Почему у земноводных зрение лучше чем у рыб
В чем сходство и отличие земноводных и рыб
Ответ или решение 3
Земноводными называют позвоночных животных, размножение и подрастание которых происходит в воде или влажной среде, а когда вырастают, они живут на суше. Рыбы – это животные, постоянно живущие в воде.
Сравнительные характеристики
Смена обитания всегда приводит к разноплановым изменениям и среди самих обитателей. Сравнение между рыбами и земноводными можно провести по ряду факторов:
Сходства
Можно выделить ряд общих черт. Во-первых, они обитают в воде. Во-вторых, и одни, и другие имеют позвоночник, череп, голову, туловище.Тело у них покрыто кожей и присутствует слизь. Тело и у одних, и у других имеет двухстороннюю симметрию. Они могут видеть и слышать. У них присутствуют обоняние и осязание. Они различают пищу на вкус. Их сердце состоит из предсердия и желудочка. В головном мозге насчитывается пять отделов. Размножаются путем наружного оплодотворения при помощи яичников и семенников.
Отличия
Для возможности быстро плавать, изгибаясь при этом, у рыб в течение жизни приспособилось тело, оно сплюснуто с двух сторон. Земноводным это не надо, их тело приспособлено, наоборот, к передвижению по земле. Оно у них сжато сверху. При таком положении им удобнее передвигаться. Земноводные животные имеют конечности, которых нет у рыб. Конечности могут разгибаться. Это осуществляется благодаря мышцам, которые прикреплены к ним. Конечности поддерживают также тело животного над землей.
Для того, чтобы иметь возможность наблюдать вокруг себя, у земноводных появляется шея. Их позвоночник также стал сложнее. В нем теперь различают несколько частей, согласно частям тела.
Когда земноводные вырастают, их жабры, которые есть при рождении, постепенно усыхают, и они дышат теперь легкими и гладкой кожей через открытые поры. Рыбы, наоборот, дышат через жабры. Тело рыб покрывает чешуя, которая защищает от трения. Кровообращение происходит кругами, у рыб он один, а у земноводных – два.Еще у земноводных органы зрения развиты намного лучше, чем у рыб.
3. Двухсторонняя симметрия.
4. Наличие гомологичных органов.
5. Развиваются с трех зародышевых листков.
6. Размножаются в воде.
7. Земноводные откладывают икру очень похожую на рыбью.
8. Головастики(личинки, что развиваются из икринок земноводных) имеют внешнее и внутреннее сходство с рыбами.
1. У земноводных вместо плавников имеются парные конечности.
2. У земноводных развито внутреннее и среднее ухо, а у рыб только внутреннее.
3. В отличии от рыб череп земноводных соединен с позвоночником.
4. У земноводных два круга кровообращения и трехкамерное сердце, а у рыб один круг и двухкамерное сердце.
5. Мозг земноводных лучше развит чем у рыб.
Класс земноводные
Для успешного изучения земноводных предлагаю начать с их классификации. Помните, что классификации это именно то, что раскладывает знания в голове «по полочкам», относитесь к ним с должным вниманием.
Давайте перечислим ароморфозы, которыми сопровождалось появление земноводных.
Ароморфозы земноводных
У ранее обсуждаемой нами рыбы латимерии (целаканта) плавники напоминали конечность пятипалого типа. У земноводных они преобразовываются в скелет передней и скелет задней конечностей, которые мы обсудим в данной статье подробно.
Мышцы дифференцируются (делятся) на мышечные пучки, становятся возможны более сложные и точные движения.
Легкие земноводных представлены в виде тонкостенных мешков, относительно небольшого объема.
Благодаря появлению шейного отдела становится возможным движение головой вверх-вниз, что было невозможным для рыб. Однако, подвижность головы значительно ограничена, и поворот головы из стороны в сторону невозможен.
Лягушка озерная
Покров двуслойный, состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис снабжен густой капиллярной сетью, благодаря которой у лягушки возможен газообмен через кожу. Кожа голая, содержит большое количество желез: она должна быть постоянно увлажнена для интенсивного газообмена.
Около 65% всего кислорода поступает через увлажненную кожу. Увлажнение кожи крайне важно, рекомендую запомнить следующий факт: при пересыхании кожи лягушки газообмен в ней прекращается, и лягушка погибает от недостатка кислорода (гипоксии).
Тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Передние конечности короче и слабее задних. Задние конечности служат для плавания, они удлинены и имеют плавательные перепонки между пальцами. Хорошо развита мышечная система: мышцы дифференцированы на отдельные пучки. В теле амфибий насчитывается до 350 мышц.
Скелет лягушки состоит из скелета головы, туловища, поясов конечностей и свободных конечностей. Скелеты поясов конечностей малоподвижны, в отличие от скелета свободной конечности, построенного по типу рычагов.
Имеются туловищный (7 позвонков) и хвостовой отделы позвоночника, доставшиеся земноводным еще от рыб. Однако появляются и новые отделы: крестцовый и шейный, оба содержащие по одному позвонку. Благодаря возникновению шейного отдела, у земноводных становится возможным поворот головы, что было невозможным для рыб.
Скелеты поясов конечностей служат опорой для конечностей. В состав плечевого (переднего) пояса входят: лопатки, ключицы, вороньи кости (коракоиды), хрящи. Ребер нет, вследствие чего грудная клетка отсутствует, передний пояс лежит свободно в толще мышц, грудина не соединена при помощи ребер с позвоночником.
Пояс задних конечностей (тазовый) образован: подвздошными и седалищными костями, лобковым хрящом.
Скелет передней свободной конечности состоит из: плечевой кости, предплечья (образовано сросшимися лучевой и локтевой костями) и кисти (состоящей из запястья, пястья и фаланг пальцев).
Скелет задней свободной конечности образован бедром, голенью (состоит из сросшихся малоберцовой и большеберцовой костей), стопы (включает предплюсну, плюсну и фаланги пальцев).
Короткий пищевод переходит в желудок, продолжающийся в тонкий кишечник, куда открываются протоки желчного пузыря, а также пищеварительных желез: печени и поджелудочной. Тонкая кишка переходит в толстую кишку, оканчивающуюся клоакой.
Легкие представленные тонкостенными мешками, стенка которых густо оплетена капиллярами, в которых происходит газообмен. Дыхательная поверхность легких невелика, они не способны полностью удовлетворить нуждам организма в кислороде, поэтому жизнь лягушки невозможна без кожного дыхания.
Воздух поступает в легкие и удаляется из них благодаря сокращениям мышц дна ротовой полости.
Осуществляется только при увлажненной коже, на поверхности которой растворяется кислород, после чего он проникает в капилляры кожи. Кожа помогает дышать лягушкам при погружении в воду: кислород поступает в кровь напрямую из воды.
При пересыхании кожи животное погибает, так как слабо развитые легкие не в состоянии обеспечить потребности организма в кислороде.
Также дыхание осуществляется эпителием, покрывающим ротовую полость, но это вносит незначительный вклад в процесс дыхания.
Изменения в кровеносной системе земноводных, по сравнению с рыбами, обусловлены заменой жаберного дыхания на легочное. Сердце имеет 3 камеры: 2 предсердия и 1 желудочек, сердце более крупное. Возникает второй (легочный) круг кровообращения.
Физиологически и анатомически сокращение сердца происходят таким образом, что более насыщенная кислородом артериальная кровь изгоняется из него в последнюю очередь и попадает в сонные артерии, идущие к головному мозгу. Таким образом, к головному мозгу направляется более насыщенная кислородом кровь, чем к остальным органам.
По мере образования в почке мочи, она поступает в мочеточники, ведущие в клоаку. Попавшая в клоаку моча стекает в мочевой пузырь, через стенки которого осуществляется всасывание воды. При сокращении стенок мочевого пузыря концентрированная моча выводится в клоаку, откуда выбрасывается во внешнюю среду.
Головной мозг земноводных отличается от мозга рыб полностью разделенным на два полушария и более развитым передним мозгом.
Мозжечок и средний мозг развиты гораздо слабее, так как земноводные малоподвижны и их движения относительно простые: они передвигаются по плоскости в «2D измерении». Перемещение рыб в таком случае можно обозначить как в «3D измерении». Это упрощенное, но вполне справедливое сравнение.
Свободные конечности земноводных позволяют им совершать более разнообразные движения в отличие от циклических поворотов плавников и тела у рыб.
Меняется форма хрусталика. Если у рыб он был шарообразный, то у земноводных его форма становится более выпуклой (как и форма роговицы). Хрусталик приобретает форму двояковыпуклой линзы. Амфибии видят дальше рыб.
Однако аккомодация, настройка глаза на наилучшее видение объекта, остается на том же уровне, что и у рыб: достигается только за счет перемещения хрусталика вперед и назад. Эти перемещения помогает совершать особая ресничная мышца, возникшая у земноводных.
Наземная среда меняет и характер передачи звуков: теперь он передается через колебания воздуха. Если рыбам в воде было достаточно внутреннего уха для улавливания колебаний воды, то земноводным этого мало. У них впервые возникает среднее ухо, которое снабжено барабанной перепонкой, чувствительной к колебаниям воздуха.
Лягушки раздельнополые животные, оплодотворение наружное. Размножение и начальные этапы развития земноводных происходят в воде, поэтому амфибий крайне редко можно встретить в засушливых местах, где водоемы отсутствуют.
Во время оплодотворения самец удерживает самку сзади и надавливает передними конечностями на ее брюшко, что приводит к выметыванию икры. Эта икра сразу же оплодотворяется семенной жидкостью самца.
Головастики
Значение земноводных
Земноводные, как и все живые организмы, являются звеном в цепи питания (консументами). Они уничтожают многих кровососущих насекомых, а также насекомых, которые наносят вред культурным растениям.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Отличие земноводных от рыб
Водная и наземная среды обитания имеют между собой существенные отличия. Поэтому смена среды, которая произошла у земноводных, привела к существенным изменениям в строении ряда систем органов.
Почему рыбы «вышли» на сушу? В то время появились растения, растущие над водой. На них обитали насекомые и их личинки, которыми могли питаться рыбы. Например, опавшими мертвыми насекомыми или личинками, обитающими в воде, или насекомыми на поверхности воды. Чем больше из воды может вынырнуть рыба, тем больше она будет сыта. Также возможно водоемы периодически пересыхали, и тем древним кистеперым рыбам надо было перебираться в соседний водоем. Таким образом, преимущество получали те из них, у кого это получалось, т. е. обладающие лучше развитыми легкими и конечностями.
Основные отличия между водой и воздухом связаны с плотностью этих сред и возможностью протекания физических и химических процессов. Вода – более плотное вещество, она обладает куда большей выталкивающей силой по сравнению с воздухом. Несмотря на то, что в воздухе больше кислорода, чем в воде, кислород может проникать в организм, если есть влага на поверхности тела, т. е. обменные реакции протекают только в растворах. Живой организм, обитающий на суше, сталкивается с двумя проблемами — невозможностью передвижения с помощью плавания и высыханием тела на воздухе.
Плавающие в толще воды рыбы имеют сжатое с боков тело. Благодаря такой форме они могут плавать изгибаясь. Однако у наземных животных тело больше сжато сверху вниз из-за силы тяжести. В таком случае использовать рычажные конечности для передвижения удобнее. Части таких конечностей могут сгибаться и выпрямляться относительно друг друга с помощью прикрепленных к ним мышц. У земноводных больше таких специализированных мышц, чем сегментированной мускулатуры.
В то же время на суше конечности служат не только для передвижения, но и для поддержания тела над землей. Чтобы конечности смогли удерживать вес тела, они должны быть соединены с чем-то прочным, а не просто заканчиваться в мягких тканях животного. Поэтому конечности земноводных, в отличие от плавников рыб, крепятся к позвоночнику с помощью хорошо развитых поясов конечностей.
Для уменьшения перемещения всего тела при исследовании окружающей среды у земноводных появилась шея.
Позвоночник земноводных в связи с приобретением им дополнительных функций стал более сложным. В нем выделяют шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой отделы.
В отличие от рыб у земноводных голая влажная кожа, в которой много капилляров. Благодаря этому амфибии могут осуществлять кожное дыхание, т. е. поглощать кислород из воздуха поверхностью кожи. Влажность кожи поддерживается специальными железами, вырабатывающими слизь.
Однако кожного дыхания недостаточно. Амфибии также получают кислород через стенки ротовой полости (которая у них достаточно большая) и через легкие. Личинки многих земноводных имеют жабры, которые у взрослых рассасываются. Вместо них из впячиваний стенки глотки образуются легкие, представляющие собой складчатые мешки. Внутри рта и легких всегда влажно.
Носовая полость у амфибий открывается не только наружу (как у рыб), но и в ротовую полость. Проникая через нее, воздух также увлажняется.
У рыб двухкамерное сердце, состоящее из одного предсердия и одного желудочка, один круг кровообращения. У земноводных сердце трехкамерное, состоящее из двух предсердий и одного желудочка. Такое строение обусловлено появлением легочного дыхания и необходимостью второго круга кровообращения.
Видимость в воздухе выше, чем в воде. Поэтому у земноводных лучше развиты органы зрения, они видят дальше рыб. Чтобы глаза не пересыхали появляются веки и мигательная перепонка.
У большинства земноводных нет боковой линии.
В воздухе звук распространяется хуже, чем в воде (из-за низкой плотности). Рыбам, чтобы слышать, было достаточно иметь только внутреннее ухо. У амфибий же появляется барабанная перепонка, способная улавливать колебания воздуха, а также косточки, передающие колебания перепонки внутреннему уху.
У амфибий появились слюнные железы, позволяющие смачивать пищу. Рыбам, обитающим в воде, они были не нужны.
Продукт выделения аммиак у рыб выделяется через жабры. У земноводных аммиак превращается в почках в мочевину, которая не является ядовитой.
У земноводных по сравнению с рыбами хуже развит мозжечок. Это связано с тем, что амфибиям незачем так сложно двигаться, как рыбам.
Презентации к уроку
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Планируемые результаты учебного занятия:
Используемые технологии: ИКТ-технологии, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК 14 шт., телевизор, презентация «Особенности строения и жизнедеятельности земноводных», научный фильм «Размножение и развитие лягушки», электронные тесты (Инфоурок. Биология 5-9 классы), виртуальная лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» (http://www.virtulab.net).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя, пожелание хорошего настроения на уроке, собранности, отличной работоспособности.
II. Проверка домашнего задания
Индивидуальное решение электронных тестов «Класс Рыбы» на ПК (дети решают и оценивают себя) (Приложение 1) 6 минут
Критерии оценки (на доске):
III. Изучение новой темы 20 минут
Дети прослушивают аудиозапись «Кваканье лягушек» и определяют, какой класс животных они будут изучать на уроке. (Презентация 1 Слайд № 1)
Определяют цель урока (Презентация 1 Слайд № 2,3)
? Как вы думаете, почему класс называется Земноводные?
? Какое второе название есть у класса? (Амфибии. от греч. ἀμφί- — «двоякий» и βίος — «жизнь»)
Слово учителя.
При встрече с представительницами этого класса животных, многие из вас брезгливо поморщатся или испуганно завизжат. Не зря ведь, даже в сказках прекрасную царевну злой колдун превращал в отвратительную лягушку, как антипод доброго и прекрасного.
Но время шло, люди становились умнее и мудрее, и вместе с этим менялось их отношение к лягушке. Наверняка вы сильно удивитесь, узнав, как много памятников в мире установлено этой замечательной особе. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, есть шуточные памятники лягушкам – литературным героям, есть целые музеи посвящённые им и рассказывающие о них. (Презентация 1 Слайд № 4)
И я думаю, что после сегодняшнего урока у вас изменится мнение о данных животных.
Сегодня мы поговорим о вкладе лягушек в развитие жизни на Земле. Ведь они первые освоили сушу, дав начало новому витку эволюции. А первым быть всегда трудно, но и почётно.
Произошло это столь замечательное событие 400–350 миллионов лет назад в девонском периоде палеозойской эры. (Презентация 1 Слайд № 5)
Обширные болота, возникшие на Земле к тому времени, доставляли своим обитателям немало хлопот. Ведь теплая вода содержит меньше кислорода, чем холодная, поэтому там, где в мелкой воде скапливается слишком много водных организмов, им очень скоро перестает хватать кислорода. Большинство примитивных костных рыб заглатывали воздух на поверхности воды. Тонкие кровеносные сосуды, обрамлявшие их горло, поглощали кислород непосредственно из воздуха. Со временем у первых костных рыб развились легкие, которые могли наполняться воздухом, и появились ноздри, через которые они этот воздух вдыхали. (Презентация 1 Слайд № 6)
Так что дышать кислородом воздуха животные научились задолго до выхода на сушу.
При переходе от водного образа жизни к наземному, земноводные должны были решить ряд проблем:
И на сегодняшнем уроке мы должны ответить на эти вопросы
При водном образе жизни позвоночник животного служил опорой мышцам, задействованным при плавании, однако при этом всё его тело надежно опиралось на воду. На суше этой опоры не было, и вся структура тела должна была серьезно измениться, чтобы оно не оседало на землю между ног.
Давайте рассмотрим скелет лягушки и выделим основные черты его строения, позволившие земноводным выйти на сушу. (Презентация 1 Слайд № 8)
Прежде всего, это, конечно же, конечности: передние и задние. Они повёрнуты к низу, имеют сходное строение, кости подвижно соединены шаровидными суставами, дабы конечности могли наклоняться, отталкиваться и сгибаться — словом, совершать все движения, необходимые при ходьбе. Костная структура стопы имеет увеличенную опорную поверхность, что позволило равномернее распределять вес животного на суше. Вместе с тем появились пояса конечностей, прочно скрепляющие их с позвоночником, или непосредственно, как например, пояс задних конечностей, принимающий основную нагрузку при движении, или через мышцы, как пояс передних конечностей, меньше задействованный в движении.
Позвоночник состоит из четырёх отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Особо надо отметить появление у земноводных одного шейного позвонка. Череп должен был отделиться от плеч, иначе он сильно сотрясался бы при ходьбе, а тем более при беге или прыжках.
Мышечная система амфибий отличается от таковой у рыб двумя особенностями:
В связи с утратой жаберного дыхания, видоизменились кости черепа. Жаберные крышки и жаберные дуги превратились в подъязычный скелет, так же участвующий в осуществлении механизма вдоха. Череп почти сплошь хрящевой.
Задание (выполняется по парам): используя текст на стр. 192-196, составить опорный конспект «Строение лягушки» (Приложение 2)
5 отделов, более сложно устроен, чем у рыб
2 круга кровообращения, сердце трехкамерное
Раздельнополые, развитие с превращением
Проверка заполнения конспекта, работа по презентации. /p>
Головной мозг (Презентация 1 Слайд № 9)
Головной мозг земноводных имеет те же пять отделов, что и мозг рыб. Однако отличается от него большим развитием переднего мозга, который у земноводных разделен на два полушария.
Органы чувств (Презентация 1 Слайд № 10)
Чтобы обеспечить ориентацию амфибий в водной и воздушной среде, заметно усовершенствовались их органы чувств. Для земноводных характерно наличие пяти основных чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, кроме того, у личинок и у ведущих водный образ жизни взрослых земноводных важную роль играют органы боковой линии (сейсмосенсорная система).
Глаза амфибий имеют ряд особенностей, связанных с полуназемным образом жизни:
Орган слуха земноводных еще в большей степени, чем глаза, отличается от соответствующего органа рыб. Это связано с тем, что воздух служит гораздо более плохим проводником звука, чем вода. Кроме внутреннего уха, он содержит второй отдел — среднее ухо, или барабанную полость, в которой помещается впервые появляющаяся у земноводных слуховая косточка — стремя.
Органы обоняния, открываются наружу ноздрями, которые функционируют только в воздушной среде, так как в воде ноздри закрыты клапанами, чтобы предотвратить попадание воды в лёгкие.
Органы вкуса расположены в ротовой полости. Предполагается, что лягушка воспринимает только горькое и соленое.
Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания.
Итак, мы ответили на вопрос: как ориентироваться на суше?
Дыхательная система
Дышат лягушки легкими и кожей. Легкие представляют собой парные полые мешки с внутренней поверхностью, пронизанной сетью кровеносных капилляров, где и происходит газообмен. (Презентация 1 Слайд № 11) Механизм дыхания у земноводных несовершенен, нагнетательного типа. Животное набирает воздух в ротоглоточную полость, для чего опускает дно ротовой полости и открывает ноздри. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается, и воздух нагнетается в легкие. Удаление воздуха из легких происходит благодаря сокращению грудных мышц. (Презентация 1 Слайд № 12). Поверхность легких у земноводных невелика, поэтому насыщение крови кислородом происходит не только через легкие, но и через кожу. Находясь под водой, земноводные дышат исключительно кожей. Чтобы кожа на суше функционировала как орган дыхания, она должна быть влажной. Увлажнение её происходит за счёт слизи вырабатываемой многочисленными железами. (Презентация 1 Слайд № 13) Кроме слизистых, в коже земноводных помещаются еще и ядовитые железы, секрет которых защищает животное от врагов и различных микроорганизмов, благодаря чему кожа даже мёртвых лягушек не подвергается гниению. (Презентация 1 Слайд № 14)
Резонаторы
у самцов большинства лягушек на коже расположены тонкие складки — голосовые мешки, или резонаторы, надувающиеся при кваканье. Самцы дают такие своеобразные концерты с целью привлечения самок.
Если бы мы могли собрать в одном месте лягушек всех видов, известных на Земле, репертуар на таком «концерте» отличался бы разнообразием! Скажем, кваканье древесной квакши напоминает тявканье собаки, жабы Фаулера – овечье блеяние, а южноамериканской парадоксальной лягушки хрюканье свиньи. Есть лягушка, чей голос напоминает забивание гвоздей (она так и называется – лягушка-плотник). (Презентация 1 Слайд № 15)
Мы ответили на следующие вопросы:
— как дышать атмосферным кислородом?
— как не высохнуть на суше?
Кровеносная система (Презентация 1 Слайд № 16)
Ещё одной системой претерпевшей большие изменения стала кровеносная система. В связи с появлением лёгочного дыхания у амфибий возникает второй – малый, лёгочный круг кровообращения, основное назначение которого — газообмен. Теперь возникли две разновидности крови: артериальная – насыщенная кислородом кровь и венозная – кровь, в которой много углекислого газа. Но раздельно эта кровь движется пока только в предсердиях, в желудочках она смешивается, а затем разносится большим кругом кровообращения по всему организму. Естественно, кроме кислорода кровь разносит по телу и питательные вещества, полученные через пищеварительную систему.
Пищеварительная система (Презентация 1 Слайд № 17, 18)
Все земноводные – хищники; питаются в основном насекомыми, паукообразными, слизнями. Крупные тропические амфибии могут заглатывать птиц или мышей. В любом случае питаются земноводные только подвижной добычей.
По сравнению с рыбами у амфибий прогрессивно развивается язык и, обладая собственной мускулатурой, принимает участие в захватывании пищи. В проглатывании пищи принимают участие глаза. В целом же пищеварительная система амфибий по сравнению с рыбами мало изменяется и отличается слабой дифференциацией. Они имеют общую ротоглоточную полость, короткий пищевод, переходящий в сравнительно слабо обособленный желудок. Желудок без резкой границы переходит в кишечник, в котором хорошо отграничена только прямая кишка, открывающаяся в клоаку. Появившиеся слюнные железы предназначены только для смачивания пищи. Имеется большая печень и поджелудочная железа, которая расположена в первой петле кишечника.
Уровень обмена веществ у амфибий сравнительно невысок. Тепла в теле освобождается мало, и температура тела следует за температурой окружающей среды. Они – хладнокровные или пойкилотермные животные. Пойкилотермность амфибий усугубляется тем, что в связи с кожным дыханием происходит постоянное испарение влаги через кожу, снижающее температуру тела. Поэтому температура тела амфибий непостоянна, и зависит от температуры окружающей среды, что, безусловно, сказывается на их образе жизни. С наступлением холодного сезона года лягушки впадают в анабиоз, состояние, при котором замедляются все процессы жизнедеятельности. Неблагоприятные условия они переживают на дне водоема, в листве, в норах грызунов. (Презентация 1 Слайд № 19)
Это ответ на следующий вопрос:как переносить перепады температуры и смену времен года?
Выделительная система (Презентация 1 Слайд № 20)
Чтобы ответить на вопрос: как размножаться? – посмотрим фильм «Размножение и развитие лягушки» (5 мин) (Приложение 3)
Пауза (Презентация № 2) 2,5 мин.
IV. Закрепление
Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» (http://www.virtulab.net). 7 минут
Выполняют виртуальную лабораторную работу и выписывают приспособления внешнего строения лягушки:
Приспособления к жизни в воде
Приспособления к жизни на суше
Расположены на верхней части головы
Через ноздри воздух проходит к органам дыхания и обоняния
Есть веки и мигательная перепонка
Погружаясь в воду, лягушка дышит исключительно кожей
Покрыта слизью и способна к газообмену
Есть плавательные перепонки
Есть барабанная перепонка, которая усиливает звук
Проверка выполнения лабораторной работы.
Дайте ответ на вопрос:
Рефлексия 2 минуты
Домашнее задание: 189-197, вопросы 1-12, стр. 199.
Урок хочу закончить словами Владимира Максимова
Хористки томные в пруду,
Особенно в начале лета,
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедлишь у пруда шаги…
Как песня лунная напевна!
…Не бей лягушек, береги
А вдруг одна из них – царевна?
Берегите природу вокруг вас!