падение самолета на кукурузное поле

Чудо на кукурузном поле: 93 секунды после столкновения самолета со стаей чаек

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Невероятная история спасения людей в Подмосковье. Здесь жесткую посадку совершил самолет «Уральских авиалиний», летевший из Жуковского в Симферополь. При взлете Airbus столкнулся со стаей чаек, из-за чего у него отказали оба двигателя, а один из них загорелся. Но экипажу удалось посадить лайнер прямо на брюхо на расположенное поблизости кукурузное поле, а потом эвакуировать пассажиров. Все, кто находился на борту, а это более 230 человек, остались живы. 75 из них понадобилась медицинская помощь. Но в больнице — лишь одна пассажирка! В Кремле уже назвали летчиков героями.

На записанных пассажирами кадрах — первые секунды полета Airbus A321. При взлете с полосы аэродрома Жуковский самолет столкнулся со стаей птиц. Хлопок, и лайнер начал медленно набирать высоту. Но уже через километр устремился вниз. Что-то произошло с двигателями.

Пассажиры сняли и аварийную посадку, как самолет планировал над кукурузным полем. В воздухе Airbus был всего 1 минуту 33 секунды.

Тем, кто был на борту, крайне повезло. Лайнер садился с полными баками. Шасси уже убраны. Самолет буквально примял посевы кукурузы и скользил по ним.

На земле самолет немного задымился. Растеклось полтонны топлива. Экипаж срочно организовал эвакуацию пассажиров. По словам пострадавших, все было сделано быстро и профессионально. Операцией руководил командир судна Дамир Юсупов с мегафоном в руках.

«Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы», — командует Дамир Юсупов.

Сами пассажиры не скрывали эмоций. Благодарили экипаж за спасение.

— Живы, и то хорошо! Не говорите, ребятки!

— Да! Второе рождение!

«Спасибо вам большое! Спасибо вам большое за сохраненные жизни!» – благодарят экипаж пассажиры.

Все 233 человека живы. У пострадавших — незначительные травмы. Известно, что на борту была беременная женщина. По словам врачей, ни ей, ни ребенку ничего не угрожает. Есть и те, кто пока еще в больнице.

«Мне сын подарил билеты в Симферополь, чтобы я отдохнула на день рождения. Поэтому я сегодня решила полететь с Жуковского в Симферополь. Раз 6-7 затряслось, а потом такое мгновение, что мы начали падать. Потом я ничего не помню. При встряске у меня позвоночник так запекло, меня вытолкали из самолета. И я очень тяжело дошла до дороги», — поясняет пострадавшая.

Первые кареты скорой помощи не могли подъехать к самолету близко. Мешали посевы. К машинам на дороге люди шли пешком. Уже в аэропорту их встречали психологи.

«Это не передать парой слов, когда падаешь! Как нам повезло, не знаю, — говорит один из пассажиров рейса в Симферополь. — Едем домой. Все! Отпуск закончился!»

Сразу после аварийного приземления ближайшие подъезды к месту чрезвычайного происшествия оцепили полицейские. Все для того, чтобы на кукурузным поле не оказалось посторонних, которые мешали бы проводить оперативно-следственные действия.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело. Как правило, во время таких расследований специалисты назначают технические экспертизы, опрашивают механиков, которые проверяли борт перед вылетом, делают заборы топлива. Черные ящики будут расшифровывать в Межгосударственном авиационном комитете.

Вопросы появились к представителям Летно-исследовательского института Громова. Его оборудование должно было отпугивать птиц от аэродрома. В институте заявили: все системы работали штатно.

«На аэродроме работает комплекс профессионального биоаккустического оборудования. Он включает в себя приборы, имитирующие звуки пернатых, предупреждающие об опасности и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов и другие приборы», — заявили в ЛИИ Громова.

«В аэропорту Жуковский, как и во всех наших аэропортах, существуют системы орнитологического обеспечения безопасности полетов. Но насколько они эффективны? Это зависит от много факторов. Это расположение бытовых отходов на приаэродромной территории. Все эти факторы предстоит выяснить комиссии по расследованию аварии, которая приступила к работе», — пояснил глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

В Минприроды уже потребовали провести проверки ближайших к Жуковскому свалок. Хотя такое соседство запрещено, одна из них находится рядом с аэропортом. Над ее территорией можно видеть целые стаи птиц. Об это проблеме говорят и местные жители.

«Мелкие пернатые, как правило не наносят существенного вреда самолетам. А вот чайки могут», — говорят об увесистых птицах местные жители.

Столкновение лайнера, который взлетает на скорости под 300 километров в час, даже с одной крупной птицей — сопоставимо с ударом от падения 100-килограммовой гири с высоты в 15 метров. По статистике, более половины таких встреч приходится именно на двигатель.

Турбина самолета спереди работает как пылесос: затягивает птицу в лопасти. Они деформируются, возникает вибрация. Дальше — сбой топливной системы. В худшем случае лопасти рассыпаются и разрушают топливный контур, из-за чего возникает пожар.

Пилоты могут отключить неисправный и погасить открытое горение. А дальше приземлиться на резервной мощности или спланировать, как это произошло под Жуковским.

«Это очень сложная ситуация, когда после взлета отказывает двигатель. Принимается решение сразу. Все видели, с каким крутым набором при взлете они идут. Переломит эту траекторию сразу на снижение, для того чтобы произвести выравнивание и мягкий подвод к земле — это действительно нужно мастерство», — считает заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

Еще одна удача — кукуруза. Еще пару лет назад вместо кукурузы на поле рос бурьян. Новые владельцы земли совсем недавно засеяли поле.

В ближайшее время следователи опросят и экипаж, и пассажиров, как свидетелей и потерпевших. К расследованию катастрофы с Airbus присоединяться и специалисты из Франции.

Источник

«На солнце, вдоль рядов кукурузы». Как пилоты спасли пассажиров самолета A321

Пассажирский самолет «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в подмосковной деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате жесткого приземления все находившиеся на борту люди выжили, пострадали 74 человека. Разбираемся, в чем причины происшествия и как пилотам удалось сохранить жизни людям.

Посадка на брюхо

Москва 24 сняла с коптера севший в поле самолет А321

Airbus A321, принадлежащий авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнял рейс Москва – Симферополь. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Но сразу после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе.

Экипаж в лице командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина был вынужден совершить аварийную посадку в Раменском районе Московской области на кукурузном поле у деревни Рыбаки между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома. Момент посадки пассажиры снимали на телефоны.

«После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. На «ручном» командир взял управление на себя», – рассказал Георгий Мурзин.

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

«Мы сначала очень резко взлетали, самолет поднимался, потом появился какой-то звук и повторялся через каждые пару секунд. Потом самолет начал потихоньку падать. Первый раз я ударился головой об сидение передо мной. Потом мы стали резко падать. Такое ощущение, что самолет будто прыгал, потом резко затормозил, все кричали», – вспоминает он.

Пилоты посадили А321 на брюхо – шасси при посадке были убраны. Перед приземлением экипаж выключил двигатели. После аварийного приземления эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина. Пассажиров рейса вывезли с места приземления на специальных автобусах.

Пассажиры аварийного рейса рассказали о ситуации на борту Airbus А321

В результате жесткой посадки за медпомощью обратились 74 человека, из них 19 детей. Жертв удалось избежать. В основном пассажиры получили средние и легкие травмы конечностей.

Жена командира Airbus A321 Дамира Юсупова Наталья рассказала телеканалу Москва 24, что еще не видела супруга после случившегося. «Он пока ничего не рассказывает, просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся», – говорит женщина.

Удача или профессионализм?

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Многие эксперты согласны: случившееся – большая редкость и удача, но спасти людей помогла не только она. По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, пилоты приняли единственно верное решение, которое было возможно в конкретной ситуации.

«Производя снижение, экипаж обнаружил, что единственный работающий двигатель начал тоже отказывать. И, будучи на предпосадочной прямой, командир корабля принял очень правильное профессиональное решение – не ждать, пока откажет еще один двигатель, а потом камнем падать на землю. А посадить самолет перед собой», – говорит эксперт.

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Видео: телеграм-канал Mash

Кроме того, эксперты указали на высокое качество самого пилотирования: помимо того, что отказали оба двигателя, Юсупов и Мурзин сажали самолет с полным весом и на ручном управлении – без компьютеров. «Если двигателей нет, то самолет фактически планирует, летчик может максимум только подрулить. И посадить его еще и так, чтобы он не загорелся, не развалился», – пояснил независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.

Кстати, по мнению Лукашевича, кукурузное поле – достаточно удачная площадка для экстренной посадки: на ней нет оврагов, никаких препятствий. «Сама кукуруза там уже такая высокая, под два метра. Она сыграла, возможно, роль запененной полосы», – добавил специалист.

На месте аварийной посадки Airbus A321 продолжают работать спецслужбы

Эксперты также отмечают, что сажать самолет без шасси, а «на брюхо» – еще одно грамотное решение пилотов. Однако оно было принято вопреки инструкциям: производитель рекомендует обратное. Инструкции выпускать шасси при посадке на сушу есть в чек-листе из презентации Airbus, посвященной действиям пилотов при экстренной посадке на воду и сушу.

Эксперты в летной отрасли заявили РБК, что выпуск шасси становится бессмысленным, если у экипажа нет достаточной высоты или времени на эту процедуру. «Шасси выходят очень медленно. Если самолет летит низко над землей, меньше 300 метров, то одна стойка может выйти, а может – нет. Это может быть еще большей проблемой, чем на голое брюхо садиться: самолет может крутануть во время касания», – поясняют эксперты, отмечая, что руководящие документы позволяют отклониться от любых инструкций, если пилот «действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета».

«Шасси в любом случае бы сломались, и самолет все равно опустился бы на брюхо. Поэтому не было просто никакого смысла их выпускать. Но если бы пилоты пытались посадить самолет с шасси, те могли бы надломиться, выгнуться и пробить крыло или бак», – говорит Лукашевич

В целом, по словам экспертов, попадание птиц в двигатель – ситуация не такая уж и редкая. «Каждый год примерно более тысячи случаев», – пояснил Сытник. Однако не всегда это приводит к отказу двигателей. «В первую очередь, это зависит от размера птицы. Двигатель, например, спокойно «пережевывает» птицу размером с воробья», – отметил Лукашевич.

При этом специалисты единогласно отметили, что конструкция Airbus A321 не является причиной происшествия. По их словам, самолет очень надежный. Дело скорее в том, что лайнер столкнулся не с отдельными птицами, а со стаей.

По словам Сытника, птицы – частые гости аэропортов. «Как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются. Поэтому часто бывают столкновения с ними», – пояснил собеседник Москвы 24. К слову сказать, Минприроды настаивает на проверке свалок в районе аэропорта в Жуковском.

Место аварийной посадки A321 в поле сняли с коптера

Для таких случаев в аэропорту работают системы отпугивания птиц. «Они борются с птицами при помощи звуков, выстрелов, крики подбитой птицы, крики хищных птиц включают. В общем, как могут, так и распугивают», – добавил Сытник. В аэропорту Жуковский во время взлета Airbus A321 комплексная система по отпугиваю птиц была в исправном состоянии и работала.

Установить истинные причины аварии следователям только предстоит. «Скорее всего, это стечение обстоятельств. Но следователи обратят внимание на все факты», – выразил мнение заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. После происшествия уже было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

Второй день рождения

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Фото: скриншот телеканала Москва 24

Чудо в Жуковском – хотя и редкий, но не единственный случай, когда мастерство пилотов и слаженная работа экипажа помогали посадить самолет в экстренной ситуации и сохранить жизни всем находящимся на борту людям. Возможно, второй день рождения праздновали все, кто летел из Таллина в Москву 21 августа 1963 года. Лайнер авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55, и через некоторое время у самолета заклинило стойку шасси (передняя опора застряла в полуубранном положении).

Вернуться в аэропорт вылета не было возможности из-за тумана, поэтому воздушное судно решили посадить на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Причем пилотам предстояла посадка «на брюхо». В «Шоссейной» – так тогда назывался Пулково – к приему Ту-124 приготовились все экстренные службы, пожарная техника и машины скорой помощи доставили к грунтовой полосе. Самолет вырабатывал топливо, нарезая круги над городом, и вдруг остановился один из двигателей. Пилоты взяли курс на взлетно-посадочную полосу – второй двигатель тоже отказал. Единственное, что оставалось, сажать самолет на Неву в черте города. Лайнер пролетел над Литейным, Большеохтинским и строящимся мостом Александра Невского – и благополучно сел на воду. Все пассажиры и члены экипажа выжили.

Чудом на Гудзоне окрестили приводнение Airbus А320, летевшего по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл в январе 2009 года. Почти сразу после вылета из аэропорта лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал терять высоту. Лайнеру была необходима аварийная посадка, однако шансов долететь до какого бы то ни было аэропорта не было – командир взял курс на реку Гудзон. Невысокая скорость и небольшая высота, на которую успел подняться самолет, помогли предотвратить разрушения фюзеляжа при соприкосновении с водой. Пассажиры выбрались на крылья, откуда их эвакуировали на катерах и речных трамваях. Без пострадавших не обошлось: некоторые пассажиры переохладились, ведь температура воды была в районе +2 градусов. Однако все 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы.

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

А год спустя пилоты российской авиакомпании «Алроса» посадили полностью обесточенный самолет в тайге. 7 сентября 2010 года Ту-154 выполнял рейс по маршруту Полярный (город Удачный) – Домодедово (Москва). Спустя 3,5 часа полета пропало электропитание, перестала работать навигация, связь, топливные насосы. Пилоты снизили самолет с более чем десяти до трех тысяч метров, чтобы найти площадку для посадки. Они заметили заброшенный аэродром «Ижма», который время от времени использовался как вертолетная площадка.

Начальник взлетно-посадочной полосы Сергей Сотников, несмотря на то, что она была недействующей, поддерживал ее в рабочем состоянии, очищал от кустарников, не давая зарасти. Пилотам удалось приземлиться на скорости выше расчетной, с неработающими закрылками, на полосу, которая была в два раза короче нужной для Ту-154 – все 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы. После капитального ремонта лайнер снова поднялся в небо. 29 сентября 2018 года, за день до окончания сертификата летной годности, воздушное судно приземлилось в новосибирском аэропорту Толмачево и отправилось на заслуженный отдых в музей авиации.

Источник

«Чудо в кукурузном поле»: как пилоты A321 совершили почти невозможное, действуя не по инструкции

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Авиалайнер А321 компании «Уральские авиалинии» выполнял рейс Москва — Симферополь, имея на борту 233 человек (226 пассажиров и 7 членов экипажа). В течение первой минуты после взлета в его двигатели попали птицы, и ровный шум моторов сменился работой с перебоями. Полностью заправленный А321 нес многие тонны топлива в баках, и посадка в таком виде всегда грозит большой опасностью. Самолет тяжелый — значит, его посадочная скорость выше, а с ней растет и шанс на аварию. 5 мая 2019 года авиалайнер SSJ-100 с избытком топлива (тоже почти сразу после взлета) при попытке аварийно сесть в Шереметьево проломил ударом шасси о полосу крыльевые баки, отчего начался пожар, унесший жизни 41 из 78 человек, находившихся на борту.

Не Гудзон: почему посадка на воду проще посадки на кукурузное поле

Десять лет назад, 15 января 2009 года, на воды Гудзона сел самолет А320 (близкий, хотя и далеко не идентичный авиалайнер). Как и российский собрат, сразу после взлета — что вообще случается близ мест, где водятся птицы, любящие воду, — он столкнулся со стаей пернатых, отчего отказали сразу оба мотора. Как и с самолетом «Уральских авиалиний», случившееся было сразу (хоть и не без последующего судебного разбирательства) оценено как чудо: далеко не всегда «безмоторная» посадка на совершенно не подготовленную поверхность заканчивается вообще без жертв.

Но есть в этих происшествиях и два серьезнейших отличия. Первое: капитан американского судна Чесли Салленбергер был архиопытным (к тому моменту он летал почти 36 лет с общим налетом 19 663 часа, четверть из которых — на А320). Почти семикратная разница в налете и многократная в общей длительности летной карьеры явно отличают его от Дамира Юсупова.

Но есть и третье, не менее серьезное отличие. «Чудо на Гудзоне», по которому в 2016 году вышел одноименный фильм, было очень сложной посадкой, потому что это была посадка на воду. При приводнении есть риск утопить самолет, но есть и большой плюс: спокойная вода даже при посадке на скорости 300 километров в час дает меньше трения о брюхо самолета, чем грунт. Если самолет будет садиться на твердую поверхность, а не на водную гладь хотя бы чуть-чуть не выровненным, трение о его выступающую нижнюю часть приведет к пожару. На самолете с полными баками пожар действительно опасен.

Чтобы понять, насколько тщательной и аккуратной должна быть посадка на твердую поверхность — иначе не избежать гибели людей, — достаточно взглянуть на видео посадки Boeing 767 в аэропорту Варшавы в 2011 году. По нему понятно, что выравнивание машины должно быть намного аккуратнее, чем при многих посадках на шасси. Именно благодаря этому посадка на брюхо завершилась тогда лишь малым пожаром.

Почему Юсупов принял решение садиться в поле, да еще и с убранным шасси?

Как мы только что отметили, садиться на засаженное высокими растениями поле — весьма рискованный выбор, который делают нечасто. Что подтолкнуло к нему командира уральского А321? Действительно ли нужно было так рисковать?

На деле никакого выбора у командира воздушного судна просто не было. В 6 часов 10 минут 15 августа самолет взлетел, почти сразу в его левый двигатель попала минимум одна птица, после чего он заглох. Тогда экипаж обратился к диспетчеру аэропорта с просьбой о возврате для посадки. Но этот план остался лишь планом, потому что почти сразу еще одна птица попала и во второй, правый двигатель, отчего тот потерял две трети тяги. На трети тяги одного двигателя из двух разворачиваться и совершать посадку не было никакой возможности.

Другой важный вопрос: почему экипаж принял решение не выпускать шасси? Действительно, корректная посадка на шасси менее пожароопасна, чем на брюхо. Шасси дает меньшее трение, низ фюзеляжа не касается земли, меньше вероятность получить искры при касании поверхности. Это лишь часть причин, по которым официальная рекомендация Airbus, производителя самолета А321, указывает: посадка на суше должна выполняться на шасси, без него допустимы только приводнения самолета, где шасси очевидно не удержит его на поверхности.

Дамир Юсупов явно нарушил эти рекомендации, содержащиеся в так называемом чек-листе — списке обязательных к выполнению действий при отказе двигателей на высоте.

падение самолета на кукурузное поле. Смотреть фото падение самолета на кукурузное поле. Смотреть картинку падение самолета на кукурузное поле. Картинка про падение самолета на кукурузное поле. Фото падение самолета на кукурузное поле

Опять-таки тогда от удара самолет может получить пробитие баков или крен и касания земли тем же крылом с баками внутри. Все это — очень плохие варианты. На фото с места аварии хорошо видно: растительность у самого самолета довольно высока и понять, до какой именно степени поле было ровным, пилоты не могли, что должно было добавить им неизвестных переменных в уравнение, которое они должны были решить в уме, причем очень быстро, за минуту-другую.

Как отмечают пилоты авиалайнеров, «в руководящих документах есть пункт о том, что капитан или пилот, управляющий самолетом, имеет право отклониться от любых инструкций, если он действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета». Именно по этому пункту и действовал Дамир Юсупов.

И это большая смелость с его стороны, потому что пункт этот работает по принципу «победителей не судят». Если все прошло хорошо, никто не спросит с него за нарушение чек-листа. Если при жесткой посадке на брюхо была бы хоть одна человеческая жертва — с него начали бы спрашивать по всей строгости, ведь формально он нарушил требования производителя самолета.

Кадры решают все: как человеческий фактор привел к успешной посадке A321

Емко прокомментировал действия Юсупова и его экипажа Юрий Сытник, член комиссии при президенте по вопросам развития авиации, заслуженный летчик России: «Так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до Симферополя… Где-то, наверное, 15−16 тонн топлива… Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные».

Здесь и пролегает разделительная черта между случаем с «Суперджетом» и «чудом на кукурузном поле» у Жуковского. 5 мая 2019 года большинство людей на борту SSJ-100 погибли потому, что пилоты посадили их при работающих двигателях с избытком вертикальной скорости (скорость снижения). 15 августа 2019 года никто не погиб потому, что пилоты посадили самолет с минимумом вертикальной скорости при неработающих двигателях.

По всей видимости, количество часов налета не всегда определяет, кто может справиться с критической ситуацией лучше: тот, у кого их 3000, как у Дамира Юсупова, или тот, у кого их 6800, как у командира «Суперджета».

Причина катастрофы: вероятность столкновений с птицами будет только расти?

Как это часто бывает, любое громкое событие мгновенно порождает немало спекуляций на тему того, что на самом деле виноваты действия или бездействие властей. Не стало исключением и «чудо на кукурузном поле». Издание Baza оперативно выдвинуло версию, что причина столкновения с чайками — наличие рядом несанкционированной свалки. Чайки действительно любят свалки, но в этом конкретном случае понять, в свалке ли дело, сложно: всего в 150 метрах от окраины аэропорта течет Москва-река, а чайки любят и водную гладь.

Более того, сама идея того, что чайки любят только свалки, не вполне корректна. В наше время множество населенных пунктов у воды наблюдает чаек, даже если поблизости вообще нет свалок. Эти птицы — настоящие оппортунисты, которые поедают все съедобное, что выбрасывают люди. А те с каждым годом выбрасывают все больше, давая чайкам все больше пищи для размышлений на тему урбанизации. За последние полвека самые распространенные виды чаек стали привычными далеко от морских и озерных берегов, к которым их считали привязанными когда-то.

Еще одна проблема, подстегивающая размножение почти всех видов чаек, — глобальное потепление. В обычных условиях они размножаются раз в год, но по мере удлинения теплого времени года и повышения обилия пищи могут делать это и два раза в год ( некоторые страны уже столкнулись с этим ) — с соответствующим ростом численности.

Сходная ситуация в умеренном климате не только у чаек. Другие, например утки и дикие голуби, благодаря глобальному потеплению также расширяют свой ареал в последние годы, появляются там, где их никогда не видели раньше. И утки, и другие виды птиц, склонные летать стаями, могут быть опасны для самолетов. К сожалению, с этим не всегда можно что-то сделать: существующие аэропорты трудно перенести в другое место и нет никакой гарантии, что распространение ареалов птиц на севере с потеплением не сделает «птиценаселенными» и окрестности новых аэропортов.

Именно поэтому изучение опыта посадок вроде той, что совершил Дамир Юсупов, — предельно оправданное занятие, способное не раз помочь гражданской авиации в будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *