Почему австрийская школа более популярная чем лозанская

Особенности основных школ неоклассического направления (австрийской, кембриджской, лозаннской, американской)

Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки.

Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков.

Австрийская школа политической экономии В основе экономической концепции австрийской школы лежит теория предельной полезности. Само понятие «предельной полезности» трактуется как ключевое. Термин «предельная полезность» и ввел в научный оборот Ф. Визер.

До появления концепции австрийской школы полезность определялась как объективное свойство вещи, как потребительская стоимость товара, т.е. его способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. Каждый из товаров обладает своей особой потребительной стоимостью, а обмен товаров есть обмен разнородными потребительными стоимостями, своеобразный обмен веществ в общественном организме.

Австрийская школа дала противоположное толкование полезности: она определила полезность в субъективной форме, субъективная полезность – это значимость данной вещи для удовлетворения потребностей данного человека.

Лозаннская школа политической экономии Основателем лозаннской школы неоклассического направления в политической экономии является Леон Вальрас. Л. Вальрас считается основоположником теории общего экономического равновесия, получившей название замкнутой математической модели экономического равновесия. Состояние равновесия Л. Вальрас характеризует как такое, при котором эффективный спрос и предложение производительных услуг равны и при котором существует постоянная устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Американская школа политической экономии Значительный вклад в формирование неоклассического направления в США внес Джон Бейтс Кларк. В своих экономических исследованиях он претендует на роль своеобразного научного арбитра в том великом споре, который не завершен и до настоящего времени. Кларк вносит новый элемент в понимание закона предельной полезности как основы ценообразования. По его мнению, каждое благо характеризуется наличием «связки полезностей». Предельную ценность каждой составляющей оценивают отдельные группы покупателей, в результате чего формируется единая рыночная цена данного блага: она представляет собой сумму предельных оценок всех свойств «связки полезностей» со стороны соответствующих групп покупателей. Законы специфической производительности факторов производства состоят в том, что каждый фактор производства имеет свою долю в продукте и, следовательно, в доходах.

Кембриджская (английская) школа политической экономии Основателем английской (кембриджской) школы экономической теории является Альфред Маршалл. Маршалл не признавал наличия в экономике общества причинно-следственных связей и указывал, что здесь имеют место только «связи взаимодействия», т.е. связи функциональные. Их изучение требует применения математических методов. Маршалл выступает против деления труда на производительный и непроизводительный. Все виды труда признаются производительными, поскольку каждый из них имеет своим продуктом полезность. Человеческий труд создает не материальные предметы как таковые, он создает полезности. Поэтому различие между трудом производительным и непроизводительным является искусственным, надуманным. Центральное место в работе Маршалла занимает проблема цены. Графическое изображение разработанной им концепции цены носит название «крест Маршалла» (рис.4). Этот известный в науке график, на осях которого откладываются значения цен и объемов производства, представляющий собой пересечение двух кривых: нисходящей – спроса и восходящей – предложения. В точке пересечения этих кривых формируется равновесная цена.

Таким образом, равновесная цена трактуется как результат взаимодействия цены спроса, определяемой полезностью товара, и цены предложения, определяемой издержками его производства. Следовательно, цена (стоимость) имеет два основания и противопоставление их друг другу несостоятельно.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Источник

Австрийская и Лозанская школы маржинализма

Особенности австрийской школы, которую еще называют школой предельной полезности:

■ отказ от использования математических методов исследований;

■ крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

■ акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

■ акцент на гетерогенность и его временну?ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла;

■ гедонизм в поведении потребителя;

■ анализ хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта;

Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы:

■ Отказ от определения стоимости трудом.

■ Создают термин «материальное благо».

Герман Генрих Госсен (1810-1858 гг.) в своих работах экономические процессы объяснял с позиции идеи максимизации полезности. Решая эту задачу Г оссен сформулировал два закона:

1) предельная полезность блага убывает по мере увеличения его потребления;

2) рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг.) выстроил теорию согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их конечных полезностей, опубликована в 1871 г. «Теорию политической экономии». Также сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.

Евгений Бем-Баверк (1851-1914) предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида относительно удовлетворенности его потребностей и последствий неудовлетворенности: потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти, болезни, кратким страданиям и малым неприятностям. Определена наименьшая польза от блага называется его предельной полезностью.

Источник

Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Содержание

Введение 3
1 Австрийская экономическая школа. ………………………. …………………. 6
1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики 6
1.2 Сущность теории «австрийской школы» 10
1.3 Популяризация идей австрийской школы на современном этапе 17
2 Лозаннская школа экономики…………………………………………………23
2.1 У.С. Джевонс «Теория политической экономии» и Ф.И. Эджуорту «Матиматическая психология» ………………………………………………. 23
2.2 Леон Вальрас «Элементы чистой политической экономии»…………….25
2.3 Вильфредо Парето «Курс политической экономии»…………………….. 27
3 Теория маржинализма…………………………………………………………. 30
3.1 История возникновения теории маржинализма………………………….30
3.2 Сущность маржиналистской революции…………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

Австрийская школа2.doc

АВСТРИЙСКАЯ И ЛОЗАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА

В развитие экономической теории большой вклад внесли представители австрийской и лозаннской экономических школ.

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Экономисты австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма (англ. methodological individualism), который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности (human action), называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). Кроме того, хотя натурные эксперименты (англ. natural experiment) часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы [5, С. 142].

Другой важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков уподобление экономики механическим объектам имело значение с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории

Таким образом изучение экономических взглядов виднейших представителей австрийской и лозаннской экономических школ и сейчас представляет большой научный интерес, и поэтому рассматриваемая в данной работе проблема является весьма актуальной.

Объект исследования – процесс развития австрийской и лозаннской школ экономики.

Предмет исследования – основные положения австрийской и лозаннской школ экономической мысли и их вклад в развитие современной экономики.

Цель работы – выявить особенности экономических взглядов наиболее известных представителей австрийской и лозаннской школ экономики и оценить их вклад в ее развитие.

1. Изучить основные определения и этапы развития австрийской школы экономики.

2. Проанализировать основные положения экономической теории «австрийской школы» и оценить вклад ее представителей в развитие экономики.

3. Охарактеризовать этапы популяризации австрийской школы экономики.

4. Выявить особенности экономических взглядов виднейших представителей лозаннской школы экономики.

1 Австрийская экономическая школа.

1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики

Основной отличительный признак экономического учения австрийской школы – предельно субъективная (индивидуалистическая) форма «Теории предельной полезности», сводящая все экономические процессы к субъективным мнениям индивидов.

Более точные, но менее распространенные названия этой школы:

— Венская школа экономики (что точнее указывает место ее возникновения);

— Субъективно-психологическая или просто субъективная экономическая теория (что достаточно точно отражает мировоззренческую сущность соответствующей экономической системы).

Данная школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер.6 Его лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка.

Первым изложением экономической теории австрийской школы считается опубликованная в 1871 году книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)».

В разных источниках выделяют от двух до шести этапов (поколений) в истории австрийской школы.

1 этап (поколение) – основатель школы Карл Менгер (1840-1921);

Обычно 1 и 2 этапы объединяют под именем классической (старой) школы, а 3 и 4 этапы ‑ молодой (младшей) школы. Этапы 5 и 6 зачастую называют «современным состоянием австрийской школы» [3, С. 117].

В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы. Даже свою первую книгу Менгер посвятил главе исторической школы Вильгельму Георгу Фридриху Рошеру (1817-1894), хоть по всем принципиальным позициям расходился с последним.

Но это не значит, что Менгер начинал с нуля или формировал свои взгляды в острой борьбе с предшественниками.

В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы., в том числе в:

— «Исследовании свободно обращаемой монеты», опубликованном в 1749 году, и «Диалоге о торговле зерном», увидевшем свет в 1770 году, итальянского политэконома Фердинандо Галиани (1728-1787);

— «Размышлениях о создании и распределении богатств», изданных в 1766 году французским государственным деятелем, философом-просветителем и экономистом-физиократом Анном Робером Жаком Тюрго (1727-81);

— «Энциклопедии» Дидро, где экономическую тематику освещал французский философ-энциклопедист Этьен Бонно де Кондильяк (1715-80);

— в «Трактате политической экономии», опубликованном в 1803 году французским экономистом Жаном Батистом Сеем (1767-1832) [6, С. 102].

Во-вторых, основные принципы «Теории предельной полезности» за 20 лет до австрийской школы разработал и с математической точностью изложил германский экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих правил человеческой деятельности» (1854). Ныне эти принципы называются «законами Госсена».

Потому-то так трудно поверить, что Менгер все открыл самостоятельно, а не так, как его «более начитанные» или более честные современники англичане У.С. Джевонс и А. Маршалл, открыто называвшие себя учениками Курно и Госсена.

Более того, сам Менгер туманно намекает на нечто похожее в Предисловии к своей книге «Основания политической экономии»: «Обработанная нами область в немалой доле представляет собой результат новейшего развития немецкой политической экономии и основывается на почве предварительных работ, созданных почти исключительно немецким трудолюбием. Пусть на эту работу посмотрят как на слабый отголосок научных порывов, долетевших из Германии благодаря многим замечательным ученым и столь многочисленным прекрасным работам».

Кстати, одновременно с Менгером похожие идеи распространял из Швейцарии французский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910), опубликовавший в 1874 году книгу «Элементы чистой политической экономии». Но эта – «лозаннская» школа не смогла конкурировать на равных с «австрийской» и со временем ушла в тень [2, С. 75].

По рассказам самого Менгера ход его мыслей, приведший к открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.

Размышляя о положительном всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля и его последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так для господина, покупающего коробку сигар за один талер, талер – дешевле коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов на разных полюсах батареи» [1, С. 86].

Источник

Австрийская и Лозанская школы маржинализма

Особенности австрийской школы, которую еще называют школой предельной полезности:

■ отказ от использования математических методов исследований;

■ крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

■ акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

■ акцент на гетерогенность и его временну?ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла;

■ гедонизм в поведении потребителя;

■ анализ хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта;

Движущими мотивами в экономике являются психологические мотивы:

■ Отказ от определения стоимости трудом.

■ Создают термин «материальное благо».

Герман Генрих Госсен (1810-1858 гг.) в своих работах экономические процессы объяснял с позиции идеи максимизации полезности. Решая эту задачу Г оссен сформулировал два закона:

1) предельная полезность блага убывает по мере увеличения его потребления;

2) рациональное потребление устанавливается при равенстве предельных полезностей совокупности потребляемых благ.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 гг.) выстроил теорию согласно которой соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению их конечных полезностей, опубликована в 1871 г. «Теорию политической экономии». Также сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: при рациональном потреблении степень полезности приобретенных товаров пропорциональна их ценам.

Евгений Бем-Баверк (1851-1914) предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида относительно удовлетворенности его потребностей и последствий неудовлетворенности: потребности, неудовлетворение которых ведет к смерти, болезни, кратким страданиям и малым неприятностям.

Источник

Начало 70-х годов XIX века в политической экономии характеризуется решительным отказом от трудовой теории стоимости как общей концептуальной основы системного объяснения фактов и тенденций экономической жизни. Ее место занимает концепция субъективной предельной полезности. Переход официальной политической экономии на субъективно-психологическую парадигму получил название «маржинальной революции). Ее совершили Карл Менгер (Вена, Австрия), Уильям Джевонс (1835—1882 гг.) (Манчестре, Англия) и Леон Вальрас (Лозанна, Швейцария). Независимо друг от друга и почти одновременно они разработали аналогичные теории, существенно отличающиеся от классической и основанной на таких так называемых предельных отношениях, как предельная полезность и предельная производительность. Цена определяется у маржиналистов через субъективную полезность последней, или предельной (отсюда и название маржинализм — от фр. «маржиналь» (предельный), единицы блага в запасе у изолированного индивида.

Отрицая наличие у меновой стоимости объективной меры (рабочего времени), маржиналисты унаследовали другие методологические позиции классической школы: трактовку капитализма как естественного типа хозяйства; рассмотрение конкуренции как идеально совершенного механизма, обеспечивающего как частное, так и общее равновесие в экономике; наделение хозяйственного поведения человека исключительным рационализмом. Новым методологическим принципом в маржинализме стало утверждение положения об ограниченности (редкости) благ как исходного (системообразующего) положения политической экономии. Другой отличительной методологической чертой маржинализма является его стремление рассматривать экономические процессы через призму задач математического экстремума. Основные концептуальные положения маржинализма Иоган Тюнен (1783—1850 гг.) («Изолированное государство» (1826) заложил основы понятий предельной производительности и предельных издержек применительно к определению естественной цены товаров. Антуан Курно (1801—1877 гг.) («Исследование математических принципов в теории богатства» (1838) впервые представил спрос и предложение в виде непрерывной функции от цены товара и создал функционально-математическую модель отраслевого рынка применительно к условиям чистой конкуренции, дуополии и чистой монополии, установив при этом условие максимизации прибыли для фирмы: равенство предельных издержек предельному доходу MR=MC. Герман Госсен (1810—1858 гг.) («Развитие законов общественной жизни и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854) сформулировал закон убывания предельной полезности и условие оптимального распределения дохода индивидом.

Австрийская школа маржинализма сложилась в 70—80-е годы XIX в. усилиями Карла Менгера (1840—1921 гг.), Евгения Бем-Баверка (1851—1919 гг.) и Фридриха Фон Визера (1851—1926 гг.).

Методологические принципы Менгера:

— реальное исключение производства из предмета политической экономии (экономическая наука – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. Л. Роббинс);

— стремление уйти от анализа социально-классового содержания хозяйственной жизни, перемещая предмет политэкономии в сферу взаимоотношений изолированного индивида, с запасом принадлежащих ему благ;

— исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы и использование предельных величин для характеристики происходящих изменений в явлениях;

— примат логического метода над историко-описательным;

— крайний субъективизм в трактовке основных явлений экономической жизни;

— признание каузального подхода основным в теоретическом исследовании;

— статичность исследуемых экономических ситуаций.

Лозанская школа маржинализма представлена трудами Леона Вальраса (1834—1910 гг.) и Вильфредо Парето (1842—1923 гг.). Методологической особенностью и признаком этой школы является изучение проблемы общего равновесия в экономике и применение для этого математического моделирования. Л. Вальрас в книге «Элементы чистой политической экономии» (1874) представил экономику в виде двух взаимодействующих рынков: и рынка факториальных услуг (с заработной платой, процентом и рентой как их ценами) и рынка потребительских благ, цены которых определяются их предельными полезностями (при условии постоянной величины запасов этих благ). Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что при условии чистой конкуренции одновременно на обоих рынках формируется взаимоувязанная система цен, обеспечивающая равновесие на каждом из этих рынков. Развернутая математическая модель общего равновесия представляет собой систему линейных уравнений, в которых цены потребительских благ выражены через цены факториальных услуг (издержки). С математической точки зрения, данная система уравнений в принципе имеет однозначное решение, т.к., представив «цену» денег как единицу, Вальрас получил матрицу, состоящую из п уравнений при п-1 числе неизвестных (цен потребительских благ). Модель общего равновесия Вальраса стала важнейшим этапом в осмыслении природы общего рыночного равновесия в рамках маржинализма и положила начало математического направления в маржинализме.

Вильфредо Парето в «Курсе политической экономии» (1906) он перешел к исследованию исключительно функциональных (в противовес причинно-следственным) зависимостей в экономике. Сосредоточив свое внимание на математическом моделировании потребительского поведения человека при ограниченности его денежного дохода и заданных ценах потребительских благ, он стал основоположником современной теории потребительского поведения. В теории общего равновесия его имя связано с установлением критерия перехода к более эффективному состоянию равновесной экономики («оптимум Парето» или «Парето-эффективность»). Его суть заключается в том, что экономический прогресс достигается лишь при условии, когда при увеличении богатства у одних людей не происходит уменьшения богатства хотя бы одного человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *