Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями потому что
Что такое потребительское общество
Отечественное законодательство предусматривает различные формы организации хозяйственной деятельности. Они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие. Одной из форм объединений, первичной целью которых не является извлечение прибыли, является потребительский кооператив и его разновидность – потребительское общество (ПО).
Какие бывают потребительские общества? В чем нюансы функционирования таких организаций? Какими законодательными актами регулируется их деятельность? Рассмотрим особенности их бухучета и налогообложения.
Вопрос: Потребительское общество применяет УСН с объектом «доходы». Обязана ли организация при реализации объекта недвижимости члену потребительского общества устанавливать цену договора, равную кадастровой стоимости? Возникают ли налоговые риски по УСН при продаже имущества по цене значительно ниже кадастровой стоимости?
Посмотреть ответ
Что представляет собой потребительское общество
Каждый человек по одной из своих социальных функций является потребителем. Для достижения определенных целей, защиты интересов пайщиков потребители могут объединяться в некоммерческие организации. Потребительская кооперация позволяет эффективно решать множество актуальных задач.
Вопрос: Пять физических лиц учредили потребительское общество. В процессе деятельности общества остался один участник. Может ли потребительское общество продолжать свою деятельность, если остался один пайщик?
Посмотреть ответ
Закон говорит о возможности объединения пайщиков в потребительский кооператив – юрлицо, в котором пайщики (физлица или другие организации) по собственной воле объединили свои взносы для достижения общих целей (материальных и иных) – ст. 116 ГК РФ. Разновидностью такой формы хозяйственной деятельности предстает потребительское общество. Определение его будет отличаться от кооператива только территориальностью: граждане или юрлица, объединяющие свои паи, действуют на близлежащих территориях.
ВАЖНО! ПО строго отделяется от других видов потребительских кооперативов, это наименование запрещено использовать для иных специализированных форм хозяйственной деятельности.
Законодательное регулирование потребительского общества
Потребительская кооперация не так давно подверглась значительному законодательному реформированию.
Вопрос: Возможно ли в уставе потребительского общества установить, что порядок вступления в общество происходит через механизм публичной оферты, размещенной на сайте кооператива, и акцепта в виде направления заявления и уплаты вступительного и паевого взносов?
Посмотреть ответ
Ранее эта отрасль регулировалась Федеральным Законом № 3085-1-ФЗ «О потребительской кооперации» от 19 июля 1992 года, в который неоднократно вносились изменения. Последняя редакция практически полностью пересмотрела этот закон, изменив даже его название. Сегодня потребительские объединения должны функционировать сообразно с Федеральным Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 31-ФЗ в редакции от 21 марта 2002 года. Этими изменениями фактически была начата новая эпоха потребкооперации.
Остальные важные моменты относительно особенностей функционирования ПО содержатся в различных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации – ст. 48, 50, 61, 65, 116.
Цели и задачи потребительского общества
У любого объединения имеется цель – индивидуальная и общая польза для своих пайщиков. Что касается ПО, то потребители соединяют свои капиталы для более эффективного взаимодействия и удовлетворения своих потребностей в различных сферах:
Достижение этой цели возможно в рамках любой деятельности, не запрещенной законами РФ:
ВНИМАНИЕ! Разделение потребительских обществ обусловлено различными видами деятельности, которыми они занимаются.
Особенности потребительского общества
Ключевая особенность потребительского общества, которая отделяет его от других форм кооперации, – это право распределения между своими членами-пайщиками полученной прибыли. Это придает некоммерческой структуре некоторые права торговой организации. Таким образом, ПО может использовать плюсы обоих видов объединений и в значительной мере нивелировать их минусы.
Черты, характерные для ПО как вида хозяйственного объединения:
Требования к потребительскому обществу
Закон разрешает вступать в потребительское общество гражданам, достигшим 16 лет, и юрлицам. Когда общество начинает свое существование, проходя госрегистрацию, для этого необходим пакет документов:
Главным управляющим органом потребительского общества является учредительное собрание, которому подконтрольны решения нижестоящих органов. К ним относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Принятие решений на общем собрании осуществляется путем голосования, причем количество голосов пайщиков не зависят от размера его паевого взноса: один человек имеет право 1 голоса.
Имущество потребительского общества формируется за счет:
Бухучет потребительского общества
Согласно законодательству, потребительские общества должны вести бухгалтерский учет и показывать отчеты по финансам. Требования к бухучету некоммерческих обществ обычны – они изложены в ФЗ №402 «О бухгалтерском учете», Положении о бухучете и ПБУ вместе с Инструкцией по его применению.
Если ПО функционирует по УСНО, бухучет не отнимет много труда. Функции бухгалтера разрешено исполнять руководителю (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 402). В ФНС нужно предоставлять только бухгалтерский баланс и отчет о том, что средства используются по целевому назначению.
Выбор способов бухгалтерского учета оставлен на усмотрение самой организации, его следует закрепить в учетной политике.
На балансе нужно отражать:
Образцы проводок
Налогообложение потребительского общества
Потребительские общества попадают в категорию некоммерческих организаций, которые могут платить налоги по упрощенной системе, если их поступления не окажутся больше 3 млн руб. за последний отчетный год.
ПО вправе использовать и другие льготные системы налогообложения: при выборе ЕНВД общество не ограничивается по количеству присоединяемых членов.
Налоговый кодекс РФ не признает паевые взносы актом реализации (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), значит, о НДС речь не идет. Доходы и расходы требуется учитывать для целей налогообложения по отдельности: целевое финансирование и коммерческая деятельность.
Потребителям о потребительских обществах и кооперативах
В связи с тем, что в Управление Роспотребнадзора по Калужской области продолжают поступать жалобы граждан на кредитные кооперативы и потребительские общества, членами которых они являются, хотим разъяснить потребителям о данных организациях.
Так что же такое потребительское общество или кооператив?
Любое потребительское общество или кооператив являются некоммерческой организацией, созданной на основе членства путем объединения его пайщиками имущественных паевых взносов для финансовой взаимопомощи, страховании имущества и иных имущественных интересов, посреднической деятельности и не преследует основной целью своей деятельности извлечение прибыли.
Вся прибыль кооператива формируется в результате выдачи займов, и после выплаты установленных процентов по сбережениям распределяется между пайщиками пропорционально, в зависимости от размера паевого взноса.
По договору передачи личных сбережений член кооператива передаёт кредитному потребительскому кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
Договор заключается только в письменной форме и должен содержать несколько обязательных условий:
— должен содержать условия о сумме передаваемых денежных средств, о размере и порядке платы за их использование, о сроке и порядке их возврата;
— должен содержать условие о досрочном возврате денежных средств.
Напрашивается вопрос, а отношения в кредитном кооперативе подпадают под Закон РФ «О защите прав потребителей»?
Исходя из вышеизложенного, отношения по передаче таким кооперативам денежных сбережений основаны исключительно на членстве граждан в кооперативе, участии в его деятельности и не подпадают под предмет регулирования законодательства о защите прав потребителей, так как пайщики потребительского кооператива не являются потребителями в смысле, определенном Законом РФ «О защите прав потребителей».
Прежде чем вступать в тот или иной кооператив, потребителю следует проверить, внесены ли сведения об этом кооперативе в реестр. Реестр ведет Банк России, он опубликован на сайте и обновляется ежемесячно.
В случае нарушения прав члена КПК, связанных с не возвратом переданных денежных средств кооперативу, пайщик кредитного кооператива может пожаловаться по данному факту в саморегулируемую организацию, членом которой является кредитный потребительский кооператив.
Также, в случае невозврата кредитным потребительским кооперативом личных сбережений, пайщик имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании с кооператива всей причитающейся суммы денежных средств (сумма займа и начисленных на него процентов) и уплаты процентов в размере, определяемом пунктом 1 статьи 395 ГК РФ.
При этом надо знать, что споры между пайщиком (физическим лицом) и кредитным потребительским кооперативом рассматриваются судом общей юрисдикции.
Дополнительно сообщаю, кредитные потребительские кооперативы не являются банками и на них не распространяется требование об обязательном участии в системе страхования вкладов.
Риск потери денежных средств при размещении их в КПК оценивается инвестором самостоятельно.
Учитывая вышеизложенное, Управление Роспотребнадзора по Калужской области рекомендует серьезно относиться к передаче своих денежных средств кредитным потребительским кооперативам, подумать перед принятием такого решения и иметь ввиду, что данная область правоотношений, не является предметом регулирования законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |