Поэт гарсиа лорка за что убит
Федерико Гарсиа Лорка
Биография
Федерико Гарсиа Лорка — талантливый поэт, иллюстратор и музыкант, центральная фигура «Поколения 27 года». Эта группа объединяла испанских художников, писателей, исполнителей, которые ратовали за эволюцию национальной лирики и не оставались в стороне от политических событий. Последнее, кстати, возвело творчество Лорки на принципиально новый уровень, но невозвратимо погубило его жизнь.
Детство и юность
Полное имя Лорки — Федерико дель Саградо Корасон де Хесус Гарсиа Лорка. Он родился 5 июня 1898 года в небольшом городке Фуэнте-Вакерос, что в 17 км от провинции Гранада на юге Испании. В 1905-м семья переехала в соседнее поселение Вальдеррубио, а в 1909-м — в летний дом Уэрта-де-Сан-Висент на окраине Гранады. Сейчас во всех трех домах, где жил Лорка, организованы музеи.
Федерико Гарсиа Лорка в детстве / El Pais
Отец Федерико Гарсиа Родригес приумножал семейное состояние благодаря расцвету сахарной промышленности. Мать Висента Лорка Ромеро работала учительницей.
В 1915 году Лорка поступил в Университет Гранады. Он изучал право, литературу и композицию. Будущий поэт чувствовал привязанность к музыке сильнее, чем к литературе. С 11 лет он брал уроки игры на фортепиано в местной консерватории. Учитель Антонио Сегура Меза убеждал Лорку стать пианистом. Перо в руки молодой человек взял лишь после смерти Мезы в 1916 году.
Творчество
В 1916–1917 годах Лорка путешествовал по северу Испании вместе с преподавателем из своего университета. Именно он убедил юношу написать первое и единственное прозаическое произведение «Впечатления и пейзажи». В 1919-м поэт переехал в Мадрид.
Город оказался центром талантов. Здесь Лорка познакомился с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, которым только предстояло стать великими художниками, сблизился с драматургом Эдуардо Маркиной и Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором мадридского театра «Хой Эслава». По приглашению последнего в 1920 году Лорка поставил дебютную пьесу «Злое заклинание бабочки» о любви бабочки и таракана.
Первый поэтический сборник Лорки «Книга стихов» увидел свет в 1921 году. Сочинения посвящены религии, природе и одиночеству, это ключевые темы творчества испанского поэта.
В 1927 году Лорка оказался на передовой. Люди разбирали его стихи на цитаты, а в галерее Далмау в Барселоне демонстрировались рисунки поэта. Лирика и графика Лорки — это результат влияния традиционных андалузских мотивов и господствующего в Испании кубизма.
Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали / National Geographic
Сборник «Цыганское романсеро» (1928) принес Лорке известность в Испании и испаноговорящем мире. Намного позже он прославился как драматург, автор пьес «Когда пройдет пять лет» (1930), «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935), «Дом Бернарды Альбы» (1936). В большинстве своем они посвящены развенчанию культа женщины и гомоэротизму.
Личная жизнь
Федерико Гарсиа Лорка был гомосексуалистом. В 1925–1928 годах он встречался со скульптором Эмилио Аладреном Перохо, но страстно желал Сальвадора Дали. Жесткий отказ художника ввел Лорку в депрессию. Он корил себя за увлечения мужчинами, чувствовал, что попал в ловушку между публичной личностью успешного поэта и подлинным «я», которое могло проявить себя только наедине.
Болезнь достигла апогея, когда Дали и Бунюэль вместе снялись в короткометражке «Андалузский пёс» (1929). Лорка воспринял это как личную обиду. Кстати, на съемках Дали встретил свою будущую жену Галу.
Считается, что «Сонеты о темной любви» — последняя поэтическая работа Лорки — вдохновлены актером Рафаэлем Родригесом Рапуном. Дневники, обнародованные в 2012 году, утверждают, что музой служил 19-летний мексиканец Хуан Рамирес де Лукас, с которым Лорка надеялся устроить свою личную жизнь.
Смерть
Политическая и социальная напряженность в Испании усугубилась после убийства видного монархиста Хосе Кальво Сотело. У руля неспокойной Гранады никто не хотел стоять. Пост градоначальника занял шурин Лорки, Мануэль Фернандес-Монтисинос. Его убили через неделю после назначения, а 18 августа 1936 года арестовали и Лорку.
Памятник Федерико Гарсии Лорке в Мадриде / Zarateman, Википедия
Причина смерти Лорки — расстрел, но чьими руками — остается загадкой. Одни утверждают, что поэт стал жертвой зачистки семьи Мануэля, другие говорят, что его убили за социалистические взгляды и то, что он занимался «гомосексуальными, противоестественными вещами».
Биография 38-летнего Лорки оборвалась 18 августа 1936 года. Тело поэта так и не нашли, несмотря на масштабные поиски (в том числе в XXI веке).
Цитаты
Библиография
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ПОЧЕМУ УБИЛИ ГАРСИА ЛОРКУ: РАССМОТРЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОВ
Гарсиа Лорка стал жертвой системы, созданной, чтобы терроризировать гражданское население и подавить любое возможное сопротивление мятежу, любую попытку восстановить прежнюю власть на территории, так быстро потерянной республиканцами. Если рассматривать гибель поэта в общем контексте репрессий, осуществленных в Гранаде, то расстрел его так же закономерен, как казнь пяти профессоров университета (Вила Эрнандеса, Гарсиа Лабельи, Йольди Беро, Гарсиа Дуарте, Поланко Ромеро) или уничтожение муниципальных советников, адвокатов, врачей и учителей. Мятежники твердо решили уничтожить всех сторонников Народного Фронта, всех «красных», как подлинных, так и заслуживающих такой оценки с их точки зрения. Из всего сказанного выше ясно, что Гарсиа Лорка выделялся среди будущих жертв как своими политическими взглядами, которые он открыто высказывал в печати и на митингах, так и своей дружбой с республиканцами и известными деятелями левого направления. Федерико было бы трудно, мы бы даже сказали, невозможно избежать гибели в этой кровавой бойне.
Почти все, кто исследовал обстоятельства гибели поэта, приходили к выводу, что Рамон Руис Алонсо не только арестовал Гарсиа Лорку, но и донес на него. Однако исследователи расходятся во мнении о том, какими мотивами руководствовался при этом бывший депутат СЭДА.
Согласно Энцо Кобелли (1959 г.)
Более убедительной представляется нам гипотеза Марсель Оклер (1968 г.)
«Эль Идеаль» (очень важно было публично объявить о своей приверженности мятежу). Небезынтересно отметить, что отец братьев Росалес значится в этой католической газете в списках дарителей 19 августа 1936 г., то есть в тот день, когда, по нашему мнению, был расстрелян Гарсиа Лорка: «Дон Мигель Росалес Вальесильос и его супруга пожертвовали цепь с двумя брелоками, дамскую цепочку с брелоком, три пары серег, двое дамских часов, мужские часы с цепочкой, три булавки для галстука, очки, крест, два браслета, кольцо, два кольца с камнями и десять золотых монет разного достоинства» <"Ideal", 19 agosto. 1936. p. 6.>.
Судя по всему, Луису Росалесу действительно грозила опасность за то, что он укрывал Гарсиа Лорку. И это должно быть признано и теми, кто до сих пор делает туманные намеки относительно его причастности к смерти великого поэта.
Согласно свидетельству фалангиста Сесилио Сирре, которое записала Марсель Оклер, Хосе Росалесу также грозила опасность за укрывательство Гарсиа Лорки <М. Auclaire. Op. cit., p. 399-400.>.
«Видите ли, меня просто тошнит от национал-синдикализма»); и таким образом становится все более очевидным, что гражданский правитель Гранады прежде всего был человеком военным. Вальдес прекрасно понимал, что без участия армии мятеж не мог увенчаться успехом и что Фаланга сыграла в этом второстепенную роль. Учитывая такие взгляды Вальдеса, а также свойства его личности, нас не удивляет, что он охотно решил проучить и одернуть своих товарищей по Фаланге и что донос Руиса Алонсо, который Вальдес выслушал, а может, и прочитал, вызвал у него приступ ярости.
Не следует забывать, однако, что враги Гарсиа Лорки разыскивали его еще до того, как стало известно убежище поэта на улице Ангуло. Поэтому напрашивается вывод, что с самого начала никто не собирался выступать против семьи Росалесов, убеждения и деятельность которых были в глазах мятежников вне всяких подозрений.
Можно ли доверять свидетельству Хосе Росалеса? Не наводит ли оно нас на ложный след, не продиктовано ли оно желанием возложить всю ответственность за трагедию на Руиса Алонсо, освободив от нее в то же время Фалангу и обелив полностью саму семью Росалес? Если когда-нибудь донос, который, по словам Хосе Росалеса, он долго бесплодно искал, будет обнаружен, многое окончательно прояснится. Между тем мы все же склоняемся к мнению, что такой донос действительно существовал и под ним стояла подпись Района Руиса Алонсо.
Росалес. По словам Руиса Алонсо, он только неукоснительно выполнил приказ Вальдеса, переданный подполковником Веласко: отвести Гарсиа Лорку в управление гражданского губернатора и оградить его по дороге от возможных столкновений и инцидентов. Но, как мы видели, в его торжественных заверениях имеется много таких деталей, которые никак не согласуются с фактами, что заставляет нас вообще сомневаться в достоверности его показаний.
Пока в нашем распоряжении нет самого доноса, безусловно, мы не можем прямо обвинять Руиса Алонсо в том, что он был инициатором ареста Гарсиа Лорки (а арест в те дни почти неизбежно приводил к расстрелу арестованного). Да и не нам выносить приговор Руису Алонсо. Однако все данные об аресте, которыми мы располагаем, а также поведение самого Руиса Алонсо в течение первых недель репрессий в Гранаде 1936т. убеждают нас в его виновности. Углубимся в некоторые детали нашего поиска. 20 марта 1967 г. Руис Алонсо со всей категоричностью заявил нам, что его католические убеждения и его совесть истинного католика чисты во всем, что касается репрессий в Гранаде вообще и гибели Лорки в частности: «Жизнь человека в моих глазах стоит одинаково, будь это жизнь «красного», «желтого», «зеленого» или «голубого». Все мы люди, созданные по образу и подобию божию».
тот вечер радио Гранады передало его беседу под названием «Слушай, испанский пролетариат», которая была опубликована на следующее утро в «Эль Идеаль». Бывший депутат СЭДА говорил:
«Ты, с детских лет сердцем преданный идеалу и готовый умереть за него.
Ты, старый боец, вдосталь вкусивший горечь и жестокость жизни, без радости проведший лучшие дни своей молодости.
Ты, страдавший от голода и преследований по вине болтливых и криводушных вождей, предпочитавших оставаться в тени и выжидавших только удобной минуты, чтобы ограбить очередной банк, а затем сбежать, бросив тебя на произвол судьбы, пока ты рисковал жизнью под пулями.
Подлые марксистские лидеры подчинили тебя своей тирании и ввергли в рабство. Двоедушные, лживые люди, именующие себя твоими спасителями, висят у тебя на шее, жиреют и тянут из тебя все соки. Они рядятся в тогу дружбы и товарищества и предают тебя. Они заставили тебя платить взносы в Народных домах, выкрадывая их из твоей зарплаты; ты работал, а они веселились и угнетали тебя мерзким, отвратительным, преступным образом. А дети твои умирали от голода из-за постоянных забастовок политического характера.
Зловещие красные комитеты, где заседали одни бандиты и профессиональные убийцы, втягивали тебя в профсоюзы, угрожая нищетой и горем твоему очагу. Испания поднялась ради того, чтобы чистое знамя Человеческой Свободы не пятнали оскорбления проходимцев с пистолетом в руке или угрозы уличных хулиганов.
а новой Испании воздвигнут алтари, перед которыми будут поклоняться истинной справедливости.
Испанский пролетариат, друзья и братья, пролетарии, которые слушают меня, находясь далеко от нашей Альпухаррас, от стен нашей Альгамбры, и, может быть, далеко за морями и лесами. Поднимите свой голос вместе со мной сколько хватит сил. Кричите во всю силу.
Я обвиняю вас в том, что вы осквернили высочайшие идеалы искупления, торгуя кровью и жизнями ваших закрепощенных товарищей, но больше всего обвиняю вас в непомерной гордыне.
Исполненные духа непокорности, непокоренные, непокоримые!
Поднимитесь против своих врагов, против двоедушных руководителей, обманывающих вас.
Ваши вожди. лицемеры, они вас обманывают.
Ваши вожди. комедианты, они всегда играли комедию, а вы, слепцы, в это время надрывались, зарабатывая кусок хлеба в поте лица своего; они же ели его вволю.
Они нападают только со спины!
Объявление войны было убийством из-за угла.
«Аксьон Популар», депутат СЭДА от Толедо и друг Руиса Алонсо, был убит в первый месяц войны.>.
Имена ваши ярко сияют в небе.
Вставай, испанский пролетариат! Испанский рабочий, наивно верящий в несбыточные утопии, пора одуматься!
Завтра, быть может, будет поздно.
Проснись и задумайся:
Твоя добрая, честная жена.
Твои невинные, чистые, славные дети.
Ты всегда любил открытый разговор без прикрас. Слушай!
Предатели должны захлебнуться в своей собственной крови.
Дорогу новой Испании!»
В беседе с нами, которую мы выше приводили, Руис Алонсо настаивал, что не знал лично Гарсиа Лорку, знал лишь его имя. Наверняка он знал о тесных узах (личных и семейных), которые связывали Гарсиа Лорку с Фернандо де лос Риосом, одним из деятелей, которого наряду с Алехандро Отеро более всего ненавидели гранадские правые. Нет никаких сомнений, что Руис Алонсо тоже ненавидел лидера социалистов. Мы уже видели, что в своей радиобеседе он включил его в список одиозных политических деятелей. В книге «Корпоративизм» он писал следующее:
«Я был типографским рабочим и депутатом кортесов от Гранады. Но и Рамон Ламонеда был депутатом кортесов от Гранады и типографским рабочим!
Автор говорит здесь о новых выборах в Гранаде в мае 1936 г., после того как были аннулированы результаты февральских выборов.>.
Руис Алонсо отлично знал, что Фернандо де лос Риос, хотя внешне и был похож на еврея (как и многие другие испанцы), на самом деле евреем не был. Но это для него было несущественно. Для католика Руиса Алонсо, увлеченного тогдашними расистскими настроениями, как и для многих его сподвижников, еврей, в противоположность испанскому генералу, не мог быть ни гением, ни бойцом. И Руис Алонсо считал необходимым подчеркнуть это <В первой главе мы говорили о той ненависти, которую националисты испытывали к "иудею" Фернандо де лос Риосу и к евреям вообще.>. Можно допустить, что бывший депутат СЭДА сегодня исповедует христианские и либеральные идеи, но в 1936 г. он был обыкновенным фашистом.
«просоветской» деятельности поэта). Так вот, напомним еще раз, что в ноябре 1933 г. тот, кого потом назовут «дрессированным рабочим» СЭДА, был членом ХОНС и, судя по всему, одним из участников налета на Ассоциацию друзей Советского Союза в Мадриде. Ненависть Руиса Алонсо к России и к ее друзьям (в фашистской риторике тех времен агентами русских слыли все левые или просто республиканцы) сквозит на каждой странице книги, причем ненависть эта беспредельная и фанатичная. Вряд ли могут быть сомнения по поводу того, что Руис Алонсо готов был донести на любого, кого подозревал в симпатиях к СССР <О принадлежности Федерико к Ассоциации друзей Советского Союза см. заметку, опубликованную в "El Liberal de Madrid". 10 septiembre 1936.>.
До недавнего времени мы полагали, что бывший депутат СЭДА был замешан только в том, что случилось с Гарсиа Лоркой. Однако выяснилось, что он причастен и к другим кровавым историям.
В Гранаде нам не раз приходилось слышать рассказы о жестокости бывшего дупутата СЭДА. Однако мы не приводим их здесь, так как полностью установить их достоверность не удалось <См. также информацию, собранную в книге. A. Sorel. Yo, Garcfa torca. Zero, Madrid, 1977, р. 182.>.
«Аксьон Популар» Гранады, в том числе: Хуан Луис Трескастро, Луис Гарсиа Алис Фернандес и Хесус Фернандес.
В тот же день, но в кафе «Ройяль», Трескастро подошел к гранадскому художнику Габриэлю Морсильо и сказал ему: «Дон Габриэль, сегодня утром мы убили вашего друга, этого поэта, у которого голова такая большая» <Личное свидетельство врача и гренадского писателя Мануэля Ороско, биографа Мануэля де Фальи, который знал об этом от самого Моренльо, скончавшегося несколько лет назад.>.
«мужик по всем статьям» в худшем традиционно испанском понимании, бродил по барам и кафе и хвастался убийством Гарсиа Лорки, еще не является неопровержимым доказательством того, что в то утро он был в Виснаре. Однако вполне возможно, что так оно и было. Луис Гарсиа Алис Фернандес, который, по словам тех же свидетелей, явился с Руисом Алонсо в дом Росалесов, чтобы арестовать Гарсиа Лорку, был секретарем «Аксьон Популар» в Гранаде. Он погиб в автомобильной катастрофе 7 марта 1971 г.; к сожалению, нам не удалось с ним поговорить.
Адвокат умер несколько лет назад, так что мы не смогли услышать от него его версию о тех событиях. Однако рассказ бывшего штурмового гвардейца представляется убедительным, тем более что он подтверждает известные нам сведения об участии других членов «Аксьон Популар» в аресте поэта. И как тут не припомнить яростные нападки, а иногда замалчивание, которыми правые католические газеты чтили Гарсиа Лорку при жизни, подготовив таким образом соответствующую почву для его гибели <Доктор Хосе Родригес Контрерас был свидетелем нашего интервью с штурмовым гвардейцем.>.
Но поэт подвергался нападкам не только при жизни. Люди вроде Руиса Алонсо и все ультраправые из окружения Вальдеса считали Лорку врагом традиционной и католической Испании, врагом Гранады, Гранады католических королей-Фердинанда и Изабеллы. Вот два примера, дающие представление о той ненависти, которую в этих кругах питали к поэту.
Первый-статья, опубликованная в мае 1937 г. маркизом де Мерри дель Валь в Лондоне, которая была ответом на заявление республиканского посольства об убийствах в зоне националистов. Весьма своеобразно интерпретируя факты, маркиз взял на себя смелость без зазрения совести оправдать убийство Гарсиа Лорки ссылками на его опасность в политическом плане.
Примерно в то же время другой представитель испанской аристократии, маркиз де Кинтанар, опубликовал в севильской «ABC» передовую статью под заголовком, претендующим на иронию: «Невинные поэты». В статье обличалась «аморальность» группы поэтов, принадлежащих к так называемому «поколению 1927 года». По словам маркиза де Кинтанара, эти люди были попросту преступниками: «Они служили авангардом иудаизма и на этом пути ловили невинные души; они стремились разжечь вражду между различными социальными слоями. Их дерзкие призывы и новомодные лозунги постепенно проникали в сознание пролетариата. «
С особым гневом маркиз обрушивается на Рафаэля Альберта и заключает: «Альберти, как многие другие деятели кисти и пера, оказался блестящим мастером отмычки и пистолета, подлинным рабом дьявола. Федерико Гарсиа Лорка так охарактеризовал его в своих стихах:
Да и Сатана меня очень любит.
Он был мне товарищем
«все» в Гранаде знали об антифашистских заявлениях Федерико, опубликованных в мадридской печати.>, поэтому у местной буржуазии («самой бездарной и злобной буржуазии в Испании» <"Диалоги с диким карикатуристом", беседа Лорки с Багариа, "El Sol", 10 junio 1936.>) сложилось о нем вполне определенное мнение. Он не мог ожидать пощады от людей, объявивших священную войну в общенациональном масштабе врагам традиционной Испании.
«По делам узнаете их». И, по нашему мнению, нет никакой или почти никакой разницы в поведении между фалангистами, кадровыми военными или членами иных организаций, сформированных уже после мятежа.
Поскольку Ридруэхо дружил с Луисом Росалесом, он знал об участии Руиса Алонсо в аресте Гарсиа Лорки и не колеблясь уволил бывшего депутата СЭДА. Об этом рассказывается в его посмертно опубликованной книге «Casi unas memorias», Planeta, Barcelona. 1976. p. 133-134.>.
Политические убеждения или нетрадиционная ориентация: за что казнили Федерико Гарсиа Лорку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лорка родом из провинции Гранада, здесь прошло его детство, и здесь же трагически оборвалась его жизнь. Обладая незаурядным литературным талантом, Федерико еще в юности решает посвятить свою жизнь творчеству. Он много путешествует по Испании, знакомится с фольклором, традициями и обычаями своей страны. В двадцать лет поэт заявил о себе на литературной арене, издал сборник «Впечатления и пейзажи», дебют был высоко оценен современниками.
Определяющим этапом в жизни Лорки стали университетские годы, проведенные в Мадриде. Здесь андалусец знакомится с тогда еще совсем молодым художником Сальвадором Дали и начинающим кинорежиссером Луисом Бунюэлем. Лорка много и продуктивно работает, пишет стихотворения, пробует себя в драматургии. К окончанию университета Лорка уже заработал литературную славу, он занимает центральное положение среди авангардистов. Он публикует несколько сборников, проникнутых романтикой цыганской жизни, а чуть позже – путешествует в Нью-Йорк.
Лорка вернулся в Испанию сразу после установления Второй испанской республики. Он поехал навестить семью в Гранаду, несмотря на то, что политическая ситуация была накалена до предела. Поэт остановился у близкого друга Луиса Росалеса, но это не спасло: Лорку разыскали, приговорили к смерти и привели приговор в исполнение. Принято считать, что убили поэта из-за политических мотивов испанские фашисты-фалангисты. Однако в последние годы эта гипотеза критикуется все чаще…
Стоит упомянуть и еще об одном важном моменте. Правосудие в Гранаде вершил тогда Рамон Руис Алонсо, депутат-парламентарий, славившийся своей жестокостью. Он активно враждовал с Луисом Росалесом, в чьем доме проживал Лорка, так что смертный приговор поэту был для Алонсо одним из способов взять реванш, обвинить Росалеса в укрывании особого опасного преступника-шпиона.
Предположительно, именно Руис Алонсо сделал донос на Лорку, обвинив его в шпионаже в пользу большевиков. По такому обвинению и Федерико, и Луиса ожидала высшая мера наказания – расстрел. Местные власти тут же поручили батальону ополченцев, собранных из добровольцев-головорезов, наказать виновных. Лорка вскоре был арестован, его друзья-поэты пытались обратиться за помощью к высшему командованию – генералу Франко. Тот приложил усилия, чтобы спасти известного поэта, но было уже поздно: Лорку расстреляли вместе с другими обвиняемыми. Это произошло 18 августа 1936 года.
Долгое время считалось, что Лорка похоронен в общей могиле с другими расстрелянными в овраге Виснар. В 2008 году были проведены раскопки, однако останков поэта обнаружено не было. Это дало повод для того, чтобы усомниться в факте его расстрела. По одной из версий, тело Лорки после расстрела удалось забрать его родственникам, и они похоронили его в родовом поместье. Согласно другой, умирающего поэта спасли местные жители, отправили в ближайший монастырь, и там его выходили настоятельницы. При этом он потерял память, не мог членораздельно говорить и так доживал свой век. По самой маловероятной версии, Лорку спасли и отправили в Аргентину, где он жил в полном забвении.
В 2015 году были обнародованы полицейские документы из Гранады. Согласно одному из отчетов, Лорка действительно был расстрелян франкистами, в числе обвинений были указаны не только его политические взгляды, но и гомосексуальные наклонности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: