полочный индекс в библиотеке

полочный индекс

3.28 полочный индекс: Классификационный индекс, указывающий место хранения документа при систематической расстановке фонда.

3.5.3 полочный индекс (shelf number): Классификационный индекс, предназначенный для указания места хранения документа в фонде.

Классификационный индекс, указывающий место хранения документа при систематической расстановке фонда

Смотреть что такое «полочный индекс» в других словарях:

ГОСТ 7.90-2007: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования — Терминология ГОСТ 7.90 2007: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования оригинал документа: 3.1.7 алфавитно предметный указатель… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 7.59-90: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации — Терминология ГОСТ 7.59 90: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации оригинал документа: Адекватная предметная рубрика Предметная рубрика,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 7.59-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации — Терминология ГОСТ 7.59 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации оригинал документа: 3.2 адекватная предметная рубрика: По ГОСТ 7.74.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обработка — 7. Обработка* Математический и (или) логический анализ результатов измерения Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Полочный индекс в библиотеке

полочный индекс в библиотеке. Смотреть фото полочный индекс в библиотеке. Смотреть картинку полочный индекс в библиотеке. Картинка про полочный индекс в библиотеке. Фото полочный индекс в библиотеке

КАТАЛОГИЗАЦИЯ

Что такое АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
и как им пользоваться?

Как вести поиск в
СИСТЕМАТИЧЕСКОМ КАТАЛОГЕ?

Список использованной литературы:

1. ГОСТ 7. 1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 135 с.
2. Сергеева, Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение [Текст] : конспект лекций / Ю. С. Сергеева. – М.: Приор-издат, 2006. – 176 с. – (Конспект лекций. В помощь студенту).
3. Составление библиографического описания. Краткие правила [Текст] / Междувед. каталогизац. комисс. при ГБЛ – 2-е изд., доп. – М.: Кн. палата, 1991. – 224 с.
4. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – 528 с. – (Библиотека ).
5. Стандарты по библиотечному делу: Сборник [Текст] / сост. Т. В. Захарчук, Л. И. Петрова, Т. А. Завадовская, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2000. – 512 с. – (Библиотека ).

Школа обучения основам библиотечной профессии: Занятие 6: Каталогизация [Текст] / МУК МЦБ; МБО; сост. М. А. Явруян; отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2010 г.

Источник

Начинающему школьному библиотекарю (стр. 4 )

полочный индекс в библиотеке. Смотреть фото полочный индекс в библиотеке. Смотреть картинку полочный индекс в библиотеке. Картинка про полочный индекс в библиотеке. Фото полочный индекс в библиотекеИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

полочный индекс в библиотеке. Смотреть фото полочный индекс в библиотеке. Смотреть картинку полочный индекс в библиотеке. Картинка про полочный индекс в библиотеке. Фото полочный индекс в библиотеке

возвращена не позже

Контрольный листок сроков возврата наклеивают на форзац в левый угол (при наличии иллюстраций – на оборотной стороне форзаца каждого экземпляра книги), а при его отсутствии – на внутреннюю сторону обложки.

Шифр (полочный индекс и авторский знак) проставляют:

1. На ярлыке, который наклеивают на каждый экземпляр книги в левом верхнем углу переплета (обложки). (Для этого хорошо подходят цветные самоклеющиеся ценники разных цветов);

2. На толстой книге на корешке на расстоянии 2 см от его нижнего края;

3. На светлом переплете (обложке) шифр можно писать, не наклеивая ярлыка;

4. На обороте титульного листа в верхнем левом углу (в основном его ставят в вер-хнем правом углу титульного листа).

Научная обработка документов заключается в классификации, предметизации, каталогизации, и определении точного «адреса» каждого документа в фонде библиотеки.(см. главу 5 «Аналитико-синтетическая обработка документов»).

В библиотеке ОУ два фонда: основной и учебный. Они по разному учитываются и хранятся отдельно друг от друга.

Учет библиотечного фонда это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.

Целями учета являются получение сведений и данных:

¨ о количестве и стоимости ежегодно поступающих и выбывающих документов;

¨ об общей численности фонда;

¨ о составе фонда по содержанию.

Процесс учета библиотечного фонда включает в себя:

¨ техническую обработку документов;

¨ регистрацию поступления документов;

¨ регистрацию выбытия документов;

¨ подведение итогов движения фонда;

¨ учет документов временного хранения.

Учету подлежат все документы и материалы, включаемые и исключаемыеиз фонда библиотеки!

К учету библиотечного фонда сформулированы основные требования. Он должен обеспечить, во-первых, полноту сведений о фонде: не допускается какой-либо пропуск при регистрации поступавших документов, способный исказить характеристики; во-вторых, соответствие единиц и форм учета поступлений, выбытия, выдачи документов читателям для сопоставления фонда и его использования. Система учета библиотечного фонда регламентируется «Инструкцией об учете библиотечного фонда» приложение к приказу Министерства Культуры РФ от 2 декабря 1998г. и Методическими рекомендациями по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках ОУ Приложение от 01.01.01г. № 000.

Документы, в которых ведется учет библиотечных фондов, яв­ляются финансовыми документами строгой отчетности, они должны хра­ниться в закрывающихся шкафах, дос-туп к которым ограничен.

Виды и формы учета библиотечных фондов

В библиотеке ОУ обязательны три вида учета фондов:

3. Безинвентарный (учет учебников).

Единицы учета библиотечных фондов

Основные единицы учета поступлений и выбытия в библиотеч­ном фонде:

¨ название — каждое новое или повторное издание, другой документ, отличающиеся от остальных заглавием, выходными данными или други­ми элементами оформления;

¨ экземпляр— каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него.

Дополнительные единицы учета фонда:

Не подлежат учету и не включаются в фонд библиоте­ки материалы служебного назначения (программные продукты, явля­ющиеся рабочим инструментом библиотечных работников ипрограм­мистов, и материалы, приобретаемые для оформления библиотеки, других подсобных работ, не связанных с комплектованием библиотеч­ного фонда).

3.1. Суммарный учет основного фонда

Суммарный учет регистрация в учетной форме всех видов документов с целью получения точных сведений о величине, составе фонда библиотеки и о происходящих в нем изменениях (поступлении, перемещении и выбытии). Суммарный учет ведётся в Книге суммарного учета (КСУ). В библиотеке ОУ на каждый фонд заводится отдельная книга суммарного учета: КСУ на учебный фонд и КСУ на основной фонд.

Балансовая стоимость фонда без количественных показателей ведется бух-галтерией. При данном виде учета в стоимость фонда не включаются:

¨ брошюры и другие издания объемом менее 48 страниц;

¨ документы не принятые на баланс;

¨ документы временного хранения.

Суммарному и индивидуальному учету подлежат документы (на любых носителях), имеющие долговременный характер использования и приобретенные библиотекой путем комплектования, получения в дар, взамен утраченных читателями или по подписке.

КСУ основного фонда состоит из трех частей:

1. Поступление в фонд;

2. Выбытие из фонда;

3. Итоги движения фонда.

В первую часть записываются все партии документов, поступившие в библиотеку с сопроводительными документами. Во вторую часть записываются выбывающие из фонда по актам. Каждая запись о поступлении и выбытии делается на одной строке под очередным порядковым номером. Этот номер проставляется и на сопроводительном документе. Нумерация записей о поступлении в библиотечный фонд ежегодно начинается с №1.

Нумерация записей о выбытии из фонда начинается с №1 и продолжается из года в год в возрастающем порядке вне зависимости от причин выбытия.

В конце каждой страницы первой и второй части КСУ в строке «К переносу» подводятся итоги, которые переносятся на следующую страницу в строку «Перенос».

Показатели 1-й и 2-й частей КСУ в конце года суммируются и переносятся в 3-ю часть, где подводятся итоги на 1 января очередного года.

Книга суммарного учета основного библиотечного фонда библиотеки ОУ

Источник

Систематизация и предметизация документов в библиотеке общеобразовательного учреждения

полочный индекс в библиотеке. Смотреть фото полочный индекс в библиотеке. Смотреть картинку полочный индекс в библиотеке. Картинка про полочный индекс в библиотеке. Фото полочный индекс в библиотеке

Систематизация и предметизация

в библиотеке общеобразовательного
учреждения

Систематизация документа – это определение классификационного индекса произведения печати или другого документа (слайды, диапозитивы, видео, диски, CD-ROM и т. д.)

Гост 7.59-90 Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации

С введением в библиотеках ОУ электронного каталога к вопросу систематизации предъявляются особые требования.

Определяется более точный адрес документа, максимальное количество ключевых слов, выделение предметных рубрик.

Все это делается для оперативного и многоаспектного удовлетворения информационного запроса пользователя.

Объектом систематизации может быть отдельное произведение печати (издание) или другой документ, его составная часть (статья, глава и т. д.). Неопубликованные материалы (рефераты, доклады и т. д.), аудиовизуальные документы, электронные издания.

Задача систематизации— с необходимой полнотой представить содержание документа в виде классификационных индексов, предметных рубрик, набора ключевых слов в целях создания и использования электронного и систематических каталогов, организации ресурсных фондов.

На основе принятого классификационного решения по рабочим таблицам, используя алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу, разыскиваются соответствующие деления, определяется полный индекс. А на его основе полочный (шифр книги) и каталожный индексы.

Полный индекс показывает, в каком отделе (или отделах) систематического (электронного) каталога эта книга отражена. Он включает индексы всех подразделений каталога, в которых должна быть отражена книга. Все эти индексы соединяются знаком + (плюс), причем на первом месте указывается индекс отдела, в котором находится документ на полке, а потом остальные. По полному индексу можно найти все карточки на данный документ в систематическом каталоге, что необходимо, при исключении карточек из каталога в случае списания документа.

Полнота библиографического описания документов на основной и дополнительной карточках одинакова, различаются они только индексами.

Шифр документа проставляется на титульном листе, на обложке, на книжном формуляре и в левом верхнем углу всех каталожных карточек, для всех каталогов.

В левом нижнем углу каждой карточки (основной и дополнительных) указывается каталожный индекс. Согласно которого данная карточка включается в соответствующий отдел каталога.

В отличие от полочного индекса, который остается неизменным на всех карточках на данный документ, каталожный индекс на дополнительных карточках будет разным.

Каталожный индекс совпадает с полным индексом, если произведение печати отражается в одном отделе систематического каталога.

74.200.58 Кудрявцева, Е.

К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.

Добавочная карточка №1

74.200.58 Кудрявцева, Е.

К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил.

Добавочная карточка №2

74.200.58 Кудрявцева, Е. К88 Конкурсы будущих призывников/ Е. Кудрявцева, Е. Глазнева − М.: Школа Пресс, 2004− 45 с., ил

При компьютерной обработке изданий на карточке проставляется полный и полочный индексы, каталожные индексы проставляются дополнительно.

Специфической особенностью детских и школьных библиотек является принцип дифференцированного обслуживания различных возрастных групп читателей.

Поэтому весь фонд библиотеки ОУ делится на несколько частей или фондов.

1. литература для возрастной группы 7 лет;

2. литература для возрастной группы 8-9 лет;

3. литература для возрастной группы 10-15 лет;

4. литература для возрастной группы 15-17 лет;

5. литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей

6. Фонд аудио (видео) изданий, фонд электронных изданий.

(Вопросы организации фонда основного книгохранилища, дублетных фондов здесь не затрагиваются)

Организация и систематизация каждого из этих фондов имеет свою специфику, определяющуюся характером литературы и возрастными особенностями детей, поэтому на книжных полках каждый фонд расставляется отдельно.

Чтобы облегчить библиотекарю использование нескольких фондов во время работы, а также расстановку книг, каждый фонд получает условное обозначение.

1.Литература для возрастной группы 7лет не систематизируются и расставляются на полках в общем алфавите; выделяются отдельные темы: «О родине», «В мире животных», «Учимся читать и писать» и т. д. Книги этого фонда получают условное обозначение «Д», которое проставляется над авторским знаком:

Азбука в стихах и картинках

2.Литература для возрастной группы 8-9 лет систематизируется и расставляется на полках по сокращенному варианту таблиц с упрощенными формулировками. Для выделения этой группы литературы перед шифром ставится обозначение «Мл»:

Иван Билибин: Рассказ о художнике

3.Литература для возрастной группы 10-15лет составляет основную часть фонда библиотеки ОУ, она систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам ББК, с указанием возраста «Ст».

4.Литература для возрастной группы 15-17лет собирается только в библиотеках ОУ, систематизируется и расставляется на полках по основным таблицам без указания возрастной группы

5. Литература для педагогов, руководителей детским чтением, родителей систематизируется по таблицам ББК, приложение №3 «Структура систематического каталога научно-методической и педагогической литературы для учителей в школьных библиотеках»

6.Фонд аудио(видео) изданий, фонд электронных изданий систематизируются и расставляются на полках по необходимым для них разделам основных таблиц ББК, совместно для всех возрастных групп.

Общая методика систематизации

1.Определяющим моментом при систематизации является содержание книги.

Признаки, не связанные непосредственно с содержанием, выступают, как правило, в качестве вторичных. Например, «Теория вероятностей для астрономов и физиков» должна быть отражена в отделе математики под индексом «22.17 Теория вероятностей. Математическая статистика», а не в отделе астрономии; «Театральная энциклопедия»− под индексом 85.33, а не 92.

Принцип научной объективности требует раскрытия документа с наибольшей полнотой его содержания

2.Повторное отражение документов в каталогах (электронный, систематический) применяется для многостороннего раскрытия содержания документа, где рассматриваются два или несколько вопросов, предметов. В этом случае при определении основного индекса учитывается, чему в книге уделено больше внимания. Если нет оснований отдать предпочтение тому или иному вопросу, то документу присваивается индекс предмета, отраженного первым в классификационном ряду, и дополнительный индекс, соответствующий второму предмету.

3. Систематизация документов по аспекту рассмотрения предмета, о соотношениях и взаимосвязях предмета:

а) Документ о предмете, который, относится, к какой либо области знания или отрасли практической деятельности, но рассматривается в аспекте другой области знания или практической деятельности, относится к той науке, с точки зрения, которой рассматривается предмет. Например, «Психолого-педагогические основы обучения математики» получит индекс 74.262.21 Методика преподавания математики, дополнительный индекс 88 Психология.

б). Документ об использовании положений, законов и методов, какой – либо науки или отрасли практической деятельности в других науках или отраслях практики относятся к областям применения. Так, например, документы по акустике собираются в соответствующем подразделении раздела « 22.3 Физика», но литература по музыкальной акустике относится к музыке «85.31», по электроакустике – к радиоэлектронике «32.97»

в) Документы общего характера о практическом применении данной науки во многих или нескольких отраслях собираются в общей части раздела соответствующей науки. Так, к разделу «26.1 Геодезические науки. Картография » относятся литература общего характера о прикладной геодезии в целом. Но документы о геодезических работах при мелиорации, в строительстве и т. д. относятся к соответствующим подразделениям классификации «40 Естественные и технические основы сельского хозяйства», «38 Строительство»

г) Науки, являющиеся переходными, промежуточными, отнесены к тем отраслям, из потребности которых они возникли. Так, астрофизика относится к «22.6 Астрономия», биофизика к биологии «28».

4. Документы, в которых рассматриваются три или более предмета или предмет освещается в трех и более аспектах, относятся к обобщающемуся делению. Например, в документе рассматриваются одновременно вопросы садоводства, огородничества, полеводства, относятся к обобщающемуся делению «42 Специальное (частное) растениеводство»

Документы, освещающие вопросы не получившие основного места в таблицах ББК и рассматриваемые многосторонне, в разрезе ряда дисциплин, относятся, как правило, к отделам, в которых представлены теоретические науки, или к отделам, где данные вопросы освещаются с точки зрения их использования.

Например, в документе полезные ископаемые характеризуются с позиций различных отраслей знания и практической деятельности, систематизируются в разделе естественных наук 26.34,а не в разделе прикладных наук 33, где представлены вопросы их добычи, переработки и использования.

Документы, в которых изложение специальной научной дисциплины сочетается с изложением более общей дисциплины, относится к специальной частной дисциплине.

Так книга «Ботаника с основами общей биологии» должна быть отражена в разделе ботаники 28.5.

Многотомные издания систематизируются по общему содержанию, а отдельные тома, имеющие характерные заглавия, на которые составлены дополнительные карточки, повторно отражаются в соответствии с их содержанием.

Например, Современное естествознание: Энциклопедия в 10 т. – ББК.20 Естественные науки в целом.

Т.1 Физическая химия – индекс 20+ 24.5 Физическая химия. Химическая физика

Т.2 Математика. Механика. – индекс 20+ 22.1 Математика + 22.2 Механика.

5. Документы, освещающие историю науки (отрасли, предмета) в целом или нескольких отраслей наук собираются под индексом 72.3 История науки

6.Документы по истории отдельных отраслей науки или практической деятельности относятся к соответствующим разделам классификации

7.Документы о жизни и деятельности ученых, писателях, художников, государственных и общественных деятелях и т. д. относятся относиться к соответствующим отраслевым отделам классификации.

8. Документы по краеведению (Красноярский край) систематизируются в соответствующих делениях классификации, согласно содержанию документа, с применением типового деления. (253.8 Восточная Сибирь), или перед индексом классификации ставить буку «К»

Создавая электронный каталог, библиотека ОУ должна ставить перед собой следующие задачи:

· Обмен библиографическими базами данных с другими библиотеками;

· Создание собственных информационных продуктов и использование продуктов, заимствованных в компьютерных сетях.

Первый этап работы над электронным каталогом создание записей, хранения и поиска библиографических данных.

Для поиска данных в электронном каталоге одного индекса ББК недостаточно. Здесь важную роль играют предметные, географические, хронологические рубрики и ключевые слова.

Под предметизацией понимают интеллектуальный анализ содержательных и формальных признаков документа с целью его свертывания и отражения в поисковой системе.

Объектом предметизации является отдельный документ, его составная часть или совокупность документов.

Процесс предметизации состоит из нескольких операций:

· Отбор документов, библиографические записи которых будут включены в предметную рубрику.

· Анализ содержания и формы документа с целью определения предмета.

· Выбор смысловых компонентов (терминов) формулировка из них рубрик.

· Стандартизация формулировки рубрик с помощью словарей предметных рубрик (или других пособий, например, тезаурусов).

· Редактирование рубрик, т. е. проверка их соответствия правилам предметизации и нормативным документам.

· Ввод рубрик в базу данных.

Качество предметизации зависит от точности отражения содержания документов с помощью языка предметных рубрик (ЯПР).

Язык предметных рубрик это искусственный информационно-поисковый язык, созданный на основе естественного языка, отвечающий требованиям однозначности. Структурной единицей ЯПР являются предметные рубрики (простые и сложные), предназначенные для описания содержательных и формальных признаков документов

При создании предметных рубрик необходимо выполнить ряд приемов:

1. В формулировке предметной рубрики употребляются все части речи, кроме глаголов, местоимений и наречий. Так предметной рубрикой может служить имя существительное, например Аттестация, Андрогогика.

2. Применение сочетаний имен существительных и прилагательных: Базисный учебный план.

4. Применение ведущего слова заголовка или подзаголовков. Продуманный выбор ведущего слова позволяет собрать в одном месте ЭК комплекс тематически близких рубрик. Для того, чтобы тематически близкие рубрики находились рядом друг с другом, необходимо название этих рубрик начинать с одного ключевого слова. Например, Безопасность. Безопасность в образовании

5. Применение сложных предметных рубрик, которые включают указание на территориальную принадлежность и хронологию описываемых событий. Например, Западная Германия 1945-1949

6. Выбор предметной рубрики, точно отражающей содержание документа, зависит от степени актуальности вопроса, рассматриваемого в документе, от интересов и потребностей пользователей данной библиотеки. Например, нет необходимости создавать узкие рубрики по отдельным видам бобовых: Бобы, Горох, Фасоль. Здесь целесообразна рубрика – Бобовые.

В Географической рубрике указывается территория, на которой происходит рассматриваемое в документе событие или в связи, с которой рассматривается предмет.

В отличии от сложной предметной рубрики в географической указывается только название территории Например, Красноярский край, Москва, Поволжье.

В Хронологической рубрике указывается период в течение, которого происходит описываемое событие. 1962 год. 1985-1991 г. г.

1. Библиотечно-библиографическая классификация: Таблицы для детских и школьных библиотек-3-е изд., исп. и доп. − М.: Либерия, 1998-320с

2. Методика систематизации // Таблицы ББК−− М.,1998-с.19

3. Систематизация документов // Справочник библиотекаря− СПб.,- 2002-с.97

5. Сукиасян к классификационным информационно-поисковым языкам. // Библиотека – 2004-№4- с. 46-48

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *