Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

§ 11. Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Если все тела состоят из мельчайших частиц (молекул или атомов), почему же твёрдые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы или атомы? Что заставляет их держаться вместе, ведь молекулы разделены между собой промежутками и находятся в непрерывном беспорядочном движении?

Дело в том, что между молекулами существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе все соседние молекулы и сама притягивается ими.

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

Когда мы разрываем нить, ломаем палку или отрываем кусочек бумаги, то преодолеваем силы притяжения между молекулами.

Заметить притяжение между двумя молекулами совершенно невозможно. Когда же притягиваются многие миллионы таких частиц, взаимное притяжение становится значительным. Поэтому трудно разорвать руками верёвку или стальную проволоку.

Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково. Этим объясняется различная прочность тел. Например, стальная проволока прочнее медной. Это значит, что частицы стали притягиваются сильнее друг к другу, чем частицы меди.

Притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу. На расстоянии, превышающем размеры самих молекул, притяжение ослабевает. Две капли воды сливаются в одну, если они соприкасаются. Два свинцовых цилиндра сцепляются вместе, если их вплотную прижать друг к другу ровными, только что срезанными поверхностями. При этом сцепление может быть настолько прочным, что цилиндры не удаётся оторвать друг от друга даже при большой нагрузке (рис. 26).

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

Однако осколки стекла нельзя срастить, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удаётся их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притянуться друг к другу. Но если размягчить стекло путём нагрева, то различные части можно сблизить и стекло в этом случае спаивается.

Это значит, что частицы стекла оказались на таком расстоянии, когда действует притяжение между ними.

Соединение кусков металла при сварке или пайке, а также склеивание основано на притяжении молекул друг к другу.

Следовательно, между молекулами (атомами) существует взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов).

Попытаемся выяснить, почему между молекулами имеются промежутки. Если молекулы притягиваются друг к другу, то они должны как бы слипнуться. Этого не происходит, потому что между молекулами (атомами) в то же время существует отталкивание.

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул (атомов), заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении — отталкивание.

Многие наблюдаемые явления подтверждают существование отталкивания между молекулами.

Так, например, сжатое тело распрямляется. Это происходит из-за того, что при сжатии молекулы оказываются на таком расстоянии друг от друга, когда начинает проявляться отталкивание.

Некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, например смачивание твёрдого тела жидкостью.

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

К пружине подвешивают на нитке стеклянную пластинку так, чтобы её нижняя поверхность была расположена горизонтально (рис. 27). Эту пластинку подносят к сосуду с водой так, чтобы она легла на поверхность воды (рис. 27, а). При отрывании пластинки от воды пружина заметно растянется (рис. 27, б). Это доказывает существование притяжения между молекулами.

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

По растяжению пружины можно судить о том, насколько оно велико. Оторвав пластинку, можно увидеть, что на ней остаётся тонкий слой воды, т. е. пластина смочена водой (рис. 27, в). Значит, при отрывании пластины мы преодолевали притяжение между молекулами воды. Разрыв произошёл не там, где соприкасаются молекулы воды с частицами стекла, а там, где молекулы воды соприкасаются друг с другом.

Вода смачивает не только стекло, но и кожу, дерево и другие вещества.

Во многих случаях вода может и не смачивать тела. Например, если опустить в воду кусочек воска или парафина, а затем вынуть, то он окажется сухим. Вам хорошо известно, что вода не смачивает и жирные поверхности тел.

Все приведённые примеры можно легко объяснить.

Если жидкость смачивает твёрдое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.

Когда наблюдается несмачиваемость, то это означает, что молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твёрдого тела. В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.

Так, например, благодаря явлению смачивания мы можем писать, вытирать мокрые предметы и т. д.

Вопросы

1. Как взаимодействуют между собой молекулы?
2. Когда заметнее проявляется отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
3. Какое явление, наблюдаемое в природе, основано на притяжении молекул твёрдого тела и жидкости?
4. У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается?

Задание

1. Смочите два листочка бумаги: один — водой, другой — растительным маслом. Слипнутся ли они при соприкосновении? Ответ обоснуйте.

2. Кусок мыла сильно прижмите к тарелке, смоченной водой, и проверните несколько раз. Поднимите мыло вверх. Вместе с мылом поднимется и тарелка. Объясните, почему это произошло.

Источник

Почему нельзя срастить осколки стекла

Почему осколки разбитого стакана нельзя сложить в целый стакан? логичный ответ нужен. пожалуйста.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Когда стакан разбили, связи между молекуламы разорвались, расстояние между ними стало велико. А когда мы пытаемся сложить осколки в целый стакан, мы не можем приблизить молекулы на достаточное расстояние, необходимое для притяжения молекул. Это из-за того, что поверхность недостаточно ровная. Примерно так)

Почему осколки разбитого стакана нельзя сложить в целый стакан? логичный ответ нужен. пожалуйста.

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Когда стакан разбили, связи между молекуламы разорвались, расстояние между ними стало велико. А когда мы пытаемся сложить осколки в целый стакан, мы не можем приблизить молекулы на достаточное расстояние, необходимое для притяжения молекул. Это из-за того, что поверхность недостаточно ровная. Примерно так)

Ученик (95), закрыт 7 лет назад

Почему твердые тела не распадаются на отдельные атомы и молекулы?
а) между молекулами существует взаимное притяжение
б) молекулы твердых тел толкают внутрь молекулы окружающей среды
в) потому что эти тела твердые

2.Почему нельзя срастить осколки стекла?
а) потому что поверхность стекла шероховатая
б) потому что нельзя сблизить молекулы на расстоянии, на которых действуют силы притяжения

3. молекулы отталкиваются, если расстояние между ними
а) больше размеров самих молекул
б) меньше размеров самих молекул
в) сравнимы с размерами самих молекул

4.Почему сжатое тело распремляется?
а) между молекулами тела существует силы притяжения
б) между молекулами тела существует силы отталкивания

5.Если наблюдается несмачивание, значит молекулы жидкости
а) притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твердого тела
б) притягиваются сильнее к молекулам твердого тела, чем друг к другу

Источник

Возможно ли убрать осколки стекла из молока?,

Предварительный просмотр:

Урок: Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Цели урока: дать представление о взаимодействии молекул вещества; выяснить физический смысл взаимодействия молекул; сформировать представления о значении явления смачивания и несмачивания в природе, в быту.

Методические цели урока:

Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Взаимное притяжение и отталкивание молекул».

Развивающие: развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы; содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза; формировать логическое мышление, умение обобщать.

Воспитательные : формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, развивать познавательный интерес учащихся, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный этап

Приветствие учителя. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

2. На местах все: Л.№65, 68…

3. Этап постановки целей и задач урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Взаимное притяжение и отталкивание молекул».

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о взаимодействии молекул, установить, при каких условиях молекулы вещества притягиваются, а при каких – отталкиваются, что такое явления смачивания и несмачивания, как эти явления используется в быту, технике.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Взаимное притяжение и отталкивание молекул».

4. Этап получения новых знаний

По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание.

Если два куска пластилина привести в соприкосновение прижатием, то они не распадутся, т.е. слипаются.

Между молекулами пластилина возникает взаимное притяжение. При этом молекулы кусков сближаются на расстояние меньше, чем 0,000001см. Заметить притяжение между двумя молекулами невозможно. Если притягиваются миллионы таких молекул, то взаимное притяжение становится заметным. Поэтому трудно разломить деревянную линейку, разорвать нить или проволоку.

Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково. Этим объясняется разная прочность тел.

Два отполированных куска свинца при соединении также не распадаются из-за сил притяжения между молекулами.

Притяжение проявляется, если молекулы очень близко расположены. Если это расстояние увеличить, то силы притяжения резко убывают. Сломанный мелок нельзя «склеить» простым прижатием. Точно также нельзя срастить осколки стекла, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удаётся их сблизить на расстояние, на котором частицы могут притянуться друг к другу. При расстоянии 0,000001 см этих сил практически нет.

Чтобы совместить в одну две стеклянные палочки, их концы разогревают и сваривают.

Запишите вывод в тетрадь: между молекулами (атомами) существует взаимное притяжение, которое проявляется на расстояниях, сравнимых с размерами молекул (атомов).

Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня.

Какое вещество сжимается? Вода – жидкость. Почему при сжатии она становится упругой? Ведь вода состоит из молекул, между которыми есть промежутки. Этот факт можно объяснить, если предположить, что промежутки между молекулами уменьшаются до определенных пределов. Затем между молекулами возникает отталкивание, препятствующие дальнейшему сжатию воды.

Нам известно, что любое сжатое тело распрямляется. Это происходит от того, что при сжатии молекулы оказываются на таком расстоянии друг от друга, когда начинает проявляться отталкивание.

Запишите вывод в тетрадь: между молекулами (атомами) существует отталкивание, которое проявляется на расстояниях, меньших размера молекул (атомов).

Возьмём две стеклянные пластинки попробуем их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавим 2-3 капли воды на поверхность одного стекла, соединим стёкла и попробуем их разъединить.

Сравним результаты и сделаем вывод: взаимное притяжение между молекулами стекла и воды больше, чем притяжение между молекулами воды.

Рассмотрим опыт по отрыву кусочка стекла (пластинки) от поверхности воды. На опыте ученики наблюдают, что в момент отрыва динамометр показывает силу, большую, чем сила тяжести пластинки. Значит, молекулы разных веществ притягиваются друг к другу с разной силой. Важным элементом опыта является тот факт, что нижняя поверхность пластинки остается влажной.

Делается вывод: сила притяжения между молекулами стекла и воды больше, чем сила притяжения между молекулами воды.

По этой же причине мы наблюдаем подъем воды в тонкой трубочке (капилляре).

Целая система длинных каналов и пор имеется у растений и деревьев. Диаметры этих каналов меньше сотых долей миллиметра. Благодаря этому капиллярные силы поднимают почвенную влагу на значительную высоту (до нескольких десятков метров!) и разносят воду по телу растения.

В тех случаях, когда молекулы жидкости притягиваются к молекулам твердого тела сильнее, чем друг к другу, мы говорим о смачивании твердого тела. Вода смачивает стекло, дерево, хлопок, кожу.

Но есть и другой вид взаимодействия: если опустить на поверхность воды парафиновую, либо покрытую жиром стеклянную пластинку, то на поверхности пластинки воды не будет.

Это указывает на то, что сила притяжения между молекулами воды больше, чем между молекулами воды и твердого тела. В таких случаях говорят о несмачиваемости поверхностей. На таких поверхностях небольшие объемы воды не растекаются, а собираются в виде капли.

Явление смачивания и несмачивания обязательно учитывают в быту и технике. Применение фитилей для ламп, стирка, склеивание — все это предполагает хорошее смачивание.

Водоплавающие птицы, наоборот, свои перья обрабатывают жиром, чтобы покров не намок, и птицы не замерзли.

Стволы деревьев пронизаны мельчайшими трубочками — капиллярами (диаметр около миллиметра), по которым к кроне поднимаются питательные вещества, растворенные в воде.

При строительстве домов фундамент изолируют от кирпичных стен, чтобы они не сырели. Для этого на фундамент кладут либо рубероид, либо другой материал, в котором капилляры отсутствуют.

5. Этап обобщения и закрепления нового материала

Проверку знаний можно провести и в виде опроса по карточкам. Примерное содержание карточек может быть следующим:

6. Заключительный этап

Домашнее задание: §10; вопросы к параграфу; Л.№ 74, 78…

Задача на смекалку:

Что произошло бы с твердыми, жидкими и газообразными веществами, если бы их молекулы престали притягиваться друг к другу? перестали отталкиваться друг от друга?

Опыты с несмачиваемыми поверхностями

Несмачивание тел может привести к любопытным явлениям. Возьмите иголку, смажьте ее жиром и аккуратно положите плашмя на воду. Иголка не утонет в воде. Внимательно всматриваясь, можно заметить, что иголка «продавливает» воду и спокойно лежит в образовавшейся ложбинке.

Это интересное свойство используется насекомыми, быстро бегающими по воде, не замочив лапок (водомерки, например, настолько приспособились «ходить по воде», что постоянно живут на ее поверхности).

Если взять аквариум и деревянный кубик с ровными, хорошо отполированными гранями, то можно наблюдать интересное явление. В сухом аквариуме аккуратно протрите дно салфеткой, слегка смазанной маслом. Также аккуратно протрите и одну из граней кубика. Убедитесь, что вода «не хочет» смачивать эту грань кубика. Затем, поставив кубик на дно аквариума смазанной гранью вниз, медленно заполните аквариум водой. Кубик «откажется» всплывать и останется лежать на дне.

Видео

Что будет если съесть стекло?

Риск попадания в организм посторонних тел не исключен. Что будет, если проглотить маленький кусочек стекла? Вся опасность зависит от его формы и объема. Острые кусочки стекла могут послужить причиной к повреждению органов. Что случится, если съесть кусок стекла с заостренными концами? Может произойти незначительный прокол тканей и слабое кровотечение в кишечном тракте. Кровь можно отыскать в фекальном анализе.

Но что будет, если проглотить маленький кусочек стекла с пищей? Как только еда проглатывается, она стремительно проходит через пищевод в желудок. В узком участке желудка есть выход, привратник. Слишком крупные кусочки не могут выходить через него. Они остаются в желудке. Доктор способен изъять куски через рот при помощи гибкого прибора – эндоскопа. Все, что миновало привратник, вряд ли спровоцирует проблемы.

Что будет, если проглотить маленький кусочек стекла? Более опасным представляется проглатывание мелких кусочков с острыми концами. Они могут прорезать ткани и спровоцировать инфекцию.

В чем состоит угроза для детей?

Возникает угроза здоровью, если ребенок проглотил осколок. Что будет, если проглотить маленький кусочек стекла? Маленькие исследователи любопытны, и наилучший метод анализировать окружающие объекты – испробовать их на вкус. Часто предметом изучения являются стеклянные предметы. В этом случае необходимо знать, каков риск проглотить стекло. Результат ситуации зависит от характеристик, формы и поверхности элемента. Ребенок может съесть кусочек от стакана. Итак, что будет если проглотить кусочек стекла от стакана? Он застревает в пищеводе и может повредить его. В случае если предмет ровной формы (к примеру, шарики), можно считать себя счастливчиком. Опасность сводится к обычному застреванию в желудке, и повреждения можно исключить. Не нужно переживать, ведь есть ряд методов, с помощью которых можно освободиться от застрявшего объекта. Самое главное – действовать стремительно, в особенности в случае если ситуация сформировалась на виду у родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание

Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)….

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкоеПочему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкоеПочему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

Урок по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул

Конспект по теме взаимное притяжение и отталкивание молекул + презентация + тест на программу «Айрен»…

Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Смотреть картинку Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Картинка про Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое. Фото Почему нельзя срастить осколки стекла потому что стекло хрупкое

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул….

Источник

Конспект урока по физике «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность»

Тема. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность

Цель урока: сформировать у обучающихся умение объяснять физический смысл взаимодействия молекул в веществе, используя знания о внутреннем строении вещества; сформировать понятие о смачивании и капиллярности.

сформировать у обучающихся знания о взаимодействии молекул вещества;

рассмотреть проявление взаимодействия молекул в физических телах с учётом разных агрегатных состояний;

научить объяснять наблюдаемые явления, используя знания о взаимном притяжении и отталкивании молекул в веществе;

сформировать понятие смачивания и капиллярности, рассмотреть их проявление в технике, быту и природе;

формировать умения воспринимать, анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

развивать самостоятельность при выдвижении гипотез и умозаключений, в процессе приобретения опыта при поиске, анализе и отборе информации;

развивать монологическую речь, умение выражать свои мысли, способность слушать, понимать, признавать право человека на иное мнение.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ластик, стеклянная пластинка, нить, динамометр, пластилин, штатив с муфтой и лапкой, пружина, стакан с водой, полоски бумаги с отмеченными уровнями.

Проверка домашнего задания. Контроль знаний ранее изученного

материала. Диктант «Да и нет»

Прослушав внимательно каждое утверждение, поставьте «+» или «-« под соответствующим номером.

Диффузия – это свойство частиц перемещаться с места на место (нет)

Причина диффузии – тепловое движение молекул (да)

В газах диффузия протекает быстрее, чем в жидкостях, но медленнее, чем в твёрдых телах (нет)

Явление взаимного проникновения молекул вещества называется диффузией (да)

Скорость диффузии возрастает с увеличением температуры (да)

Диффузия может протекать в газах, жидкостях и твёрдых телах (да)

Диффузию можно наблюдать при засолке рыбы или огурцов (да)

Все вещества состоят из мельчайших частиц (да)

В газах частицы только отталкиваются (нет)

При низких температурах молекулы замирают и прекращают своё движение (нет)

При охлаждении молекулы сжимаются (нет)

При нагревании между молекулами вещества увеличиваются промежутки (да)

При нагревании некоторые тела увеличиваются в размерах (да)

Молекулы в веществе двигаются хаотически и непрерывно (да)

Жидкость, как и газ, легко сжимается (нет)

Изучение нового материала

Возьмите ластик, сожмите его. Почему его можно сжать? (Между молекулами есть промежутки). Но если молекулы ничто не связывает, то почему ластик не рассыпается на отдельные молекулы? (Молекулы притягиваются).

Демонстрация 1. Возьмём стекло, подвешенное на нитях к динамометру. Заметим первоначальное значение, а затем опустим на воду и начнём поднимать. Заметим, что показание динамометра увеличилось. Почему? (Молекулы стекла и воды притягиваются).

Почему твердые тела сохраняют свою форму?

Это объясняется тем, что соседние молекулы взаимодействуют между собой. Две смежные молекулы притягиваются друг к другу. Это притяжение проявляется, если молекулы очень близко расположены друг к другу. Если расстояние увеличивать, то силы притяжения резко уменьшаются.

Когда мы разрываем нить, дробим кусок мела или отщипываем кусочек пластилина, то преодолеваем силы притяжения между молекулами, нарушаем связь между ними.

Известно, что осколки стекла нельзя срастить, даже если мы будем плотно их прижимать друг к другу. Из-за неровностей поверхностей кусочков мы не можем их сблизить на такое расстояние, на котором молекулы их будут притягиваться.

А как заставить осколки стекла соединиться?

Если стекло нагревать, оно начинает плавиться, молекулы, таким образом, становятся более подвижными, а значит, могут оказаться на таком расстоянии, когда силы притяжения проявляются сильнее. Кусочки стекла спаиваются.

Давайте выясним, почему между молекулами имеются промежутки. Если молекулы притягиваются друг к другу, то они должны слипнуться. Это не происходит, потому что между молекулами в то же время существует отталкивание.

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении – отталкивание.

Демонстрация 2. Соединение двух кусков пластилина в одно целое.

Мы сблизили куски пластилина на расстояние, на котором начало действовать межмолекулярное притяжение.

Если же сблизить две молекулы на расстояние, меньшее их размеров, то между ними возникнет отталкивание, которое не позволит молекулам слипнуться друг с другом.

На расстояниях меньше размеров молекул между ними возникает отталкивание.

Некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу, например, смачивание твердого тела жидкостью. Вода смачивает не только стекло, но и кожу, дерево и другие вещества.

Демонстрация 3. На штативе закреплена пружина, а на ней – стеклянная пластина. Опускаем пластину в воду, а затем поднимаем её вверх, подтягивая за пружину. Пружина растягивается. Мы видим, что, оказывая воздействие на пластину, мы действуем на пружину, так как плстина не отрывается от поверхности воды. Что же ее удерживает? ( П ластину удерживает притяжение между молекулами воды и пластины)

Таким взаимодействием молекул различных веществ можно объяснить явление смачивания и несмачивания. Если посмотреть на пластину, с которой мы проводили эксперимент, то мы увидим, что она стала мокрой, т.е. она на своей поверхности удерживает молекулы воды. Говорят, что поверхность пластины смочилась.

Если притяжение между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и поверхности, то такая поверхность смачивается.

Если притяжение между молекулами воды больше, чем притяжение между молекулами воды и поверхности, то такая поверхность не смачивается.

Смачивающие и несмачивающие жидкости по-разному ведут себя на одной и той же поверхности: несмачивающая жидкость стремится принять шарообразную форму, а смачивающая растекается.

Например, капля воды растекается, а капля ртути остаётся шариком.

Рассмотрим поведение жидкостей около стенок сосуда. Оказывается,

смачивающая жидкость поднимается у края вверх, а несмачивающая закругляется вниз.

Этим можно объяснить поведение смачивающей и несмачивающей жидкости в тонких трубках – капиллярах (показать).

Капилляры бывают разного сечения, и жидкости располагаются в капиллярах на разных уровнях.

Если жидкость смачивает стенки капилляра, то выше жидкость там, где капилляр тоньше. В случае несмачивающей жидкости выше ее уровень будет в той трубке, где сечение больше.

Ребята, на партах у вас находятся тексты о проявлении капиллярных явлений в технике, природе и быту. Почитайте этот текст и заполните таблицу.

Капиллярность в природе, технике и быту.

Большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием и питанием организма. Стволы деревьев, ветви и стебли растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений оканчивается тончайшими нитями-капиллярами. И сама почва, источник питания для корня, может быть представлена как совокупность капиллярных трубочек. Ранняя весенняя вспашка земли разрушает капилляры, т.е. сохраняет подпочвенную влагу и увеличивает урожай.

В технике капиллярные явления имеют огромное значение, например, в процессах сушки капиллярно-пористых тел и т.п. Большое значение капиллярные явления имеют в строительном деле. Например, чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров (рубероид). В бумажной промышленности приходится учитывать капиллярность при изготовлении различных сортов бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги (бумага, предназначенная для письма чернилами) ее пропитывают специальным составом, закупоривающим капилляры.

В быту капиллярные явления используют при самых разнообразных обстоятельствах. Прикладывая промокательную бумагу, удаляют излишек чернил с письма, хлопчатобумажной или льняной тряпкой вытирают мокрые места на столе или на полу. Применение полотенец, салфеток возможно только благодаря наличию в них капилляров. Поднятие керосина или расплавленного стеарина по фитилям ламп и свечей обусловлено наличием в фитилях капиллярных каналов. В технике как один из способов подвода смазки к деталям машин применяют иногда фитильный способ подачи масла.

Демонстрация 4. Возьмём несколько полосок бумаги с отмеченными на них уровнями. Опустим их в воду до этих уровней. Как видите, бумага намокла. Почему?

Оставим бумагу на несколько минут, а затем снова её рассмотрим. Как видите, бумага намокла по-разному, так как она содержит в себе разное количество капилляров.

Вода поднимается вверх по бумаге потому, что бумага пронизана капиллярами, и в той бумаге, в которой капилляры тоньше, вода будет подниматься на больший уровень. Например, салфетка.

Работа с учебником (Белага, стр. 30 читать)

Подведение итогов урока

Домашнее задание: учебник Белага §§ 10,11 (читать); найти в интернете примеры проявления диффузии в природе, быту и технике.

Список использованных источников

. Смачивание. Капиллярные явления

Капиллярность в природе, технике и быту.

Большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием и питанием организма. Стволы деревьев, ветви и стебли растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений оканчивается тончайшими нитями-капиллярами. И сама почва, источник питания для корня, может быть представлена как совокупность капиллярных трубочек. Ранняя весенняя вспашка земли разрушает капилляры, т.е. сохраняет подпочвенную влагу и увеличивает урожай.

В технике капиллярные явления имеют огромное значение, например, в процессах сушки капиллярно-пористых тел и т.п. Большое значение капиллярные явления имеют в строительном деле. Например, чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров (рубероид). В бумажной промышленности приходится учитывать капиллярность при изготовлении различных сортов бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги (бумага, предназначенная для письма чернилами) ее пропитывают специальным составом, закупоривающим капилляры.

В быту капиллярные явления используют при самых разнообразных обстоятельствах. Прикладывая промокательную бумагу, удаляют излишек чернил с письма, хлопчатобумажной или льняной тряпкой вытирают мокрые места на столе или на полу. Применение полотенец, салфеток возможно только благодаря наличию в них капилляров. Поднятие керосина или расплавленного стеарина по фитилям ламп и свечей обусловлено наличием в фитилях капиллярных каналов. В технике как один из способов подвода смазки к деталям машин применяют иногда фитильный способ подачи масла.

Капиллярность в природе, технике и быту.

Большинство растительных и животных тканей пронизано громадным числом капиллярных сосудов. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием и питанием организма. Стволы деревьев, ветви и стебли растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений оканчивается тончайшими нитями-капиллярами. И сама почва, источник питания для корня, может быть представлена как совокупность капиллярных трубочек. Ранняя весенняя вспашка земли разрушает капилляры, т.е. сохраняет подпочвенную влагу и увеличивает урожай.

В технике капиллярные явления имеют огромное значение, например, в процессах сушки капиллярно-пористых тел и т.п. Большое значение капиллярные явления имеют в строительном деле. Например, чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров (рубероид). В бумажной промышленности приходится учитывать капиллярность при изготовлении различных сортов бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги (бумага, предназначенная для письма чернилами) ее пропитывают специальным составом, закупоривающим капилляры.

В быту капиллярные явления используют при самых разнообразных обстоятельствах. Прикладывая промокательную бумагу, удаляют излишек чернил с письма, хлопчатобумажной или льняной тряпкой вытирают мокрые места на столе или на полу. Применение полотенец, салфеток возможно только благодаря наличию в них капилляров. Поднятие керосина или расплавленного стеарина по фитилям ламп и свечей обусловлено наличием в фитилях капиллярных каналов. В технике как один из способов подвода смазки к деталям машин применяют иногда фитильный способ подачи масла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *