Постановление без фотофиксации что делать
Как оспорить штраф без видеофиксации
Сегодня в России нарушения ПДД могут быть зафиксированы двумя основными способами: непосредственно инспектором ГИБДД или в автоматическом режиме специальными приборами. Причем по статистике около 90% нарушений выявляются и фиксируются именно с помощью камер. Система отправки автолюбителям «писем счастья» уже хорошо отработана. Однако иногда и она может дать сбой.
Московские автолюбители сообщают о том, что им стали приходить постановления ГИБДД без фотографий. В извещениях о нарушении ПДД, полученных через информационные порталы, указано, что фотографии нарушения в ГИБДД отсутствуют. Проблема возникла в отношении таких нарушений, как превышение скорости, нарушение разметки и проезд на красный свет.
Такие неполные постановления впервые начали приходить водителям в мае 2021 года, в июне их поток увеличился. Проверить данные на сайте Госавтоинспекции также не получалось. ГИБДД признало, что причиной отсутствия фотографий в постановлениях и на интернет-сайте явился технический сбой, обещало устранить неполадки и предложило попробовать ознакомиться с материалами позднее или обжаловать штраф.
%%type:widget, id:camera_fine, name:quiz%%
На основании видео- и фотосьемки ГИБДД имеет право налагать наказание только за такие правонарушения, как превышение скоростного режима, несоблюдение правил остановки или стоянки, выезд на встречную полосу, пересечение стоп-линии.
Поскольку фиксация правонарушения происходит без участия сотрудника правоохранительных органов и, принимая во внимание, что Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает для нарушений, зафиксированных автоматическими средствами, исключение из принципа презумпции невиновности, законодательство предусматривает некоторые особенности наложения штрафов при видео и фотофиксации, в частности:
Согласно КоАП лицу, решение о наложении штрафа в отношении которого вынесено на основании автоматической фиксации, в обязательном порядке направляется как само постановление о наложении штрафа, так и материалы фото- или видеофиксации.
Однако само по себе отсутствие фотографии в конверте с постановлением не является безусловным основанием для отмены штрафа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, безусловно имеет право ознакомиться со всеми материалами административного дела, в том числе с материалами фото- и видеофиксации. На настоящий момент существует несколько альтернативных способов проверить, имеются ли эти материалы в распоряжении правоохранительных органов:
Если ни на одном из указанных ресурсов фотоматериалов не оказалось, можно смело обжаловать постановление. Наши юристы подготовили для вас инструкцию, воспользовавшись которой вы сможете быстро и правильно подготовить документы для обжалования постановления о наложении штрафа за нарушение, зафиксированное камерами.
Обращаем внимание, что, если в процессе поиска фотографий, подтверждающих совершение вами нарушения ПДД, на указанных сайтах вы не обнаружили не только фото и видеоматериалов, но и самого постановления, не исключено, что на самом деле никакого штрафа не было и это уловка мошенников. В таком случае мы настоятельно рекомендуем обратиться в полицию за выяснением обстоятельств этого инцидента.
Многие читатели отмечают, что обжалование постановление занимает определенное время, в результате чего автолюбитель пропускает срок льготной оплаты штрафы и в конечном итоге, если суд признает, что он все-таки виноват, оказывается вынужден оплачивать штраф в полной сумме.
Поэтому мы рекомендуем, если вы не на 100% уверены в своей правоте, оплатить штраф. Ведь потом, если вам удастся добиться отмены постановления о наложении наказания, вы сможет вернуть ваши деньги. Подробнее о том, как это можно сделать, читайте в нашем блоге Как вернуть деньги за отмененный штраф за нарушение ПДД.
Желаем удачи и будьте осторожны на дорогах!
Лихач за кадром
Суть же проблемы заключается в том, что именно для собственников машин сделано исключение из нерушимого правила презумпции невиновности. То есть в случае вынесения ему штрафа он сам должен доказать, что ничего не нарушал. Практика наказания водителей развивается довольно странным образом, и некоторые инспекторы ГАИ, а также судьи считают, что бремя доказания невиновности при нарушении правил лежит на самом водителе. Однако Верховный суд по-другому посмотрел на эту ситуацию.
Предположим, на фотографии видно, что водитель движется с неправильной стороны от двойной сплошной. Он точно нарушает правила. Или на фотографии видно, как водитель разворачивается через сплошную. Это случаи бесспорные. А вот как быть в ситуациях, когда на фотографиях не видно ничего, кроме самого автомобиля?
Такое произошло и с Денисом Асташиным, который получил «письмо счастья» от Центра автоматизированной фотовидеофиксации ГИБДД Самарской области. На снимке машина едет по прямой. А в постановлении указано, что он совершил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За что на него наложен штраф в тысячу рублей.
Так как пояснений в письме, что же именно нарушил Асташин, не было, он решил обжаловать это постановление.
Но суд первой инстанции посчитал, что водитель допустил поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом сослался на письменный отзыв инспектора центра.
Инспектор указал, что «на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги».
Также суд указал на обязанность по доказыванию невиновности собственника машины. А он таких доказательств не представил. С судом первой инстанции согласилась и апелляционная. Однако не согласился Верховный суд.
Он отметил, что из представленных в деле фотографий усматривается лишь то, что автомобиль якобы нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию.
Вмененный водителю поворот налево или разворот в неположенном месте или с нарушением правил на снимках не запечатлен.
Кроме того, в постановлении не указано, какое именно нарушение совершил Асташин: требования чего конкретно он нарушил? Какие знаки или какая разметка запрещала ему совершить данный маневр в этом месте дороги? Есть только ссылка на отзыв инспектора ЦАФАП. Также на снимках нет знаков, на которые ссылается автоинспектор.
При этом суд первой инстанции, а также апелляционный не запрашивали дислокацию дорожных знаков и разметки на данном участке дороги.
Кроме того, он не допросил инспектора. А отзыв этого инспектора был приобщен к делу в виде незаверенной должным образом копии. То есть такой документ не может служить доказательством и вообще не мог быть приобщен к делу.
Что же касается исключения из презумпции невиновности, то разбирательство по делу не отменяет необходимость суда выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Одной статьей об исключении необходимости доказывания, кто был за рулем, Кодекс об административных правонарушениях не исчерпывается. Например, есть требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 Кодекса о непосредственности исследования доказательств. Так вот они при рассмотрении дела в нижних инстанциях соблюдены не были. А есть еще другие статьи КоАП, направленные на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях. И на это не раз указывал в своих определениях Конституционный суд.
Такое распределение обязанностей по доказыванию факта нарушения правил, как указал Верховный суд, не освобождает ни уполномоченные органы, то есть ГИБДД, ни суды от сбора и предоставления необходимых доказательств нарушения правил.
Верховный суд также напомнил, что любые сомнения в виновности того или иного лица толкуются в пользу обвиняемого.
Но всех этих установленных законом требований не исполнил ни суд первой инстанции, ни апелляционный.
А поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов по этому делу, а также само постановление о штрафе. А производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств.
Верховный суд еще раз пояснил, что для решения о нарушении только фотографии еще недостаточно. Необходимо исследовать и другие доказательства. А раз их нет, то трактовать все сомнения следует в пользу обвиняемых. При обжаловании «писем счастья» суды обязаны исследовать все обстоятельства дела.
Понятно, что из-за штрафа в 500 рублей не каждый водитель пойдет жаловаться. Но даже малое количество жалоб должно быть серьезным сигналом местным властям и ГИБДД о том, что у них что-то неправильно работает.
Фотофиксация дорожного правонарушения и презумпция виновности водителя не отменяют обязанности суда исследовать все обстоятельства дела
Ibraman3012 / Depositphotos.com |
При рассмотрении жалоб на «письма счастья» о неправильном развороте суд не может ограничиваться лишь фотоматериалами ГИБДД и должен исследовать другие доказательства, в том числе дислокацию дорожных знаков и разметку участка дороги, на котором было совершено административное правонарушение, а также допросить должностное лицо Центра автоматической фиксации административных правонарушений (далее – ЦАФАП), вынесшее постановление по делу (постановление ВС РФ от 3 мая 2018 г. № 46-АД18-5).
На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу автолюбителя, который так и не понял – за что же его оштрафовали.
Постановление о привлечении к ответственности лишь скупо указывало, что собственник автомашины привлекается по ч. 2 ст. 12.16 КоАП. Без уточнения – допустил ли он поворот налево или разворот, а также, – какое именно требование он нарушил – разметки или дорожного знака. Фото было не менее лаконичным – на нем не был запечатлен момент поворота или разворота.
Задетый за живое автолюбитель попытался обжаловать постановление в суде. Суд первой инстанции, поразмыслив над скудными данными, пришел к выводу, что водитель все-таки допустил поворот налево не из крайней левой полосы, в нарушение требований, предписанных именно дорожным знаком 5.15.1 «Направление движения по полосам». Выводы эти, откровенно говоря, были позаимствованы из письменного отзыва инспектора ЦАФАП – автора оспариваемого постановления. Инспектор заверял суд, что «на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги».
К тому же, отметил суд, обязанность по доказыванию невиновности в данном случае лежит исключительно на собственнике транспортного средства. А он каких-либо объективных доказательств, подтверждающих факт соблюдения им п. 1.3 Правил дорожного движения, не представил. К аналогичным выводам пришла и следующая инстанция.
Однако ВС РФ раскритиковал выводы коллег из районного и областного судов:
Изложенное выше – указал ВС РФ – не позволяет признать выводы должностного лица и судебных инстанций, а также принятые ими акты обоснованными.
Итог – все ранее вынесенные постановления и решение отменены, а дело против автолюбителя прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств.
Штрафы ГИБДД стали приходить без фотографий: что с ними делать
Автомобилисты рассказали о постановлениях ГИБДД, которые стали приходить без фотографий. Речь идет о штрафах, выписанных с помощью автоматической фиксации в Москве. В извещениях о наказаниях, полученных через информационные порталы, указано, что фотографии нарушения в ГИБДД отсутствуют. Такие неполные постановления впервые начали приходить водителям в мае, а потом еще больше — в июне. Проверить данные на сайте Госавтоинспекции у автомобилистов также не получается.
«Каким образом зафиксировано правонарушение и на основании чего вынесено постановление?» — возмутился один из получивших такое «письмо счастья» автомобилист.
«Мне пришел штраф 5000 за «красный» повторный якобы. А фотографии нет. Как обжаловать?» — задал вопрос один из участников сообщества «Синие ведерки».
«Я съездила в ГИБДД на Садовой Самотечной улице, — рассказала автомобилистка Наталья Соколова. — Написала заявление о отмене постановления, так как нет фотофиксации. Много людей приходят туда с этим же вопросом, и все пишут заявления. Сотрудники ГИБДД знают об этом и очень спокойно реагируют».
Что говорят в ГИБДД по поводу сбоев
В УГИБДД ГУ МВД России по Москве подтвердили проблемы с оформлением постановлений. Как говорится в официальном ответе ведомства на жалобу нескольких автомобилистов, который есть в распоряжении Autonews.ru, все дело в техническом сбое.
«Причиной отсутствия фотоматериалов на официальном сайте Госавтоинспекции является технический сбой, — говорится в ответе ведомства на обращение автомобилистов. — В настоящее время принимаются все возможные меры к скорейшему устранению указанной неполадки».
В УГИБДД ГУ МВД России по Москве предложили ознакомиться с информацией позже, либо подать в соответствии с требованиями ч.1 ст. 30.3 КоАП жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
Там также добавили, что для получения заказных писем в электронной форме необходимо зарегистрироваться в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и дать свое согласие на получение писем в электронной форме в личном кабинете на Едином портале госуслуг, либо на сайте электронных заказных писем.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов подтвердил обращения автомобилистов с такими жалобами. По его словам, проблема наблюдается только в Москве.
«Это локальная проблема, например, в Московской области, в России в целом я о таких штрафах не слышал, — рассказал Шкуматов Autonews.ru. — Проблема не массовая, но случаев много. Причем водители не могут не только увидеть фотографии нарушения. Не получается даже найти и скачать само постановление, чтобы направить на него жалобу в суд. А в таком случае обжаловать наказание не получится».
Шкуматов уточнил, что парковочные штрафы приходят без проблем. А вот в случае с такими нарушениями, как превышение скорости, нарушение разметки или проезд на красный, водители либо вообще не получают «письма счастья», либо они приходят с довольно общими фотографиями, на которых не виден или не очевиден факт нарушения.
«Я заметил тенденцию, что за последние месяцы водители вообще стали реже получать постановления, а потом прорвало — штрафы стали сыпаться за апрель, май, июнь, — рассказал Шкуматов. — И водители уже вообще не помнят, когда и где они проезжали в эти дни, у них не сохранилось записей с регистраторов и утеряна возможность доказать, что, например, не нарушали».
Можно ли оспорить постановление ГИБДД без фотографии
Юрист Михаил Никитин также считает, что штрафы без фотографий можно отменить. «Если постановление не содержит фотоматериалов считаю его подлежащим отмене, а производство по делу — прекращению ввиду недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено вышеуказанное постановление», — заявил Никитин Autonews.ru.
Всем, кто решит оспорить штрафы, Никитин посоветовал написать обращение на сайт Госавтоинспекции с соответствующим требованием. «Также стоит отправить заказным письмом заявление о направлении копии постановления по делу об административном правонарушении, которое должно было быть отправлено в течение трех дней с даты вынесения постановления, — советует Никитин. — А вместе с ним — жалобу на постановление по формальным основаниям. Например, что из открытых источников стало известно о вынесении в отношении водителя постановления по факту якобы допущенного нарушения ПДД и совершенного правонарушения».
В соответствии с КоАП, постановление по делу о нарушении, вынесенное на основании автоматической фиксации должно содержать в себе изображение этого самого нарушения (ст.28.6, ч.7 ст.29.10 КоАП РФ), напомнил ведущий специалист ГК «Европейская юридическая служба» Орест Мацала. Следовательно, по словам юриста, штрафы, которые приходят по почте в виде постановлений, должны содержать и фотографию правонарушения.
«Сами фотографии можно запросить в отделе ГИБДД, где выносилось постановление, в том числе в электронной форме через портал Госуслуг (ст.25.1 КоАП РФ). Нарушитель имеет полное право знакомится со всеми материалами, относящимися к данному нарушению, в том числе с фото- и видеофиксацией», —сказал юрист.
При этом он уверен, что сам факт отсутствия фотографии в постановлении не будет являться автоматическим основанием для отмены постановления. Водителю необходимо подать жалобу на такое постановление.
«Ссылаться нужно на следующее: исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.7 ст.29.10 КоАП РФ «Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе», — привел пример обращения юрист.
В свою очередь Шкуматов напомнил, что в КоАП установлен 15-дневный срок оформления штрафа с момента получения ЦАФАПом данных о нарушениях водителя. Это, по его мнению, слишком долго. «Водители за это время теряют все доказательства своей невиновности. Нужно этот срок сокращать. Например, установить срок три дня дня с момента правонарушения. Тогда у водителей будет шанс сохранить доказательства своей невиновности».
Штрафы с камер можно будет обжаловать онлайн: как изменится жизнь водителей с 1 сентября 2021 года
Содержание
В России приняли важные поправки в Кодекс об административных правонарушениях. С 1 сентября 2021 года автомобилисты смогут оспаривать штрафы через сайт «Госуслуги». На портале появится новый функционал, через который можно будет подавать жалобы и получать ответы на них. Что даст нововведение и как оно скажется на жизни водителей, давайте разбираться.
Как можно обжаловать штраф ГИБДД сейчас
Сейчас обжаловать штраф можно через ГИБДД или суд (если вас оштрафовали по его решению или вас не устроил ответ ГИБДД и вы восстанавливаете справедливость через инстанцию высшего уровня).
По закону, на оспаривание дается 10 дней с момента получения постановления. Чтобы обжаловать даже маленький штраф, водителям приходится:
И на этой бюрократии все не заканчивается.
Документы подаются лично или отправляются по почте заказным письмом. В обоих случаях надо ждать ответа, и не факт, что решение будет положительным. И не факт, что вообще придет ответ. Инспектора не всегда рассматривают заявления, все происходит по желанию сотрудников.
Поэтому водителям проще оплатить штраф, чем заморачиваться с оспариванием. Особенно если сумма небольшая или постановление пришло из другого региона.
Жалобы направляют в то ведомство, которое вынесло постановление. В Москве, помимо ГИБДД, штрафы с камер выписывает Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) и государственное учреждение «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).
Что изменится в обжаловании штрафов с 1 сентября
В 2020 году россияне пытались обжаловать постановление о штрафе 145,5 млн раз. Это на 20% больше, чем в предыдущем году. И это только жалобы на постановления, выписанные на основе данных с дорожных камер и передвижных комплексов фотовидеофиксации.
В этом году количество недовольных, по прогнозам экспертов, вырастет в разы. В городах начали демонтировать знаки, предупреждающие о камерах. По новым правилам ПДД, средства фотовидеофиксации теперь должны находиться только на въездах в населенный пункт. Поэтому автомобилисты не будут знать, где их могут «сфотографировать».
Чтобы справиться с потоком обращений, власти решили упростить жизнь водителям. В конце 2020 года они утвердили закон, который введет дистанционное обжалование штрафа ГИБДД и штрафа за парковку через соответствующий функционал сайта госуслуг.
Новая опция заработает в полном объеме, как только изменения в КоАП вступят в силу. Пока сервис находится в тестовом режиме.
Обжаловать штраф через «Госуслуги» можно будет с 1 сентября, и ждать ответа месяцами не придется. На электронную жалобу ГИБДД обязаны будут ответить в течение трех дней.
Какие штрафы ГИБДД можно будет обжаловать онлайн
Как и сейчас, через Госулуги можно будет обжаловать постановление о штрафе за любое нарушение, попавшее на фото- или видеокамеру, например:
Если нарушение выпишут на дороге, при остановке инспектором ГИБДД, обжаловать штраф через «Госуслуги» будет нельзя.
Как можно будет обжаловать штраф ГИБДД
Разработчики обещают, что сервис будет простым и быстрым. Все стадии рассмотрения обращения можно будет отслеживать онлайн, никуда ходить за документами лично не придется. Составить жалобу сможет любой водитель: на сайт загрузят шаблоны, в которые только нужно будет вбить свои данные.
Обжалование штрафа ГИБДД на портале Госуслуг будет происходить следующим образом:
Для обжалования штрафов онлайн потребуется электронная подпись (электронный аналог подписи от руки), которая заверяет цифровое обращение. Ее можно будет получить в Многофункциональном центре (МФЦ).
Какие преимущества даст нововведение водителям
Ответ придет обязательно. Ответственные лица не смогут не рассмотреть заявление и не вынести решение.
Водители смогут отслеживать, на какой стадии находится рассмотрение заявления. Сейчас они отправляют жалобы и даже не знают, дошли они до получателя или нет.
С другой стороны, электронный обмен упростит работу ГИБДД. Инспектора тоже сэкономят время и расходы на отправку писем.
Но пока эксперты сомневаются, что сервис сразу будет работать корректно. Возможно, на обкатку уйдет время, и на первом этапе водители будут сталкиваться с еще большими трудностями.
Игорь Георгелаш, частный юрист, г. Новосибирск:
— Водителям будет легче, только если «Госуслуги» начнут корректно работать. На данный момент, к сожалению, это не всегда так. Сайт зависает, не проходит регистрация и т. д. Но если все будет происходить, как обещают разработчики, то это, как минимум, экономия времени. Не придется стоять в очереди. Автомобилисты не будут сталкиваться с такими ситуациями, что нужный им инспектор именно в этот день находится на выходном, больничном или еще где-то, как это часто бывает сегодня. Думаю, что водители «нового поколения» охотно будут пользоваться новым сервисом, а водители «старой формации» продолжат платить. Многие просто не хотят или ленятся бороться за свои права. Причем это касается не только водителей в возрасте, но и молодых.
Обжаловать получится не во всех судах. Если у судебного органа нет технической возможности принять жалобу (например, нет доступа в интернет), направить заявление будет нельзя.
Автор: Анастасия Горохова
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Как вы думаете, как заработает новый сервис и действительно ли он упростит взаимодействие водителей с учреждениями, выписывающими штрафы с камер? Поделитесь своим мнением в комментариях.