посвящение в масоны ритуал первого градуса
Посвящение в масоны ритуал первого градуса
0.Ритуал посвящения в первую степень масонства.
Совершение таинства, посвящение, инициация, совокупность обрядов перехода испытуемого в первую степень масонства.
Ритуал инициации характеризуется символичностью, неутилитарностью действий, также строго установленной формой и демонстративностью.
Инициация сопровождается различными, мучительными для посвящаемого испытаниями и в конце концов, праздничным обрядом.
Суть инициации – это переход масонской традиции от не человеческого источника через посредство Мастера к посвящаемому.
Перед вступлением в Храм, мирянин вводится в комнату для размышлений, обнажает правое колено, на левой ноге туфля, обутая в сандалию, на его глаза накидывается платок. Так он стоит полчаса в комнате размышлений. Эту комнату в это время охраняют несколько братьев с мечами в руках. Они стоят как внутри, так и снаружи. Рядом с мирянином, уже кандидатом находится его рекомендатель. Оба молчат.
Все предметы в комнате для размышлений чёрного цвета: клепсидра, фонарь, кости скелета, кусок чёрствого хлеба, кувшин воды. Все они являются эмблемами смерти.
Хлеб и вода заимствованы из Ветхого Завета. Это пища мирянина перед инициацией. Хлеб чёрствый – означает старение. Вода в кувшине означает душу в теле (Пифагор и Платон).
От Посвящаемого требуют составить завещание с его обязанностями. В завещании следует указать на отношении к самому себе, миру. Завещание означает, что после посвящения или во время него мирянин умирает. Новый человек, уже масон, действует в соответствии с Завещанием, которое суть является пропуском в храм.
Одежда соискателя состоит в символическом беспорядке, о чём свидетельствует разутая нога. Этот обряд взят из Ветхого Завета, когда Господь из горящего куста призывает Моисея разуться, ибо это место святое. Беспорядок же в одежде указывает на то, что инициируемый в замешательстве, его оболочка разрушается, это символ смерти кандидата в комнате для размышлений.
Посвящаемый сдаёт все металлические предметы, которые символизируют корыстные страсти, сотрясшие мир. Теперь инициируемый беден, но он совершил благородный поступок, отдав лишнее нуждающимся.
В это время в Зале собраний Досточтимый Мастер трижды стучит по столу деревянным молотком, затем надевает шляпу. Братья при этом остаются с обнажёнными головами.
Мастер осведомляется у ассистентов, хорошо ли инициируемый подготовлен к посвящению, затем приказывает Стражам выйти из Зала собраний и привести соискателя.
Зажигаются три свечи на полу в середине табеля. Это делают братья. Свечи расположены треугольником. Всё совершается в полной тишине. Ни шороха. Досточтимый Мастер водружается на стул (трон) Мастера, на груди у него наугольник, в руках Евангелие от Иоанна на первой странице. Всё это происходит на Востоке залы.
Посвящаемый трижды стучит в дверь Храма. Троекратный стук символизирует Троицу. При освящении христианского храма священники трижды обходят его, и каждый раз стучатся в двери Храма.
Досточтимый Мастер отвечает тремя ударами молотка и вопрошает: «Кто там?» Второй Страж у дверей повторяет этот вопрос. На это следует ответ инициируемого: «Некий профан, который молит о том, чтобы разделить с вами часть благодати, излившейся на сию ложу Святого Иоанна, кою разделили с вами столь многие Ученики и Подмастерья до него».
Дверь отрывается, Первый и Второй Стражи встречают соискателя и встают у него по бокам и обводят его вокруг табеля, лежащего на полу Зала. Обход совершается трижды.
Соискателя подводят на Восток и ставят его перед Мастером. Братья выстраиваются в две шеренги по бокам инициируемого и начинают беспорядочно шуметь, стуча своими мечами.
Теперь посвящаемый просит Мастера дать ему света (у него на глазах до сих пор повязка). Мастер рассказывает инициируемому несколько правил масонской работы и просит его принести присягу на кубке возлияний.
Испытуемый должен совершить четыре путешествия: под землёй, в воде, в воздухе, в огне. Под землёй он уже был, когда стоял в комнате для размышлений. Братья представляют соискателя как человека без предрассудков, свободного и честного. Он не фанат, он добрых правил, умеет пользоваться своей свободой.
Проход через четыре субстанции означает крестный путь человечества от земли к небу.
Путешествуя вслепую по Залу в сопровождении братьев и испытуемый неоднократно сталкивается с условными препятствиями. Эти препятствия в результате этих столкновений, постепенно истончаются. Шум, лязганье железа, крики братьев создают эффект перехода.
После четвёртого круга всё стихает. Неожиданно наверху лестницы за стулом (трон) появляется Мастер. Он спрашивает:
«Действительно ли ты желаешь сделаться франкмасоном?»
«Сделан ли твой выбор по доброй воле и свободному волеизъявлению?»
Испытуемый отвечает: «Да».
Мастер приказывает: «Да узрит он свет!». В этот момент братья снимают платок с глаз инициируемого, поднимают свои мечи и направляют их острия ему в грудь. Одновременно с этим Мастер открывает посвящаемому универсальное масонское золотое правило, этическую заповедь: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе; твори для других добро, какого желал бы самому себе».
Кандидату по приказу Мастера в три ритуальных шаг подходит к алтарю, который всегда расположен на Востоке Зала. Руководитель ритуала показывает кандидату, куда и как ему расположиться.
На алтаре лежат циркуль и наугольник. Помощник Мастера громко говорит: «Ныне ты вступаешь в достопочтенное сообщество, куда более весомое и значительное, нежели ты представляешь. Оно не противостоит ни закону, ни религии, ни нравственности, в его действиях нет ничего, что противоречило бы присяге на верность монарху или государству. Об остальном тебе сообщит Досточтимый Мастер».
Дальше инициируемый преклоняет своё обнажённое правое колено перед алтарём. Теперь Мастер говорит испытуемому: «Обещаешь ли ты никогда не раскрывать ни устно, ни письменно, ни под каким-либо другим видом тайн франкмасонов, кроме тех случаев, когда говоришь о них с нашим братом в должным образом собравшейся и открытой ложе в присутствии Досточтимого Мастера?»
Кандидат отвечает: «Обещаю». Ему расстёгивают рубашку, приставляют к левой, обнажённой стороне груди острие циркуля; он сам держит его левой рукой, а его правая в это время покоится на Евангелии.
Далее Досточтимый Мастер читает ему торжественное обещание, которое кандидат повторяет за ним слово в слово.
Мастер держит над кандидатом свой пламенный меч и совершает обряд инвеституры – введения в масоны. Как только Мастер произнесёт слова «Ты мой брат», посвящение считается состоявшимся и новый масон «украсит своим присутствием сии колонны».
Новому члену братства вручают запон (фартук) без орнамента, две пары белых перчаток, сообщают знак, пожатие и проходное слово Ученика.
На этом церемония посвящения завершается.
Новоизбранный берёт из заранее приуготовленного ведра щётку и стирает изображение табеля на полу, нарисованное углём. Затем его выводят из Зала, отдаю ему весь металл, ранее отобранный. Он садится по правую руку от Досточтимого Мастера, где будет сидеть всегда.
Масон может рассказать о своей принадлежности к братству без указания имён своих братьев.
Это одно из правил братства: Следует соблюдать сдержанность в увиденных на церемонии братьев, поскольку каждый человек говорит о себе то, что он хочет, и не желает, чтобы за него говорили другие.
Проходное слово.
Новому члену братства после инициации вручают запон (фартук) без орнамента, две пары белых перчаток, сообщают знак, пожатие и проходное слово Ученика.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Три стука в дверь.
Посвящаемый в масоны первой степени трижды стучит в дверь Храма. Троекратный стук символизирует Троицу. При освящении христианского храма священники трижды обходят его, и каждый раз стучатся в двери Храма.
Досточтимый Мастер отвечает тремя ударами молотка и вопрошает: «Кто там?» Второй Страж у дверей повторяет этот вопрос. На это следует ответ инициируемого: «Некий профан, который молит о том, чтобы разделить с вами часть благодати, излившейся на сию ложу Святого Иоанна, кою разделили с вами столь многие Ученики и Подмастерья до него».
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Посвящение в масоны ритуал первого градуса
Посвящение в масоны (1)
(Ритуал первого градуса)
Итак, мирянин, взыскующий «масонского света» и решивший вступить в ложу, становится масоном посредством ритуала инициации, или посвящения в первый градус. Прежде чем ему будет позволено вступить в храм, правое колено кандидата обнажается, левая нога – с надетой туфлей – обувается в сандалию, глаза завязываются платком, и в таком виде он оставляется на полчаса наедине со своими мыслями в «комнате для размышлений», которую охраняют изнутри и снаружи несколько «братьев», вооруженных мечами. Вместе с кандидатом остается лишь «брат», рекомендовавший его в ложу, однако разговаривать им запрещено.
В комнате господствуют черный цвет и эмблемы смерти: клепсидра, фонарь, кости скелета, кусок черствого хлеба и кувшин воды. Последние два символа заимствованы из Ветхого Завета, точнее – из Третьей книги Царств, где говорится о пророке Илии, который, прежде чем убежать от гнева Иезавели в пустыню и затем к горе Хориве, «лег и заснул под можжевеловым кустом; и вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь (и пей). И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды.
Он поел, и напился, и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь (и пей); ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (19:5–8).
Таким образом, хлеб и вода в «комнате для размышлений» суть символическая пища мирянина до того, как он начнет «путь» инициации. Черствый хлеб в данном случае символизирует мотивы старения и немощи на лоне плодородной природы, а вода в сосуде суть бессмертная душа, заключенная в тело (сосуд), как этот символ трактуют пифагорейское и платоническое учения.
В комнате посвящаемого просят составить символическое завещание, в котором поименованы его обязанности. Речь прежде всего идет об обязанностях человека как личности и в отношении себя самого, и в отношении мира, ибо перед лицом посвящения непосвященный как бы умирает, а его завещание, будучи отражением сознания человека, готового к «новой жизни», является пропуском для входа в храм.
По обычаю, прежде чем войти, посвящаемый должен трижды постучать в дверь храма. Этот ритуально-символический жест в английских масонских «катехизисах» объясняется посредством следующего стиха из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (7:7). Троекратный стук в данном случае символически намекает на Святую Троицу христиан, ибо еще в XVIII веке существовал обычай: освящая новый храм, христианский священник трижды обходил вокруг него, каждый раз стуча в закрытую дверь.
Одежда соискателя (еще один термин, который применяется в масонской практике в отношении инициируемого) должна быть в беспорядке, а одна нога – разута. Эта практика опять же восходит в Библии, к Книге Исхода, где Господь, взывая к Моисею из горящего куста, приказывает ему снять обувь, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (3:5).
Беспорядок в одежде призван символизировать состояние замешательства непосвященного, который, входя в храм, как бы внутренне обескуражен, ибо не знает, что ему предстоит. Сама же одежда, которая служит человеку внешним покровом, символизирует «разложение» внешней оболочки в процессе символической смерти, которую принял кандидат в «комнате для размышлений».
Момент инициации близок.
Досточтимый Мастер, ведущий церемонию, трижды стучит по столу деревянным молотком в Зале собраний и надевает шляпу, братья же остаются с непокрытыми головами. Затем Мастер осведомляется, должным ли образом подготовлен кандидат к посвящению, и в случае положительного ответа отдает распоряжение Стражам выйти из Зала собраний и привести соискателя.
В это время «братья» зажигают три свечи, расположенные в форме треугольника на полу в середине табеля. Царит полная тишина. Досточтимый Мастер с наугольником на груди и с Книгой Священного Закона, открытой на первой странице Евангелия от Иоанна, восседает на своем стуле (троне) в восточном углу зала.
После этого посвящаемый, обращаясь к Мастеру, просит дать ему света, ибо он слеп (вспомним, что глаза его закрыты повязкой). Мастер, прежде чем одарить его светом, объясняет новичку некоторые каноны масонского ремесла, а затем приглашает принести присягу на «кубке возлияний».
В сопровождении одного из «братьев» кандидат должен совершить три последних символических путешествия – «в воде, воздухе и огне». Первое путешествие, под землей, он уже совершил, когда находился в «комнате для размышлений». Его представляют собравшимся как человека «свободного и добрых обычаев». «Добрые обычаи» значат на языке масонских символов, что это человек честный и умеренный. А «свободный» он потому, что лишен предрассудков и сковывающих разум цепей фанатизма, ибо, как говорится в масонском катехизисе, «тот, кто не может пользоваться свободой, должен быть отторгнут от наших тайн как не умеющий управлять своим поведением и не способный выполнять взятые на себя обязанности».
Прохождение через четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь, – которые являются основными элементами материи в физике Эмпедокла и Аристотеля, символизирует очищение. По представлениям Аристотеля, эти элементы составляют «подлунный» мир и в чистом виде выстроены по вертикали, начиная с элемента более тяжелого (земли) и кончая самым легким – огнем. Выше огня – эфир, который философ понимает как некую небесную субстанцию, обладающую совершенством кругового мира. Это же представление о четырех элементах, образующих материю, встречается и во многих других древних учениях, причем не только западноевропейских, но и восточных – древнекитайских и древнеиндийских.
В масонской ритуальной символике путешествия через четыре элемента призваны наглядно изобразить крестный путь человеческого духа, на котором дух сначала стал материей, а затем поднялся от земли к небу. Этот масонский путь тоже идет «по вертикали», о которой сказано выше, и подводит человека к словам Божьим «да будет Свет», то есть к воссоединению его с первичным актом Сотворения (Бытие, 1:3).
По завершении четвертого путешествия наступает тишина. В воцарившейся тишине Мастер, стоящий за своим стулом наверху лестницы, лицом к ее подножью, задает кандидату вопросы: «Действительно ли ты желаешь сделаться франкмасоном?» и «Сделан ли твой выбор по доброй воле и свободному волеизъявлению?» На эти вопросы тот отвечает: «Да». Затем Мастер командует: «Да узрит он свет!» С глаз кандидата снимается повязка, а «братья» поднимают мечи и направляют их острия ему в грудь. Мастер же в это время напоминает посвящаемому «золотое правило», или универсальную этическую заповедь, масонства: «Не делай другим того, чего не желаешь самому себе; твори для других добро, какого желал бы самому себе».
Затем кандидату приказывают тремя ритуальными шагами приблизиться к алтарю на востоке, и один из руководителей церемонии указывает, как ему встать. На алтаре лежат циркуль и наугольник. Один из помощников возглашает: «Ныне ты вступаешь в достопочтенное сообщество, куда более весомое и значительное, нежели ты представляешь. Оно не противостоит ни закону, ни религии, ни нравственности, в его действиях нет ничего, что противоречило бы присяге на верность монарху или государству. Об остальном тебе сообщит Досточтимый Мастер».
Как только оратор произносит эти слова, кандидат преклоняет перед алтарем правое, обнаженное колено. (Левая его нога, как помним, обута в сандалию или туфлю со срезанным задником, что делает ее похожей на сандалию.) Когда кандидат принимает нужное положение, Мастер обращается к нему с такими словами: «Обещаешь ли ты никогда не раскрывать ни устно, ни письменно, ни под каким-либо другим видом тайн франкмасонов, кроме тех случаев, когда говоришь о них с нашим братом в должным образом собравшейся и открытой ложе в присутствии Досточтимого Мастера?» На что кандидат отвечает: «Обещаю». Затем ему расстегивают жилет и рубашку и приставляют к левой, обнаженной стороне груди острие циркуля; он сам держит его левой рукой, а его правая в это время покоится на Евангелии.
Далее Досточтимый Мастер читает ему торжественное обещание, которое кандидат повторяет за ним слово в слово:
«Я (имя) здесь и сейчас по доброй воле и без принуждения, торжественно, чистосердечно обещаю и клянусь перед лицом Господа Всемогущего и этого достопочтенного собрания, что буду всегда прятать и скрывать и никогда не раскрою тайн и таинств масонства и масонов, которые будут доверены мне сейчас или в любое другое время в будущем, кроме тех случаев, когда я говорю о них с верным и совершенным братом после соответствующего испытания или же в достопочтенной и совершенной ложе, если меня должным образом примут ее братья.
Далее, я торжественно обещаю и клянусь, что я не запишу эти тайны, не напечатаю их, не вырежу, не выгравирую и не послужу причиной их написания, напечатания, наметки, вырезания или гравировки на дереве или камне, считая при этом за выявление даже любой видимый след или признак следа буквы, который только может появиться где бы то ни было под движущимся или неподвижным небесным сводом в результате нарушения нашего закона.
Во всем этом я торжественно обязуюсь и клянусь, сохраняя твердое намерение поступать так же и впредь, без всякого сомнения, без мысленного противоречия или попыток уклониться в сторону от исполнения своего долга, сознавая, что кара за преступление этой клятвы будет не менее страшна, чем ежели бы язык мой с корнем был вырван из уст моих, сердце мое исторгнуто из груди, чтобы быть погребенным в донном песке на расстоянии кабельтова от берега, где прилив и отлив сменяют друг друга дважды в сутки, а тело мое – сожжено и пепел его развеян по лику земному, дабы и памяти обо мне не осталось среди франкмасонов. Итак, помоги мне, Господи, и удержи меня в верности этому торжественному обещанию Ученика вольного каменщика». (Целует Библию.)
Мастер, держа над ним пламенный меч, совершает обряд инвеституры – введения в масоны. Как только Мастер произнесет слова «Ты мой брат», посвящение считается состоявшимся и новый масон «украсит своим присутствием сии колонны».
Вслед за этим новому члену братства вручают запон (фартук), две пары белых перчаток и сообщают знак, пожатие и проходное слово Ученика. Фартук (у Ученика он лишен фигур и символического орнамента, а у масонов высших степеней снабжен богатейшей символикой) символизирует труд – «первейший долг и обязанность, высочайшее утешение человека». Одна пара перчаток предназначена для него (символ чистоты), а другая – для спутницы жизни, являющейся «совершеннейшей женщиной», то есть той, которую масон любит и уважает. В этом смысле символика перчаток связана со средневековыми рыцарями, которые, как известно, украшали свой шлем перчаткой «прекрасной дамы сердца».
Кроме того, вновь посвященного обучают ритуальным шагам, которыми он должен приближаться к Мастеру по табелю, лежащему на полу ложи. Там изображены самые различные символы, такие, например, как увязанный сноп, трон, окруженный звездами, прямая линия, символизирующая отвес каменщика, а также могила Хирама, первого Великого Мастера, который умер более трех тысяч лет назад. Все эти символы и аллегории объясняются Ученику подробнейшим образом и, по возможности, самым простым и понятным языком. И наконец в заключение он получает символическое наставление в мастерстве: брат-наставник по поручению Мастера подводит Ученика к неотесанному камню, где тот и приступает к работе.
На этом церемония посвящения завершается. Новый член братства должен теперь взять из специально для этих целей принесенного ведра с водой щетку и стереть изображение табеля на полу, если оно нанесено мелом или углем. Затем его выводят из Зала собраний и возвращают ему все вещи, которые были у него изъяты перед началом посвящения. После этого ему отводится место по правую руку от Досточтимого Мастера, которое он и должен занимать впредь.
Итак, человек, посвященный в масоны, имеет теперь право занять «место у колонн». «Братья» по этому поводу выражают ему свою радость, подняв вверх мечи, острия которых прежде были направлены в грудь соискателя, и поздравляют нового «брата» троекратным похлопыванием по плечу открытой ладонью.
В заключение скажем, что масон может, если он сам того пожелает, предать гласности факт своей принадлежности к ордену, однако называть имена других «братьев» по ложе ему не разрешается, если только он не получит на это особого разрешения. Причина этого распорядка в жизни масонства весьма проста и предельно ясно объяснена в масонском уставе, где сказано: «Вы должны соблюдать сдержанность в отношении лиц, которых увидели сегодня, и имен, которые входят в общину, ибо каждый человек имеет право сказать о себе только то, что он сам желает сказать, и не желает, чтобы за него говорили другие».
Символизм ритуального пролития крови при посвящении
Символизм ритуального пролития крови при посвящении в 1-й градус Братства Вольных Каменщиков
Зодческая работа брата Р.И. в градусе Ученика
Такой слух, очевидно, породил один из элементов посвящения в первый градус – имитация пролития крови. Этому моменту я и хотел бы посвятить свою зодческую. Откуда взялся в ритуале этот элемент? Откуда его корни, и какой смысл он в себе несет? Являясь по своей основной специальности хирургом, я тем более не мог обойти данную тему стороной. Она близка мне еще и потому, что в данном фрагменте ритуала упоминается странная, на первый взгляд, фигура «Брата-Хирурга». Причем тут «хирург», и почему именно кровь является значимым элементом в нашем ритуале?
Если взглянуть на это глубже, то мы увидим, что кровь во все времена считалась наиболее священной материальной частью тела человека и других живых существ. Она имеет божественное происхождение. С ней связаны все функции в организме, поддерживающие жизнь. Она являются связующим элементом между органами и тканями. В древние времена считалось, что человеческую кровь можно проливать только в трех случаях: в ответ на пролитие крови; ради спасения жизни; ради придания особого, сакрального значения какому-нибудь событию (в этом случае можно проливать только собственную кровь). Только в этих случаях пролитие крови не является преступлением.
Кровь действительно представляет собой важный элемент практически всех религий. Особенно хорошо это прослеживается в ритуалах христианства, иудаизма, индейцев-ацтеков и майя. Во всех культурах, кроме современной западной, кровь воспринимается не как простой набор клеток, находящихся в жидкой среде (плазме), но как часть сложной системы, связанной с движением в организме различных энергий (например, Ци у китайцев), как вместилище части души и тому подобное. Это представление является общим для всех культур и народов. Такой взгляд на кровь есть осмысление многотысячелетнего опыта предков. Соответственно, различные ритуальные практики, в той или иной степени, всегда отражали данное представление.
В связи с этим предлагаю любезным Братьям вспомнить один из элементов ритуала первого градуса, после принесения кандидатом торжественной клятвы. […]
Кандидату, чьи глаза все еще завязаны, а левая рука обнажена, велят сжимать и разжимать кулак. В это время он чувствует на своем предплечье прикосновение холодного клинка, что вызывает дрожь во всем теле и ощущение того, что вены на его руке вот-вот будут перерезаны. […]
Нужно отметить, что в старину данный элемент ритуала осуществлялся несколько иначе. Например, А.П. Степанов, посвященный в масоны 1815 году, вспоминал следующее: «Я преклонил колено. Великий Мастер взял циркуль, наставил на обнаженную грудь и ударил молотком три раза. Я увидел, что из-под груди моей отнесли чащу, орошенную кровью» [7; С. 224-225].
«Блаженство высшее вкушаем.
Для верности свою мы кровь
Со кровью Братиев мешаем,
Известный дореволюционный историк русского масонства Тира Оттовна Соколовская пишет, что ритуальное пролитие крови было в XIX веке неотъемлемым элементом церемониала посвящения нового брата в масонскую ложу: « Великий Мастер приставляет к левой груди новопринимаемого циркуль и тремя ударами молотка по этому циркулю принимает его в братство» [6; С. 358]. Из воспоминаний Степанова и Симанского непонятен сам механизм осуществления данной части посвятительного ритуала. Действительно ли при принятии кандидата совершалось незначительное, но важное с символической точки зрения кровопролитие, или же оно каким-то образом имитировалось для создания одной лишь видимости? Тира Соколовская дает в связи с этим необходимое пояснение: «Часто, желая произвести впечатление, удары наносились столь сильно, что вытекала кровь в подставленную хрустальную чашу, наполовину наполненную красной влагой, представлявшей кровь ранее принятых братьев. Иногда же это искусно симулировалось: на грудь капали какую-нибудь красную жидкость, а принимаемый, находясь в приподнятом настроении, не замечал этой симуляции, о которой, однако, записано в некоторых ритуалах» [6; С. 358].
В данном случае имеет место имитация ритуального пролития крови, которое с глубокой древности практиковалось во многих древних культах для установления братских отношений между мужчинами, не состоящими в кровном родстве по рождению.
В древних ритуалах побратимства (куначества), которые до сих пор распространены на Северном Кавказе, ритуальное смешение крови призвано установить символическое «кровное родство» между побратимами. Вот наиболее распространенный церемониал кавказского побратимства: «В напиток, налитый в чашу, друзья путем надреза на пальцах капали кровь, которая смешивалась. Затем напиток выпивался обоими друзьями. Такой прием – смешение их крови – придавал им силу братских отношений» [3]. Существует и другой обычай: друзья, желающие стать «названными братьями», совершают рукопожатие ладонями, надрезанными до крови. Кровь их при этом тоже смешивается. В разных вариациях установление «кровного побратимства» осуществляется на Кавказе и в наши дни.
Как и масонская клятва, обет «кровного побратимства» накладывал серьезные моральные обязательства по отношению к своему «названному брату». Высокие нравственные идеалы такого «побратимства» отражены как в античной литературе («Токсарид, или Дружба» Лукиана), так и в целом ряде кавказских легенд более позднего времени.
В масонской инициации первого градуса сохранилась идея ритуального пролития крови, не связанного с умерщвлением жертвы. Выражается она в словах Досточтимого Мастера, обращенных к «виртуальному» Брату-Хирургу: «исполни твой долг. Однако соразмерь его с силами испытуемого. Ложа вверяет его твоим мудрости и благоразумию». Это древний общекультурный церемониал, присутствующий не только в обрядах «побратимства», но и в иных инициатических ритуалах.
Так, например, у индейцев майя существовал обряд, во время которого кровь из ритуальных надрезов на теле монарха возжигалась в жертвенном пламени, и этим устанавливалась сакральная связь правителя с народом майя, а через него – и связь народа с богами. Духовное единение христиан внутри их общины и установление ее связи с Богом тоже достигается посредством общего причастия из чаши с вином, символизирующим кровь Иисуса Христа. Вообще же, практически во всех религиях кровь символизирует силу и жизненную энергию, а потому является не только их материальным воплощением, но и мощным средством установления нерушимого единства между людьми и прочной связи людей с высшими силами. Клятва на крови самая крепкая…
Хотелось бы обратить внимание Братьев и на должность Хирурга Ложи, упоминаемую в ритуале посвящения первого градуса. В действительности этой должности, как известно, не существует. Когда Досточтимый Мастер призывает виртуального Брата-Хирурга «исполнить свой долг», холодный клинок к предплечью посвящаемого прикладывает никто иной, как Брат-Эксперт. Это призвано создать в воображении кандидата иллюзию присутствия в ложе некоего «Хирурга», которого на самом деле нет.
Из документального фильма «Тайны пирамид», созданного National Geographic, можно узнать, что на строительных площадках Древнего Египта в структуре рабочих бригад «оперативных каменщиков» того времени действительно на постоянной основе работали высококвалифицированные хирурги. Они оказывали медицинскую помощь рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, очевидно, частых и неизбежных в столь масштабном строительстве, как, например, возведение пирамиды. На это указывают обнаруженные археологами останки древнеегипетских строителей, перенесших сложные хирургические операции прямо на строительной площадке.
Есть ли какие-либо сведения о том, что такие «штатные хирурги» существовали в составе строительных гильдий средневековья, непосредственно предшествовавших масонству? Если верить Рене Генону, в средневековом оперативном масонстве «для каждой ложи в любом случае было обязательным наличие, по крайней мере, священнослужителя и врача» [1; С. 160]. Поскольку в эту эпоху врачи не имели узкой специализации, хирургические манипуляции мог осуществлять любой квалифицированный врач. Поэтому слова «врач» и «хирург» в контексте средневекового времени были синонимами. Мы не знаем доподлинно, связано ли упоминание Брата-Хирурга в ритуале масонского посвящения с воспоминанием о реальном существовании такой должности у оперативных каменщиков.
Что же означает наличие этой «виртуальной должности» в нашем посвятительном ритуале? Само слово «хирург» переводится как «рукодействие». Греческое слово «cheirurgia» происходит от слов «cheir» – «рука» и «ergon» – «работа, действие». Отметим как важное обстоятельство, что в процессе посвящения «работать рукой» (сжимать и разжимать кисть) приходится самому посвящаемому. Поэтому в итоге он сам же и оказывается тем «хирургом» («действующим рукой»), который олицетворяет смертельную опасность в ходе инициации. Действительно, нет ничего опаснее для человека, чем он сам, и наиболее серьезным испытанием при посвящении является его собственное разыгравшееся воображение.
Инсценировка ритуального пролития крови при посвящении в первый градус родственно многим религиозным традициям древности. С одной стороны, она преследует цель окончательно удостовериться в твердости намерения кандидата, а с другой – символизирует установление «кровных» братских уз посвящаемого с Вольными Каменщиками.
В это самое мгновение кандидат впервые по-настоящему ощущает «родственную» заботу о своем благополучии со стороны новообретенных Братьев, которые хором просят для него милосердия. Для кандидата данный момент является сильным эмоциональным переживанием, психологически знаменующим собой его окончательное приобщение к Братству.