отражение солнца на стене
Белее белого: стены, отражающие до 98% солнечного света
Холодными зимними днями, когда муконазальный секрет превращается в сосульки, многие из нас мечтают, чтоб лето наступило быстрее. Но, когда лето неминуемо наступает, и жара раскаляет асфальт, машины и людей, наши желания меняются в противоположную сторону. Спасаться от жары можно разными методами: тень, чай, купание в водоеме, переезд на Северный полюс и т.д. Но самый распространенный и самый технологичный метод это кондиционеры. Проблема в том, что эти устройства потребляют немало энергии и сопутствуют выделению углекислого газа в атмосферу. Ученые из Калифорнийского университета (США) решили разработать новый метод охлаждения помещений, в котором нет нужды в кондиционерах, а всю работу выполняет определенная краска, нанесенная на внешние стены помещения. Какие физические законы эксплуатирует данная разработка, как именно она сопутствует охлаждению, и насколько эффективна охлаждающая краска? Об этом мы узнаем из доклада ученых. Поехали.
Основа исследования
Одним из самых широко известных физических явлений является способность разных материалов по-разному взаимодействовать с электромагнитными излучениями. Все мы знаем, что в солнечный день лучше надеть белую футболку, нежели черную, ибо белые поверхности лучше отражают солнечный свет, чем черные. За этим известным фактом стоит сразу несколько физических явлений (поглощение, отражательная способность и т.д.).
Эти процессы происходят и со зданиями. Большинство современных белых красок способны отражать до 85% солнечного излучения. Однако этот показатель можно улучшить, по словам ученых, реализовав достаточно простые модификации химического состава краски.
В рассматриваемом нами сегодня исследовании ученые предложили так называемый метод пассивного дневного радиационного (излучательного) охлаждения (PDRC от passive daytime radiative cooling), который включает в себя отражение солнечного света (длина волны l = 0.3–2.5 мкм) и излучение длинноволнового инфракрасного (LWIR; l = 8–13 мкм) тепла через соответствующие окна атмосферной передачи в космическое пространство (1А).
Изображение №1
Когда поверхность под открытым небом имеет достаточно высокий коэффициент отражения солнечного света (Rsolar) и коэффициент излучения LWIR (ϵLWIR), солнечное нагревание перевешивается радиационными потерями тепла в космическое пространство, поэтому поверхность самопроизвольно охлаждается даже при сильном солнечном освещении. Если данные принципы реализовать в виде краски, которой будут покрыты наружные стены и крыши зданий, то эффективность охлаждения будет намного лучше, чем от классических кондиционеров (не говоря уже о снижении негативного воздействия на экологию).
Использование отражения света в качестве основы для охлаждения изучается уже достаточно давно. Еще в 1960-ых годах ученые рассматривали охлаждающие свойства полимеров, диэлектриков и полимерных композитов. Позднее интерес к такого рода исследованиям снизился, однако в последние годы, когда вопросы энергоэффективности и экологической безопасности стали одними из важнейших, исследования начались заново. В новых разработках большое внимание уделялось фотонным и полимерным охладителям.
Например, фотонные многослойные пленки, которые могут обеспечивать высокий Rsolar и селективный LWIR, достигают температур ниже температуры окружающей среды, что делает их полезными для систем HVAC с водяным охлаждением, холодильников и термоэлектрических устройств. Однако, несмотря на хорошие показатели, данная методика не может стать массовой, ввиду своей сложности и дороговизны. Следовательно, применение определенных покрасочных материалов для охлаждения помещений является самым перспективным направлением в этой области. Тем не менее для полноценной реализации «краски-охладителя» необходимо учитывать несколько важных факторов и переменных.
Результаты исследования
С физической точки зрения требования к ограждающим конструкциям PDRC четко определены (1B): высокий Rsolar для минимизации солнечного нагрева и высокий LWIR для максимизации радиационных потерь тепла в космос.
Авторы сего труда отмечают, что в литературе по радиационному охлаждению подчеркивается необходимость селективного излучения LWIR для максимизации охлаждения, однако это необходимо только для достижения оптимальных характеристик при температурах, существенно ниже температуры окружающей среды. В реальности же экстерьер зданий имеет температуру, близкую или превышающую температуру окружающей среды, из-за их контакта с воздухом и тепловыделения внутри помещений. Следовательно, широкополосный тепловой эмиттанс* є (в диапазоне l 2.5–40 мкм), составляющий длины волн LWIR, может быть столь же эффективным при охлаждении, что и селективный эмиттанс LWIR (1A и 2B).
Изображение №2
Тепловой эмиттанс* (тепловая испускательная способность) — отношение излучаемого тепла конкретного объекта или поверхности к излучению стандартного черного тела.
Не стоит забывать и о том, что данная система охлаждения должна соответствовать определенным практическим нормам. Технология PDRC охлаждения должна быть:
Морфологически краски представляют собой композиты, содержащие оптические рассеиватели, обычно диэлектрические пигменты, встроенные в полимер. Типичная белая краска содержит пигменты TiO2, диспергированные в акриле или силиконе в массовом соотношении 1: 1, с дополнительными компонентами, такими как SiO2 и CaCO3. Эти изначально излучающие материалы придают краскам почти единичный, широкополосный є 0.95.
Однако Rsolar красок ниже, чем у конструкций PDRC на основе серебра (0.92–0.97), так как промышленность предпочла использовать именно рутиловый TiO2 в качестве белого пигмента. Высокий показатель преломления наночастиц TiO2 (n > 2.5) относительно показателя полимерных связующих (n = 1.5) позволяет им рассеивать солнечный свет более эффективно, чем такое же количество других белых пигментов, что делает TiO2 экономически эффективным.
Тем не менее, благодаря ширине запрещенной зоны 3.0 эВ (l = 0.413 мкм), TiO2 по своей природе поглощает ультрафиолетовый (0.3–0.4 мкм) и фиолетовый* (0.4–0.41 мкм) свет, которые несут 7% солнечной энергии (2А).
Фиолетовый свет* находится на верхнем конце видимого спектра, с длиной волны
380-450 нм. Свет с более короткой длиной волны, чем фиолетовый, но длиннее, чем рентгеновские и гамма-лучи, называется ультрафиолетовым.
Если в квартире темно, эти дизайнерские хитрости помогут добавить света
Не каждая квартира имеет удачную планировку с окнами, выходящими на южную сторону и открытые пространства. А высокие деревья, которые растут прямо у дома, образуют дополнительную тень. С приходом осени, сезоном дождей и сокращением светового дня такое жилье может стать совсем мрачным. Все это провоцирует у обитателей темных квартир сезонные депрессии и апатию.
Чтобы сделать жилище светлее, совсем не обязательно «прорубать» дополнительные окна, увеличивать площадь их проема или сносить межкомнатные перегородки. В многоэтажных домах сделать это проблематично. Для получения разрешения Мосжилинспекции, помимо пакета документов, потребуется подготовить проект перепланировки с чертежами, схемами помещения, специальным оформлением и пояснительной запиской.
В 2017 году в столичную жилищную инспекцию поступило более 22 тыс. обращений по вопросам, связанным с согласованием перепланировки. Но существуют куда более доступные способы достичь желаемого эффекта. Сделать интерьер уютнее можно с помощью приемов визуальной коррекции пространства. Рассказываем о пяти основных дизайнерских хитростях, которые помогут добавить в помещения больше света.
1. Зеркала удвоят количество света
Похожий эффект дают все зеркальные и отражающие поверхности. Например, отполированный до блеска камень или глянцевый ламинат. Для усиления освещения в интерьере можно также использовать блестящие элементы — хрустальные подвески, глянцевые статуэтки, люстры с хромированным каркасом, различные металлические аксессуары, изделия из стекла. Все это поможет умножить выигрышные относительно освещенности стороны пространства.
2. Светлые оттенки и сочные контрасты
Стены, пол и потолок в светлых оттенках, которые хорошо отражают свет, — ключевое правило для владельцев темных квартир. Красить поверхности в молочно-белый цвет при этом не нужно. Для базового фона комнат подойдет любой светлый оттенок, за исключением серого. Конечно, уборку в квартире с таким дизайном придется делать чаще. Но многие современные материалы легко моются и долго не теряют вида. Среди них — плитка, линолеум, шпон, ламинат, моющиеся обои и стойкая краска. Например, паркет из древесины темных пород можно покрыть слоем светлой краски или спрятать под ковровым покрытием нужного цвета.
При этом использовать в отделке фактурные штукатурки, рельефную плитку и лепнину нужно с осторожностью — даже небольшие впадинки и выемки могут поглощать свет. А вот межкомнатные двери с большой площадью остекления сделают помещение светлее. Еще лучше — заменить их на раздвижные с цельным стеклянным полотном.
3. Длинные карнизы, пустые подоконники и органза
Окна — основной источник естественного освещения, которого так не хватает в темной квартире. Чтобы извлечь из них максимум света, необходимо освободить подоконники от любых лишних предметов. В частности, убрать оттуда комнатные цветы. Лучше выбрать тенелюбивые растения и разместить их на полу, полках и стенах.
В комнате станет гораздо светлее, если заменить тяжелые гардины на легкий тюль, рулонные шторы или жалюзи, советует дизайнер интерьеров Регина Урм. Еще одно универсальное решение — нитяные шторы с декоративными бусинами. Как вариант: можно вовсе не декорировать окна текстилем. Сохранить ощущение приватности в этом случае помогут прозрачные тонировочные пленки или рулонные шторы для темного времени суток.
Даша Ухлинова рекомендует также выбирать «правильную» длину карнизов. Они должны быть длиннее оконного проема не менее чем на 25 см с каждой стороны. Тогда ткань можно будет собрать так, что она не закроет собой часть окна и не уменьшит количество поступающего света. А если в недалеком будущем планируется замена окон, то рекомендуется остановить выбор на стеклопакетах с минимальным количеством камер.
4. Больше глянца, стекла и полировки
Массивная мебель с темной матовой поверхностью неизбежно поглотит часть света. Исправить это можно, например, с помощью светлых тканевых чехлов. Мода на такие аксессуары снова возвращается, к тому же их в любой момент можно постирать. При грамотном использовании допустим текстиль с крупным орнаментом. В любом случае чехлы должны гармонично сочетаться с отделкой стен и пола.
Вместо массивных деревянных полок лучше использовать настенные стеллажи. От поперечно установленных шкафов, перегородок и разделителей тоже придется отказаться. По словам дизайнера Регины Урм, при необходимости можно сделать выбор в пользу легких стеклянных перегородок — они справятся с задачей зонирования и одновременно сделают интерьер светлым и неперегруженным.
Вся высокая мебель должна иметь светлую фактуру. Это связано с особенностью естественного света — он всегда падает сверху вниз. В результате пол и нижние части стен оказываются освещены лучше, чем верхние и потолок. А вот небольшие журнальные столики и тумбочки в темных тонах добавят интерьеру нужные цветовые акценты. Сделать квартиру светлее также помогут глянцевые фасады, зеркальные створки и откосы. Хорошо пропускает свет стеклянная и прозрачная пластиковая мебель.
5. Вариативное освещение против многоуровневых потолков
Другой эффективный и доступный прием — правильно организовать искусственное освещение. Одной центральной люстры будет недостаточно: углы комнаты останутся затемненными, а пространство будет казаться меньше. Для получения нужного эффекта потребуется задействовать локальные и декоративные источники света.
Сегодня на рынке представлено разнообразие осветительных приборов — точечные светильники, бра, торшеры, настольные лампы, гирлянды и всевозможные подсветки. Они позволят равномерно распределить свет по всему пространству. Например, можно украсить подсветкой отдельные предметы интерьера, стеновые ниши и проемы. Интересно будут смотреться точечные светильники, расположенные на потолке в шахматном порядке.
В световом дизайне Даша Ухлинова рекомендует использовать комбинированную систему: «Вариативность освещения поможет добавить глубину любому помещению. Существуют три основных яруса, которые важно задействовать. Нижний ярус включает подсветку пола, лестничных ступеней. Такие светильники встраиваются в плинтус и в пол. Средний ярус — это различные прикроватные и настольные лампы, торшеры, бра, настенные светильники. Потолочное освещение, в том числе закарнизная подсветка — это верхний ярус. При этом речь идет о максимально гладких, лаконичных потолках. Истории с многоуровневыми потолками и их разнообразными подсветками остались в прошлом».
«Лучи смерти»: здания с фокусирующими солнечный свет фасадами-линзами
В конце мая 2018 года в Ростове-на-Дону на парковке торгового центра «Горизонт» расплавились пластиковые детали обшивки и салона автомобиля Lexus.
Расследование показало, что причиной стал фасад здания: собранные в форме вогнутой линзы зеркальные панели сфокусировали солнечные лучи на парковочном месте, произведя эффект гигантской лупы. Общая сумма ущерба оценена в 1,4 млн руб.
Небоскреб в Лондоне
Первый аналогичный случай произошел в 2013 году в Лондоне. Тогда в британской столице расплавился автомобиль марки Jaguar, треснула плитка на тротуаре и обуглилась краска на фасаде здания. Причиной стал недостроенный на тот момент небоскреб на Фенчерч-стрит, 20, названный лондонцами из-за своей формы Walkie-Talkie («Рация»). Башня высотой 160 м была спроектирована в форме параллелепипеда с вогнутым зеркальным фасадом. Из-за этой конструктивной особенности солнечные лучи как в линзе фокусировались на соседней улице.
После инцидента поверхность небоскреба затонировали. В 2015 году башня была признана худшим зданием в столице Великобритании. В конце июля 2017 года Walkie-Talkie выкупил китайский девелопер за £1,3 млрд ($1,7 млрд или 107,3 млрд руб.), что стало рекордной суммой за всю историю недвижимости Лондона.
Отель в Лос-Анджелесе
Архитектором лондонской Walkie-Talkie был уругваец Рафаэль Виноли. Башня в Лондоне — не первый его зеркальный небоскреб: он также спроектировал отель Vrada в Лос-Анджелесе. Гостиничный комплекс на 1,5 тыс. номеров высотой 176 м был открыт в 2009 году. Из-за вогнутой формы зеркального южного фасада солнечные лучи концентрировались прямо на бассейне отеля. Из-за этого у посетителей плавились пакеты, стаканчики и подгорали волосы. Эффект линзы от фасада Vdara негласно прозвали «лучом смерти». Руководству гостиницы пришлось затонировать фасад матовой пленкой и почти полностью накрыть тентом зону бассейна.
Концертный зал в Лос-Анджелесе
Похожая история произошла с концертным залом имени Уолта Диснея в том же Лос-Анджелесе. Здание 2003 года постройки было спроектировано со множеством вогнутых элементов на металлическом фасаде. Большинство из них были матовыми, однако внешнюю поверхность двух строений комплекса оставили полированной. Из-за эффекта фокусирующей линзы асфальт перед концертным залом нагревался до опасных температур, отражение от фасада часто ослепляло проезжающих мимо водителей, а жители соседних домов жаловались на невообразимо высокие цены за кондиционирование воздуха. В 2005 году эти фасады тоже пришлось матировать.
Зеркало-солнце в интерьере: советы дизайнеров + товары
Представьте, что еще в 17 веке моду на зеркало-солнце ввел король Франции Людовик XIV, а новую волну популярности этот аксессуар получил в прошлом столетии с возрождением ар-деко. Здорово, что и сегодня зеркало-солнце — один из любимых предметов декораторов. А как и где его нужно использовать — читайте в нашем материале.
Что говорят дизайнеры?
Зеркало-солнце — это больше арт-объект, чем функциональный предмет. Используйте его как альтернативу картине, если в арсенале нет любимой тематики. Или же в том случае, если настенное покрытие имеют яркий или графичный принт: такие будут сложным фоном для картин.
Помните, что лишние элементы интерьера не должны отражаться в зеркале. Так вы избежите визуального беспорядка и не уведете внимание от оригинального декора.
На мой взгляд, зеркало-солнце будет одинаково уместно как в современном, так и в эклектичном и классическом интерьерах. Главное — выбрать подходящий дизайн и оттенок рамы.
Но особенно здорово оно смотрится в композиции из зеркал разного диаметра и дизайна. Скажем, двух-трех зеркал среднего или небольшого размера будет вполне достаточно. Если не уверены в своих декораторских способностях, остановите свой выбор на одном крупном зеркале или обратитесь за помощью к дизайнеру.
Топ-20 самых невероятных световых явлений (20 фото)
Величественные эффекты, оптические иллюзии, миражи, красоты ночного неба – все это порождает игра света… Двадцать самых красивых световых явлений – перед вами.
Известна как «огненная радуга». Цветные полосы возникают прямо на небосводе в результате прохождения света через кристаллы льда в перистых облаках, покрывая небо «радужной пленкой». Этот природный феномен очень трудно увидеть, так как и кристаллы льда, и солнечный свет должны оказаться под определенным углом друг к другу, чтобы создать эффект «огненной радуги».
В некоторых районах Земли можно наблюдать удивительное явление: человек, стоящий на холме или горе, за спиной которого восходит или заходит солнце, обнаруживает, что его тень, упавшая на облака, становится неправдоподобно огромной. Это происходит из-за того, что мельчайшие капли тумана особым образом преломляют и отражают солнечный свет. Свое название явление получило по имени вершины Броккен в Германии, на которой, из-за частых туманов, можно регулярно наблюдать этот эффект.
Туманный ореол похож на бесцветную радугу. Как и обычная радуга, этот ореол образуется путем преломления света через водяные кристаллы. Однако, в отличие от облаков, формирующих обычную радугу, туман, рождающий этот ореол, состоит из более мелких частиц волы, и свет, преломляясь в крошечных капельках, не расцвечивает его.
Когда свет подвергается эффекту обратного рассеивания (дифракция света, ранее уже отраженного в водяных кристаллах облака), он возвращается от облака в том же направлении, по которому падал, и образует эффект, получивший название «Глория». Наблюдать этот эффект можно только на облаках, которые находятся прямо перед зрителем или ниже его, в точке, которая находится на противоположной стороне к источнику света.
Таким образом, увидеть Глорию можно только с горы или из самолета, причем источники света (Солнце или Луна) должны находиться прямо за спиной наблюдателя. Радужные круги Глории в Китае еще называют Светом Будды. На этой фотографии прекрасный радужный ореол окружает тень воздушного шара, упавшую на находящееся ниже него облако.
Белые световые окружности вокруг Солнца или Луны, которые возникают в результате преломления или отражения света находящимися в атмосфере кристаллами льда или снега, называются гало. В атмосфере присутствуют небольшие кристаллы воды, и когда их грани образуют прямой угол с плоскостью, проходящей через Солнце, того, кто наблюдает эффект, и кристаллы, на небе становится виден характерный белый ореол, окружающий Солнце.
Так грани отражают лучи света с отклонением на 22°, образуя гало. В холодное время года гало, образованные кристаллами льда и снега на поверхности земли, отражают солнечный свет и рассеивают его в разных направлениях, образуя эффект под названием «бриллиантовая пыль».
Когда Солнце располагается под определенным углом к капелькам воды, из которых состоит облако, эти капли преломляют солнечный свет и создают необычный эффект «радужного облака», окрашивая его во все цвета радуги. Своей расцветкой облака, как и радуга, обязаны различной длине волн света.
Темное ночное небо и яркий свет Луны часто порождают явление, именуемое «лунной радугой» – радуга, появляющаяся в свете Луны. Такие радуги располагаются на противоположной от Луны стороне небосвода и чаще всего кажутся абсолютно белыми. Впрочем, иногда их можно увидеть во всей красе.
«Паргелий» в переводе с греческого – «ложное солнце». Это одна из форм гало (см. пункт 6): на небе наблюдается одно или несколько дополнительных изображений Солнца, расположенных на той же высоте над горизонтом, что и настоящее Солнце. Миллионы кристаллов льда с вертикальной поверхностью, отражающие Солнце, и образуют это красивейшее явление.
Радуга – самое красивое атмосферное явление. Радуги могут принимать различные формы, общим для них является правило расположения цветов – в последовательности спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Радуги можно наблюдать, когда Солнце освещает часть неба, а воздух насыщен капельками влаги, например, во время или сразу после дождя.
В древности появлениям радуги на небе придавали мистический смысл. Увидеть радугу считалось хорошим предзнаменованием, проехать или пройти под ней сулило счастье и успех. Двойная радуга, как говорили, приносит удачу и исполняет желания. Древние греки верили, что радуга – это мост на небо, а ирландцы считали, что на другом конце радуги находится легендарное золото лепреконов.
Свечение, наблюдаемое на небе в полярных областях, называют северным, или полярным сиянием а так же южным – в Южном полушарии). Предполагается, что этот феномен существует также и в атмосферах других планет, например Венеры. Природа и происхождение полярных сияний – предмет интенсивных исследований, и в этой связи были разработаны многочисленные теории.»
Полярные сияния, как считают ученые, возникают вследствие бомбардировки верхних слоев атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем. Проекция плазменного слоя вдоль геомагнитных силовых линий на земную атмосферу имеет форму колец, окружающих северный м южный магнитные полюса (авроральные овалы)».
Конденсационный (инверсионный) след
Конденсационные следы – это белые полосы, оставляемые в небе самолетами. По своей природе они являются сконденсированным туманом, состоящим из влаги, находящейся в атмосфере и выхлопных газах двигателей. Чаще всего эти следы недолговечны – под воздействием высоких температур они попросту испаряются. Однако некоторые из них спускаются в более низкие слои атмосферы, образуя перистые облака.
Экологи считают, что преобразованные таким образом конденсационные следы самолетов оказывают негативное влияние на климат планеты. Тонкие высотные перистые облака, которые получаются из видоизмененных самолетных следов, препятствуют прохождению солнечных лучей и как следствие понижают температуру планеты, в отличие от обычных перистых облаков, которые способны сохранять тепло земли
След выхлопных газов ракеты
Воздушные потоки в высоких слоях атмосферы деформируют инверсионные следы космических ракет, а частички выхлопных газов преломляют солнечный свет и окрашивают следы во все цвет радуги. Огромные разноцветные завитки тянутся на несколько километров по всему небу перед тем, как испариться.
Поляризация – это ориентированность электромагнитных колебаний световой волны в пространстве. Поляризация света возникает, когда свет под определенным углом падает на поверхность, отражается и становится поляризованным. Поляризованный свет также свободно распространяется в пространстве, как и обычный солнечный свет, но человеческий глаз, как правило, не способен уловить изменение цветовых оттенков в результате усиления эффекта поляризации.
Этот снимок, сделанный при помощи широкоугольного объектива с поляризационным фильтром показывает, какой интенсивно-синий цвет придает небу электромагнитный заряд. Такое небо мы можем увидеть только через фильтр фотокамеры.
Звездный след Невидимый невооруженным глазом «звездный след» можно запечатлеть на фотокамеру. Этот снимок был сделан ночью, при помощи камеры, установленной на штатив, с полностью открытой диафрагмой объектива и более чем часовой выдержкой. На фотографии показано «движение» звездного неба – естественное изменение положения Земли в результате вращения заставляет звезды «двигаться». Единственная неподвижная звезда – Полярная, которая указывает на астрономический Северный полюс.
Рассеянное свечение ночного неба, создаваемого солнечным светом, отраженным от частиц межпланетной пыли, называют еще зодиакальным светом. Зодиакальный свет можно наблюдать вечером на западе или утром на востоке.
Короны, или венцы – это небольшие цветные кольца вокруг Солнца, Луны или других ярких объектов, которые наблюдаются время от времени, когда источник света находится за полупрозрачными облаками. Корона возникает при рассеивании света мелкими водяными капельками воды, образующими облако. Иногда корона выглядит как светящееся пятно (или ореол), окружающее Солнце (или Луну), которое завершается красноватым кольцом. Во время затмений именно корона окружает затемненное солнце.
Сумеречные лучи Сумеречные лучи – расходящиеся пучки солнечного света, которые становятся видны благодаря освещению ими пыли в высоких слоях атмосферы. Тени от облаков образуют темные полосы, а между ними распространяются лучи. Этот эффект наблюдается, когда Солнце находится низко над горизонтом перед закатом или после рассвета.
Оптический эффект, обусловленный преломлением света при прохождении через слои воздуха разной плотности, выражается в возникновении обманного изображения – миража. Миражи можно наблюдать в жарком климате, особенно в пустынях. Ровная поверхность песка вдалеке становится похожей на открытый источник воды, особенно если смотреть вдаль с дюны или холма.
Похожая иллюзия возникает в городе в жаркий день, на нагретом лучами солнца асфальте. На самом деле «водная поверхность» – это ни что иное, как отражение неба. Иногда миражи показывают целые объекты, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя
А это явление, которое жители острова Мадейра, что в Атлантическом океане, наблюдали однажды, не поддается никакой классификации. Но поистине завораживающее зрелище!