения к Богу. Обряд крещения проводит священнослужитель. Ребенка трижды окунают в воду святой купели, сопровождая ритуал чтением молитв, затем на шею окрещенного малыша надевают нательный крестик в знак того, что он стал членом Православной Церкви, и может принимать участие во всех церковных обрядах.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Традиционные ритуалы у православных присущи и бракосочетанию. Это
сватовство, смотрины, сговор, девичник и мальчишник, венчание, свадебное пиршество и первая брачная ночь. Каждый из обрядов важен и имеет особое значение.

Сватовство, смотрины и глядины ― это знакомство и переговоры семей жениха и невесты, оценка их моральных и материальных достоинств. Этап завершается сговором, закрепляющим решение о создании свадебного союза.

В преддверии свадебного торжества в домах жениха и невесты в знак прощания с холостяцкой жизнью проводятся вечеринки: девичник, куда приглашаются только девушки, и мальчишник, на котором присутствуют исключительно молодые парни.

Венчание по православным традициям проходит в церкви. Обряд проводит священнослужитель, он читает молитвы и возлагает на головы новобрачных свадебные венки. Затем молодые меняются кольцами и клянутся в вечной любви, после чего считаются мужем и женой перед Богом.

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Православные традиции и обряды касаются и похорон. Земная жизнь в православии понимается как подготовление к воскресению, вечной и нетленной жизни. После смерти тело человека покоится, а душа устремляется в обитель Бога.

Предписанные каноном обряды похорон включают:

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

Обрядом вспоминания человека и совершенных им добрых дел, моления об упокоении его души служат поминки. Они проводятся в день погребения, на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в годовщину смерти.

Источник

Обычаи и обряды православия

Обычаи и обряды православия

православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть фото православные ритуалы обычаи и обряды. Смотреть картинку православные ритуалы обычаи и обряды. Картинка про православные ритуалы обычаи и обряды. Фото православные ритуалы обычаи и обряды

«Обряд (взятый сам по себе), – говорит священник Павел Флоренский, – есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей земли».

Говоря о церковных православных обрядах, следует отметить их принципиальное отличие от типично языческих обрядов, которые также имеют место в жизни русских людей. Например, святочные гадания отнюдь не приветствуются православной церковью, хотя их можно полноправно назвать обрядовым действом. Таинства, согласно Священному Писанию, – это глубокая, сокровенная мысль или действие, в силу которого верующим сообщается невидимая благодать Божия. Обряды же представляют собой своеобразную лестницу, по которой человеческое разумение восходит от земного к небесному и нисходит от небесного к земному, т. е. обряд, являясь частью земной действительности, возводит дух к созерцанию Таинства, направляет сознание к подвигу веры.

В православии известны такие обряды, как великое освящение воды в канун и праздник Крещения Господня – Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, вещей, пищи. Эти обряды – явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. Помимо этого, обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, укрепляло его духовные и моральные силы.

Условно христианские обряды можно разделить на три вида: во-первых, обряды богослужения, являющиеся частью литургической жизни церкви. Сюда относятся помазания верующих освященным елеем на утрени, великое освящение воды, освящение артоса в первый день Пасхи, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и др.

Во-вторых, в православии есть обряды, которые можно условно назвать житейскими, т. е. освящающими житейские нужды людей: поминовение усопших, освящение жилища, продуктов (семян, овощей), благих начинаний (поста, учения, путешествия, строительства дома).

И, в-третьих, символические обряды, служащие для выражения религиозных идей и воспринимающиеся православным сознанием как путь к Богообщению. Уместно привести в пример крестное знамение: оно совершается в воспоминание страданий Христа на кресте и одновременно служит реальным способом ограждения человека от влияния злых демонических сил.

В этой главе будут рассмотрены самые известные церковные обряды и обычаи. И одним из самых главных является, конечно, крещение. В настоящее время даже не являющиеся истинными христианами люди стремятся крестить родившегося ребенка, на подсознательном уровне понимая всю важность и необходимость этого действа. Таинство крещения символизирует духовное рождение человека. Принимающему крещение через это действо подается особая Божья благодать. С момента крещения жизнь нового члена становится церковноличной, т. е. взаимосвязана с жизнью церкви. Если обратиться к истории православия, нельзя не заметить, что обряд крещения совершается не только над новорожденными. Раньше крещение человек принимал осознанно, по своей собственной воле. Крестились в Древней Руси, переходя от язычества к православию, крестились апостольские мужи.

Как проходит обряд крещения? Крещение осуществляется в следующей последовательности: сначала происходит оглашение (наставление в истинах веры), следом – покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов. Затем крестившийся должен произнести устное исповедание веры во Христа, а последним происходит само духовное рождение при погружении в воду с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Другой необходимый церковный обряд – наречение имени. Прежде, во время зарождения христианства, было принято сохранять и языческие имена (например, под языческими именами были известны Владимир, в святом крещении Василий, Борис – Роман, Глеб – Давид и др.).

В XVI в. количество молитв возросло, и, когда нужно было дать имя младенцу, иерей вставал в дверях дома или храма и говорил молитву прежде всего «храму, в нем же младенец родися», а затем «молитву жене, егда родит». После этого священник кадил дом и, освящая ребенка крестным знамением, читал молитвы «имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем женам прилучившимся» и «бабе», принимавшей роды.

Обычно имя новорожденному давали родители в честь одного из святых, почитаемых в русской церкви. Наши предки давали имена своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день их крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей. Имя нарекалось либо отцом семейства, либо священником.

Крестившийся должен также погрузиться в освященную воду. Этот обычай существует еще со II–III вв. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, писал, что «вода должна быть прежде освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого».

Обряд освящения воды для Таинства крещения из греческой церкви перешел в русскую. В исторических источниках говорится, что «вода Крещения осенялась крестным знамением». Помимо этого, произносилась мирная ектения и читалась молитва на освящение воды.

Позже добавился обычай перед началом крещения кадить воду и трижды благословлять ее свечой. При троекратном произнесении слов «Велий еси, Господи…» священник трижды благословлял воду. При словах «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» он согласно позднейшей греческой практике только дул на воду и благословлял ее, но перстов в нее не погружал.

Само крещение всегда совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. Со времен Древней Руси на новокрещенного надевалась белая одежда и возлагался крест, предварительно освященный. У нас крещение совершалось через троекратное погружение принимающего крещение в освященные воды купели. После крещения следовало облачение новокрещенного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь…». За облачением следовала ектения, в которой были особые прошения о новокрещенном.

Священник, крестящий младенца, должен был взять ребенка в руки и произнести слова «Благословен Бог просвещаяй и освящаяй всякого человека…» и троекратно погрузить его в купель. При первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца – аминь», при втором: «И Сына – аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Нельзя не сказать о таком обычае в православной религии, как освящение елея. Согласно Священному Писанию, Ной получил «знамение примирения» в виде масличной ветви, принесенной голубицей по прекращении потопа. Постигая «благодати Таинство», священник просит Бога: «Сам благослови и сей елей, силою и действием, и наитием Святого Твоего Духа: якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела…» Также освященным елеем помазуется вода в купели крещения. В этом случае елей, соединяясь с водой, уподобляется масличной ветви, полученной Ноем как радостное знамение примирения Бога с миром. Помазуясь им, принимающий крещение утешается и укрепляется упованием на милосердие Божие и надеется, что погружение в водную стихию послужит его духовному возрождению.

Одно из значений слова «елей» подчеркивает назначение его в Таинстве – быть знаком укрепляющего действия благодати Божией на душу принимающего крещение. Характерно, что помазуемые части тела – чело, грудь, междорамие (между плеч), уши, руки и ноги – говорят, что преимущественное назначение елея освящать мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом.

После помазания «елеем радования» принимающему крещение предстоит вступить в «завет с Богом» через «три погружения единого тайнодействия». Погружение в воду означает приобщение его к смерти Христа Спасителя, распятого на Кресте. Крест – знамение искупления и освящения. Им освящается все в христианстве, крестным знамением завершается каждая молитва.

Затем иерей облачает новокрещенного в белые одежды. Грех некогда открыл Адаму и Еве их наготу и заставил прикрыть ее одеждой. До этого они были облачены в Божественную славу и свет, в невыразимую красоту, составляющую подлинную природу человека. Облачение человека в крещальную ризу означает возвращение его к целости и невинности, которыми он владел в раю, к единению с миром и природой. В удостоверение этого поют тропарь «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».

Вышедшему из купели и облаченному в белые одежды вручается свеча, символизирующая свет веры и славы будущей жизни.

Таинство миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового члена в Церковь. Участие в этом обряде сподобляет нового члена Церкви быть причастником Тела и Крови Христовых. Слово «миро» в греческом языке означает «благовонный елей». Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета. Приготовление мира Священное Писание именует святым делом, а само миро – «святыней великой».

Таинство миропомазания состоит из двух раздельно совершаемых священнодействий: приготовления и освящения мира и собственно помазания освященным миром новокрещенного, которое совершается священником непосредственно после таинства крещения. Между этими действами существует внутренняя органическая связь, несмотря на то что они совершаются в разное время.

В русской церкви помазывают чело, ноздри, уста, уши, сердце и ладонь одной руки. Также к особенностям миропомазания относятся облачение в белые одежды, возложение червленого венца и вручение свечи. Под венцом подразумевается либо повязка, покрывающая лоб миропомазанного, либо куколь – «одеяние главе», на котором вышивалось три крестика. При помазании миром положено произносить слова: «Печать дара Духа Святаго». Младенца после миропомазания одевают в новые одежды со словами «Одевается раб Божий…».

Следующий обряд, о котором будет рассказано, менее известен, нежели предыдущие. Троекратное хождение принимающих крещение вокруг купели появилось после отделения Таинства крещения и миропомазания от литургии. После миропомазания священник входил с новокрещенным в алтарь и мальчика прикладывал к четырем сторонам престола, а девочку – к трем, исключая переднюю. Выходя из алтаря, священник пел: «Блажени, имже отпущены суть беззакония…» После этого следовала литургия, и новокрещенный причащался святых Христовых таин.

После миропомазания священник и восприемник с младенцем трижды обходили вокруг купели, после чего священник брал дитя и нес мальчика в алтарь, а девочку – до Царских врат, не внося ее в алтарь.

Согласно обычаям древней церкви спустя 7 дней после совершения Таинства миропомазания новокрещенные приходили в храм, чтобы быть омытыми руками священников.

Новокрещенный был обязан хранить на себе печать помазания святым миром. Поэтому новокрещенные не снимали одежд, одетых при крещении, и не омывались до восьмого дня. В XVI в. новопросвещенный присутствовал на литургии. Во время великого входа он с зажженной свечой в руках шел впереди священника, несущего приготовленные для освящения дары. По окончании литургии в сопровождении родных и знакомых, которые имели зажженные свечи, он удалялся домой. В течение 7 дней он обязан был присутствовать на богослужениях утрени, вечерни и литургии, стоя с горящей свечой. Далее священник читал молитвы и тропари.

Также хотелось бы вспомнить о таком православном обряде, который соблюдают почти все люди. Речь пойдет, конечно, о Таинстве брака. Сейчас многие молодожены венчаются в церкви, по православному обряду, соблюдая традиции и обычаи, установленные еще в древности. Даже те, кто в Бога не верит (мы не говорим о проповедующих атеизм), так или иначе стремятся заключить брачный союз в православном храме, призывая Бога освятить брак и сделать его счастливым и удачным. Что же такое брак с христианской точки зрения?

Христианское учение признает брак союзом, в котором мужчина и женщина принимают на себя обязанность неразрывно жить вместе всю жизнь как муж и жена, помогая друг другу в житейских нуждах. Крепкая взаимосвязь, основанная на любви, доверии и уважении, создает благополучные условия для рождения и воспитания детей, т. е. продолжения рода человеческого.

Обратимся к Библии, чтобы узнать, как же возник брачный союз между мужчиной и женщиной. Книга Бытия знакомит нас с историей первого брака, совершенного в раю Господом Богом.

Сотворив первого человека – Адама, Господь создал из ребра его женщину – Еву, так как одиночество могло тяготить Адама, лишать его самых близких и понятных средств для всестороннего развития его личности в любви и послушании Богу. Таким образом, был заключен самый первый брачный союз в раю.

История ветхозаветного человечества показывает, что верующие ценили благословение Божье на брак, которое воспринимали сначала от родителей, а затем и от священника. На протяжении многих веков формировались сложные брачные обряды, которыми сопровождалось вступление в брак. Это и добровольное согласие жениха и невесты, и родительское благословение на брак, подарки невесте и ее родителям со стороны жениха, составление брачного договора при свидетелях, брачный обед с соблюдением предписанного этикета. Интересен обычай заключения брака в русской церкви. Как и в Византии, на Руси заключение браков начиналось обращением жениха и невесты к архиерею с прошением благословить их брак. Позже заключение браков сопровождалось «зарядом» – договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. В эпоху Святейшего синода в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Желающему вступить в брак необходимо было объявить об этом своему приходскому священнику, священник же объявлял о предполагаемом браке в храме. Если отсутствовали сведения о препятствии для вступления в брак, то священник вносил в обыскную книгу об этом запись, т. е. обыск. Он скреплялся подписью жениха и невесты, их поручителей и священником. Это действо совершалось при личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в русской церкви с 1802 г.

Почему же так важно совершать обряд венчания именно в церкви? Согласно Библии, церковь – это Тело Христово, в нем Христос – Глава, а все, кто рожден от воды и Духа, – члены его Тела. Поэтому заключение брачного союза совершается только в церкви с благословения епископа или священника. В христианском браке муж берет на себя крест семейной жизни, а жена должна быть ему помощницей и другом. Святость христианского брака делает его непохожим на любой другой брак, заключенный вне церкви, так как на основе его из семьи создается «домашняя церковь». Семейная жизнь будет гармонична тогда, когда оба супруга питают любовь к Богу и друг к другу. Это – залог прочной и крепкой семьи, способной оставить после себя достойное поколение.

Начальным этапом брачного обряда является обручение, которому предшествует благословение родителей и духовного отца. Знаком утверждения этого союза в мире, любви и согласия является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа возник по той причине, что православные христиане имеют, помимо своих родителей, духовного отца в лице епископа. Заручившись благословением родителей и духовника-священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Сначала брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции – загсе, после чего совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.

Обычай предписывает в самый день или накануне гражданской регистрации служить молебен Господу Иисусу Христу о начале благого дела. В день браковенчания родители после произнесения молитв должны совершить благословение своих детей. Сына благословляют иконой Спасителя, дочь – иконой Божьей Матери.

В день обручения молодые люди, любящие друг друга, должны получить Божье благословение, и для этого по обычаю прибывают в храм. Первым в церкви появляется жених, сопровождаемый шаферами и кем-то из детей, несущих впереди жениха икону Христа Спасителя. В храме жениха встречают одним из церковных песнопений, приличествующих случаю. Помолившись Богу, жених отходит с середины храма на правую сторону и ожидает приезда невесты. Невеста прибывает в храм чуть позже и совершает поклонение Богу и выслушивает церковное песнопение. Затем она отходит на левую сторону храма.

До начала обручения кольца новобрачных полагаются священником на святом престоле, чтобы их освятил Господь, так как ему новобрачные с этого момента вручаю свою жизнь.

Обручение начинается изнесением из алтаря на середину храма святых Креста и Евангелия, которые полагаются иереем на аналое. В притворе священник подводит жениха к невесте и, соединив руку жениха с рукой невесты, поставляет их на середине притвора, где и будет происходить чин обручения. Таким образом, жених и невеста встречаются в храме, где их окружают родные, друзья и прихожане. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом, а благословение священника это их слово утверждает святым соединением, после чего иерей дает жениху и невесте возжженные свечи. Горящие свечи являются символом в христианстве: они изображают духовное торжество, славу целомудренного действа и свет Божественной благодати. Пламя свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают молодые, свидетельствуя о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Собственно чин обручения начинается с прославления Отца Небесного.

Наверно, мало кто знает, откуда пошел обычай обручения кольцами. В православном христианстве этому обряду предписан глубокий смысл. Вручением колец, принесенных от святого престола, священник выражает жениху и невесте веру церкви в непрерывность их союза, даруемого им Божьей волей. Кроме того, обмен кольцами свидетельствует, что на взаимное согласие обручающихся есть и согласие родителей.

Почему кольцо невесты вначале находится у жениха, а кольцо жениха – у невесты? В этом усматривается древняя практика, когда обручение было отделено от венчания на продолжительный срок и обрученные хранили у себя обручальные кольца как знак своей любви и верности, а в момент венчания возвращали друг другу сохраненный знак своей любви, что символизировало готовность вступить друг с другом в согласие во всех своих делах, полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами.

Заканчивается обручение сугубой ектенией, молитва которой подчеркивает церковное признание намерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное ими друг другу слово. Духовная семья теперь связана со Святейшим Патриархом, священноначалием церкви, друг с другом и со всеми братьями во Христе.

Обручением завершается подготовительный этап к нераздельному жительству мужа и жены. Затем следует обряд венчания, который проводится также согласно христианским обычаям.

Молодые жених и невеста входят в храм с зажженными свечами, и священник поставляет молодых пред аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу кусок белой материи, являющейся символом единства и нераздельного жительства в супружестве.

По окончании пения псалма иерей говорит жениху и невесте поучение, в котором обращает их внимание на великую тайну брачного союза, на смысл священнодействий Таинства. Этим самым он настраивает их сердца к восприятию жизни Царства Божия.

По окончании слова иерей вопрошает сначала жениха, а потом невесту о согласии вступить в брак. Муж прежде всего должен понимать свою ответственность за создание семьи, так как он есть глава семьи, а жена – его помощница. Поэтому и невеста, и жених должны понимать всю важность принимаемого решения, чтобы осознанно отвечать на вопрос иерея. Вопросы, задаваемые священником, важны еще и потому, что Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное жительство супругов.

Таинственное священнодействие венчания начинается прославлением Царства Святой Троицы. Собравшиеся в храме христиане испрашивают у Бога, прославляемого в Святой Троице, спасения для новобрачных, благословения брачного союза, сохранения их телесной и духовной чистоты и священного покрова в совместной жизни.

По окончании мирной ектении священник произносит три молитвы, в которых просит Бога благословить настоящий брак, сохранить сочетавшихся браком, как некогда сохранил Ноя в ковчеге, Иону – во чреве кита, и даровать им радость, какую испытала блаженная Елена, обретя Честный Крест Господень. Иерей молит Бога даровать вступающим в брак мирную жизнь, долгоденствие, взаимную любовь и доброчадие.

Завершив чтение молитв, священник приступает к главному моменту Таинства, благословляя брачный союз во имя Триединого Бога. Взяв венец, иерей благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Потом таким же образом священник венчает голову невесты, говоря: «Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…»

Следом за этим на жениха и невесту возлагают венцы. Они символизируют славу союза Христа с церковью. Этим обрядом церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство и делает очевидным благословение Божие – быть супружеской чете родоначальниками потомства. Возложение венцов и слова священника «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» запечатлевают Таинство брака. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви, указывая путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза.

Просительная ектенья включает в себя прочтение молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни. В конце этого они испивают общую чашу. Общая чаша – это чаша с красным вином, которую священник при произнесении слов «благослови благословением духовным» единожды благословляет. Супруги троекратно испивают из общей чаши: вначале муж, затем жена. Вкушение вина напоминает о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Этот обряд символизирует полное единство супругов, запечатленное в совершившемся таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь, одни мысли, желания, идеи. В этом неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.

После этого действа священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой церкви, соединяющей их во Христе навеки.

В христианских обрядах присутствует множество символов. В Таинстве брака, помимо обручальных колец, встречается образ круга, символизирующего вечность. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, которая призывается во свидетельство обета перед церковью вечно хранить супружеский союз. При первом торжественном шествии вокруг аналоя поется тропарь «Исаия ликуй…», в котором прославляется Пресвятая Дева, послужившая тайне воплощения Сына Божия. При обхождении второго круга поется тропарь «Святые мученицы…», где прославляются святые подвижники и мученики, победившие греховные страсти, дабы они укрепили в новобрачных готовность к исповедническим и духовным подвигам.

В третий раз во время шествия вокруг аналоя поется тропарь «Слава Тебе, Христе Боже…». В нем церковь выражает надежду, что семейная жизнь сочетавшихся будет живым проповеданием единосущной Троицы в вере, надежде, любви и христианском благочестии.

После троекратного обхождения муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Потом священник читает две молитвы. В первой он просит Господа благословить сочетавшихся и воспринять их непорочные венцы в Царствии Небесном. Во второй он молит Пресвятую Троицу даровать супругам долгоденствие, преуспеяние в вере, а также обилие земных и небесных благ.

Далее следует отпуст, на котором упоминаются равноапостольные Константин и Елена, распространители христианства, и великомученик Прокопий.

Затем идет целование и поздравление вступивших в супружество и новое родство. В конце полагается «Молитва на разрешение венцов в осьмой день». Это связано с тем, что в древности вступившие в брак 7 дней носили венцы, и в восьмой день священник с молитвой снимал их.

По окончании венчания новобрачные возвращаются в свой дом, где их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благославляют их иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы и руки родителей, муж и жена вступают в свой дом, чтобы поставить в передний угол «благословенные образа», затеплить перед ними лампаду, чтобы создать в доме молитвенную атмосферу храма.

По исходе из тела душа человека попадает в совершенно новые условия, где важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего человека с церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни. Тело усопшего христианина готовят к погребению и совершают молитвенные последования об упокоении его души для того, чтобы умерший очистился от грехов и приблизился к Божественному покою. В случае, если усопший был праведником, молитва за него вызывает ответную молитву их пред Богом за самих молящихся.

В настоящее время существуют следующие чины отпеваний сообразно возрасту и состоянию умерших: погребения мирских людей, иноков, священников, младенцев.

Что же такое отпевание и как его проводят согласно православной вере?

Отпевание – это заупокойное богослужение, и совершается оно над умершим лишь однажды. В этом заключается его принципиальное отличие от других заупокойных служб, которые могут повторяться неоднократно (панихиды, литии).

Отпевание призвано осуществлять моление за усопших, т. е. испросить отпущение за совершенные при жизни грехи. Чины отпевания имеют цель даровать душе усопшего духовный покой. Однако этот обряд приносит пользу не только умершему: как и все заупокойные службы, отпевание помогает родственникам и близким почившего справиться с горем, исцелить душевные раны, смириться с утратой. Скорбь, индивидуальное горе приобретают форму вселенскую, форму чистой человечности, а сам скорбящий получает освобождение и некоторое облегчение.

Мирского человека отпевают по следующей схеме, состоящей из трех частей.

I часть

«Благословен Бог наш…»

Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией)

По третьей статии: тропари по «Непорочных»

Ектения: «Паки и паки…»

Тропари: «Покой, Спасе наш…», «От Девы возсиявый…»

II часть

Канон «Яко по суху…», глас 6-й

Стихиры самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость…»

«Блаженны…» с тропарями

Прокимен, Апостол, Евангелие

Стихиры при последнем целовании

III часть

Вынос тела из храма

Лития и опускание тела в могилу

Помимо отпеваний, совершается и такое богослужение, как панихида. Панихида – это заупокойное богослужение, на котором к Богу возносится моление за усопших. По своему составу эта служба напоминает утреню, но по продолжительности совершения панихида гораздо короче отпевания.

Панихиды поются над телом умершего, в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, а также в годовщину смерти, день рождения и тезоименитства. Панихиды бывают не только индивидуальные, но и общие, или вселенские. Существует полная, или великая, панихида, называемая «парастас». От обычной панихиды она отличается тем, что на ней поются «Непорочны» и полный канон.

Лития об усопших совершается при выносе тела умершего из дома и на литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени. Она короче панихиды и бывает вместе с панихидой. По церковному обычаю в память усопшего ставится кутья, или коливо, – сваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Эта пища также имеет религиозное значение. Во-первых, семена заключают в себе жизнь, и, чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю. Тело усопшего должно быть предано земле и испытать тление, дабы восстать потом для будущей жизни. Следовательно, кутья не что иное, как выражение уверенности верующих в существовании загробной жизни, в бессмертии почивших, в их воскресении и последующей вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего своим земным рабам воскресение и жизнь.

Неотделимой частью общественного и келейного богослужения является молитва о собратиях живых и усопших. Церковь дает стройную, последовательную систему поминовения. Церковный устав подробно и точно определяет, когда и какие заупокойные моления могут совершаться, в каких формах их следует произносить. К примеру, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема: вечернее, утреннее и дневное. Первой службой наступающего дня будет вечерня, за ней следует повечерие, оканчивающееся ектенией «Помолимся…». Утреннее богослужение начинается полунощницей. Вся вторая половина этой самой ранней службы посвящается молению об усопших. Ввиду особой важности полунощного моления об усопших оно не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую, самостоятельную часть, отделенную от первой части полунощницы. Но вместе с тем оно кратко и ограничивается двумя очень краткими псалмами, после которых следуют Трисвятое, два тропаря и кондак заупокойные. Заканчиваются песнопения Богородичным, а затем следует особая заупокойная молитва. Особенность ее в том, что она в другое время нигде не повторяется. Полунощное моление об усопших церковь считает таким важным и необходимым делом, что отпускает его только в седмицу Пасхи, когда особый строй всей службы просто не оставляет места для полунощницы.

Дневное богослужение соединяется с литургией, на которой, помимо прочих обрядов, совершается поименное поминовение живых и усопших. На самой литургии по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам. Эта часть является самой важной и действенной, так как души, о которых приносится моление, получают отпущение грехов.

Заупокойные моления наиболее усиливаются по церковным праздникам. Например, в две Вселенские родительские субботы перед неделями мясопустной и Пятидесятницей совершаются усиленные молитвы об умерших, скончавшихся в истинной вере. Поминовения совершаются и в период Великого поста, и на Пасху, а также в каждую субботу. Святая Церковь избрала субботы, особенно когда поется Октоих, преимущественно для воспоминания всех христиан, почивших от земных трудов. В положенных на субботу песнопениях церковь объединяет всех умерших – как православных, так и не православных, ублажая первых и призывая молиться за вторых.

В состав любого богослужения входят молебные пения. По сложившейся традиции молебным пением (или молебном) называется особое богослужение, при котором церковь обращается с молитвенным призывом к Господу, его Пречистой Матери или святым угодникам Божиим с мольбой о ниспослании милости либо благодарит Бога за полученные блага. Обычно молебны совершаются во время каких-либо событий в церковной жизни: храмовых праздников, дней памяти святых и пр. Кроме этого, молебны приурочены к датам радостных или печальных событий в жизни Отечества, города или церковной общины. Сюда относятся победы над врагом или нашествия неприятелей, стихийные бедствия – голод, засуха, эпидемии. Молебны служат и по просьбе верующих в связи с событиями в их жизни. Например, молебные пения совершаются о здравии конкретного человека, перед поездкой или началом какой-либо деятельности. Для верующих людей даже частные события в жизни требуют освящения: молитвы совершаются перед любой деятельностью.

В молебнах церковь освящает и благословляет:

1) стихии – воду, огонь, воздух и землю;

2) жилище и другие места обитания православных христиан, такие как дом, корабль, монастырь, город;

3) пищу и предметы обихода – семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, сети для ловли рыбы и пр.;

4) начало и завершение какой-либо деятельности – учебы, работы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т. д.;

5) духовное и телесное здоровье человек (сюда относятся молитвы об исцелении).

Как же проходят молебные пения? Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельной Троице». После этого поется «Царю Небесный», читаются Трисвятое по «Отче наш», а затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.

Иногда после псалма читается Символ веры – в основном в молебном пении речь идет о недужных, а в день Рождества Христова – пророчество святого пророка Исайи: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог».

Следом произносится великая ектения. В нее включаются прошения, относящиеся к предмету моления. После ектении поются «Бог Господь» и тропари.

Иногда за ними сперва читается 50-й псалом или 120-й псалом «Возведох очи мои в горы…». После 3-й песни канона бывает сугубая ектения «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие. Канон оканчивается пением «Достойно есть» в обычные дни, а по праздникам – ирмосом 9-й песни праздника.

Затем читается Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». Потом следует возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» и читается особая молитва сообразно предмету моления или благодарения. Часто она читается с коленопреклонением.

После молитвы идет отпуст, который священник произносит, держа в руках крест.

В заключение добавим: в данной главе были рассмотрены лишь некоторые из православных обрядов. Существует еще множество Таинств и церковных обычаев, свято чтимых Русской православной церковью и христианами. Все обряды проходят согласно выработанным на протяжении веков православным канонам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

4. Cтpанные обычаи

4. Cтpанные обычаи Любoe общество страдает некоторым снобизмом, и Лхаса не была исключением. Многие среди тех, кто занимал в ней высокое положение, презирали нас и считали чужаками, поскольку мы были земледельцами и прибыли из Амдо. Я узнала об этом через несколько лет после

Обычаи и обряды австралийских аборигенов, индейцев Америки, туземцев Африки, Азии и Океании

Обычаи и обряды австралийских аборигенов, индейцев Америки, туземцев Африки, Азии и Океании Австралия Убийство на расстоянии Магические ритуалы австралийских аборигенов, призванные убивать и калечить на расстоянии, были необычайно эффективны, напоминая по своему

Обычаи эфиопов

Обычаи эфиопов Древние эфиопы в войнах использовали только деревянные луки, обожженные для твердости на священном огне. Луками были вооружены и эфиопские женщины-воительницы. Перед началом битвы женщины продевали через губу медное кольцо, считавшееся ритуальным, а

Традиционные обычаи

Традиционные обычаи Новый годНовый год – праздник, пришедший к нам от древних народов. Правда, много веков назад Новый год отмечался не 1 января, а в начале марта или в день весеннего солнцестояния, а также в сентябре или в день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Весенний

Обычаи под запретом

Обычаи под запретом Некоторые обычаи древних культур, современных Израилю, изображены как мерзкие для Бога и, соответственно, они были запрещены для Израиля. Наиболее ясной формулировкой требования к Израилю отличаться от остальных является двойной запрет в Лев. 18, 3: «По

Обычаи под запретом

Обычаи под запретом Во–первых, Ветхий Завет приводит нас к пониманию, что некоторые элементы падшего человеческого общества необходимо отвергнуть как мерзкие для Бога. Единственным обоснованным христианским ответом на них будет отказ и отделение от них. Также Ветхий

Обычаи и обряды

Обычаи и обряды Долгие годы существования христианства в мире, породили особую культуру, даже скорее цивилизацию, именующую ныне христианской. Эта культура охватила Европу, Америку и Австралию, отдельными вкраплениями включалась в жизнь Азии и Африки. Для христианской

ПОД МАСКОЙ «ПРАВОСЛАВИЯ», или КАКУЮ «ДУХОВНОСТЬ» БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ОТЕЦ ВЯЧЕСЛАВ? ● Подсознание может говорить «чужим» голосом ● Православные обряды как наживка для доверчивых ● «Пропуск на молебен» ● «Кто главный дока в «Доке»? ● «Канонические» заговоры

13. Обычаи и обряды

13. Обычаи и обряды Долгие годы существования христианства в мире, породили особую культуру, даже скорее цивилизацию, именующую ныне христианской. Эта культура охватила Европу, Америку и Австралию, отдельными вкраплениями включалась в жизнь Азии и Африки. Для

Пасхальные обычаи

Пасхальные обычаи В Великий Четверг после Литургии принято приготавливать угощение к пасхальному столу. Традиционными для этого праздника являются изготовленные по особому рецепту куличи и творожные пасхи. Но главным символом Пасхи с древнейших времен являются

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *