Похороны знатного руса что художник изобразил на ней о каких древних обычаях
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса
Генрих Семирадский. Похороны знатного руса.1883г. Исторический музей.
Если вы побываете в историческом музее,то обязательно увидите там картину»Похороны знатного руса».Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине.
Картина написана Семирадским в 1883 году специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг.,арабского путешественника и писателя, отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара.Для халифа дружба с булгарами сулила торговые привилегии. Также она способствовала упрочению влияния ислама в странах Восточной Европы.
12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года по хиджре) посольство халифа прибыло в ставку правителя булгар.
Результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.
Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа.
Первоначальный текст книги утерян. Фрагменты дошли в «Географическом словаре» арабского энциклопедиста XIII века Йакута ар-Руми. В данном виде произведение впервые было опубликовано в 1823 году российским академиком Френом на немецком языке. Единственный известный список «Записок» был обнаружен востоковедом Ахмет-Заки Валидовым в 1923 году в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)
Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:
«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».
Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:
«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».
ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ЗНАТНОГО РУСА.
В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.
Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м.
Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.
Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить.
«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».
Девушка поднималась на корабль и пела в окружении мужей.
«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».
«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем»(https://arzamas.academy/materials/706)
На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения. Уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда.
Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина.
Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию.
Описание картины Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»
Генрих Семирадский – знаменитый художник-академист, мастер камерной идиллии, пейзажа и портрета. Прославился он благодаря монументальным античным полотнам и историческим картинам. Одной из ярких работ с глубоким сюжетом и сложной композицией стали «Похороны знатного руса», написанная художником в период его творческой зрелости.
Основную часть полотна занимает огромная деревянная ладья с вырезанной фигурой на носу. Это – судно, которое унесет душу умершего в загробный мир. Сам покойник сидит в ладье на богато украшенном троне, одетый в дорогие парчовые одежды. Вместе с ним в мир иной отправлялось все его оружие: колчаны со стрелами, щит и меч, доспехи. Рядом лежат заколотые жертвы: кони, бык, собака. Необходимой считалась кухонная утварь, ковры, музыкальные инструменты, сосуды с вином и прочие атрибуты роскоши. Кроме этого, в Царстве мертвых знатного руса будет сопровождать рабыня. Девушку нарядили в лучшие платья, украсили золотом и цветами, опоили пьянящими зельями. За ее спиной уже стоит старуха с занесенным кинжалом, чтобы одним точным ударом отправить служанку вслед за хозяином.
На заднем плане возвышается фигура деревянного идола, которому поклонялись русы. У него рогатый шлем, страшная размалеванная голова, а за спиной висит большой топор.
В нижней части картины изображено целое столпотворение: люди собрались, чтобы проводить господина в последний путь и поглядеть на процедуру сожжения. Внизу уже разведен костер, рядом стоит мужчина, готовый зажечь факел и начать кремацию.
Большинство персонажей картины находятся в состоянии религиозного экстаза, опоенные вином или дурманящими зельями.
Все полотно, написанное с невероятной реалистичностью, наполнено экспрессией и напряжением. Картина настолько детализирована, что зритель чувствует себя невольных свидетелем событий многовековой давности.
Как хоронить руса
Подробная инструкция, собранная из записок средневекового арабского путешественника Ибн Фадлана (18+)
Подготовила Елизавета Гусалова
Кто такой Ибн Фадлан и как он познакомился с русами
Ибн Фадлан отправился в путешествие в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. Странствования оказались долгими, но большинство целей, поставленных перед посольской делегацией, так и не были достигнуты. Тюркские племена, через земли которых они проходили, ислам так и не приняли, а правитель булгар, не получив от халифа денег на желаемые постройки, предпочел не продолжать с ним сотрудничество. Тем не менее результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.
Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа. Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:
«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».
Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:
«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».
Далее следует довольно подробное описание и впрямь омерзительных привычек русов, после которого с трудом можно поверить, что еще несколько строк назад их сравнивали с румяными и прекрасными пальмами.
Ибн Фадлан детально описывает абсолютно отвратительный, с его точки зрения, ритуал ежедневного омовения лица у русов. Каждое утро девушка, прислуживающая в доме, появлялась с большой лоханью с водой и подносила ее своему господину, тот мыл в ней свое лицо, в ту же воду вычесывал гребнем волосы и, перед тем как передать лохань следующему по очереди, сморкался и плевал в нее:
«И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней».
Не меньше смущали просвещенного и верующего Ибн Фадлана свободные нравы русов, он с ужасом описывал их способность сношаться везде, где им вздумается, никак не скрываясь от взглядов:
«И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого‑либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и рус не оставляет ее, или же удовлетворит отчасти свою потребность».
Но, конечно, наибольший интерес для исследователей представлял его рассказ о традиционном обряде погребения русов в ладье.
Фрагмент рукописи Ибн Фадлана © Wikimedia Commons
Как хоронить руса. Инструкция
1. Сразу после смерти труп покойного должен быть погребен в землю, где он может находиться несколько дней, пока идут основные приготовления к церемонии его проводов в иной мир. В назначенный день тело следует откопать и перенести на корабль для последующего сожжения.
2. Следующим шагом после смерти правителя будет спросить его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. При получении от одного из них положительного ответа ни за что не допускать изменения решения и довести начатое до конца.
«И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки».
3. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии следует поручить двум другим женщинам, которые отныне должны следить за тем, чтоб она не передумала, оберегать ее, мыть ей ноги и каждый день заботиться только о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.
«…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)».
5. Следует вынуть покойника из могилы, одеть и принести в шатер, сооруженный на корабле.
«…И извлекли его в изаре, в котором он умер, и вот я увидел, что он уже почернел от холода этой страны».
6. Бросить перед ним хлеб, мясо и лук.
7. Принести собаку, разрезать на две части, бросить на корабль.
9. Гонять двух лошадей, пока сильно не вспотеют, затем разрезать их мечом и бросить на корабль. Привести двух коров, петуха и курицу. Разрезать, также бросить на корабль.
«Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)».
10. Подготовить девушку к поднятию на корабль. Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить.
«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».
11. Девушке необходимо подняться на корабль и петь в окружении мужей, взошедших на судно вслед за нею. Также ее следует обильно поить.
«Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в палатку, и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой находится ее господин».
12. Девушку ввести в палатку (при необходимости — принудительно), шести мужчинам пройти вслед за девушкой и совокупиться с ней. Чтобы заглушить возможные крики, бить по щитам.
«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».
13. Девушку нужно положить на бок рядом с мертвым господином, душить и бить кинжалом.
«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
14. Ближайшему родственнику покойного следует раздеться догола, а затем пятиться задом, приложив руку к заднему проходу, после поджечь корабль. Затем подойти остальным и каждому бросить по куску зажженного дерева в костер.
«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем».
Сочинение по картине Похороны знатного руса — Генрих Семирадский
Семирадский изображает на картине кульминационный момент традиционного русского обряда погребения. У самого можно увидеть стоящего мужчину. Он уже поджег факел и вот-вот переместит этот огонь непосредственно под ладью.
Выбрали из девушек одну, которая станет женой этого умершего. Она будет сожжена вместе с этим богатым русом.
Живописец создавал картину на основе первоисточника. Темами многих его творений стали сюжеты, взятые из Библии. Он брал древние тексты и по-своему их толковал. Это давало ему возможность самовыразиться. Не стала исключением и картина о похоронах богатого руса.
Источником стал подробнейший рассказ об этом обряде арабского посла. Он увидел, как сжигали и погребли тело умершего человека на великой Волге реке. Путешественник детально описывает обряд, который продолжался десять дней.
Художник трактует сюжет по-своему. В его картине масса деталей. Именно поэтому ее хочется рассматривать, находя все новые и новые подробности этого обряда. Впечатляют экспрессивные мазки и яркие краски.
Создается полное ощущение реальности происходящего. Все персонажи этого полотна максимально объемны и осязаемы.
Зритель чувствует себя невольным свидетелем происходящего. Обряд изображен с натуралистической точностью. Такое творение живописца поистине впечатляет особым взглядом событий и необычной интерпретацией сюжета.
Картина изобилует экспрессией. Мы чувствуем, как художник смакует этот древний обряд, уделяя внимание каждой детали.