она сидела на полу тютчев история
История создания
Тютчев влюблялся много раз и мог любить сразу нескольких женщин. К каждой из них это проявлялось по-разному, но чувства его были полны и глубоки. Стихотворение «Она сидела на полу», посвященное жене Эрнестине, было написано в 1858 году. История написания связана с любовью к юной красавице Елене Денисьевой, отношения с которой у него начались в 1851 году. Тогда в свете только и были разговоры о них. Жена Эрнестина очень мучилась от измены мужа, но любила его, не показывала виду и много путешествовала.
Эта любовная драматическая история длилась 14 лет. Елена родила от поэта троих детей. Третья беременность далась женщине очень тяжело, так как к тому времени у нее обнаружили туберкулез. Вскоре она умерла. Тютчев тяжело переживал потерю любимой и во многом винил себя, что поставил ее в такое положение. Тогда все отвернулись от девушки, хотя до знакомства с ним ей прочили блестящее будущее.
После смерти Елены Федор Иванович остался с женой и умер у нее на руках, дожив до 69 лет. Тютчев чувствовал свою вину, ведь первый десяток лет они были счастливы в браке, но после встречи с Еленой все изменилось.
Он понимал, что делает больно Эрнестине, но поделать с собой ничего не мог. Однажды в порыве обиды и гнева жена уничтожила часть писем, которые он писал ей. Эта картина очень подействовала на поэта.
Тематика, жанр, композиция
В этом стихотворении поэт раскрывает тему трагической любви. В нем два действующих лица: сам автор, он же лирический герой, и женщина, разбирающая письма. Она брала каждое в руки, вчитывалась в отдельные места, затем бросала в сторону: «Она сидела на полу и груду писем разбирала». Внимательно наблюдая за ней, лирический герой пытается понять ее состояние.
Он тоже переживает, глядя на ее, но помочь ей не в силах, поэтому все отчаяние и грусть по былой горячей любви выражает в поэтических строчках. В плане композиции это произведение состоит из четырех строф и является лирическим монологом героя, ставшего свидетелем сожжения любовных писем.
Стихотворение можно поделить на следующие части:
Идея произведения в том, что герой ничего не может изменить, прежних чувств уже не вернуть, остается только раскаиваться в совершенных когда-то ошибках. По жанру это элегия. Поэт размышляет об увиденном, на него нахлынули былые чувства. Стихотворный размер — четырехстопный ямб, наблюдается чередование женской и мужской рифмы.
Выразительные средства стихотворения
Приступая к изучению и анализу лирического произведения, особенно такого пронзительного по силе выражения чувств, следует прослушать его аудио в хорошей записи. В стихотворении «Она сидела на полу» автор использует различные средства выразительности, поэтому оно такое теплое, красивое и чувственное. Основным приемом является сравнение: «как на остывшую золу», «как души смотрят с высоты».
Тютчев использует и свои любимые риторические восклицания, которые делают поэтический слог эмоционально насыщенным. Инверсия (неправильный порядок слов в предложении) помогает выделить слова, нужные в конкретный момент, и задает особую тональность. Многоточия помогают ощутить душевное волнение героев, почувствовать какую-то недосказанность. Иногда молчание говорит больше, чем слова, так как не все, что у человека на душе, можно высказать вслух.
Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»
В своём творчестве Фёдор Иванович часто любил поднимать тему своих душевных переживаний и любовных отношений. Писатель никогда не стеснялся показывать читателям своё истинное нутро. Так поднимается тема ушедших чувств в одном из произведений Тютчева «Она сидела на полу». Анализ стихотворения даст понять читателю основную мысль, которую хотел донести до него автор, и поможет при написании сочинения по литературе в 10 классе.
История создания
История написания произведения «Она сидела на полу» берёт своё начало с того момента, когда Фёдор Тютчев влюбляется в молодую девушку Елену Денисьеву. Она была на 23 года младше поэта, но это не помешало им начать романтические отношения. Поэт познакомился с девушкой в 1849 году. Вскоре он узнаёт, что Елена беременна, поэтому скрывать их роман уже было невозможно. Однако стоит подметить тот факт, что любовь между ними не угасала ещё 14 лет, пока возлюбленная поэта не скончалась.
Денисьева и Тютчев подвергались осуждению со стороны общества. Основной темой для обсуждения становилась не только разница в возрасте между людьми, но и то, что поэт на то время уже был женат. Элеонора Тютчева тяжело приняла факт измены мужа. У женщины часто случались нервные срывы, во время которых она рвала и жгла любовные письма своего супруга. В них также были стихотворения, которые поэт когда-то посвящал Елене.
Однажды Фёдору Ивановичу удалось застать картину уничтожения своих писем. Всё происходящее настолько сильно отпечаталось в памяти поэта, что он в 1858 году решил посвятить этому отдельное произведение. Стихотворение Тютчева было посвящено той женщине, которая имела огромное терпение. После того как Елена Денисьева скончалась, Фёдор Иванович решил обратно вернуться в семью.
Поражает, насколько Элеонора просто приняла его обратно и не перестала любить того человека, который некогда предал её.
Образы и символы
Центральным образом произведения становится главная героиня. Поэт конкретно не описывает её и не называет имён, однако нетрудно догадаться, что перед читателем предстаёт женщина, мысли которой омрачены страданием. Тютчев подчеркнул только одну деталь, которая также указывает на то, что героиня от отчаяния не находит себе места. Этой деталью становится «чудной взгляд», подтверждающий беспокойное состояние женщины.
Изначально лирический герой может показаться читателю бесчувственным наблюдателем, который изучает сцены нервного срыва со стороны и никак не помогает человеку. Однако постепенно открывается внутренний мир героя.
Он прекрасно помнит, с какой страстью и любовью писал те письма, которые одно за другим летят в огонь. Поэт не может смириться с тем, что смог довести до такого состояния любящего его человека. Герой подчёркивает, что ему «страшно грустно», что ещё раз доказывает сожаление и грусть, которые присутствуют в нём при наблюдении за той картиной.
Также значимым образом стихотворения становятся сами письма, которые поэт сравнивает с «остывшей золой». Таким образом, Тютчев подчёркивает, что они являются символом угасшей любви обоих героев.
Темы, проблемы и настроение
В стихотворении «Она сидела на полу» особое внимание стоит уделить его проблематике и тематике. Поэт хотел в точности передать чувства героев, каждый из которых мучается от страданий. В произведении присутствуют такие темы и проблемы, как:
Настроение стихотворения печальное и болезненное. Главная героиня остаётся наедине со своими воспоминаниями и от отчаяния пытается от них избавиться.
Лирический герой наблюдает всё это со стороны и понимает, что ничего уже нельзя изменить.
Основная идея
Главной идеей стихотворения становится любовь, которая никогда не уходит бесследно. Человеку она продолжает приносить боль даже после того, как остывает. Произведение пронизано печальным настроением, а под конец появляется описание убитой любви. Тютчев сравнивает угасшее чувство с тенью, напоминающей образ призрака человека.
Стоит отметить, что главная героиня не винит поэта за то, что его чувства к ней угасли. Эта женщина являлась сильным человеком, который готов принять и понять даже предательство.
От такой стойкости герою становится ещё страшнее наблюдать за тем, как героиня рвёт письма, соединяющие былые чувства и настоящую пустоту.
Сам поэт понимал, какую боль принёс своей супруге, но любовь уже не вернуть, поэтому ничего нельзя изменить.
Композиционные особенности
Композиция произведения состоит из четырёх строф-катренов. Однако по смыслу стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых плавно перетекает в другую:
Жанр, направление и размер
Стих «Она сидела на полу» можно отнести к жанру любовной лирики, так как в нём автор показывает все свои чувства и мысли. Любовь в произведении не описывается как нечто возвышенное, а показывает, сколько боли она может принести даже после угасания чувств.
Произведение относится к романтизму и обладает привычными для этого направления приёмами. В стихотворении ведётся описание чувств, которые уже никогда не смогут стать такими, как прежде. Герои готовы кардинально изменить всё в своей жизни, но от отчаяния не видят в этом никакого смысла.
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб.
Произведение написано при помощи перекрёстной рифмовки с использованием как мужских, так и женских рифм.
Средства художественной выразительности
Тютчев не использовал большое количество троп в своём стихотворении, чтобы не отвлекать внимание читателей от главной идеи. Однако в произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:
Разбор стихотворения Тютчева «Она сидела на полу» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.
Поэт понимает свою ошибку, но никак не может её исправить. Женщина, которая его любила всем сердцем, разбирала и сжигала то, что осталось от былых чувств.
«Она сидела на полу» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – кому посвящено, средства выразительности, жанр
Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения – ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Она сидела на полу.
История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами – Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.
Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.
Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».
Эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты».
Сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».
История создания
История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет – до смерти Елены.
Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.
Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.
В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.
Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».
Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.
Средства выразительности
Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.
В тексте есть метафоры – «любви и радости убитой», «души смотрят с высоты на ими брошенное тело»; эпитеты – «знакомые листы», «горестные минуты»; сравнения – «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».
Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.
«Она сидела на полу…», анализ стихотворения Тютчева
История создания
Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.
Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.
Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.
Тропы и образы
Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она. И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.
Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.
Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.
Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у, очевидно, для ритма).
В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.
В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую, а минуты называет горестными (эпитеты).
Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень. Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же. Сегодня мы бы сказали присутствующая.
Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.
Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.
ОБУЧЕНИЕ ПОШАГОВОМУ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА (на материале стихотворения Ф.И.Тютчева «Она сидела на полу…»).
История создания
Стихотворение «Она сидела на полу» было написано Тютчевым в 1858 году, опубликовано было в том же году в журнале «Русская беседа».
В стихотворении раскрывается сцена, когда Эрнестина в порыве отчаянья бросила в огонь часть написанных мужем любовных писем.
История создания тютчевского стихотворения «Она сидела на полу…»
Это стихотворное творение Тютчевым было написано уже в зрелом возрасте. К этому времени у дипломата было положение в обществе, его знали как приличного семьянина, уважали как высокопоставленного чиновника. Мужчине было 47 лет.
В это время и врывается в его жизнь новое чувство, неожиданная любовь. Он влюбляется в Елену Денисьеву, которой едва исполнилось двадцать четыре года.
Вскоре выяснилось, что не только поэт испытывает к Елене Денисьевой пылкие и нежные чувства, его тоже любили. Между двумя совершенно разными людьми и по возрасту, и по взглядам вспыхивает бурный роман, который в результате привел к беременности Елены. Скрыть это уже было невозможно, и общество узнает о том, что произошло. Все обсуждают личную жизнь Тютчева, и осуждают его. Этот скандал в обществе дошел и до его семьи. Вскоре о его отношениях на стороне узнает жена. Элеонора принимает измену мужа очень болезненно и трагично. В эмоциональном порыве она начинает уничтожать письма мужа, которые он когда-то писал. В них содержались стихи, которые были посвящены только ей, и миру были неизвестны. Так была уничтожена большая часть переписки. К сожалению, эти тютчевские творения так и не были потом восстановлены.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Она сидела на полу» можно отнести к любовной лирике, оно раскрывает личные чувства и страдания героев. Любовь в тексте предстает не как светлое и возвышающее, а как опустошающее чувство, навсегда остающееся в душе человека даже после угасания.
Текст написан в традиции Романтизма: лирический герой и лирическая героиня изображены в момент высшего напряжения чувств, каждый из них одинок перед лицом своих переживаний и терзаний. Они готовы на решительные действия, но не совершают их, потому что не видят в этом никакого смысла.
Написан текст четырехстопным ямбом. Поэт использовал перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифмы.
Литературный анализ: стихотворение Тютчева “Она сидела на полу…”
Основными темами творчества Ф.И. Тютчева стали человеческие чувства и переживания, раздумья над смыслом жизни, изображение красоты русской природы. Стих “Она сидела на полу…” являет собой образец романтической лирики поэта.