Правда что раньше фотографировали мертвых и рисовали глаза
Зачем в XIX веке фотографировали мертвецов, как живых
В январе в кинотеатрах России стартует фильм ужасов « Невеста » об одной необычной семье. Начинается все с того, что после свадьбы молодая женщина уговаривает мужа взять её с собой к его родственникам, которые живут в маленьком, почти заброшенном городке. Скоро она начинает сожалеть о своей просьбе. Семья Вани хочет провести таинственный свадебный обряд по своим традициям, и Настю начинают пугать страшные сны и непонятные предчувствия. Попытка понять что происходит, приводит девушку к странной находке — шкатулке с фотографиями мертвых людей. Мы решили немного рассказать о реальных истоках этих снимков.
Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай — фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях.
Смерть вполне себе была таким случаем: близким хотелось сохранить память о покойнике. Мало того, фотографы шли на самые разные ухищрения, чтобы казалось, будто на фотографии живой человек. Вот и появлялись на свет снимки, изображавшие якобы уснувшего человека или задумавшегося, а на деле уже мертвого. Очень много было таких фотографий с детьми, поскольку детская смертность была очень велика, а при жизни снять ребенка на дагерротип трудно — нужно слишком долго сидеть неподвижно.
Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в первой половине XX века.
Мертвым придавали непринужденные позы
imgur.com
Пририсовывали глаза, словно они на самом деле открыты
imgur.com
Укладывали так, словно ребенок прилег поспать
imgur.com
Кажется, что девушка о чем-то задумалась
imgur.com
Были и очень сложные случаи, как с этой девушкой, которую переехал поезд и целой осталась только верхняя половина
imgur.com
Покойников фотографировали с их любимыми вещами
imgur.com
или домашними любимцами
imgur.com
Для создания иллюзии были специальные приспособления, помогающие придать нужную позу
imgur.com
И иногда на таких старинных фотографиях мертвого можно отличить
imgur.com
только по недостаточно хорошо замаскированным кронштейнам imgur.com
А чаще всего человек, не подозревающий ничего, решит, что это изображение живого человека. Только поразится, почему от него трудно оторвать взгляд
imgur.com
Самый жуткий обычай прошлого: кто и зачем делал «живые» фото умерших людей
Традиция фотографирования умерших людей появилась в XIX веке и была на пике популярности почти что целое столетие. Рассказываем, как появился этот странный обычай, и чем была обусловлена его слава.
Сегодня традиция посмертной фотографии осталась далеко в прошлом, однако в девятнадцатом столетии подобные снимки были целым направлением искусства и имели большую популярность среди людей, желавших сохранить память о своих близких. Углубляемся в историю пугающего тренда Викторианской эпохи, ставшего одним из самых ярких видов искусства того времени.
Традиционно годом возникновения post-mortem photography считается 1839 — именно тогда благодаря совместным усилиям Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Дагера была создана первая работающая технология фотографии дагеротипия.
До этого момента люди использовали возможности живописи, скульптуры и других видов искусства для того, чтобы запечатлеть в памяти портреты своих близких людей, однако эти способы были весьма затратны и доступны лишь для избранного круга населения. Кроме того, для создания портрета или скульптуры требовалась много времени, что также делало этот процесс не самым удобным — большинство представителей среднего и низшего класса были лишены возможности запечатлеть память о близких.
Поэтому, когда людям открылись первые возможности фотографии, они с воодушевлением восприняли эту идею. Однако новая технология также имела несколько подводных камней, главным из которых стала длительная выдержка (от пятнадцати до тридцати минут), что сильно затрудняло процесс фотографирования — большинство снимков получалось смазанными, с закрытыми глазами и в движении (что порой выглядело весьма пугающе). Учитывая тот факт, что фотоснимок хоть и был более бюджетным способом запечатлеть человека в кадре, представители средних и низших классов все же не могли позволить себе по несколько раз переснимать неудачные фотографии.
Считается, что именно потребность сэкономить и при этом получить статичный четкий кадр подвигла людей создать новый вид фотографического искусства, который и получил название post-mortem photography — посмертная фотография. Вначале эта тенденция обрела популярность среди родителей, внезапно потерявших своих детей — в те времена детская смертность была весьма высока, а убитая горем семья хотела сохранить хоть какую-то память о погибших наследниках.
Выглядели подобные памятные снимки весьма странно — детей фотографировали в их кроватках так, будто они просто спали, а иногда в кадре присутствовали и родители малыша, держащие его на руках или позирующие рядом. Когда тренд начал набирать обороты, появились и другие идеи для подобных фотосессий — мертвых детей располагали среди игрушек, а иногда их тела прикрепляли к специальным штативам в разных позах, а на закрытых веках рисовали подобие глаз, чтобы «модели» выглядели живыми.
Пост-мортем: почему в XIX веке было модно фотографировать умерших
Культ смерти, возникший в Англии в эпоху правления королевы Виктории, наложил свой отпечаток на все сферы жизни. В моду вошел черный цвет, траурные одеяния, похоронные символы и. фотографии мертвецов. Почему?
Фотографировать мертвых – удобно
Взрослых часто фотографировали в гробу в окружении родных и близких, а покойным детям старались придать вид живых. Часто на фотографии мать держала умершее дитя на коленях, иногда в руки ребенку давали игрушку, «оживляя его», но чаще – фотографировали в гробике, украшенном кружевами и цветами. Взрослых покойников фотографировали стоя или сидя, используя специальные стойки для поддержания тела.
Иногда фотограф снимал покойного в окружении родных так, что его невозможно было отличить от них: покойника выдавал лишь цветок в руке, обращенный бутоном вниз, или темный цвет кожи на руках.
От пост-мортем – к репортажной съемке
Вели подобные репортажные съемки и английские, и французские фотографы во время Крымской войны.
Сибирский пост-мортем
Пост-мортем в СССР
Фотографии покойников и похорон распространились в России после революции, когда при большевиках возник культ погибших героев.
Вплоть до 1980-х годов на похоронах обязательно присутствовал фотограф, который запечатлевал родных и близких у гроба покойника. Были даже свои «каноны»: фотографировать следовало гроб с телом, лицо покойника крупным планом, родственников у гроба. Любопытно, что во время движения процессии снимков почти не делали – фотографировали прощание дома, вынос тела у крыльца и похороны на кладбище. Последними снимками часто бывали изображения готовой могилы со свежей пирамидкой.
Зачем это все?
Вторая цель подобных снимков – это передача информации о предках потомкам, которую теперь можно было передать не только устно и письменно, но и с помощью дагерротипов или фотографий.
Третьей целью фотографий пост-мортем этнографы называют документирование: посмертная фотография была документом, свидетельством и доказательством того, что человек жил.
Фотография похорон делались еще и с целью «запомнить, кто приехал», то есть становилась документом существования большой семьи, рода, объединенного одним, пусть и горестным, событием.
Таким образом, большинство фотографий пост-мортем становилось документальным свидетельством истории семьи.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Постмортем: как появилась мода на постановочное посмертное фото?
Фотография – отличный способ сохранить память о человеке. Пройдет много лет, он покинет этот мир, а на снимке останется живое лицо. Оно будет напоминать близким о том, каким был этот человек, как много воспоминаний с ним связано… Правда, в XIX веке подход к фотографиям был несколько иным. Одно время даже в моду вошли постановочные снимки умерших людей. И это была не единичная прихоть, а целое направление в фотоискусстве. И тому есть свои объяснения.
Появление посмертной фотографии
Первой относительно рабочей и массовой технологией создания фотографий стала дагеротипия (старый способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем пористого серебра). Она появилась в 1839 году. И если раньше создание портретов было доступной лишь богатым людям возможностью, то теперь наука обеспечила снимками даже средний класс. Портреты получались относительно недорогими и создавались быстро – не требовалось месяцами ждать, пока художник закончит свою работу. Люди сразу же оценили новые возможности, ведь с их помощью можно было сохранить на память облик умерших родственников. А с появлением новых технологий, например, коллодионного процесса, с одного негатива стало возможным печатать несколько фотографий.
Подобные фотографии напоминали о скоротечности жизни, но куда больше выступали сентиментальным памятником умершему. Дошло даже до того, что люди снимали умерших детей, в том числе новорожденных. Надо сказать, что в ту эпоху детская смертность была очень высокой. Часто портрет умершего ребенка был вообще его единственным, оставшимся в семье. В конце XIX века посмертная фотография переживала пик своей популярности. Однако уже в следующем столетии мода сошла на нет. Возможно, мировые войны и эпидемии изменили отношение людей к смерти. Она стала пугать.
Первым представителем этого жанра, как считается, стал «Автопортрет в виде утопленника». Его создал в 1840 году Ипполит Байар, один из пионеров технологии. Он снял самого себя в полуобнаженном виде в сидячем положении со склоненной на бок головой и закрытыми глазами. Снимок стал формой протеста Байара, который требовал признания своих заслуг в деле продвижения технологий фотографии.
Как менялся стиль посмертной фотографии?
В первых постмортем фотографиях (от лат. post mortem — после смерти) композиция была очень простой – лицо умершего показывали крупным планом, а иногда тело даже лежало в гробу. Но самое интересное, что и сделало сам этот жанр столь запоминающимся – фотографии умерших в непринужденных и естественных позах, словно бы он живой или же глубоко спит. Детей клали в коляски, на детские стульчики или диванчики, окружали их игрушками или куклами.
При этом популярными были групповые фото, где рядом с умершим были члены его семьи, ближайшие родственники.
Причем постановочные кадры делали не только в доме усопшего, но даже и в фотоателье. На фото ниже музейная экспозиция, отображающая процесс съемки пост-мортем фото.
Для удерживания тела в положении стоя использовались специальные приспособления. А чтобы лицо выглядело максимально жизненным, иногда художник подрисовывал открытые глаза сверху на веках. Щеки же подрумянивали, чтобы скрыть бледность.
Позже люди перестали заниматься такими изысками, а просто фотографировали своих родственников в гробу в окружении всех родных и близких, пришедших на похороны. Надо сказать, что в Восточной Европе подобные традиции все еще сохранились.
Посмертная фотография, как художественный жанр
Надо сказать, что посмертная фотография интересовала не только обывателей. В этом жанре творили многие известные фотографы. Например, Надар часто фотографировал умерших. Именно этот мастер оставил нам посмертное фото Виктора Гюго.
Посмертная фотография не только подчеркивала разницу живого и мертвого, но и обеспечила другую традицию – изображать живых в виде мертвецов. Мы уже говорили о примере Ипполита Байара. Но у такого веяния есть и вполне логичное объяснение. Ранние фотографии создавались не моментально, объект съемки вынужден был долго позировать из-за длительной выдержки. А объяснить неподвижность модели и неестественность ее позы легко можно было смертью.
Зачем в XIX веке фотографировали мертвых людей?
В XIX веке появился первый дагерротип. Именно тогда на смену неправдоподобной живописи пришла фотография. А затем у людей появились странные семейные обычаи, связанные с фотоснимками.
Среди них есть очень пугающий: люди заказывали посмертные фотографии своих родных, на которых они запечатлевали умерших родственников в живых позах.
Для человека XXI века такая традиция кажется очень страшной. Ведь мы пугаемся любого контакта с миром мертвых. Мало кто сейчас лишний раз согласится пойти на кладбище. Но раньше все было совсем по-другому!
В те времена практически никто не боялся мертвых. Их могилы размещали рядом с домом, в котором покойные прожили всю свою жизнь. Вечерами люди прогуливались по семейным кладбищам — это их успокаивало!
После смерти человека его не спешили сразу уносить из дома, с ним беседовали так же как с живым, трогали и переодевали, и это никого не пугало. Девушка на фото мертва
Фото: Источник
В XIX веке умирало достаточно много детей. Очень часто родные не успевали сделать фотографию живого ребенка. И поэтому бывали случаи, когда посмертные фотоснимки были единственной памятью о детях.
Иногда, для большей реалистичности, умерших детей фотографировали с живыми родителями, сестрами и братьями. Во время фотосессии мертвым открывали глаза. Если это было невозможно, то просто подрисовывали их на веках. Чтобы сделать более живой вид, использовали румяна и белила.
На усопших надевали самую лучшую одежду. Бывали случаи, когда мертвых детей фотографировали так, словно они просто легли поспать. На этих фото умершие дети
Фото: Источник
Обычному человеку нашего времени просматривать такие подборки снимков очень неприятно. Но для людей XIX века это была лишняя возможность вспомнить своего любимого родственника.
Существует несколько пояснений, зачем делались эти фотографии.
В первую очередь, это было модно. Многие люди просто повторяли друг за другом.
А также по фотоснимкам могла вестись семейная история. Богатые люди приглашали фотографа на все значимые события семьи: рождение детей, праздники, на свадьбу и даже при покупке дома и машины. А посмертный снимок как бы подводил итог всей жизни.
Если у людей не было возможности отобразить на фотографии каждое событие, они этого не делали. Но сфотографировать последний миг родного человека старался каждый! Потому что в те времена к семье и ко всем семейным традициям относились более серьезно.
По этой же причине люди оставляли на память локоны и кусочки одежды умерших.
Кроме того, когда у человека спрашивали про эти фотографии, он вспоминал только о лучших моментах жизни умершего, а не о муках перед смертью! Приспособление для фотографирования мертвых людей стоя
Фото: Источник
Нам, современным людям, такие традиции кажутся какими-то странными и пугающими. Но кто знает, как бы поступали мы, если бы у каждого из нас тоже не было камер и телефонов! Это сейчас у любого человека есть огромное количество фотографий, которые мы стараемся выставить напоказ всему свету. А ведь возможно, что когда-нибудь и это будет казаться очень необычным явлением.