Постмодернизм что это такое
Что такое Постмодернизм
Постмодернизм — стиль и концепция 20-го века в искусстве, архитектуре и философии; представляет собой отход от модернизма и характеризуется осознанным использованием более ранних стилей и условностей, смешением различных художественных стилей, общим недоверием к теориям и критическим ответом на предположения.
Постмодернист — это последователь постмодернизма.
Постмодернизм и постмодерн
Постмодернизм и постмодерн — это два связанных между собой понятия, но они не синонимы.
Постмодерн выражает состояние культуры, искусства и общества. Постмодернизм — это совокупность воззрений и манифестация явлений, т.е. направление в искусстве и философии.
Постмодернизм и модернизм
Постмодернизм был реакцией против модернизма. Модернизм по большей части основывался на идеализме, утопическом видении человеческой жизни и общества, на вере в прогресс.
Предполагалось, что определённые окончательные универсальные принципы или истины, такие как те, которые сформулированы религией или наукой, могут быть использованы для понимания или объяснения реальности.
Мастера-модернисты экспериментировали с формой, техникой и процессами, и не фокусировались на предметах, полагая, что так они могут найти способ лишь отразить современный мир (неизменённым).
В то время как модернизм основывался на идеализме и разуме, постмодернизм был рождён из скептицизма и подозрений разума. Постмодернизм оспаривает представление о том, что существуют универсальные несомненные факты и истины.
Постмодернизм отстаивал, что индивидуальный опыт и интерпретация нашего опыта были более конкретными, чем абстрактные принципы.
В то время как модернисты отстаивали ясность и простоту, постмодернизм охватывал сложные и часто противоречивые смысловые концепции.
Постмодернизм в искусстве
Постмодернизм отличается от других направлений в искусстве тем, что ставит под сомнение основные факты, которые были приняты в современный период.
Например, тезис о том, что весь прогресс, особенно технологический, является положительным.
Постмодернизм перевернул идею о том, что для произведения искусства было присуще лишь одно значение, или что это значение было определено художником во время создания.
Вместо этого зритель стал важным определителем значения. Некоторые художники позволили зрителю участвовать в работе. Другие художники пошли дальше, создавая работы, которые требовали вмешательства зрителя для создания и/или завершения работы.
Также ключевым элементом постмодернизма была идея разрушения различий между высоким и низким искусством, особенно присутствие в произведении некоторых элементов массовой культуры.
Например, в направлении с названием «кубизм» (художник представляет предметы исходя из целого множества точек зрения вместо одной, таким образом он изображает предмет в более широком контексте). Пабло Пикассо часто включал тексты популярных песен на своих холстах.
Идея о том, что вся визуальная культура не только равноценна, но и что её можно понимать, ей можно наслаждаться без какой-либо эстетической подготовки, подрывает представления о значимости и художественной ценности искусства. Такой же эффект имеет использование реди-мейд.
Реди-мейд — творение, которое не было создано полностью самим художником.
Постмодернизм в литературе
В литературе постмодернистское течение родилось во второй половине XX века, как реакция на II мировую войну и послевоенные события.
Писатели-постмодернисты рассказывали о бессмысленности происходящего, в то время как авторы модернизма пытались найти смысл в вечно меняющемся мире. Постмодернисты отвергают закономерности и ценят больше всего случай.
Главные черты литературы постмодернизма:
Примеры представителей постмодернизма в литературе:
Смотрите также значение Экзистенциализм.
Постмодернизм в архитектуре
Постмодернистский архитектурный стиль возник в конце 1960-х годов как реакция на модернизм.
Постмодернистская архитектура отошла от формальностей модернизма, стала включать игривую и символическую стилистику, с использованием таких методов как: разные формы, цвета и оптическая иллюзия, применение разных элементов и структурных форм (от классической архитектуры до современного дизайна).
Постмодернистская архитектура имеет тенденцию быть очень декоративной, причудливой и считается эстетическим китчем; часто сосредотачивается на форме, а не на функции.
Строения в основном имеют метафорическую природу.
Архитекторы стремились соединить элементы дизайна из нескольких стилей, ломая границы между ними. Поэтому постмодернизм часто хвалят за его эклектичный и радостный стиль.
Смотрите также значение Эклектики.
Философия постмодернизма
Главной сутью постмодернизма в философии является представление о том, что реальность не может быть познана или описана объективно. Это контрастирует с модернистским взглядом, согласно которому реальность можно понять объективно.
Философии постмодернизма присущи следующие особенности:
Смотрите также значение Искусство и Абстракция.
Эпоха Постмодерна
Постмодернизм (лат. post — «после», фр. moderne — «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.
Возникнув как художественное явление в 1914 году в США (сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а позже в дизайне, видеоклипах), постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. Его теоретическое осмысление несколько запоздало, однако с фундаментированием постмодернизма на философии французских постфрейдистов и деконструктивистов справедливость была восстановлена.
Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.
Содержание
История возникновения
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «Постмодернизм» не приживается.
В 1947 году А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Американский теолог X.Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».
Характерные особенности
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала XX века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.
Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы. Согласно классификации Ихаба Хасана отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
закрытая замкнутая форма | открытая разомкнутая антиформа |
цель | игра |
замысел | случай |
иерархия | анархия |
мастерство/логос | исчерпывание/молчание |
предмет искусства/законченное произведение | процесс/перфоманс/хеппенинг |
дистанция | участие |
творчество/тотальность/синтез | деконструкция/антисинтез |
присутствие | отсутствие |
центрирование | рассеивание |
жанр/границы | текст/интертекст |
семантика | риторика |
парадигма | синтагма |
метафора | метонимия |
селекция | комбинация |
корни/глубина | ризома/поверхность |
интерпретация/толкование | противоинтерпретация/неверное толкование |
означаемое | означающее |
чтение | письмо |
повествование/большая история | антиповествование/малая история |
основной код | идиолект |
симптом | желание |
тип | мутант |
фаллоцентризм | полиморфность/андрогинизм |
паранойя | шизофрения |
истоки/причины | различие/следствие |
Бог-Отец | Святой дух |
метафизика | ирония |
определенность | неопределенность |
трансцендентное | имманентное |
Постмодернизм в философии
Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…» [1]
Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Постмодернизм в кинематографе
Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет ньюйоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.
Из последних самых ярких произведений постмодернизма в кинематографе можно смело назвать фильм Сергея Соловьева 2-Асса-2 (2009).
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
Несомненно, не все из перечисленных выше русских авторов считают себя постмодернистами, а, следовательно, несмотря на мнения постмодернистских литературоведов, заинтересованных в пополнении постмодернистской команды как можно большим числом известных литераторов, не являются ими.
Постмодернизм в изобразительном искусстве
В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т. д. Другие известные имена: Миммо Паладино, Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида.
Постмодернизм: бездна новых смыслов под маской иронии и эпатажа
Постмодернизм — это широкое направление в искусстве, отражающее поиски современными художниками новых смыслов. Эти поиски — ответ на кризис классической культуры. Считается, что в XX веке произошла так называемая «смерть супероснований»: Бога, человека и автора. Иными словами, пошатнулся религиозный фундамент, возник кризис гуманистических идей, а творцы перешли от создания нового к переосмыслению старого. Постмодернизм в искусстве является частью глобального тренда, охватившего мировую культуру и философию.
Постмодернизм — это не единый стиль, а комплекс направлений, объединяемых общим мировоззренческим базисом. Многие из них даже вступают в конфронтацию друг с другом.
Особенности постмодернизма
Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы. Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.
Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:
История постмодернизма и его стили
Постмодернистское течение оформилось в 1960-1970-х годах, но предпосылки его появления связаны с кризисом мировоззрения, возникшим гораздо раньше. Среди них:
Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно, и классические методы искусства не подходят для его описания.
Какие же художественные стили можно отнести к постмодернистским? На этот у искусствоведов нет единства мнений: например, некоторые стили одновременно относят и к авангарду, и к постмодерну. Но всё-таки можно выделить следующий список стилей постмодернизма:
Известные художники-постмодернисты
Поскольку мы — современники постмодернисткого искусства, трудно выделить знаковые имена эпохи: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать». Лишь по прошествии времени можно будет сказать, какие художники оставили выразительный след в истории живописи, а чья известность была всего лишь данью моде. Но, поскольку постмодернизм развивается более полувека, можно назвать некоторые имена, уже вписанные в историю.
К таковым относятся, к примеру:
Постмодернизм — один из самых распространённых сейчас творческих методов. Сотни современных художников-постмодернистов из разных стран выставляют свои работы на сайте VeryImportantLot. Эти картины можно приобрести, связавшись напрямую с автором. А произведения мастеров-постмодернистов, работавших десятилетия назад, можно найти на онлайн-аукционах. Они пользуются большим спросом у ценителей современного искусства и инвесторов, вкладывающих средства в перспективные имена.