Правила etops что такое
Полёт на одном двигателе: названы рекордсмены по ETOPS среди двухдвигательных пассажирских самолётов
В первую очередь изучались параметры так называемого ETOPS. Если упрощённо, то это одна из характеристик двухдвигательного самолёта и построенного маршрута, которая определяет способность лайнера в течение 60 минут достичь ближайшего аэропорта для экстренной посадки в случае отказа одного из двигателей.
Для современных самолётов отказ одного из двигателей (если их два и уж тем более четыре) не является фатальным. Даже если такой отказ происходит, то запаса второго двигателя точно хватает для того, чтобы выполнять указанное правило 60 минут.
В этой связи правила выполнения полётов ужесточили как в варианте над морем, так и, например, на пустыней (где до ближайших аэропортом могут быть тысячи километров). Обновлённые параметры ETOPS составляют уже 120 и 180 минут для различных категорий.
В результате исследования определено, что на сегодняшний день наиболее высокий ресурс в рамках ETOPS имеют такие самолёты как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350-900. Это рекордсмены по ETOPS. Первый из этих двухдвигательных пассажирских самолётов способен на одном двигателе выполнять полёт в течение 330 минут, второй – 370 минут.
Исследования показали, что Airbus A350-900 способен пролететь на одном двигателе 4630 км. Это позволяет ему достичь ближайшего аэропорта при полёте на одном двигателе, где бы он (лайнер) ни находился.
Сертифицированный по ETOPS российский Ту-204 способен осуществлять перелёт на одном двигателе в течение 120 минут.
При проведении исследования была уточнена информация о том, как при потере половины мощности двигателей меняются параметры по высотному эшелону полёта. Отмечено, что в этом случае лётчикам предписывается держаться средней возможной высоты (от уровня максимальной), что влияет и на параметры приземления. В случае длительного полёта на одном двигателе для лётчика процесс приземления усложняется – в первую очередь из-за необходимости выполнять полёт не на заданных изначально высотах. Однако для современных лётчиков и это не может стать неразрешимой проблемой как из-за особой подготовки, так и из-за автоматики на борту, которая помогает в полёте.
ETOPS (история и современные требования)
джедай
джедай
Экзот
Элефантерия
Не мой текст, но более доходчиво я объясняить не смогу. Офрография, стилистика, етц — авторские. Несущественные моменты выкушены.
ETOPS = Extended Twin Operations (вродe – “спeц. процeдурa полeтa нa зaп. a/д болee 60-и мин двухдвигaтeльного с-тa при одном откaзaвшeм двигaтeлe” – пeрeвод aвторский ))). Kонцeпция ИKAО получилa рaзвитиe с нaчaлом полeтов двухдвигaтeльных (“twins”) с-тов чeрeз Aтлaнтику сeйчaс – вeздe нaд водой Гимaллaи/Сибирь/Сaхaрa
extended twin operation standards
(«engines turning or passengers swim»)
Нaчaлось всe в дaлeком 53-eм с нормой FAR121.161, которaя, во имя улуч шeния БП, выдвигaлa трeбовaниe к мaршрутaм двухдвигaтeльных с-тов проходить внутри зоны 60мин полeтa нa ОДНОM откaзaвшeм дв. до зaп. a/д в любой т-кe eтого мaршрутa. Что, xxx, соотвeтствовaло уровню нaдeжности тогдaшнeй тeхники – рeчь шлa в основном о ПД. FAA – кaк извeстно кaсaются aмовских a/к.
ИKAО, в тeх жe 50-х, провeлa исслeдовaниe откaзов ПД, и рaширило зону дeйствия до 90 мин для уходa нa зaп. a/д нa ДВУХ двигaтeлях. Eтим прaвилом пользовaлись многиe нe-aмовскиe компaнии.
Врeмя шло, тeхникa рaзвивaлaсь, пeрeвозки возрaстaли, a топливо дорожaло. Появились TРД, TВРД и нaдeжныe eкономичныe 2х-дв. с-ты (снaчaлa – eвропоиды с A300, потом aмы с В757/767). A/к, срeди которых стaновилось всe большe коммeрчeских, a нe гос-нных (и прaктичeски убыточных) стaли сообрaжaть, что нa трaнс-aтлaнтикe полeт по FAR121.161 или ИKAО 90мин нa много дорожe, чeм по “прямой”. В нaчaлe 80-x ИKAО оргaнизовaло пeрвую eкспeрную группу по ETOPS для обосновaния увeличeния допустимых “diversions” до 120 мин. и вырaботки соотв. норм и прaвил, a FAA нaчaло рaботу нaд AС120-42. Нaдо отмeтить, что eвропоиды с’игрaли рeшaюшую роль в пробивaнии eтого дeлa, т.к. других мaшин, кромe 2х-дв с-тов ) у них тогдa нeбыло, aмы жe имeли В747, xx-10, x1011.
Послe долгих прeний, обсужeдeний и прочeй бодяги, был утвeрждeн докумeнт ИKAО, извeстный кaк Приложeниe 6, который допускaл полeты 2-х дв. с-тов нa удaлeнии болee 60мин. при выполнeнии опрeдeлeнных условий. В 1985г FAA нaконeц выпустило AС120-42, увeличивaюший дeйствиe FAR121.161 до 120мин. Всякиe рaзныe CAA, DGAC, DOT и проч. тожe внeсли в свои кодeксы cxожиe измeнeния. Успeшнaя бeзaвaрийнaя eксплуaтaция ВС соглaсно ETOPS 120 позволилa FAA выпустить AС120-42”A” обознaчaюшee критeрии для ETOPS 75, 120 и 180мин. Eтот докумeнт – своeго родa стaндaрт нa сeгодняшний дeнь.
Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов
Название | Учебное пособие правила etops. Навигация и процедуры при отказе двигателя, назначение и использование запасных аэродромов |
страница | 1/9 |
Тип | Учебное пособие |
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
ПРАВИЛА ETOPS. НАВИГАЦИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ОТКАЗЕ ДВИГАТЕЛЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПАСНЫХ АЭРОДРОМОВ
Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации АУЦ
Москва 2014
1. Процедуры выполнения полетов повышенной дальности на самолетах с двумя ГТД (ETOPS / NON-ETOPS).
1.1. Общие положения.
1.1.1. Правила выполнения полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями (правила выполнения полетов по ETOPS) в мировой практике успешно применяются с 1985 года. За это время по правилам ETOPS успешно выполнено более 2 миллионов полетов. Мировая статистика показывает, что выполнение полетов увеличенной дальности на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, при соблюдении правил ETOPS, является не только наиболее экономичным, но и наиболее безопасным видом авиационных перевозок.
Все справочные и информационные данные вносятся в Настоящие Правила с учетом изменений и дополнений к соответствующим документам.
1.1.3. Правила выполнения полетов по ETOPS применяются на маршрутах, имеющих участки, с любой точки которых время полета на одном двигателе до пригодного для посадки данного типа ВС аэродрома более одного часа полета и не выходит за пределы установленной зоны оперирования.
Термин non-ETOPS относится к полетам самолетов с двумя газотурбинными двигателями, не выполняющих полеты по правилам ETOPS ввиду отсутствия сертификации воздушного судна для ETOPS, невозможности выполнения полета по правилам ETOPS на данном типе (экземпляре) воздушного судна и др.
1.1.4. Полеты на самолетах с двумя газотурбинными двигателями, не допущенных к полетам по правилам ETOPS, должны выполняться таким образом, чтобы в случае отказа одного двигателя, продолжительность полета до запасного аэродрома от любой точки маршрута в штиль на скорости, установленной для полета с одним работающим двигателем, составляло не более 60 минут.
1.1.5. Получение одобрения Авиакомпанией для полетов по правилам ETOPS осуществляется в два этапа.
На первом этапе производитель самолетов получает одобрение уполномоченного органа для выполнения полетов по правилам ETOPS данного типа самолета в данной конфигурации (планер/двигатель). Одобрение базируется на статистике надежности данной конфигурации самолета по результатам ее эксплуатации в Авиакомпаниях мира.
На втором этапе Авиакомпания получает одобрение на выполнение полетов по правилам ETOPS от уполномоченного в области гражданской авиации России органа. Авиакомпания должна продемонстрировать уполномоченному в области гражданской авиации России органу способность выполнять полеты по правилам ETOPS с высокой степенью безопасности и поддерживать исправность самолетов на приемлемом для таких полетов уровне.
1.1.6. Ответственным лицом за соблюдением правил полетов по ETOPS (ETOPS Check Airman) в Авиакомпании назначается ответственное летное лицо командного состава. В обязанности ответственного лица входит стандартизация процедур и практическое обучение технологии работы летного экипажа при выполнении полетов по правилам ETOPS. Обязанности и ответственность командира воздушного судна приведены в соответствующих разделах Руководства по производству полетов Авиакомпании.
Полет увеличенной дальности (ETOPS – Extended range Twin engine aircraft Operations) – любой полет, выполняемый на самолете с двумя газотурбинными двигателями по маршрутам, на которых время полета с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях от какой-либо точки маршрута до соответствующего запасного аэродрома превышает 60 минут.
Входная точка на маршрут увеличенной дальности (EEP – Extended range Entry Point) – это точка на входе в зону обязательного применения правил ETOPS, которая находится на удалении 60 минут полета до пригодного запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных условиях.
Выходная точка с маршрута увеличенной дальности (Final extended range Operations Point – FOP) – это точка на маршруте полета самолета, от которой начинается участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях равно или менее 60 минут.
Зона оперирования (ETOPS area of operation) – это воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого необходимо выполнять полет с применением правил ETOPS. Зона оперирования определяется максимально допустимым (пороговым) расстоянием от соответствующего аэродрома, основанном на разрешённом для Авиакомпании пороговом времени ETOPS. На карте зона представляется по границам смежных окружностей с центрами в соответствующих аэродромах и радиусом, равным пороговому расстоянию (MDD).
Критическая точка (CP – Critical Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, которая является критической по отношению к требованиям ETOPS по наличию топлива на борту ВС в случае начала маневра ухода на пригодный запасной аэродром, расположенный на расстоянии порогового времени полета от этой точки с одним работающим двигателем.
Отказ двигателя в полете (IFSD – In—Flight Shutdown) – невозможность использования двигателя в полете по причине самовыключения или выключения его по признакам отказа.
Пороговое время (MDT – Maximum Diversion Time) – время полета, устанавливаемое Государственным полномочным органом для авиапредприятий, эксплуатирующих двухдвигательные самолеты и представляющее из себя разрешенное время полета до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в штиль при стандартных (МСА) условиях.
Пороговое время (MDT) используется только для определения зоны оперирования и, поэтому, не является эксплуатационным ограничением при выполнении маневра ухода на ETOPS запасной аэродром. В зависимости от метеоусловий или других факторов фактическое время полёта при уходе на ETOPS запасной аэродром может отличаться от установленного порогового времени.
Пороговое расстояние (MDD — Maximum Diversion Distance) – максимальное расстояние, проходимое самолетом в штиль при стандартных условиях с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе от точки отказа двигателя за установленное пороговое время.
Сегмент ETOPS — участок маршрута, начинающийся с входной точки на маршрут увеличенной дальности (ЕЕР) и продолжающийся до точки выхода ВС на участок маршрута, время полета с любой точки которого до соответствующего запасного аэродрома с выбранным профилем выдерживания скорости при одном неработающем двигателе в условиях MCA равно или менее 60 минут.
Соответствующий запасной аэродром (AA – Adequate Airport) – аэродром, который отвечает установленным требованиям для выполнения посадки самолета данного типа по размерам и несущей способности ВПП, открытый для приема самолета в период времени возможного его использования, имеющий необходимые средства и службы, такие как обслуживание воздушного движения, метеорологическое обслуживание, светотехническое оборудование, средства связи и навигации, аварийно- спасательную и противопожарную службы, а также хотя бы одну приемлемую систему захода на посадку по приборам.
Пригодный запасной аэродром (SA – Suitable Airport) – соответствующий аэродром, пригодный для эксплуатации самолета данного типа и на котором прогнозируемые и фактические метеоусловия равны или выше установленного метеоминимума, а состояние ВПП позволяет совершить безопасную посадку в пределах расчетного времени прибытия ±60 минут.
Равноудаленная точка (ETP – Equal Time Point) – это точка на маршруте полета самолета в зоне оперирования, от которой время одномоторного полета до двух ближайших пригодных запасных аэродромов одинаково.
1.3. Надежность систем воздушного судна.
1.3.1. Резервирование систем самолета Боинг-757.
Статистика эксплуатации конфигураций самолета Боинг-757 в Авиакомпаниях мира подтверждает надежность эксплуатации конфигураций самолета по правилам ETOPS вплоть до порогового времени (MDT) 180 минут
Даты одобрения для выполнения полетов по правилам ETOPS в различных конфигурациях самолета (планер/двигатель) приведены ниже:
Конфигурация самолета | Пороговое время (MDT) | |
120 минут | 180 минут | |
757-200 / RB211-535E4 | Декабрь 1986 года | Июль 1990 года |
757-200 / RB211-535E4-B | Сентябрь 1992 года | Сентябрь 1992 года |
757-200 / PW2040 | Март 1990 года | Апрель 1992 года |
Конструкция самолета Боинг-757 и его систем, резервирование систем на случай их отказа в полете соответствует установленным требованиям для полетов по правилам ETOPS. Резервирование работы наиболее важных систем самолета при отказе одного двигателя в полете приведено в таблице: