Потекла тормозная жидкость что делать
Что делать, если тормозная жидкость вытекла, а ехать надо
Неисправность тормозной системы — лишь одна из неприятностей, которые могут застигнуть врасплох автопутешественника. И хорошо, если все произошло на малой скорости, водитель сумел сориентироваться и чудом остановился. Еще лучше, если это случилось вблизи автосервиса с магазином автозапчастей. В этом случае вызвать подмогу не составит труда. Но что делать, если тормоза пропали в глуши, где кроме сельского автобуса, проезжающего по дороге два раза в день, на четырех колесах ничего более не встретить; а в багажнике ни инструмента, ни запаса тормозухи; да и телефон, как назло, вне зоны работы сотовых сетей?
Для начала нужно заглянуть под машину для того, чтобы осмотреть область колес и места подведения тормозных шлангов к суппортам. Подтекающий тормозной шланг выдаст себя не только мокрыми наплывами в местах крепления или же непосредственно на теле трубки, но и характерной лужей под колесом. Если вы давно их не меняли, то резина, из которой они сделаны, становится жесткой, трескается и ломается. Впрочем, бывает, что один из шлангов плохо затянули, или же он сорвался. А потому нужно его либо заменить, либо закрепить хомутом.
Если под машиной порядок, стоит заглянуть под капот, и осмотреть расширительный бачок тормозной жидкости. От старости или он, или крышка, закрывающая горловину, так же могут растрескаться. В этом случае нужно обязательно заменить деталь.
Если с бачком порядок, смотрим главный тормозной цилиндр. Его уплотнители могут изнашиваться, покрываясь трещинами, через которые начинает уходить тормозуха. Причем уходить она может непосредственно в вакуумный усилитель тормозов. А наличие подтеков в вакуумнике — это к замене цилиндра.
Тормозные цилиндры, расположенные в каждом колесе, так же могут течь. Об этом говорит обилие жидкости под колесом, когда автомобиль достаточно долго стоял на месте. Чтобы определить неисправность, нужно снять каждое колесо и исследовать суппорты и тормозные диски на предмет подтеков или повреждений.
Неисправный тормозной контур и гидропривод так же могут спровоцировать течь. В первом случае педаль тормоза попросту провалится в пол. Во-втором — она так же провалится, но будет делать это постепенно. В общем, так же диагностика, и ремонт.
Но к чему все это знать, если нет ни инструмента, ни навыков ремонта, ни запчастей, ни, в конце концов, желания лезть под машину, а есть только цель — во что бы то ни стало добраться до первой попавшейся СТО?
Вытекла тормозная жидкость на дороге, что делать?
Начинающие и некоторые опытные водители, в первый раз сталкиваясь с поломками тормозных магистралей, теряются. Здесь сразу рождается в голове вопрос, если вытекла тормозная жидкость на дороге, что делать в этой ситуации и как решать проблему.
Почему текут тормоза
Существует несколько причин, почему магистраль могут потерять герметичность.
Что делать, если тормоза потекли на дороге
Если же тормозная система начала течь, первым делом следует понять, насколько сильная протечка. Когда система просто подкапывает, можно доливать в бачок жидкость и так добраться до ближайшей сервисной станции. При обильной течи тормозухи поврежденный участок магистрали нужно заглушить, чтобы хотя бы частично восстановить герметичность системы.
После этого, рекомендуется двигаться на минимальной скорости с включенной аварийкой.
Что можно использовать вместо тормозной жидкости
Некоторые водители постоянно возят с собой небольшую банку тормозной жидкости. Подобным часто «увлекаются» водители старой закалки. В то время, машины не выделялись повышенной надежностью, и поломка могла случиться в любой момент.
Если же под рукой не оказалось нужной жидкости, заменить ее можно следующими средствами.
Видео
Если вытекла тормозная жидкость на дороге, что делать, подскажет опыт бывалых водителей. Первым делом нужно попытаться устранить течь. Затем долить любую подходящую смесь в расширительный бачок и на малом ходу отправиться на ближайшее СТО. При этом, следует понимать, что подобные действия – случай из ряда вон выходящий. При первой возможности, нужно прокачать систему тормозной жидкостью и удалить из магистралей все посторонние примеси.
Подтеки тормозной жидкости: устранение и профилактика
Вопросы, рассмотренные в материале:
Тормозная система автомобиля функционирует при помощи тормозной жидкости (ТЖ). Для нее предусмотрен расширительный бачок, на корпусе которого имеются метки, по ним можно узнать, каков объем жидкости в тормозной системе. Наименьший допустимый уровень отмечен меткой min, а наибольший, соответственно, обозначается max. Тормозная система будет нормально работать, когда уровень жидкости находится между двумя этими отметками. Кто-то из водителей предпочитает доливать тормозную жидкость до максимального значения.
Если вы увидели, что ее уровень резко падает, а на колесах обнаруживаются подтеки тормозной жидкости, это сигнал к срочному принятию мер, ездить на машине с такой неисправностью становится опасно.
4 причины, почему появились подтеки тормозной жидкости
Если объем тормозной жидкости падает ниже критического уровня, как только вы нажимаете на тормоз, на приборной панели начинает светиться специальный индикатор. Но особенно рассчитывать на электронные датчики не следует, потому что их поломки не редкость. Лучше всего вручную проверять перед каждой поездкой уровень ТЖ, осмотреть авто на предмет подтеков тормозной жидкости. Эта процедура занимает всего лишь несколько секунд, поэтому стоит сделать ее привычкой.
Самой простой причиной падения уровня ТЖ является механическое повреждение бачка. Поэтому в первую очередь надо его осмотреть. Если подтекает бачок тормозной жидкости, вам не придется разбирать полмашины в поисках других неисправностей тормозной системы. Проще всего найти место и причину утечки, обратив внимание, где именно расположены подтеки тормозной жидкости.
Если после продолжительной стоянки вы обнаруживаете под машиной подтеки тормозной жидкости, скорее всего, причина в тормозных цилиндрах. При этом уровень ТЖ все время низкий. В этом случае придется снять колеса и тщательно осмотреть передние диски, суппорты на предмет подтеков. Для осмотра тормозных цилиндров на задних колесах надо будет снимать барабаны, если в вашем авто барабанная конструкция тормозов.
Проблемной деталью в задних тормозных цилиндрах являются резиновые уплотнители, если они не очень качественные, то быстро трескаются. Особенно сильно это проявляется при отрицательных температурах в холодные месяцы, когда уплотнители теряют эластичность и начинают пропускать ТЖ, и под машиной после стоянки появятся подтеки тормозной жидкости.
Если неисправность возникла в тормозном шланге, ее будет несложно выявить при визуальном осмотре. Шланги нужно прощупать руками, убедиться, что они не потеряли гибкости и не трескаются при сдавливании. Посмотрите, нет ли на шлангах подтеков тормозной жидкости, их поверхность должна быть совершенно сухой. Если шланги жесткие, с трещинами, то их следует поменять.
Тормозной шланг также может соскочить со штуцера, и по этой причине подтекает тормозная жидкость. Возможно, вы увидите потеки тормозной жидкости на подкрылке изнутри. Тогда надо будет надеть шланг на прежнее место, затянув хомутом. Может быть, шланг слишком большого диаметра, тогда его лучше поменять на меньший, он будет держаться намного крепче на штуцере.
Если обнаружены подтеки тормозной жидкости под главным тормозным цилиндром, неисправность нужно искать именно в этом узле. Чаще всего цилиндр начинает течь из-за трещин в уплотнительной резинке. Но может быть и так, что уходит тормозная жидкость, а подтеков нет. В этом случае причина может быть в том, что ТЖ уходит в «вакуумник». Для точной постановки диагноза надо будет снимать главный тормозной цилиндр. Достаньте его из «вакуумника», и если увидите, что внутри камеры усилителя скопилась тормозная жидкость, придется заменить полностью весь тормозной цилиндр.
Вы можете также обнаружить подтеки тормозной жидкости между ВУТ и ГТЦ. Наиболее вероятная причина — те же самые дефекты прокладок главного цилиндра.
Неисправность гидропривода также дает о себе знать утечкой тормозной жидкости. Этот момент проверяется следующим образом: нужно завести машину, включить нейтральную передачу и выжать тормоз. Если дело в гидроприводе, то педаль будет проваливаться постепенно. Если же педаль можно выжать почти до пола, то неисправность надо искать в тормозном контуре.
Тормозная система нуждается в постоянном тщательном обследовании на предмет выявления любых дефектов и подтеков тормозной жидкости. Особенно это важно зимой, когда все детали из резины теряют эластичность от низкой температуры. Постоянный контроль позволит вовремя выявить неисправность, а это значит, что вы обеспечите и собственную безопасность, предотвратив риск отказов тормозной системы во время движения.
Если тормозная система подвергалась ремонту, после чего была полностью заменена тормозная жидкость, надо будет всю систему прокачать. Такую услугу вам окажут в автосервисе, но можно справиться с работой и самостоятельно. Сама процедура не представляет сложности, только нужно иметь помощника и тщательно выполнить последовательность действий. В зависимости от модели автомобиля может меняться алгоритм прокачки. Если в вашей инструкции отсутствует подобная информация, работу следует начинать с заднего правого тормозного цилиндра — наиболее удаленного от главного.
Если вы где-то обнаружили подтеки тормозной жидкости или ее уровень в бачке постоянно падает, значит, в тормозной системе имеются какие-то неисправности. Ездить на таком автомобиле нельзя, это очень опасно. Периодически нужно самостоятельно проверять уровень ТЖ в бачке, даже если машина оснащена электронными датчиками. Электроника может давать сбой, поэтому особо полагаться на нее не стоит.
Как только обнаружены неисправности в тормозной системе или подтеки тормозной жидкости, надо сразу менять вышедшие из строя элементы, потому что любой дефект может стать причиной аварии на дороге.
Рекомендуем
Контроль уровня тормозной жидкости
У бывалых автомобилистов есть хорошая привычка: прежде чем выехать из гаража, они контролируют уровень технических жидкостей в системах машины— моторного масла, антифриза и тормозной жидкости. Это позволяет вовремя выявить неисправности, следовательно, безопасность в поездке повышается.
Уровень ТЖ в системе оптимально поддерживать между отметками mах и min на заливном бачке. Если вы обратили внимание, что после долива он очень быстро достигает отметки min, это означает, что где-то подтекает тормозная жидкость и требуется срочно выявить неисправность. Для начала стоит выяснить, с какой скоростью убывает жидкость. Для этого нужно полностью залить бачок и следить за процессом утечки.
Проводя визуальный контроль уровня ТЖ, нужно уделять внимание и ее внешнему виду. Делать это следует примерно раз в полгода, максимум в год, используя тестер тормозной жидкости. Частота проверок устанавливается с учетом интенсивности, с которой используется автомобиль.
При визуальном осмотре заливного бачка надо также обращать внимание не только на подтеки тормозной жидкости, но и на наличие осадка на его внутренних стенках. Если при этом обнаруживается грязь, любые посторонние примеси или водяные капли, это говорит о том, что ТЖ нуждается в замене.
Рекомендуем
Как устранить подтеки тормозной жидкости
Ликвидация потеков тормозной жидкости — дело несложное, его вполне можно осилить самостоятельно. Для этого потребуются инструменты, которые входят в обычный набор для обслуживания машины. В первую очередь нужно осмотреть шланги. При обнаружении заломов, трещин, прочих повреждений, даже незначительных, шланги следует поменять.
В легковых машинах шланги обычно взаимозаменяемые, стандартные, но бывает и так, что подходящие шланги найти непросто. Если вы обнаружили, что утечка где-то в одном месте, например подтекает тормозная жидкость на заднем колесе, придется поменять уплотнитель. На всю операцию уйдет несколько минут. Машину сначала потребуется поднять при помощи домкрата, а под ось подставить доски или деревянные бруски. После этого колесо снимается. Не забудьте при этом подклинить остальные колеса или поставить машину на ручник.
Затем надо будет удалить суппорт, предварительно заблокировав педаль тормоза в нажатом состоянии. Для этого удобно использовать небольшой кусок доски. Затем переместите поршень и можно будет снять суппорт. Если он сидит плотно и не поддается, то несколько раз нажмите педаль тормоза, это вытолкнет поршень из цилиндра. После чего снять суппорт не составит труда. Теперь можно приступать непосредственно к ремонту.
Гнездо для уплотнения нужно как следует почистить, освободив его от прилипших кусочков старого материала. Осмотрите цилиндр на предмет коррозии. Если обнаружены коррозионные участки, то всю поверхность необходимо будет зачистить наждачной бумагой с мелким зерном. Проверьте, откручивается ли вентиль на штуцере прокачки (с этим проблем быть не должно). Затем ставится новый уплотнитель. Поставьте на место пыльник, он не позволит пыли проникать в поршень.
Если периодически осматривать системы автомобиля, вовремя выявлять подтеки тормозной жидкости и устранять небольшие дефекты, это позволит содержать в порядке тормозную систему.
Рекомендуем
Как доехать до СТО, если вытекла тормозная жидкость в дороге
Если вы заметили, что тормозная педаль проваливается, это говорит об утечке тормозной жидкости. В таком случае соответствующий индикатор сигнализирует об аварийной ситуации. Если вы увидели такой красный значок на приборной панели, надо срочно принимать меры, иначе поездка может кончиться аварией.
Если в движении у вас загорелся красный значок, связанный с тормозами, следует немедленно остановиться. Загляните в бачок с ТЖ, если увидели, что упал ее уровень ниже минимума, обнаружили подтеки тормозной жидкости, ее обязательно нужно долить. Если вы не возите с собой подходящие растворы, то придется доехать до магазина. Не исключено, что в течение следующего года или дольше сигнальная лампочка вас больше не побеспокоит.
Но если через несколько дней или даже недель индикатор снова начинает сигнализировать о неисправности тормозной системы, а вы опять наблюдаете подтеки тормозной жидкости, то дело уже не ограничится только доливом. Причиной может быть износ колодок цилиндров суппортов, через эти места подтекает тормозная жидкость. Вы можете обнаружить подтеки тормозной жидкости под цилиндром сцепления, значит, это и есть проблемная система, которую надо осматривать и ремонтировать.
Если вы обнаружили, что уровень ТЖ в бачке быстро падает, а потеков тормозной жидкости не видно, значит, поломался гидроусилитель тормозов — в мембране образовался дефект, через который в объемную банку вытекает жидкость. Систему придется ремонтировать в автосервисе. Позвоните мастеру и выясните, какие потребуются запчасти. Затем надо будет сделать заказ на детали и запланировать дату ремонта.
Бывает, что при очередном осмотре обнаруживаются подтеки тормозной жидкости на заднем колесе. Что делать в этом случае?
Подтек с внутренней стороны колеса свидетельствует о том, что порвалась манжета тормозного цилиндра. Также может вылезти из цилиндра суппорт или сильно износиться колодки, и это всё также приводит к интенсивной утечке тормозной жидкости. Если бачок оказался пустым, чтобы доехать до ремонтной мастерской, в него нужно налить хоть какую-то жидкость. Это может быть водка, она предпочтительнее воды зимой, поскольку не замерзнет. Можно налить и масло, оно не закипит под давлением. В крайнем случае можно налить воду. Если нужно срочно ремонтировать машину, то тут уже не до выбора.
К примеру, вы развели мыло в воде и этот состав налили в бачок до верху, но при нажатии на педаль тормоза раствор резко начинает утекать. Несколько нажатий на педаль полностью опустошают бочок, а под машиной будут подтеки тормозной жидкости.
Как быть в этом случае? Тут выход только один — вызывайте эвакуатор. Тормозная система вашего автомобиля не работает совсем, ехать на такой машине нельзя. Подобное транспортное средство не подлежит и буксировке. Но что делать, если вы, например, в глухом лесу или на пустынном шоссе, а до эвакуатора дозвониться не получается?
В таком случае можно действовать следующим образом:
Кусочек резины сыграет роль клапана, и жидкость из бака не сможет попасть в поломанный цилиндр, подтеков тормозной жидкости на этом колесе быть не должно. Тормоза на всех остальных колесах будут работать. Таким образом вы сможете доехать до станции техобслуживания.
Еще один метод, как добраться до сервиса без помощи эвакуатора, если вытекла тормозная жидкость:
Если вы обнаружили, что тормозная система вашего автомобиля неисправна, и при этом дорога имеет значительный уклон вниз, то действовать нужно следующим образом:
Тормозная жидкость ушла из бачка: где искать течь и что долить после ремонта
Уходит тормозная жидкость: когда это считается нормальным явлением
Временное понижение уровня тормозной жижи связано с износом колодок. Если быть точным, то тормозные поршни в суппортах и цилиндрах по мере износа фрикционного материала выдвигаются, повышая объем всей системы. Поскольку тормозную жидкость никто не доливал, то уровень ее в бачке соответственно падает, при этом количество остается прежним. Итого, постоянный зазор между колодкой и диском/барабаном сохраняет остроту тормозов по мере износа колодок, а уровень обычно колеблется в пределах допустимого зазора – между отметками MIN и MAX.
Перед установкой новых колодок, поршня в суппортах принято вдавливать. Аналогичную работу необходимо проделывать и с цилиндрами барабанных тормозов. И теперь применительно к уровню тормозной жидкости мы наблюдаем совершенно обратную картину: он повышается и это абсолютно нормально. Вот и получается, что доливать жидкость в исправную систему необходимости нет, при условии, что ее уровень выше минимального.
Резко ушла «тормозуха». Вердикт – течет, а где?
Любая гидравлика с движущимися элементами включает резиновые уплотнения, и тормозная система – не исключение. Манжеты позволяют состыковывать различные детали, сопрягать движущиеся части с неподвижными, не давая жидкости шансов на утечку. Вместе с тем, манжеты – слабое звено любого агрегата. Еще слабее оно становится от некачественной тормозной жидкости, длительной стоянки и низкокачественных материалов, применяемых при его производстве.
Впрочем, встречаются и нестандартные ситуации, когда трескается тормозная магистраль или обнаруживаются дефекты в главном тормозном цилиндре. Возвращаясь к стандартным местам утечек, необходимо отметить, что смотреть стоит все места, где применяются резиновые уплотнения и схема нам в этом поможет:
Статистика показывает, что чаще всего течь наблюдается в районе крепления ГТЦ к ВУТ. Компоновка моторного отсека часто не позволяет беспрепятственно осмотреть этот узел. Однако и внешний осмотр не всегда дает результат. Коварность этого места в том, что прослабить может внутреннее уплотнение штока ГТЦ, отчего жидкость уходит внутрь ВУТ, а снаружи все сухо. На этот счет примите к сведению пару рекомендаций:
Когда же течет в районе колес, то потеки отчетливо видны с внутренней части кожуха, расположенного на ступице.
Доливка тормозной жидкости: что можно, а что нельзя
Общее автомобильное правило, доливай то, что заливал, актуально для всех технических жидкостей, и для тормозной в том числе. Если же марку залитого состава не припоминаете, да и записей о ТО с собой нет, добро пожаловать в мир стандартов Department of Transportation (Министерство транспорта США).
Согласно регламенту DOT, тормозные жидкости принято классифицировать по температуре кипения и вязкости. Требования важные – кипеть «тормозухе» никак нельзя: при чрезмерном нагреве тормозов образуются пузырьки газа. Они сжимаются и педаль проваливается, что приводит к отказу системы. С вязкостью тоже ясно: тормоза должны быть одинаково эффективны как на морозе, так и в жару.
Цифровые изъяснения в различиях между этими четырьмя продуктами дает стандарт FMVSS №116, выдержка из которого приведена в таблице. Чтобы понять, что с чем можно смешивать, необходимо уяснить различия в химическом составе.
Учитывая, что в подавляющем числе автомобилей применяются гликолевые тормозные жидкости, то иметь с собой бутылочку запечатанного DOT 4 или DOT 5.1 является хорошим тоном. Почему запечатанную? Дело в том, что уже в открытом состоянии техжидкость хватает влагу из атмосферы, отчего уже через год становится непригодной к использованию.
Если же вы поклонник ретро-техники, то имейте в виду – к минеральной жидкости нельзя добавлять гликолевую. Впрочем, и заполнять пустые тормозные магистрали старого автомобиля гликолевой жидкостью тоже воспрещено: манжеты распухнут, а из остатков «минералки» образуются сгустки.
Аварийная ситуация: как доехать к месту ремонта, не имея в наличии тормозной жидкости
Безусловно, лучшим вариантом в этих условиях считается транспортировка машины на эвакуаторе. Вдали от дома удобнее найти ближайшую АЗС, купить аналог залитой тормозной жидкости и продолжить путь своим ходом. Повторюсь, производитель не имеет значения, важна идентичность основ. Ссылаясь на крайние обстоятельства, когда тормоза уже не работают, а педаль проваливается, отделаться одной доливкой не получится – систему придется прокачивать и без этого никак.
Некогда в интернете блуждали советы использовать на доливку масло, мыльную воду и спирт. Так вот, придерживаться их категорически не рекомендуется: спирт и масло, будь то моторное, трансмиссионное или для ГУР, отчасти совместимы лишь с минеральными «тормозухами». Гликолевой подобные добавки могут только навредить. Ну, а касательно мыльной воды – да, работает и тоже во вред – начинается коррозия, да и промывать тормозную систему после нее – удовольствие не из приятных.
Как устранить утечку тормозной жидкости
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).
Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 62 651.
Если у вас загорелась лампочка тормозной жидкости, снизилась скорость срабатывания тормозов или педаль тормоза утопает в полу, то это значит, что где-то происходит утечка тормозной жидкости. Еще один симптом утечки — свежая лужа под машиной, прозрачная и не такая густая, как машинное масло, по консистенции похожа на растительное масло.
Первое, что нужно сделать, чтобы починить тормозную систему — обнаружить место утечки и ее серьезность. Обнаружив место утечки и определив, насколько она серьезна, можно переходить непосредственно к ремонту.
Некоторые автолюбители самостоятельно пересобирают тормозные суппорты и колесный или главный тормозной цилиндр. Другие вместо этого доверяют пересборку специалистам и самостоятельно устанавливают уже готовые суппорты. Если вы чувствуете в себе силы пересобрать тормозные суппорты, то вам необходимо купить в любом магазине автозапчастей ремкомплект суппорта.