описание двери в литературе

Дверь в искусстве…

Админчег Muz4in.Net 19.06.2013, 22:46 Тэги

описание двери в литературе. Смотреть фото описание двери в литературе. Смотреть картинку описание двери в литературе. Картинка про описание двери в литературе. Фото описание двери в литературе

Что-что, а вот дверь мы никак не рассматриваем, как произведение искусства, для нас дверь — это всего лишь часть интерьера. Но даже на Руси двери были произведением искусства, были не просто защитой дома, но и настоящими оберегами. Двери – целая отрасль народного промысла. Некоторые может быть слышали про городецкую роспись, про двери белоруссии. Спросите, почему у всех на слуху белорусские двери. Всё просто. Ещё давно и именно в Белоруссии было множество профессиональных мастеров, которые занимались росписью и резьбой по дверям, ели это так можно назвать.

Конечно, зачастую дверных дел мастера совмещали двери и окна, дверь входная одна, а вот окон всегда намного больше. Сейчас конечно минимализм и пластиковые окна решили все проблемы, но всегда проезжая мимо деревень всегда восхищают эти резные наличники на окнах старых русских домов.

Даже в Библии дверь была символом, последней преградой перед сердцем божьим. В Ветхом Завете образ двери, как метафора часто встречается в тексте. Дверь, как последняя преграда перед чем-то возвышенным всегда привлекала мыслителе, например, чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский написал трактат «Открытая дверь к языкам».

Зачастую в художественных произведениях, в сказках например, образ двери часто был сопоставим с образом правителя, которого скрывали эти двери. У романиста двери практически всегда оказываются обязательным и драматическим элементом в составлении психологического портрета персонажей.

Двери? Что мы ещё знаем о дверях? Какие самые известные «двери»? Правильно, группа The Doors, многие помнят как они прогремели на весь мир…
В научно-фантастической литературе дверь — это универсальный телепортационный канал. В той же игре Portal обыгрывается образ двери… В «Матрице» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора…

А, да… Вы не забыли про эффект дверного проема? Что за эффект? Это психологический эффект, когда человек, проходя через дверной проем, забывает о цели с которой он шел в эту комнату…Дверной проем форматирует память…

Так что же это такое «дверь»? Часть интерьера или символизм…

Источник

Описание двери в литературе

описание двери в литературе. Смотреть фото описание двери в литературе. Смотреть картинку описание двери в литературе. Картинка про описание двери в литературе. Фото описание двери в литературе

Дверь — проём в стене для входа и выхода из помещения, проём во внутреннее пространство каюты морского судна, самолёта, автомобиля, печи, шкафа, и даже универсальный телепортационный канал в иные Миры в научно-фантастической литературе.

С дверями связано множество народных художественных промыслов, подчёркивающих «суровую пышность» красных дверей, золотых переплётов, заставляющих вспомнить торжественное и непроницаемое лицо хозяина дома или помещения, а у романистов двери являются обязательным элементом в составлении психологического портрета персонажей их владельцев.

Определяющими элементами традиционных входных дверей являются:

На входные двери цены могут сильно различаться в зависимости от материала изготовления, назначения, конструктивных особенностей и искусной отделки. Художественный образ двери часто встречается в различных произведениях искусства и в названиях научных работ.

В Библии часто встречается метафорическое значение дверей: «от лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих» или «Се, стою у двери и стучу» — подразумевается то, что подобно двери открывается человеческое сердце. В рассказе фантаста Герберта Уэллса «Дверь в стене» за зелёной дверью в белой стене находился чудесный мир, персональный рай мальчика.

описание двери в литературе. Смотреть фото описание двери в литературе. Смотреть картинку описание двери в литературе. Картинка про описание двери в литературе. Фото описание двери в литературе

В культовом фильме «Матрица» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью в мобильный город, что символизирует ситуацию жизненного выбора, а в продолжении фильма герой ищет выход из лабиринта дверей, где помощь может оказать правильно выбранный ключ.

В XXI веке в свете компьютеризации общества образ дверей получил новое значение как цифровой выход в виртуальное пространство. В контексте современной действительности образ и описание запертой двери имеют преимущественно негативное понимание и прочтение.

Источник

Исследовательская работа на тему: «Топос порога и дверей в русской литературе»

ТЕМА: «Смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей в художественном произведении»

Выполнил: Синица Даниил Викторович,

ученик 7в класса, ГБОУ школы №477

Руководитель: Морозова Любовь Андреевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №477

Глава 1.Категории образов пространства. Многозначность символов

Глава 2. Ассоциации, связанные с символами порога и двери.

Глава 3. Символ порога в произведениях русской литературы.

Глав 4.Символ двери в произведениях русской литературы.

Список литературы и Интернет- ресурсов.

Приложение (результаты исследования текстов)

Введение

Какие же функции выполняют эти символы? С какой целью авторы их используют? Насколько важны они в раскрытии образов героев, понимании авторской позиции, создании композиционного рисунка произведения.

Актуальность исследования: Моё исследование направлено на выявление смыслообразующей функции топоса порога и двери в художественном произведении.

Объект исследования: устное народное творчество и произведения русской литературы.

Предмет исследования: Смыслообразующая и композиционная роль пространственных символов порога и дверей.

Цель исследования: выявление примеров использования пространственных символов порога и дверей, их роли в раскрытии образов и построении произведения.

познакомиться с символами порога и двери, выявить, к какой категории символов они относятся;

провести анализ сказок, рассказов и стихотворений с целью выявления в них роли символов порога и двери.

Гипотеза: если я исследую особенности произведений с целью выявления в них роли символов порога и двери, то смогу выявить их смыслообразующую и композиционную функции. Полученные выводы можно использовать на уроках литературы.

Метод исследования: метод анализа и синтеза, чтение произведений,, знакомство с литературоведческими терминами, поиск информации в сети Интернет, изучение различных источников по теме, проведение исследования текста.

Предполагаемый результат: найти связь художественных образов, композиционного построения текста с символами порога и двери.

Прак тическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.

Глава 1. Категории образов пространства. Многозначность символов

Образ двери делит пространство на две четкие противопоставленные друг другу части и уже не является частью объективной действительности, а становится широким по своей семантике символом. За пределами дверей, за порогом, пространство уже не будет таким, каким оно было по ту сторону порога. Как не будет прежним и сам герой.

В русской литературе можно говорить об особом значении таких элементов хронотопа, как город и деревня, земля и небо, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные символы) и смена времен года, переход от дня к ночи (временные символы) 3 ».

Символы бывают традиционные, устойчивые, однозначные, классические, например, оливковая ветвь – символ мира; радуга – символ надежды ; роса – славянский символ грусти; хлеб-соль – русский символ гостеприимства. «Общелитературные, классические символы традиционны и однозначны и потому понятны, не вызывают разночтений. 4

По мнению М.М. Бахтина, в художественной системе произведений русской литературы можно выделить три основные категории образов пространства: «дом» (топос замкнутого пространства), «простор» (топос открытого пространства) и «порог» (граница между пространством «дома» и пространством «простора»). Создаваемое писателем художественное пространство – это модель, картина мира, в котором происходит действие. Пространство может быть широким или узким, открытым или замкнутым.

Глава 2.Ассоциации, связанные с понятиями порога и двери в устном народном творчестве.

Во многих культурах порог рассматривается как место проживания собственного святого заступника, стража порога, которого нельзя оскорблять.

Он способен задержать непрошеных гостей, не пустить их в дом.
В Японии на порог сыплют соль, чтобы он защищал от мертвых духов; в Европе часто на пороге или двери вырезали защищающие жилище знаки. Израильские священнослужители по краю ризы должны были носить золотые колокольчики, чтобы спугнуть злые силы.

В народной речи большое значение уделяется символическому значению порога (на пороге возмужания; больше не переступать чьего-либо порога; на пороге сознания). Это восприятие отразилось в народной мудрости, в загадках и пословицах: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт (дверь, косяки, притолока, порог, полотно, рука, пята)». «Ходит без ног, держит без рук. Кто идёт, тот за порог берёт (дверь в избе)». «Добрая слава до порога, а худая за порог».

Простой народ создал много примет, связанных со словами «порог» и «дверь». Нельзя разговаривать через порог, нельзя что-то передавать через порог, нельзя сидеть на пороге, нельзя стоять на пороге можно потревожить обитателей мира мертвых и навлечь на себя неприятности. Если вы вышли из дома, но вам пришлось вернуться (вы что-то забыли), то переходя обратно через порог, вы теряете свою силу. Нельзя передавать деньги через порог это приведет к финансовым проблемам. Если к вам пришел гость, то нужно либо пригласить его в дом, либо выйти к нему на улицу , стоять на пороге, согласно народным суевериям, все же иногда можно , и даже нужно, чтобы избавиться от негативных эмоций: тоски, печали грусти.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин тоже использовал символ порога:

Глядь: опять перед ним землянка:

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Порог здесь понимается как возвращение к прошлому образу жизни, состоянию души, как наказание за жадность, как развязка событий.

Глава3.Символ порога в произведениях русской литературы.

В небольшом рассказе Н.Сладкова «Осень на пороге» слово «порог» употреблено в самом начале текста: «Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?» Символ порога – это конец тёплых дней, счастливой и беспечной жизни в лесу и наступление холодной и голодной поры. Порог – это проверка готовности, он даёт настрой всему тексту, передаёт волнение, напряжение и тревогу лесных жителей. Если осень у порога, значит, может произойти что- то неприятное: ведь нельзя же гостью встречать на пороге. Но мудрый ворон предупредил эти события и проверил готовность каждого к зиме. Рефреном звучит слово «откликнулись» от всех лесных жителей. «Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала». Рассказ имеет кольцевую композицию благодаря символу «порог», который использован как завязка возможного конфликта осени и обитателей леса и как благополучная развязка, потому что тревожное настроение сменилось уверенным спокойствием.

Подобная функция порога прослеживается в стихотворении Н.Самойлова «Зима к концу, март снова на пороге». 9 Но здесь настроение радостное, потому что снова начнётся волнение, суета, жизнь проснётся, чувства оживут. Лирический герой войдёт в новое пространство как реальное, так и душевное:

Поверь, мой друг, приметам этим верным,

Встречай весну и больше не ворчи.

Глубокий философский смысл скрыт в стихотворении И.С.Тургенева «Порог». Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра.

Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их не для печати, всего их 51. Стихотворение «Порог» было написано в 1883 году. За основу сюжета была взята история из жизни. Тургенева впечатлила Вера Засулич, участница революционного движения, которая в знак протеста трижды выстрелила в градоначальника Трепова и смогла серьезно его ранить. Женщина была возмущена приказом градоначальника высечь революционера-народника. Засулич пришла к Трепову на прием и при свидетелях выстрелила в него. На суде женщину оправдали, а само дело получило широкую огласку. Тургенев, как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость.

-Дура!- проскрежетал кто- то сзади.

-Святая!-принеслось откуда- то в ответ.

Глава 4.Символ двери в произведениях русской литературы.

Н.А.Ловчинский в своей статье «Образ двери как реализация топоса порога в современной русской постмодернистской поэзии» пишет, что «дверь превращается из предмета объективной реальности в предмет ирреальности, или субъективной реальности. Образ двери, как и сам топос порога, позволяет совместить разные пространства, структурировать их, связать воедино. Топос порога, реализованный в образе двери, служит не только чертой или границей, он является своего рода порталом между пространствами, точкой их соприкосновения». 11 Эти слова я понимаю так: порог и дверь – это начало новой жизни, может быть, жестокая стихия или светлая страна, поддержка для кого- то и надежда.

В связи с этим хочу остановиться на стихотворении Б.Ш.Окуджавы «Песенка об открытой двери». В нем показано два пространства: далёкий тяжёлый путь, «когда метель кричит, как зверь», и мир тёплого дома, огонь очага. Лирический герой призывает не запирать дверь, «пусть будет дверь открыта».

Дверь не забудьте распахнуть,

Открытой дверь оставьте.

Дверь – это ворота в мир милосердия, сострадания, помощи и доброты, потому что

В творчестве современного писателя В.П.Астафьева в книге «Затеси» есть небольшой рассказ «Временное жилище». В нём речь идёт о двери: « Не где-нибудь, а в новом сибирском городке увидел я прошибленную кулаком или железякой дверь, слепленную из какого-то заменителя, похожего на картон». 14 Рассказчик рассуждает о том, что прошло много веков, а люди так и не научилось строить себе крепкое жилище с надежными стенами, способными выстоять перед любой бурей. «Вдруг остро резанула мысль: «Да уж не временное ли это жилище?!» Не может человек так недобросовестно относиться к собственному дому. Ведь дом – это семья, род, преемственность, традиция. Их надо сохранять, беречь, передавать молодому поколению. Ценить свою историю, бережно относиться к традициям предков может научить новое поколение только личный пример старших. Бытовая неустроенность, отсутствие надежного дома приводят к тому, что человек перестаёт ощущать свою связь с предками, забывает традиции, его дом не согрет теплом очага, надёжная и добротная дверь не защищает его от страшного и жестокого мира. Поэтому в словах рассказчика звучит тревога за судьбу народа: «Мы изживаем второе тысячелетие. Перевалим ли?» Ненадёжная дверь –это признак неуверенности в завтрашнем дне, безответственность человека к своей судьбе. Таким образом символы порога и двери помогает понять художественную задачу произведения, а семантика порога и двери может бесконечно расширяться.

Результаты исследования текстов.

Порог понимается как возвращение к прошлому образу жизни, состоянию души, как наказание за жадность

Н.Сладков «Осень на пороге»

Проверка готовности к трудностям

Н.Самойлова «Зима к концу, март снова на пороге»

Источник

Бесы попутали: почему профессор Пермского университета не давал студентам спастись

Он оказался специалистом по Достоевскому

Пока пермский убийца хладнокровно расстреливал сокурсников в родном университете, профессор-словесник Олег Сыромятников так же хладнокровно продолжал лекцию о судьбах в русской литературе, не позволив студентам забаррикадировать двери, забраться под парты и вообще спасаться. Чисто по-человечески любопытно, что в ситуации опасности для жизни могло двигать взрослым человеком, педагогом и, в конце концов, мужчиной?

описание двери в литературе. Смотреть фото описание двери в литературе. Смотреть картинку описание двери в литературе. Картинка про описание двери в литературе. Фото описание двери в литературе

Олег Сыромятников. Фото: Пермская Духовная Семинария

Лиза записывала лекцию на диктофон, благодаря чему сегодня каждый своими ушами может убедиться, каково это — слушать неспешные речи о добром и вечном на фоне выстрелов прямо за дверями аудитории.

Сам педагог считает, что поступил правильно, «сохраняя спокойствие и продолжая работать», ведь именно это велели ему в деканате, куда он позвонил, когда студенты начали паниковать. Ведь, по словам самого преподавателя, сначала студенты узнали о происходящем из соцсетей, в которых «висели», вместо того чтобы слушать лекцию. Если бы он поддался их возбуждению, то аудитория стала бы неконтролируемой: студенты могли бы выбежать в коридор и нарваться на стрелка или начать прыгать в окна с 5-го этажа… К тому же до официального сообщения от руководства вуза о ЧП и всеобщей эвакуации не было окончательно ясно, не ложная ли это тревога, которую подняли в соцсетях, чтобы сорвать занятия.

Руководство трагически прославившегося ПГНИУ в лице своего президента, профессора кафедры русского языка и стилистики, полностью поддерживает: «Преподаватель сначала предпринял все необходимые меры — заблокировал железные двери в корпусе и в аудитории, то есть сначала обезопасил студентов, а потом успокоил… это было правильное решение с точки зрения психологии». В плюс упрямому словеснику идет и то, что он все же остановил лекцию, когда началась эвакуация (невольно вспомнишь студенческий анекдот: «А ведь мог бы и глазик выколоть»).

Хотя, конечно, преподавателю очень хочется верить — ну хотя бы чтобы просто не утратить веру в наставников. Тем более что продолжал он лекцию не откуда-нибудь из безопасного места, а из той же аудитории, за стенами которой гремели смертельные выстрелы. Он же пусть и высокообразованный, но такой же хомо сапиенс, как и его юные ученики, которому в случае угрозы жизни спасаться велит не разум, а инстинкт. Может, увлеченный своей темой профессор просто недооценил степень этой угрозы?! Ведь здоровый человек, трезво оценивающий, что ситуация опасна для всех присутствующих, не пошутит как Сыромятников: «Вот бы кто-нибудь пришел с ружьем и заставил вас заниматься!».

Большинство обычных людей сейчас клянет злополучного профессора, рисковавшего жизнью детей. И только самая малая толика скорбящих о жертвах трагедии пытается найти человеческое объяснение хладнокровию профессора: «Растерялся, профессора все рассеянные…» Но робкие попытки его оправдать тонут в дружном хоре студенческих обличений: «Он потом уже заявил, что ему было смешно смотреть, как мама одной из студенток предлагает всем лезть под парты! Нелюдь он, раз ему и сегодня смешно!»; «Из-за него студенты были сбиты с толку и не понимали, правда ли они в опасности»; «Да для него просто учеба важнее жизни!»; «Мы больше не будем посещать его пары! Мы все могли погибнуть из-за его халатности».

Действительно, что же за странный такой профессор? Олег Сыромятников — лектор, о котором идет речь, — доктор филологических наук, специалист по русской литературе и православию, философии, этике, эстетике, культурологии, историософии и теологии с 23-летним стажем преподавания, и не только в университетах, но и в духовной семинарии. А еще «доктор-лектор» — специалист по творчеству Достоевского, автор монографий о русской идее «Преступления и наказания» и об эсхатологических аспектах православной поэтики в романе «Бесы». Может, при таком багаже знаний он просто смерти не боится?! Не только для себя, но и для человечества в целом?! Недаром эсхатология, которую он изучал, — православное учение о конечных судьбах мира и человека.

Но в соцсетях у доктора филологии, не остановившего лекцию даже под звуки пальбы, сказано: «Помоги нам, Господи, работать над собой. Над исправлением себя, своих недостатков, страстей». А значит, есть надежда на то, что не ведающий страха доктор-лектор все же очнется от своего филологического сна. Господь уже помог ему тем, что в той аудитории, где продолжал свою лекцию, все остались живы. Осталось понять: прислушиваться лучше не к бесам, нашептывающим, что цель (в данном случае учеба) оправдывает шагание по трупам (сие и есть в литературоведческом понимании центральная идея романа «Бесы»), а к 6-й заповеди, учащей, что жизнь — бесценный дар Божий, обращаться с которым нужно крайне бережно. А нарушение этой заповеди — тяжкий грех и преступление, за которым непременно последует наказание.

Источник

Интерьер в литературе

Интерьер в литературе это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы. Описания интерьера есть уже у Гомера: Одиссей входит во дворец царя феаков Алкиноя, где было «все лучезарно, как в небе светлое солнце иль месяц… Медные стены во внутренность шли от порога и были Сверху увенчаны светлым карнизом лазоревой стали; Вход затворен был дверями, литыми из чистого злата; Притолки их из сребра утверждались на медном пороге; Также и князь их серебряным был, а кольцо золотое». Роскошью дворца царя ракшасов Раваны в Ланке поражен проникший туда царь обезьян Хануман в «Рамаяне» (4 век до нашей эры). В средневековых литературах Востока и Запада подобные описания практически отсутствуют, но исключительная роскошь по-прежнему отмечается, особенно на Востоке.

В эпоху Возрождения действие литературных произведений часто происходит в обыкновенных домах, но фиксировать общеизвестное авторы не считают нужным. Ф.Рабле, говоря об устройстве жилища телемитов, относительно подробно описал общественные сооружения своего утопического аббатства, а залы, покои и кабинеты — намного короче, сказав лишь о сменявшихся коврах, зеленом сукне на полу, вышитых покрывалах на кроватях, больших хрустальных зеркалах и о помещениях для пафюмеров и цирюльников перед залами женской половины.

Наибольшую роль интерьер играет в реалистической литературе 19 века И.А.Гончаров описывает квартиру Обломова, в «Преступлении и наказании» (1866) Ф.М.Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища — проходная комната, где живут Мармеладовы, или каморка Раскольникова, похожая на шкаф и на гроб, или нелепая комната Сони с острым и тупым углами. Иногда детали интерьера приобретают особо важную роль, вплоть до символической. Елка в комнате, показанная на советской сцене 1920-х в «Днях Турбиных» (1926) М.А.Булгакова, была дерзким напоминанием об искоренявшихся тогда дореволюционных обычаях. У А.П.Чехова, М.Горького, ряда зарубежных драматургов разрастаются и отчасти приобретают повествовательный характер ремарки в пьесах, в том числе описывающие место действия. Обычно это интерьер жилых комнат.

Слово интерьер произошло от французского interieur, что в переводе означает — внутренний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *