право и обычаи право и мораль право и религия
Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
Нормативное регулирование общественных отношений
Право как система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную и классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, непосредственно направленно на регулирование общественных отношений. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров. Право как нормативное выражение государственной воли непосредственно регулирует общественные отношения в классовых или в общесоциальных интересах. Право служит инструментом политики государства, средством организации управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций. Право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве социального регулятора общественных отношений. В отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм. «Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой».
Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе социальных норм. Как формально-определенные, правовые нормы являются единственными из социальных норм, которые санкционируются и обеспечиваются государством.
Система социальных норм состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязях друг с другом. «Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и др. В процессе регулирования общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения.
Право и мораль
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели – согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н.Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».
В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:
Различие между нормами права и морали:
Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.
Право и обычаи
Обычай – правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей…в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.
Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.
Право и религиозные нормы
Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.
Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.
Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.
Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы – это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия; это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, которые складываются между членами и участниками данных организаций.
Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений, компетенцию, объем прав и обязанностей их членов и т.д. Общие черты норм права и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат четкие, детализированные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой систему норм. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный характер, обладают фиксированным набором средств защиты.
Различие между правовыми и корпоративными нормами состоит в том, что нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, а нормы общественных организаций принимаются ими самостоятельно. Нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. «Корпоративные нормы регулируют только внутренние задачи и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия)».
Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им деятельности общественных объединений. Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что несоблюдение уставных норм или осуществление объединениями деятельности, противоречащей нормам уставов, является основанием для приостановления и ликвидации деятельности общественного объединения.
Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности различных организаций. Корпоративные нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. В этом случае они приобретают значение нормативного правового акта. При возникновении правовых коллизий, безусловно, корпоративные нормы не могут ни в каком случае иметь приоритета перед правовыми нормами.
Социальные и технические нормы
Система социальных норм представляет собой правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, обычные, корпоративные нормы и др. Социальные нормы – это правила социально значимого поведения людей.
Система технических норм – это совокупность норм, определяющих правила рационального обращения с орудиями труда, предметами материального мира в целом. Особенности технических норм состоят в специальном предмете регулирования, «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой и техникой. К техническим нормам в широком смысле относятся нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек – производство», «человек – природа» и др. Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой). Существуют некоторые группы технических норм, находящих закрепление в законодательстве, превращаясь в нормы технико-юридического характера. К этим нормам относятся – технические условия (ТУ), различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации транспорта, оборудования), индексы загрязнения окружающей среды и др. За нарушения этих норм установлена юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная.
Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.
К числу социальных норм относят обычаи, мораль, религию, этические, эстетические, политические и иные нормы.
Обычай – правило поведения, сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.
Мораль – это правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге.
Религиозные нормы – это правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих.
Всем этим нормам присущи общие черты:
— они носят социальный характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
— характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее нефиксированных случаях;
— адресуются заранее неопределенному кругу лиц.
Под корпоративными нормами понимаются содержащиеся в уставах и других документах организаций, регулирующие отношения между членами этих организаций.
Под корпорацией в современном смысле понимается юридическое лицо, основанное на членстве, участии. А корпоративные нормы – это система правил, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.
Любая организация для осуществления социально полезной деятельности вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных задач. Указанные правила поведения составляют корпоративное право, которое является частью гражданского права. Речь идет о праве, а не о самостоятельном виде социальных норм. Признание самостоятельного регулирующего значения корпоративных норм вовсе не означает выведение их за рамки понятия права. Корпоративные нормы являются правовыми потому, что они связаны с общегосударственными нормами. В нормах общего действия предусматривается возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования путем указания на цели, задачи общества. Также законодатель указывает и пределы корпоративного регулирования, а также процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.
Лекция
Тема 12. Право и другие социальные явления (2ч)
Право и государство
В рамках соотношения государства и права рассматриваются вопросы о том, что первично: государство или права, зависит ли государство от права или наоборот, право зависит от государства.
Можно выделить 5 подходов к соотношению государства и права.
1) Этатистский. Государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Государство предшествует праву. Право зависимо от государства, порождено им. Право, таким образом, выступает как совокупность государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Государство не связано правом.
2) Естественно-правовой. Право существует до и независимо от государства. Т.к. государство утверждается юридическими способами, оно является продуктом права. Государство подчиняется праву.
3) Дуалистический подход. Существует двусторонняя функциональная связь между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают влияние друг на друга.
4) Позитивистский подход. Он основан на идее самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам.
5) Либерально-демократический подход. Государство связано правом. Право и закон различаются. Это государство должно учитывать, принимая новые законы.
Воздействие права на государство.
Право оказывает воздействие на
— внутреннюю организацию государства;
— на деятельность государства.
Право оформляет структуру государства, определяет взаимодействие между его органами, определяет предметы ведения между центром и субъектами федерации.
Воздействие на деятельность государства проявляется во взаимодействии государства и населения. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы вмешательства государства в частную жизнь.
Воздействие государства на право
— государство является непосредственным создателем правовых норм и субъектом их применения;
— обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной, контрольной и судебной власти;
— осуществляет юридическую политику. Это комплекс идей, задач, целей, принципов, реализуемых обществом и государством в сфере действия права и посредством права.
Право и экономика
Экономика означает искусство ведения домашнего хозяйства. В то же время экономика – это определенная социальная сфера – сочетание социальных отношений, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ.
Экономика имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки, а именно: 1) она обусловливает необходимость правового регулирования в целом, т.е. существование права как такового; 2) она определяет тот или иной тип права; 3) определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период.
Соотношение права и экономики проводится с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Соотношение должно быть оптимальным между экономической свободой и экономическим равенством людей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между правом и экономикой.
Право участвует в регулировании экономикой следующим образом:
— определяет цели экономического развития;
— закрепляет равноправие всех форм собственности;
— определяет круг субъектов рыночных отношений;
— вытесняет порочные средства коммерции;
— проводит продуманную налоговую политику;
— формирует правовые механизмы и процедуры разрешения конфликтов в сфере экономики;
— устанавливает юридическую ответственность за экономические правонарушения.
Таким образом, соотношение и взаимосвязь права и экономики определяется необходимостью
А) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
Б) обеспечения справедливого перераспределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Право и политика
Термин «политика» (от греческого слова «polis») означает город-государство. Понятие «политика» использовалось как общественный институт, выражавший общие дела (интересы) полиса.
Современное понятие «политика» означает социальную сферу, в которой сталкиваются и реализуются интересы больших социальных групп. Политика возникает в связи с дифференциацией общества на группы со своими особыми интересами. Наличие разноплановых интересов вызвало потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции, которые вместе призваны сохранить целостность общества. Это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества.
Право имеет политическую природу, т.к. является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп.
В советский период вправе опосредовалась только государственная политика, причем не вся, а только та часть, которая для своего осуществления нуждалась в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. в возведении в закон (Алексеев С.С.). Однако право может служить формой выражения политики только до тех пор, пока она строится на началах справедливости. Если государство начинает использовать законодательную власть в интересах одного социального слоя или проводить антинародную политику, право в таких законах перестает существовать. Поэтому политика не может главенствовать над правом. Мушинский отмечал, что закон – это симбиоз права и политики, в нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность, с другой.
Ценность права.
Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности.
Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан и общества.
— инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждая единые правила поведения и придавая действиям людей организованность и обеспечивая их подконтрольность.
— общесоциальной ценностью. Право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы отдельные индивиды и общество. Право согласовывает специфические интересы с общими интересами.
— самоценностью. Она выражается в регулятивной самобытности права. С помощью принудительных мер право гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу правомерной деятельности.
— гуманистической (личной) ценностью. Ценность права состоит и в том, что оно открывает личности доступ к благам, а также в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности
Лекция
Тема 13. Функции права (2ч)
Выделяют две группы функций права: юридические и социальные.
К юридическим функциям относят следующие:
1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества путем предоставления прав и возложения обязанностей. В рамках регулятивной функции право закрепляет права и обязанности граждан, компетенцию государственных органов, момент возникновения прав. Право описывает юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Право способно влиять на поведение людей угрозой наказания, установлением запретов.
3) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Формируется положительное отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Кроме того, право позволяет переносить накопленные ценности в структуру личности.
К неюридическим функциям относят следующие:
1) Культурологическую: право как часть культуры аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества;
2) Информативно-познавательную: право содержит в себе социально полезную информацию;
3) Социального контроля: право является регулятором отношений, может управлять обществом;
4) Согласования интересов: право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;
Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Лекция
Тема 14. Источники права
Термин «источник права» может быть использован в нескольких значениях.
1) Н.Г.Александров определяет источник права как вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм. Источник права – это особый акт волеизъявления. К ним относится законотворчество, судебная и административная практика.
2) Источником права называют внешнюю форму выражения права. Внешняя форма правовой нормы это выражение вовне ее внутренне организованного содержания. Как отмечает Д.А.Керимов, это источник права в формальном смысле.
Внешняя форма выражения правовых норм должна быть заранее определена, т.е. виды формальных источников должны быть предустановленны государством. Это одно из выражений законности.
3) Источником права в материальном смысле могут быть сами развивающиеся общественные отношения, требующие правового регулирования.
4) Источником права в идеальном смысле является общественное правосознание.
Многозначность термина «источник права» делает более предпочтительным термин «форма права».
В данной лекции речь пойдет об источнике права в формальном смысле.
Совокупность источников права в государстве определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. В Европе различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Главным критерием их различия является место и роль писаных актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, первостепенную роль играют законы.
В юридической науке выделяют следующие источники права: нормативные правовые акты, правовые обычаи, судебный прецедент, нормативные договоры, правовая доктрина.
Нормативный правовой акт.
Система нормативных правовых актов определяется Конституцией и законами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные правовые акты, и порядок издания таких актов.
С. Бошно выделяет следующие признаки нормативного правового акта:
— вхождение в единую систему;
— принимается по специальной процедуре;
— принимается компетентными органами;
— регулирует общественные отношения;
— гарантируется принудительной силой государства.
Одни и те же органы могут издавать как нормативные, таки ненормативные акты.
Система нормативных правовых актов включает в себя:
Б) Федеральные конституционные законы;
В) Федеральные законы
Г) Законы субъектов Федерации
А) Указы Президента;
Б) Постановления Правительства
В) Инструкции, положения министерств, служб, агентств
Г) Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации
Делегированное нормотворчество: локальные акты органов местного самоуправления и юридических лиц.
Иерархия нормативных правовых актов обусловлена компетенцией того или иного властного органа, его функциями, задачами, а также соподчиненностью и субординацией органов.
Характеристика нормативных правовых актов.
Законы.
— законы принимаются законодательным органом или на референдуме;
— регулируют наиболее важные общественные отношения, определяемые социально-экономическими, политическими и др. проблемами;
— законы имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам. В случае их противоречия применяется закон;
— принимается по специальной законодательной процедуре, призванной обеспечить всестороннее обсуждение и стабильность принимаемых законов.
Указы Президента
Указы принимаются Президентом и должны соответствовать законам. Они издаются в пределах полномочий главы государства.
Не все указы являются нормативными. Если они содержат предписания, адресованные конкретным лицам, т.е. не включают в себя нормы права, речь идет не о нормативных, а о правоприменительных правовых актах Президента.
Указы Президента относят к подзаконным актам. В то же время Президент может принимать указы и в отсутствие федерального закона. Это право вытекает из того, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека, должен принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства. Поэтому для обеспечения реализации норм Конституции Президент должен принимать меры впредь до принятия закона. Однако иногда право принимать указы по некоторым вопросам прямо исключается. Так, например, налоги могут быть установлены только законом.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.