почему нельзя рвать лотосы примета
Почему нельзя рвать лотосы примета
Деревья в мифологии восточных славян занимают одно из почетнейших мест: одни от недугов лечат, другие — от проделок лешего спасают, третьи — оберегают дом и скотину от напастей. Перед деревьями испытывали благоговейный трепет, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.
Фото: Кириллица Кириллица Видео дня
Во многих источниках сохранилось упоминание о священных деревьях. В сочинениях Константина Багрянородного середины X века встречается описание «огромного дуба», у которого «росы совершали жертвоприношения». Да и в более позднее время дубы сохранили значение святынь, мест совершения сначала языческих, а затем и христианских обрядов. У этнографа и филолога-слависта Николая Гальковского есть упоминание об интересном свадебном обряде, бытовавшем в Воронежской губернии до начала прошлого века. Молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды обходили вокруг него, чтобы получить от Древа жизни благословение счастливого супружества. Одновременно старый дуб считался местом обитания нечисти. Предки-славяне верили, что на деревья слетаются бесы, чтобы похваляться своими проделками. К таким старым дубам старались близко не подходить.
В монографии «Символика деревьев в традиционной культуре славян» этнолингвист и фольклорист Татьяна Агапкина пишет, что в центральных областях и на Русском Севере священным деревом была сосна. В Костромском крае после пасхального христосования с умершими родственниками жители обязательно шли поклониться священной сосне. В Заонежье использовали ее как оберег на счастливую дорогу. Забираться на нее для определения верного направления пути не разрешалось, да и необходимости в этом не было. Заблудиться путник не мог, если он почтил священное дерево правильно — «пожертвовал» сосне медяк или красивый лоскуток, а на обратном пути помолился и поблагодарил дерево за удачное путешествие.
О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево языческий Перун (а затем и христианский Илья-пророк) мечет огненные стрелы в желании истребить всю нечисть, прячущуюся в ветках и листве. Гарантии меткого попадания никто дать не мог, а потому не исключалось, что огненная стрела поразит не демонов, а неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.
Старались близко не подходить к необычным деревьям. Сросшиеся, с изогнутыми и скрученными стволами, однобокие, стелющиеся по земле деревья были не только малопригодны для лазанья, но и вызывали суеверный страх. В Карелии и на Смоленщине, например, особенно сторонились корявых вечнозеленых деревьев. Их уродливость становилась своеобразной меткой того, что дерево облюбовал леший. В народе такие деревья называли «пьяными».
Было боязно даже помыслить о том, чтобы залезть на «пьяное» дерево, ведь на ветках «качались люльки с детишками лешего». Тех, кто потревожил Лесового и его потомство, разозлившийся Дух леса будет водить по чащобе до тех пор, пока провинившийся не сгинет в болоте или не будет растерзан зверем. Чтобы задобрить лешего, надо было сесть на пенек и трижды аукнуть — авось и сжалиться.
Согласно народным поверьям, в посаженное на могиле дерево переселяется душа умершего, поэтому в русском фольклоре так часто встречаются мотивы кладбищенского дерева, которое при повреждении начинает кровоточить. Само по себе лазанье по «душе покойника» было кощунством. Да и любое причинение вреда могильному дереву считалось грехом, ведь сломанные ветки при взбирании на дерево совсем не редкость.
Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу). Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.
Похожая примета
Рябину в древности наделяли волшебной силой и считали оберегом. Дерево садили недалеко от дома в палисадниках. Она считалась защитницей и от сглаза, и от наговора.
Фото: Слово и Дело Слово и Дело
В этот день предки внимательно следили за погодой, чтобы узнать, каким будет лето. Красное небо на рассвете предвещает засуху, а алый оттенок солнца — пожары. Если в пруду появились листья кувшинки, значит заморозков больше не будет.
Про цветы кувшинки у славян было несколько поверий. Взрослые запрещали детям приносить их в дом, чтобы не навлечь болезнь на домашних животных и скот. Но специальный заговор над кувшинкой мог облегчить путешественнику дальний путь, пишет «ТОЛК».
Похожая примета
Одно из развлечений для туристов, приехавших погостить в нашу область, это поездка на лотосные поля. Да и местные жители нередко выбирают экскурсию туда как способ разнообразить выходные. Уезжать с пустыми руками многие не хотят, поэтому в качестве сувенира срывают чудо-цветок. Однако, сувенир дороговат – штраф за сорванный цветок составляет теперь от 1500 до 2500 рублей.
В соответствии со ст.8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений) сорвавший лотос рискует получить штраф от 1500 до 2500 рублей.
И что делать с этим парадоксом?
Конечно, мы не призываем в срочном порядке разрешать туристам рвать на память нежные розовые цветки. Но и штрафовать за это не совсем логично. Может, было бы правильнее начать продавать лотосы туристам?
Впрочем. такая идея весьма «сырая». В конце концов, если разрешить гостям региона «рвать цветы за деньги», то вскоре они поймут, что «можно и без денег».
Похожая примета
У тибетских буддистов лотос считают священным. А японцы и китайцы разводят лотос как ценную пищевую культуру. В пищу употребляют корни, семена и листья лотоса. Корни едят в сыром и вареном виде, деляют муку, которой засыпают суп. Зерна лотоса с сахаром считаются особым цветочным деликатесом.
Мифы и Легенды:
С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту.
Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод. С тех пор лотос стал атрибутом божеств солнца. Считалось также, что бог Гор поднимается утром из цветка лотоса (восход солнца). Ещё цветок лотоса служил троном богам Осирису и Изиде. Бог растительности Нефертум изображался в виде юноши в головном уборе в виде цветка лотоса. Лотос был символом верхнего Египта, и скипетр египетских фараонов изготавливался в виде цветка лотоса на длинном стебле, ведь растение считалось ещё и атрибутом верховной власти.
В Индии лотос тоже служил троном для многих богов, особенно индуистских. В Упонишадах (4-я часть Вед) земля представлена, как цветок лотоса, плавающий по поверхности мирового океана — космоса. При приходе в мир первого бога Вишну из его пупа вырос лотос, из цветка которого вышел созидающий миры Брахма. Когда же боги пахали океан, из его вод вышла с лотосом в руках Лакшми — богиня счастья и красоты, ставшая супругой Вишну. По легенде новорождённый Будда сразу сделал семь первых шагов, и на месте каждого его шага вырос цветущий лотос. Будда также часто изображается сидящим на полностью раскрытом цветке лотоса, что символизирует полное раскрытие души и духа. Ведь у лотоса есть ещё одна «трактовка»: корневище растения, погружённое в ил, символизирует материю, стебель, тянущийся сквозь воды к свободе, — душу, а цветок, не касающийся воды и тем более земли и всегда следующий за солнцем, — дух. Именно поэтому раскрытый цветок символизирует полное самораскрытие, нирвану. И рай Вишну, и рай Будды представлялись у индийцев сходно: это сады, в которых в водоёмах цветут лотосы разных цветов: белого, синего, красного и не только.
Во время печально известной “культурной революции” в материковом Китае художнику Хуан Юн-юю в ходе кампании «критики реакционного искусства” было запрещено заниматься творческой деятельностью. Отстраненный от работы, он бродил без цели и часто спускался к лотосовому пруду. По мере того, как проходили дни и месяцы, его близость с цветами лотоса все возрастала, что побуждало его постоянно рисовать их. Так, в результате им было создано более восьми тысяч зарисовок лотоса.
В “Шести записях о потоке жизни” описывается, как Юнь-нян любила вечером помещать мешочек из тонкой ткани с листьями прекрасного чая в живой цветок лотоса, который вот-вот должен был закрыться. На следующий день она доставала чай из цветка и заваривала его, наслаждаясь тонким ароматом, который приобрел чай.
Еще есть примета, что лотос наказывает: Если нарвешь цветов и принесешь их домой, будешь болеть. Чем больше цветов, тем сильнее!
Скорее всего это связано с сильным запахом, который излучает цветок!
«Лотос — друг солнца. Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».
Китайские пословицы: «лотос рвется, нити тянутся».
«Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».
китайское выражение: “Красный лотос — опьяняющий, белый лотос — это услада”
“Красный лотос — красивый, белый лотос — грациозный. Свежий аромат касается вашего лица, уменьшая летнюю жару.”
слова из народной песни
Генрих Гейне
Die Lotosblume
Die Lotosblume angstigt
Sich vor der Sonne Pracht,
Und mit gesenktem Haupte
Erwartet sie traumend die Nacht.
Der Mond, der ist ihr Buhle,
Er weckt sie mit seinem Licht,
Und ihm entschleiert sie freundlich
Ihr frommes Blumengesicht.
Sie bluht und gluht und leuchtet,
Und starret stumm in die Hoh;
Sie duftet und weinet und zittert
Vor Liebe und Liebesweh
Генрих Гейне
(в переводе М. Л. Михайлова)
Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Тихо лотос благовонный
Ждет мерцающих ночей.
И лишь только выплывает
В небо кроткая луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаясь ото сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовью он трепещет,
Грустно глядя в небеса.
Заводь лотосов
Из стихов «Дом Хуанфу Юэ в Долине облаков»
к закату лишь правлю назад.
брызг поднять не хочу.
лотосов алый наряд.
С тех дней и до наших, едва загорится
Восходом багряным заря над землей,
На поиски сердца кровавого мчится
Ужасный орел, истомленный и злой.
Нередко над лотосом он пролетает.
И с трепетным чувством предсмертной тоски
При мысли, что сердце посланец узнает,
Головку прелестную лотос склоняет,
И в страхе бледнеют его лепестки.
Разбился как-то лотос из стекла
Он символом был редкой чистоты
Разбилась форма, красота ушла
Остались о гармонии мечты
Все разобьется рано или поздно
Что создавалось, разрушенье обретет
Лишь красота Миров небесно-звездных
Жить будет вечно, как Любовь живет
Любовь к Единому не даст нам зацепиться
За то, что нам дают и забирают
И прах материи сквозь пальцы просочится
Но есть цветок, что вечно расцветает.
Новое в блогах
КУВШИНКА, ИЛИ ВОДЯНАЯ РОЗА
Многие мистические свойства приписывали белой кувшинке. Считали, что она имеет власть над нечистой силой в воде и на полях. «Одолень-трава! Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озеры синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке», – с таким заговором отправлялись наши пращуры в иные края. А дабы разминуться с бедами, болезнями и прочими напастями носили на груди оберег, зашивая в ладанку кусочек корня.
Белую лилию на Руси называли одолень – трава и водяная роза. Ее цветки раскрываются с первыми лучами солнца. Но как начнет припекать солнышко, цветки закрываются и «прячутся» под водой. По народным приметам, если утром цветы не раскрылись – к ненастью. И к гибели домашнего скота, если цветы кувшинок принести в дом. Помню, какую взбучку получила от своей бабушки, заявившись домой с букетом из водяных лилий и кубышек. Бабушка, хотя мы жили в центре города, держала для нас, внуков, козу. И каждое утро заставляла выпивать стакан парного козьего молока. Дабы, как сейчас говорят, укрепить иммунную систему. Возможно, мне перепало за неправильное обращение с кувшинками? Считалось, срезавший эти цветы человек видел кошмарные сны. Для того, чтобы сон оставался нормальным, нужно говорить кувшинкам ласковые слова и заткнуть ватой уши. На Руси водяную розу называли также русалочьим цветком. Водяная роза служила русалкам приманкой, с помощью этого цветка они зазывали людей в подводное царство. А скользкие и крепкие стебли растения, в которых очень легко запутаться, цепко держали охотников за водяными цветами.
Из цветов кувшинок в Румынии варят варенье, отваром изводят зубную боль. Приложенные к голове свежие листья кувшинок, сорванные в июне или июле, врачуют мигрень. Держат листья до полного высыхания.
Латинское название кувшинки Nymphaea означает «посвященный нимфам». Греческая легенда гласит, что водяная нимфа-красавица очень долго ждала юношу, в которого сильно влюбилась. И от тоски превратилась в прекрасную лилию. Полюбуемся на белоснежный цветок водяной розы и отправимся в Индию.
В индийской легенде рассказывается, что сразу после рождения Будда сделал самостоятельно несколько шагов. Там, где ступали ножки младенца, распускались цветы лотоса – священного растения у многих народов. Древние египтяне верили, якобы в зарослях Нила из него родился бог солнца Ра. Венки из ярко-красных цветков лотоса, попавшего из Восточной Индии, возлагали на властителей Древнего Рима во время восхождения на престол, как символ божественности. Изображение дикой голубой кувшинки, названной так из-за ярко-голубых цветов и растущей в долине Нила, часто встречается на монетах, колоннах и могильных плитах Древнего Египта. Форму стеблей священного лотоса копируют колонны пирамиды Джосера. В индуизме бог-творец Брахма всегда восседает на троне из священного лотоса – символа идеала и небесной чистоты, духовных исканий и мудрости. Для европейской культуры это символ забвения. Иероглиф, изображающий лотос, читается у народов Востока как «счастье». Но служит лотос не только духовной пищей.
Его семена и богатые крахмалом корневища высушивают, перемалывают в муку и пекут лепешки. Лотос, как у нас крапива, спасал в голодные годы от смерти многих людей. И по сей день его, как культурное растение, выращивают в Китае и Индии. Крупные, до 30 см цветки индийского – орехоносного лотоса распускаются на рассвете, имеют ярко-розовый окрас, к вечеру они бледнеют. Соплодие растения напоминает носик лейки с насадкой для полива, где в каждой дырочки «прячется» плод-орешек. Заросли лотоса занимают в дельте Волги несколько десятков га.
На Руси белая кувшинка была символом веселья. Древние греки почитали ее как символ красоты и красноречия. Лебединым цветком и предметом обожания была кувшинка в Германии. Ее изображали на гербах. И верили, что в цветах кувшинок живут нимфы.
Растет кувшинка в умеренных зонах по всему миру. И годится для озеленения водоемов. Светолюбива и морозоустойчива она может обитать в любой таре. Главное: наполнить емкость илистой почвой. Выбранный сосуд закрепляют на дне водоема. Это могут быть камни, колья, словом, как подскажет смекалка. И тогда природное лекарство будет всегда под рукой.
Волшебную силу кувшинки используют для лечения многих болезней. Семена ели монахи, как средство успокаивающее нервы и усмиряющие земные желания. В народной медицине европейских стран водный отвар из кувшинок практикуют для лечения различных опухолей. Но наша народная медицина шире использует лечебные свойства белой кувшинки.
Химические исследования показали, как разнообразен ее состав – алколоиды, дубильные вещества, карденолиды, флавоноиды, органические кислоты. Дарованным природой богатством лечат заболевание почек, мочевого пузыря, нервные болезни. Используют как гипотензивное, кровеостанавливающее и вяжущее средство. Микстуру по прописи Здренко, в ее состав входит корневище нимфеи, назначают при папилломатозе мочевого пузыря и гастрите.
Во многих странах, особенно Японии, кувшинка белая и кубышка желтая это лекарственно-пищевое сырье, используется для выпуска салатов и суррогатного кофе. У нас, до развала родного Союза, кувшинки шли на корм ценных промысловых животных – оленей, ондатр, нутрий и бобров.
По своей красоте кубышка желтая может и уступает кувшинке белой, но также полна грации и плавает по водной глади словно “кусочек солнышка” на темно зеленом листе. Ее цветы слегка душистые, с лепестками в несколько рядов. Растение часто встречается в бассейнах Дона, Волги, Днепра, Кубани. Предпочитая районы в умеренной области северного полушария. Но живет сия прелесть только в чистой воде и может служить лакмусом для санитарного состояния любого водоема. В случае промерзания искусственного водоема воду спускают. Агротехника этих растений похожа, а вот химический состав разный.
Кубышка желтая содержит алколоиды, основной – нуфарин. У него настолько высокая антимикробная активность, что разведенный даже в 1 000 000 раз он не теряет способность убивать паразитов и патогенные бактерии. Измельченные листья кубышки прикладывают к гноящимся, долго незаживающим ранам, несозревшим фурункулам и воспаленным местам, меняя через день повязку. Настойка из листьев отличное средство при рожистом воспалении кожи. “Разглядев” в кубышке флавоноиды, стероиды, фенолкарбоновые и жирные кислоты, и на основе ее алкалоидов стали выпускать препарат лютепурин. Препараты из кубышки оказывают умеренно мочегонное, контрацептивное и бактериостатическое действие. После приема наблюдается расслабление внутренних органов, снижение артериального давления и гибель болезнетворных бактерий. Цветочным отваром кубышки врачуют суставные боли, ушибы, воспаление мышц, невриты. Отвар из семян пьют во время еды при гастритах с пониженной кислотностью, как жаропонижающее средство. Внутреннее употребление отвара из корневищ помогает при спазме желудка, туберкулезе, подагре, воспалении почек и мочевого пузыря, ночном недержании мочи у детей, острых и хронических трихомонадных заболеваниях, осложненных бактериальной или грибковой микрофлорой. При зубной боли используют как компресс.
Корневища кубышки можно часто видеть по берегам рек во время весеннего половодья. От мелких коряг они отличаются многочисленными рубцами от опавших черешков и цветоножек. Заготавливают корневища в конце августа и начале сентября. Отрывая сильным рывком или обрезая корни. Очистив от ила, остатков корней, черешков, корни разрезают на куски 1-2 см. Провяливают на солнце, сушат в тени, разложив тонким слоем. Хранят один год. После отмачивания в соленой воде, для нейтрализации ядовитых веществ, из корней богатых крахмалом готовили на Руси вкусные блюда. И до сего дня плоды кубышки едят на Кипре.
В ответ на пост о сорванных лотосах
Сегодня в горячем есть копипаста о супер уникальном озере лотосов, кроме этого, там и имена, и фото, и даже призывы линчевать призвать к ответственности, людей которые их сорвали. И судя по тому, что самые заплюсованные коменты это «уроды» и «бляди», то новость явно вызвала кучу негативных эмоций.
Лотос орехоносный действительно занесен в Красную книгу ещё в 1978 году, хотя я и допускаю, что не все знают краснокнижные растения, сразу говорю, я не оправдываю «собирателей» букетиков.
Я просто хочу рассказать вам о лотосах.
На территории России лотосы растут в европейской части встречается по берегам Каспийского моря, в дельте реки Волги в Астраханской области, а на Дальнем Востоке растет в Амурской, Еврейской автономной областях,в Хабаровском и Приморском края, а также на побережье Азовского моря. Только в одной Астраханской области 5000 гектар покрыты лотосами.
Цветки распускаются всего на пару дней, это не значит, что стоит обрывать все цветы и семена, но растение вполне способно это пережить и даже довольно быстро распространяться. Кроме того, у сорванного цветка лепестки опадают действительно через несколько часов.
При этом, далеко не все виды флоры и фауны способны пережить соседство с лотосом. Из-за огромных листьев лотоса, которые достигают до 60 см в диаметре, в толщу воды проникает намного меньше солнечного света, снижается температура в водоеме. Кроме того, не стоит забывать про части растения, скрытого под водой. В итоге, лотос вытесняет другие растения, организмы, которыми питается рыба и, как следствие, и саму рыбу.
В общем, не все так однозначно с лотосами. Не стоит бездумно рвать все, что попадется под руку, относитесь к природе и к друг другу с уважением.
Это что получается, приору с факелами и топорами разворачивать? А то мы уже бензин заправили до полного, выехали «убеждать» извинится перед лотусом.
то есть они полезное дело делают?
Так вот кто у меня на клумбе цветы дёргает.
Странно, а я увидел в топе комментариев того поста совершенно другое: ну в общем-то тоже самое, о чем пишет ТС, что эти ебучие лотосы не такие уж няшки, и что они всё заполонили )
Душевное спокойствие
Может не успел вписать в завещание?
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Триппер?
И снова: Государство не просило их рожать
Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»
Больше не хочу
— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?
— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.
Дженнифер Энистон тогда и сейчас
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Вот так вот
Помогло
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)