Правда ли что подковали блоху
Кто сумел подковать настоящую блоху?
Все мы помним замечательный сказ Николая Лескова «Левша». К реальным событиям писатель добавил канву с вымышленными событиями. Достоверно известно лишь то, что император Александр I во время поездки в Англию приобрел миниатюрную стальную блоху. Вот ее якобы и подковал Левша вместе с товарищами.
Однако писатель признавал, что не знает, как все было на самом деле и было ли, а потому говорил, что все он выдумал. Замечательные мастера, конечно, имелись тогда в России не только в Туле. Они и сейчас есть в нашей стране! И даже превзошли по мастерству тех мастеров, что подковали блоху в сказе Лескова. Но одно дело — подковать металлическую блоху, а совсем другое — настоящую!
Вот такую нелегкую задачу однажды поставил перед собой и решил мастер микроминиатюр из Тулы Николай Алдунин. С металлом он был хорошо знаком, работая сначала слесарем, а затем токарем на промышленном предприятии. Для того чтобы подковать настоящую блоху, требовалось решить несколько сложных проблем. Первая — ноги у блохи покрыты волосками. Их Николай Сергеевич подрезал и частично удалил. Подковки следовало сделать такими, чтобы они хорошо держались на ногах, но при этом были бы чрезвычайно легкими. Из какого же металла?
Обдумывая все и просчитывая, Алдунин изобрел и своими руками сделал сверхминиатюрные инструментики. Только на обдумывание способов решения вставших задач и подготовку необходимого инструмента он потратил два года! Вся работа с подковкой блохи выполнялась с использованием очень сильного микроскопа. Разумеется, результат виден тоже лишь при большом увеличении.
Подковки и гвоздики к ним сделаны из золота. Поражает невероятная сверхминиатюрность. Каждая из шести подковок весит лишь 0,00000004419 грамма! С чем сравнить? Из одного грамма золота таких подковок можно было сделать 22 629 544 штуки при ширине 40 микрон и длине 50. А шляпки гвоздиков (всего гвоздиков было 18) в ширину делал Николай Сергеевич в пять микрон. Тут можно для сравнения заметить, что один миллиметр равен тысяче микрон.
Николай Алдунин стал первым в мире мастером, которому через 150 лет после выхода в свет сказа Лескова «Левша» удалось подковать настоящую блоху. И не просто подковать, а еще и золотое седло со стременами на нее надеть!
За свои 53 года жизни (умер 9 сентября 2009 года) Николай Алдунин сделал много микроминиатюр. Вот лишь небольшой перечень: караван верблюдов в игольном ушке; тульский самовар высотой чуть более одного миллиметра; портрет на рисовом зернышке; Останкинская телебашня на яблочном семечке; велосипед длиной два миллиметра…
Но было бы большой несправедливостью не сказать и о другом мастере микроминиатюр — Анатолии Коненко из Омской области. Ему тоже удалось подковать блоху. Он ее подарил Владимиру Путину, а для выставок сделал точную копию. Вообще же этот мастер считает себя художником-миниатюристом. В перечне изделий у него целый ряд настоящих сверхмалых по формату иллюстрированных книжечек, занесенных в Книгу рекордов Гинннесса. Книжечки эти с произведениями разных писателей можно не только листать, но и читать!
Ничего не скажешь — богата удивительными талантами Россия! Это хорошо видно на проводимых в разных регионах выставках, на которых экспонаты можно подробно рассмотреть только в очень сильную лупу или микроскоп.
Правда и выдумки о Левше
Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.
О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.
Карикатура на оружейника
– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?
– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?
– Удалось ответить?
– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.
– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?
– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».
– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.
– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».
Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.
Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.
– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.
– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.
Левша или левша?
– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.
– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».
– Да еще и левша со строчной буквы.
– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.
– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?
– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.
– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?
– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.
– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.
– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.
Миф «Сурнин – Левша» не обоснован
– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.
– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.
– Миф именно навязан?
– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.
В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.
Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»
– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?
– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».
Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.
– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.
– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.
– А миф стал историческим фактом?
– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.
Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.
Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.
Кто на самом деле подковал блоху?
Имя «левши» стало нарицательным. Хотя это и не имя вовсе. А скорее, как говорят криминалисты, особая примета. Но не единственная. Тульский умелец имел и проблемы с глазами.
Он косил, что знает каждый, помнящий название произведения Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Впрочем, оба этих отклонения не помешали Левше стать символом мастерства и умения. Еще бы! Подковать блоху, которую без микроскопа и рассмотреть невозможно!
Все справедливо, достоин Левша такой чести, только вот кто вам сказал, что блоху подковал Левша? Уж точно не Лесков! Он сообщил, что мастеров, колдовавших над английской диковиной, было трое. И результат их труда представил государю Левша. Не по своей, кстати, воле.
Просто именно он попался под горячую руку генерала Платова, приволокшего умельца к государю за волосы и со скрученными руками. И удивленный государь собственными глазами (правда, не без помощи «самого сильного мелкоскопа») убедился в наличии на лапках блохи подковок.
Более того, на каждой подковке имя мастера, ее выковавшего, имелось! Только имени Левши на тех подковках не значилось. Все дело в том, что Левша к производству подковок отношения не имел, он «мельче этих подковок работал: гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Вот, собственно и все, что сообщил автор о разделении труда в бригадном подряде тульских умельцев. А все остальное — домысел читателей!
Комментарии
На тульские скрепы покушаетесь?
Был сложный прибор, наноробот фактически, механическая блоха. Русскай умелец улучшил — прихерачил подковы, прибор работать перестал, зато в подковах. Вот все у нас в промышленности так. хехе
Кто бы тебе подкову к голове прихерачил.
Подкуй иди телевизор свой, например. хехе
Положим, Левша был манагером проекта (по лесковскому тексту это возможно), и что с того?
В результате проекта угробили уникальное импортное оборудование. Суровый русскай проект. хехе
Оборудование как раз все отечественное было. Только на идише читать умеешь?
Если бы фамилия Левши была Рабинович, все было бы нормуль
И он бы стал равен Малевичу 🙂
Эйнштейн, говорят, тоже жыд был. Врут, наверняка. хехе
Правда ли что подковали блоху
Кто сумел подковать настоящую блоху?
Все мы помним замечательный сказ Николая Лескова « Левша». К реальным событиям писатель добавил канву с вымышленными событиями. Достоверно известно лишь то, что император Александр I во время поездки в Англию приобрел миниатюрную стальную блоху. Вот ее якобы и подковал Левша вместе с товарищами.
Однако писатель признавал, что не знает, как все было на самом деле и было ли, а потому говорил, что все он выдумал. Замечательные мастера, конечно, имелись тогда в России не только в Туле. Они и сейчас есть в нашей стране! И даже превзошли по мастерству тех мастеров, что подковали блоху в сказе Лескова. Но одно дело — подковать металлическую блоху, а совсем другое — настоящую!
Вот такую нелегкую задачу однажды поставил перед собой и решил мастер микроминиатюр из Тулы Николай Алдунин. С металлом он был хорошо знаком, работая сначала слесарем, а затем токарем на промышленном предприятии. Для того чтобы подковать настоящую блоху, требовалось решить несколько сложных проблем. Первая — ноги у блохи покрыты волосками. Их Николай Сергеевич подрезал и частично удалил. Подковки следовало сделать такими, чтобы они хорошо держались на ногах, но при этом были бы чрезвычайно легкими. Из какого же металла?
Обдумывая все и просчитывая, Алдунин изобрел и своими руками сделал сверхминиатюрные инструментики. Только на обдумывание способов решения вставших задач и подготовку необходимого инструмента он потратил два года! Вся работа с подковкой блохи выполнялась с использованием очень сильного микроскопа. Разумеется, результат виден тоже лишь при большом увеличении.
Подковки и гвоздики к ним сделаны из золота. Поражает невероятная сверхминиатюрность. Каждая из шести подковок весит лишь 0,4 419 грамма! С чем сравнить? Из одного грамма золота таких подковок можно было сделать 22 629 544 штуки при ширине 40 микрон и длине 50. А шляпки гвоздиков ( всего гвоздиков было 18) в ширину делал Николай Сергеевич в пять микрон. Тут можно для сравнения заметить, что один миллиметр равен тысяче микрон.
Николай Алдунин стал первым в мире мастером, которому через 150 лет после выхода в свет сказа Лескова « Левша» удалось подковать настоящую блоху. И не просто подковать, а еще и золотое седло со стременами на нее надеть!
За свои 53 года жизни ( умер 9 сентября 2009 года) Николай Алдунин сделал много микроминиатюр. Вот лишь небольшой перечень: караван верблюдов в игольном ушке; тульский самовар высотой чуть более одного миллиметра; портрет на рисовом зернышке; Останкинская телебашня на яблочном семечке; велосипед длиной два миллиметра…
Но было бы большой несправедливостью не сказать и о другом мастере микроминиатюр — Анатолии Коненко из Омской области. Ему тоже удалось подковать блоху. Он ее подарил Владимиру Путину, а для выставок сделал точную копию. Вообще же этот мастер считает себя художником-миниатюристом. В перечне изделий у него целый ряд настоящих сверхмалых по формату иллюстрированных книжечек, занесенных в Книгу рекордов Гинннесса. Книжечки эти с произведениями разных писателей можно не только листать, но и читать!
Ничего не скажешь — богата удивительными талантами Россия! Это хорошо видно на проводимых в разных регионах выставках, на которых экспонаты можно подробно рассмотреть только в очень сильную лупу или микроскоп.
Человек подковавший блоху (16 фото + 1 видео)
Ирина, вдова художника: «Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет. «
Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.
А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм
Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в Существующую «технологию металлов» Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что «нашел себя» в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.
Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 — 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 — 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом — она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.
Подкованная блоха
С седлом и стременами
Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой — по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы — 40 микрон, длина — 50, диаметр шляпок гвоздиков — и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).
«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. — И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.
Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса — 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, — рассказывает Николай Сергеевич. — Собрал из 257 отдельных деталей!»
Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса — заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.
Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне
Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.
Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.
Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне
1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», — сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много.
По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.
Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж — подкована блоха.