основные приметы времен года для детей
Времена года
На этой страничке Вы найдете материал, который связан с изучением четырех времен года. Смотрите, скачивайте, распечатывайте. Учитесь играя.
Содержание статьи.
(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)
Учим времена года.
Для взрослых, кажется, что знать времена года, это просто, естественно и очевидно. Но для ребенка такое понятие как времена года, не кажется простым и ясным. Маленький ребенок не четко представляет себе, что такое зима, весна, лето и осень, так как это нельзя потрогать или пощупать. И как оказывается на практике, объяснить такое явление, как времена года, не всегда удается с первого раза.
Как объяснить эти процессы природы ребенку, как помочь ему легче запомнить такую информацию?
Для того чтобы ребенку было легче понять и запомнить, надо зародить в нем ассоциации с чем-то существующим.
С какого возраста начинаем изучать.
Обучение, или точнее сказать, знакомство с сезонами можно начинать очень рано. С 1,5 – 2 лет.
Знакомить ребенка в раннем возрасте так же можно и при помощи картинок и мультиков. Показываете ребенку иллюстрацию и рассказываете, что там изображено. Просмотр картинок не должен занимать более пяти минут. Если видите, что интереса к картинкам ребенок не проявляет, не хочет слушать и смотреть, то не настаивайте. У Вас много времени впереди, все успеется!
К трехлетнему возрасту уже можно ребенку объяснить разницу во временах года. В этом возрасте ребенок у же точно понимает, что такое дождик, снежок, когда на улице холодно, когда тепло. Когда гуляете с ребенком, обращайте внимание на изменения в природе, рассказывайте что поменялось на улице. Начните с того сезона, который в данный момент за окном. Чтобы ребенок на жизненном примере видел, какие изменения происходят в природе.
Если в возрасте 3- 4 года у Вы еще не начали знакомства с сезонными изменениями и временами года, то именно в тот период когда это необходимо сделать.
В четырехлетнем возрасте уже нужно более серьезно подойти к процессу изучения времен года. За свои четыре года жизни ребенок уже несколько раз наблюдал за сменой сезонов. У него уже сформировались какие-то свои ассоциации с каждым временем. Например: зимой- катаемся на санках, а летом- едем к бабушке.
В возрасте 5- 7 лет ребенок уже четко должен знать и понимать явления природы.
Как легче запомнить ребенку времена года.
В дошкольном возрасте обучение детей происходит только в игровой форме. В наше время достаточно ярких, красочных материалов, наглядных пособий, книг и игр по теме «Времена года». Эти пособия можно купить, можно распечатать из интернета, можно делать самому.
Вот примерные особенности времен года, которые будут доступны и понятны каждому дошкольнику:
ЗИМА.
Это, конечно, белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки. Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговика. Любимый праздник — Новый год, наряжаем елку, подарки от Деда Мороза.
ВЕСНА.
ЛЕТО.
Ассоциируется с солнцем, теплом, мало одежды, море, поездка к бабушке, созревают фрукты и ягоды, цветы, бабочки. День длинный, а ночь короткая, детки долго гуляют на улице. Дети катаются на велосипедах, самокатах, роликах, купаются в реке.
ОСЕНЬ.
Листья желтеют, опадают, деревья становятся «голыми». На улице дождь и ветер, птицы улетают на юг. Сбор урожая, зонт и резиновые сапоги.
Экспериментируйте, фантазируйте, изучайте, закрепляйте!
Воспользуйтесь материалами с нашего сайта, будем рады.
Конспект занятия «Признаки времен года»
ТЕМА: «ПРИЗНАКИ ВРЕМЕН ГОДА»
Цель: формирование представлений о причинах смены времен года.
1. Формировать умение описывать на основе практического опыта причинно-следственные связи между объектами природы (вращения Земли вокруг Солнца и сменой времен года и месяцев в году, связи солнечной активности и примет каждого месяца).
2. Развивать умение определять цель образовательной деятельности, выделять существенные признаки времен года, сравнивать, анализировать информацию, мышление.
3. Воспитывать интерес к природе, чувство коллективизма.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Оборудование: карточки с названиями месяцев, карточки с характерными приметами месяца на одной стороне и слогами на другой стороне для составления высказывания «Все месяцы всегда идут друг за другом», глобус, карточка «Солнце».
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Я желаю вам удачи и хорошего настроения
Ребята, чтобы понять, о чем мы будем сегодня говорить, послушайте отрывок из поэмы С. Я.Маршака:
Под праздник новогодний
Пускай цветут сегодня
Слушают отрывок, проводят анализ услышанной информации.
Скажите, может ли такое случится в жизни?
Сделайте предположения, о чем будем сегодня говорить?
III. Изучение нового материала
Работа с карточками (на партах у некоторых учеников)
Выйдите те, у кого карточки с временами года.
Выйдите те, у кого карточки с названиями месяцев.
Расположите их на доске соответственно временам года.
Ход ЗАНЯТИЯ
Сколько месяцев в году? Возьмите карточки, на которых написаны приметы и соотнесите их с тем месяцем, признак которого указан в карточке.
На доске цепочка названий месяцев, учащиеся получают 12 карточек с приметами. На оборотной стороне написаны слоги, которые в итоге сложатся в высказывание «Все ме-ся-цы всег-да и-дут друг за дру-гом». Каждая карточка с приметами соотносится с определенным месяцем.
Январь – трещат морозы, стоят высокие сугробы, кругом много снега («все»)
Февраль – сильные ветры, по земле снежная поземка, но иногда начинает пригревать солнце («ме»)
Март – снег становится рыхлым, метель чередуется с оттепелью, в солнечные дни начинают таять сосульки («ся»)
Апрель – тает снег, кругом бегут ручьи, на реках начинается ледоход, на лесных проталинах появляются подснежники («цы»)
Май – снег растаял, в лесу появляются ландыши, на деревьях набухают почки и появляются первые нежные листочки («всег»)
Июнь – все покрывается травами и цветами, листья на деревьях становятся темно-зелеными, появляется земляника («да»)
Август – созревают яблоки, груши, сливы, поспевает рожь и пшеница, в лесах много грибов и орехов («дут»)
Сентябрь – верхушки деревьев постепенно желтеют и краснеют, созревают ягоды рябины, на дубах созревают желуди, птицы собираются в стаи («друг»)
Октябрь – начинается листопад, трава теряет зеленый цвет, вянут цветы, птицы улетают в теплые страны («за»)
Ноябрь – вся листва с деревьев облетела, цветы завяли, трава потемнела и пожухла («дру»)
Декабрь – уже идет снег, солнце светит редко, небо серое и низкое, самые короткие дни («гом»)
А теперь переверните карточки с признаками и посмотрите, какое высказывание получилось. («Все месяцы всегда идут друг за другом»)
Что составляют 12 месяцев? (год)
На какие времена года можно разделить 12 месяцев?
Возьмите карточки с названиями месяцев и их признаками и поделитесь на группы «Времена года».
Учащиеся делятся на 4 группы
Назовите свое время года, месяцы, которые относятся к нему. Какие признаки есть у каждого месяца этого времени года?
Педагог опрашивает все группы.
Как вы думаете, может ли после января наступить сентябрь? Почему времена года всегда следуют друг за другом в определенной последовательности? От чего это зависит?
Давайте создадим модель движения Земли вокруг Солнца и посмотрим, какие изменения происходят на земле.
Ученик «Солнце» стоит в середине,педагог демонстрирует глобус и объясняет:
Земля имеет наклон оси и движется вокруг Солнца.
Сейчас Земля здесь (держит глобус так, чтобы Северное полушарие было повернуто к Солнцу и задает проблемный вопрос):
Посмотрите, какая часть глобуса сейчас ближе к Солнцу? А какая дальше? Сравните эти две части и выскажите, свое предположение, какое время года сейчас в Северном полушарии? Какое в Южном полушарии? Докажите.
Теперь Земля здесь (держит глобус так, чтобы Южное полушарие было повернуто к Солнцу)
Что изменилось? Какое время года теперь в Южном полушарии?
Вывод: время года, а значит и следование месяцев, происходит из-за движения Земли вокруг Солнца. Земля имеет наклон оси и оказывается повернутой к Солнцу то одним, то другим боком.
IV. Первичное закрепление нового материала
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
1. «С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть.» (Весна. В. Бианки «Март»)
2. «В эту пору – в самую пору солнечного рассвета – собирают люди целебные цветы, стебли, коренья себе про запас, чтобы, вдруг занедужив, передать себе собранную в них живительную силу солнца.» (Лето. В. Бианки «Первый месяц лета- месяц гнёзд»)
3. «Кроме жёлтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. До чего увлекательно наблюдать, как природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный и, наконец, тусклый, мрачный, унылый!» (Осень. По В. Корабельникову)
4. «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.» (Зима. В. Бианки «Книга зимы»)
5. «Свет убывает. Рано опускаются сумерки, но и засветло уже занимаются седые туманы. Ночи пока безморозные, и предутренняя свежесть ещё не покрывает лужи молодым ледком.» (Осень. Н. Заболоцкий «Октябрь…»)
6. «На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой кузнечик, играет на скрипке. (Лето. И. Соколов – Микитов «Красное лето»)
7. «Значит, не простая причина гонит наших перелётных птиц в далёкие края, за горы, за моря, не просто голод и холод, а что- то посложнее, какое – то властное, непреодолимое чувство, неизвестно откуда взявшееся в птицах.» (Осень. В. Бианки «Не так – то просто») «Готовятся к выходу из берлоги медведи. Струйки тающего снега тайно собираются подо льдом.В лесу капель: тает снег на деревьях. По ночам морозы заново куют лёд.» (Весна. В. Бианки «Грачи открыли весну»)
8. «Страшно, когда при холоде сильный ветер. После такой погоды каждый раз находишь тут и там на снегу трупы замёрзших зверей, птиц, насекомых.» (Зима. В. Бианки «Жертвы стужи»)
9. «Зелёные растения сделали из солнечного света своё тело. Золотистый материал спелой ржи и пшеницы запасаем мы себе впрок на весь год.» (Лето. В. Бианки «Макушка лета»)
10. «За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стёклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.» (Зима. М. Гумилевская «Снежные узоры на окнах»)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Начинает календарь месяц с именем … (январь)
Весна торопится на старт, в ручьях весенних месяц … (март)
На тёплый юг летит журавль, позолотил листву … (сентябрь)
Из старых листьев вылез шмель, цветёт подснежником … (апрель)
Не спит всю ночь болотный лунь, светлей всех месяцев … (июнь)
Сорвал листву с ветвей октябрь, укрыл снежком листву … (ноябрь)
Всем дарит яблоки на радость последний летний месяц … (август)
На луг Бурёнку выгоняй – пришёл с травой зелёный … (май)
Отчалил осени корабль, и реки льдом сковал … (декабрь)
Позолотил листву сентябрь, сорвал листву с ветвей … (октябрь)
V. Итог занятия
Так почему же все приметы принадлежат строго определенному времени года и месяцу? Что влияет на это? (солнечная активность вследствие неравномерного освещения Земли)
Почему солнечная активность распределяется на Земле неравномерно?
Мы должны были выяснить, почему приметы у каждого времени года и месяца свои. Удалось ли нам ответить на этот вопрос?
«Дерево времен года» в адаптации детей во второй младшей группе в яслях Создавая дерево времени года передо мной стояла задача создания доступного наглядного пособия для знакомства воспитанников с окружающей.
Игра-панно «Времена года» по формированию знаний детей о характерных признаках времен года Времена года Игры–тренинги с использованием сюжетного панно способствуют развитию мелкой моторики рук, что благотворно влияет на совершенствование.
Конспект НОД по экологии «Признаки весны» в старшей группе Тема: Признаки весны Форма организации: групповая Средства: Наглядные: картинки, видео Словесные: беседа, загадки Материалы и оборудование:.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Времена года. Четыре дочери короля года» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в ___ группе по теме «Дочери короля Года» (времена.
Конспект занятия «Признаки весны» Ход занятия: Загадка: Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла… (Весна) Молодцы,.
Конспект занятия «Признаки и свойства предметов» Цель: Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы). Учиться соотносить предметы по цвету и.
«Времена года. Народный календарь». Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста
Александра Мурзина
«Времена года. Народный календарь». Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для детей младшего школьного возраста
Составитель сценария и ИЛЛЮСТРАТОР Мурзина Александра Николаевна, библиотекарь детского абонемента «МУ Кедровская ЦБС»
Этот материал можно разнообразить фольклором, музыкой, изобразительным искусством, разбить на сезоны, дополнить и сделать цикл мероприятий.
Цели и задачи:
• Формирование у детей потребности в бережном отношении к окружающему миру;
• Знакомство детей с устным календарём природы, основанном на приметах, накопленных в результате многолетних наблюдений за окружающим миром;
• Воспитание любви к природе, к родному языку.
С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.
Такой дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают о погоде и предстоящих сменах времен года.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года).
Зима
Вот и пришла зима, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей весне.
Народные пословицы и поговорки зимы
1. Мороз не велик, да стоять не велит.
2. Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
3. Береги нос в большой мороз!
Народные приметы зимы
• Дым столбом – к морозу.
• Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
• Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
2. Какой месяц называют: студень, хмурень, ледостав, рекостав? (Декабрь, т. к. он землю студит, небо хмурит, приходит время ранних сумерек, замерзают реки и водоёмы).
3. О каком месяце говорят: полночь года и почему? (О декабре. Самые длинные ночи. Самый тёмный месяц)
4. Какой месяц середина зимы и начало года? (Январь)
5. Самый короткий месяц года? (Февраль)
Игра «Путешествие»
Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.
— Выходим из дома и идем по морозцу (топают ногами);
— Сворачиваем на проселочную скользкую дорогу (скользящие движения ногами);
— Впереди глубокие сугробы (трут ладонью о ладонь);
— А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям);
— Речку перешли и снова идем по морозцу;
— А теперь по скользкой дорожке;
— Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как ветви);
— А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям);
— А над головой снежок (руками ловим снежинки).
Весна
Вот и пришла весна, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящем лете.
Народные пословицы и поговорки весны
1. Весна, зажги снега, заиграй овражки!
2. Вода с гор потекла, весну принесла.
3. Увидел грача, весну встречай.
4. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
5. До первой грозы лягушки не квакают.
6. Апрель с водою – май с травою!
Народные приметы.
Весна только робко вступает в свои права, а люди хотят знать, какой она будет, что расскажет им о лете, которое идёт следом. И тут опять к вашим услугам народный календарь погоды, в народных приметах.
• Если весной воды в реке не прибавиться – к жаркому лету.
• Если весной на крышах при таянии снега образуются длинные сосульки – к продолжительной весне.
• Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
• Холодная весна – к градобойному лету.
• Если быстро тает и вода бежит дружно – к дождливому лету.
• Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
1. С какого дня (по календарю) считается начало весны? (С 21 марта).
3. Старославянские названия какого месяца я назову? – Березозоль, «капельник», «протальник» «дорогорушитель», «грачевник», «солнцегрей», «свистун» и «ветронос», «парник» и «огородник» нарекли его. (Март).
4. Какой месяц назывался «утром весны и утром года» (Март).
5. Какой месяц назывался Травень, Травный, Цветень, Майник или Розоцвет. (Май)
Игра «Путешествие»
Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.
— Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами);
— Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами);
— Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь);
— А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям);
— Речку перешли и снова идем по песочку;
— А теперь по листьям;
— Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как ветви);
— А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям);
— А теперь кустик, прыгаем…
Лето
Вот и пришло лето, а с ним по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей осени.
Июнь – разноцвет. Июль – макушка лета. Август – венец лета.
Народные пословицы и поговорки лета
1. Что летом родится, зимой пригодится.
2. Готовь летом сани, зимой – телегу.
3. Летний день за зимнюю неделю
4. Клади по ягодке, наберёшь кузовок.
Летние народные приметы.
• Если июль жаркий – к холодам в декабре.
• Сухое и жаркое лето предвещает морозную и малоснежную зиму.
• Дождливое лето – к долгой зиме.
• Если летом часто гремели грозы и шли дожди – к метелям зимой.
• Лягушки расквакались – к непогоде.
• Ласточки летают низко – перед дождём.
• Сильная роса – к ясному дню.
• Дождь сквозь солнце – к ненастью.
• Радуга вечером – к хорошей погоде.
• Радуга утром – к дождю.
Летние вопросы.
2. И ещё одному римскому императору мы обязаны названием месяца, на этот раз августа, Какому именно? (Октавиану Августу, который после смерти Гая Юлия занял его место).
3. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик. А в саду – лиловая сирень. Когда её цветы начинают осыпаться – весне конец).
6. Весной или летом цветёт сирень? (Весной: Лето начинается со времени отцветания сирени).
Осень
Вот и пришла осень, а с ней по приметам, пословицам и поговоркам умный народ читал погоду за окном и строил догадки о предстоящей зиме.
Сентябрь – вечер года. Октябрь – зазимник. Ноябрь – зимы запевка, ворота зимы.
Народные пословицы и поговорки осени
1. Лето со снопами, осень с пирогами.
2. Весной дождь растит, а осенью гноит.
3. В ноябре зима с осенью борется.
4. Первый снежок – не лежок.
Народные приметы.
• Гром в сентябре – тёплая осень.
• В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
• Если осень ненастная, будет дождливая весна.
• Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.
• Гром в сентябре – к долгой осени.
• Если в октябре лист с берёзы опадает не чисто – жди суровую зиму.
Осенние вопросы викторины.
2. Какие народные названия имеет месяц сентябрь? (серпень, жнивень, густарь, зорничник, хлебосол).
3. Какие народные названия имеет месяц октябрь? (листопадник, листопад, листобой, грязник).
4. Какие народные названия имеет месяц ноябрь? (грудень, снеговей, бездорожник, полузимник).
5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клёна).
Ведущий: Итак! Наша беседа подошла к концу.
Список использованной литературы:
1. Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы \ Художн. В. Дугин. – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 208с. :
3. «Народный месяцеслов». Пословицы, поговорки, приметы. Составитель Георгий Дмитриевич Рыженков.
4. «Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно. Русские народные загадки. Сост. Г. М. Науменко.
5. Народные приметы и календарь. Л. С. Хренов.
6. Пословицы, поговорки, ребусы. В. Волина.
Игры знакомящие детей с изобразительным искусством Игры знакомящие детей с изобразительным искусством старший дошкольный возраст Анонс[cut=Читать далее. ] С любезного разрешения хозяйки.
Организация игрового абонемента для родителей воспитанников ДОУ Организация игрового абонемента для родителей воспитанников доу. Игра имеет важное значение в личностном развитии детей дошкольного возраста,.