первые шаги ребенка приметы и традиции
ПУТЫ У РЕБЕНКА: КАК ПЕРЕРЕЗАТЬ?
Рождение и воспитание детей неизменно окутано множеством суеверий и традиций. Согласно одному из поверий, крайне важно перерезать путы у ребенка. В чем суть этого обычая? Как провести обряд правильно?
Зачем резать путы у ребенка:
Молодые люди часто вообще не понимают, зачем требуется выполнять такой ритуал. Но в сознании старшего поколения прочно укоренилось мнение, что если не разрезать путы у ребенка, то малыш не сможет вовремя начать ходить.
На самом деле эта традиция имеет более глубокий смысл.
Небольшой обряд призван:
*защитить ребенка от злых духов;
*оградить его от непреодолимых препятствий и неудач;
*сделать уверенным в себе, собранным и твердо ступающим по жизни.
Укоренившееся суеверие связано лишь с заботой о маленьком члене семьи. Родственники пытаются всеми силами уберечь его от опасностей и гарантировать благополучную будущность.
Тусау Кесер – разрезание пут ребенка у казахов:
Традиция перерезания пут считается дохристианской; многие полагают, что она встречалась еще у древних славян. Но наибольшую известность получил проводимый и ныне казахский ритуал Тусау Кесер. Он рожден из тенгрианских представлений о реальности.
Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо.
Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили – с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.
Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе.
В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются – в общем, настоящий праздник.
Как правильно разрезать путы у ребенка:
Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке.
Следует лишь учесть такие моменты:
*Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.
*Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.
*Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.
*Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.
*Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.
Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, – он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы – и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать.
С другой стороны – у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как правильно перерезать путы на ножках у ребенка
Издревле ритуалы и обряды составляли значительную часть жизни.
Особенно большое их количество было связано с рождением и воспитанием малышей.
Многие из них не сохранились, но есть и такие, которые пользуются популярностью и в наше время.
Одним из них является обряд перерезания пут, проводящийся для того, чтобы ребенок быстрее и легче пошел.
Зачем резать?
Молодые пары часто не знакомы с таким ритуалом, как перерезание пут.
Однако старшее поколение верит, что его проведение позволит крохе вовремя пойти.
Обряд берет свое начало еще в дохристианское время, когда считалось, что души приходят в этот мир много раз.
У умершего человека связывали путами руки и ноги до полного окоченения. Это делалось для того, чтобы тело не разваливалось. Потом их снимали и клали в гроб.
Считалось, что, рождаясь заново, ребенок словно спутанный. Его душа близко к загробной жизни и может вернуться туда в любой момент.
По всем признакам ребенок больше покойник, чем живой человек, поскольку он все время в горизонтальном положении, не говорит, лежит спеленатый, не может есть обычную еду, его обмывают. Его связь с подземным миром еще слишком сильна.
Однако кроха растет, учиться поднимать головку, смеяться, садиться, делать первые шаги. Именно вертикальное положение малыша свидетельствовало о том, что он окончательно определился между мирами и решил остаться в человеческом. В это время проводился обряд перерезания покойницких веревок, которые связывали его душу все это время. Чтобы помочь ему освободиться призывали старшую женщину, но могла это сделать и мать ребенка.
Сейчас обряд используется для облегчения первых шагов, чтобы малыш раньше отпустил мамину ручку и пошел сам уверенной походкой.
Важно! Родители хотят максимально облегчить жизнь своего ребенка, и перерезание пут – это одна из возможностей, пожелание от близких долгой и счастливой жизни.
Казахский обряд Тусау кесер
В Казахстане обряды по сей день играют огромное значение. Особенно большое их количество относятся к детям, ведь благодаря их проведению кроху благословляют на дальнейшую жизнь. Один из таких обрядов – тусау кесер или перерезание нитей. В современном Казахстане обычай трактуется по-разному в зависимости от региона, но самое распространенное значение – он облегчает первые шаги и делает походку уверенной.
Как правило, проводится по достижении ребенком одного года. Однако дата проведения ритуалом не закреплена. Родители сами выбирают удачный момент, когда кроха начинает делать первые шаги, а это может произойти как в 10 месяцев, так и после года.
Согласно давним традициям нити перерезаются трижды одним человеком – наиболее достойным. Однако иногда обряд проводят в три дня, в каждый из которых рассекают путы, но разными людьми.
Важно! Традиционно путы составляли из трех веревок. Первая – яркая, ее цвет имел определенное значение. Белая – благородство, зеленая – долголетие, красная – богатство. Вторая представляла собой отваренную кишку барана как символ богатой и сытой жизни. Третья – косичка из трав, означающая рост.
В настоящее время традиционные путы заменили на веревку, состоящую из двух нитей – светлой и темной, символизирующих добро и зло.
Для проведения обряда необходимо сделать следующее:
После проведения обряда следует праздничное застолье, а человеку, перерезавшему нити, родители преподносят подарок. Малыш также получает от гостей дары.
«Зарубание пут» у славян
Высокая смертность детей у славян стала основанием считать, что ребенок, научившийся сам ходить, выживет.
Вариантов перерезания пут было несколько: с использованием или без веревочек, с ножом с деревянной ручкой, с ножницами.
Уважаемая женщина или мать подходила к ребенку, делающему свои первые шаги, и между ножек щелкала ножницами.
Если обряд проводили с использованием веревок, то их рассекали сзади. При этом произносились различные пожелания, добрые напутствия. Таким образом зарубался страх перед ходьбой, и малыш начинал быстрее сам передвигаться.
Важно! В современном мире вместо ножа или ножниц используют ребро ладони, которым символически перерубают путы.
Как правильно разрезать путы у малыша на ножках, чтобы начал ходить?
Обряд не обязательно проводить так пышно, как в Казахстане. Тем не менее определенные правила лучше соблюсти. Так, следует сделать следующее:
Верить или не верить в «путы»?
Родители хотят только лучшего своему малышу, чтобы он не только своевременно пошел, но и жизнь его отличалась благополучием. Все это заставляет их спорить о необходимости следования древнему обряду и его значении. Мнений существует несколько:
Бывает и так, что родители узнают о проведении ритуала от старшего поколения, когда он уже состоялся. В таком случае они отмечают, что:
Сам обряд несложный в проведении, и при желании любая мама или бабушка с ним справятся. Однако проводить его или нет – личное решение каждой семьи. В случае если его провели родственники из старшего поколения без желания родителей, расстраиваться не стоит. Обряд никак не навредит, он проводится исключительно из благих намерений.
Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
Первые шаги ребенка приметы и традиции
Как правильно перерезать путы на ножках у ребенка
Издревле ритуалы и обряды составляли значительную часть жизни.
Особенно большое их количество было связано с рождением и воспитанием малышей.
Многие из них не сохранились, но есть и такие, которые пользуются популярностью и в наше время.
Одним из них является обряд перерезания пут, проводящийся для того, чтобы ребенок быстрее и легче пошел.
Зачем резать?
Молодые пары часто не знакомы с таким ритуалом, как перерезание пут.
Однако старшее поколение верит, что его проведение позволит крохе вовремя пойти.
Обряд берет свое начало еще в дохристианское время, когда считалось, что души приходят в этот мир много раз.
У умершего человека связывали путами руки и ноги до полного окоченения. Это делалось для того, чтобы тело не разваливалось. Потом их снимали и клали в гроб.
Считалось, что, рождаясь заново, ребенок словно спутанный. Его душа близко к загробной жизни и может вернуться туда в любой момент.
По всем признакам ребенок больше покойник, чем живой человек, поскольку он все время в горизонтальном положении, не говорит, лежит спеленатый, не может есть обычную еду, его обмывают. Его связь с подземным миром еще слишком сильна.
Однако кроха растет, учиться поднимать головку, смеяться, садиться, делать первые шаги. Именно вертикальное положение малыша свидетельствовало о том, что он окончательно определился между мирами и решил остаться в человеческом. В это время проводился обряд перерезания покойницких веревок, которые связывали его душу все это время. Чтобы помочь ему освободиться призывали старшую женщину, но могла это сделать и мать ребенка.
Сейчас обряд используется для облегчения первых шагов, чтобы малыш раньше отпустил мамину ручку и пошел сам уверенной походкой.
Важно! Родители хотят максимально облегчить жизнь своего ребенка, и перерезание пут – это одна из возможностей, пожелание от близких долгой и счастливой жизни.
Казахский обряд Тусау кесер
В Казахстане обряды по сей день играют огромное значение. Особенно большое их количество относятся к детям, ведь благодаря их проведению кроху благословляют на дальнейшую жизнь. Один из таких обрядов – тусау кесер или перерезание нитей. В современном Казахстане обычай трактуется по-разному в зависимости от региона, но самое распространенное значение – он облегчает первые шаги и делает походку уверенной.
Как правило, проводится по достижении ребенком одного года. Однако дата проведения ритуалом не закреплена. Родители сами выбирают удачный момент, когда кроха начинает делать первые шаги, а это может произойти как в 10 месяцев, так и после года.
Согласно давним традициям нити перерезаются трижды одним человеком – наиболее достойным. Однако иногда обряд проводят в три дня, в каждый из которых рассекают путы, но разными людьми.
Важно! Традиционно путы составляли из трех веревок. Первая – яркая, ее цвет имел определенное значение. Белая – благородство, зеленая – долголетие, красная – богатство. Вторая представляла собой отваренную кишку барана как символ богатой и сытой жизни. Третья – косичка из трав, означающая рост.
В настоящее время традиционные путы заменили на веревку, состоящую из двух нитей – светлой и темной, символизирующих добро и зло.
Для проведения обряда необходимо сделать следующее:
После проведения обряда следует праздничное застолье, а человеку, перерезавшему нити, родители преподносят подарок. Малыш также получает от гостей дары.
«Зарубание пут» у славян
Высокая смертность детей у славян стала основанием считать, что ребенок, научившийся сам ходить, выживет.
Вариантов перерезания пут было несколько: с использованием или без веревочек, с ножом с деревянной ручкой, с ножницами.
Уважаемая женщина или мать подходила к ребенку, делающему свои первые шаги, и между ножек щелкала ножницами.
Если обряд проводили с использованием веревок, то их рассекали сзади. При этом произносились различные пожелания, добрые напутствия. Таким образом зарубался страх перед ходьбой, и малыш начинал быстрее сам передвигаться.
Важно! В современном мире вместо ножа или ножниц используют ребро ладони, которым символически перерубают путы.
Как правильно разрезать путы у малыша на ножках, чтобы начал ходить?
Обряд не обязательно проводить так пышно, как в Казахстане. Тем не менее определенные правила лучше соблюсти. Так, следует сделать следующее:
Верить или не верить в «путы»?
Родители хотят только лучшего своему малышу, чтобы он не только своевременно пошел, но и жизнь его отличалась благополучием. Все это заставляет их спорить о необходимости следования древнему обряду и его значении. Мнений существует несколько:
Бывает и так, что родители узнают о проведении ритуала от старшего поколения, когда он уже состоялся. В таком случае они отмечают, что:
Сам обряд несложный в проведении, и при желании любая мама или бабушка с ним справятся. Однако проводить его или нет – личное решение каждой семьи. В случае если его провели родственники из старшего поколения без желания родителей, расстраиваться не стоит. Обряд никак не навредит, он проводится исключительно из благих намерений.
Как народы России праздновали первые шаги своих детей
Общее мнение медиков в России таково – ребенок должен начать ходить в возрасте от года до полутора лет. Но очень часто бывают отклонения от этого правила как в одну, так и в другую сторону. Например, мальчики начинают ходить позже девочек, но и те и другие могут начать вставать на ноги уже в 6– 7 месяцев, ходить – в 8 – в 9 месяцев, при этом все чаще встречаются уникумы (чаще все-таки девочки) которые уже в семь месяцев вовсю ходят, а в девять бегают.
Если же говорить о национальных особенностях, то никаких исследований ученых на эту тему не проводилось. Скорее, речь можно вести о разнице между детьми, которые растут в теплых городских квартирах или в просторных деревенских домах, и детьми, которые до сих пор растут в условиях леса или тундры – то есть там, где тысячелетиями жили их родители.
Первый шаг – праздник
С первыми шагами детей в культуре многих народов связаны разные праздничные обряды, например, у марийцев, прежде чем поставить кроху на ноги, проводили обряд разрубания пут. Дед или отец спутывали ножки ребенка веревкой, а потом разрубали ее, произнося добрые пожелания. Младенцу желали легкого тела, крепости ножек, здоровья и счастливой жизни.
Сибирские татары после того, как ребенок начинал делать первые шаги, справляли праздник аяк-той («праздник ног»), на который приглашали соседей и родных, накрывали на стол, угощали гостей пловом и шурвой – супом из баранины и картофеля.
Дагестанцы и чеченцы в честь первых шагов младенца пекли специальные хлеба с изюмом, слоеные булки, которые потом раздавали как милостыню. Но сначала и хлеб, и булки катали между ногами ребенка со спины вперед, чтобы он как бы устремлялся за катящимся хлебом, бежал вперед, в жизнь и обретал твердую походку (этнографы М. К Мусаева, З. И Хасбулаева, статья «Некоторые традиционные обычаи и обряды чеченцев и дагестанцев. »).
Лучше позже, но лучше!
Но отнюдь не везде и не всегда люди радовались тому, что ребенок пошел рано. Например, у бурят был обычай – если младенец слишком рано начинал делать первые шаги, отец должен был бросить в него рукавицу и сбить его с ног. Считалось, что отцовская рукавица обладает некоей магической силой и способна замедлить развитие чересчур шустрого малыша. Можно предположить, что это делалось для того, чтобы у ребенка не появились дефекты опорно-двигательного аппарата, который еще не сформирован. Но скорее всего, буряты просто считали, что все в мире должно идти своим чередом и каждому событию должно быть отведено свое время. Об этом в своих интервью рассказывает специалист республиканского бурятского центра народного творчества Баярма Цыденова.
Не торопились ставить на ноги детей и другие северные народы и народы Сибири: ненцы, нганасаны, тофолары, эвенки и эвены, айны, кеты, энцы, селькупы и обские угры – манси и ханты. Связано это было с тем, что тайге и в тундре за маленьким ребенком уследить сложно, а зимой в тесном жилище – в чуме или в яранге маленькому ребенку ходить особо негде да и опасно – можно упасть в очаг или перевернуть на себя котел с кипящим жирным бульоном.
Было у северных народов и поверье, объясняющее такое отношение родителей к детям – считалось, что ребенок, который рано начал ходить, долго не проживет. Малышу же, который начал ходить поздно, предрекали долгую и здоровую жизнь.
Поэтому часто дети оставались в люльках до двух-трех лет. Например, ханты, манси, селькупы делали для подросших детей разные люльки – днем малыш находился в «дневной» люльке со спинкой, в которой он мог принять сидячее или полулежачее положение, а на ночь его помещали в обычную люльку для сна, представляющую собой короб из дерева с бортиками.
В холодное время люльку закрывали сверху мехом или ровдугой – замшей, а вместо пеленок использовали сухой мох или даже березовую стружку.
Младенец, находясь в такой колыбели, мог реализовать свое желание подвигаться только упираясь ножками и головой в стенки колыбели. Кстати, с обычаем оставлять детей в люльке надолго, антропологи связывают появление «окуневского» типа черепа – приплюснутого сверху: ребенок так сильно упирался теменем в стенку люльки, что череп со временем слегка сплющивался. Позднее, этот недостаток стали у детей выправлять.
Не торопились ставить детей на ноги и тувинцы. Например, современный педагог из Тувы К. Б. Салчак выделяет в развитии ребенка несколько периодов, среди которых длительность колыбельного периода составляет два года. Это время включает в себя период от рождения малыша, время, когда ребенок начинает ползать, и время, когда он начинает ходить, Следующий период младенчества Салчак связывает с возрастом от двух до четырех лет.
А нам бы поскорее!
У русского народа с поздним развитием ребенка в этом отношении связано множество разных примет и суеверий. Но можно с точностью сказать – задержка физического развития волновала родителей больше, чем ранее хождение. Если ребенок не торопился вставать на ноги, его начинали по-особому умывать, шептали заговоры, переставали целовать в ножки и даже сажали на грядки – надеялась, что как овощи созреют, так и младенец пойдет.
С другой стороны – у всех русских есть яркий пример человека, который не ходил до 33 лет, а потом встал, пошел и стал не только богатырем земли Русской, но и святым – это известный герой легенд и вполне реальный человек Илья из Мурома.
Из всего этого модно сделать вывод, что раньше всего на ноги встают дети тех народов России, которые живут в городских условиях, в тепле и в достатке. Здесь детей поощряют к движению, за ними следят, ими занимаются, а значит, эти дети развиваются быстрее. Не исключено, что на развитие младенцев оказывает действие и магнитное излучение, которое, как правило, есть в городских квартирах – от мобильных устройств, гаджетов и электроприборов. Больше всего в городах России живет русских, белорусов, украинцев, армян, татар и башкир. Скорее всего, дети именно этих народов и встают на ножки чуть-чуть быстрее сверстников.
Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.