она сидела на полу тютчев вывод

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»

В своём творчестве Фёдор Иванович часто любил поднимать тему своих душевных переживаний и любовных отношений. Писатель никогда не стеснялся показывать читателям своё истинное нутро. Так поднимается тема ушедших чувств в одном из произведений Тютчева «Она сидела на полу». Анализ стихотворения даст понять читателю основную мысль, которую хотел донести до него автор, и поможет при написании сочинения по литературе в 10 классе.

История создания

История написания произведения «Она сидела на полу» берёт своё начало с того момента, когда Фёдор Тютчев влюбляется в молодую девушку Елену Денисьеву. Она была на 23 года младше поэта, но это не помешало им начать романтические отношения. Поэт познакомился с девушкой в 1849 году. Вскоре он узнаёт, что Елена беременна, поэтому скрывать их роман уже было невозможно. Однако стоит подметить тот факт, что любовь между ними не угасала ещё 14 лет, пока возлюбленная поэта не скончалась.

Денисьева и Тютчев подвергались осуждению со стороны общества. Основной темой для обсуждения становилась не только разница в возрасте между людьми, но и то, что поэт на то время уже был женат. Элеонора Тютчева тяжело приняла факт измены мужа. У женщины часто случались нервные срывы, во время которых она рвала и жгла любовные письма своего супруга. В них также были стихотворения, которые поэт когда-то посвящал Елене.

Однажды Фёдору Ивановичу удалось застать картину уничтожения своих писем. Всё происходящее настолько сильно отпечаталось в памяти поэта, что он в 1858 году решил посвятить этому отдельное произведение. Стихотворение Тютчева было посвящено той женщине, которая имела огромное терпение. После того как Елена Денисьева скончалась, Фёдор Иванович решил обратно вернуться в семью.

Поражает, насколько Элеонора просто приняла его обратно и не перестала любить того человека, который некогда предал её.

Образы и символы

Центральным образом произведения становится главная героиня. Поэт конкретно не описывает её и не называет имён, однако нетрудно догадаться, что перед читателем предстаёт женщина, мысли которой омрачены страданием. Тютчев подчеркнул только одну деталь, которая также указывает на то, что героиня от отчаяния не находит себе места. Этой деталью становится «чудной взгляд», подтверждающий беспокойное состояние женщины.

Изначально лирический герой может показаться читателю бесчувственным наблюдателем, который изучает сцены нервного срыва со стороны и никак не помогает человеку. Однако постепенно открывается внутренний мир героя.

Он прекрасно помнит, с какой страстью и любовью писал те письма, которые одно за другим летят в огонь. Поэт не может смириться с тем, что смог довести до такого состояния любящего его человека. Герой подчёркивает, что ему «страшно грустно», что ещё раз доказывает сожаление и грусть, которые присутствуют в нём при наблюдении за той картиной.

Также значимым образом стихотворения становятся сами письма, которые поэт сравнивает с «остывшей золой». Таким образом, Тютчев подчёркивает, что они являются символом угасшей любви обоих героев.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Она сидела на полу» особое внимание стоит уделить его проблематике и тематике. Поэт хотел в точности передать чувства героев, каждый из которых мучается от страданий. В произведении присутствуют такие темы и проблемы, как:

Настроение стихотворения печальное и болезненное. Главная героиня остаётся наедине со своими воспоминаниями и от отчаяния пытается от них избавиться.

Лирический герой наблюдает всё это со стороны и понимает, что ничего уже нельзя изменить.

Основная идея

Главной идеей стихотворения становится любовь, которая никогда не уходит бесследно. Человеку она продолжает приносить боль даже после того, как остывает. Произведение пронизано печальным настроением, а под конец появляется описание убитой любви. Тютчев сравнивает угасшее чувство с тенью, напоминающей образ призрака человека.

Стоит отметить, что главная героиня не винит поэта за то, что его чувства к ней угасли. Эта женщина являлась сильным человеком, который готов принять и понять даже предательство.

От такой стойкости герою становится ещё страшнее наблюдать за тем, как героиня рвёт письма, соединяющие былые чувства и настоящую пустоту.

Сам поэт понимал, какую боль принёс своей супруге, но любовь уже не вернуть, поэтому ничего нельзя изменить.

Композиционные особенности

Композиция произведения состоит из четырёх строф-катренов. Однако по смыслу стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых плавно перетекает в другую:

Жанр, направление и размер

Стих «Она сидела на полу» можно отнести к жанру любовной лирики, так как в нём автор показывает все свои чувства и мысли. Любовь в произведении не описывается как нечто возвышенное, а показывает, сколько боли она может принести даже после угасания чувств.

Произведение относится к романтизму и обладает привычными для этого направления приёмами. В стихотворении ведётся описание чувств, которые уже никогда не смогут стать такими, как прежде. Герои готовы кардинально изменить всё в своей жизни, но от отчаяния не видят в этом никакого смысла.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.

Произведение написано при помощи перекрёстной рифмовки с использованием как мужских, так и женских рифм.

Средства художественной выразительности

Тютчев не использовал большое количество троп в своём стихотворении, чтобы не отвлекать внимание читателей от главной идеи. Однако в произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

Разбор стихотворения Тютчева «Она сидела на полу» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Поэт понимает свою ошибку, но никак не может её исправить. Женщина, которая его любила всем сердцем, разбирала и сжигала то, что осталось от былых чувств.

Источник

Стихотворение и анализ «Она сидела на полу…»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, –

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

Краткое содержание

она сидела на полу тютчев вывод. Смотреть фото она сидела на полу тютчев вывод. Смотреть картинку она сидела на полу тютчев вывод. Картинка про она сидела на полу тютчев вывод. Фото она сидела на полу тютчев вывод

Элеонора Петерсон-Тютчева. Неизвестный художник.

Сюжет лирического произведения таков: женщина сидит на полу и разбирает старые письма. В это время мужчина, находящийся в стороне от неё, наблюдает за действиями женщины, искренне сопереживая её страданиям. В стихотворных строках ощутим мотив смерти: он является сквозным во всех четырёх четверостишиях.

История создания

История появления на свет этого стихотворения напрямую связана со страстной любовью Тютчева к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Их знакомство состоялось в 1849 г. Взаимным чувствам влюблённых не мешала большая возрастная разница в 23 года. Женщина, находясь в статусе любовницы на протяжении четырнадцати лет, родила женатому Тютчеву троих внебрачных детей. Светское общество резко осудило Денисьеву и Тютчева за «аморальную» любовь. Елена скончалась от брюшного тифа, оставив поэта с огромным чувством вины перед ней.

Жена Тютчева Элеонора тяжело переживала связь супруга на стороне. Оскорблённую женщину захлёстывали эмоции обиды и гнева. Во время одного из эмоциональных приступов Элеонора уничтожила письма супруга к ней. В сожженных конвертах были любовные послания, интимные откровения: все они превратились в золу. Тютчев описывает нам картину уничтожения некогда дорогих писем.

Стихотворение появилось на свет в 1858 г. После смерти Елены Денисьевой поэт вернулся в семью: Элеонора его приняла и простила.

Жанр, направление, размер

Произведение будет справедливо отнести к жанру любовной лирики: в нём раскрываются личные эмоции и переживания героев. Любовное чувство предстаёт перед нами не как возвышенное и светлое, а как опустошающее и губительное.

Стихотворение создано в традициях Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображаются в момент чувственного катарсиса, где каждый одинок перед лицом собственных переживаний. Герой и героиня готовы совершить решительные действия, но не видят в этом никакого смысла.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, с чередованием женской/мужской рифм.

Композиция

Произведение включает в себя четыре строфы – катрена:

Две первые строфы – это жанровая сцена: мы наблюдаем сидящую на полу женщину, которая разбирает груду писем. Поэт передаёт читателям её смятение, разлитое по комнате нервное напряжение.

Третья строфа раскрывает содержательную сторону писем, известную лишь поэту. Он восклицает: «О, сколько жизни было тут…». Несложно понять, что письма являются связующей нитью между лирическим героем и героиней. Чтение их вызывает сильную боль в женской душе.

Четвёртая строфа переводит вектор читательского внимания на эмоциональное состояние самого поэта. Мы понимаем: он готов упасть перед некогда любимой женщиной на колени, словно перед призраком безвозвратно ушедшего счастья.

Образы и символы

Тютчев выстраивает в произведении три системообразующих образа:

образ лирической героини – центральный. С описания героини начинается повествование. В её портрете не присутствуют конкретные черты, мы не знаем её имени. Но, при этом, мы понимаем, что перед нами любящая и страдающая женщина. В её облике поэт подчёркивает единственную деталь – это «чудной взгляд». Поза героини на полу также свидетельствует о её смятенном состоянии;

образ лирического героя – сначала герой представляется читателям всего лишь сторонним наблюдателем. Но постепенно он проявляет себя и свой внутренний мир. Герой не может позабыть страсть, с которой когда-то писал эти письма. Он корит себя за то, что довёл родного человека до тяжёлого эмоционального состояния своими метаниями. Герою становится «страшно грустно» от осознания происходящего;

образ писем – поэт сравнивает письма с «остывшей золой». Они становятся для него символом ушедшей любви.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – угасшие чувства между недавно близкими людьми. Через образ писем поэт демонстрирует нам, что раньше в жизни героев было много любви и счастья, от которых остались лишь отголоски в виде писем. В произведении передано болезненное и тягостное настроение. Всё ещё любящая, но обманутая героиня, осталась наедине с письмами – призраками своих прежних чувств. Герой, наблюдающей за ней, полностью разделяет душевную боль женщины, но уже не может ничего изменить.

Основная идея

Основная мысль стихотворения заключается в следующем: чувство искренней любви не может бесследно исчезнуть. Даже остывая, любовь оставляет в человеческой душе сильную боль и грусть.

Средства выразительности

Тютчев использует средства выразительности, чтобы максимально полно раскрыть основную идею произведения, продемонстрировать чувства героев:

эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»;

метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»;

сравнения – «так на них глядела, как души смотрят…», «»страшно грустно стало мне»;

риторическое восклицание – «О, сколько жизни было тут. ».

Источник

«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – кому посвящено, средства выразительности, жанр

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения – ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

она сидела на полу тютчев вывод. Смотреть фото она сидела на полу тютчев вывод. Смотреть картинку она сидела на полу тютчев вывод. Картинка про она сидела на полу тютчев вывод. Фото она сидела на полу тютчев вывод

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты«знакомые листы», «горестные минуты».

Сравнения«как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Источник

История создания

Тютчев влюблялся много раз и мог любить сразу нескольких женщин. К каждой из них это проявлялось по-разному, но чувства его были полны и глубоки. Стихотворение «Она сидела на полу», посвященное жене Эрнестине, было написано в 1858 году. История написания связана с любовью к юной красавице Елене Денисьевой, отношения с которой у него начались в 1851 году. Тогда в свете только и были разговоры о них. Жена Эрнестина очень мучилась от измены мужа, но любила его, не показывала виду и много путешествовала.

Эта любовная драматическая история длилась 14 лет. Елена родила от поэта троих детей. Третья беременность далась женщине очень тяжело, так как к тому времени у нее обнаружили туберкулез. Вскоре она умерла. Тютчев тяжело переживал потерю любимой и во многом винил себя, что поставил ее в такое положение. Тогда все отвернулись от девушки, хотя до знакомства с ним ей прочили блестящее будущее.

После смерти Елены Федор Иванович остался с женой и умер у нее на руках, дожив до 69 лет. Тютчев чувствовал свою вину, ведь первый десяток лет они были счастливы в браке, но после встречи с Еленой все изменилось.

Он понимал, что делает больно Эрнестине, но поделать с собой ничего не мог. Однажды в порыве обиды и гнева жена уничтожила часть писем, которые он писал ей. Эта картина очень подействовала на поэта.

Тематика, жанр, композиция

В этом стихотворении поэт раскрывает тему трагической любви. В нем два действующих лица: сам автор, он же лирический герой, и женщина, разбирающая письма. Она брала каждое в руки, вчитывалась в отдельные места, затем бросала в сторону: «Она сидела на полу и груду писем разбирала». Внимательно наблюдая за ней, лирический герой пытается понять ее состояние.

Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.

Стихотворение можно поделить на следующие части:

Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.

Выразительные средства стихотворения

Приступая к изучению и анализу лирического произведения, особенно такого пронзительного по силе выражения чувств, следует прослушать его аудио в хорошей записи. В стихотворении «Она сидела на полу» автор использует различные средства выразительности, поэтому оно такое теплое, красивое и чувственное. Основным приемом является сравнение: «как на остывшую золу», «как души смотрят с высоты».

Тютчев использует и свои любимые риторические восклицания, которые делают поэтический слог эмоционально насыщенным. Инверсия (неправильный порядок слов в предложении) помогает выделить слова, нужные в конкретный момент, и задает особую тональность. Многоточия помогают ощутить душевное волнение героев, почувствовать какую-то недосказанность. Иногда молчание говорит больше, чем слова, так как не все, что у человека на душе, можно высказать вслух.

Источник

Анализ стихотворения «Она сидела на полу» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.01.2020 · Обновлено 31.01.2020

Особое место в поэтическом наследии Ф. И. Тютчева занимает любовная лирика, в которой нашли отражения личные переживания поэта и его непростые отношения с любимыми женщинами. Так, в тексте «Она сидела на полу» Тютчев рисует трагичную картину воспоминания об ушедшем чувстве. Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения «Она сидела на полу» по плану, который позволит увидеть все своеобразие текста и глубже понять чувства лирических героев.

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» было написано Тютчевым в 1858 году, опубликовано было в том же году в журнале «Русская беседа».

В стихотворении раскрывается сцена, когда Эрнестина в порыве отчаянья бросила в огонь часть написанных мужем любовных писем.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Она сидела на полу» можно отнести к любовной лирике, оно раскрывает личные чувства и страдания героев. Любовь в тексте предстает не как светлое и возвышающее, а как опустошающее чувство, навсегда остающееся в душе человека даже после угасания.

Текст написан в традиции Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображены в момент высшего напряжения чувств, каждый из них одинок перед лицом своих переживаний и терзаний. Они готовы на решительные действия, но не совершают их, потому что не видят в этом никакого смысла.

Написан текст четырехстопным ямбом. Поэт использовал перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Она сидела на полу» состоит из четырех строф-катренов.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения «Она сидела на полу» становится лирическая героиня, с описания которой начинается текст. В ее портрете нет никакой конкретики, не указывается имен, но можно понять, что перед нами женщина — любящая и страдающая. В ее облике подчеркнута одна деталь – «чудной взгляд», то есть странный взгляд человека, который много пережил и доведен до отчаяния. То, что героиня сидит на полу, также указывает на ее беспокойное состояние.

Сам лирический герой сначала представляется читателю холодным наблюдателем, но постепенно проявляется и его внутренний мир. Он помнит страсть, с которой писал эти письма, он видит, до какого отчаяния довели близкого человека его метания. «Страшно грустно» становится герою, и в этом усиливающем «страшно» сосредоточена невыразимая бездна грусти и сожаления.

Наконец, большое значение в произведении приобретает образ писем. Они сравниваются поэтом с «остывшей золой» и становятся символом ушедших чувств героев.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Она сидела на полу» может быть обозначена более подробно, если читатель даст знак о том, что ему необходимы преобразования в этом разделе. Многомудрый Литрекон с удовольствием это сделает.

Проблематика текста «Она сидела на полу» обусловлена выбором темы.

Основная идея

Смысл стихотворения «Она сидела на полу» сводится к тому, что любовь никогда не уходит бесследно. Даже остывая, она оставляет в душе человека грусть и боль.

Весь текст проникнут печальным настроением, а к финалу появляются мотив убитой любви и мотив смерти. Угасшие чувства сравниваются Тютчевым с «милой тенью», с призраком ушедшего человека.

Средства выразительности

Идею и настроение стихотворения Тютчев передает с помощью создания ярких образов и использования разнообразных средств выразительности. Тропы в стихотворении «Она сидела на полу» отражают мрачную палитру чувств героев:

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» раскрывает перед читателем трагичную историю ушедшей любви. Текст автобиографичен, поэтому поэту удается так тонко и пронзительно изобразить драму, развернувшуюся в душах героев.

Вся любовная лирика Ф. И. Тютчева необыкновенно экспрессивна, очень часто любовь предстает у него иррациональной силой, выжигающей души людей и разрушающей их судьбы. Именно такое чувство заставляет доведенную до отчаяния героиню разбирать на полу старые любовные письма, а героя – со «страшной грустью», но без прежней теплоты отрешенно наблюдать за этой картиной со стороны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *