Почему движения животных более активны чем движения растений 6 класс биология
Урок биологии в 6-м классе «Движение животных»
Разделы: Биология
Оборудование: таблицы по биологии
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, репродуктивный.
Ход урока
1. Проблемный вопрос: Почему движение важный признак всех живых организмов?
Вопрос: Какие признаки живых организмов вы знаете?
Ответ: Признаками живых организмов являются: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
Вопрос: Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны?
Ответ: Растения не способны на активное перемещение, но движутся листья и стебли к солнцу. Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.
– Давайте посмотрим, как же двигаются животные.
Демонстрация видеороликов на мультимедийном проекторе: движение амебы, инфузории-туфельки.
Вопрос: Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов?
Ответ: У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички.
– Движется даже цитоплазма внутри клетки.
Демонстрация движения хлоропластов внутри клетки.
2. Проблемный вопрос: С чем связано многообразие приспособлений к передвижению у животных?
Демонстрация: передвижение животных в почве, воде, воздухе, наземной среде. Заполнение таблицы по мере демонстрации способов передвижения.
Таблица: “Способы передвижения организмов в различных средах”
Среда обитания | Способ передвижения | организмы |
почва | Сокращение мускулатуры | Дождевой червь |
вода | Сокращение мускулатуры |
крылья
пингвин
Летучая мышь
– Назовите особенности различных сред обитания.
– Назовите особенности строения органов передвижения, связанные со средой обитания.
Обсуждение заканчивается выводом о связи способов передвижения со средой обитания.
– А сейчас рассмотрим подробнее движение наземных животных.
Большинство наземных животных – “ходильные” животные, т.е. при ходьбе они опираются на конечности – ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например, у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени.
Демонстрация изображения крокодила, варана.
Таким образом, достигается устойчивость тела, но скорость передвижения небольшая. У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.
Вопрос: Почему копытные животные двигаются быстрее стопоходящих?
Ответ: Копытные животные передвигаются на кончиках одного или двух пальцев, что уменьшает площадь соприкосновения с землей и увеличивает скорость перемещения.
Демонстрация на экране различных животных.
– Расскажите, каким способом передвигаются эти животные.
Выполнение теста:
1. Инфузория передвигается с помощью:
А) ложноножек;
Б) ресничек;
В) жгутика;
Г) сокращения мышц.
2. Реактивный способ движения используют:
3. У земноводных для передвижения в воде используют:
А) перепонки;
Б) плавники;
В) реактивное движение;
Г) ласты.
Изучить Раздел 16, составить план рассказа об особенностях движения животных.
Как вы считаете, почему движения животных более активны, чем движения растений? Почему животным свойственно сложное поведение?Ну
Эволюционная теория Дарвина – учение согласно основной движущей силой эволюции является естественный отбор. Суть эволюционной теории по Дарвину состоит в реализации целенаправленного процесса размножения – уничтожения. При размножении возникают новые живые организмы, при уничтожении они гибнут и удаляются из процесса в соответствии с правилами естественного отбора. Элементарной единицей эволюции является не отдельная особь, а популяция.
Движущими силами эволюции являются: наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Эволюционная теория Дарвина в настоящей момент является основной концепцией теории эволюции и разделяется большинством биологов, хотя и не всеми. Ее идеи используются в эволюционном моделировании и при реализации генетических алгоритмов, методы которых, в свою очередь, используются при автоматизации параметрического и структурно-параметрического синтеза.
то одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. В него входит около 100 родов и 3000 видов высших растений. Они распространены практически по всему земному шару на территориях, где могут обитать цветковые растения. Однако премущественно их ареалы распространения приходятся на умеренную и субтропическую зоны северного полушария. В растительных сообществах представители розоцветных обычно не играют доминирующей роли, но являются одним из важнейших для человека семейств растительного мира.
В составе семейства есть:
Деревья (яблоня, слива). Однако деревья в подсемействе редки.Кустарники и полукустарники (малина), они составляют основную массу растений этого семейства.Травы. Среди травянистых розоцветных изредка встречаются однолетники (некоторые манжетки, виды лапчаток), в большинстве же это корневищные многолетники, часто формирующие розетки и плагиотропные побеги, служащие для захвата территории и вегетативного размножения. Всем известны лишенные листьев надземные столоны (усы) садовой и обыкновенной, или лесной земляники (Fragaria), укореняющиеся верхушками и формирующие розетки листьев, из пазух которых вырастают новые столоны. С помощью столонов ползет во все стороны гусиная лапчатка (Potentilla anserina), костяника (Rubus saxatilis) и другие виды розоцветных.
Ботаническое описание. Листья у растений семейства розовых простые или чаще
перистосложные, или пальчатосложные, с постоянными, а у многих видов даже
приросшими к черешку, или опадающими прилистниками; только у некоторых форм
прилистники зачаточные или их совсем нет. Цветки правильные (только у
некоторых Chrysobalaneae неправильные), обоеполые, редко однополые, собранные
в разнообразные соцветия. Околоцветник двойной, состоящий из чашечки и
венчика, а у некоторых представителей развивается еще подчашие, образованное
§ 40. Движение организмов
1. Какие способы движения животных вам известны? 2. Каково значение движения в жизни организмов?
Почти все живые существа способны приводить в движение хотя бы часть своего тела. Так, всё время изменяют своё положение в пространстве и совершают движения растущие части растений. Например, в направлении источника света изгибаются молодые проростки и верхушки побега с листьями. Изгибаясь, органы растений занимают оптимальное положение по отношению к источнику света. При прорастании семени, независимо от его положения, зародышевый корешок обязательно растёт вниз, а главный побег — вверх. Если проросток перевернуть корнем вверх, а побегом вниз, то через некоторое время корень изогнётся вниз, а побег — вверх.
В отличие от растений, большинство животных могут двигаться всем телом и перемещаться с места на место. Самым простым является пассивное движение животных в потоках воздуха и водных течениях.
Одним из самых древних и простых является амёбоидное движение с помощью выпячиваний. Таким образом перемещается одноклеточное животное амёба обыкновенная, а также фагоциты — специализированные защитные клетки, уничтожающие болезнетворные микроорганизмы в теле животных и человека.
Многие одноклеточные и мелкие многоклеточные животные передвигаются с помощью жгутиков и ресничек. Жгутиков, как правило, один или два. Они длиннее, чем реснички. С помощью жгутиков перемещаются, например, одноклеточные организмы — ббдо, а также эвглена зелёная, хламидомонада. Реснички служат органоидами движения инфузорий, личинок многих водных червей и ряда других животных.
Головоногие моллюски: кальмары, осьминоги и каракатицы — могут двигаться разными способами. Одни скользят по волнам (осьминог аргонавт), другие мчатся, как реактивная ракета (кальмар, осьминог) (рис. 97).
У членистоногих животных: раков, пауков, насекомых — появились специальные органы передвижения — конечности. Они состоят из члеников и приводятся в движение мышцами. Кроме ног, у многих насекомых есть крылья.
С их помощью они освоили воздушную среду. Первые летающие насекомые появились на Земле около 200 млн лет назад.
Специальная опорно-двигательная система, состоящая из костей и мышц, существует у позвоночных животных — рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей). Благодаря этому позвоночные животные способны активно перемещаться в воздухе, воде, почве и на её поверхности.
Различными способами и с различной скоростью плавают в воде рыбы. В этом процессе большую роль играют плавники, особенно хвостовой. С его помощью рыбы плывут вперёд.
У таких активных пловцов, как киты и дельфины, передние конечности превратились в ласты. Основным органом движения этих водных зверей служит мощный хвост, заканчивающийся двухлопастным плавником.
Как по твёрдому грунту, так и в воде могут активно передвигаться бобры, ондатры, лягушки, жабы. Их задние лапы снабжены плавательными перепонками, натянутыми между пальцами.
Строение мпогих животных в первую очередь приспособлено для передвижения. Подвижность позволяет им находить пищу, покидать неблагоприятные места, спасаться от хищников. Таким образом, движение является одним из важнейших свойств живых организмов.
Движения у растений. Передвижение животных
Ответьте на вопросы
1. Какие движения совершают растения? 2. Каково значение движения в жизни растений? 3. С помощью каких органов передвигаются животные?
Почему у животных, в отличие от растений, выработались различные способы передвижения?
«Движение как важнейшая особенность животных».
Урок для 6 класса по теме: «Движение важнейшая особенность организма»
Содержимое разработки
Тема урока: «Движение как важнейшая особенность животных».
Цель урока: рассмотреть особенности движения животных, выявить связь между способом движения животных и его образом жизни.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наблюдение, проектные.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания, презентация: Движение, как важнейшая особенность животных»
ОРГ. МОМЕНТ: Здравствуйте ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам на уроке хорошо потрудиться, узнать много нового и за урок получить только положительные оценки.
Какие признаки живых организмов вы знаете?Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с питанием, дыханием, выделением, транспортом и обменом веществ, но не усвоили еще одну важную сторону жизнедеятельности организмов. Что это за свойство….это (ДВИЖЕНИЕ)
Сегодня мы продолжим говорить о движении многоклеточных организмов, как об одном из важных свойств всего живого.
Какую цель мы должны поставить сегодня перед собой на уроке?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?рассмотреть особенности движения многоклеточных животных, выявить связь между способом движения животных и его образом жизни.
В течении урока вы должны быть очень внимательными, чтобы в конце урока ответить на проблемный вопрос: Существуют ли связь между способом движения животных и его образом жизни.
2.Проверка домашнего задания.
1.Почему движение считают одним из признаков живого? (движение характерно только для живых организмов, без движения нет жизни.)
2. Приведите примеры движения на разных уровнях организации живого:
Клеточный уровень— движение цитоплазмы в ложноножках амебы.
Органный –сокращение сердца.
Организменный –полет орла, бег гепарда…..
Дома Вам было дано задание, наглядно проиллюстрировать, как происходит движение у организмов.
3. Как двигается простейший организм- амеба (У амебы органами движенияявляются ложноножки. И она как бы перетекает с одного места на другое)
5. Как двигается простейший организм- эвглена зеленая. (она перемещается с помощью жгутика.Совершая вращательные движения он как бы ввинчивает тело животного в воду и тянет его за собой. За 1 секунду эвглена может продвинуться на 0,5 мм)
6. Давайте вспомним как перемещается дождевой червь.(движение многоклеточных животных связаны с мышечной деятельностью. Движение червя начинается с сокращения кольцевых мышц в передней части тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через все тело. Тело становится толще и червьопираясь на щетинки проталкивает передний конец тела вперед. Затем сокращаются продольные мышцы. Опираясь снова на щетинки червь подтягивает заднюю часть тела.
7.Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны?(Нет. Растения не способны на активное перемещение. У растений перемещаются отдельные его части. Например, если цветок тюльпана занести в прохладное место, то через некоторое время он закроется. Многие цветы на ночь или перед дождем закрываются. У подсолнуха его цветок всегда поворачивается к солнцу.)Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп
Ответьте на творческий вопрос: какие виды движений человек подсмотрел у животных и применил их в создании техники?
ДОКЛАДВ биологии в 60-е годы 20 века появилось новое направление –бионика, объединяющая интересы биологии и техники.Очень многое человек изобрел, наблюдая за движениями животных. Например, всем известно, что самолёт был изобретён, наблюдая за полётом птицы. А вертолёт очень напоминает стрекозу только большого размера. Корабль имеет обтекаемую форму, как рыбы, что связано с движением. Изучив строение медуз, человек изобрёл прибор для предупреждения шторма, т.к. медузы сами покидают место предстоящего шторма задолго до его начала. Таким образом этот прибор предупреждает за 12 часов до начала шторма, тогда как обычный барометр только за 2часа. И таких примеров очень много.
Среда обитания животного
Черты приспособленности к движению в данной среде
Выдры, черви, угри, змеи (за счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения.Так плавают выдры, угри, морские змеи).
Волнообразные движения тела
Помогают преодолевать сопротивление воды при движении с наименьшими затратами энергии
(хвостовой плавник выполняет у рыб функцию руля, изгибая его в сторонырыба плывет вперед)
Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.
1.Обтекаемая форма тела
2.парные и непарные плавники
3.чешуя и слизь, выделяемая многочисленными железами
(моллюск морской гребешок, резко сближая створки раковины, выталкивает из нее назад струю воды и благодаря этому «скачками» движется вперед. Подобным способом передвигаются и кальмары — морские головоногие моллюски, только струю воды они выталкивают из полости тела.
Водоплавающие птицы, лягушки
(Лапы многих водоплавающих птиц снабжены особой плавательной перепонкойПри плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла.)
Тюлени, моржи, киты. Пингвины
(В ласты преобразуются и крылья у пингвинов, с помощью которых они летают под водой)
Черты приспособленности птиц к полету
1обтекаемая форма тела
2.легкие, полые кости
Помогают преодолевать сопротивление воздуха при полете с наименьшими затратами энергии
Стриж даже пьет на лету а ночью на лету способны спать, медленно со скоростью 30-40 км/ч летая кругами на большой высоте
В) повисающий (колибри)
2.парящий (орел) летучая мышь тоже парит в воздухе благодаря кожной перепонке на конечностях.
Но большинство животных освоили сушу. Укажите группы ходильных млекопитающих:
Насекомые, рептилии, птицы, земноводные и млекопитающие.
Группы ходильных млекопитающих:
Стопоходящие – животные при ходьбе опираются на всю стопу (медведь)
Пальцеходящиепри ходьбе и беге опираются на пальцы, что значительно повышает скорость их бега(кошки)
Копытныеэто животные бегающие на кончиках одного или двух пальцев (лошади, олени, косули)
К какой ходильной группе млекопитающих относится человек (стопоходящие)
У пресмыкающихся две пары ног располагаются по бокам тела, так что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени ( отсюда и произошло название пресмыкающиеся)
У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.
Строение конечностей позволяют развивать скорость при ходьбе и беге.
Шесть – на место сесть опять.
Проблемный вопрос: Существуют ли связь между способом движения животных и его образом жизни.
Вывод: Многообразие движений у животных зависит от среды обитания, особенностей строения опорно-двигательной системы.
4. Закрепление изученного материала.
Выбери один из правильных ответов
Амёба передвигается с помощью:
2.Хламидомонада передвигается с помощью
3.Дождевой червь передвигается:
А) благодаря переменному сокращению продольных и кольцевых мышц
Б)способности делать «кольцо»
В) благодаря согласованной работе многочисленных микроскопических ресничек
4. Как двигаются кальмары?
А)с помощью хвостового плавника
Б)с помощью подъемной силы
В)с помощью мышечной деятельности
5.Стопоходящие животные перемещаются
А)при ходьбе и беге опираются на пальцы
Б)бегают на кончиках одного или двух пальцев
В)при ходьбе опираются на всю стопу
6. К какому типу относятся движения кошки?
7. Растения могут перемещаться:
Б)способны к активному передвижению
В)при движении перемещается весь организм
Г)двигаются только органы и их части
8.Как перемещаются копытные:
А)бегают, опираясь на кончики одного или двух пальцев
Б)при ходьбе и беге опираются на пальцы, что значительно повышает скорость их бега.
В)при ходьбе опираются на всю стопу
9. Какие особенности строения птиц не связаны с их полетом:
А) питание насекомыми
Б)передние конечности видоизменены в крылья
Г)полые кости скелета
10.Птица плавающая, но не летающая, это:
Какой тип движения характерен для крота и оленя:
А)ходит, бегает, прыгает.
2.Как располагается хвостовой плавник у рыб и млекопитающих
1. хвостовой плавник рыб расположен
2. хвостовой плавник китов расположен
К какой группе относятся животные:
4.найдите соответствие между представителем животного мира и способом его передвижения
1. эвглена зеленая передвигается с помощью
2. инфузория туфелька пе5редвигается с помощью
5.найдите соответствие между приспособлением к типу движения и формой тела
1. приспособления к плаванию у водных животных
2. особенности строения птиц в связи с полетом
А) обтекаемая форма тела
Б)органы передвижения: крылья, ласты, плавники
В)передние конечности видоизменены в крылья
Д) имеется перепонка между пальцами
Е) облегченный скелет
6. Подберите признаки характерные, для растений и для животных
1. движение растений
2) движение животных
Ж)движение листа к свету
З)закрытие венчика от ударов дождя
Вставьте пропущенное слово:
1………….это проявление жизни.
2.Движения большинства многоклеточных животных связана с ……………… мышц.
Некоторые моллюски используют …………… способ движения.
Животные при ходьбе опираются на всю стопу называются……………….
…………… наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем.
Выберите верные утверждения:
Растения не способны к движению
Человек относится к стопоходящим животным
Крупные перья, полые5 кости, обтекаемая форма тела и воздушные мешки являются главными приспособлениями для полета у птиц.
Пингвины плавают с помощью плавательных перепонок на лапах
Реактивное движение характерно для хрящевых рыб
Киты имеют вертикальный хвостовой плавник
Щетинки на брюшной стороне червя способствуют перемещению
Перемещение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью
Хвостовой плавник рыб выполняет функцию руля.
Выдры, угри и черви при движении выполняют волнообразные движения тела.
Самая быстрая птица Сокол-сапсан развивает скорость при охоте до 350 км/ч
Самое быстрое наземное животное это гепард.
Во время забега может развить скорость до 110-115 км/ч и развивает ее за 2 секунды
Самая быстрая собака – грейхаунд- 68 км/ч.
Самая быстрая змея – мамба. Скорость этой змеи составляет 11,3 км/час
Самое быстрое насекомое- американский таракан. Его скорость достигает 5,4 км/час.
Насекомое, являющееся рекордсменом в воздухе, это стрекоза, способная развивать скорость до 97 км/ч.
Самое медленное животное… Ленивец его скорость 150 м/ч
Самое удивительное животное… Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду.
Презентация по биологии 6 класс ««Почему организмы совершают движения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Движение живых организмов Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Растения поворачивают свои листья к солнцу, все живое растет. Способы движения за миллиарды прошли долгий путь эволюции.
Движение одноклеточных организмов с помощью жгутиков С помощью жгутиков передвигаются многие бактерии, одноклеточные водоросли и простейшие животные. Жгутики похожи на тонкие нити. Они вращаются со скоростью 50 оборотов в минуту. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно.
Движение одноклеточных организмов с помощью ресничек Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. У инфузорий их число превышает 10 тысяч. Они более чем в 10 раз короче жгутиков, их движения не беспорядочные, а волнообразые, похожи на колебания маятника.
Движение растений У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света – вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
Движение животных В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно – двигательная система. Основа такой системы – скелет. У животных различают три типа скелета.
Используемые материалы: 1. Интернет ( www. intel..karelia. ru ). 2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. «Животные». 7 класс. «Дрофа». Москва. 2002 г. 3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., Воронин Л.В. Сферы. Биология. «Живой организм». 6 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г. 4. Детская энциклопедия. Том 4. «Растения и животные». Издательство «Педагогика». Москва. 1973 г. 5. Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. «Биология». Москва. «Аванта +». 1996 г. 6. Электронный атлас для школьника. «Ботаника». 6 – 7 классы. «ЧеРо». 2004 г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-039390
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.