по какой особой примете можно узнать бабу ягу
По какой или каким особым приметам можно «вычислить» Бабу-Ягу?
По какой такой особой примете можно узнать Бабу-Ягу? Интересен сказочный ответ и жизненный-)
Баба-Яга обязательно живет в собственных апартаментах, которым может позавидовать любой житель современного загазованного и теснозаселенного мегаполиса, под кодовым названием избушка на курьих ножках. Сии апартаменты расположены вдали от шума, выхлопных газов в экологически чистой зоне дремучего леса. Обзавидуешься!
Собственно говоря, как всякой волшебнице, Бабе-Яге ничего не стоит, перекрутиться вокруг себя несколько раз и оборотиться в писаную молодую красавицу.
Кто знает, среди нас, может, она и существует?
Избушка! Даешь каждой Бабке Ёжке свою приватизированную избушку на курьих ножках! Розовую. Можно и не розовую, но уже не то. Клюка. Обязательно, чтоб можно было с Кащея сбить спесь. Ну какой-нибудь Кащей всегда отыщется, соседям в пол постучать, чтоб музыку потише сделали) Печка. Использовать по обстоятельствам, если русским духом не пахнет, можно и пирожков напечь)
Бабу Ягу можно узнать по многим предметам, у нее есть метла, большой нос, избушка.
Не видела Бабу Ягу с собакой, вилами, рогатиной, бородой и горшком.
Кто сказал что у ней не было детей, помню по одной русской сказке по телевизору показывали, не помню как называлась конечно сказка, но у ней была дочь, которую она хотела выдать за кощея бессмертного, как мне помнится, если я не ошибаюсь. Так что если покопаться в исторических фактах, то скорее всего и у кощея и тем более у змея горыныча должны быть потомки.
Кащей Бесмертный. Гениальный актёр. Особенно хорош в образе Бабы Яги.
Образ Бабы Яги, как и многое из славянской культуры, за много лет исказили до неузнаваемости.
У славян Баба Яга была богиней, покровительницей детей и в частности сирот!
Бабой называли в те времена уважаемую женщину!
И деток в печь она сажала не со зла. А согласно обряду при обучению сиротки волхованию.
Так образно земную жизнь ребенка, воплощенную в его теле и плоти, приносили в жертву предвечной мудрости.
Устаревшее, но такое емкое по смыслу выражение, которым баба Яга, мечтавшая о счастье, обращалась к украденному домовенку: «яхонтовый мой!» Энциклопедия пишет:
С 19 века термин перешел в устойчивое выражение и поселился главн. образом в художественной литературе. Несет смысловую нагрузку как драгоценность, созвучно и синонимично было бы сказать: драгоценный ты мой! Но вкуснее конечно яхонтовый.)
Большинство, народных сказок, дошедших до наших дней, были обработаны талантливейшими писателями. Так, например, любитель старины, Афанасьев А.Н. изучал историю русской культуры, устное народное творчество, Эти знания он использовал при написании русских сказок.
Автор сказки «Баба-Яга» ― русский историк и литературовед Афанасьев Александр Николаевич. Кстати, сказка «Баба-Яга» была написана Афанасьевым в 2-х вариантах.
Баба Яга в славянской мифологии — от богини к старушке
Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?
Баба Яга в славянской мифологии — персонаж, которого мы знаем
Баба Яга в исполнении Георгия Миллера
Баба Яга — грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.
Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок — это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.
На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.
Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.
Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.
С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».
Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.
А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?
Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.
Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.
Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была — помогать людям, а не вредить.
Баба Яга — заботливая берегиня
Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.
По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.
Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.
Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.
Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.
К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.
Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.
Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.
Баба Яга — на самом деле богиня Макошь?
Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.
Согласно ней Баба Яга — это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется богиня Макошь, которая и являлась супругой Велеса.
Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.
Колдунья живущая между двумя мирами
Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом — миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.
Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.
Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.
Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.
Почему Баба Яга — старуха?
Так, если в ранних славянских преданиях это вечно юная и сильная темная воительница, в поздних легендах она предстает в образе старухи, которая внушает ужас. Относительно этого также есть миф.
Легенда гласит, что это случилось после того, как Велес украл небесных коров. Сделано это по совету Бабы Яги. После этого вечно молодая колдунья стала дряхлой и вернуть себе молодость не сумела.
Как видите, образ Бабы Яги в славянской мифологии очень неоднозначный и разноплановый. Кто-то считает ее мудрой ведающей женщиной, кто-то прекрасной воительницей, живущей на границе двух миров, а кто-то дряхлой старухой пугающей людей и ненавидящей всё живое.
Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Наверно сложно найти в нашей стране человека, не знающего с детства кто такая Баба-Яга. Вы наверняка знаете её как злую коварную старуху, колдовством и обманом всегда мешающую добрым людям.
У самой Бабы-Яги костяная нога, и она полуслепа. В некоторой мифологии упоминается как старуха с большими грудями.
А вот как описывает Бабу-Ягу исследователь древней языческой культуры славян Глинка. Это описание датируется началом 19-го века:
«Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом. «
А еще она пытается зажарить в печи заблудившихся детей. Когда она обнаружила героя сказки у себя в избе, вырезала из спины его ремень. Вот такая жестокая женщина.
Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.
Баба-Яга – это одна из самых негативных оценок характера и внешнего образа женщины. И одна из самых обидных.
На самом деле, если разобраться с глубинным смыслом такого явления, как Баба-Яга, то наше отношение к ней может в определенной мере измениться.
«Согласно русской Традиции, образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых»* (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну), благодаря совершению определённых ритуалов.
Женщины же в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы. Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени. Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала все та же Баба Яга. Только задания менялись – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.
Однако наиболее убедительной кажется теория о том, что в дохристианские времена на Руси образ Бабы-Яги был совершенно иным.
Существует также версия, что под Бабой-ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба-яга.
Мокошь (Макошь) — богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов.
Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Особой популярностью культ Мокоши пользовался у женщин. Ее почитали как богиню судьбы, удачи или богиню плодородия и благоденствия.
Эти теории не претендуют на истину в последней инстанции, но предлагают нам не верить слепо насаженным мнениям, а предпринимать попытки узнать истинную природу легенд наших предков.
это часть статьи взятой с просторов интернета «Как менялись легенды. Баба-Яга»
Литературная викторина по сказкам для начальной школы
Викторина для начальных классов «Волшебные сказки»
Оборудование: иллюстрации учащихся к прочитанным сказкам; иллюстрации художников к сказкам «Золотой ключик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка» и др.; доска для рисования.
Участники: ученики старших классов, одетые в костюмы Красной Шапочки, Герды, Кота в сапогах, кота Базилио, лисы Алисы и почтальона Печкина. Они проводят конкурсы.
Ход мероприятия
Красная Шапочка. Здравствуйте, ребята! За что вы любите сказку? Обманывают ли в сказках? Какие пословицы вы знаете о сказках? (Ответы детей.)
Конкурс «Волшебные слова»
Герда. Ребята, угадайте, кто так говорит.
1. По щучьему велению, по моему хотению… (Емеля.)
2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
3. Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)
4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки «Горшочек каши».)
5. Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)
6. Кара-барас. (Мойдодыр.)
Конкурс «Волшебное средство»
Кот в сапогах. Ребята, что бы вы попросили у…
1. Оле-Лукойе? (Зонтик.)
2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)
3. Буратино? (Золотой ключик.)
4. Незнайки? (Волшебную палочку.)
5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)
6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)
7. Аладдина? (Волшебную лампу.)
8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)
Конкурс «Кто это?»
Кот Базилио. Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).
1. Мойдодыр. (Умывальник.)
2. Дядя Федор. (Мальчик.)
3. Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)
4. Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)
5. Страшила. (Чучело из соломы.)
6. Матроскин. (Кот.)
7. Гена. (Крокодил.)
8. Сиропчик. (Коротышка.)
Конкурс «Цветные вопросы»
Лиса Алиса. Ребята, я вам буду задавать «цветные» вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.
1. Сказка Ш. Перро «Синяя… (Борода)».
2. Сказка М. Метерлинка «Синяя… (птица)».
3. Сказка Ш. Перро «Красная… (Шапочка)».
4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная… (курица)».
5. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый… (туман)».
6. Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая… (Шейка)».
Конкурс «Узнайте сказку!»
Почтальон Печкин. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок… («Маша и медведь»)
Ах ты, Петя — простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
Какая сказка, нам секрет открой,
Где говорилось:
«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)
Вот дева юная в объятьях сна,
Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)
Он много жен имел, но всех
Постигла участь злая –
Лишил он жизни их…
Каков злодей!
Так кто же он?
Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)
Вы любите котов? Я — да!
А говорящих вы встречали?
Способных петь, и танцевать,
И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой вознести? («Кот в сапогах».)
Он на свете всех добрей,
Он известен, знаменит,
Лечит всех больных зверей добрый… (доктор Айболит.)
Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок,
Очень милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка.)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку… (Буратино.)
А про ключик золотой
Написал для нас… (Толстой.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино.)
Конкурс «Сказочные предметы»
Красная Шапочка. Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.
1. Золотое яичко. (Курочка Ряба.)
2. Колпак. (Буратино.)
3. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
4. Горошина. (Принцесса на горошине.)
5. Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
Конкурс по иллюстрациям к сказкам
Дети угадывают, к какой сказке сделана иллюстрация, называют фамилии художников, затем проводится конкурс иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.
Конкурс «Нарисуем сказку»
Ученики делятся на две команды, с закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.
(Подведение итогов викторины.)
Автор: И. М. Трубкина
Викторина для 1-4 класса по сказкам
Игра-викторина для младших школьников «Хоровод сказок»
Перед проведением игры каждая группа ребят придумывает себе название, музыкальный эпиграф (фраза или куплет песни), рисует эмблему, готовит костюмы сказочных героев, участвует в конкурсе рисунков. Рисуется также портрет Дюймовочки, поверх которого приклеиваются бумажные лепестки с заданиями. В игре принимают участие три команды. Каждой команде дается листок с нарисованной сердцевиной цветка. За правильные ответы выдаются лепестки: красный (2 очка), если команда ответила сама; синий (1 очко), если была некоторая помощь. Лепестки приклеиваются к сердцевине цветка. Команда-победитель определяется по количеству очков.
Сказка по лесу идет —
Сказку за руку ведет.
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
Итак наше путешествие в мир сказок начинается!
Представление команд: название, эмблема, музыкальный эпиграф команды. Жюри оценивает качество исполнения, оригинальность названия, связь между названием, эмблемой и песней.
Ведущий: Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто они? Вы сейчас отгадаете.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)
Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок —
Удивительный конек
По прозванью… (Горбунок)
И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
К нам пришла еще одна сказочная героиня, но она спряталась в лепестках цветка. Кто же она? Мы это узнаем, отрывая лепестки с заданиями.
1-й тур. «Чей это портрет?»
1. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева, Х.К. Андерсен)
2. Странный неопознанный объект, напоминающий бочонок, летает над Стокгольмом. Он издаёт звуки, похожие на гул самолёта. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник-шпион, и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон, А. Линдгрен, «Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше»)
3. Стоит она в дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
(Старуха, А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2-й тур. «Угадай сказку»
Из какой сказки эти слова?
1. Тыква, тюрьма, ключи, слезы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д. Родари, «Приключения Чиполлино»)
2. Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш. Перро, «Кот в сапогах»)
3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Х.К. Андерсен, «Огниво»)
3-й тур. «Найди автора сказки»
Каждой команде дается карточка. Задание — подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения.
1. «Золушка»: Ш. Перро. В. Гауф, бр. Гримм.
«Мойдодыр»: А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский.
«Русалочка»: В. Бианки, Х.К. Андерсен, А. Волков.
2. «Золотой ключик»: П. Бажов, А. Толстой. Н. Носов.
«Маугли»: Р. Киплинг, Д. Родари, А. Милн.
«Сказка о царе Салтане…»: А. Пушкин, В. Жуковский, И. Крылов.
3. «Конек-Горбунок»: А. Пушкин, П. Ершов. А. Чехов.
«Гадкий утенок»: Ш. Перро, Дж. Родари, Х.К. Андерсен.
«Горшок каши»: Н. Носов, бр. Гримм, В. Катаев.
Во время работы команд со зрителями проводится конкурс «Угадай-ка!». Из четырех вариантов ответов надо выбрать правильный.
• На какой птице летала Дюймовочка?
а) ласточка, +
б) стриж,
в) воробей,
г) сова.
• Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?
а) рубанок,
б) топор, +
в) молоток,
г) электродрель.
• Что разбудило Спящую красавицу?
а) будильник,
б) поцелуй принца, +
в) телефонный звонок,
г) шумные соседи.
• Какого персонажа не было среди бременских музыкантов?
а) осёл,
б) гусь, +
в) кот,
г) собака.
• Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?
а) поле чудес,
б) лесопилку,
в) театр, +
г) Страну дураков.
• Что потерял ослик Иа-Иа в сказке про Винни-Пуха?
а) совесть,
б) гриву,
в) зубы,
г) хвост. +
• Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?
а) щука, +
б) пиранья,
в) пескарь,
г) ерш.
• Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
а) Карабас,
б) кот Базилио,
в) папа Карло,
г) Дуремар. +
• Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
а) дед,
б) внучка,
в) мышка, +
г) Жучка.
• Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?
• Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?
а) расстегай,
б) рогалик,
в) колобок, +
г) бублик.
• Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?
а) Карабас-Барабас,
б) папа Карло, +
в) Дуремар,
г) Мальвина.
• По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу?
а) золотой зуб,
б) костяная нога, +
в) бриллиантовая рука,
г) пышный парик.
• Как зовут итальянского Буратино?
а) Пьеро,
б) Арлекин,
в) Чиполлино,
г) Пиноккио.
• Какая из этих сказок не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
а) «Дюймовочка»,
б) «Русалочка»,
в) «Золушка», +
г) «Огниво».
• Как звали мальчика, выпустившего из бутылки старика Хоттабыча?
а) Петька,
б) Волька, +
в) Колька,
г) Венька.
• После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?
а) сам-сам,
б) бим-бом,
в) сим-сим, +
г) вах-вах.
• К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?
а) внучка, +
б) зал,
в) Жучка,
г) дочка.
• Какой титул присвоил Кот в сапогах своему хозяину?
а) маркиз, +
б) барон,
в) виконт,
г) граф.
4-й тур. «Чей предмет?»
Ведущий называет и показывает сказочные предметы. Необходимо назвать сказочного персонажа, кому принадлежат эти предметы.
• Сапог (Кот в сапогах),
• Зонтик (Оле-Лукойе);
• Сани (Снежная королева);
• Шляпа (Незнайка);
• Печь (Емеля).
5-й тур. «Что это за сказка?»
Каждая команда представляет театрализованный фрагмент сказки, остальные команды называют сказку и ее автора. Пока команды готовятся к выступлению, в зале продолжается конкурс «Угадай-ка!».
6-й тур. «Блиц-конкурс»
Командам задается по 10 вопросов, отвечать на которые следует не раздумывая. За каждый правильный ответ — 1 очко.
Ведущий: Итак, все лепестки нашего цветка сорваны, все задания вы выполнили.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.
Вы видите — это Дюймовочка.
Получившиеся у команд цветки с лепестками собираются. Жюри подсчитывает очки команд.
Ведущий: Заканчивается наше путешествие по Стране сказок, чудес и волшебства! Но вы сможете продолжить его сами. Откройте книгу сказок — и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?
Жюри объявляет победителей игры, награждает победителей.
Ведущий: В добрый путь! До новых встреч в Стране сказок!