Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Геродот о Греко-персидских войнах

Попов Константин Викторович

Магистрант кафедры «Всеобщей истории» НВГУ,

«ГЕРОДОТ О ГРЕКО-ПЕРСИДСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 5В ДО Н.Э.»

В данной статье проанализированы греко-персидские отношения по описанию Геродотом в его произведение Ιστοριης Απόδειξη (более известной на русском языке как «История» в 9 томах).

Геродот, «История», греко-персидские отношения, стиль, энциклопедия, философия.

Так как считается, что книга Геродота является лучшей, по качеству, работой, которая подробно освещает греко-персидскую войну, не удивительно, что основой для досконального изучения всех тех событий считают именно Историю Геродота. И именно по его сочинений историки и узнают о событиях тех времен.

В данной работе изучаются и подвергаются анализу Греко-персидских отношений в V в. До н. э. в том виде в котором они описаны у Геродота в его сочинении «История».

Время создания сочинения можно установить лишь приблизительно, где-то 427 до н.э.— 421 до н.э. В этом труде, несомненно, видно, что его автор получил превосходное образование. Хорошее знание ионийского диалекта, большая различность стилей и жанров (эпоса, трагедия, новелла и документальная проза) и мастерское владение искусством художественного рассказа — это то, что позволило Геродоту в свои года заполучить такого одобрения, что его книги, которых было девять, получили названия по именам муз. Основной текст «Истории», помимо обширных сведений по этнографии, географии и культуре различных народов, содержит изложение истории отдельных стран (Лидии, Мидии, Персии, Египта, Скифии) в отношениях друг с другом и с греками Ионии, Спарты, Афин, Коринфа, Великой Греции (книги I–VI), а также описание похода персидского царя Ксеркса против Эллады (книги VII–IX). Так же сочинение Геродота имеет огромную важность для изучения ранней истории России. В своих путешествиях Геродот посетил некоторые местности Северного Причерноморья и оставил ряд важнейших известий о «Скифии» – её населении, обычаях, социальном быте. Достоверность этих сведений исчерпывающе подтверждена другими письменными источниками и раскопками.

Самым большим минусом Геродота считается то что сам войны он не видел поэтому «История» состоит из того, что рассказывали ему его собеседники, не подвергая это критическому анализу, таким образом давая нам время от времени правду, время от времени преувеличенияи, а иногда и политическую пропаганду.

Но не смотря на это в книга так же может считься настоящей энциклопедией того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. А Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Греко-персидские войны (500 до н. э. — 449 до н. э., с перерывами) — военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений.

Сам Геродот свое повиствование начинает с мифов завоевания Крёзом Ионии[2, с. 1]. и заканчивает падением Сеста в 479 до н. э.[3, с. 122].

Греко-персидские войны, по мнению Геродота, начинаются в 513 году до нашей эры, когда Дарий I организовывает свой поход в Европу. Уничтожая греческую Фракию, его войска столкнулись с армией скифов, которую так и не удалось победить.

Но перед этим была другая война. Изночально рассказ начинается с царя Крёза, что имел самое процветающие и огромное царство: «С течением времени Крезу удалось подчинить почти все народности по сю сторону реки Галиса, потому что все остальные, кроме киликийцев и ликийцев, были подвластны Крезу.»[2, с. 3] И не смотря на свое богадство царю было мало и захотел он захватить ещё земель. Но перед этим у него во дворце произошол пир по случаю прибытия Солона, «мудрейшего из греков»[2, с. 3]. Спросив совера о своем будующем Солон ему ответил: «не превозносись: чем выше возносится человек, тем сокрушительней бывает его падение. Мера — превыше всего: не отступай от меры».

Эта мысль хорошо просматривается во всей работе Геродота и именно греко-персидская война является потверждением этих слов: Царь Ксеркс вознесся выше меры (как устрашающе описывались его полчища!) — и вот вся эта мощь рушится от разгрома при Саламине. Однако достаточно ли этого примера? Нет: победители-греки на нем ничему не научились. Афиняне сами возгордились своей победою свыше меры, пошли всею силою на персов в Египет и всею силою потерпели крушение. Лишь теперь, когда обе стороны были наказаны судьбой за нарушение меры, положенной человеку, стал возможен мир и конец войны.

Из-за стиля написания «История» Геродота скорее воспринимается как сказка (легенда\быль), вероятнее всего это происходит из-за мифов, в которые верили люди, что рассказывали ему об этих событий, что иногда проглядываются среди истории.

К несчастью историков «История» Геродота обрывается неожиданно: без какого-либо заключения, почти на полуслове. И хоть считается, что главные события греко-персидских воин уже произошли, его почитатели уверены, что он точно смог бы найти в оставшихся тридцати лет воны что-нибудь интересное.

Но все что нам остается это домыслить замысел Геродота, но это невозможно: без Геродота мы слишком мало знаем об этом времени.

Само же отношение Геродота к греко-персидской войне мы не увидим из его труда, если только его любопытность данного момента истории и уважение к любому повороту, так как, не смотря на его стиль, он пишет как настоящий историк только слова людей, что были там, факты из книг и мест битв.

Список использованной литературы:

1. Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского Л.: Наука, 1972. 600 стр. 50000 экз.

2. Геродот. ИСТОРИЯ. Книга I. КЛИО.

4. Гаспаров М.Л.
Г 22 Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом. — М.: Согласие, 2001. — 228 с.
ISBN 5-86884-125-5

Источник

Гордезиани Р.В.: Проблемы гомеровского эпоса.
«Илиада» и информация сказаний троянского цикла.

«ИЛИАДА» И ИНФОРМАЦИЯ СКАЗАНИЙ ТРОЯНСКОГО ЦИКЛА

Читателю «Илиады» не трудно заметить, что сюжет поэмы развивается не совсем обычно. Поэма начинается с гнева Ахилла на десятом году Троянской войны и кончается погребением тела Гектора. В ней не описываются ни начало Троянской войны, ни гибель Ахилла, ни падение Трои. На первый взгляд, в поэме опущены значительные явления войны, именно те, которые должны были бы представлять самый большой интерес для слушателя или читателя. Кажется необычным и то обстоятельство, что в «Илиаду» включены эпизоды, соответствующие больше начальному периоду, чем десятому году войны. Так, например, во II песни «Каталог кораблей» своей формой напоминает начальную ситуацию войны. B III песни война начинается с единоборства Париса и Менелая. Эта сцена была бы логичней в начале войны, а не на десятом году. То же самое можно сказать и о теихоскопии III песни, в которой Елена со стены показывает Приаму предводителей ахейцев, о встрече Андромахи и Гектора и многих других эпизодах.

Именно эти «несоответствия» дают аналитикам возможность говорить о различных слоях в поэме или объединении разных эпических произведений. Однако подобные эпизоды выглядят «странными» на десятом году войны лишь с точки зрения научной логики, ибо с точки зрения поэтической логики в поэме все на своем месте. Во всяком случае, читателю «Илиады», до знакомства со специальными филологическими исследованиями, эти сцены в поэме вовсе не кажутся алогичными; напротив, каждая из сцен будто бы даже находится на единственном, самом подходящем для нее месте. Именно поэтому в последнее время все чаще можно услышать утверждения, что Гомер постарался вместить в «Илиаду» всю Троянскую войну, мастерски переосмыслить мотивы, образы троянских сказаний и использовать их в своей поэме.

«Эфиопидой» и «Илиадой». Ахилл в обоих случаях отрекается от битвы. В «Илиаде» разгневанный Ахилл убивает Гектора, сразившего его друга Патрокла, а в «Эфиопиде» — Мемнона, убившего Антилоха. Подобных параллелей много. Неоаналитики особо выделяют совпадения семи мотивов «Илиады» и «Эфиопиды»:

1) В VIII, 80 «Илиады» рассказывается о том, как к Нестору, оставшемуся одному на поле боя после ранения его лошади стрелой Париса, приближается Гектор и Нелиду не посчастливилось бы, не приди к нему на помощь Диомед. Подобный эпизод должен быть и в «Эфиопиде». Парис убивает коня Нестора, которому угрожает Мемнон. Нестор зовет на помощь своего сына, который спасает отца, но сам погибает от руки Мемнона.

2) В XXII, 208. «Илиады» говорится о том, что перед поединком Ахилла и Гектора Зевс взвесил их участь. Перевесила сторона Гектора, т. е. Гектор должен погибнуть. Эпизод взвешивания участи героев, как это изображено на вазах VI века до н. э., предшествовал и поединку Ахилла c Мемноном, только в этом случае весы держал Гермес. Здесь погибнуть суждено было Мемнону.

4) В XVIII, 35. «Илиады» Фетида слышит плач Ахилла по поводу смерти Патрокла и вместе с Нереидами оплакивает судьбу своего сына, скорую гибель его. Та же сцена должна была быть и в «Эфиопиде», где Фетида, Музы и Нереиды оплакивают труп Ахилла.

«Илиаде» (XVIII, 96) Фетида предсказывает Ахиллу, что он погибнет «сразу» (αυτίκα) вслед за Гектором. Считают, что в «Эфиопиде» Фетида предсказывает Ахиллу, что он погибнет после Мемнона.

Принцип поэта раскрывается в начале поэмы (I, 1—5):

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид, и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам, совершалася Зевсова воля».

— вполне логическое вступление к тем событиям, о которых рассказывается в «Илиаде». Но в то же время это было бы довольно точным прооймионом и для всей Троянской войны, если вместо мотива гнева Ахилла мы вставили бы мотив возникновения войны. И действительно, гнев Ахилла имел тяжкие последствия для ахейцев, но описанные в 2—5 строках бедствия последних чуть сильнее вызвавшей их причины — гнева Ахилла. Ведь жертвой гнева Ахилла в поэме из известных ахейских героев пали фактически лишь Патрокл и менее значительный герой Тлеполем.

Мы считаем, что фраза: «Многие души могучие славных героев низринул в мрачный Аид. » — вызывает ассоциации последствий Троянской войны вообще. С этой точки зрения весьма интересна позиция предложения Διος δ’ετελείετο βουλή в прооймионе. Воля Зевса, с одной стороны, может выступать как первопричина войны вообще, ставшей сама по себе причиной гнева Ахилла и всего того, что за этим последовало, а с другой, — это место можно отнести к событиям самой «Илиады», где по воле Зевса, после разгневания Агамемноном Ахилла, «тысячи бедствий» пали на головы ахейцев. Таким образом, «воля Зевса» придает прооймиону поэмы звучание не только вступления к теме гнева Ахилла, но и к истории всей Троянской войны вообще. Греческие авторы свидетельствуют, что причиной «воли Зевса» — начать Троянскую войну — было желание разгрузить землю от сильно размножившихся людей. В этом отношении интересен фрагмент «Киприй», который приведен в схолиях «Илиады» именно в связи с I, 1 — 5:

«Было время, когда тысячи фил смертных бродили по земле и страшно обременяли дали земли с широкой грудью;

Зевс, увидев это, пожалел (ее) и в разумном сердце своем решил разгрузить от людей кормящую землю путем развязывания большой брани — Илионской войны, пока тяжесть смерти не опустошила бы (землю). II под Троей умирали герои. Совершалася Зевсова воля».

«Горько рыдал и отец престарелый; кругом же граждане/
Подняли плач; раздавалися вопли по целому граду.
Было подобно, как будто, от края до края, высокий
/Весь Илион от своих оснований в огне рассыпался».

Можно привести из «Илиады» и другие моменты, которые давали бы возможность аналогичной интерпретации (поединки отдельных героев, отстранение Ахилла от боя и т. д.), но, думаем, сказанного достаточно для уяснения гомеровского принципа — посредством интенсификации мотивов вызвать ассоциацию всего хода войны. Для передачи информации о всей Троянской войне Гомер пользуется и другими средствами. В многочисленных пассажах «Илиады» планомерно распределена реальная информация о ходе всей войны. Из воспоминаний отдельных героев мы узнаем о том, что происходило до описываемых в произведении событий, а посредством предсказаний — о том, что произойдет после описываемых событий. Таким образом, совершенно незаметно, мы узнаем, как прибыли ахейцы в Троаду, что случилось после их вступления на троянскую землю, как завершилась война и т. д. Из собранных Кульманном и систематизированных в хронологическом порядке сведений 18 явствует, что в «Илиаде» можно найти вполне реальную информацию об Anteiliaca поэмы, т. е. о фактах, имевших место до описываемых в поэме событий. Что же касается Postiliaca 19 поэмы, т. е. событий, которые произошли вслед за описанными в «Илиаде» явлениями, то здесь данные поэмы несравненно скуднее. И это, как мы увидим ниже 20

— умелым распределением ante и postiliaca, Гомеру удается максимально сохранить в поэме дух троянских сказаний, сделать «Илиаду» летописью Троянской войны. Говоря об интенсификации отдельных мотивов, мы не упускаем из виду ту реальную функцию, которую они выполняют в развитии действия поэмы. Можно сказать, что каждый из этих мотивов связан логической необходимостью с реальным действием поэмы, которому мотив гнева придает единство. Чем значительнее и органичнее функция каждого данного мотива в «Илиаде», тем меньше вероятность того, что они заимствованы Гомером из другого источника. Вместе с тем, ярко выраженное желание поэта создать иллюзию хода всей войны указывает на то, что здесь мы имеем дело с весьма оригинальным, характерным лишь для одной поэтической концепции композиционным принципом. Достаточно изъять из поэмы какую-нибудь часть, служащую созданию такой иллюзии, как данный принцип окажется нарушенным. Все это говорит о композиционном единстве поэмы, главным доказательством которого все же является единство структурных принципов, начиная с малых структур и кончая общей композицией поэмы, о которых речь пойдет в следующей главе.

Примечания.

4 Фрагменты киклических поэм изданы в 4. Вопрос киклических поэм в последнее время детально рассмотрел Хаксли (209).

5. Седьмой мотив выявлен Шадевальдтом. В его работе (349, стр. 155. ) дается анализ также всех других мотивов, выявленных неоаналитиками.

6. Ср. 244; особенно далеко заходит в этом направлении Шоек (361).

9. Шадевальдт считает этой гипотетической поэмой т. и. «Мемнониду

10. 136, стр. 9. Ср. также 194а, стр. 40.

14. О днях действия «Илиады» ниже (стр. 42) пойдет более подробный разговор.

16. Для обзора вопроса см. 25, стр. 76.

17. Для этого не требовалось введения новых центральных героев. По нашему мнению, не было бы правильным видеть в образах Гектора и Патрокла переосмысленные образы Мемнона и Антилоха. Думается, что каждый из этих героев был известен в догомеровской традиции. В случае Гектора это подтверждается тем, что: а) в «Илиаде» (VI, 407. ) дается вполне конкретная биографическая справка о жене Гектора Андромахе, указывающая на наличие догомеровской информации о походе Ахилла на Фивы; б) киклический эпос знаком с Гектором; в) судьба жены и детей Гектора после смерти последнего известна многим греческим авторам. Что же касается Патрокла: а) он известен «Одиссее»; б) киклический эпос знаком с Патроклом; в) сама «Илиада» дает определенные догомеровские биографические сведения о нем. Но самым значительным представляется то, что ни один из этих героев при первом упоминании в «Илиаде» фактически не экспонируется. Вряд ли Гомер ввел бы без всякого экспонирования незнакомых, вымышленных им же героев в круг центральных персонажей «Илиады». Так, в I песни Ахилл упоминает Гектора безо всякого представления:

«. толпы их от Гектора-мужеубийцы
» (I, 242-43).

Если примем во внимание, что это вообще первое упоминание Гектора в «Илиаде», тогда мы должны предположить, что аудитория Гомера имела уже определенное представление о нем. Также в I, 306—307 «Илиады» безо всяких предварительных замечаний назван Патрокл по отчеству:

«Царь Ахиллес к мирмидонским своим кораблям быстролетным,
Гневный отшел, и при нем Менетид с мирмидонской дружиной».

«Друг, благородный Патрокл, изведи и отдай Бризеиду».

Такое неожиданное появление Патрокла безо всякого экспонирования указывает на то, что о дружбе Ахилла с Патроклом гомеровской аудитории было уже известно. Совершенно другой вопрос, какое место занимают эти герои в догомеровских версиях троянского сказания. Вполне возможно, что их участие там было сравнительно ограниченным и лишь Гомер превратил схематичные образы этих героев в Гектора и Патрокла «Илиады», приписав им те качества, которые обобщали, с одной стороны, храбрость защитников Трои, а с другой — любовь Ахилла к друзьям.

Источник

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали переломным моментом истории Древней Греции, ими завершается архаический и начинается классический период истории Древней Греции ― эпоха наивысшего ее расцвета.

Греко-персидские (или, как их называли греки, мидийские) войны стоят у истоков истории как науки ― «отец истории» Геродот поставил себе целью описать их. Вот что он писал во вступлении к своему труду: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом».

Причины войны и Ионийское восстание

Греко-персидские войны продолжались полвека, с 499 по 449 год до нашей эры, и представляли собой серию сухопутных походов и морских экспедиций, иногда с перерывами в годы, но современники и потомки воспринимали их в единстве. Традиционно началом Греко-персидских войн считается восстание ионийских греков против персидского владычества в 499 году.

Греческие полисы Малой Азии уже с VII века до нашей эры столкнулись с угрозой, исходящей с востока. В середине VII века Магнесия-на-Меандре была разрушена кочевниками-киммерийцами. По-разному складывались отношения греков с Лидийским царством: враждебные вначале, затем они стали более тесными. Последнему лидийскому царю Крезу (560–546), впрочем, вполне эллинизованному, легко удалось подчинить Эфес и другие ионийские города.

Иония к тому времени была наиболее просвещенной частью греческого мира; ионийская философия природы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) стоит у истоков философии как науки, в сочинениях «логографов» (Гекатея Милетского и др.) прослеживаются начала истории, географии и других наук. Милет был не только метрополией многих греческих колоний Причерноморья, но и культурным и интеллектуальным центром.

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

После разгрома Лидии персами в 546 году греки Малой Азии были вынуждены подчиниться новому завоевателю, но владычество Персидской империи было для них тяжелее. Жители Фокеи предпочли переселение на запад Средиземноморья персидскому господству. Персы ставили во главе полисов своих ставленников ― тиранов, что также вызывало недовольство. И когда один из таких тиранов, Аристагор Милетский, решил восстать против персов, к нему присоединились многие ионийские города. Из полисов Балканской Греции поддержку восставшим оказали Афины (20 кораблей) и Эретрия на Эвбее (5 кораблей); Спарта отказалась воевать с персами в Азии.

Первоначально восставшим сопутствовал определенный успех: они даже смогли захватить и сжечь Сарды, резиденцию персидского сатрапа, хотя цитадель города осталась в руках персов. Но силы огромной Персидской державы и горстки греческих полисов были слишком неравными. Персы смогли мобилизовать сухопутные силы, привлечь большой финикийский флот, и в решающей морской битве при острове Ладе в 494 году греческий флот был разгромлен. В том же году был захвачен Милет, уцелевшие жители которого были обращены в рабство.

Нападение Дария на Грецию

Падение Милета произвело огромное впечатление в Греции, особенно в Афинах, которые считали Милет родственным городом. В 493/2 году в архонтство Фемистокла, будущего героя персидских войн, была поставлена на афинской сцене трагедия драматурга Фриниха «Падение Милета». После этого драматург был присужден к штрафу в 1000 драхм формально за то, что постановка трагедии расстроила граждан Афин. Действительной причиной могла быть борьба про- и антиперсидской группировок в Афинах.

В Персии уже созрело решение начать войну против полисов Балканской Греции. «Царь царей» Дарий считал, что вся Азия, включая малоазийские греческие города, принадлежит ему по праву завоевания, а за помощь своим соплеменникам Афины, Эретрия и другие полисы Балканской Греции должны понести суровое наказание.

Персидские воины. Около IV века до нашей эры

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Столкновение Персидской империи и греческих полисов было неизбежным. И дело здесь не в экономических причинах, не в «борьбе за рынки сбыта», как думали историки начала ХХ века. Персидской империи, как и любой империи древности, было присуще стремление к расширению, завоеванию новых территорий. Персидская империя и греческий полис представляли собой два пути развития: путь восточной деспотии и путь гражданской общины, и поэтому Греко-персидские войны имели всемирно-историческое значение.

Маршрут следующего похода персов лежал, по совету изгнанного афинского тирана Гиппия, через острова Эгейского архипелага. Были построены специальные транспортные суда для перевозки лошадей. После взятия Эретрии персы высадились неподалеку от Марафона на востоке Аттики, в месте, удобном для действия конницы ― ударной силы персов. Афинское войско при поддержке платейцев, жителей небольшого города в Беотии, выступило навстречу врагу. Спартанская помощь задерживалась, и афинянам пришлось действовать практически в одиночку. Реальное руководство афинскими силами осуществлял талантливый стратег Мильтиад Младший из аристократического рода Кимонидов. Мильтиад был до этого правителем Херсонеса Фракийского на Геллеспонте, но его изгнали оттуда персы. Мильтиад хорошо знал противника и поэтому мог избрать оптимальную тактику.

Схема Марафонского сражения

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Когда греки узнали о том, что персы погрузили на суда конницу с целью произвести внезапный рейд на Афины, было решено не медлить. Мильтиад усилил фланги и повел афинян в атаку, причем последний отрезок пути греки бежали в тяжелом вооружении (что свидетельствует об их отличной физической подготовке) с целью уменьшить потери от действий персидских лучников. План Мильтиада блестяще удался: персы обратились в бегство, оставив на поле боя около 6 тысяч человек, афиняне потеряли 192 гоплита. Конечно, персы вообще и даже экспедиционный корпус не были полностью разгромлены: они попытались, обогнув Аттику, высадиться в Афинах, и только спешное возвращение афинского войска заставило их убраться восвояси.

Военное, да и моральное значение Марафонской победы (490 год до нашей эры) было огромным. Один греческий полис, Афины, смог успешно противостоять экспедиционному корпусу «великого царя»; персы имели численное превосходство (20 тысяч против 12 тысяч афинян и платейцев) и, несмотря на это, были разгромлены. Марафон был не просто победой греков над персами, а он продемонстрировал жизнеспособность молодой еще афинской демократии. Не стоит забывать, что персов сопровождал свергнутый афинянами тиран Гиппий, который рассчитывал вернуться к власти. Эффективной оказалась и система коллективного руководства афинским войском: десять избранных стратегов во главе с координатором — архонтом-полемархом. В момент битвы руководство осуществлял наиболее опытный стратег ― Мильтиад Младший, что в значительной степени и предопределило исход сражения.

Политическая жизнь Афин в начале V в до н.э.

Рост самосознания афинского демоса парадоксальным образом сказался на судьбе его аристократических лидеров. Марафонский победитель Мильтиад после неудачной экспедиции на Парос был присужден к штрафу и умер от ран в 489 году. С 487 года стал активно применяться введенный Клисфеном остракизм: изгнанию подверглись как родственники и сторонники тиранов, так и другие аристократы. Политическую группировку, выступавшую за превращение Афин в морское государство с сильным флотом, возглавил Фемистокл, противником его был выражавший чаяния аттических крестьян Аристид. Археология свидетельствует о зачатках политической пропаганды в этот период: в колодце на агоре было обнаружено 190 черепков с именем Фемистокла, написанных лишь 14 различными почерками. Однако в 80-е годы V века политика Фемистокла взяла верх: Аристид был изгнан. Немаловажную роль сыграла персидская опасность: после смерти Дария в 486 году взошедший на престол Ксеркс начал исподволь готовиться к новому походу на Грецию.

В 483 году в Лаврии на юге Аттики было обнаружено новое богатое серебром месторождение. Обычно доход от эксплуатации делился между гражданами, но Фемистоклу удалось убедить народное собрание использовать эти деньги на постройку 200 триер ― быстроходных военных кораблей. Будучи прекрасным политиком, Фемистокл использовал для убеждения сограждан не угрозу со стороны далекой Персии, а вражду с соседней Эгиной, что было гораздо нагляднее (остров Эгина хорошо виден с афинского Акрополя). Богатые граждане были назначены триерархами (командирами кораблей) и должны были участвовать в их оснащении собственными средствами. В результате Афины стали крупнейшей морской державой Греции: их флот впятеро превышал коринфский. Можно напомнить, что самый большой флот послал против персов в 494 году Хиос ― 100 кораблей. Это с неизбежностью должно было повлечь в будущем изменения и в социальной сфере: беднейшая часть граждан, которая не могла приобретать гоплитское вооружение, приобретала теперь больший политический вес, и не случайно Фемистокла позднее упрекали в том, что он вывел на политическую арену Афин «корабельную чернь».

Царь Леонид и битва при Фермопилах

В 481 году на общегреческом съезде в Коринфе было принято решение о совместной борьбе против персов. Однако только треть греческих полисов заняла активную антиперсидскую позицию (впрочем, среди них ― Спарта вместе с Пелопоннесским союзом и Афины), остальные были дружественны персам либо предпочли соблюдать нейтралитет. В обход Афона персы прорыли канал, чтобы обезопасить свой флот от бури. Вначале греки рассчитывали оборонять северные проходы в Фессалию, но из-за проперсидской позиции фессалийской знати от этого плана пришлось отказаться.

Леонид в Фермопилах. Жак-Луи Давид, 1814

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Передним рубежом обороны были избраны Фермопилы ― узкий проход между горами и морем, соединявший Северную и Среднюю Грецию (теперь из-за понижения уровня моря он стал гораздо шире). Немногочисленный (несколько тысяч) отряд греков под руководством спартанского царя Леонида успешно оборонял Фермопилы от двухсоттысячного войска Ксеркса, пока предатель не провел персов горными проходами в тыл грекам. Леонид и триста спартанцев пали в бою, но задержали персов. Это позволило эвакуировать Аттику (большинство мирных жителей было перевезено в Трезену на Пелопоннесе), а греческим силам укрепить Истм ― главный рубеж обороны. Греческий флот также отступил к острову Саламин у берегов Аттики.

Важнейшие сражения: Саламин и Платеи

В сентябре 480 года до нашей эры произошло решающее морское сражение. В узком проливе, отделяющем Саламин от Аттики, афиняне, составлявшие основную часть греческого флота, ориентировались гораздо лучше, чем персы. Но не это было главной причиной победы греков, а то, что они сражались за родную землю, за свободу, за свой путь развития. Царь Ксеркс, приказавший поставить свой трон на берегу Аттики, имел возможность наблюдать разгром персидского флота. Фемистокл сумел внушить Ксерксу опасения за собственную безопасность, и царь из-за угрозы (возможно, не очень реальной) разрушения греческим флотом понтонной переправы через Геллеспонт спешно покинул Грецию, оставив там отборный 70-тысячный корпус Мардония, который отошел на зимовку в дружественную персам Беотию.

Битва при Саламине. Вильгельм фон Каульбах, 1868

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Жители Афин смогли вернуться к своим пепелищам (Ксеркс разграбил и сжег Афины), но ненадолго: весной 479 года боевые действия возобновились, и персы вновь вторглись в Аттику. Греческое войско стояло на Истме, но постепенно в Спарте возобладало мнение о необходимости решительного сражения с неприятелем; спартанский царь Павсаний, главнокомандующий объединенными греческими силами, выступил в Беотию. После длительного маневрирования под городком Платеи в том же году произошла битва, которая решила судьбу всей кампании. Тяжеловооруженные греческие гоплиты выдержали натиск разноплеменного войска персов, а затем, после того как Мардоний был убит, обратили их в бегство.

Не привыкшие к роскоши греки с удивлением рассматривали богатые шатры персидских военачальников, захваченные ими. Грекам было непонятно, ради чего персы пытались завоевать сравнительно бедную Грецию. Одновременно греческий флот разгромил персов у мыса Микале в Малой Азии, после чего не только исчезла опасность повторного вторжения персов в Балканскую Грецию, но и началось постепенное освобождение греческих городов Малой Азии от персидского ига.

Каллиев мир: итоги войны

После 479 года военные действия были перенесены в Азию, а персидские войска в Европе больше уже не появлялись. И хотя военные действия продолжались с перерывами еще три десятилетия, основной вопрос Греко-персидских войн был решен в 479 году: Греция отстояла свой путь развития, специфику своей цивилизации. Каллиев мир 449 года до нашей эры, закрепивший господство греков в Эгейском море и гарантировавший свободу греческим полисам Малой Азии, лишь подтвердил это. Замечательно также то, что именно в 480 году западные, сицилийские греки разгромили карфагенян в сражении при Гимере, защитив западные рубежи греческого мира.

Карта Греко-персидских войн

Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Смотреть картинку Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Картинка про Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн. Фото Правда ли что в илиаде описаны события греко персидских войн

Греко-персидские войны служат как бы гранью двух эпох в истории Древней Греции ― архаической и классической. Архаика была периодом интенсивного и плодотворного взаимодействия Греции и Востока, и многими своими достижениями Греция была обязана именно восточному влиянию. После победы в Греко-персидских войнах греки уже свысока смотрели на Восток. Они осознали себя единой нацией, противопоставив себя «варварам», то есть всем людям негреческой культуры. Все это и послужило основой для расцвета классической греческой культуры, классической греческой цивилизации в V–IV веках до нашей эры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *