орден золотой зари ритуалы

К слову сказать, именно Джордано Берти написал книгу-спутник к популярной сейчас колоде для бизнес-консультирования Таро Гномов. Книга называется «Таро Гномов. Сказки, игры, магия мира Эльзира» («Tarocchi degli Gnomi. Favole, giochi, magie del mondo di Elisir»).

Сама колода, на первый взгляд, выглядит довольно фантазийной, много образных пересечений с райдеровской, однако карты двора по кроулианской системе — рыцари, королевы, принцы и принцессы, то есть гендерная принадлежность карт двора поделилась поровну.

все иллюстрации к данной теме взяты здесь

Комментарии

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалыЧуть подробнее про нулевой аркан в этой колоде. Визуальный образ и символика карты отсылает нас опять же к Ордену Золотой Зари, именно на их колоде вместо странника, бредущего вдоль пропасти с завязанными глазами, появляется дитя, протягивающее руку к плоду, и собака, больше похожая на волка.

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалыПокажу сегодня десятку жезлов, пожалуй.

Прямую рекомендацию этой карты можно дешифровать как бросай все, пора двигаться дальше.

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалыА вот такой в колоде ритуалов ордена Золотой Зари аркан Солнце.

Вся основная символика карты в ней присутствует, а вот добавившийся на заднем плане лабиринт и разный цвет кожи детей добавляют карте коннотаций, которых не было в традиционных колодах. Мужское-женское, инь-ян (хотя здесь смысловое значение цветов инвертировано). В целом по символизму, воплощенному визуальных образах, очень хорошо проработанная карта.

Источник

Оккультизм и Магия Ордена «Золотой Зари»

Герметический Орден «Золотая Заря» («Hermetic Order of the Golden Dawn» — H.O.G.D.) — Герметическая оккультная организация, основанная Самуэлем Лидделлом МакГрегором Мазерсом, доктором Уинном Уильямом Уэсткоттом и Уильямом Робертом Вудманом 1 марта 1888 года в Лондоне. Подробнее о истории Ордена смотрите раздел «История Ордена Золотой Зари».

Оккультная и магическая система Ордена Золотой Зари, включающая в себя элементы Каббалы, Алхимии, Герметизма, Енохианской магии, Астрологии, Таро, и Геомантии — основа и, по сути, большая часть того, что принято называть англо-саксонской, или английской оккультной школой.

Безусловно, до появления Герметического Ордена Золотой Зари, и, впоследствии различных его модернизаций и деноминаций, англо-саксонская оккультная школа существовала и развивалась, однако, происходило это большей частью с оглядкой на континентальную оккультную школу, и в ее же духе, с допущением своих особенностей, в большей мере не значительных. Однако, именно появление Герметического Ордена Золотой Зари, и той оккультной системы, которая была разработана для использования в нем, англо-саксонская оккультная школа стала самостоятельным и своеобразным направлением в Западной эзотерической и магической Традиции.

В течении XX-ого века система Герметического Ордена Золотой Зари была весьма популяризирована, и по сути перестала быть тайной. Многие ее элементы стали обще-оккультным наследием, используемым в самых разных Орденах, обществах, и организациях в разной мере. Таким образом, изучение оккультной и магической системы Ордена Золотой Зари является важной частью для оккультного образования любого практика или исследователя Западной Традиции. Именно поэтому на нашем сайте, в этом разделе представлены различные статьи, переводы документов и лекций а также посвятительные ритуалы Ордена.

Следует отметить, что различные Ордена, продолжающие в той, или иной мере работу по системе Ордена Золотой Зари, или ведущие от него преемственность — как например «Братство Розы и Креста» Артура Эдварда Уэйта, являющееся реорганизованным «Священным Орденом Золотой Зари» («Holy Order of the Golden Dawn») — существуют и по сей день.

Источник

Орден Золотой Зари

Чтобы лучше понять мир сегодняшний и мир будущего, стоит приоткрыть завесу тайны, скрывающую жизнь тайных обществ, чье вмешательство в некоторые международные конфликты в определенные моменты истории сыграло решающую роль.

Посмотрим, как развивались события. С давних времен правители людей — цари и фараоны — окутывали свое существование легендами. Различные археологические находки показывают, что, согласно преданиям практически всех народов Земли, их цари были потомками богов.

В Древней Греции Олимпии — матери Александра Македонского — приснился сон, в котором ею овладевал змей. Оракул Додона в Эпире раскрыл ей тайное содержание этого сна: «Рожденный тобою сын будет потомком Зевса и простого смертного. Это значит, что в лоне твоем кровь божественная смешалась с кровью человеческой».

В Средние века многочисленные священники, именовавшие себя «наместниками Бога на Земле», правили своими народами и решали судьбу подвластных им людей. Монархи утверждали, что власть дана им свыше, а простой народ воспринимал своих королей как богов или полубогов, облаченных в золото и пышные одежды.

После Великой Французской Революции власть начала пропагандировать абстрактные идеи, а правительство скрыло за завесой тайны свое происхождение. С одной стороны вершители судьбы народа старались походить на простых людей, не отделяться от своих подчиненных, с другой — они постоянно держали дистанцию.

Начиная с середины девятнадцатого и первой половины двадцатого столетий, целые страны не могли уже больше с точностью утверждать, кто ими правит, кто решает их судьбу, и кому они принадлежат.

Современные же демократические общества дают возможность самых различных толкований, что касается принадлежности власти. Кто-то говорит, что вся Америка подчинена интересам крупных промышленников, Великобритания — интересам банкиров из Сити, где ключевую роль играют финансовые поступления из Саудовской Аравии, говорят, что Франция управляется франкмасонами, а Соединенные Штаты — финансистами-иудеями. На самом деле сегодняшнюю власть окутывает такой покров тайны, что практически невозможно точно установить «кто есть кто» и «кто принимает решения».

Мы нередко становились свидетелями того, как падали целые верхушки демократических правительств, словно все эти политики были всего лишь марионетками, управляемыми за ниточки среди декораций из папье-маше. Но истинная власть всегда пребывает в тени, остается скрытой и непоколебимой.

Вот история одного из таких тайных обществ

Герметический Орден «Золотая Заря» (Hermetic Order of the Golden Dawn) — Герметическая оккультная организация, основанная Самуэлем Лидделлом МакГрегором Мазерсом, доктором Уинном Уильямом Уэсткоттом и Уильямом Робертом Вудманом 1 марта 1888 года в Лондоне.

На мысль о создании нового Герметического Ордена Мазерса вдохновило общество «английских розенкрейцеров», основанное двадцатью годами раньше Робертом Уэнтвортом Литтлом из магистров различных масонских лож. В его состав входило 194 человека, среди которых был и Булвер-Литтон (Bulwer-Lytton) — автор «Последних дней Помпеи». Гениальный эрудит Литтон не мог себе и представить, что его роман подтолкнет — через несколько десятилетий и в Германии — нескольких человек к созданию мистического общества, ставшего предвестником нацистских организаций. Тем не менее, в некоторых других своих произведениях, таких как «Грядущая раса» и «Занони» (в русском сокращенном переводе «Призрак»), он делал особый упор на реальность духовного мира и, в частности, мира инфернального. В своих повествованиях Булвер-Литтон выказывал уверенность в том, что существуют люди, наделенные сверхчеловеческими способностями, они то и подведут лучших представителей человеческого рода к поразительным «изменениям».

Эту идею «Высших Неизвестных» можно встретить практически во всех черных мистических учениях Запада и Востока: они либо подземные жители, либо — выходцы с другой планеты, а Ловкрафт (Lovecraft) — еще один писатель, как и Артур Мейчен (Arthur Machen), входивший в «Золотую Зарю» — изображал их в своих произведениях гигантами.

Сам основатель «Золотой Зари» Самюэль Мазерс утверждал, что связан с «Высшими Неизвестными» и вместе со своей матерью — сестрой философа Анри Бергсона (Henri Bergson) — установил с ними контакт. Вот выдержка из манифеста «Членов Второго Ордена», написанная Мазерсом в 1896 году: «Я ничего не могу сказать вам об упоминаемых мною Тайных Учителях, давших мне мудрость для создания Второго Ордена. Мне даже неизвестны их земные имена и лишь несколько раз мне удавалось видеть их физические тела. Физически мы встречаемся с ними в заранее условленных местах в заранее оговоренное время. По моему мнению, это человеческие существа, живущие на Земле, но обладающие чудовищными и сверхчеловеческими способностями».

Орден делился на Внешний — собственно сам Герметический Орден «Золотая Заря» (так называемый «Первый Орден»), и внутренний — «Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста» (Ordo Roseae Rubeae et Aureae Crucis, или так называемый «Второй Орден»). Существовал еще «Третий Орден», название которого неизвестно. В него, по Учению Ордена, входили тайные Владыки, направлявшие работу всего Ордена в целом.

Первоначально с 1888 года по 1892 год Орден был преимущественно теоретической школой, преподававший своим адептам некоторые аспекты западной магической системы. Начиная с 1894 года глава Золотой Зари Макгрегор Мазерс, по его убеждению, вошел в связь с Тайными Владыками Ордена, о чем подробно изложил в своем Манифесте от 29 октября 1896 года. Результатом этого было получение от Тайных Владык ряда Ритуалов для Внутреннего Ордена. Введение во Внутренний Орден сопровождалось сложной ритуальной драмой, основанной на легенде о Христиане Розенкрейцере.

Оккультная и магическая система Ордена Золотой Зари, включающая в себя элементы Каббалы, Алхимии, Герметизма, Енохианской магии, Астрологии, Таро, и Геомантии — основа и, по сути, большая часть того, что принято называть англо-саксонской, или английской оккультной школой.

В начале своего существования «Золотая Заря», не получившая еще такого распространения как учение розенкрейцеров, ставила своей целью занятие церемониальной магией, оккультизмом, участие в обрядах инициаций в различных масонских ложах, стремясь получить таким образом тайные знания и способности. Первыми лидерами Ордена были Вудман (Woodman), Мазерс и Винн Уэсткотт (Wynn Westcott), добившиеся того, что «Золотая Заря» поддерживала тесные контакты со сторонниками антропософского учения Рудольфа Штейнера (Rudolf Steiner) и членами некоторых движений, пользовавшихся влиянием в обществе периода до расцвета нацизма.

Так, к примеру, один из английских розенкрейцеров Роберт Уэнтворт Литтл не только оказывал влияние на «Золотую Зарю» с самого момента ее создания, но и поддерживал отношения с немецкими розенкрейцерами. В частности с доктором Вилли Леем (Willy Ley), основавшем в Берлине секретное общество, названное «Блистающая ложа» или «Общество Вриля». С «Ложей» вступил в контакт Карл Хаузхофер (Karl Haushoffer), входивший вместе с Дитрихом Экардтом (Dietrich Eckardt), Альфредом Розенбергом (Alfred Rosenberg), Рудольфом Гессом (Rudolf Hess) и Адольфом Гитлером (Adolph Hitler) в «Общество Туле».

Впоследствии «Золотую Зарю» возглавил Элистер Кроули (Aleister Crowley) — одна из самых известных фигур неопаганизма, следы которого мы можем обнаружить и в Германии.

После смерти Вудмана и ухода Уэскотта великим магистром «Золотой Зари» стал Мазерс, некоторое время управлявший обществом из Парижа, где он только что женился на своей двоюродной сестре — дочери философа Анри Бергсона.

На посту главы Герметического Ордена «Золотой Зари» Мазерса сменил поэт Уильям Батлер Йетс (Yeats), некоторое время спустя ставший лауреатом Нобелевской премии по литературе (одно из ключевых произведений для понимания мировоззрения Йетса — «Видение»). Йетс взял себе имя «Frere Demon est Deus Inversus». Председательствуя на заседаниях общества, он всегда надевал шотландский кильт, закрывал лицо черной полумаской и носил на поясе золотой кинжал. Упоминавшийся выше Артур Мейчен взял себе псевдоним «Filus Aquarti».

Среди членов Ордена «Золотой Зари» была и одна женщина — Флоренс Фарр (Florence Farr) — театральный режиссер и близкая знакомая Бернарда Шоу (Bernard Show). Кроме нее адептами «Золотой Зари» были и многочисленные писатели: Блэквуд (Blackwood), автор «Дракулы» Брэм Стокер (Bram Stoker), Сакс Ромер (Sax Rohmer), шотландский королевский астроном Пек (Peck), известный инженер Алан Беннет (Allan Bennett), президент Королевской академии сэр Джеральд Келли (Gerald Kelly), автор откровений о существовании особых связей между пангерманизмом и исламским мессианством Джон Бушан (John Buchan), Герман Гессе (Hermann Hesse) и многие, многие другие.

Многогранный и эклектичный Жан Парвулеско (Jean Parvulesco) сообщает нам следующий довольно курьезный факт: «Вне всякого сомнения, Герметический Орден „Золотой Зари“ продолжает оставаться наиболее влиятельным духовным союзом, оказывающим сокрытое воздействия на дела внешнего мира; действуя в Великобритании — а, кроме того, и во Франции — это союз в значительной степени предопределил невидимый ход всей мировой истории ХХ-го века. На самом деле, если из каких-то тайных соображений Император „Золотой Зари“ Самюэль Лиддел Мазерс управлял железной рукой своим герметическим братством из Парижа, то одной из ключевых фигур „руководящей верхушки“ союза — даже более влиятельной, чем сам Мазерс, от которой он и получил свои полномочия — была некая таинственная немка Анна Шпренгель (Ana Sprengel) — „самое восхитительной существо столетия“, как назвал ее Аристид Бриан (Aristid Briand). Все происходило таким образом, словно Анна Шпренгель была единственной хранительницей „последних знаний“ и, прежде всего, секрета их происхождения, позволявшего ей поддерживать непосредственный контакт с „Высшими Неизвестными“, с ложами „Золотой Зари“, находившимися в других странах („Golden Dawn in the Outer“), со службами внешней разведки, с Великими Учителями „галактического“ и „межпланетного“ масштаба, чье место пребывания во Вселенной находится вне границ понимания этого мира».

Источник

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо

Данная группа посвящена изучению магического наследия ордена Golden Dawn (Золотая Заря) основанного Уильямом Вудманом, Сэмуэлем Лидделом МакГрегором Мазерсом и доктором Уильямом Уинни Уэсткоттом в Англии 1 марта 1888 года.
Показать полностью.

Учение Золотой Зари представляет собой синтез различных оккультных дисциплин таких как: Герметизм, Каббала, Алхимия, Таро, Астрология, Геомантия, ритуальная и Церемониальная Магия, Енохианская Магия и многое иное.

Система Ордена Золотой Зари оказала заметное влияние на всю современную западную магию, которая нынче открыта, и не является тайной. Это влияние затронуло многие оккультные группы и даже Традиционные Ордена. Членами Золотой Зари были многие основоположники современного оккультизма, такие как Артур Эдвард Уэйт, У.Б. Йейтс, преподобный Эйтон (Алхимик и священник), Мойна Мазерс, Джон Уильям Броуди-Иннес, Флоренс Фарр, а также такие известные личности, как например, Густав Майринк, Артур Мейчен, Брем Стокер.

Данная группа действует как узко-специальное напраление при Московском Эзотерическом и дискуссионном Клубе «Wadjet Еye» (Клуб «Око Уаджет»). Подробнее о Клубе смотрите здесь: http://vkontakte.ru/club23739569

5. Раздел форума крупнейшего Российского Портала посвященного Западной Магической Традиции Teurgia.Org в котором обсуждаются темы, связанные с системой Магии Золотой Зари: http://forum.teurgia.org/index.php?showforum=55

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
Eric Midnight

Теперь доставляем товары и через PickPoint.

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
Eric Midnight

Наш «Алжирский манускрипт Мартинеса де Паскуалли» теперь и на Озоне:

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
www.Teurgia.org

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
www.Teurgia.org

Она была членом Ордена Золотой Зари под под магическим девизом «Quod Tibi id Aliis» (лат. «Что тебе, то и другим»). В 1903 году она перешла в «Независимый Исправленный орден Золотой Зари» Артура Уэйта. За все время в Ордене (до 1909 года) она не поднялась выше Степени Ревнителя (1°=10°).

В работе над колодой Райдера-Уэйта Памела для Старших Арканов использовала описания Уэйта, а над изображениями Младших Арканов работала самостоятельно. К сожалению, картины, по которым создавалась колода, впоследствии пропали бесследон. Колода Райдера-Уэйта на данный момент является самой популярной из традиционных колод Таро, многие современные любители эстетики Таро подражают композициям, изображенным Памелой Колман-Смит. Это Таро отображает английскую систему соответствий Таро буквам иврита, но также, при желании, она может быть применена и к французской системе.

В 1911 году Памела Колман-Смит погрузилась в католицизм. После войны она переехала в Корнуолл, где сделала дом отдыха для священников с часовней. Она умерла в 1951 году, оставив после себя множество долгов.

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
www.Teurgia.org

18 сентября 1924 года, ровно 97 лет назад, умерла Ада Уэйт, жена Артура Эдварда Уэйта. При жизни она оставалась загадкой для своих современников, фигурой в чем-то мистической и непостижимой. О ней говорили, что ее способность блуждать в царстве сновидений поистине не знало границ; и даже пробудившись, она хранила неприступное молчание»; она никогда ничего не говорила по собственной воле и не отвечала на вопросы иначе, как по принуждению и при крайней необходимости, так что ее молчание само по себе казалось по-своему красноречивым.

В качестве иллюстрации к этой записи представлена фотография Артура Эдварда Уэйта.

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Теория и практика Магии Герметического Ордена Зо запись закреплена
Eric Midnight

В дополнение к тексту манускрипта опубликован и полный список (Реестр) 2400 имен и их характиров: по 100 на каждую букву латинского алфавита.

Источник

Герметический Орден Золотой Зари (часть 1)

орден золотой зари ритуалы. Смотреть фото орден золотой зари ритуалы. Смотреть картинку орден золотой зари ритуалы. Картинка про орден золотой зари ритуалы. Фото орден золотой зари ритуалы

Орден «Золотая Заря» (Golden Dawn), возникший в конце девятнадцатого века, можно рассматривать как продолжателя оккультной традиции, развивавшейся в Европе много столетий до этого, и в частности учения розенкрейцеров, которое подчас неведомыми путями передавалось через цепь посвященных. Магическая система Ордена носила синтетический характер и охватывала практически все области оккультного знания и практики. Она в огромной степени повлияла на различные эзотерические школы, возникшие в XX веке, и создала общие «каноны» того, что сегодня принято считать ритуальной магией.

Исраэль Регарди, чьим книгам мы обязаны своим знанием эзотерической системы Ордена, называет его «организацией, оказавшей большее влияние на развитие оккультизма со времени его возрождения в последней четверти XIX столетия, чем большинство людей могут представить». Он также добавляет (Полная Золотая Заря, 6-е издание, стр. 16):

«Едва ли можно усомниться в том, что Золотая Заря является или, скорее, была до недавнего времени единственной сокровищницей магического знания, оккультным орденом настоящего достоинства, какой Запад знал в наше время. Великое множество других оккультных организаций обязаны тем малым магическим знанием, какое у них есть, утечкам из этого Ордена или покинувшим его членам».

Очевидно, что за такой высокой оценкой должна была стоять вполне веская причина. В этой работе мы рассмотрим учение и ритуалы Ордена Золотой Зари, разберем, из чего они состояли, как и к чему вели своих адептов, и тогда эта причина станет для нас достаточно ясной. Такой анализ также может послужить читателю в решении о том, чтобы самому осваивать и практиковать данную эзотерическую систему. Дело в том, что большинство оккультных орденов связывают духовный прогресс своих членов с участием в общем потоке (или эгрегоре) их организации. Церемонии посвящения и приносимые на них торжественные клятвы призваны ввести неофита в структуру такого эгрегора и подключить к общим для всего ордена источникам духовных сил. В Золотой Заре данная идея также присутствовала, однако со времени распада Ордена ряд авторов высказывался в пользу возможности для отдельного человека практиковать эту систему на самостоятельной основе, не вступая ни в какие общества и не примыкая ни к каким группам (в частности, желающие ознакомиться с таким подходом могут начать с книги Ч. и С. Т. Цицеро «Самопосвящение в традицию Золотой Зари» – Self-Initiation into the Golden Dawn Tradition).

Изначальный Орден Золотой Зари просуществовал недолго – всего около 15 лет – и за это время успел оставить весьма солидное наследие. Ему на смену пришли ордена, появившиеся в результате раскола среди его членов. Наиболее заметным из них была «Утренняя Звезда» (Stella Matutina). Сегодня есть ряд организаций в разных странах мира, претендующих (с большей или меньшей обоснованностью) на преемственность, идущую от Золотой Зари, и продолжающих посвящать своих членов в тайны оккультных знаний. Не вдаваясь в современную ситуацию, мы все же должны по меньшей мере затронуть раннюю историю Ордена, поскольку трудно выработать взвешенное отношение к такой системе, не зная ее истоков.

У истоков Золотой Зари

Если мы хотим понять, что привело к созданию столь особенной, оставившей яркий след в истории организации, начать повествование следует не с самой Золотой Зари, а с ее непосредственного предшественника. В 1865 году было основано «Розенкрейцерское общество Англии» (Societas Rosicruciana in Anglia) – организация, принимавшая в свои ряды лишь мастеров-масонов, имеющих хороший статус в своих ложах. Ее первым главой (или Верховным Магом, как это называлось) был Роберт Вентворт Литтл, разработавший ритуалы общества на основании рукописей, добытых им из масонского хранилища. В 1878 году он умер, и его место во главе общества унаследовал доктор Уильям Вудман. Вместе с еще двумя почетными членами этой же организации – Уильямом Уэсткоттом и Самуэлем МакГрегором Матерсом – первый из которых впоследствии также занял ее высший пост, Вудман оказался среди основателей еще одной структуры – Ордена Золотой Зари.

Розенкрейцерское общество было призвано для своих членов «предоставлять взаимопомощь в работе над великими проблемами Жизни и в раскрытии секретов природы, изучать системы философии, основанные на Каббале и доктринах Гермеса Трисмегиста». Уэсткотт позже отмечал, что в этом обществе также велась работа над изучением и изготовлением лекарств, применением целебных свойств света и «культивированием ментальных процессов», приводящих к духовному просветлению и развитию человеческих чувств в направлении ясновидения и яснослышания.

Очевидно, длительный этап работы в Розенкрейцерском обществе подготовил появление более целостной системы, легшей в основание Золотой Зари. Эта последняя уже не ограничивала свой состав исключительно масонами и охотно принимала женщин на равных правах с мужчинами (чего регулярное масонство, естественно, не могло себе позволить). Тем не менее, тот факт, что основателями Ордена были выдающиеся масоны высоких степеней, наложил значительный отпечаток. Ритуалы посвящения Золотой Зари имеют много общего с масонскими и во многом повторяют их структуру. В них также имеют место клятвы, передача паролей и особых жестов и рукопожатий, которые позволяют членам Ордена быть признанными на достигнутых ими степенях.

На содержании этих ритуалов я остановлюсь чуть позже. О клятвах нет смысла говорить много – их полный текст можно найти у ряда авторов, включая уже упоминавшего Исраэля Регарди (в его книге «Полная Золотая Заря» – The Complete Golden Dawn). В общем же стоит отметить, что посвящаемый клялся не сворачивать с пути оккультной мудрости и не использовать обретаемые силы в злых, корыстных и недостойных целях. Естественно, клятва о неразглашении тайн Ордена также присутствовала. В случае нарушения своего обета посвящаемый был готов к тому, что ангел отмщения отнимет у него всякие магические силы или даже обратит их против него.

Что касается паролей, особых рукопожатий и т. д., этот предмет не будет рассматриваться в данной работе. На то имеются две причины: во-первых, в этих элементах закрытые общества (как масонские, так и многие другие) видят свои внутренние секреты, которые они стараются оберегать от профанов; во-вторых, для большинства читателей эта информация окажется бесполезной, поскольку она не имеет прямого отношения к тому, что преподавалось в Ордене как магическое и духовное учение. К этому стоит добавить, что в Золотой Заре (и здесь видно явное отличие от масонства) пароль менялся каждые полгода, и естественно, у современных «потомков» Ордена он отличается от всего, что было прежде.

Разговоры о создании Золотой Зари начались после появления зашифрованных манускриптов. Существует несколько версий того, как и откуда они взялись. Согласно одной из них, Уэсткотт нашел их в библиотеке Розенкрейцерского общества (куда они попали, будучи в составе документов, добытых его первым главой). Другая версия гласит, что эти манускрипты были найдены в книжном магазине на улице Фарингтон.

Исследователь оккультизма Фрэнсис Кинг в своей книге «Современная ритуальная магия» склоняется в пользу третьей версии (которую также приводят и другие авторы). Согласно ей, эти документы были получены А. Ф. Вудфордом, которого формально можно считать четвертым основателем Золотой Зари (наряду с тремя, упомянутыми выше), хотя по факту он почти не сыграл роли в дальнейших событиях. Вудфорд получил эти документы после смерти в 1885 году известного в ту пору ясновидящего и мистика Фредерика Хокли в составе его библиотеки, а спустя год прислал их для расшифровки Уэсткотту.

Происхождение тайных обществ и мистических книг, повлиявших на развитие традиции, почти всегда несет в себе какую-то загадку. И иногда эти загадки охватывают тысячелетние периоды (как, например, в случае происхождения каббалистической книги Зоар). Можно лишь порадоваться тому, что тайна рождения Золотой Зари значительно скромнее, и что для нас по сути не так уж и важно, кто именно и где отыскал эти зашифрованные манускрипты. Как бы то ни было, в 1886 году они были в руках к Уильяма Уэсткотта, который заручился помощью МакГрегора Матерса для их расшифровки.

В итоге в них были обнаружены схематичные описания пяти ритуалов посвящения, к которым прилагался адрес некой Анны Шпренгель из Нюрнберга. Завязалась оживленная переписка, в результате которой выяснилось, что эта дама является членом розенкрейцерской организации, дислоцирующейся в Германии. Оттуда были получены документы, дающие разрешение на открытие в Англии ордена, который будет заниматься обучением и тренировкой новых адептов оккультизма. Уэсткотт, Матерс и Вудман были назначены главами этого нового образования.

Таким образом, пять ритуалов посвящения, определившие структуру Ордена из нескольких степеней, ведут свое происхождение от немецких розенкрейцеров. Оттуда же, по-видимому, были получены еще какие-то ключевые элементы учения, преподававшегося в Золотой Заре. Это можно считать скелетом Ордена, тогда как основная «плоть», одетая на эти кости, еще раньше оформилась в Розенкрейцерском обществе Англии, где работали ее организаторы в предшествующие годы.

В 1891 году Вудман умер, и Уэсткотт с Матерсом остались руководить Орденом вдвоем. В то же время по непонятным вначале причинам прервалась переписка с немецкими розенкрейцерами. Позже выяснилось, что Анна Шпренгель также покинула мир живых, а ее коллеги не желали предоставлять в распоряжение глав Золотой Зари никаких новых материалов. Матерс установил астральный контакт с невидимыми адептами, от которых продолжил получать инструкции для своего Ордена. В 1892 году над первым орденом был надстроен второй – внутренний, который назывался орденом «Рубиновой Розы и Золотого Креста». Были написаны еще два ритуала посвящения, особенно торжественных и глубоких, в основе которых лежала история о могиле отца-основателя розенкрейцеров – Кристиана Розенкрейца (жившего, согласно легенде, в XV веке).

Не станем разбираться в вопросе о природе этих «невидимых адептов», с которыми телепатически или спиритически общался Матерс, поскольку здесь перед нами открылось бы огромное пространство для беспочвенных спекуляций. Некоторые стремились отождествить их с махатмами, известными из литературы теософского общества Блаватской. Впрочем, для неискушенного в этих вопросах читателя избыток информации подобного рода может стать еще большим препятствием к пониманию сути предмета, чем ее недостаток. Точно также не будем разбирать версию о том, что материалы Золотой Зари были получены от некоего брата с магическим именем Lux Tenebris, который был известен в кругах бельгийских мартинистов. Желающих вникнуть в подробности остается лишь отослать к дополнительной литературе (начать можно с уже упоминавшейся книги Ф. Кинга «Современная ритуальная магия») и тем временем продолжить рассмотрение учения Золотой Зари.

Учение Золотой Зари. Каббала и Египет

Если, не пускаясь сразу в подробности, попытаться охарактеризовать вкратце и в общих словах, из каких компонентов состояло учение Ордена, я мог бы дать свою приблизительную оценку в следующей схеме:

50% – еврейская Каббала

20% – энохианская магия

15% – символизм карт Таро

10% – астрология

5% – геомантия

Такое процентное соотношение удобно для тех, кто задается вопросом: «С какими традициями и областями я должен быть знаком, чтобы проникнуть в суть учения Золотой Зари?» Однако важно помнить сказанное в самом начале: это учение было синтетическим, а вовсе не эклектическим. Различие между этими двумя подходами огромно.

Эклектический подход собирает разнородные элементы из разных мест, склеивая их, зачастую произвольным образом, в единую ткань. Результат становится похож на пеструю одежду, сшитую из попавшихся под руку лоскутков, или на цветастую мозаику с узорами из ярких стеклышек. Эклектическое отношение к материалу носит собирательный характер и в первую очередь заботится о количестве, стремясь объединить побольше различных элементов в общем составе.

Поэтому говоря о Каббале, астрологии, картах Таро и т. д., следует помнить, что все эти элементы не были просто набором, выхваченным из различных традиций. Напротив, за тем порядком, который связывал их воедино, стояло понимание универсальных законов мира, в котором все объекты и явления связаны естественным образом. Чтобы усвоить значение сфирот в Золотой Заре, ученику было необходимо ознакомиться с силами планет в астрологии. Чтобы понять карты Таро с надлежащей глубиной, нужно было владеть основами Каббалы, астрологии, а зачастую еще и символизмом древних мистерий. Знаки, принятые в геомантии, также состояли в соотношениях и со знаками Зодиака (Астрология), и с еврейскими буквами (Каббала). Что же касается энохианской магии, о которой в дальнейшем пойдет отдельный разговор, ее постижение требовало непременного твердого знания всех остальных областей.

Поскольку, как видно из приведенной выше схемы, Каббала занимала особенно почтенное место в этом гениальном синтезе, есть смысл рассмотреть в первую очередь все, что связано с ней, – тем более, что без этого читатель не поймет иерархическую структуру Ордена, а значит, и то, как происходило продвижение неофита вверх.

Чем же была Каббала для основателей Золотой Зари? Все неофиты, принятые в Орден, получали «Историческую лекцию», которая давала им общее представление о традиции. В этой лекции не было описано все то, о чем я рассказал выше, говоря о событиях, приведших к образованию Золотой Зари. Там лишь сообщалось, что известные оккультисты, жившие и умершие во второй половине XIX века, принадлежали Ордену, и что от них получили свое посвящение нынешние его главы. Среди этих выдающихся фигур назывались Элифас Леви, Рагон, МакКензи и Фредерик Хокли. Очевидно, никто из них не был в прямом смысле членом Золотой Зари, поскольку она как организация возникла уже после их смерти. Однако в них можно видеть ее духовных предшественников – звенья той же цепи, которая существовала вне зависимости от формального провозглашения организаций.

Далее в исторической лекции говорилось о немецких братьях-розенкрейцерах, и вслед за этим мы встречаем следующие фразы:

«Однако даже розенкрейцерское возрождение мистицизма представляло собой лишь новое развитие намного более ранней мудрости раввинов-каббалистов и древнего тайного знания магии египтян, в которую был посвящен Моисей. Действительно, через Каббалу Европа обрела больше из древней мудрости, чем из любого другого источника, ибо евреи некогда обучались у египтян, а позже – у халдеев Вавилона».

Из этих кратких выражений любой читатель легко может сделать следующий ряд выводов:

Эти выводы вносят ясность в вопрос, который может возникнуть у многих, коль скоро речь заходит о Каббале. Ведь Каббала, как известно, развивалась веками внутри еврейских общин. Ее главными представителями в средневековье были ученые раввины, а сами ее первоисточники были написаны на иврите или на арамейском языке (который также играет важную роль в традиции иудаизма – он использовался для составления Вавилонского и Иерусалимского Талмудов и других книг). Вопрос появляется сам собой: не вели ли учителя Золотой Зари своих посвященных к принятию иудаизма? И если этого не происходило, то почему? Проникая вглубь каббалистических знаний, не ощущали ли они необходимость принять в полном объеме Тору, частью которой видит Каббалу иудаизм?

Здесь любопытно отметить, что писательница начала ХХ века Неста Вебстер, которая отчасти была антисемиткой и выпустила ряд книг, разоблачающих тайные общества, действительно обвиняла Орден Золотой Зари (как и ряд других организаций) в сотрудничестве с евреями, в которых она усматривала главный дестабилизирующий фактор политической ситуации в Европе. Ее не волновали чисто духовные вопросы учений и ритуальной практики – она посвящала свои работы общественно-политическому плану, затрагивая религию лишь косвенно.

Однако ряд выводов, сделанных нами из исторической лекции Золотой Зари, все расставляет по местам. Каббала рассматривалась розенкрейцерами (и основателями Золотой Зари в частности) как универсальное учение, которое древнее любых существующих в мире религий – в том числе и древнее собственно иудаизма. Евреи не были ни изобретателями Каббалы, ни ее получателями через синайское откровение – они лишь приняли ее от более ранних цивилизаций. Тот факт, что находясь веками в руках евреев, Каббала дошла до нынешних поколений на еврейском языке и с характерными для иудаизма понятиями, требует от оккультиста вникнуть в этот язык и проявить уважение ко всей цепочке носителей учения с их религиозными и прочими особенностями. Но это вовсе не заставляет его самого вступать в их религию или перенимать их образ жизни.

Естественно, в этом третьем выводе иудаизм поспорил бы с тем, что было приведено из исторической лекции. Согласно принятому в иудаизме взгляду, Каббала является частью устной Торы, которая была дарована Богом Моисею (Моше) на горе Синай вместе с Торой письменной – Пятикнижием. Ортодоксальные еврейские каббалисты не связывают ее ни с Египтом (который рассматривается как обитель сил зла, поскольку фараоны держали еврейский народ в рабстве), ни с халдеями.

Надо отметить, что точка зрения, выраженная в документах Золотой Зари, вовсе не является изобретением ее руководителей или посвятивших их немецких розенкрейцеров. Такой взгляд в ту пору был широко распространен в Европе. Его можно встретить у оккультистов, начиная с XVII-XVIII веков. Он всегда был близок масонству и еще больше укрепился благодаря распространению египетских масонских уставов Мицраим и Мемфис, у истоков которых стояли евреи. Золотая Заря в этом плане всего лишь консервативно продолжала занимать позицию, которая к тому времени уже успела превратиться в «классику».

Это во многом объясняет, почему египетские символы и даже египетские боги занимают солидное место в учении Ордена. Уже в следующем году после формального провозглашения о создании Ордена в Лондоне был открыт его первый храм. Он получил название «Исида-Урания». Вскоре за этим последовали храмы «Осирис» в Уэстон-сьюпер-Мэр, «Гор» в Брадфорде и «Амон-Ра» в Эдинбурге. Позже в 1894 году МакГрегор Матерс отправился в Париж, чтобы освятить там пятый храм – «Ахатхор».

Как видно, храмы не случайно получали названия в честь египетских богов. С этими же и другими богами были связаны определенные элементы ритуальной работы. Египетская «Книга Мертвых» использовалась, чтобы объяснить посвященному путь души, предстающей в Чертоге Двух Истин перед судом богов. Все эти элементы возникали в относительно ненавязчивой форме, и тем, кто желал бы практиковать систему Золотой Зари без них, было бы легко от них освободиться. Естественно, среди посвященных в Орден было немало монотеистов, которые не испытывали никакой тяги к египетскому пантеону. Однако в контексте восприятия каббалистической традиции как продолжения древней магии египтян сочетание всех этих элементов не вызывало никакого противоречия.

Современная университетская наука пришла к выводам, отличным как от оккультного взгляда на египетское происхождение Каббалы, так и от позиции ортодоксального иудаизма. Обе эти точки зрения ведут историю Каббалы с периода, уходящего в прошлое более, чем на 3000 лет. Сегодняшние религиоведы склонны начинать эту историю с ХI-XII веков н. э., когда в Испании и на юге Франции появились первые малочисленные группы каббалистов из числа еврейской духовной элиты.

Важно понимать, что человек в своих поисках стремится к познанию истины, а истина – это отражение самой реальности. Наиболее глубокие истины (относящиеся к самым незыблемым пластам реальности) не подвержены разрушительному воздействию времени. Они одинаковы как для нас, так и для древних цивилизаций. Но выражаются они в каждый период на том языке и при помощи тех понятий, которые для этого периода характерны. Поэтому, заглядывая в глубинную суть вещей, мы могли бы вместе с адептами признать существование знаний, передаваемых Каббалой, еще 3000 лет назад или раньше. Но говоря о культурно-понятийном обрамлении этих знаний, мы можем вместе с историками из университета признать, что та Каббала, какую мы имеем сегодня, берет свое начало в эпоху Средневековья.

К слову сказать, тезис о египетском происхождении Каббалы вовсе не был незыблемым догматом в Золотой Заре, в который каждый посвященный был обязан верить. Скорее, это была традиция, которая сообщалась в помощь ученикам и создавала своеобразную «точку отсчета» в исследовании этого вопроса. При этом каждый был волен верить в то, во что считал нужным. Многие оккультисты весьма скептически относились к этой теории и в целом были склонны смещать акцент с вопроса о реальном историческом происхождении Каббалы на вопрос о наиболее эффективном практическом ее применении. Регарди, который еще задолго до вступления в Утреннюю Звезду (орден-преемник, оставшийся после Золотой Зари) написал свои первые работы по магии, объединяет в этой связи в своей книге «Древо Жизни» (гл. 3) все точки зрения:

«Существует легенда, о которой я должен сказать, а интерпретировать ее каждый читатель волен по-своему, – о том, что священная Каббала была передана Моисею на горе Синай, и что он передал ее Йеошуа, который оставил ее судьям. Те же, в свою очередь, передали ее синедриону. В конечном счете ей овладели и довели до совершенства танаим, а позднее – раввины-каббалисты. Противники этой легенды утверждают, что если Моисей был реальным историческим персонажем, и ему действительно была дана Каббала, то получил он ее от египетских жрецов, у кого он, как утверждают традиционные источники, учился в Нильском храме… Оставим в покое тех, кому мы на самом деле обязаны появлением Каббалы, – неважно, были ли это египтяне или кто-нибудь еще. В конце концов, никакие легенды и никакие спекуляции не имеют в данном случае исторического подтверждения. И тем не менее практическая теургия египтян прекрасно согласуется с философскими теориями Каббалы, а опыт бесчисленного множества магов свидетельствует, что едва ли найдется более уместная или удачная комбинация».

Иерархическая структура Ордена

Как известно, самым фундаментальным понятием Каббалы являются десять сфирот. Слово «сфира» (ספירה, един. число от «сфирот») означает вовсе не сферу, как можно было бы подумать, исходя из сходного звучания, а счет или исчисление. Скорее сюда подходит слово «цифра» (на современном иврите оно передается как «сифра», סיפרה, что уже показывает родство со словом «сфира»). Таким образом, десять сфирот – это десять цифр или чисел, понимаемых как этапы творения, по которым божественная воля двигалась, создавая мир. И как любая воля, она переходит от наиболее тонких и абстрактных состояний ко все большей реализации и уплотнению. Эти же этапы могут рассматриваться как ступени на лестнице восхождения, ведущей человека к его источнику, – от состояния погруженности в материю к максимальному одухотворению.

Сфирот играли роль ступеней восхождения в разные периоды развития Каббалы. И естественно, когда речь идет об организации ордена, который будет обучать и посвящать кандидатов в тайны бытия согласно каббалистическому учению, его иерархия представляется параллельной этим ступеням. Вот почему в Золотой Заре существовало десять степеней посвящения, которые состояли в строгой аналогии с десятью сфирот.

Дальнейшее изучения Каббалы приводит к пониманию того, что в некоторых особенных точках на древе сфирот происходят кардинальные переходы. Первые три сфиры – Кетер, Хохма и Бина – отражают божественную волю, формирующую замысел или образ будущего мира. Когда этот образ готов, он занимает место в сфире Даат и отныне становится высшим ориентиром для всех сил, призванных работать над его реализацией. Иными словами, сфира Даат как бы закрывает собой этап работы на тонком плане и служит «потолком», до которого могут подняться более низкие силы в своем постижении.

Следующие три сфиры – Хесед, Гвура и Тиферет – работают над созданием средств или энергии, которая осуществит замысел, хранящийся в Даат. Когда эта энергия принимает окончательную форму (в сфире Тиферет), она превращается в рабочий инструмент воли, с помощью которого производятся дальнейшие действия. Отныне силы, выковавшие этот инструмент, закрыты, и весь вопрос сводится к путям его применения.

Этим занимаются следующие три сфиры – Нецах, Ѓод и Есод – которые приводят к действиям, воплощающим замысел и всю изначальному божественную волю. Результат этого процесса раскрывается в последней сфире – Малхут.

Если внимательный читатель следил за рассуждениями, он заметил, что в них было перечислено одиннадцать, а не десять сфирот. Дело в том, что сфира Даат обычно не фигурирует в их составе, и вслед за Биной называют Хесед. Причины того, почему к исходным десяти сфирот прибавляется Даат, потребовали бы слишком большого отступления от темы для их прояснения. С этой целью я лишь могу отослать интересующихся к оригинальным трактатам по Каббале, а заодно отметить, что в Золотой Заре существовало объяснение, согласно которому Даат как бы вырастает из опыта, приобретенного человеком, и задним числом начинает уравновешивать Хохму и Бину.

Таким образом, сфирот Даат и Тиферет занимают ключевые позиции, которые служат своеобразными барьерами, закрывающими более высокий уровень от всех, кто находится ниже. Со сфирой Тиферет ассоциировался «Парохет» (פרכת). Так называлась завеса в скинии, построенной сынами Израиля после исхода из Египта и описанной в Торе.

«И сделай завесу (парохет) из синей ткани и багряницы… И помести ее на четыре столба из акации, покрытых золотом… И прицепи завесу к крючкам, и внеси за завесу ковчег откровения, и будет отделять завеса для вас святилище от святого святых» (Шмот 26:31-33).

Такую же функцию отделения играла эта символическая завеса в Ордене Золотой Зари. Здесь в качестве «святилища» выступал первый, или внешний орден, который в частном смысле назывался «Золотая Заря». Над ним, как уже отмечалось, возвышался второй орден – «Рубиновая Роза и Золотой Крест», который был аналогичен святому святых в скинии. Завеса служила преградой, не позволявшей членам первого ордена заглянуть в тайны второго.

Сфира Даат связывалась с понятием второй смерти. Оккультное учение гласит, что после своей физической смерти душа человека остается заключенной в его астральном теле, сотканном еще до рождения на земле из энергии звезд. В этом тонком теле человек переживает следствия своих земных поступков, и если его эгоистические страсти не были преодолены и очищены – испытывает страдания из-за того, что не может больше удовлетворить желания или вновь обладать оставленным на земле имуществом и т. д. Различные упоминания об аде в религиозных источниках оккультизм рассматривает как аллегорию этих астральных страданий.

В иерархии Золотой Зари сфирот, лежащие выше Даат, условно можно было назвать третьим орденом, хотя фактически его никогда не существовало в виде организованной структуры. Это были уровни невидимых адептов (тех самых, с которыми МакГрегор Матерс вышел на связь после смерти Вудмана и Анны Шпренгель) – сверхчеловеческих существ, которые, по некоторым мнениям, уже давно не имели материального тела, а по свидетельствам самого Матерса присутствовали в телах, не будучи привязаны к ним, только ради помощи человечеству.

После этих пояснений можно составить таблицу, отражающую иерархию Ордена. Отмечу еще раз, что обычно, говоря «Золотая Заря», имеют в виду всю эту структуру, хотя в более частном применении это название относилось лишь к низшему из трех орденов, охватывающему четыре первых сфирот (считая снизу), тогда как второй орден носил отдельное название.

Орден

Золотой Зари

Физический план

СфираПереводАстрологическое соответствиеОрден и план бытияНазвание степени
1. Кетер (כתר)КоронаПервичная движущая силаТретий орден (невидимые главы)

Ментальный план

10. Ипсиссимус
2. Хохма (חכמה)МудростьЗодиак9. Маг
3. Бина (בינה)ПониманиеСатурн8. Магистр храма
4. Хесед (חסד)МилосердиеЮпитерОрден Рубиновой Розы и Золотого Креста

Астральный план

7. Свободный адепт
5. Гвура (גבורה)Сила, суровостьМарс6. Старший адепт
6. Тиферет

(תפארת)

Красота, гармонияСолнце5. Младший адепт
7. Нецах (נצח)Победа, вечностьВенера. Огонь4. Философ
8. Ѓод (הוד)ВеликолепиеМеркурий. Вода3. Практик
9. Есод (יסוד)ОснованиеЛуна. Воздух2. Теоретик
10. Малхут

(מלכות)

ЦарствоЗемля1. Зелатор

Как видно из таблицы, сфира Даат, обозначающая Бездну, не имела эквивалента среди степеней посвящения в Ордене (поэтому она вообще отсутствует в таблице). Тем не менее, самих степеней было одиннадцать – указанным в таблице десяти предшествовала степень Неофита, строго говоря, не соответствовавшая никакой сфире и представлявшая подготовительный этап работы.

Низшая сфира Малхут астрологически обозначала Землю и как планету (для нас – приемник и вместилище влияний остальных небесных тел), и как один из четырех элементов – самый тяжелый и инертный среди прочих. Название соответствовавшей ей степени Зелатора можно приблизительно перевести как «Ревнитель», хотя это едва ли поможет прояснить ее смысл.

Вообще названия степеней, особенно начальных, не слишком хорошо отражают то, что на них преподавалось. К примеру, взглянувший на этот список, легко придет к мысли, что на степени Теоретика изучали теорию оккультизма, а переходя на степень Практика, начинали заниматься ее применением. Однако в действительности это не так. Общий объем практики на всех степенях первого ордена был весьма мал, и главной целью на нем было запоминание лекций, призванных подготовить ученика к дальнейшей работе. Тем не менее, кое-какая практика там все же присутствовала, и скоро мы займемся ее рассмотрением.

Регарди отмечает, что даже подъем на степень выше Младшего Адепта уже является почти невыполнимой задачей для среднего человека. Когда «Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста» был учрежден, в нем, по-видимому, на практике существовала лишь степень Младшего Адепта. Старший Адепт был введен еще несколькими годами позже. Сама же степень Младшего Адепта подразделялась внутри себя на все те подстепени, которые составляли структуру первого ордена. Иными словами, выделялись Младший Адепт-Зелатор, Младший Адепт-Теоретик и Младший Адепт-Практик (что касается Философа, я нигде не встречал упоминания о такой подстепени, но вполне вероятно, что и она существовала).

Вступление кандидата в каждую из степеней, начиная с Неофита и заканчивая Младшим Адептом, происходило во время особого ритуала посвящения. Первые пять из них, как уже говорилось, в схематичном виде находились в зашифрованных манускриптах; остальные были разработаны позже не без помощи контактов с невидимыми главами. Чтобы составить дальнейшее представление об Ордене как о живом организме, необходимо ознакомиться с этими торжественными церемониями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *