Поучения что нельзя делать
Как правильно реагировать на постоянные поучения?
Вопрос психологам
Спрашивает: Екатерина
Категория вопроса: Работа, бизнес, карьера
Пдскажите,пожалуйста,как себя правильно вести с коллегой по работе!
Работаем мы в лаборатории на мельнице.Она на 10 лет меня старше,значит и опыту у нее побольше,но теоретические знания сильнее у меня.Негласно она считается зам.завлаборатории.Она хорошая женщина,но любит поучать и осуждать всех и каждого.Дает советы как по-работе,так и по бытовым делам(настолько часто,что это уже начинает сильно раздражать).Настолько навязчиво поучает,что кажется без нее нельзя делать лишний шаг.Иногда ее советы конечно бывают полезными,но иногда ей нужно помолчать(например:не там помыл обувь,не туда вылил отходы и т.д)В последний раз я не выдержала,накричала на нее:что много придирается и только портит настроение!Очень много думаю об зтом кофликте,не могу успокоится!Пожалуйста,что-нибудь посоветуйте!Заранее Вам благодарна!
Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Как правильно реагировать на постоянные поучения?
Ответов на сайте: 7881 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 14
Когда случаются такие конфликты, психологи пытаются увидеть, что за ними стоит.
Почему так отреагировали.
почему Вас это так задело и продолжает задевать.
К сожалению, очень мало «информации», не видел сам. не присутствовал. не почувствовал. не.
Могу только предполагать, что не очень корректно.
Попробую, извинившись заранее.
Краткие духовные наставления
Из записок духовных чад архиепископа Серафима
«Господь близко, если позовешь Его, Он сразу откликнется». Эти слова принадлежат архиепископу Серафиму (Соболеву) — замечательному иерарху Русской Православной Церкви, для которого живое богообщение было высшим смыслом и центром всей жизни. Архипастырь прославился не только силой своих молитв, но и трудами в защиту Православия. Его жизненный путь, пролегавший через десятилетия трагического ХХ века, подвижничество, богословские воззрения, примеры предстательства пред Господом составляют содержание книги, недавно вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Предлагаем вниманию наших читателей краткие духовные поучения святителя, собранные его духовными чадами.
О любви и послушании
В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека — любить и жалеть.
Владыка Серафим говорил о себе: «Ничто так меня не огорчает, как огорчительные слова, сказанные ближним, пусть даже по необходимости».
Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретешь тогда, когда отбросишь себялюбие.
Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!
Послушание есть истинная любовь. Послушание — источник жизни и блаженства, а непослушание — источник смерти и несчастья. Подлинное послушание делает послушника подобным неопалимой купине. Послушание в огне не горит, в воде не тонет и поднимает от земли к небу. А непослушание в воде тонет, в огне горит и от земли переносит в ад. Послушание есть рай, а непослушание — ад. За послушание Бог посылает пребольшую радость.
Послушание есть любовь, а непослушание — нелюбовь, попрание любви. Никогда не отказывайся от послушания.
В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости.
О смирении
Ничто не может помочь нам спастись, кроме смирения. Мы смиряемся перед своими ближними, когда не осуждаем их. Готовься к монашеству кротостью и смирением.
Три основы монашества: воздержание, смирение и послушание.
Имей смирение. Тогда научишься всему доброму. Чем ты смиреннее, тем ближе будешь к Богу. Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение.
Будь смиренна, и все остальное тебе приложится. Смирение означает всегда считать себя ничтожной.
Избегай тщеславия. Только через смирение можешь стать настоящим монахом. Если тебе в голову приходят тщеславные мысли, нужно говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс 113, 9).
Только смиренный может быть настоящим монахом.
Помни слова: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс 140, 3)! Не поучай, если тебя не спрашивают!
Смиряйся и помни слова Господа: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2).
Как обрести смирение? — Молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание — первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасешься.
Чтобы обрести смирение, молчи, когда тебя ругают, когда на тебя сердятся, и молись про себя молитвой «Богородице Дево».
Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем. Против гордости, как и против осуждения, можем бороться молчанием.
Будь смиренна. Тогда пребудешь в истине и в Христовом мире. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14, 27). Господь затем пришел на землю — дать нам Свой мир — все Свое сокровище.
Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения — кротость и смирение.
На вопрос: что такое кротость? — владыка Серафим ответил: «Когда кто-то тебя ругает, всегда обвинять себя и не сердиться. Без скорбей не можем спастись».
О следовании воле Божией
Каждый человек — кузнец своего счастья, и от самого человека зависит, спасется ли он. Без добровольных усилий своей воли человек не может войти в рай.
Всегда все делай по совести!
Старайся ни на кого не обижаться. Никогда не сердись. Никогда не настаивай. Когда что-то делают не по-твоему, говори: «Слава Богу! Слава Богу!» Нужно обуздывать себя.
Все беды и несчастья посылаются нам из-за того, что не имеем смирения. Нужно жить как повелевает Бог, а не как нам хочется. Ничего не делается без воли Божией. В нашей жизни нет ничего случайного. Молю Господа, чтобы Его воля всегда была на мне.
В скорби прочти три зачала Евангелия.
Человек, который стремится к монашеству, ни о чем не должен тревожиться, а возлагать всю свою надежду на Бога.
На мои слова, что Господь меня оставил, владыка Серафим ответил: «Эти слова у тебя от дьявола. Господь не может тебя оставить. Он милостив. Ты даже не можешь представить себе Божие милосердие. Потому и всех Божиих угодников отличало милосердие».
Если на тебя найдет уныние, читай жития святых. Старайся прочитать хотя бы несколько строк из них. Для души они словно благодатный дождь, который освежает, ободряет и радует.
Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелетные птицы.
Всегда помни слова: «Люта зима, но рай сладок».
О борьбе с грехом
Крутой и тернистый путь ведет в Царство Небесное. Каков твой путь? Борьба до крови против плотской страсти и себялюбия. Себялюбие — почва, на которой растут страсти, пустота жизни и печаль.
Ненависть ко греху есть начало духовного возрождения.
Не соизволяй бесам!
Нет ничего хуже греха дерзкого (то есть когда грешим сознательно).
Владыка Серафим говорил: «Духовная философия — трудная наука: нужно десять лет читать жития и бороться со своими страстями».
Себялюбие приносит печаль и лечится молчанием.
С себялюбием борись молчанием. Через тщеславие дьявол наиболее часто губит людей. В земных удовольствиях скрыта отрава погибели.
Подшучивать, шутить — в этом проявление тонкого тщеславия!
На вопрос: как бороться с чревоугодием? — владыка ответил: «Воздержанием».
Никогда не завидуй. Это тяжкий грех.
По улице иди с опущенными глазами.
Господь особенно ценит девство и любит монахов. Сначала очень трудно, нужно постоянно понуждать себя, но в конце исполняются слова Спасителя: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11, 30).
Бесстрастие — это победа над страстями. От него в душе наступает полный мир — Царство Божие еще на земле.
О молитве
Господь близко, если позовешь Его — сразу откликнется!
Молись как можно проще. Например: «Господи, помилуй!» А когда обращаешься к Божией Матери, говори: «Матушка, Царица Небесная!»
Молитва спасает от всех бед.
Когда на тебя находит уныние, хорошо читать прощальную беседу Спасителя с учениками (см.: Ин 13–17 гл.) или Псалтирь.
О силе псалмов владыка Серафим говорил: «Саул утешался Давидовыми псалмами, когда его охватывала сильная печаль. Святой Тихон Задонский, которому Господь послал тяжкое испытание — уныние и печаль, тоже всегда читал Псалтирь».
Если тебе трудно молиться и твое сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче.
В течение дня постоянно повторяй «Богородице Дево», и, если всегда будешь так делать, Матерь Божия будет тебя любить.
Когда молишься Пресвятой Богородице, называй Ее Девой. Это особенно ненавистно бесам.
Духовное чадо владыки Серафима поделился с ним, что ему трудно удерживать внимание на словах молитвы. Владыка сказал ему: «Именно в этом все и состоит — чтобы постоянно понуждать себя ко вниманию, постоянно возвращать свой ум в сердце, потому что только так обретается настоящая молитва».
На вопрос: как научиться сердечной молитве? — владыка Серафим сказал: «В Иисусовой молитве нужно сосредоточиваться в сердце на слове “Господи”. Как струна издает звук, когда ее тронут, так и в сердце появится любовь, умиление и слезы, когда сосредоточишься в нем на слове “Господи”».
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Самая высокая степень прелести — молиться напоказ. Поступай как юродивый Васенька, которого я как-то посетил. Он молился непрестанно, но когда слышал, что приближается кто-то из монахинь, сразу же ложился и начинал храпеть. Так нужно поступать.
О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна».
О покаянии
Если хочешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся, будь милостив к страждущим, утешай их. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5, 7).
Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня.
Если бы дьявол покаялся, Господь бы его простил. Это написано в житии преподобного Антония Великого.
Самоукорение — начало спасения, а самооправдание для человека — погибель.
На вопрос: как каяться? — владыка Серафим ответил: «Говори: “Боже, милостив буди мне грешной!”» — и потом добавил, что отец Амвросий Оптинский, когда его спросили: как молиться? — ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря».
Научить тебя покаянию зависит не только от меня, а более всего от тебя самой. Покаяние в основе своей — смирение. А ты сама должна смириться. Тогда смирение научит тебя истинному покаянию.
Владыка Серафим часто напоминал русскую поговорку: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Это означает не искать вину в других, а в себе. «Сама себя обвиняй во всем», — добавлял он.
О сердечной простоте
Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея.
О православной вере
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости.
Кто-то может сказать: «Зачем нужно хранить веру во Христа и стремиться к обретению других христианских добродетелей? Не достаточно ли иметь только любовь, чтобы удостоиться вечного спасения?» Такие вопросы возникают только у тех, кто не имеет никакого понятия о христианской духовной жизни. Можно ли взобраться на гору не проходя через ее подножье? Разумеется, нельзя. Точно так же нельзя без основы всех христианских добродетелей, то есть без искренней веры в Христа, достичь их вершины — любви.
Давайте будем помнить, возлюбленные во Христе чада мои, что без веры угодить Богу невозможно (Евр 11, 6), что без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. Поэтому давайте полагать усилия, чтобы свято и неукоснительно хранить православную веру, а вместе с ней всегда иметь и благодатную, истинную любовь к ближнему.
Книгу можно приобрести:
· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Поучения детям Владимира Мономаха: читаем по пунктам
В период расцвета Византии, усиления ее соперника — Священной Римской империи, бесчинств кочевых племен, внутриклановых междоусобиц князем на Руси был Владимир Мономах.
Подвластная ему земля имела все признаки государственности: православную религию, писаное право, централизованные налоги, единую территорию. Учитывая ее проблемы, правитель пишет «Поучение детям», ставшее памятником литературы XII века.
Краткое содержание и анализ
Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.
Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.
В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое».
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
Родовое дерево Мономаха
Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.
Генеалогия Мономаха представляет его как:
Детство и юношество
Мономах переводится как «единоборец».
Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:
Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера.
В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.
Великое княжение
В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.
В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:
Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве.
Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью.
Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.
Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:
Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи
В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно.
Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха.
Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.
В главе Русской земли соединялось два начала:
Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах.
Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов.
Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида.
Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет».
Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II.
Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.
Заповеди Мономаха своим детям
Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.
Жанр, структура, стилистика древней книги Руси
Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.
Структура труда Мономаха имеет три фазы:
Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:
История и содержание первой части послания
Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія».
Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.
Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.
Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха
Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.
Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:
Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.
Письмо Мономаха к Олегу Святославличу
Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав.
Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие.
В те времена письма князей назывались грамотами. Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу».
С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.
Значение Поучения в истории
История теряет смысл, когда пользуется сомнительными выводами. Но сложно ее исказить, имея на руках письма очевидцев. В истинности «Поучения» Мономаха не сомневаются самые заядлые скептики. А искренность изложения проявляет основные черты его личности.
В сложной борьбе росло могущество Руси. Она пережила измены, набеги, войны.
Но самым важным для правителя было:
Именно этому посвящено обращение Мономаха к потомкам, построенное на православной вере и любви к соотечественникам, к Родине.
Написать наставление в христианском духе в начале XII века — означало задать ориентиры управления землей русской. Как жанр древнерусской литературы произведение стало бессмертным.
Видео
Открытие памятника в Смоленске ознаменовало 9-ти вековой рубеж со дня заложения первого камня в основание строительства Свято-Успенского собора Владимиром Мономахом.
Сведения, отсутствующие в летописи
Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.
Поучительство
Поучительство характерно для тех, кто сам ничему не научился,
от неспособности найти то, в чем он смог бы проявить свои способности.
Мы все любим поучать других, хотя можем им передать
лишь то, что, пожалуй, и знать-то не стоит.
— Надоело! Поучают, поучают!
— Поучаем, поучаем…
— Поучайте лучше ваших паучат!
Поучительство как качество личности – склонность постоянно всех поучать, давать назидания, наставления и советы, в которых никто не нуждается.
Мать поучает дочь-подростка: — Выбор мужа — ответственное дело. К этому надо относиться с умом. Вот посмотри на папу. Он может починить всё, что угодно: и машину сам чинит, и в доме всё может починить: электричество, сантехнику… И мебель, если поломается, тоже починит. Дочка кивает головой. Всё это происходило на её глазах. Так вот. Если ты найдёшь себе такого мужа, — продолжала мать, — то у тебя никогда не будет ничего нового.
Поучительство – это бестактный призыв к тому, как «надо жить» и как «правильно жить». Это неправильный, неделикатный путь передачи знаний, предполагающий диктат, давление и насаждение. Это форма проявления гордыни. Алгоритм его всегда идет сверху вниз, свысока, с позиции «ты ничего не понимаешь и не знаешь», «слушай дядю – будешь жить!» Поучительство – это необоснованно присвоенное себе право учить «недоросшего». Словом, в поучительстве самомнение и самонадеянность находят достойную их уровню подругу.
Как известно, бывают советы, поучения, обучение и нравоучение. С двумя последними всё достаточно просто, хотя нравоучения тоже носят надоедливый, навязчивый характер. Советование как качество личности – склонность давать или просить у кого-нибудь совета, внушать или рекомендовать как поступить в том или ином случае, предостерегать от чего-нибудь, обмениваться мнениями, совещаться о чём-нибудь. В отличие от советования поучительство в характерном для него менторском тоне вызывает крайнее раздражение и неприятие. Если поучения выходят за рамки разумного времени или нарушают дистанцию между людьми, происходит резкое отторжение. Относительно взрослого допустимы отдельные короткие фразы поучительного рода лишь в сложной жизненной ситуации. Нельзя злоупотреблять поучениями в отношении детей (их длительностью, частотой, повторяемостью одного и того же), так как это снижает их эффективность и приводит к известному психологическому эффекту бумеранга (поступают наоборот в качестве бессознательного протеста против поучений). Дети нуждаются не в поучениях, а в живых примерах.
Поучительство отвергает уважительные, доверительные отношения между «учителем» и «учеником». В армии существует такой феномен как дедовщина. «Дедушка» поучает «салагу» как правильно нести службу. В этом поучительстве отсутствует всякое уважение. Одно издевательство, стремление самоутвердиться за счет другого и самооправдаться за унижения, допущенные в период, когда сам был салажонком, и приходилось пресмыкаться перед дембелями, гладя их шнурки, качая кровать дедушки, представляющего, что он уже едет в поезде домой. После чистки зубной щеткой казарменного туалета особой жизненной мудрости не почерпнешь.
Совет другого человека проходит в разум, когда между вами сложились уважительные, доверительные отношения. Слова другого человека доходят до нашего разума, если в них нет эгоизма. Стоит появиться ноткам эгоизма в голосе говорящего, как у его визави возбуждается ложное эго, начинается противостояние двух эго, разговор практически теряет смысл. Поучительство не понимает принципа общения: никто не обязан следовать вашим поучениям. Единственная роль и значение совета, поучения, наставления – бескорыстное, не эгоистичное, но обязательно смиренно-доброжелательное оглашение истины. Ваша мысль принимается уважающим вас человеком, если он транслирует волну доброжелательности и смирения. Если эти условия не соблюдаются, высказанная мысль превращается в сотрясение воздуха. Необходимо для начала обрести спокойное состояние, пожелать человеку счастья, а затем уже смиренно высказать ему то, о чем думаете.
Человеку, находящемуся под влиянием энергии благости, можно говорить добрую правду просто, без ложной гордости. Человеку, находящемуся под влиянием энергии страсти, можно говорить ту правду, которую он способен принять, и перед тем, как высказывать свои мысли о том, как нужно жить, хорошенько его похвалить. Человеку в невежестве поучения следует высказывать только, когда он сильно страдает и/или сам просит о помощи.
Поучительство, когда оно лживо и лицемерно, вызывает особую неприязнь и отторжение. Виктор Астафьев в «Зрячем посохе» пишет: «Никто почему-то не учит нас вкусу, и много поучают, нудно, привычно, по старому и совсем уж одряхлевшему рецепту: воровать нехорошо, жить надо честно, праведно, уважать старших; но сами наставники и моралисты чаще всего и воруют больше других, и жрут из отдельного корыта, начисто отметая ту мораль, коей пичкают людей с общественной трибуны. Ворюга, требующий честности от других, — это давнее, но не отжившее приобретение человечества в наши дни, бодро воспрянувший на нашей новой ниве».
Поучительство – сестра глупости. Разумный человек занимает в жизни позицию вечного ученика. Век живи – век учись. Глупец становится на платформу учителя и начинает всех поучать, как правильно жить. Разумный человек осознает, что у всех есть чему поучиться. Даже у деградантов. В Ведах говорится: «Тот, кто мнит себя великим учителем, обладающий правом учить, руководить и поучать других, на самом деле является великим глупцом».
Поучительство, проявленное в отношении к мужу, — шаг к одиночеству. Природа женщины – заботиться о муже, вдохновлять его на взятие жизненных вершин, уметь прощать, принимать его таким, каков он есть. Когда жена начинает грубо поучать мужа, он отгораживается от нее. В отношениях появляется холодок и отчуждение. Мудрецы древности говорили: «Та женщина, которая начинает поучать мужа, сразу его толкает к деградации». Мужчина подавляется мощной женской энергетикой. Если женщина говорит: «Да, ну что ты какую-то ерунду мелешь? Делай так, как я говорю», она уничтожает мужчину как личность. Жена должна уметь «растопить кусочек льда сердцем своим горячим», потихоньку, не прямолинейно вкладывая мужу в уши мысль, как нужно поступить. Иногда нужно в ласковой, нежной форме сто раз сказать об одном и том же. Что делать? Мужской разум просто так в лоб, на таран не возьмешь. Нужно поступать гибко, и тогда он, усвоив пользу от мысли жены, помчится – не остановишь.