правильное расположение кардана газель
Особенности конструкции карданной передачи автомобиля Газель
Карданная передача состоит из промежуточного карданного вала, промежуточной опоры, заднего карданного вала и трех карданных шарниров
Промежуточный карданный вал выполнен из стальной тонкостенной трубы.
К заднему торцу промежуточного вала приварен хвостовик с наружными шлицами, а к переднему торцу — вилка, к которой через карданный шарнир крепится скользящая передняя вилка с внутренним шлицевым отверстием и грязеотражателем.
Передняя вилка (хвостовик) вставлена в удлинитель заднего картера коробки передач и входит в зацепление со шлицами вторичного вала.
При работе задней подвески происходит продольное смещение карданной передачи.
При этом хвостовик, перемещаясь по шлицам вторичного вала коробки передач компенсирует эти сдвиги.
Шлицевое соединение смазывается маслом, залитым в картер коробки передач.
Промежуточная опора представляет собой резиновый гофрированный элемент; изнутри к нему привулканизирован закрытый шариковый подшипник, а снаружи — кронштейн.
Слой резины препятствует передаче вибраций на кузов и допускает перемещение карданной передачи вдоль продольной оси автомобиля.
Кронштейн промежуточной опоры болтами крепится к поперечине рамы.
Подшипник опоры не требует ухода на протяжении всего срока его службы.
Задний карданный вал выполнен из тонкостенной трубы, к торцам которой приварены вилки.
Через карданный шарнир к передней части вала крепится шлицевая вилка среднего шарнира.
Она надевается на заднюю шлицевую часть промежуточного вала после промежуточной опоры.
От смещений по шлицам она фиксируется болтом со стопорной шайбой. К другой части заднего карданного вала через крестовину шарнира присоединен фланец с центровочным пояском.
Он крепится четырьмя болтами к фланцу ведущей шестерни главной передачи.
Карданный шарнир состоит из вилок и крестовины с четырьмя закрытыми игольчатыми подшипниками.
В каждом из них установлено 20 роликов (игл) диаметром 2 мм.
Иглы изготовлены с высокой точностью, подобраны для данного подшипника в сборе с крестовиной и для разных подшипников не взаимозаменяемы.
Поэтому недопустимо заменять только крестовину или подшипники, весь комплект заменяется в сборе, даже при повреждении хотя бы одного подшипника.
В крестовину ввернута пресс-масленка.
Из нее масло, нагнетаемое смазочным шприцем, по внутренним каналам поступает к подшипникам.
Удержание масла внутри подшипников обеспечивается резиновой манжетой с пружиной.
При «шприцевании» карданного шарнира пружина растягивается и излишки масла вытекают наружу.
Игольчатые подшипники запрессовываются в соосные отверстия вилок и фиксируются в них пружинными стопорными кольцами.
Карданные шарниры всех автомобилей ГАЗ традиционно смазываются трансмиссионным маслом.
Это не очень удобно, приходится часто шприцевать соединение.
Заполните подшипники смазкой №158 и можно будет надолго забыть об их существовании.
Когда при ремонте карданной передачи вы обнаружите, что износ крестовины невелик и она еще послужит, разверните ее на 180˚ вокруг одной из осей шипов и соберите шарнир в таком положении.
Шипы станут работать неизношенной стороной и ресурс узла почти удвоится.
Технические характеристики карданной передачи
Предельно допустимый радиальный люфт подшипников крестовины 0,1 мм
Предельно допустимое биение трубы карданного вала 0,6 мм
Биение посадочного пояска фланца ведущей шестерни 0,15
Биение вторичного вала коробки передач 0,15
Возможные неисправности карданной передачи. Их причины и методы устранения
Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач:
— Износ подшипников и шипов крестовин в шарнирах
Проверить радиальный зазор в подшипниках шарниров и, если он превышает 0,10 мм, заменить крестовину и подшипники
— Ослабло крепление вала к фланцу ведущей шестерни заднего моста
Подтянуть крепление заданным моментом
Вибрация карданной передачи:
— Потеряна балансировочная пластина
Произвести динамическую балансировку вала
— Неправильно установлена шлицевая вилка промежуточного вала
Установить шлицевую вилку в одной плоскости со скользящей вилкой
— Ослабло крепление промежуточной опоры к поперечине
Повышенное биение скользящей вилки в удлинителе коробки передач:
— Износ или поломка одного из шарниров
Первоначально повернуть вилку на шлицах на угол 180° и проверить, не уменьшится ли биение. Если оно не уменьшится, то заменить изношенные детали. При замене шлицевой вилки вал динамически отбалансировать
— Поломка или повреждение фланца ведущей шестерни заднего моста
— Погнута или снята труба карданного вала
— Ослабло крепление вала к заднему мосту
Осмотреть вал, проверить его биение и, если оно превышает 0,8 мм, отрихтовать его, при этом биение его должно быть не более 0,6 мм в любой точке по длине. Отбалансировать вал динамически. Подтянуть крепление
Неисправности, которые выявляются при осмотре:
— Проворачивание колпачка с манжетой относительно стаканчика подшипника (нарушение герметичности шарнира)
Заменить крестовину в сборе с подшипником. Отбалансировать передачу
— Проворачивание стаканчика подшипника в отверстиях вилки
Заменить изношенные детали, отбалансировать передачу
Оторвало кардан… Делаем и устанавливаем новый.
Всем, привет. Случилась печаль. Оторвало кардан. Грешил на сильные вибрации из-за подвесного и неправильного сбора (балансировка, выставление углов) после свапа, но всё оказалась гораздо банальнее… В хлам была разбита крестовина.
До состояния того, что его именно оторвало, довел сам, по своей же глупости. Прокатился по маршруту НСК-Омск-НСК (1400 км) плюс поработал в городе и всё это уже при сильных вибрациях. В воскресный вечер поехал ещё по своим делам, а в понедельник уже планировал везти машину к мастеру по карданам, но не доехал. Только тронулся со светофора, буквально успел разогнаться до 30 км/ч, сильнейшая вибрация и звуки оторванного железа, которое уже скребет по асфальту… Дальше аварийка, снимаю заднюю часть кардана, оттаскиваю машину к дому на парковку.
В понедельник снимаю все остатки и везу к человку, которой занимается ремонтов карданов, то что есть.
Если честно, то я даже за 10 месяцев особо то и не вдавался в подробности из чего, что там собрали. Работало и хорошо. Были конечно всякие нехорошие звуки в виде лязгов, когда отпускаешь газ, но планировал с этим разобраться к лету. На трассе я редко, а всякие шумы доставали именно по трассе (ну это я наверное пытаюсь сейчас оправдать своё развиздяйство). Ладно, к сути.
Думали, думали, что с этим делать. По сути можно было заменить крестовину, приварить новую разбитую вилку, но по сути это будет таже херня, примерно по тому же ценнику за работу, но на запчасти чуть дешевле бы ушло. Собственно сама конструкция передачи крутящего момента при помощи, ну по факту, карданом от легкового авто, вообще сомнительно решение изначально. Поэтому решили вернуться к газелевскому кардану, только естественно переделали, передюю часть кардана. Убрали эластичную муфту, изготовили новый флянец на коробку, и поставили шлицевую.
Ну собственно, вот так вот и выглядят все основные изменения. Соединение с КПП с помощью флянца, далее шлицевая, далее всё от газели.
При установке нового кардана помучился с траверсой подвесного, на неё была приварена профильная труба, хрен нормально подлезть к ней что бы всё это спилить. До заводского состояния естественно траверсу уже не вернешь, и часть пластин осталась, из-за чего теперь небольшой зазор от скобы подвесного до траверсы. Притянул максимально возможно.
Ну и цена всего этого добра:
Новый кардан ГАЗ: 6700
Запчасти к КВ (отдельно уже по списку нет, что сколько стоило) + работа: 13000
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Устройство карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 довольно простое. Она состоит из двух карданных валов, промежуточного и заднего, и промежуточной опоры с подшипником. Карданные валы соединены между собой карданным шарниром. На переднем конце промежуточного карданного вала шарнирно закреплена скользящая вилка с внутренними шлицами. Шлицевой частью скользящей вилки промежуточный карданный вал соединен с вторичным валом коробки передач.
Устройство карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, особенности конструкции, осмотр, проверка и смазка карданной передачи.
Снаружи скользящая вилка снабжена грязеотражателем для предохранения соединения карданного вала и коробки передач от загрязнений. Задний конец промежуточного карданного состоит из шейки и шлицевой части. На шейку напрессован подшипник с промежуточной опорой карданной передачи с подшипником в сборе. На шлицевую часть промежуточного карданного вала установлена шлицевая вилка.
Корпус промежуточной опоры прикрепен двумя болтами к кронштейну, который крепится на раме в четырех точках. От осевого перемещения шлицевая вилка зафиксирована стяжным болтом и П-образной стопорной пластиной. Болт ввернут в тело вала. От самопроизвольного выворачивания болт застопорен шайбой с загнутыми на его головку краями.
Карданная передача на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705 включает в себя три одинаковых по конструкции шарнира. В каждом шарнире есть крестовина, цапфы которой являются внутренними опорами игольчатых подшипников, установленных в проушинах вилок. В проушинах подшипники зафиксированы стопорными кольцами. Для защиты от загрязнений и для удерживания смазки в подшипниках внутренние концы крестовин снабжены уплотнительными манжетами.
Детали карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705, схема смазки карданного шарнира.
В каждую крестовину ввернута пресс-масленка для пополнения смазки в игольчатых подшипниках. Задний шарнир заднего карданного вала имеет фланец. Он четырьмя болтами с гайками прикреплен к фланцу ведущей шестерни главной передачи.
Технические данные карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
— Предельно допустимый радиальный люфт подшипников крестовины, мм: 0,1
— Предельно допустимое биение трубы карданного вала, мм: 0,6
Осмотр карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Осматривайте и проверяйте карданную передачу снизу автомобиля, находящегося на подъемнике или смотровой канаве. В коробке передач должна быть включена нейтральная передача. Наружным осмотром проверяйте надежность затяжки резьбовых соединений, состояние шарниров и резинового массива промежуточной опоры. При работе на смотровой канаве примите меры к исключению перемещения автомобиля. Подложите упоры под колеса.
Схема установки уплотнения карданного шарнира карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Прежде всего осмотрите карданные валы и вилки. Трещины, вмятины или иные деформации недопустимы. Полированная поверхность скользящей вилки не должна иметь признаков выработки и следов заедания. На шлицах скользящей вилки, вторичного вала коробки передач, а также заднего шарнира не должно быть следов коррозии и признаков износа.
Осмотрите опору. Здесь не допускаются отслоение резины от арматуры, трещины и разрывы. Подшипник опоры должен вращаться легко, без заеданий и люфта. На снятой карданной передаче можно оценить состояние шарниров без их разборки.
Проверка карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
1. Проверьте надежность затяжки двух болтов крепления кронштейна к промежуточной опоре и четырех болтов крепления вилки карданного вала к фланцу ведущей шестерни редуктора.
2. Осмотрите резиновый массив промежуточной опоры. Повреждения не допускаются.
3. Короткими резкими движениями покачайте задний карданный вал в направлениях, перпендикулярных его оси, за переднюю часть, удерживая промежуточный вал неподвижно, а затем за заднюю часть. Ощутимый люфт в шарнирах не допускается.
Номинальные размеры и посадки сопрягаемых деталей карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
4. Короткими резкими движениями поворачивайте задний карданный вал вокруг его оси в обе стороны сначала за переднюю часть удерживая промежуточный карданный вал от проворачивания. Затем за заднюю часть, удерживая фланец ведущей шестерни редуктора от проворачивания. Ощутимые окружные зазоры не допускаются.
5. Короткими резкими движениями поворачивайте промежуточный карданный вал вокруг его оси в обе стороны. Допускается окружной зазор в шлицевом соединении не более 0,3 мм.
6. Покачайте каждый шарнир в разных плоскостях. Не должно быть заметного люфта вдоль оси шипов и заеданий. В случае необходимости можно измерить радиальный зазор в подшипниках крестовин индикатором. Для этого зажмите в тисках за подшипники крестовины одну из вилок шарнира.
Прижав ножку индикатора к свободному ушку другой вилки, покачайте ее вокруг оси карданного вала. Люфт более 0,1 мм недопустим. Он свидетельствует об износе шарнира и необходимости замены подшипников и крестовины. При износе отверстий в самих ушках вилок требуется замена карданного вала в сборе.
Смазка карданной передачи на Газель ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.
Очистив от грязи пресс-масленку, нагнетаем шприцем трансмиссионное масло во все шарниры. При этом его избыток должен выйти из-под манжет всех четырех подшипников. Если масло где-то не выходит, то шарнир нужно перебрать. Засорился смазочный канал, клапан масленки или с одной из манжет соскочила пружина.
Карданная передача ГАЗ 2705 / 3302 Газель с 1994 года
Карданная передача
Карданная передача с промежуточной опорой:
Карданная передача автомобилей типа 4х2 (рис. 4.32) состоит из промежуточного 9 и заднего 15 полых валов с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой. Передний шарнир заканчивается скользящей вилкой 7, которая шлицевым отверстием устанавливается на вторичный вал коробки передач, а наружной поверхностью входит во втулку удлинителя коробки передач. Фланец заднего шарнира крепится к фланцу заднего моста четырьмя болтами с гайками.
Промежуточная опора выполнена в виде резиновой подушки 10, в отверстии которой имеется кольцевая канавка, куда установлен радиальный подшипник 11 с напрессованной на него обоймой 12. Подшипник закрытой конструкции с заложенной смазкой, и во время эксплуатации смазывать его не требуется. Промежуточная опора с помощью кронштейна болтами с гайками крепится к поперечине рамы. Соединение промежуточного вала с задним выполнено на неподвижных шлицах хвостовика с вилкой, стягивается болтом 19 и фиксируется шайбой 20 со стопорной пластиной 18.
Карданная передача автомобилей типа 4х4 состоит из трех полых карданных валов – промежуточного (рис. 4.33), переднего и заднего (рис. 4.34), имеющих по два карданных шарнира.
Промежуточный карданный вал установлен между коробкой передач и раздаточной коробкой. С коробкой передач карданный вал соединен подвижными шлицами, с раздаточной коробкой – фланцем.
Передний и задний карданные валы одинаковой длины. При установке на автомобиль разница в расстояниях между раздаточной коробкой и ведущими мостами компенсируется подвижными шлицевыми соединениями, которые снабжены пресс-масленками.
Промежуточный карданный вал:
Карданный вал:
Крестовины карданных шарниров установлены в вилках на игольчатых подшипниках, зафиксированных стопорными кольцами. Для уменьшения трения при работе шарнира между торцами крестовины и донышком каждого подшипника устанавливаются полиамидные торцовые шайбы. Карданные шарниры имеют прокачиваемую систему смазки. Для этого на центральной части крестовины установлена пресс-масленка, через которую по сквозным каналам смазка проходит к игольчатым подшипникам и затем выходит на манжеты. При смазывании рабочая кромка манжеты под давлением масла отжимается и позволяет смазке выходить наружу. Смазка, находящаяся между отражателем крестовины и манжетой, служит масляным фильтром, защищающим рабочую кромку манжеты от пыли и влаги. На пресс-масленки надеты защитные резиновые колпачки.
Техническое обслуживание карданной передачи
Примечание:
В данном разделе в тексте можно встретить следующие обозначения:
* для автомобилей типа 4х2
** для автомобилей типа 4х4
Уход за карданной передачей заключается в подтяжке гаек болтов крепления вилок шарниров к фланцам раздаточной коробки **, переднего ** и заднего мостов, кронштейна промежуточной опоры* к поперечине, болта* крепления шлицевого соединения промежуточного и заднего вала и периодической смазке шлицевых соединений** и шарниров. Перед смазыванием нужно очистить детали карданного шарнира от грязи, снять резиновый колпачок. Нагнетать масло следует до появления его из-под манжет подшипников. При первом техническом обслуживании автомобиля (пробег около 20000 км), возможно, масло не выйдет из-под всех манжет. При последующих технических обслуживаниях в результате приработки манжеты должны пропустить масло. Отсутствие выхода масла хотя бы из-под одной манжеты свидетельствует о неисправности шарнира: засорился масляный канал или соскочила пружина с манжеты. Такой шарнир надо разобрать. Избыток смазки из шарнира выбрасывается при вращении вала.
При проверке затяжки гаек и болтов крепления элементов карданной передачи необходимо соблюдать заданные моменты затяжки.
Особое внимание обращайте на затяжку соединительного болта* шлицевого соединения. Перед его подтягиванием необходимо убедиться в правильности положения шайбы и стопорной пластины и расстопорить болт.
После проверки затяжки застопорить болт отгибанием лепестков пластины на грани головки болта.
Осматривайте промежуточную опору* с целью выявления повреждений резиновой подушки и подшипника.
Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Стук в карданной передаче при резком изменении движения автомобиля или при переключении передач | |
Износ подшипников, шипов крестовин или шлицевого соединения | Заменить изношенные детали |
Ослабление крепления карданных валов | Подтянуть болты крепления карданных валов |
Вибрация карданной передачи | |
Погнута или смята труба карданного вала | Осмотреть вал, проверить его биение и, если оно превышает 0,8 мм, отрихтовать вал, при этом биение его должно быть не более 0,6 мм в любой точке по длине трубы. Вмятины на трубах валов не допускаются. Отбалансировать передачу* (вал**) динамически |
Ослабление крепления карданных валов к фланцам раздаточной коробки**, переднего** или заднего мостов | Подтянуть крепление |
Повышенный шум в промежуточной опоре * | |
Разрушен сепаратор подшипника опоры | Заменить подшипник |
Течь масла из шарниров | |
Изношены или повреждены манжеты | Заменить манжеты |
Течь смазки из шлицевого соединения** | |
Износ или повреждение уплотнительных колец | Заменить уплотнительные кольца |
Неисправности, выявляемые при осмотре | |
Проворачивание колпачка с манжетой относительно стакана подшипника (нарушение герметичности шарнира) | Заменить крестовину в сборе с подшипником. Отбалансировать передачу* (вал**) |
Проворачивание стакана подшипника в отверстиях вилки | Заменить изношенные детали, отбалансировать передачу* (вал**) |
Ремонт карданной передачи
Примечание:
В данном разделе в тексте можно встретить следующие обозначения:
* для автомобилей типа 4х2
** для автомобилей типа 4х4
Во избежание нарушения балансировки при снятии и разборке валов все сопрягаемые элементы (удлинитель коробки передач – шлицевая вилка, фланец моста – фланец кардана, фланец раздаточной** коробки – фланец кардана, труба промежуточного* вала – шлицевая вилка среднего шарнира, фланец кардана – вилка кардана) следует маркировать для того, чтобы во время сборки поставить их на прежние места и в прежнее положение.
Снятие карданной передачи с автомобиля типа 4х2
Для снятия карданной передачи необходимо:
Снятие карданной передачи с автомобиля типа 4х4
Для снятия карданной передачи необходимо:
фланцу карданного шарнира в месте, обозначенном буквой А (см. рис. 4.33 и
4.34). Удары по трубам валов недопустимы;
Разборка
Перед разборкой карданную передачу необходимо тщательно очистить, а места разборки промыть керосином.
Для демонтажа промежуточной опоры (автомобили типа 4х2) необходимо:
Для разборки шарниров необходимо снять стопорные кольца с подшипников крестовин, установив отвертку в торец кольца и слегка ударяя по ее ручке. Если кольцо проворачивается в канавке, подставить вторую отвертку под другой торец кольца.
После снятия колец выпрессовать подшипники в тисках, как показано на рис. 4.35, располагая пресс-масленку со стороны оправки для предохранения ее от поломки.
Разборка карданного шарнира:
Проверка технического состояния деталей
Проверить шариковый клапан пресс-масленки. Исключить попадание грязи внутрь подшипника.
Убедиться в плотной посадке иглодержателей в стаканах подшипников.
Если у манжет разрушена пружина, затвердела или повреждена рабочая кромка, то их следует заменить.
В случае использования новой крестовины в сборе ее необходимо очистить от густой консервационной смазки, включая каналы. Проверить наличие пружин манжет.
При повреждении отдельных игл или потере хотя бы одной из них следует заменить весь подшипник.
Подушка промежуточной опоры (автомобили типа 4х2) не должна иметь вырывов и трещин.
Подшипник опоры не должен иметь повреждений уплотнителей, повышенного осевого и радиального зазора. Внутреннее кольцо подшипника должно вращаться плавно, без заеданий. Наружное кольцо подшипника не должно проворачиваться в обойме.
Сборка
Сборка карданных шарниров требует особой тщательности и чистоты на рабочем месте.
Если сборка производится с использованием новой крестовины в сборе с новыми подшипниками, то необходимо в первую очередь надеть на шипы крестовины манжеты до упора в отражатели. При этом пружины манжет должны быть обращены к центру крестовины. Торцовые шайбы должны быть установлены в масляные каналы шипов крестовин.
При использовании подшипников, бывших в употреблении, манжеты должны оставаться в иглодержателях подшипников.
Сборку необходимо осуществлять на ручном прессе или в тисках в следующем порядке:
У собранного шарнира не должно быть заеданий и переменного усилия проворачивания. Момент проворачивания шарниров не должен превышать 2,0 Н·м (0,2 кгс·м). Если шарниры тугие, то несколькими ударами молотка в местах, обозначенных буквой Г (см. рис. 4.32) или А (см. рис. 4.33 и 4.34), добиться снижения момента проворачивания.
Последовательность сборки карданного шарнира:
Промежуточная опора (для автомобилей типа 4х2) собирается в следующем порядке:
Установка карданной передачи на автомобиль
При установке карданной передачи на автомобиль необходимо убедиться в отсутствии забоин, заусениц, ржавчины и грязи на полированной поверхности и заходной фаске хвостовика и шлицах скользящих вилок 7 (см. рис. 4.32) и 8 (см. рис. 4.33), а также на присоединительных поверхностях фланцев валов и фланцев раздаточной коробки (для автомобилей типа 4х4), переднего (для автомобилей типа 4х4) и заднего мостов.
Установка валов производится в последовательности, обратной демонтажу.
Чтобы исключить деформацию промежуточной опоры (для автомобилей типа 4х4), крепление ее к поперечине рамы необходимо производить в последнюю очередь, когда автомобиль стоит на колесах и отсутствует перекос промежуточной опоры.
Затяжку гаек болтов крепления фланцев карданных валов к фланцам раздаточной коробки (для автомобилей типа 4х4), переднего (для автомобилей типа 4х4) и заднего мостов производить моментом 2,7-3,0 даН·м (2,7-3,0 кгс·м), кронштейна промежуточной опоры (для автомобилей типа 4х2) – моментом 1,2-1,8 даН·м (1,2-1,8 кгс·м).
Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи приведены в табл. 4.4.
Размеры сопрягаемых деталей карданной передачи, мм