Почему австрийская школа была более популярной чем лозанская

Особенности основных школ неоклассического направления (австрийской, кембриджской, лозаннской, американской)

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков.

Австрийская школа политической экономии В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

Лозаннская школа политической экономии Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас. Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия. Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Американская школа политической экономии Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк. В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей. Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Кембриджская (английская) школа политической экономии Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл. Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным. Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Источник

Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Содержание

Введение 3
1 Австрийская экономическая школа. ………………………. …………………. 6
1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики 6
1.2 Сущность теории «австрийской школы» 10
1.3 Популяризация идей австрийской школы на современном этапе 17
2 Лозаннская школа экономики…………………………………………………23
2.1 У.С. Джевонс «Теория политической экономии» и Ф.И. Эджуорту «Матиматическая психология» ………………………………………………. 23
2.2 Леон Вальрас «Элементы чистой политической экономии»…………….25
2.3 Вильфредо Парето «Курс политической экономии»…………………….. 27
3 Теория маржинализма…………………………………………………………. 30
3.1 История возникновения теории маржинализма………………………….30
3.2 Сущность маржиналистской революции…………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

Австрийская школа2.doc

И тут же пришло в голову то, что принято называть «решающим влиянием предельной полезности». Всякая корысть имеет свои пределы: высший и нижний. А именно: блага, имеющиеся в избытке, ценятся предельно низко, а самые редкие, предельно недоступные блага – максимально высоко. А между этими пределами наблюдается следующая закономерность: люди склонны сбывать дешевле то, что ближе к нижнему пределу, и дороже – приближающееся к верхнему [2, С. 110].

После таких догадок тридцатилетний Менгер решил, что нашел ключ к решению всех проблем политэкономии, и тут же принялся разрабатывать собственную систему политэкономии, положив в основу «господствующее влияние личного стремления к выгоде» и сделав «исходным пунктом экономического исследования человеческие потребности» [5, С. 145].

1.2 Сущность теории «австрийской школы»

Самое главное и самое очевидное в теории Менгера состоит в следующем:

1) Основатель австрийской школы «при анализе всех экономических процессов исходил из определяющей роли субъективных факторов». Он называл это «атомистическим подходом» (поскольку все сводится к движению отдельных атомов-индивидом) и «экономическим монизмом» (поскольку корни абсолютно всех экономических явлений выискиваются в индивидуальной психике – субъективных мнениях).

Относительной редкостью благ Менгер объяснял и человеческий эгоизм, и возникновение собственности, и иерархию наших потребностей.

3) Первоучитель «австрийской школы» считает, что никакой «объективной ценности благ» не существует, что ценность чисто психологический феномен – субъективная оценка, даваемая на основе сугубо индивидуальных предпочтений. Более того, оценки разных людей ‑ несоизмеримы, ибо у каждого свои критерии и своя система приоритетов. Потому и говорить об эквивалентности или неэквивалентности обмена некорректно, ведь равенство стоимостей предполагает, что в каждом благе есть нечто общее для всех благ – а именно такую объективность Менгер отвергает категорически. Отвергает он и единую цену товара, заменяя ее двумя принципиально различными: «ценой спроса» и «ценой предложения».

4) Почти все маржиналистические доктрины признают гедонизм (этику удовольствий) – философской основой своей экономической системы. Менгер же последовательно отказывается признавать, что человеку всегда присуще стремление к удовольствиям (избеганию страданий). Иначе пришлось бы признать, что наши мнения не первичны, а обусловлены неким врожденным качеством, и анализировать не субъективные оценки (свободные по сути своей), а некое объективное свойство человека.

Но при этом сам Менгер проповедовал нечто весьма похожее на гедонизм, у него «потребности – это разновидность неудовлетворённых желаний (неприятных ощущений), вызванных отсутствием психофизиологического равновесия» [10, С. 82].

5) В отличие от многих маржиналистов, интенсивно использующих математику, Менгер считал невозможным выражать числами и, тем более, формулами ценность благ или количество приносимой ими пользы. Этому, по его мнению, препятствуют:

— несопоставимость различных благ по важности и другим качественным характеристикам, да и сами качественные различия цифрами невыразимы;

— эмоциональная неустойчивость человеческих оценок и наша способность ошибаться.

Нужность каждого блага, по мнению Менгера, не имеет абсолютной величины, а выражается лишь условными терминами «больше- меньше» в сравнении с полезностью другого блага.

Такой подход привел к тому, что «австрийская школа» до сих пор избегает формул и графиков, а все ее оппоненты попрекают австрийцев за отказ от точных математических методов.

6) Обмен для Менгера – наиболее эффективный (выгодный) способ улучшения жизни людей, поскольку после обмена потребности обоих участников сделки удовлетворены лучше, чем до него.

Впрочем, не все виды обмена одинаково полезны: проанализировав четыре вида обмена («изолированный (случайный)», «монополистический», «в условиях ограниченной конкуренции» и «неограниченно конкурентный») Менгер приходит к весьма либеральному выводу – неограниченная конкуренция делает рыночные отношения максимально выгодными для всех.

Однако полная гармония рыночного обмена по Менгеру невозможна, поскольку различия в субъективных оценках людей и изменчивость вкусов порождают колебания рынка, зачастую сильные. К тому же, те, кто лучше других умеет торговаться («наиболее сильные участники рынка»), нарушают рыночное равновесие в свою пользу [9, С. 172].

7) Деньгами, по мнению, Менгера становится товар, наиболее пригодный к сбыту («наиболее ликвидный», выражаясь современным языком). А после превращения в деньги спрос на такой товар вырастает до «предельного максимума», поскольку всем нужна вещь, легко обмениваемая на другие вещи. Именно этим «Учитель австрийцев» объясняет всеобщую тягу к деньгам. По его мнению, людям нужны не сами деньги, а лишь простая дорога к чему-то более ценному, чем то, что они желают сбыть.

Так, например, за доски, предназначенные для изготовления мебели люди склонны платить больше, чем за те же доски, но уже для забора. Однако на общем, открытом для всех рынке все доски, по мнению Менгера, продаются по цене досок для забора, если, конечно, это самая маловажная нужда в досках. Точно также за первый кусок хлеба голодный заплатил бы больше, а за последний – влекущий пресыщение и ожирение гораздо меньше – но на рынке весь хлеб будет продаваться по цене куска для самых пресыщенных.

Такой метод определения цены обычно формулируется так: «предельная полезность блага равноценна (равна) пользе от последней единицы блага (то есть от единицы приобретаемой в последнюю очередь, когда более острые нужды удовлетворены)».

Кроме того, Менгер признает еще один фактор объективного характера, влияющий на стоимость – это естественная редкость товара. Например, картина Леонардо да Винчи или уникально-крупный алмаз очень дороги, не только потому, что их сильно хотят, но и потому, что они большая редкость (не тиражируемы) [3, С. 124].

9) Для объяснения «принципа убывающей важности» – то есть снижения ценности благ по мере удовлетворения (насыщения) потребности, а также для наглядной демонстрации « умозрительного процесса сопоставления ценностей различных благ» Менгер придумал таблицу. Ныне она носит его имя и весьма популярна у многих экономистов.

В ней все величины абсолютно условны и для расчетов не предназначены. Просто цифры лучше слов показывают, что больше, а что меньше. Менгер с помощью таких «больше-меньше» показывал, как:

— дополнительная единица одного и того товара снижает его ценность;

— пятая единица особо ценного товара снижает его стоимость до стоимости одной единицы товара пятой степени ценности.

Первый существенный вывод, к которому подталкивает Менгер при анализе своей таблицы таков: на развитом рынке все блага одного качества имеют ценность, равную субъективной оценке той единицы этого блага, которая приобретается для наименее желательного использования. Иными словами, наименее нужная вещь становится критерием оценки всех аналогичных вещей. Что кажется очевидным для всех рынков, где предложение легко превышает спрос.

10) Издержки производства, количество затраченного труда и другие объективные факторы, по мнению Менгера, не только не определяют стоимость продукта, но и сами имеют ценность лишь в той мере, в какой результаты производства (труда) кажутся покупателям достойными оплаты. При этом никого и никогда не волнует, сколь сильно издержался производитель или устал трудящийся ‑ покупатель думает лишь о том, сколько он сам готов потратить на приобретение нужного товара.

Ценность благ, используемых для производства, по Менгеру, определяется ценностью произведенной с их помощью продукции (в конечном счете, ценностью того, что будет потреблено людьми) [8, С. 107].

В связи с таким пониманием Менгер полностью отказался от классического деления основных факторов производства на землю, труд и капитал. Ведь такое деление имеет смысл только для тех, кто считает, что указанные факторы влияют на величину стоимости по-разному. У Менгера же ни один из «производственных фактор» не имеет никакого влияния – все определяется мнением потребителя.

Но, сведя все ценности к оценкам потребителя, Менгер вынужден выстраивать очень длинные и весьма натянутые доказательство того, что любое стремление человека связано с каким-то потреблением. Поэтому у него всякий альтруизм и любая благотворительность представлены как обмен менее ценных благ на блага более ценные для филантропа. Точно так же «жажда прибыли», лишающая реального капиталиста многих видов простых человеческих удовольствий, превращается у Менгера в чистейшее стремление к более полному удовлетворению нужд предпринимателя в качестве «потребителя».

Зато, увлекшись доказательством того, что средства производства безразличны для образования стоимости, Менгер привлек пристальное внимание экономистов к тому, что один и тот же продукт может быть создан разными средствами. Что дало толчок поискам наиболее эффективного подбора-сочетания средств производства.

11) Менгер объясняет прибыльность вложения средств в «бизнес» (процент на капитал), как заправский юрист. По его мнению, владельцу этих средств причитается и при естественном ходе событий достается компенсация за «упущенную выгоду» (за отказ от проедания средств). А размер такой компенсации равен разнице между ценностью произведенного товара и гораздо меньшей ценностью использования тех же средств для личного потребления.

12) Основоположник «австрийской школы» был склонен считать, что стремление к выгоде является движущей силой и обмена, и производства, и человеческой истории в целом, поэтому довольно много рассуждал о «динамике обмена» и « истории развития экономических явлений» [4, С. 172].

13) Социальную роль экономической теории Менгер видел в том, чтобы научить правительства всех стран не вмешиваться в рыночные процессы, позволять гражданам самостоятельно достигать «предельной полезности» по каждому виду товаров. Это, по мнению Менгера, и приведет к естественной, свободной и ненасильственной гармонизации общественных отношений.

А для того, чтобы научные рекомендации были «предельно исчерпывающими», Менгер разработал методику экономического анализа, состоящую из трех этапов:

2 этап – теоретический: выявление общих закономерностей и взаимосвязей между основными экономическими факторами. При этом Менгер считал, что экономической науке доступны только наиболее типичные и простейшие формы (стереотипы) экономических мотивов поведения человека, которые необходимо соотносить с такими же типичными формами неэкономических мотивов, выявляемыми другими социальными науками. Следовательно, ни экономическая наука сама по себе, ни все социальные науки в комплексе не могут и не должны претендовать на исчерпывающее знание человеческого поведения. А без таких претензий наука и сама не станет вмешиваться в естественный ход событий и другим (еще более невежественным) не позволит.

Источник

Австрийская и Лозанская школы маржинализма

Особенности австрийской школы, которую еще называют школой предельной полезности:

■ отказ от использования математических методов исследований;

■ крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

■ акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

■ акцент на гетерогенность и его временну?ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла;

■ гедонизм в поведении потребителя;

■ анализ хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта;

Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы:

■ Отказ от определения стоимости трудом.

■ Создают термин «материальное благо».

Герман Генрих Госсен (1810-1858 гг.) в своих работах экономические процессы объяснял с позиции идеи максимизации полезности. Решая эту задачу Г оссен сформулировал два закона:

1) предельная полезность блага убывает по мере увеличения его потребления;

2) рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг.) выстроил теорию согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их конечных полезностей, опубликована в 1871 г. «Теорию политической экономии». Также сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.

Евгений Бем-Баверк (1851-1914) предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида относительно удовлетворенности его потребностей и последствий неудовлетворенности: потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти, болезни, кратким страданиям и малым неприятностям. Определена наименьшая польза от блага называется его предельной полезностью.

Источник

Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Содержание

Введение 3
1 Австрийская экономическая школа. ………………………. …………………. 6
1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики 6
1.2 Сущность теории «австрийской школы» 10
1.3 Популяризация идей австрийской школы на современном этапе 17
2 Лозаннская школа экономики…………………………………………………23
2.1 У.С. Джевонс «Теория политической экономии» и Ф.И. Эджуорту «Матиматическая психология» ………………………………………………. 23
2.2 Леон Вальрас «Элементы чистой политической экономии»…………….25
2.3 Вильфредо Парето «Курс политической экономии»…………………….. 27
3 Теория маржинализма…………………………………………………………. 30
3.1 История возникновения теории маржинализма………………………….30
3.2 Сущность маржиналистской революции…………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

Австрийская школа2.doc

АВСТРИЙСКАЯ И ЛОЗАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА

В развитие экономической теории большой вклад внесли представители австрийской и лозаннской экономических школ.

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Экономисты австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма (англ. methodological individualism), который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности (human action), называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). Кроме того, хотя натурные эксперименты (англ. natural experiment) часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы [5, С. 142].

Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков уподобление экономики механическим объектам имело значение с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории

Таким образом изучение экономических взглядов виднейших представителей австрийской и лозаннской экономических школ и сейчас представляет большой научный интерес, и поэтому рассматриваемая в данной работе проблема является весьма актуальной.

Объект исследования – процесс развития австрийской и лозаннской школ экономики.

Предмет исследования – основные положения австрийской и лозаннской школ экономической мысли и их вклад в развитие современной экономики.

Цель работы – выявить особенности экономических взглядов наиболее известных представителей австрийской и лозаннской школ экономики и оценить их вклад в ее развитие.

1. Изучить основные определения и этапы развития австрийской школы экономики.

2. Проанализировать основные положения экономической теории «австрийской школы» и оценить вклад ее представителей в развитие экономики.

3. Охарактеризовать этапы популяризации австрийской школы экономики.

4. Выявить особенности экономических взглядов виднейших представителей лозаннской школы экономики.

1 Австрийская экономическая школа.

1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики

Основной отличительный признак экономического учения австрийской школы – предельно субъективная (индивидуалистическая) форма «Теории предельной полезности», сводящая все экономические процессы к субъективным мнениям индивидов.

Более точные, но менее распространенные названия этой школы:

— Венская школа экономики (что точнее указывает место ее возникновения);

— Субъективно-психологическая или просто субъективная экономическая теория (что достаточно точно отражает мировоззренческую сущность соответствующей экономической системы).

Данная школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер.6 Его лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка.

Первым изложением экономической теории австрийской школы считается опубликованная в 1871 году книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)».

В разных источниках выделяют от двух до шести этапов (поколений) в истории австрийской школы.

1 этап (поколение) – основатель школы Карл Менгер (1840-1921);

Обычно 1 и 2 этапы объединяют под именем классической (старой) школы, а 3 и 4 этапы ‑ молодой (младшей) школы. Этапы 5 и 6 зачастую называют «современным состоянием австрийской школы» [3, С. 117].

В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы. Даже свою первую книгу Менгер посвятил главе исторической школы Вильгельму Георгу Фридриху Рошеру (1817-1894), хоть по всем принципиальным позициям расходился с последним.

Но это не значит, что Менгер начинал с нуля или формировал свои взгляды в острой борьбе с предшественниками.

В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы., в том числе в:

— «Исследовании свободно обращаемой монеты», опубликованном в 1749 году, и «Диалоге о торговле зерном», увидевшем свет в 1770 году, итальянского политэконома Фердинандо Галиани (1728-1787);

— «Размышлениях о создании и распределении богатств», изданных в 1766 году французским государственным деятелем, философом-просветителем и экономистом-физиократом Анном Робером Жаком Тюрго (1727-81);

— «Энциклопедии» Дидро, где экономическую тематику освещал французский философ-энциклопедист Этьен Бонно де Кондильяк (1715-80);

— в «Трактате политической экономии», опубликованном в 1803 году французским экономистом Жаном Батистом Сеем (1767-1832) [6, С. 102].

Во-вторых, основные принципы «Теории предельной полезности» за 20 лет до австрийской школы разработал и с математической точностью изложил германский экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих правил человеческой деятельности» (1854). Ныне эти принципы называются «законами Госсена».

Потому-то так трудно поверить, что Менгер все открыл самостоятельно, а не так, как его «более начитанные» или более честные современники англичане У.С. Джевонс и А. Маршалл, открыто называвшие себя учениками Курно и Госсена.

Более того, сам Менгер туманно намекает на нечто похожее в Предисловии к своей книге «Основания политической экономии»: «Обработанная нами область в немалой доле представляет собой результат новейшего развития немецкой политической экономии и основывается на почве предварительных работ, созданных почти исключительно немецким трудолюбием. Пусть на эту работу посмотрят как на слабый отголосок научных порывов, долетевших из Германии благодаря многим замечательным ученым и столь многочисленным прекрасным работам».

Кстати, одновременно с Менгером похожие идеи распространял из Швейцарии французский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910), опубликовавший в 1874 году книгу «Элементы чистой политической экономии». Но эта – «лозаннская» школа не смогла конкурировать на равных с «австрийской» и со временем ушла в тень [2, С. 75].

По рассказам самого Менгера ход его мыслей, приведший к открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.

Размышляя о положительном всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля и его последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так для господина, покупающего коробку сигар за один талер, талер – дешевле коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов на разных полюсах батареи» [1, С. 86].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *