палестинская стена николо угрешского монастыря
avderin
Я много раз бродил вдоль крепостных стен Иерусалима. И было очень интересно встретить отголосок иерусалимских укреплений в подмосковном Николо-Угрешском монастыре.
Повторю ещё раз то, что уже писал в посте про монастырь:
Это Иерусалимская (Палестинская) стена, символизирующая небесный город Иерусалим. Возведена в 1866 году то ли по проекту, то ли с участием архитектора Каминского. Суперавангардистское по тем временам сооружение. Этакий архитектурный дадаизм.
Вообще, в период расцвета монастыря в середине 19 века в нём работали самые известные архитекторы того времени: Солнцев, Каминский, Быковский. Это был период господства в архитектуре эклектики. Слово «эклектика» было для советских искусствоведов ругательным. Но эклектика эклектике рознь. Как и любой другой архитектурный стиль она может быть интересной и неинтересной. Оригинальной и банальной. Талантливой и бездарной. Не скажу, что общими усилиями зодчим удалось создать очень уж гармоничный ансамбль, но многие постройки монастыря несут на себе несомненные отпечатки оригинальности и талантливости.
Но мотивы Иерусалима появились у Быковского ещё до создания этой стены. В более ранней постройке, которую они возводили совсем рядом вместе с Каминским. Видите мотивы крепостных башен в завершении церкви? Достаточно неожиданное решение даже для эклектичного 19 века. С явным отсылом к теме Иерусалима.
Цитирую сайт монастыря:
«Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатрообразной кровле. На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом,
.
Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999. «
Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество
Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.
История Николо-Угрешского монастыря
Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.
Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.
С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.
Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря
Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.
Святыни обители
Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :
В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.
В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.
В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.
Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…
Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.
Распорядок богослужений
В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.
В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:
В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:
по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.
Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:
По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.
Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.
В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.
Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.
Контакты приписных храмов:
Паломнику
Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.
Проезд из Москвы:
Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь.
Другие постройки и сооружения монастыря:
14. Башни ограды (XIX в.)
15. Ограда (XIX в.)
16. Северо-восточная башня ограды (XVII в.)
17. Ворота ограды.
18. «Палестинская» стена (1866 г.)
19. Николо-Угрешская Духовная семинария
20. Деревянные кельи в скиту (XIX в.)
21. Настоятельские покои (XVII в.)
22. Бывшая западная башня (XVII в.)
23. Просфорная (1890 г.)
24. Павильон
25. Трапезная и монастырская лавка (вход в лавку с улицы).
26. Больничный корпус (1855-1858 гг.)
27. Восточный братский корпус (1855-1858 гг.)
28. Южный братский корпус (1855-1858 гг.)
29. Новый братский корпус (1892 г.)
30. Трансформаторная будка, стилизованная под звонницу.
31. Сад
32. Хозяйственный двор
33. Хозяйственные постройки
34. Жилой корпус (XIX в.)
35. Монастырская постройка
36. Конюшенный корпус (1850-е гг.)
37. Монастырский пруд
38. Памятник св. Николаю (1998 г.)
39. Бывшее монастырское кладбище
Другие объекты
40. Сувенирный магазин (в бывш. гостинице)
41. Книжный магазин (православная книга).
42. Городские постройки
43. Часовня (снесена в 1920-х гг.).
44. Архиерейские палаты с храмом Сергия Радонежского (сгорели в 1977 г.).
Подворья монастыря:
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Монастырь основан, согласно преданию, в 1380 г. князем Дмитрием Донским. Архитектурный ансамбль XVI-XVII веков был кардинально перестроен во второй половине XIX в. по инициативе настоятеля монастыря архимандрита Пимена. Новый ансамбль в ложнорусском стиле создан на расширенной территории монастыря в 1850-1870-х гг. при участии художника и археолога Ф.Г. Солнцева. В 1880-1899 гг. Архитектором А.С. Каминским был построен грандиозный Спасо-Преображенский собор, ставший центром монастыря. Монастырь обнесен кирпичной стеной с 8 воротами и 16 башнями.
Наибольший интерес представляет северный участок стены, называемый Палестиной, или Иерусалимской стеной. Этот участок построен в 1866 г. и изображает древний город в условных иконописных формах. Из старых построек в переделанном виде сохранились: Государевы и Патриаршие палаты (XVII в.), колокольня (1758-1763 гг.), три башни ограды XVIII в. В 1920 г. монастырь был закрыт, на его территории размещалась колония для беспризорников. В 1940 г. уничтожен Никольский собор (XVI-XIX вв.). С 1970-х гг. начались восстановительные работы. С 1990-х гг. монастырь был вновь открыт.
Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью (позднее Настоятельские покои): кирпичное двухэтажное здание, построено в XVII в. От этого времени сохранились планировка и своды. В XIX в. корпус был расширен, растесаны проемы, фасады оштукатурены. Вплотную к зданию с севера пристроена миниатюрная церковь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Позднее каменное крыльцо палат и завершения Успенской церкви были утрачены, изменены формы ее покрытия. В 1990-х гг. палаты реставрировались, восстановлено завершение Успенской церкви.
Николо-Угрешский монастырь, общежительный, 3 класса, на берегу реки Москвы, в 15 верстах от города Москвы, в 6 верстах от железнодорожной станции Люберцы. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским, на месте явления ему иконы святого Николая чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою великий князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван «Угрешским». В древнем Николаевском соборе находится явленная икона святителя Николая, прославленная чудесами.
В церкви Успения находится особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, весьма древнего письма, именуемая «Взыграние», явившаяся в 1795 году, 7 ноября, в каковой день и совершается в честь ее празднество; Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, Поддерживаемым Ею обеими руками и прильнувшим Своей левой ланитой к Ее правой ланите. В той же церкви замечательны древние царские двери, сооруженные в XV веке. В больничной церкви во имя Всех Скорбящих Радости находится древняя икона Спаса Нерукотворенного, которую приписывают кисти инока Андрея Рублева.
В 1894 году было совершено освящение нового Спасо-Преображенского собора, построенного в память 500-летия монастыря. В монастыре хранятся ценные вклады: от царя Михаила Федоровича — воздух, два покрова красного атласа с надписью, вышитой золотом и вынизанною мелким жемчугом, и крест напрестольный восьмиконечный с 16-ю частицами святых мощей; от царя Алексея Михайловича — житие и чудеса святителя Николая в лицах, — книга, писанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат; листов в ней счетом 421, а всех изображений 407. При монастыре богадельня для всех сословий, странноприимный дом, двухклассная школа с ремесленными классами и детской больницей и общество хоругвеносцев, члены которого носят утвержденный Святым Синодом в 1911 году нагрудный знак во время крестных ходов и богослужений. Близ монастыря находится принадлежащий ему Петропавловский скит.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Памятник Святителю и чудотворцу Николаю. Памятный знак выполнен скульптором В.М. Клыковым и преподнесен автором в дар монастырю и городу. 22 мая 1998 года, в день Перенесения Святых мощей Святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Священноархимандрит Николо-Угрешского монастыря совершил освящение памятного знака.
Палестинская, или Иерусалимская стена Николо-Угрешского монастыря. Возведена вместе с Северной стеной в 1855–1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова. При строительстве которой использовался проект Пимена Угрешского, эскизы академика Солнцева. Отлично сохранилась до наших дней, отреставрирована. Одна её часть – Палестинская стена – выложена из красного кирпича, другая возведена из белого камня, дополнена декоративными башнями. Палестинская стена – уникальное архитектурное сооружение, подобных в мире больше нет. Изображение этой стены находится на гербе города Дзержинский. Получила название «Палестинской» или «Иерусалисмской», поскольку представляет собой символическое изображение святого града Иерусалима в условных иконописных формах.
Николо-Угрешский монастырь. Утраченные храмы и часовни.
Мариинский храм. Храм во имя преподобной Марии Египетской был заложен 1 мая 1850 года. Строительство велось на средства благотворителей супругов Александровых. 16 сентября следующего года храм был освящен святителем Филаретом.
Храм Спаса Нерукотворного. Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявленны прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.
Духосошественский храм. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Церковь имела деревянный крашеный иконостас с золочеными обводами, с иконами фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзовая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.
Крестознаменская часовня. В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.
Храм во имя Собора Угрешских святых
В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители.
В ходе подготовительных работ, начавшихся в 2004 году, был найден фундамент Никольского собора, разобранного за ветхостью в 1930-е годы. При воссоздании храмового здания было решено сохранить найденный фундамент в подклете нового собора. В результате воссозданный Никольский собор оказался выше и несколько шире своего предшественника за счет того, что увеличенный подклет включил в себя найденный фундамент. Это в свое время подало мысль о создании нижнего храма в Никольском соборе, которого в прежние века не существовало.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла новый храм был посвящен Собору Угрешских святых, т.е. тем святым, которые на протяжении истории существования обители подвизались в монастыре, а также оказали существенное влияние на жизнь обители. Малое освящение храма во имя Собора Угрешских святых состоялось 7 сентября 2012 года.
Приписные к монастырю храмы:
Больничный храм во имя великомученика Пантелеимона
Больничный храм существует с 1993 года, еженедельно в нем совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители посещают стационар Дзержинской больницы, совершая над больными Таинства Исповеди и Причащения. Подготовку больных к Таинствам, организацию посещений больных проводят прихожане обители и приписных к ней храмов. Богослужебное послушание при больничном храме в течение уже пяти лет несет насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Андроник (Гуревичев).
Храм во имя святителя Макария Московского
Храм во имя святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, стал первым приписным храмом к обители, построенным в городе. Малое освящение состоялось в 2003 году. В храме регулярно совершаются богослужения, послушание в храме несет иеромонах Сергий (Ясинский).
Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского
9 октября 2005 года на центральной площади города состоялась закладка храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского. По окончании Божественной литургии в Николо-Угрешском монастыре собор духовенства во главе с епископом Люберецким Вениамином совершил крестный ход на площадь Дмитрия Донского к месту закладки нового храма, где и было совершено чинопоследование на основание храма. 31 октября 2006 года в строящемся храме во имя святого благоверного князя Димитрия Донского был совершен водосвятный молебен, после чего в храме стали регулярно совершаться богослужения.
Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов
Храм на новом городском кладбище был освящен в память о домовом храме при народном училище Николо-Угрешского монастыря во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 28 октября 2006 года в строящемся храме было совершено первое богослужение – панихида. 20 августа 2008 года епископ Люберецкий Вениамин совершил великое освящение храма.
Храм во имя мученика Виктора в Котельниках Московской области.
Храм расположен в микрорайоне Белая дача. Закладку храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 31 мая 2009 года. 27 ноября 2010 года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил малое освящение храма и Божественную Литургию по случаю престольного праздника храма.
Основание Николо-Угрешской обители связано с именем князя Дмитрия Донского и его знаменитым походом на Непрядву. Когда московская рать выдвинулась из Москвы, направляясь в Коломну, где был назначен сбор всех русских войск, первый привал был сделан как раз на месте нынешнего монастыря, примерно в двадцати верстах от тогдашней границы Москвы. Волновавшемуся перед предстоящим сражением князю во сне явилась икона Николая Чудотворца. Дмитрий Иоаннович истолковал это знамение как предвестие победы и, рассказав о нём приближённым, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» От согретого сердца князя и вся местность, как считается, получила чудное по нынешним языковым меркам название Угреша. Куликовская битва закончилась триумфом русских воинов и ознаименовала собой рождение русского духа, того самого, общенационального, не поделённого на искусственные образования типа «рязанских», «владимиро-суздальских», «тверских», «московских». Князь возвращался из похода, не забыл место, где было ему чудесное знамение.
В ХХ веке для монастыря, как и для всей Русской Церкви, настали трудные времена. Его закрыли уже в 1920 году, в стенах обители размещались и детская исправительная колония ОГПУ, и спортивные и медицинские учреждения, к тому же в монастырских кельях проживали люди в коммуналках. Новая власть снесла четыре храма из одиннадцати (включая самый ценный Никольский собор, небольшой и никому не мешавший).
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №133, 2015 г.
В 1927 году было решено создать здесь трудкоммуну №2 ОГПУ (к тому времени уже существовала трудкоммуна №1 в Болшево). 750 подростков перевезли сюда из детской колонии, располагавшейся в Саввино-Сторожевском монастыре, к ним добавились 150 старших мальчиков из Детского городка. К началу 1928 года переезд был закончен. Под жильё заняли братские корпуса и благоустроенные монастырские гостинницы (они назывались Рим, Париж, Лондон). На территории монастыря заработала сапожная, столярная и слесарная мастерские, в Спасо-Преображенском соборе сделали межэтажные перекрытия, пробили в стенах прямоугольные окна. Помещений не хватало, использовали даже пространство подкупольных барабанов. В соборе одновременно размещались фабрика-кухня, столовая, спортзал; алтарь приспособили под котельную. Под руководством вольнонаёмных мастеров коммунары осваивали рабочие профессии, мастерские оснащались передовым по тому времени оборудованием.
Уже в 1928 году было выпущено продукции на 220 тыс. рублей. Первые 2-3 года в трудкоммуну попадали в основном беспризорники, позднее принимались и молодые заключённые до 25 лет. С каждым годом, коммунаров становилось всё больше и больше, в связи с чем возводились новые корпуса, бараки. К 1932 году в коммуне действовали уже 4 завода: Спартак (выпускал инкубаторы, которые шли на экспорт), фибролитовый, электро- и радиозаводы. Коммунары построили к посёлку автомобильную дорогу, проложили ж/д ветку от станции Панки, причём это строительство нашло отражение в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Экк). Была выстроена фабрика музыкальных инструментов, клуб, стадион, учебный комбинат. За 11 лет существования трудкоммуны в ней было воспитано 4,5 тыс. беспризорников и малолетних нарушителей. В 1938 году посёлок коммунаров был проеобразован в рабочий посёлок Дзержинский, в нём проживало уже более 10 000 человек.
Реставрацией памятников архитектуры бывшего Николо-Угрешского монастыря пытались заняться в 1970-е годы, но дальше, чем установления строительных лесов, дело не пошло. В декабре 1990 года обезображенные и осквернённые строения бывшей обители были переданы РПЦ.
Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь
В этом альбоме речь пойдет об одном из городов ближнего Подмосковья, городе Дзержинский.
В один из погожих весенних дней захотелось как то отвлечься от повседневной суеты и съездить куда-нибудь не далеко хотя бы на пол дня. Выбор пал на город Дзержинский, находящийся совсем не далеко от места постоянного проживания, то есть района Выхино-Жулебино города Москвы
Дзержинский расположен на реке Москве. Является городом-спутником Москвы, граничит с ней, отделяясь от неё Московской кольцевой автодорогой (МКАД)
Население города составляет на данный момент около 54 тыщ. жителей (данные 2016 года)
История города тесно связана с Николо-Угрешским монастырем, который был основан Дмитрием Донским в 1380 году в честь победы на Куликовом поле.
На месте нынешнего города располагались деревни Алексеевка, Гремячево, Денисьево и Кишкино.
В 1920-х годах монастырь был закрыт, а в его стенах образована детская трудовая коммуна для беспризорников, которая получила название «Коммуна имени Дзержинского». В 1938 году коммуна получила официальный статус посёлка городского типа.
Посёлок активно развивался, в 1956 году началось строительство одной из крупнейших в стране теплоэлектроцентралей — ТЭЦ-22. Рядом с монастырскими стенами на месте деревень Гремячево, Денисьево и Кишкино выросли современные многоэтажные жилые кварталы.
В 1981 году рабочий посёлок Дзержинский получает статус города районного подчинения в составе Люберецкого района Московской области.
Первый мэр Дзержинского Виктор Иванович Доркин добился получения статуса города областного подчинения к 4 сентября 1996 года. Несколько раз Дзержинский признавался самым благоустроенным городом как Подмосковья, так и России