право и обычай единство различие взаимодействие
Право и обычай. Их единство, различие и взаимодействие.
Виды:
Традиции – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений.
Обряды – это обычаи, которые внешне выражены в совокупности строго определённых согласованных друг с другом действий, совершаемых в известной последовательности и носящих символический характер.
Ритуалы – совокупность обрядовых действий, сопровождающих какой-нибудь религиозный акт.
Нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение.
Обыкновения – это обычаи, которые складываются в деятельности государственных органов, общественных организаций, в деловой, коммерческой деятельности.
Единство:это правила поведения, правила поведения общ. характера, это основные регуляторы о/о.
Различие:по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени определенности, по степени обязательности, по способу обеспечения, по масштабам деятельности.
Право и корпоративные нормы.
Различие:по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени обязательности, по способу обеспечения.
Взаимодействие:нормы права закрепляя право граждан и др. лиц на объединение разрешают тем самым создавать в рамках соответсвуюших объединений корпоративные нормы. Запрещено создавать негативные объединения.
Государство, право и личность. Связь личности с государством в правом.
Личность– чел. выступающий носителем свойств, чел. выступает в качестве субъектов соц. отношений и сознательной созидательной деятельности. Личность это прежде всего человек. Но это не совсем одно и тоже.
Человек– это биосоциальное, природно-общественное существо, в котором тесно переплелись природные и социальные качества.
Личность— человек обладающей определенными соц. качествами и включенный в систему общественных отношений. Связь личности и гос. носит самый разнообразный характер, т.к. зависят от конкретных исторических условий, полит режима, соц. положения личности, ее возраста, пола и т.д. Гражданин (лицо принадлежащее территориально и юр. к конкретному гос.), иностранец (гражд. др. гос., ограничен некоторым правом), апатрид (не пользуется дипломатической неприкосновенностью).
в их взаимных правах, обязанностях и ответственности. Связь личности с гос. и правом зависит в 1-ую очередь от ее гражданства. и независимо от того она территории какого гос. она находится, выступает как субъект права, т.е. лицо способное иметь и самостоятельно осуществлять юр. права и обязанности (это способность именуется правосубъектностью).
Правовой статус личности: понятие и виды. Права человека и гражданина.
Виды: формальный (права которыми можно обладать потенциально) и фактический (которыми реально обладает), правовой статус граждан (много прав), правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. статус лиц с двойным гражданством. правовой статус беженцев, правовой статус вынужденных переселенцев. В зависимости от широты охвата: общий, специальный (военные, ветераны, студенты), индивидуальный (у конкретной личности).
Есть 3 поколения прав человека: 1.Ценности которые сформированы в буржуазных революциях (право на жизнь, свободу, равенство перед гос.); 2.В процессе борьбы за улучшение своего экологического и социально-культурного уровня; 3.После 2-ой мировой войны (коллективные права).
Понятие и признаки правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.
Признаки:
1 это один из видов социологического регулирования (рег. связанное с упорядочением о/о);
2 это гос. Регулирование;
3 это опред. воздействие на о/о;
4 это воздействие, которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП);
5 это воздействие направленное на упорядочение общ. отношений, на привидение их в определенную систему.
Формы (виды) правового регулирования.
Это вопрос о разновидностях ПР.
2.В зависимости от субъектов: собственно государственное (осущ. органы гос., гос. должностными лицами) и негосударственное (непосредственно народом или негос. органами).
3 в зависимости от степени централизации: централизованное (из одного центра и распространяется на всю территорию страны) и децентрализованное (осущ. субъекты федерации, места орг. гос. власти, ОМСУ)
4.по сфере распространения: общее (осущ. законами гос., подзаконными НА общ. действия ведомственное (область гос. управления, промышленность, с/хозяйства), местное (в пределах АТЕ нормативными и индивидуальными), локальное (в рамках учреждений, предприятий).
Право и обычаи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Различия права и обычаев
Под обычаями мы понимаем сложившиеся в обществе устои, обряды и различные ритуалы социального значения. Обычаи формируются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи являются одной из самых первых систем, формирующая какие-то определенные общественные нормы, возникающие одновременно с самим обществом. Обычаи представляют собой определенный результат жизни, социального опыта. Древнейшее право возникло главным образом из обычаев, которые санкционировались государством и приобретали тем самым правовой характер.
Обычаи формируются в повседневной жизни, на работе, в семье и других отношениях. Внешне они выражаются в привычном поведении людей. Стоит отметить, что обычаи просто неотделимы от общества, людей, потому что без них они не смогут формироваться и существовать.
Вообще, обычаи отличаются своим консервативным характером. Ведь они могут существовать в обществе очень долгое время, при этом не меняя свою форму и направленность. Но это совсем не значит, что обычаи не способны видоизменяться. Если меняется само общество, то будут видоизменяться и те обычаи, которые в нем существуют. Одни обычаи постепенно вытесняются другими, новыми, отражающими уже другие, со временем сформированные, цели и потребности общества.
Действующие в обществе обычаи не являются какой-то объединенной или единой совокупностью норм. Чаще всего обычаи представляют собой несколько различных систем, которые не зависят друг от друга. К тому же, обычаи еще и действуют в различных слоях и сферах социума. В то же время обычаи довольно разнообразны. Ведь существуют не только сами обычаи в их чистом виде, но еще и различные устои, обряды и многочисленные ритуалы.
Готовые работы на аналогичную тему
Различия между правом и обычаями можно увидеть, если классифицировать их:
По тому, как они возникают, право и обычаи отличаются тем, что закон устанавливается или санкционируется государством, а обычаи всегда формируются стихийно. Они развиваются в результате неоднократного применения одних и тех же образцов, правил и норм поведения, которые со временем становятся привычкой и перерастают в общее правило поведения.
Если рассматривать обычаи и право по типу их внешнего выражения, то, стоит отметить, что они различаются тем, что верховенство права закреплено в основной массе официальных письменных источников, в то время как обычаи нигде официально не закреплены, но они находятся в сознании, в голове человека и представляют собой отдельную сферу социальной психологии.
С точки зрения точности право и обычаи различаются тем, что право состоит в основном из формально зафиксированных норм и образцов поведения. Обычаи, с другой стороны, не имеют формальной определенности, поскольку они внешне выражаются в конкретных актах поведения.
В зависимости от степени связанности различие между правом и обычаями состоит в том, что закон состоит из общеобязательных правил поведения, в то время как обычаи не являются общеобязательными правилами поведения. Они чаще всего носят локальный характер и распространяются только на небольшой круг субъектов. Исключение составляют обычаи, действовавшие в первобытном обществе. Там они были в целом обязательными правилами поведения. Получается, в первобытном обществе никогда не было обычного права.
По способу обеспечения право и обычаи различаются тем, что право обеспечивается государством, а обычаи государством не обеспечивается. Обычаи создаются в силу привычки и общественного мнения. Только легальные обычаи, санкционированные государством, получают государственную защиту, но в этом случае они уже становятся нормами позитивного права.
Взаимосвязь права и обычаев
Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система наказаний по уголовному кодексу Российской Федерации подробнее в пункте » л » части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа По данной теме мы уже выполнили реферат Стадии законодательного процесса подробнее следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).
С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:
§ 4. Право и обычай
Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.
Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т. к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.
Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т. к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.
С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, опре-
деляют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, то есть выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.
Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т. к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.
В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
Право и обычай. Их единство, различие и взаимодействие.
Виды:
Традиции – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений.
Обряды – это обычаи, которые внешне выражены в совокупности строго определённых согласованных друг с другом действий, совершаемых в известной последовательности и носящих символический характер.
Ритуалы – совокупность обрядовых действий, сопровождающих какой-нибудь религиозный акт.
Нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение.
Обыкновения – это обычаи, которые складываются в деятельности государственных органов, общественных организаций, в деловой, коммерческой деятельности.
Единство:это правила поведения, правила поведения общ. характера, это основные регуляторы о/о.
Различие:по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени определенности, по степени обязательности, по способу обеспечения, по масштабам деятельности.
Право и корпоративные нормы.
Различие:по способу возникновения, по форме внешнего выражения, по степени обязательности, по способу обеспечения.
Взаимодействие:нормы права закрепляя право граждан и др. лиц на объединение разрешают тем самым создавать в рамках соответсвуюших объединений корпоративные нормы. Запрещено создавать негативные объединения.
Государство, право и личность. Связь личности с государством в правом.
Личность– чел. выступающий носителем свойств, чел. выступает в качестве субъектов соц. отношений и сознательной созидательной деятельности. Личность это прежде всего человек. Но это не совсем одно и тоже.
Человек– это биосоциальное, природно-общественное существо, в котором тесно переплелись природные и социальные качества.
Личность— человек обладающей определенными соц. качествами и включенный в систему общественных отношений. Связь личности и гос. носит самый разнообразный характер, т.к. зависят от конкретных исторических условий, полит режима, соц. положения личности, ее возраста, пола и т.д. Гражданин (лицо принадлежащее территориально и юр. к конкретному гос.), иностранец (гражд. др. гос., ограничен некоторым правом), апатрид (не пользуется дипломатической неприкосновенностью).
в их взаимных правах, обязанностях и ответственности. Связь личности с гос. и правом зависит в 1-ую очередь от ее гражданства. и независимо от того она территории какого гос. она находится, выступает как субъект права, т.е. лицо способное иметь и самостоятельно осуществлять юр. права и обязанности (это способность именуется правосубъектностью).
Правовой статус личности: понятие и виды. Права человека и гражданина.
Виды: формальный (права которыми можно обладать потенциально) и фактический (которыми реально обладает), правовой статус граждан (много прав), правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. статус лиц с двойным гражданством. правовой статус беженцев, правовой статус вынужденных переселенцев. В зависимости от широты охвата: общий, специальный (военные, ветераны, студенты), индивидуальный (у конкретной личности).
Есть 3 поколения прав человека: 1.Ценности которые сформированы в буржуазных революциях (право на жизнь, свободу, равенство перед гос.); 2.В процессе борьбы за улучшение своего экологического и социально-культурного уровня; 3.После 2-ой мировой войны (коллективные права).
Понятие и признаки правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие.
Признаки:
1 это один из видов социологического регулирования (рег. связанное с упорядочением о/о);
2 это гос. Регулирование;
3 это опред. воздействие на о/о;
4 это воздействие, которое осуществляется при помощи норм права и др. правовых средств (правоотношений, актов реализации права, АПП);
5 это воздействие направленное на упорядочение общ. отношений, на привидение их в определенную систему.
Формы (виды) правового регулирования.
Это вопрос о разновидностях ПР.
2.В зависимости от субъектов: собственно государственное (осущ. органы гос., гос. должностными лицами) и негосударственное (непосредственно народом или негос. органами).
3 в зависимости от степени централизации: централизованное (из одного центра и распространяется на всю территорию страны) и децентрализованное (осущ. субъекты федерации, места орг. гос. власти, ОМСУ)
4.по сфере распространения: общее (осущ. законами гос., подзаконными НА общ. действия ведомственное (область гос. управления, промышленность, с/хозяйства), местное (в пределах АТЕ нормативными и индивидуальными), локальное (в рамках учреждений, предприятий).
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Вопрос 40
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.
Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения[278], но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества[279].
Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.
Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели[280].
Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.
Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.
С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.
Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.
В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.
Вопрос 41
Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.
Правосознание – одна из форм общественного сознания.
Признаки правосознания:
1)Отражает государственно-правовые явления
2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,
3)способность к опережающему отражению к правовой действительности
4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)
5) способность воздействовать на социальные процессы
6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)
Функции правосознания
1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)
2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)
3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.
4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы
5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности
6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми
По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)
По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)
По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное
По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.
Вопрос 42
Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.
Элементы структуры правосознания˸
1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)
2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)
3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.
Гносеологический и социологический подход
Вопрос 43
Вопрос 44
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Формы правового воспитания
Кформам правового воспитания относятся:
§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).
Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методы правового воспитания
Средства правового воспитания делятся:
§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
В правовоспитательной работе используется много средств правового воспитания, среди которых определяющими являются: правовые акты; средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы); культурно-образовательные учреждения (кинотеатры, театры, дома культуры, клубы); научная и учебная литература.Воплощается воспитательный процесс в формах воспитания.
Вопрос 45
Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
Виды деформаций правосознания:
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
Вопрос 46
Вопрос 47
Вопрос 48
Вопрос 49
Вопрос 50
Вопрос 40
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.
Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения[278], но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества[279].
Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.
Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели[280].
Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.
Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.
С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.
Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.
В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.
Вопрос 41
Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.
Правосознание – одна из форм общественного сознания.
Признаки правосознания:
1)Отражает государственно-правовые явления
2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,
3)способность к опережающему отражению к правовой действительности
4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)
5) способность воздействовать на социальные процессы
6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)
Функции правосознания
1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)
2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)
3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.
4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы
5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности
6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми
По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)
По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)
По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное
По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.
Вопрос 42
Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.
Элементы структуры правосознания˸
1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)
2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)
3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.