Поступь нежная что значит
Стихотворение и анализ «Заметался пожар голубой…»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Краткое содержание
Августа Миклашевская. 1915 год
После своего возвращения в Россию автор обращается к любимой женщине. Есенин признаётся: ради неё он готов всё бросить, в том числе разгульный образ жизни. Он готов даже навсегда отказаться от сочинительства ради возлюбленной. Автор мечтает позабыть прошлое, начав жизнь с белого листа. Есенин с обожанием описывает свою возлюбленную: он готов любоваться ею часами. Поэт говорит, что её волосы похожи на золото осени. Карие глаза, словно омут, он тонет в них. Автор готов бежать за своей женщиной куда угодно.
История создания
Год написания произведения – 1923. Есенин посвятил его артистке со звучным именем Августа Миклашевская. Увидев прекрасную Августу, поэт тут же полюбил её. Возможно, стихотворные строки появились на свет на следующие сутки после знакомства. Девушка относилась к влюблённому мужчине равнодушно: не восхищалась ни его творчеством, ни им самим. Причина этому – сомнительная репутация гуляки и скандалиста, что «бежала» впереди автора.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет жанр элегии. Написано трёхстопным анапестом. Чёткий акцент на чувственные переживания героя относит произведение к категории «любовная лирика».
Композиция
Композиционное построение – кольцевое: присутствует совпадение двух строк первой и последней строфы. Композиционно произведение сродни исповеди: автор признаётся в своих переживаниях и чувствах, говоря о том, что никогда ранее не испытывал такого сильного любовного трепета.
Образы и символы
В произведении представлена богатая образная палитра, помогающая раскрыть чувства поэта:
Темы и настроение
В стихотворении представлено несколько тем:
Произведение написано в печальном тоне: герой растратил свою жизнь на глупости, за что теперь вынужден расплачиваться. Для возлюбленной он навсегда останется обычным хулиганом, но не более того.
Основная идея
Основная идея заключается в следующем: человек должен верить, что настоящая любовь способна окрылить и полностью изменить даже хулигана. Стремление к изменению, преображению – основной принцип человеческой жизни. В произведении поэт пишет не просто о девушке, а о чувстве, способном изменить мир.
Средства выразительности
Создавая стихотворение, затрагивающее струны читательской души, автор использовал следующие средства выразительности:
Значение слова «поступь»
1. Манера ступать при ходьбе (преимущественно о плавной, величавой и т. п. походке). Плавная поступь. □ В ее осанке, поступи и жестах выражались упрямая воля, резкий характер и резкий ум. Герцен, Былое и думы. По склону поступью чеканной Советский ходит часовой. Д. Бедный, Советский часовой.
2. перен.; чего. Высок. Движение вперед, развитие. Неслышной поступи прогресса С благоговеньем внемлю я. Добролюбов, Мое обращение. Картина «Большевик» в образе шагающего рабочего передает поступь истории. Л. Мочалов, Неповторимость таланта.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПО’СТУПЬ, и, мн. нет, ж. Манера ступать при ходьбе, шаг, походка. . Мерная поступь железных батальонов пролетариата. Ленин. Взгляните на него (на русского крестьянина): что может быть свободнее его обращения? есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин. И рост мой высокий, и гибкий мой стан, и гордая поступь — пленяли тогдашних красавцев. Некрасов. Неслышная п. Важная п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
по́ступь
1. манера ступать при ходьбе, походка (преимущ. о величавой, гордой, плавной и т. п. походке) ◆ Марфе Андревне мерещится вдали светлоокая невестка, с кроткими очами, с плавною поступью, с верной душою. Лесков, «Старые годы в селе Плодомасове», 1869 г.
2. высок. движение вперёд, ход развития чего-либо ◆ Поступь истории.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кренить (глагол), кренило:
ПОСТУПЬ
Смотреть что такое «ПОСТУПЬ» в других словарях:
поступь — См. шаг. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поступь походка, шаг; выступка, движение Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПОСТУПЬ — ПОСТУПЬ, и, жен. 1. Походка, манера ступать. Величавая, мерная п. 2. перен. Движение, ход развития (высок.). П. истории. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
поступь — • походка, поступь Стр. 0805 Стр. 0806 Стр. 0807 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Поступь — ж. 1. Манера ступать при ходьбе; походка. 2. перен. Движение вперед, развитие, ход чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
поступь — поступь, поступи, поступи, поступей, поступи, поступям, поступь, поступи, поступью, поступями, поступи, поступях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
поступь — п оступь, и … Русский орфографический словарь
поступь — (3 ж), Р., Д., Пр. по/ступи … Орфографический словарь русского языка
поступь — и; ж. 1. Манера ступать при ходьбе (преимущественно о плавной, величавой и т.п. походке). Плавная п. Величавая, гордая п. Твёрдая, спокойная п. Тяжёлая п. П. коня. 2. чего. Высок. Движение вперёд, развитие. П. истории. П. прогресса … Энциклопедический словарь
поступь — и; ж. 1) Манера ступать при ходьбе (преимущественно о плавной, величавой и т.п. походке) Плавная по/ступь. Величавая, гордая по/ступь. Твёрдая, спокойная по/ступь. Тяжёлая по/ступь. По/ступь коня. 2) … Словарь многих выражений
Значение слова «стан»
1. Место временного расположения, стоянки; лагерь (устар.). Разбойничий стан. □ Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Лермонтов, Три пальмы. Из военных станов с ливонских земель прискакали гонцы. Костылев, Иван Грозный. || (предл. в ста́не, на стану́). Место стоянки, временного жилья полевых, рыболовецких и т. п. бригад в период сезонной работы, промысла. Бригадный стан. □ Уже столько было распахано земли, что трем бригадам пришлось уехать от центральной усадьбы и встать полевыми станами далеко в степи. Солоухин, Рождение Зернограда.
3. Административно-полицейское подразделение уезда в дореволюционной России.
2. Опора, основание для каких-л. рабочих орудий, механизмов. Против ворот амбара, в крепком дубовом стане, медленно вращается вертикальное колесо, с железными крючьями в центре. М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина.
3. Машина или система машин, служащая для обработки металла давлением. Прокатный стан. Волочильный стан. □ [Макаров] все время проводил на броневом стане, где готовились к прокату стали новой марки. В. Попов, Сталь и шлак.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В современном персидском языке суффикс «-истан» (перс. ستان) применяется для образования топонимов — географических названий мест проживания племён, народов и различных этнических групп. Он входит в название многих стран и регионов, особенно в Центральной Азии и на Индийском субконтиненте, где исторически использовались персидский и родственные ему языки. Например, «Таджикистан» означает «страна таджиков».
От той же индоевропейской основы происходит слово «стан» в русском и некоторых других языках.
2. Часть одежды, сшитые полотнища, закрывающие туловище (обл.). С. рубахи.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стан I
1. туловище, корпус человека ◆ Право было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир, и если бы он, вместо того, чтоб рисоваться на коне, провёл свою молодость, согнувшись над канцелярскими бумагами. А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка», 1830 г. ◆ Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1840 г. ◆ Словно тополь шелестящий, стан твой нежный для меня,// Светит радугой блестящей, стан твой нежный для меня. Григол Орбелиани, Перевод Николая Заболоцкого, «Подражание Мухамбази», 1861 г.
стан II
1. место временного расположения в период сезонной работы, промысла; лагерь ◆ Где-то в балке в нескольких километрах от хутора был оборудован полевой стан колхоза. В. В. Овечкин, «Упрямый хутор», 1952 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он кашеварит на стану и после бригадира второе лицо («как полопаешь, так и поработаешь»). Владимир Личутин, «Любостай», 1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда меня спрашивают, в какой школе я получал художественное воспитание, я отвечаю, что начальной школой и жизни и искусства была для меня среда охотников, промысловый труд, таёжный костёр и охотничий стан. Г. М. Марков, «Строговы. Кн. 1», 1936–1948 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Оставив мальчиков на стану у палатки, мы съездили к руднику. В. А. Обручев, «В дебрях Центральной Азии», 1951 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Пока дошли до стана, расположенного на крутом берегу быстроводной Юксы, знания Артёмки приумножились во много раз. На стану передневали. Г. М. Марков, «Строговы», 1936–1948 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Снова загораются костры на стане, расположенном на берегу одного из многочисленных озёр. А. А. Есенина, «Родное и близкое», 1960–1979 г. (цитата из НКРЯ)
2. войско воюющей стороны ◆ Чтобы действовать в стане врага, легенда разведчика должна обладать безукоризненной жизненностью, естественной подлинностью каждой скрупулёзной детали. Вадим Кожевников, «Щит и меч. Книга вторая», 1968 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Кто упал ― не поднимался. Наутро многих оставляли лежать на стану. За войском шли волки, завывая сквозь вьюгу. А. Н. Толстой, «Пётр Первый», 1930 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. полит. общественное объединение, группировка противника ◆ Но слабо, слабо звучал голос разума посреди ожесточённой схватки бойцов «двух станов»: общественности и власти. Г. Иоффе, «Русский либерал. Премьер-министр Временного правительства — князь Львов», 2006 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
4. истор. в Российском государстве до 1917 г. административно-полицейское подразделение уезда ◆ Здесь избирательной единицей служил не чин, а уездная сословная корпорация, состоявшая из трёх чинов, выбора, дворян и детей боярских; только в двух областях, Новгородской и Рязанской, избирательными округами являются не целые уезды, а их части, в первой пятины, во второй восемь станов. В. О. Ключевский, «Русская история. Полный курс лекций. Лекции 41-53», 1904 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В стане Рыбалка, Ачинского уезда, неизвестные злоумышленники заперли в доме двух почтальонов и ямщика и забрали из почтовой повозки сумку с 7 099 руб. В России. Телеграммы наших корреспондентов, «Русское слово», 1910 г. (цитата из НКРЯ)
5. полицейское управление в таком подразделении ◆ На место спуска шара вскоре прибыл лужский исправник и пристав первого стана Лужского уезда. Таинственный воздушный шар, «Петербургский листок», 1913 г. (цитата из НКРЯ)
6. устар. место при входе в избу, у порога ◆ Вошли в избу, на стану молодые ударили челом в землю. А. Ф. Вельтман, «Кощей бессмертный. Былина старого времени», 1833 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
стан III
1. большая машина или система машин, служащие для изготовления крупных металлических изделий ◆ Почти все рабочие ходили на фабрике в пеньковых прядениках вместо сапог, а мастера, стоявшие у молота или у прокатных станов, ― в кожаных передниках, «защитках». Мамин-Сибиряк, «Три конца», 1890 г. ◆ С тех пор из прокатных станов завода беспрерывно вылетали огненные полосы рельсов. Ильф, Петров, «Золотой телёнок», 1931 г. (цитата из НКРЯ)
2. машина или большой станок для тканья ◆ В результате получалось волокно, которое пряли на самопряхе, а из полученных ниток на стане ткали посконное полотно. Бахыт Кенжеев, «Из Книги счастья», 2008 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ)
3. опора, основание для каких-либо рабочих орудий, механизмов
«Заметался пожар голубой»: мотив из есенинской «Любви хулигана»
Меню статьи:
Текст стихотворения
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Общая характеристика стиха
Есенинский слог – естественный и легкий. У читателей создается впечатления, что к этой поэзии причастна сама природа: шум ветра, осенние краски и дух полей. Поэт умело отражал страдания русского человека, который отчаянно жаждал свободы. Эту боль писатель запечатлевал с помощью образов природы. Есенин мастерски соединял пейзажную лирику и описания внутренних переживаний человека. Сегодня бессмертный есенинский шедевр – «Заметался пожар голубой» – сходит в программу по литературе для 9-го класса.
История написания произведения
Есенинской стих входит в известный и популярный цикл поэзий под названием «Любовь хулигана». Собрание поэтических произведений с явными элементами автобиографии появилось на свет в 1923-м году. Эти тексты русский писатель посвятил своей последней страсти – актрисе Августе Миклашевской. Анализируемое в этой статье произведений открывает есенинское собрание.
1923-й год – переломный момент в есенинской биографии. Поэт возвращается из Соединенных штатов, по которым путешествовал вместе с Айседорой Дункан. В отношениях пары разразился кризис, прежняя страсть остыла, а новых чувств так и не возникло. Сергей Александрович нуждался в новом веянии, которое бы изменило и перевернуло его жизнь.
Любовный жар: Есенин и Миклашевская
Рассказать историю создания есенинского шедевра без упоминания этой романтической истории невозможно. Текст поэзии «Заметался пожар голубой» – плод любовных переживаний автора. В биографии Сергея Александровича преследовали множественные любовные переживания. Первый союз поэта оказался неудачным. Бурный, страстный роман с танцовщицей Айседорой Дункан приказал долго жить.
Увлечение Миклашевской дало писателю надежду на счастливый выход из печальной череды неудачных романов. История завершилась грустно – для Есенина. Актриса отвергла ухаживания легендарного литератора.
Миклашевская оставила воспоминания о своем известном воздыхателе. Актриса питала симпатию к Есенину, однако подчинила чувства голосу разума. «Женщина с задумчивыми глазами» (по словам поэта Германа) пленила душу буйного поэта.
Актриса отвергла настойчивость и ухаживания литератора, однако Сергей Александрович всерьез задумался о качестве своей жизни. Любовные переживания автор изливал на листах бумаги. Отношения с Миклашевской носили преимущественно платонический оттенок.
Перелом в жизни Есенина
С самого начала произведения «Низкий дом с голубыми ставнями» Сергеем Есениным воспевается любовь к своей родине. Поэт грустит, подчеркивая, что безмятежность, легкость осталась далеко. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения
Миклашевскую ждала долгая жизнь. Актриса никогда не читала на публике посвященные ей есенинские стихи.
Сергей Александрович вел бурную и беспорядочную жизнь – это широко известный факт. Как и Александр Блок, автор строк «Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали…» любил захаживать в низкопробные кабаки и пить. Пьяница, скандалист – так называли Есенина в то время. Репутация кутилы оказалась такой же сильной, как и литературная известность поэта. Встреча с Миклашевской, по признанию писателя, привела к настоящему духовному перевороту.
Тематика поэзии
Тема есенинского шедевра лежит на поверхности. Писатель воспевает любовь к женщине. Эта любовь настолько сильна, что Есенин готов изменить себя, забыть «родимые дали» и прошлые страсти. Бывшие возлюбленные и романы автора теперь канули в Лету. Вещи, казавшиеся важными и существенными, утратили для Есенина свое значение. Лишь к Миклашевской писатель чувствует настоящую, истинную любовь. Это случилось с поэтом впервые. Отношение литератора к актрисе настолько серьезное, что Сергей Александрович готов отречься от полной скандалов жизни. Автор жаждет начать свою историю с чистого листа. Тематическое разнообразие этой поэзии соотносится с тремя ключевыми мотивами в есенинском творчестве:
Идея стихотворения
Поэт переосмысляет прошлую жизнь. За прошедшие года писатель совершил множество ошибок, пережил неудачи, падения и взлеты. Сергей Александрович уподобил себя «запущенному саду». Автор предлагает читателям своеобразную исповедь. Есенин признается в сильном пристрастии к алкогольным напиткам, мимолетных связям. Однако все легкомысленные поступки остались в прошлом. Теперь поэт осознал всю бесцельность и гибельность подобного образа жизни. Сергей Александрович мечтает посвящать себя любимой женщине, не отрывать даже взгляда от возлюбленной актрисы.
Оценка критиков
Есенинское произведение – глубоко личное. Не возникает удивления, почему стих привлек внимание критиков. Любопытные исследователи залезли в личную жизнь поэта. Высказывались предположения, что Есенин уже объяснился с актрисой, получил отказ. Такие мнения критиков связывались с есенинскими строками об «упорном сердце» женщины. Вероятная причина неудачи писателя на любовном фронте – плохая репутация, нехорошая слава.
Что думала Миклашевская о Есенине?
Критики задавались вопросами об отношении актрисы к Есенину. Существует история даже о помолвке двух талантливых людей. Друзья писателя отмечали, что Сергей Александрович выглядел счастливым.
В стихотворении “Русь советская” Сергей Есенин мастерски раскрывает свое душевное состояние. Поэт, возвращаясь в родные края, ощущает себя чужим человеком. О причине такой перемены читатель может узнать ознакомившись с описанием этого произведения
Есенин желал доказать возлюбленной свои серьезные намерения. Однако Миклашевская не верила в обещания писателя. Сергей Александрович повесил на себя ярлык хулигана. Но подчеркивал, что даже испорченный человек испытывает искреннюю любовь. Автор знает, что такое падение на дно, поэтому способен верно и преданно служить своей спасительнице.
Жанровая и композиционная специфика стиха
Произведение отличается кольцевым характером. Структура поэзии включает шесть четверостиший. Анализируемый шедевр – один из лучших, один из самых чувственных есенинских стихов на любовную тему.
По жанру произведение относится к любовной лирике. Литературоведы усматривают в характеристиках есенинского шедевра черты элегии. Автор прибегает к философским размышлениям, включает в текст автобиографические мотивы, отражает свою грусть. Поэзия отличается исповедальностью.
Художественные особенности произведения
При написании этой поэзии автор остановил свой выбор на трехстопном анапесте и перекрестной рифмовке. Женские рифмы в произведении чередуются с мужскими. Стихотворение характеризуется эмоциональностью, чувственностью, глубиной. В середине текста писатель переходит к настроению напряженности, углубляет психологизм своих строк.
Образы стихотворения
Есенинский стих отличается глубокой образностью. Автор прибегает к правдоподобным заявлениям, которые, однако, носят риторический характер. Так, поэт отмечает, что ради любимой женщины бросил бы литературу. Воспринимать подобные фразы буквально – значит допускать заведомую ошибку. Такой прием лишь подчеркивает силу любовных страданий героя.