палех фестиваль поле людей
Полина Лиске и её «Поле людей»
С девушками я познакомился с подачи главы Палехского района Игоря Старкина. Игорь Вадимович человек неравнодушный и на полудежурный вопрос о «как дела» рассказал, что в селе вот-вот начнёт работу домашний театр, который откроет приехавшая из далёкой Америки актриса, которая ещё и фестиваль театральный замутила. Тут же позвонил ей, и через двадцать минут я пил кофе в маленьком домике, к которому бригада местных умельцев пристраивает помещение, которое со временем станет тем самым домашним театром, о котором восторженно рассказывал палехский глава. Мне повезло, в тот день в Палехе были и Полина, и Настя с которыми мы содержательно поговорили о селе-академии, об Америке, кино, театре, творческой среде и ещё много о чем.
Первый мой вопрос Полине был ожидаемым: почему Палех?
— Откуда такая идея: домашний театр в Палехе?
— Палехские художники всегда были связаны с театром.
— Кто в нём будет играть?
В разговор вступает Анастасия Куклина.
Настя: Мы с Полиной планируем делать постановки и с местными ребятами, и с приглашёнными.
— Будете и продюсерами, и режиссёрами, и артистами?
Настя: Я сама не артистка, училась в ГИТИСе, закончила продюсерский факультет, много работаю в театре. С друзьями мы создали, не совсем такую, но в чём-то похожую историю в Туле – пять лет назад открыли независимую театральную компанию без поддержки города и инвесторов и продолжаем существовать. Мне интересно заниматься продвижением искусства в регионах, хотя сама я живу в Москве.
— Это будет грантовая история?
Настя: На этом сложно заработать деньги, обманывать не буду, но заработок никогда не был нашей целью. Наша цель – создать…
Полина: Та-да-да-да!
Настя: Для нас важно, чтобы люди не в Москву ездили за культурой, а оставались в своём городе и не просто смотрели, но и участвовали в культурном процессе. Не просто посмотреть классный спектакль и уйти, они в нём должны участвовать.
— Палешане готовы стать актёрами?
Настя: Мне кажется да. Это пока мой второй большой приезд сюда, но в Палехе очень много интересных людей, которые готовы развивать это место. Мне кажется, очень круто, что люди из Москвы, из других больших городов приезжают или возвращаются сюда. И готовы здесь что-то делать.
— Почему люди едут Москвы сюда, в Палех?
Настя: Мне кажется, что здесь больше возможности для самореализации. Москва – это зарабатывание денег. Безусловно – это важно, мы все хотим зарабатывать и классно жить, но именно в искусстве там сложнее делать то, что хочешь.
— В девяностые люди уезжали из провинции в Москву, чтобы делать искусство, а сейчас идёт обратный тренд?
Настя: Можно, наверное, сказать, что есть такой тренд, как минимум – начинается. У меня друзья в Костроме, которые уже 15 лет занимаются современным искусством, с нуля создали площадку. Это классный пример того, как сделав что-то в Костроме, они стали известны в Москве и за рубежом.
— В Палехе сильны традиции, и вдруг вы такие с современным театром. Не будет диссонанса?
Настя: Мне кажется, нет. Надеюсь, нам получится соединить современные актуальные вещи и традиционные. Есть такой стереотип, что Палех – это шкатулочки и лубок, и никто не знает о том, что здесь происходит в искусстве сейчас. Здесь очень много молодых интересных художников, есть культурная среда, которую нужно как-то расширить и правильно направить, чтобы это всё работало. А по поводу неприятия Палехом современного искусства… Такое может быть, и это нормально – и в Москве не всё принимают. Когда мы начинали в Туле, там люди практически ничего не знали про современный театр, но фестиваль там до сих пор успешно существует. Люди увидели, что такое может быть, что такое можно делать, что это имеет право на существование.
— На какие шиши всё это здесь: театр, арт-пространство?
Настя: Вполне уместный вопрос и это не секрет. Сельский театр Полина строит на свои деньги, это её инициатива. Сейчас мы подаёмся на гранты, я трижды выигрывала деньги фонда Прохорова для проекта в Туле. Всем, кому я рассказывала про наш палехский фестиваль «Поле людей»…
— …что за фестиваль?
Настя: «Поле людей» – это фестиваль не только современного искусства, но и традиционного, а наша с Полиной задача всё это объединить.
— Ещё один фестиваль в Палехе? Не боитесь?
Настя: Нет. Это фестиваль о том, как можно объединить то традиционное, что здесь происходит, с тем, что мы можем привезти – некий кросс-культурный обмен.
— Между кем и кем?
Настя: Между теми, кто живёт в Палехе и теми, кого здесь будут рады видеть. С одной стороны, мы показываем местным, что происходит в современном театре, музыке и литературе. С другой, приезжие гости увидят, что память – это не только про иконы и шкатулки, в Палехе много другого интересного.
— Николай Ковалёв, лидер группы «Сейф», всерьёз называет Палех культурной столицей Ивановской области.
Настя: Это же прекрасно!
— Это данность или перспектива?
Настя: Мне кажется, что у Палеха очень большой потенциал.
Полина: Думаю, в этом есть и правда и мечта – мне кажется, что это про перспективу. Если ты из Америки смотришь на Палех, то, конечно же, это шкатулки, жар-птица, Голиков, тройки. Если американцам показывать шкатулки, они в восторге от того, что это сделано руками и как сделано. Вот с этим и нужно заходить, это как обёртка. А потом уже погружать в то, что можно сделать что-то ещё. Это место не только про иконы и шкатулки. Абсолютно уверена!
Настя: Здесь есть много людей, которые могут это делать.
— Мы с Николаем Ковалёвым и Мариной Галкиной недавно говорили о том, что местное сообщество тяжело воспринимает приход чего-то нового. Вы этого не боитесь?
Полина: Театр – это синтез искусств. И мы говорим: «Ребята, давайте с нами». Мы сделали проект с фотографом из Москвы Дианой Акер, который дальше реализуется в рамках «Поля людей» в фотовыставку. Пригласили палешан, в том числе Екатерину Фёдоровну Щаницину и её мужа Юрия и сказали: «Давайте поиграем, пошалим», достали сундук с бабушкиными вещами, воротничками, занавесками, брошками, сережками и поиграли.
Зачем это все? Для общения, для того, чтобы мы не боялись быть вместе. Палехские художники, привыкли больше быть дома, а мы хотим собирать людей, чтобы делать что-то вместе. Хотим создавать общую среду. Как сказал Балабанов: «Найти своих и успокоиться».
— Полина, ты делаешь театр на свои деньги. Что ты от него ждёшь?
Полина: Профессионального общения – это самое главное. Цель моего сельского домашнего театра – общение от слова «общее». Вот это общее для меня сейчас – цель жизни.
Настя: Полина скорее о том, что не просто посидели и попили кофе, нужно общение, после которого что-то ещё рождается.
Полина: Самое интересное в застольных разговорах происходит, когда встречается профессионал с профессионалом. Мы с Настей хотим сделать здесь театральную резиденцию, привозить молодых художников.
— То есть в первую очередь это о театре?
Полина: Театр – широкое понятие.
Настя: Существует много резиденций для режиссёров, для художников. В Москве это часто одни и те же люди, плюс-минус примелькавшиеся персонажи, которые просто переходят из одного проекта в другой. Но есть миллион талантливых классных людей, которые тоже хотят развиваться, найти союзников. Соединиться по любви. Мы в Туле не даём им чётких рамок, они должны сделать проекты, которые представят в финале. И у нас там ещё такая забавная затея: декорации они должны сделать свои руками.
— На «Палехском поле» что-то подобное будет?
Настя: Ну, прям совсем такую же историю делать ещё раз неинтересно.
— Власть вам как-то помогает?
Полина: Пока мы ведём переговоры и, вроде, есть заинтересованность – это уже радует, в Туле такого не получилось. С Игорем Вадимовичем Старкиным (глава Палехского района) буквально позавчера познакомились, и он нас очаровал – это любовь с первого взгляда. Очень здорово, что он такой неравнодушный.
Настя: Надеюсь, будет какая-то поддержка. По крайней мере, нам разрешают делать то, что мы хотим, и это важно.
Палех фестиваль поле людей
Художник, актёр, режиссёр. Работала в разных направлениях искусства, начиная с иконописи, мультипликации и работы художником в театре, и заканчивая актерством и режиссурой. Учителя Полины — Дмитрий Крымов, Иван Вырыпаев, Юрий Арабов. Как результат совместной креативной жизни родилось несколько прекрасных работ, таких как Спасение (И. Вырыпаев), Путешествие кролика Эдварда (МХТ), Петр и Феврония Муромских (Театр Практика), Жанна (Театр Наций), Блэк и Симпсон (К. Лиске, театр Практика), SOS (Новое пространство театра Наций), Girokastra ( Ю. Арабов, А. Сокуров), Paradiso 2020 (пьеса, соавторство К. Емельянова) и другие. Лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Спасение».
Художник, актёр, режиссёр. Работала в разных направлениях искусства, начиная с иконописи, мультипликации и работы художником в театре, и заканчивая актерством и режиссурой. Учителя Полины — Дмитрий Крымов, Иван Вырыпаев, Юрий Арабов. Как результат совместной креативной жизни родилось несколько прекрасных работ, таких как Спасение (И. Вырыпаев), Путешествие кролика Эдварда (МХТ), Петр и Феврония Муромских (Театр Практика), Жанна (Театр Наций), Блэк и Симпсон (К. Лиске, театр Практика), SOS (Новое пространство театра Наций), Girokastra ( Ю. Арабов, А. Сокуров), Paradiso 2020 (пьеса, соавторство К. Емельянова) и другие. Лауреат премии «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Спасение».
Италия, 1924 год — почти столетие назад работы палехских художников впервые попадают на Венецианский вернисаж. Палешане выступают на выставке настолько успешно, что получают предложение покинуть Россию и основать школу живописи в Италии. Мастера остаются в Палехе, развивают свое дело и менее чем через год удостаиваются гран-при на Всемирной выставке в Париже. С этого момента Палех знают и любят во всем мире.
Всероссийское признание приходит к палехским мастерам гораздо раньше. До революции Палех известен своим иконописным промыслом. Скрытый лесами Владимирской губернии, удаленный от больших рек и дорог, Палех бережно хранит секреты ремесла. Традиции иконописания передаются из поколения в поколение, от отца к сыновьям.
Палешане выполняют дорогие заказы, предпочитают сложные в выполнении композиции. Известнейшие иконы из Палеха выглядят словно религиозный комикс: множество завершенных миниатюрных сцен из жизни святого собраны вокруг центрального образа. При этом работа иконописца сродни ювелирной — лица размером меньше спичечной головки выводятся тончайшей кистью, и каждое несет свою эмоцию. Иконы палешан ценятся старообрядцами, мастерские известных палехский династий становятся поставщиками Императорского двора.
Палехским мастерам доверяют реставрировать росписи и заново расписывать настоящие русские святыни — Софийский собор в Новгороде, собор Мирожского монастыря в Пскове, Успенский собор во Владимире, расписанный в свое время Андреем Рублевым. В правление Александра III палешане успешно выполняют царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского кремля.
Удивительное свойство жить вдали от столичных городов, но быть в центре художественной жизни, наследует артель художников-палешан, объединившихся после революции для росписи лакированных предметов. Мастера сохраняют традиционный вкус и стиль, что делает их произведения узнаваемыми. Артель растет, палешане занимаются книжной иллюстрацией, росписью фарфора, монументальной стенописью. Основан музей палехского искусства, открыто училище для художников. Крестовоздвиженский собор 1774 года постройки превращен в музей древней живописи, и тем самым спасен от разрушения в новой, атеистической культуре. Почетным членом артели становится Максим Горький, который дарит палешанам целую библиотеку художественных альбомов. При его поддержке палешане получают здание для размещения мастерской.
Русские сказки находят органичное воплощение в искусстве палешан. Со временем один из сказочных героев — Жар-птица — перебирается на официальный герб Палеха. Многие знаковые события в истории страны палехские художники изображают через национальный эпос. Так Юрий Гагарин в работах палешан предстает в образе былинного богатыря-покорителя космоса.
Красивые улочки с деревянными домами в наличниках, древние храмы, дома с историей. Летом Палех утопает в зелени, зимой — в настоящих белоснежных сугробах, с заходом солнца — в многоцветной иллюминации: огнях, гирляндах и фонарях.
В настоящее время Палех — это город творчества. Трудно встретить семью, в которой хотя бы в одном поколении не было художников или иконописцев. Как и прежде краски здесь готовят из куриного яйца, художники живут в деревянных избах, а традиции впитываются через совместное творчество.
«Осенью приедешь к себе в Палех… Мать пельменями накормит, чайку попьешь, ляжешь на печь на овчину. Пахнет знакомо. Сухим горячим кирпичом. Кот в ногах лежит. Лежишь и думаешь: вот тут есть, действительно, пуп земли. Нигде я себя так хорошо не чувствую, как в Палехе».
Фестиваль искусств «Палехский бестиарий»: программа мероприятий
Он пройдет в столице лаковой миниатюры 28 августа
В субботу, 28 апреля, в Палехе пройдет фестиваль искусств «Палехский бестиарий». В селе-академии соберутся художники и музыканты, исследователи, издатели — многие из тех, кому небезразлично русское искусство и его развитие. Проект реализуется при поддержке Российского фонда культуры и Министерства культуры РФ.
В рамках фестиваля будут организованы встречи, лекции и мастер-классы, откроется мультиформатный выставочный проект, в котором принимают участие более 30 художников Палеха и других городов России. Пройдёт концертная программа, в которой примут участие музыканты из нашей страны, Белоруссии и Бразилии.
Специально к фестивалю выпущен АRQuest — мобильное приложение дополненной реальности, представляющее собой интерактивный путеводитель по Палеху. Как пишут организаторы, оно позволяет заглянуть в другой мир: гуляя по палехским улицам, нужно искать цветные метки. Они активируют появление на экране обычных и необычных существ, которые расскажут о месте, где вы находитесь, направят и дадут совет.
Бестиарий — так в средние века назывались книги, описывающие реальных и фантастических созданий природы. Для организаторов фестиваля это еще и фантастический мир, населённый удивительными существами, и сегодня живущими в пространстве искусства и воображения.
На сайте проекта говорится:
Палех — место особое. Он зримый и незримый. Русская Нарния. Существа вокруг нас волшебны в своей простоте, а из художественного пространства спускаются образы тайные и преображённые, неведомые этому миру. Два мира существуют вместе, они волшебны и неразрывны
ПРОГРАММА
Время проведения: 28 августа, суббота
Место проведения: арт-центр (Палех, ул. Ленина 33)
11.30 Илья Небослов (Москва): «Истории Мумми-дола». Музыкальные сказки и другие разговоры
13.00 Открытие фестиваля, презентации, представление участников
13.15 Проект «ARQuest Путеводитель по Палеху». Презентация Екатерины Лапиной
13.30 ЗЕЛО. Центр исследований древнерусской культуры: «Древнерусский бестиарий». Лекция Николая Буцких (Москва)
15.00 Встреча с главным редактором издательства «КОМПАС ГИД» Мариной Кадетовой. Книжный маркет
16.00 — Светлана Бень (Минск): «Котики не плачат». Музыкально-театральное представление
Концертная программа:
17.00 Совместный проект Ирины Пыжьяновой (Пермь-Санкт-Петербург) и Владиславы Якуповой (Москва)
18.30 «Холм с Кулями» (Иваново)
19.30-22.00 Joander Santos Quartet. Жоандер Сантос, Георгий Нефёдов, Артур Газаров, Ринат Сафаргалиев (Россия-Бразилия)
20.00-22.00 Цифровая проекция @2i5.space
22.00-23.00 Ночной кинопоказ
Параллельная программа
13.00-17.00 Лев Терёхин (Палех-Москва): серия мастер-классов «Пластический театр» (локация уточняется)
13.30-17.00 Перформанс, живопись @matorinaanna (арт-центр)
15.00 — Катерина Баранова (Пушкино): музыкально-поэтическая программа «Дом. Русская деревня» (Государственный музей Палехского искусства)
Весь день: ARQuest, кураторские экскурсии, продажа сувениров, экскурсионная программа «Фёдоровские конюшни».
Работают Государственный музей Палехского искусства, музей миниатюры, дом-музей Корина, дом-музей Голикова, дом-музей Дыдыкина.
В программе возможны изменения. Актуальное расписание и анонсы смотрите в группе «Палехского бестиария» в ВК.
На «Поле людей» пообщались с Иваном Вырыпаевым и послушали Юрия Визбора
Спектакли, кинопоказы, концерты, мастер-классы. Международный фестиваль искусств «Поле людей» стартовал в Палехе. Он собрал гостей из самых разных городов страны. Активными участниками стали режиссер Иван Вырыпаев и внук легендарного барда Юрия Визбора.
Первый день фестиваля начался с йоги на открытом воздухе. Позже гости переместились в арт-центр на выставку «Поля и люди». Изначально ее также хотели организовать на улице. Но прогноз напугал и природу попытались привнесли в зал. Гостья из Томска Ольга Райх недолго была одним из экспонатов.
По словам организаторов, волноваться нечего. Огнетушители в наличии. Со стен за зрителями наблюдают палешане. Пленочные снимки сделала московский фотограф Диана Акер. Жителей города попросили достать из бабушкиных сундуков старую одежду, бижутерию и поиграть в театр.
Пейзажи из коллекции фотографий Александра Куркина. Это окрестности Палеха. По словам автора работ, путь от одного стога до другого иногда насчитывал 30 километров.
Выставка «Мужчина и женщина в космосе» откроется в субботу. Она родилась после того как палехские, московские и американские живописцы познакомились с одноименной пьесой Полины Лиске.
На мастер-класс «Сказительство» можно попасть только без обуви. Собравшиеся сидят на полу и по очереди читают сказки.
В зале присутствовали актеры интерактивного спектакля «White White Story». Его показали в пятницу вечером. Прошел также концерт инди-поп-трио «Окуджав». Суббота для гостей форума также начнется с йоги в парке. Позже участникам покажут фильм Ивана Вырыпаева «Мир красивых бабочек».
В воскресенье для гостей проведут экскурсию по центру поселка. Детям покажут спектакль «Сказки из маминой сумки». Мастер-класс проведет известный режиссер-аниматор Галина Голубева. Завершится форум поздно вечером чаепитием и концертом группы «Two Daughters».
Марина Зенина, Сергей Тютин, телекомпания «Барс»
Фестиваль «Поле людей»
Как это было, какие впечатления остались.
Александр КУРКИН:
— Выставка «Поля и Люди», по-моему, удалась. Портреты палешан и прекрасные поля, в окружении которых мы живём. Всё, вроде бы, самое обычное, но. знакомые люди предстают в совершенно неожиданно-театральных образах. Ведь каждый из нас по-своему актер и мечтатель. Мы, такие разные, объединив усилия, делаем мечту реальностью. И привычные нам виды золотых полей, как яркие акценты. Думаю, прекрасно иногда взглянуть на обычное под необычным углом — можно увидеть много интересного.
Идея выставки — Полина Лиске @polinaliske
Фото людей — Диана Акер @dianaaker
Фото полей — Александр Куркин @artpalekh
Оформление — Катя Овчинникова @ovch.rina и Карина Харьковская @kapuhad
Мы очень старались.
Сейчас выставка временно демонтирована для проведения других мероприятий, и планируется, что возобновит работу сразу после Крестовоздвиженской ярмарки.
Перформативный спектакль «Вайт вайт стори»
Директор фестиваля А. Куклина и инициатор события П. Лиске.
Дмитрий КОСТИН и Ко:
— Участие в фестивале «Поле Людей» — интересный, сложный, но в тоже время радостный опыт проведения подобных мероприятий в пространстве арт-центра «Мастерские». Интересный тем, что мы видели реализацию проекта от замысла до финального концерта. Сложный тем, что подготовка прошла в очень сжатые сроки и монтаж осуществлялся буквально за считанные часы.
Пространство второго этажа преобразовывалось в театр на детских спектаклях, кинозал, место проведения перформансов с музыкой и визуальным рядом (выставка «Мужчина и женщина в космосе»). В такие напряженные моменты еще больще начинаешь ценить тех людей, которые своим оптимизмом заряжали уставших волонтеров и художников, видели мысленным взором в пространстве планируемый результат и способны работать ночи напролет. Развешивать выставку и монтировать электропроводку, а после фестиваля убирать стога соломы, как на настоящей жатве. Неоценима была помощь сотрудников арт-кафе, которые наливали кофе даже быстрее, чем может кофемашина.
Августовские золотые краски на фотографиях пейзажей, знакомые лица и запах рассыпанной соломы создавали особое ощущение праздника, солнца, и подарили неформальную обстановку для встреч и мероприятий. Приятным событием был приезд директора-координатора социокультурных программ ВЭБ.РФ Олега Ракитова, старого друга команды арт-центра, его рассказ и обмен опытом о работе в малых городах и на подобных фестивалях.
Прошедший фестиваль дал много тем для размышлений. Современное искусство, его многоплановость, подача и обоснование в таком консервативном месте, как Палех. На самом деле, из множества мероприятий каждый участник мог выбрать площадку по душе. Концерт Two daughters и маркет на открытом воздухе, детские спектакли и выставки не оставили равнодушными даже самых консервативных гостей. А любители театра могли оценить театральные перфомансы.
Были определенные сложности с одновременным размещением нескольких выставок на втором этаже и отсутствие системы вентиляции в старинном здании остаются проблемой арт-центра, будем их учитывать при планировании.
Но вообще. три дня — слишком мало для подобного фестиваля, ждем следующего года и надеемся, что мероприятие продолжит традицию летних творческих фестивалей в Палехе.