отпечаток руки на стене
Пещера Рук Куэва-де-лас-Манос
В 1941 году в Аргентине была обнаружена уникальная пещера, которую назвали Куэва-де-лас-Манос, в переводе – Пещера рук.
Куэва-де-лас-Манос — одно из самых необычайных и древних мест в Аргентине. Название в переводе с испанского языка означает «пещера рук», что, конечно же, не случайно, так как наскальные рисунки внутри достопримечательности изображают ладони. Это место находится к западу от провинции Санта-Крус (юг Аргентины) в глубоком каньоне реки Пинтурас.
При археологических раскопках обнаружили серию пещер, которые простираются более чем на 160 км, а самая главная из них около 24 метров глубиной и 15 метров шириной.
Неподдельный интерес к пещере заключается в настенных рисунках, сделанных приблизительно 9, а по некоторым данным 13 тысяч лет назад.
С первого взгляда Куэва-де-лас-Манос поражает своей загадочностью и позволяет окунуться в доисторическое время, чтобы познать секреты искусства наших предков. Один из самых ранних человеческих артефактов доказывает, что уже в те давние времена душу человека интересовало художественное творчество.
Видео Куэва-де-лас-МаносЗанимались этой наскальной живописью предки исторических сообществ Патагонии. Все граффити разделяют на три периода по их образованию и стилю. По мнению ученых, при первом переселении люди оставляли лишь отпечатки ладоней, преимущественно левых. При втором переселении начали появляться рисунки из сцен охоты на разнообразных животных. Например, отпечатки лап гуанако (млекопитающее из рода лам еще можно встретить в регионе) также продемонстрированы на стенах пещер. И третья фаза переселения добавила в данный предмет искусства иероглифические росписи, ими пользовались древние жители Южной Америки.
Благодаря благоприятным условиям горного убежища (низкой влажности и устойчивым пластам породы) состояние рисунков превосходно, что отмечают многие туристы, посещающие это место уже с середины 19-го столетия.
В 1941 году при археологических раскопках одному монаху посчастливилось обнаружить этот всемирный сенсационный подарок для науки, тогда он еще не знал, что обнаружил памятник одного из самых древних мест на Земле.
При нанесении рисунка древние жители использовали технику трафарета. Рисунки разбрызгивались с помощью костяных трубочек вокруг приложенных к стене левых (в редком случае правых) ладоней. Остатки этих инструментов также сохранились до наших дней. Разнообразные цвета, украшающие все ладони, указывают на применение натуральных минеральных пигментов, из которых древние художники получали оттенки черного, белого, красного, желтого и пурпурного.
Пещера Куэва-де-лас-Манос на карте
Еще достоверно неизвестно, что же означали эти изображения в виде ладоней на стенах. По версии одних ученых, таким образом, люди обращались к духам, используя магию «языка пальцев». Однако другие исследователи пришли к выводу, что в основном можно заметить преобладание отпечатков ладоней мальчиков — подростков, которые якобы оставляли следы во время обряда инициации (процесс перехода во взрослую жизнь). Но и это мнение опровергается уже следующими археологами, которые утверждают, что охотники и собиратели тех времен были ростом, как современный подросток. Поэтому истинное значение изображений в пещере рук до сих пор остается загадкой.
Удивительные отпечатки более 800 ладоней древних жителей Южной Америки привлекают туристов со всех уголков мира. Они напоминают детскую забаву обрисовывать руки на листке бумаги и приближают к далекому искусству наших предков.
В 1991 году Куэва-де-лас-Манос была занесена во всемирный список Юнеско и навсегда закрепила за собой право называться одним из старейших мест цивилизации.
Пещера Рук: Игра в «Ладушки» с Пращурами
Куэва-де-лас-Манос (исп. Cueva de las Manos – «Пещера Рук») – пещера, расположенная на юге Аргентины, в провинции Санта-Крус (исп. Santa Cruz), на территории Национального парка Лос-Гласьярес (исп. Parque Nacional Los Glaciares). Знаменитая пещера находится на берегу реки Пинтурас (исп. Río Pinturas), в 163 км к югу от городка Перито-Морено (исп. Perito Moreno), неподалеку от поселка Бахо-Караколес (исп. Bajo Caracoles).
В течение длительного времени «Куэва-де-лас-Манос» была населена коренными племенами, предками индейцев аргентинской Патагонии. Мировую известность пещера получила благодаря археологическим и палеонтологическим находкам, сделанным в ней. Прежде всего, это наскальные рисунки в виде силуэтов растопыренных человеческих ладоней. Наиболее поздние отпечатки были оставлены от 9 до 13 тыс. лет до н/э, а самые «новые» рисунки датируются Х в. н/э.
Сегодня «Пещера Рук» — одна из известнейших достопримечательностей аргентинской Патагонии, крупнейший доисторический памятник наскальной живописи. Желающих посмотреть на своеобразные приветственные послания из прошлого очень много.
В 1999 г. пещерный комплекс «Cueva de las Manos» был включен в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться
«Куэва-де-лас-Манос» надежно скрыта от человеческих глаз в глубоком каньоне, куда довольно непросто добраться. Пещера находится в пустынном месте, вдали от поселений. Сюда можно приехать на автомобиле по дороге от Бахо-Караколес. А можно добраться на автомобиле или экскурсионном автобусе из города Перито-Морено. Затем, оставив машину на стоянке, до входа в пещеру предстоит пройтись пешком.
Попасть в «Пещеру Рук» можно только в составе экскурсии при сопровождении гида. Но для этого придется совершить увлекательную 2-х часовую прогулку по каньону.
За это время путешественники могут полюбоваться захватывающими ландшафтами долины реки Пинтурас.
История Куэва-де-лас-Манос
Удивительная пещера, притаившаяся в каньоне реки Пинтурас, была открыта сравнительно недавно, в середине прошлого века. Ее случайно обнаружил монах в 1941 г. Тогда божий человек даже представить себе не мог, что нашел самые старые наскальные рисунки в мире. Позже, в 1964 г. профессор археологии Карлос Градин, который проводил в ней исследования, прославил «Пещеру Рук» на весь мир. Ученый обнаружил в гроте множество наскальных рисунков и отпечатков человеческих рук. Здесь более 800 разноцветных силуэтов раскрытых ладоней, которые накладываясь друг на друга, образуют пеструю стеновую мозаику.
Как выявили исследователи, пещера Куэва-де-лас-Манос служила не только священным местом для проведения сакральных обрядов. Рисунки и предметы быта, найденные тут же, свидетельствуют о том, что в гроте долгое время жили древние люди. Ученые предполагают, что в основном здесь обитали предки Теуэльче (Tehuelche), коренных индейцев Патагонии. Именно они создали своеобразную художественную традицию и тысячелетиями поддерживали ее. Предположительно, Пещера Рук была обитаема до VIII в. н/э. Но еще на протяжении многих лет «Пещера Рук» оставалась для местных жителей культовым местом, в котором свершались важнейшие ритуальные обряды.
Пещера рук: Общие сведения
На самом деле «Куэва-де-лас-Манос» является частью сложного комплекса пещер, расположенных в долине реки Пинтурас. Общая протяженность системы подземных полостей составляет более 160 км.
Посетителей пускают не во все пещеры, сейчас открыты только самые интересные и безопасные. Вход экскурсантам доступен и в главную «залу», знаменитую «Cueva de las Manos». Высота «Пещеры Рук» составляет 10 м, глубина – почти 24 м, а ширина (в самом широком месте) достигает 15 м.
Свое интригующее название пещера Куэва-де-лас-Манос получила благодаря тому, что на ее стенах «отпечатано» огромное количество ладоней первобытных людей.
Способ нанесения рисунков, цветовая гамма
Именно в главной пещере находится больше всего изображений ладоней. Подавляющее число контуров рук выполнено «негативным» способом, когда сверху прижатой к стене ладони жидкая краска распыляется через специальную трубочку. Такие трубочки, сделанные из полых костей, были найдены здесь же, в пещере. Именно с помощью этих костяных трубочек специалисты смогли определить возраст наскальных рисунков.
В пещере есть и позитивные изображения, но они появились несколько позже. Интересно, что очертания ладошек – разноцветные. Для нанесения рисунков применялись краски нескольких цветов, которые древние индейцы изготавливали с использованием натуральных пигментов. Так, в пещере встречаются желтые, красные, фиолетовые, белые и черные изображения. Краску пурпурного и фиолетового цветов индейцы делали на основе окиси железа, для белого цвета брали белую глину (каолин), черный цвет получали с помощью окиси марганца, а для желтого использовали минерал натроярозит. Неизвестно, по какому принципу выбирался тот или иной цвет. Возможно, древний «художник» просто выбирал колер по своему вкусу. Благодаря минеральным красителям рисунки в пещере прекрасно сохранились.
Лабораторный анализ частичек красок показал, что наиболее древние рисунки были сделаны около 9 тыс. лет до н/э, а самые последние изображения были нанесены уже в I в. н/э. В ходе исследования пещеры специалисты выявили, что на «древние» ладони накладывались уже более «свежие» отпечатки, датируемые Х в. н/э.
А руки-то чьи?
На стенах пещеры насчитывается более 800 силуэтов ладоней. Причем, намного больше встречается отпечатков левых рук, чем правых. Это можно объяснить тем, что для правши вполне естественно в качестве трафарета прикладывать левую руку, а правой — держать трубку для распыления краски. На стенах пещеры имеются и силуэты правых рук, которых гораздо меньше (всего 36). По-видимому, эти правые «ладошки» — результат художественного творчества левшей.
Вход в главную пещеру
Ученые до сих пор расходятся во мнении, кому могли принадлежать эти отпечатки. Сегодня специалисты рассматривают две основные версии происхождения разноцветных «ладошек»:
Почему под «подозрение» попали именно женщины и мальчики-подростки? Вероятно, это объясняется небольшими размерами контуров «ладошек». Вполне возможно, что стеновой росписью занимались взрослые мужчины, ведь в те далекие времена люди были значительно меньше ростом.
Одна из научных гипотез объясняет феномен возникновения рисунков тем, что именно женщины в древности занимались изготовлением посуды из глины, они же первыми научились смешивать минеральные краски и создавать рисунки.
Вторая гипотеза базируется на том, что при прохождении ритуала инициации каждый из подростков должен был оставить на стене священной пещеры отпечаток своей руки.
Обряд инициации
Скорее всего, пещера Куэва-де-лас-Манос служила древним Теуэльче для исполнения ритуальных обрядов. В частности, здесь индейские мальчики-подростки проходили процесс инициации (обряд, знаменующий переход от детства или юношества к взрослой жизни). Т. е. становясь взрослым мужчиной, мальчик должен был оставить контур своей раскрытой ладони в этом священном месте.
С предположением об обрядах инициации согласуется и такой факт: на многих руках у мизинца отсутствует первая фаланга. Подобные «покалеченные» отпечатки специалисты связывают с практикой ритуального увечья, когда во время инициации часть мизинца на левой руке мальчика отрубалась каменным топором. Этим инициируемый подросток доказывал, что он стал зрелым, сильным и бесстрашным.
Но на некоторых отпечатках рук фаланги отсутствуют сразу на нескольких пальцах! Что это означает? В таких изображениях рук с недостающими фалангами некоторые исследователи усматривают знаковые комбинации. В этом случае при выполнении рисунка человек просто подгибал пальцы. Т.е. ритуальная ампутация тут ни при чем. А что при чем – загадка.
Другие пещерные «художества»
Побывав в «Пещере Рук», можно увидеть не только многочисленные отпечатков рук древних индейцев, но и рисунки, изображающие сюжеты из обыденной жизни племени древних Теуэльче. В основном это сценки охоты. Наскальные рисунки наглядно рассказывают, на кого издревле охотились жители Патагонии. Здесь присутствуют гуанако, страусы-нанду, некоторые виды кошачьих и др. животные. Также на стенах пещеры имеются многочисленные изображения отпечатков лап этих животных.
Также на стенах встречаются начерченные геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и луны, иероглифические надписи. А на сводах «Пещеры Рук» были обнаружены красные «крапинки», которые, скорее всего, наносились при помощи жидкой краски и подбрасываемого вверх боласа.
Плеяда пещер с наскальными рисунками
Люди каменного века оставили отпечатки своих «пятерней» по всему миру. Пещеры с рукотворными (в прямом смысле) художествами древних людей находят во многих уголках планеты. Некоторым из этих изображений более 30 тыс. лет, таким образом, они являются первым анатомически-образным «параметром» первобытного человека. Эти рисунки выступают показателем творческих способностей наших пращуров и отражают их религиозные традиции.
Аргентинская «Пещера Рук» в этом плане наиболее известна. Много наскальных изображений обнаружено в Северной Америке (большая часть их сконцентрирована в штате Калифорния), Австралии, Индонезии (о-в Борнео), Испании (пещеры Иберийского п-ова), во Франции и др. местах.
Связь между древними пещерными рисунками и игрой в «Ладушки»
Главный вопрос, который ставят перед нами пещерные «ладошки»: зачем их отпечатали? В чем смысл рисунков древних Теуэльче? Не вызывает сомнений сакральный характер разрисованной пещеры, связь первобытных рисунков с ритуальными обрядами. Но что еще скрывает безмолвная древность?
Имеет место гипотеза, что именно отпечатки ладоней (возможно, поначалу случайные) положили начало изобразительному искусству.
Идею о том, что изображения человеческих ладоней служили для связи между людьми, а также как средство контакта между живыми и духами предков, развивала выдающийся фольклорист, филолог и литературовед Софья Агранович (1944-2005), профессор Самарского государственного Университета.
Используя археологический, этнографический, лингвистический и фольклорный материалы, Агранович выявила целый спектр смыслов, связанных с символикой раскрытой ладони и жеста прикосновения ладони к сакральным предметам (в данном случае — к стене пещеры). Здесь заключен смысл магического контакта людей с духами предков посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которую древние рассматривали как грань миров: мира «живого», обитаемого, и хтонического мира, обители духов умерших.
«Когда человек касается рукой стены пещеры, … с другой стороны к его ладони прикасается дух предка, передавая ему силу, мощь и защиту. Такая форма контакта — это единение потомков и предков …ритуал, в ходе которого живой просит у духа помощи и защиты, привлекая его в жизнь рода. Это некий непрерывный хоровод жизни и смерти…».
Софья Агранович утверждает, что эти смыслы прослеживаются во многих культурах, ритуалах и обычаях, в разных изобразительных формах и текстах, дошедших до нашего времени. Но на столь длительном пути древний смысл порой терялся совсем, порой сохранялся, но в измененном виде.
В своих «Лекциях о сказке и мифе» профессор приводит интересный пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются во всем знакомой детской игре в «Ладушки»: Играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу предков и потомков. Показательно, что «Ладушки» практикуется как игра между ребенком и взрослым. Фольклор сохранил и донес до нас … незамысловатую, казалось бы, песенку:
«Ладушки-Ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку».
Между тем, «каша и брага – это полный набор поминальной еды. Бабушка здесь олицетворяет дух предка… Сохранившийся в «незамысловатой» песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками посредством касания ладонями».
Среди многочисленных примеров из разных эпох и мировых культур автор приводит следующие:
Что ж, есть над чем задуматься — целое море информации для размышления!
Любопытные факты
Отпечаток руки на стене
Что общего между отпечатками ладоней на стенах древних пещер, игрой «в ладушки», изображениями Богоматери на средневековых иконах и присягой на Конституции?
Люди каменного века оставили отпечатки своих ладоней в пещерах по всей планете. Наиболее известна в этом плане, наверное, аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (что в переводе с испанского и означает «пещера рук»).
Подавляющее число «рук» выполнено «негативным» способом, когда ладонь прикладывается к стене, а краска распыляется сверху, например, через трубку, сделанную из полой кости. Больше встречается левых отпечатков, чем правых. Это может быть объяснено тем, что для правши естественно прикладывать левую руку, а правой – орудовать, держать ту же трубку для нанесения краски.
Преобладают «руки» небольшого размера, что привело исследователей к мысли о юношеских инициациях. С предположением об инициациях согласуется и такой факт: на некоторых отпечатках отсутствуют фаланги пальцев. Подобные «калеченые» отпечатки связывают с обычаями ритуального увечья.
«Леворучные [отпечатки] вообще очень страшные, у многих из них у мизинца нет первой фаланги, потому что она отрубалась во время инициации, во время приобщения к породе людей. Человек доказывал, что он человек и у него нет инстинкта самосохранения. Они себе отрубали каменным топором пальчик. Потеря этой части мизинца да ещё на левой руке не так важна была. Память об этом осталась в немецкой сказке «Гензель и Гретель», в ней ведьма просит [мальчика] просунуть пальчик, чтобы проверить, достаточно ли растолстел, а он всё щепку ей просовывал. Отсутствие части мизинца на левой руке – это признак взрослого человека. Так же, как отсутствие клыков во рту, они их вышибали себе, или им вышибали, позже – закрашивали в чёрный цвет. Потому что это признак зверя, звериные зубы.»
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
При другом объяснении в изображениях рук с недостающими фалангами усматривают знаковые комбинации. В таком случае при выполнении рисунка пальцы могли просто подгибать, а ритуальная ампутация здесь ни при чём.
Интересно также, что практиковалось нанесение отпечатков не только человеческих рук, но и лап сакральных рептилий.
Главный же вопрос, который ставят пещерные «руки», это, конечно, вопрос об их смысле, о том, зачем их оставляли. Проще всего (возможно, и точнее всего) ответить, что «их значение неизвестно». Правда, от такой точности мало толку. Немногим более содержательно объяснение, что это «весьма архаическая форма самовыражения – «здесь был я»». Почему именно здесь «был я», почему это так важно, просто ли «я» здесь был или что-то делал, почему именно так я отметил то, что́ я отметил? Сакральный характер расписанной пещеры, связь рисунков с первобытным ритуалом, – против этого, кажется, не может быть возражений, но можно ли что-то ещё выведать у молчаливой древности?
Выдающийся археолог А. Д. Столяр полагал, что отпечатки рук делались во время инициации и свидетельствовали о выполнении «пещерной» её части «абитуриентом» (так этнографы называют человека, проходящего инициацию), вероятно, в составе целой группы. Отпечатки оставлялись на стене рядом с отпечатками рук предков или поверх них.
«Так с помощью элементарной и действительно вечной записи нити сознания, связывающие соплеменников одного поколения и всю нескончаемую цепь родителей и детей, сплетались в неразрывной прочности родоплеменную ткань.»
Столяр А. Д. О «гипотезе руки» как традиционном объяснении происхождения палеолитического искусства // Первобытное искусство. – Новосибирск: «Наука», 1976. С. 22.
Идеи о связи отпечатков рук с коммуникацией как между отдельными людьми или их группами, так и между живыми и мёртвыми, духами, чтимыми предками развивает фольклорист Софья Агранович. Используя лингвистический, археологический, этнографический, фольклорный и мифологический материал, она выходит на широкий пласт смыслов, окружающих символику раскрытой ладони, жеста прикосновения ладонью к сакральным предметам, первоначально – к стене пещеры.
Здесь, с одной стороны, важен смысл магического контакта потомков с предками посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которая мыслилась как грань миров – «живого», обитаемого, структурированного мира и «мёртвого», хаотического, хтонического мира, где обитают духи предков.
«Когда человек касается ладонью [стены пещеры], как бы запечатывает её, печать кладет, то с другой стороны его касается предок. Ладонь предка прикасается к его ладони и передаёт ему силу, мощь, спасение.»
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
С другой стороны, в этой символике присутствует значение разлуки, но такой разлуки, которая мыслилась как иная форма контакта:
«Это разлука и встреча одновременно, единение живых и мёртвых, предков и потомков, осуществляемая через ритуал, в ходе которого живой просит у мёртвого помощи и защиты, включая его в жизнь рода, некий непрерывный хоровод жизни и смерти, встречи-разлуки.»
Эти смыслы продолжали свою жизнь в разных культурах, в разных формах знаков, ритуалов, обычаев и текстов, многие из которых дошли до нашего времени. Порой на этом долгом пути древний смысл забывался совсем, порой сохранялся в ином, преображённом виде.
Так, Агранович приводит пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются в детской игре «в ладушки»:
«В игре «в ладушки» (в ладошки) играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу, соединение живых и мёртвых, предков и потомков. Показательно, что сейчас эта игра практикуется между ребёнком, сознание которого только пробуждается, и взрослым. Фольклор сохранил и донёс до нас далеко не такую невинную и детскую, как теперь кажется, песенку:
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Чего ели? – Кашку.
Чего пили? – Бражку.
Кашка сладенькая.
Бражка пьяненькая.
Сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями.»
Агранович, Стефанский, С. 74–75.
«Каша и брага – это полный набор поминальной еды. При этом, обратите внимание, это редко мама делает, это чаще всего делает бабушка. Бабушка здесь заменяет мёртвого предка.»
С. Агранович. Лекции о сказке и мифе
Среди других примеров из разных культур и эпох автор называет:
— обычаи, связанные с прикосновением к печи, которая в восточнославянских культурах стала моделью первобытной пещеры (автор также прослеживает родство слов «пещера», «печь», «печать», «печаль», «опека», «упечь», имеющих общую древнюю семантику);
— ритуал прикосновения рук к Стене Плача в Иерусалиме;
— знак Хáмса («рука Мириам», «рука Фатимы») – еврейский и арабский защитный амулет, изображающий раскрытую ладонь;
— обычай отпечатывать или обводить детскую ладонь на странице письма, адресованного длительно отсутствующему родственнику (чаще всего отцу), который, в частности, был распространён в нашей стране в годы Второй мировой войны;
— «Аллею славы» в Голливуде с отпечатками рук кинозвёзд;
— позу Богоматери «Оранта» (букв. «молящаяся») с поднятыми и раскрытыми ладонями и позу Моисея, удерживающего поднятыми руками вражеские силы во время битвы;
— различные ритуалы присяги, обета, клятвы, заключавшиеся в прикосновении к обрядовому символу: к земле, камню, оружию, книге, сердцу, ладони другого человека;
— игру в салочки, где игроки «застукиваются» ударом ладони о стену, дерево или столб;
— обычаи в современных традиционных культурах Сибири, Австралии, в которых участвуют отпечатки рук.
Загадочная Пещера рук
В аргентинской провинции Санта Круз находится знаменитая Пещера рук (Куэва-де-лас-Манос). Известность к этому месту пришла благодаря множеству объектов археологического и палеонтологического значения. Пещера рук в Аргентине находится в долине реки Пинтурас на территории Национального парка Франциско Морено. Для туристов здесь проводятся экскурсии в сопровождении опытных местных гидов. Свое современное название Куэва-де-лас-Манос получила благодаря большому количеству настенных рисунков – отпечатков рук, которые оставляли здесь мальчики-подростки индейского племени Техуэлчес. Хотя, скорее всего, это были почти взрослые мужчины, потому как люди в то время были значительно меньшего роста.
После исследования пещеры ученые пришли к выводу, что древнейшие рисунки – отпечатки рук – были сделаны более девяти тысяч лет тому назад. А самые последние изображения, сделанные предками индейцев в Патагонии, датируются первым тысячелетием нашей эры. Скорее всего, Пещера рук служила для исполнения ритуальных обрядов, в частности, мальчики-подростки проходили процесс инициации, оставляя отпечаток левой руки на стене пещеры.
Ценность изображений также состоит и в том, каким именно способом они наносились. Все рисунки были сделаны при помощи трафаретов, полых костяных трубочек и минеральных красок. Также ученые выдвинули предположение, почему же на стенах изображены именно левые руки. Выдувать краску при помощи костяной трубочки художнику-индейцу было проще, держа ее как раз в правой руке.
Краски, которые древние индейцы использовали, были самых различных цветов, например, черный, желтый, белый или красный. Помимо сцен охоты и рук на потолке Пещеры рук были обнаружены красные точки, которые, скорее всего, ставились при помощи погруженного в краску, а потом подброшенного вверх боласа (индейское оружие).
Пещера рук на сегодня является объектом ЮНЕСКО и находится под охраной этой организации, начиная с 1999 года.