певческое поле на валааме
На Валааме прошел V юбилейный фестиваль «Просветитель»
На Валааме прошел V юбилейный Свято-Владимирский фестиваль «Просветитель». Два дня на Певческом поле Валаамского монастыря звучала дивная музыка. Множество коллективов и солистов радовали приехавших на остров и смотревших интернет-трансляцию своим прекрасным пением.
V юбилейный фестиваль был посвящен Валаамскому монастырю: его богатейшему историческому наследию, уникальной природной и архитектурной гармонии, которой живет обитель, и, конечно же, всем тем, кто делал и продолжает делать обитель уникальной.
Глава государства отметил, что благодаря фестивалю происходит «приобщение молодого поколения к многообразию православной музыкальной культуры, к богатейшему историческому, духовному наследию России».
«Уверен, что и нынешний юбилейный фестиваль пройдёт на высокой творческой ноте и оставит самые добрые впечатления. Запомнится тёплой, душевной атмосферой, всегда присущей Валаамской обители, 30-летие возрождения которой широко отмечается в этом году. Искренне желаю вам успехов и благополучия», – сказал в своем послании Владимир Владимирович.
Его Святейшество, в свою очередь, поделился мыслями, что «Валаамский фестиваль убедительно свидетельствует о единстве – единстве веры, о духовной связи православных народов, воспринявших благовестие о Спасителе нашем Иисусе Христе».
Также с приветственным словом выступил Игумен Валаамского монастыря епископ Панкратий:
«Фестиваль «Просветитель» дает возможность современному человеку прикоснуться к миру вековой православной культуры России, Греции, Сербии, Болгарии, Грузии и многих других стран. Он позволяет нам снова и снова убедиться, что традиция Церкви есть не отжившая древность, но живая реальность, в которой сердцу открывается Бог.
Веками поколения наших предков следовали евангельскому вдохновению, которое дало миру неисчислимый сонм святых, воздвигло чудные храмы и монастыри, создало музыкальные гармонии, соединившие красоту распева с молитвой. Этим вдохновением жили великие композиторы, художники и поэты. Поэтому наш фестиваль является значимым событием, которое свидетельствует современности о неразрывной связи Евангелия, литургического опыта Церкви и культуры России и Европы.
Сердечно желаю всем участникам фестиваля этого святого вдохновения, которое одно только и может быть началом подлинного творчества и искусства».
В V юбилейном фестивале приняли участие коллективы и солисты из России, Сербии, Армении и Болгарии. Впервые выступил и хор братии Валаамского монастыря.
Этот фестиваль выдался особенным. Выступления певческих коллективов оценивало профессиональное жюри. Обладателем первого места и золотой статуэтки князя Владимира стал хор Валаамского монастыря под руководством Александра Бордака, второе место и серебряную статуэтку получили певица из Сербии Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди», третье место и бронзовая статуэтка досталась хору братии Спасо-Преображенского ставропигиального мужского Соловецкого монастыря.
Как и в прошлые года, свое слово сказали и слушатели фестиваля «Просветитель» путем голосования. По их мнению, лучшим коллективом стал братский хор Валаамского монастыря.
Фестиваль «Просветитель» за 5 лет уже стал музыкальной традицией острова Валаам, и большое количество коллективов желают приехать сюда в эти дни. Хотят многие, но приезжают лучшие.
Новой стала и заключительная нота всего мероприятия. В самом конце участники фестиваля совместно исполнили гимн Валааму «О, дивный остров Валаам!», после чего состоялась общая фотография на память.
V Международный фестиваль завершился, но грядет новый, в следующем уже 2020 году. Приезжайте на Валаам, здесь вам всегда рады!
ПОЮЩИЙ КОВЧЕГ ВАЛААМ
27 и 28 июля вот уже в пятый раз на Валааме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел международный Свято-Владимирский фестиваль Православного пения «Просветитель». И если прежние четыре фестиваля были посвящены различным темам, начиная с 1000-летия преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя и просветителя Руси, в 2015-м году, то на сей раз главной темой фестиваля стал непосредственно образ самого Валаама с его прославленным Спасо-Преображенским ставропигиальным монастырем и монашеской братией. В организации фестиваля-конкурса принял участие благотворительный фонд «Свет Валаама». Вел концертную программу народный артист России, актер театра и кино Дмитрий Певцов, среди прочего зачитавший главное, на мой взгляд, четверостишие русской поэзии, принадлежащее перу Николая Гумилёва:
Есть Богъ, есть м i ръ, они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит м i ръ и верит в Бога.
Валаамский архипелаг, привольно раскинувшийся на северо-востоке Ладоги на каменных островах, поросших щетиной сосен, дубов и лип, наверное, одно из немногих мест на нашей прекрасной зеленой планете, куда приехав, обратно не хочется уезжать уже никогда. А уезжая, тут же на палубе отплывающего корабля начинаешь думать о возвращении. Магнетизм Валаама безграничен и универсален: он действует на всех и на каждого – на мужчин и женщин, на детей и стариков, на верующих и неверующих. Впрочем, остаться совершенно неверующим, отстояв хотя бы одну службу в каком-то из по-северному суровых и строгих валаамских храмов просто невозможно. Такова сила и проникновенность молитвенного пения валаамской братии.
Валаамский монастырь на нынешнем фестивале, в ходе которого впервые за пять лет был проведен ещё и конкурс исполнителей, представил два коллектива: традиционный, хорошо известный по его гастрольным турам в России и в мире концертный Хор Валаамского монастыря под управлением Александра Бордака и Хор братии Валаамского монастыря. Оба эти хора стали победителями певческого конкурса:
первого места и золотой статуэтки Князя Владимира «Просветителя-2019» решением жюри под председательством члена хорового общества Санкт-Петербурга Виктора Хапрова был удостоен концертный Хор Валаамского монастыря, Хор братии Валаамского монастыря получил приз зрительских симпатий.
Серебряная статуэтка и второе местo достались любимице публики, уже на протяжении многих лет хорошо знакомой российским слушателям певице из Сербии обладательнице чудесного как серебряный колокольчик Дивне Любоевич и ея ансамблю «Мелоди», третье место – Хору братии Спасо-Преображенского ставропигиального мужского Соловецкого монастыря.
Среди прочего, владыка Пакратий ответил и на вопрос
— Не только слушали, но и подпевали! Но они же прилетали на один день. Я им рассказал, что есть такой фестиваль. Наш хор пел для них русские и белорусские песни. Думаю, что одна из целей приезда обоих президентов было проникнуться душевностью этих песнопений и святостью этого места. Во время совместного пения некоторые присутствовавшие при этом лица прекрасного пола даже прослезились.
Впервые на фестиваль в этом году, прибавив ему новые краски, приехали: исполнительница под гусли народных и собственных песен Анастасия Шугалей из Новосибирска, Хор братии Спасо-Преображенского ставропигиального мужского Соловецкого монастыря, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» из Петрозаводска, Молодежный камерный хор Рязанского государственного университета имени Есенина. Также впервые, как упоминалось выше, выступил перед публикой на Певческом поле Хор братии Валаамского монастыря.
Пятый международный Свято-Владимирский фестиваль Православного пения «Просветитель» завершился исполнением хором всех участников песни «О, дивный остров Валаам» и награждением победителей. Теперь организаторы, участники и постоянные слушатели с нетерпением ждут следующего лета, чтобы вновь причаститься – как к Ковчегу спасения – святому острову Валааму и чудесным песнопениям православных хоров.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Послушайте, что поют на Валааме
Обзор лучших выступлений певческого фестиваля «Просветитель»
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Многие вспомнят, какую популярность имели в начале возрождения церковной жизни, в 1990-е годы записи братского хора под управлением иеродиакона Германа (Рябцева). С 2009 г. петь вместе на макушке лета собираются на Валаам лучшие хоры и исполнители духовных произведений. Второй год подряд фестиваль носит имя Свято-Владимирского, в честь просветителя и крестителя Русской земли князя Владимира. «Фома» побывал на фестивале в этом году и подготовил обзор самых интересных выступлений на нем.
«Светская» программа
Произведения, с богослужебным циклом прямо не связанные – народные песнопения и сочинения светских композиторов на духовные темы – исполняются в более свободной авторской манере. Все направления в разнообразии представлены программой «Просветителя». Болгарский женский хор Bulgarian Voices Angelite из Софии исполнил песни на темы церковных праздников, выдержанные в народной традиции.
Созданный в 1987 году, хор «Angelite» снискал славу в Болгарии и за ее пределами как коллектив, с равным успехом исполняющий фольклорную и духовную музыку, а также сочинения композиторов ХХ в. и современных авторов.
Ансамбль «Спегани» из Армении привёз на фестиваль уникальные песнопения о Рождестве Богородицы V –X вв. Название коллектива переводится с армянского как «Бальзам для души». В самом деле, слаженность, грация и необыкновенная чистота женских голосов приятно порадовали глаз и слух аудитории.
В части светских исполнителей в «Просветителе» приняли участие хор мальчиков московского училища им. Свешникова и хор Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, улыбчивого и подвижного. В программу Questa Musica вошли произведения Джона Тавенера и Альфреда Шнитке. В инструментальной части Борис Андрианов играл И.С. Баха, Сюиту № 5, соло на виолончели. Большой виолончельный ансамбль Fratres из двенадцати инструментов исполнил «Покаяние» Арво Пярта. Кульминацией стал выход на сцену всех участников. В сводном составе, при виолончельном аккомпанементе сочинение Арво Пярта на стихи 132 псалма «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» прозвучало, без преувеличения, потрясающе. ПОСМОТРЕТЬ.
Всемирная отзывчивость
Каждую новую сессию фестиваля организаторы запасают сюрприз. В прошлом году специальным приглашённым была сербская исполнительница Дивна Любоевич, в нынешнем изюминой программы стали выступления игуменьи Мариам (Скорды) из Греции и ассирийского схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби). Оба непрофессионалы и поют «от сердца». У матери Мариам необычный вокальный тембр контральто, и её молитвенные импровизации хорошо известны православным многих стран. Отец Серафим принадлежит к Грузинской православной церкви и является духовником диаспоры ассирийцев. Богослужения в монастыре 13 ассирийских отцов, неподалёку от Тбилиси, отличают то обстоятельство, что проводятся они на арамейском наречии – языке Самого Господа Иисуса Христа. За пределами Грузии на арамейском служат только в Маалюле, небольшом православном анклаве на территории многострадальной Сирии.
Пение о. Серафима пропитано скорбью и жаждой соединения с Господом. Так мучится и зовёт отпавший Адам, по свидетельству преподобного Силуана: «Скучает душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя». Близость испытаний, выпавших на долю христианских народностей Ближнего Востока Господа, с Гефсиманским страданием Иисуса Христа образовывает тип православной традиции, пронзительный, яркий и по-детски непосредственный, выразителем которого является схиархимандрит Серафима (Бит-Хариби). ПОСМОТРЕТЬ.
Русскому сердцу с его отзывчивостью и большим историческим опытом страданий и потерь, близки интонации монаха-ассирийца. В аудитории не могут сдержать чувств. По зову сердца простая русская бабушка вышла к ступеням сцены и поклонилась о. Серафиму до земли. Фестиваль духовного пения не является только концертным мероприятием. Это акт любви и единения в вере, молитвенное приношение друг другу.
Кто кого перепел
Антиохийцы, напротив, выделялись живостью. Это хор энтузиастов, в котором участвуют инженеры, учителя, писатель. Симпатичные, приветливые люди, приезд на Валаам для которых – нечто невообразимое и фантастическое, сродни визиту на другую планету. Мы беседовали со священником, иеромонахом Михаилом, о разных вещах, связанных с музыкой и не связанных. Конечно, война в соседней с Ливаном Сирии вольно или невольно выступает вперёд. В рамках народной дипломатии нам было важно услышать из уст человека, находящегося в эпицентре ближневосточных событий, представителя братской Антиохийской православной церкви и пастыря, свидетельство об авторитете России в среде простых ливанцев и сирийцев, выражения благодарности русским за оказываемую поддержку. Кажется, что на сегодняшний день у нас нет других, более искренних друзей и союзников в мире, так что, случись необходимость, этот народ готов души отдать за Россию так же, как теперь отдаёт жизни, защищая свои дома и святыни от нашествия исламских радикалов.
Одну из композиций участники хора посвятили владыкам Павлу и Иоанну, иерархам Антиохийского патриархата, захваченным в плен террористами. Собравшиеся на Певческом поле со щемящим сердцем слушали «Кифару», ливанцам долго аплодировали стоя, пытаясь выразить не один эстетический восторг от высокого исполнительского мастерства, но и полноту чувств уважения и сопереживания к страданию и исповедническому подвигу собратьев. ПОСМОТРЕТЬ.
Что же до любви к пению, тяги к пению, природной певучести, то в этом, пожалуй, никто не сравнится с сынами солнечной Грузии. Когда патриарший хор Троицкого собора в Тбилиси начинал петь, всякое лишнее движение в аудитории замирало. Коллективы-участники в полных сценических составах обступали сцену плотным кругом, выступления грузинских мастеров заканчивалось овацией и криками «Браво!» Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), кстати, свободно говорящий по-русски, в кратком слове со сцены подытожил общее воодушевление, назвав грузинские песнопения самыми прекрасными в мире.
Через год на том же месте
Два фестивальные дня вместили в себя множество встреч и открытий, самых тёплых эмоций и добрых слов. Где-то за тысячи вёрст готовилось открытие Олимпиады в Рио, в США не переставали кипеть предвыборные страсти, в Китае боролись с последствиями урагана. На Валааме же люди совершенно забыли о происходящем за пределами Певческого поля. Ибо такого подъёма и такой атмосферы доверия я давно не припомню и в более именитых концертных собраниях.
Валаамский монастырь собирается проводить праздник ежегодно. Не удивлюсь тому, что большинство гостей постараются побывать здесь на следующий год, 27-28 июля, чтобы посмотреть новую программу и познакомиться с новым составом участников. На наших глазах Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения перерастает рамки смотра профессиональных певческих навыков, приобретая значение большой культурно-просветительской миссии.
И пением замедлить время
Заметки о Валаамском фестивале православного пения «Просветитель»
Что может рассказать о музыкальном фестивале человек, не знающий нотной грамоты? Только о своих впечатлениях. Профессионалам они могут показаться нелепыми, но я всё же рискну.
Мои музыкальные пристрастия, как и у большинства моих сверстников, формировало в основном радио. Правда, меня довольно часто водили на концерты классической и народной музыки. Но радио было, как сказали бы сейчас, главным «поставщиком музыкального продукта». В годы моего детства радио радовало народ не только бравурными маршами и песнями о Ленине и партии, но и лучшими образцами классической музыки и шедеврами современных (тому времени) всемирно известных композиторов. Лирические песни были мелодичны и задушевны. Их трудно сравнить с современной «попсой». А уж о повсюду звучащем грохоте и металлическом скрежете «хард-рока» и говорить нечего. Хочется бежать из современного звукового ада. Поэтому, оказавшись в среде исполнителей и композиторов духовной музыки, возрождающих древние певческие традиции, я почувствовал себя на празднике. Да это и был праздник. Точное название его – Свято-Владимирский Валаамский фестиваль православного пения. Посвящен он 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира.
Идея проведения этого праздника на Валааме принадлежит игумену Валаамского монастыря епископу Панкратию. А организаторами и исполнителями ее стала Академия православной музыки. (Это летняя образовательная школа для регентов, дирижеров, певчих и педагогов из многих стран.) Занятия и мастер-классы проводили лучшие историки, регенты и литургисты. За семь лет в этой школе прошли обучение более 800 человек из 63 стран мира и городов России. И каждый год академия завершала работу поездкой на Валаам. Но на сей раз это было не просто завершение учебы, а грандиозный праздник.
Наиболее точное слово в моей его оценке – ПОТРЯСЕНИЕ. Потрясение от всего увиденного и услышанного: от масштаба (певцы приехали из 22 стран), от организации (всё было продумано, вплоть до дождевиков, которые были розданы во время дождя сотням зрителей), от обилия одухотворенных, светлых лиц. Но самое сильное впечатление осталось от трех Литургий, на которых пели хоры Валаамского монастыря, Великой Лавры со Святой горы Афон, Киевской духовной академии, Грузинского Патриархата, Минского Свято-Елисаветинского монастыря, сербских хоров «Мелоди» и «Моисей Петрович». Разноязыкие исполнители, представители разных школ, разных исполнительских манер, объединенные литургическим текстом, вызвали ощущение подлинного единства и духовной мощи. Это было самое настоящее торжество Православия.
Помимо служб состоялись концерты в Спасо-Преображенском храме и на Певческом поле. Специально по такому случаю был построен певческий павильон. Он очень органично смотрелся на фоне Спасо-Преображенского собора. Казалось, что и павильон стоит здесь с незапамятных времен, а выступавшие в нем хористы давным-давно к нему привыкли. Поразительно то, что греческие монахи из Великой Афонской Лавры, никогда нигде, кроме храмов, не певшие, согласились в нем петь. И это, кажется, мало кого удивило.
А поводов для удивления было немало. Когда перед отплытием из Санкт-Петербурга на причале перед кораблями служили молебен, одна женщина (из провожавших) сказала: «Удивительное дело. Первый раз такое вижу. Хорошо бы вот так вся Россия жила с молитвой и в радости. Радоваться жизни – одна из задач христианина. И во всех акафистах поют: “Радуйся!”».
На одной корме – греки. На другой – грузины. Кто-то из русских пел про то, как вышел в поле с конем. Были слышны украинские песни…
От места стоянки больших теплоходов до монастыря курсируют «метеоры» и небольшой местный корабль «Старый Афон». И отплывали они в 7 утра. Несмотря на то, что на сон оставалось несколько часов, вечерне-ночные распевы проходили во все три вечера пребывания на Валааме. Откуда у хористов брались силы на святой земле Валаама, можно без труда догадаться.
С погодой нам не повезло. Во время двух главных концертов на певческом поле лил дождь, но никто из публики не ушел. Зрители облачились в подготовленные организаторами целлофановые плащи и сидели два часа под дождем, живо реагируя на каждое исполнение. Многие даже кричали: «Браво!». Кричали не только на поле, но и в соборе.
Просьбы не кричать в храме не подействовали, что означало присутствие на концертах людей нецерковных. А ведь исполнялись в основном церковные песнопения. Причем не привычный партес, а византийские литургические и знаменные распевы Древней Руси. И это свидетельствует о том, что такая музыка близка современному человеку. Ухо привыкло к какофонии этого мира, а сердце жаждет молитвенного проникновенного звука. И нет нужды знать, что конкретно исполняется. Душа знает свое, ведь она по природе христианка.
Почему же мы безропотно подвергаемся акустическому насилию?! Почему закрыт эфир для традиционной музыки?
Так почему же мы безропотно подвергаемся постоянному акустическому насилию?! Почему закрыт эфир для традиционной музыки? Фестиваль проводится с одобрения Президента. Патриарх фестиваль благословил. Но теледеятели говорят нам о невостребованности и о «неформате»… Увидели бы эти господа, как реагировал народ на концерт-действо о жизни и подвигах великого князя Владимира! Вот это формат! Потрясающее соединение слова и музыки формирует из обывателя патриота и гражданина. Растапливает окаменевшие сердца и дает почувствовать глубинную правду о России и о Духе Святом, открывшем великому князю Владимиру благодатный дар понимания Промысла Божия о себе и о вверенной ему державе. С молитвенной радостью слушали зрители, как народный артист России Валерий Ивченко читал текст, составленный на основе жития великого князя и «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, а сводный хор из 92 певчих исполнял древние распевы и былинные тексты. После концерта я поздравил автора либретто этого действа Людмилу Разумовскую. Мы вместе недоумевали по поводу того, что наш народ забыл своего Просветителя. Только Церковь чтит его апостольский подвиг – Крещение Руси. А ведь это должно быть государственным праздником. Поскольку и само православное государство обязано великому князю Владимиру своим рождением. Не будь Крещения Руси – и неизвестно, как бы сложилась наша история. И была бы она… Ведь именно из крещенской купели вышли разрозненные славянские племена единым православным русским народом, ставшим наследником великой Византии и создателем самого большого государства – Державы – защитницы Православия во всем мире.
Народ любит праздники. Но забыв о своих подлинных героях, придумывает нелепые новые: праздник топора, русской избы, день бабы-яги и лешего. И всё это под патриотическим соусом, называя «возвращением к корням».
Кроме чисто музыкальных задач организаторы ставили перед собой и другие. Научный консультант академии Екатерина Смирнова, помимо ознакомления с певческими коллективами, традициями и культурой, видит возможность со временем изменить мышление современного человека и «информационного поля его обитания:
“Фестиваль меняет представление человека о времени. Мы наполняем жизнь иными смыслами, иными звучаниями”
– Чтобы людей окружало настоящее певческое искусство. Чтобы оно рождало добрые мысли и чувства. Чтобы речь стала более связной и тягучей, какой она была раньше. Чтобы мышление стало образным. Информационное пространство формирует мышление. А современное компьютерное мозаичное клиповое мышление порождает разорванную малоосмысленную речь. Фестиваль «Просветитель» меняет и представление человека о времени. Мы наполняем жизнь иными смыслами, иными звучаниями. Когда слышишь пение греческих и сербских монахов, которые поют медленно, без ускорений, погружаешься в иное временное пространство и молитвенное состояние. Опытно чувствуешь, что такие выступления замедляют время, позволяют оставить постоянную спешку и суету, помогают душе обрести покой. Наши концерты гармонизуют душу вне храма.
Главный продюсер праздника Наталья Ильинична Орлова назвала программу «Просветитель» «умозрением в звуке», долженствующем просветить сердца и помочь преодолеть «ненавистное разделение мира сего». Православие – это то, что объединяет народы, несмотря на действия политиков, делающих из братьев врагов. Совместное выступление разных хоров из многих стран – это проявление соборности и демонстрация мощного духа.
Всем без исключения участникам понравилась учеба в академии, где помимо музыкальных дисциплин преподавали историю России и русский язык.
Титаническая работа организаторов завершилась очевидным успехом. О трудностях красноречиво говорит тот факт, что пришлось отпечатать 30 тысяч нотных страниц. А ведь нужно было обучить иностранцев исполнению по-русски и на церковнославянском языке, добиться слаженного звучания. О других трудностях Наталья Ильинична умолчала. А вот то, как оценивают работу академии за рубежом, поведала. Несмотря на сложность политической ситуации и санкции, студентке из Оксфорда дали грант на учебу в Академии православной музыки. Но самое невероятное – это то, что вместе с хором Великой Лавры Святой Горы Афон в Петербург прилетел лаврский игумен Продром, не покидавший Афона 39 лет.
Откровенно говоря, мне понравились всё. Хоров было много и все разные. При обилии множества талантливых коллективов возникает опасность того, что кто-то останется незамеченным. Ну как сравнивать искреннее пение детского хора из Донецка с хором «Басиани» из Грузии?! Выступление грузин всегда вызывало восторг публики. Сочетание лиризма и особого кавказского темперамента, свидетельствующего о мужественности, производит сильное впечатление. Грузинское многоголосие ни с чем не спутаешь. Узнается оно с первых звуков. И героические песни, и песни о любви, и древние молитвы – всё окрашено особым колоритом.
Спели они и три так называемые «рабочие песни». Причем из разных областей Грузии… Ну кто сейчас поет песни о рабочих? А вот столичный Патриарший хор из Тбилиси помянул тружеников Кахетии и Гурии. И пел о них как о могучих героях, чья жизнь исполнена красоты и героизма.
После грузинской темпераментной полифонии раздольное русское пение показалось резким контрастом. В грузинских песнях отмечались вокальные особенности и достоинства. Слова (не сопровождаемые переводом) были непонятны (да многие песни были вообще без слов, с использованием звукоподражания). А в русских песнях большое внимание уделялось именно словам. Петь о красоте родных просторов и любви к Родине без фальшивого умиления и надрыва очень сложно. Но нашим певцам удались и героические песни, и лирические, и фольклорные. Их исполняли во время гала-концерта по завершении церковных песнопений.
С особым восторгом публика реагировала на выступления Дивны Любоевич. Ее редкой красоты голос был украшением хора «Мелоди». Помимо «Мелоди» Сербию представил хор под руководством Николы Попмихайлова. Их византийские песнопения были несколько отличны от манеры пения греческих монахов. Греки казались строже, а сербы мелодичнее и понятнее русскому сердцу. Многие песни они исполняли под аккомпанемент народных инструментов. Очень хорошо публика встретила хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря под руководством монахини Иулиании. Замечательно пел и праздничный хор Валаамского монастыря, и архиерейский хор Киевской православной академии и семинарии, и хор Вологодской академии, и хор Анатолия Гринденко, и все остальные – большие и малые. И гусляры были хороши, а колокола «Звонницы», начинавшие, сопровождавшие и заканчивавшие действо, придавали ему торжественность и красоту. Всё было прекрасно. Праздник удался. Его и дождь не испортил. Низкие тучи даже сослужили добрую службу: помогли освещению. Если бы светило солнце, то никто бы не заметил замечательно выставленного света.
Провожали участников фестиваля многие паломники. Пришли экскурсоводы, проживающие рядом с пристанью в Воскресенском скиту. Пришел и бас-профундо В. Миллер. На берегу грузины устроили прощальную песенную дуэль с украинскими барышнями. На третьей палубе матушка Иулиания запела со своими хористами духовный стих «О, чудный остров Валаам». Кто-то пел: «Прощай, любимый город. Уходим завтра в море». Бас-профундо взбудоражил окрестности своей любимой песней «Жили двенадцать разбойников».
А в это время от связки кораблей, на которых слушатели Музыкальной академии три дня воспевали на Валааме Святую Русь, отчалил теплоход «Карл Маркс». Никто этого и не заметил. Все «академисты» стояли на палубах с лицами, обращенными к берегу. «Дуэлянты» вернулись на теплоход. По мощеной дорожке бежали, путаясь в длиннополых юбках, девушки. Они что-то кричали и махали руками. Было непонятно: то ли они просили не отплывать без них, то ли прощались с теми, с кем успели сдружиться… Добежав до теплохода, они присоединились к группе провожавших.
Теплоход вздрогнул и стал медленно отчаливать от берега. Пение на всех палубах зазвучало громко, а потом всё тише и тише. Провожавшие долго не покидали берег, глядя на то, как поющие хористы переходят с бортов на корму. Пенный след теплохода расходился раструбом, разрезая солнечную дорожку.
А над пристанью на вершине холма в закатном солнце горели золотые кресты храма Воскресения Господня.
Песнопения братии Валаамского монастыря:
С нами Бог
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Благословенны по 17 кафизме (живая запись с воскресного бдения 2004 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Честнейшая (Живая запись с воскресного бдения 2003 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Блаженны (Великая среда, живая запись со службы 2005 года)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Александр Богатырев
При подготовке материала использованы фотографии с сайта Валаамского монастыря.