огп традиции и воинские ритуалы в мчс россии
Приметы, традиции, суеверия и ритуалы пожарных в России
Люди в большинстве своем суеверны. Свои приметы и суеверия есть практически в любой сфере, особенно чтут их представители профессий, связанных:
Профессия пожарного сочетает в себе все три вышеперечисленных фактора – и риск, и спасение, а то, что огонь – стихия, пожалуй, самая непредсказуемая, сомнений не вызывает.
Поэтому приметы, традиции и суеверия в пожарной охране, конечно, есть. Их не так много, но соблюдаются они с особой тщательностью.
Приметы и суеверия пожарных
Подавляющее большинство примет у пожарных имеет «обратный ход» – то есть действия, которые нужно совершить для того, чтобы предотвратить или нейтрализовать примету. Поэтому, когда новичок приходит в пожарную охрану, его, помимо основного обучения, знакомят с приметами.
Перед дежурством нельзя
Вообще, с женщинами у пожарных как-то не особо складывается в плане примет – помимо отлынивания от супружеского долга существует строгий запрет на нахождение представительниц прекрасной половины в пожарной машине.
По аналогии с морской приметой, видимо – «женщина на корабле к беде» – пожарную машину оберегают от визитов дам так же рьяно, как диспетчерскую от кошек.
Запреты во время дежурства:
Ритуалы у пожарных
Помимо примет, в пожарной охране существуют свои ритуалы:
Когда приходит новичок, ему устраивают «посвящение». Заключается ритуал в том, чтобы облить новичка водой. Из ведра, из рукава – без разницы откуда, главное – неожиданно для него.
Провожают на пенсию также – обливают водой. Но уже не исподтишка, а торжественно и почетно – на фасаде.
Еще один распространенный ритуал – получение звезд на погоны офицерам. Когда приходит приказ о присвоении звания, погоны нельзя менять до тех пор, пока не пройдет ритуал их «обмывания». В стакан (!) водки (. ) на дно кладут звезды. Весь стакан надо выпить залпом, выловить ртом звездочки и представится по всей форме начальству.
Похоже обмывают медали и нагрудные знаки – стакан водки, медаль на дно. Но здесь уже помогают сослуживцы – стакан пускается по кругу, последним выпивает «виновник торжества» и достает медаль.
Самое популярное пожелание у сотрудников пожарной охраны коллегам – «сухих рукавов!». Если рукава сухие – значит, они не понадобились, остались сухими, значит, нет пожаров и все спокойно.
В каждом подразделении могут быть свои приметы, где-то действуют одни, где-то другие. У кого-то есть счастливые, или наоборот, неудачные предметы обмундирования, числа, кружки и даже марки сигарет, кто-то вообще не верит ни во что, кроме как в себя и свои силы. И если человеку обязательно надо покрутиться на левой пятке перед дежурством, чтобы он чувствовал себя защищённее и работал спокойнее и увереннее – то какая разница, суеверия это, самовнушение или магия? Всем сухих рукавов!
Традиции и воинские ритуалы в мчс россии
страница | 1/5 |
Дата | 18.05.2019 |
Размер | 62.5 Kb. |
Название файла | 3027_____.doc |
Тип | План-конспект |
Тема: «Традиции и воинские ритуалы в МЧС России»
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 1 (ч).
Цель занятия: теоретическое изучение традиций и воинских ритуалов в МЧС России.
Литература, используемая при проведении занятия:
Развёрнутый план занятия.
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение
Патриотическое воспитание личного состава МЧС России является составной частью общего процесса воспитания сотрудников системы МЧС России и представляет собой совместную, целенаправленную и систематическую деятельность начальников структурных подразделений МЧС России, воспитательных подразделений, ветеранских организаций и иных общественных объединений по формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, чувств любви и верности Родине, гордости за свое Отечество и избранную профессию, готовности к выполнению гражданского и служебного долга.
История, традиции, ритуалы и церемонии пожарной охраны России
История, традиции, ритуалы и церемонии пожарной
Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами. Так было не только на Руси. В течение первого периода средних веков на значительной части Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Их быстрому распространению способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень тесно.
Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя.
Феодальное общество, основанное на глубоких социально-экономических противоречиях, оказалось полностью неспособным к борьбе с пожарами. Степень общественной организованности была в эту эпоху существенно ниже, не было единой структуры, которая могла бы противостоять огню. Поэтому по мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение.
Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.
В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.
Пожарное дело в эпоху средневековья развивалось медленно. В период повсеместного использования в качестве строительного материала древесины возникавшие пожары имели катастрофические последствия. О пожаре 1356 года, во время которого сгорел Кремль и Замоскворечье, летописец оставил следующее свидетельство: «..в один-два часа весь город сгорел без остатка. Была тогда сильная засуха и буря была к тому же сильная, перекидывала за 10 дворов головни и бревна с огнем и нельзя было тушить. » В документах того времени упоминаются и другие пожары, силу которых через века донесли нам сведения о пожаре 1485 года: «Погорел город Москва, Кремль весь. Железо вдавилось, как олово, расплавленная медь текла, как вода».
Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.
Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами. За те 10-15 минут, которые были необходимы жителям для доставки к дому воды из ближайшего колодца, начавшийся пожар остановить было уже невозможно. Теперь же к тушению можно было приступать сразу, не допуская развития пожара.
С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т. е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения.
Этим документом впервые на Руси устанавливались правила должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. Наказ предписывал боярину Ивану Новикову и подьячему Викуле Панову «быть в объезде в Белом граде для береженья от огня и от всякого воровства». В случае загорания они должны были «быть немедля на пожаре и огонь тушить. А если они по Москве будут ездить оплошно и их небрежением учинится пожар, то от Государя всея Руси будет им великая опала».
В 1670 и 1680 гг. выходят новые постановления. В них подтверждаются все положения по пожарной безопасности, принятые ранее. С принятием «Уложения» были заложены и осуществлены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров.
Важным моментом в профилактике пожаров явилась чистка дымоходов. Это нововведение распространилось на Москву и ряд других городов с 1675 года. Кроме того, устанавливалась обязательная норма строительства колодцев: каждые десять домов должны были иметь один колодец. Для реализации этого постановления в Пушкарском приказе образовали штат колодезников численностью 14 человек.
Во второй половине XVII века резко возросло число поджогов помещичьих усадеб и крестьянских дворов. Положение в стране настолько осложнилось, что царь 17 апреля 1670 года вынужден был обратиться к населению России с призывом соблюдать меры пожарной безопасности, чтобы «. изб своих и людских бань не топили, а по вечерам поздно с огнем не сидели. «.
Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I. Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли «особы знатные», выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, «дабы в церковной службе остановки не было», но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.
Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу.
С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Для оснащения гарнизонов были выделены необходимые инструменты. Руководство тушением пожаров возлагалось на воинского начальника. Известно также, что Петр I лично принимал участие в борьбе с огнем, причем «его царское величество прибывает обычно на пожары первым». Руководителем всей пожарной охраны был назначен князь Троекуров.
В 1722 году в Адмиралтействе учреждается особая пожарная команда, работающая в две смены. Основу ее составляли рабочие. Первая смена после окончания работы уходила домой, а вторая ночевала в Адмиралтействе. Если пожар возникал в примыкающих к нему мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, снаряжал на помощь только треть команды, а сам с остальными оставался внутри здания. Членам пожарной команды при пожарах помогали также и другие рабочие, мастеровые, матросы, причем четвертая часть всех собравшихся людей с инструментами сосредоточивалась у главного здания. После крупных пожаров в городах Переславле, Волхове, Москве в 1737 году были приняты дополнительные меры по охране от пожаров. В городах созданы особые патрули и караулы из воинских подразделений, которые существовали до 1762 года. В тех городах, где военные гарнизоны отсутствовали, подобные патрули формировались из чиновников.
По-прежнему действовал указ Петра I об участии войск в тушении пожаров. В нем был лишь несколько изменен порядок сбора по тревоге. С 1739 года солдаты были обязаны бежать на пожар с того места, где их застанет сигнал тревоги (ранее они искали ротного командира, а затем отправлялись к месту загорания).
Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками.
Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей. В случае пожара с каждой роты отправлялась половина личного состава с инструментами и один барабанщик от полка. Другая половина роты находилась в готовности на полковом дворе. Для оценки обстановки с пожарами в России с 1737 года все сведения о пожарах стали направляться в правительственные органы.
В 1747 году пожарной техникой оснащаются все правительственные учреждения. Для предупреждения пожаров в Сенате, Синоде, коллегиях и канцеляриях на чердачных помещениях устанавливают посты, дежурство на которых несли солдаты. Устанавливалось, что Синод, коллегии оснащались двумя большими заливными трубами, десятью ручными трубами, 20-ю ведрами и кадками. В Сенате имелся большой насос с рукавами, большая заливная труба и ведра. Средства для этого выделялись из Штатс-конторы.
Отсутствие профессиональных навыков, постоянная сменяемость выделяемых людей затрудняли борьбу с огнем. Порядок выезда войск на пожары в Санкт-Петербурге был определен лично Екатериной II. Он просуществовал довольно долго и всегда соблюдался. Если загоралось в Адмиралтейской и Литейных частях, по левой стороне Невского проспекта и Невского монастыря прибывали лейб-гвардии Преображенский, Конный и Артиллерийский полки. Лейб-гвардии Семеновский, Измайловский и Рязанский полки приводились в боевую готовность и поддерживали связь с выступившими частями. Для борьбы с пожарами по-прежнему используется и население.
Во избежание катастрофических пожаров все деревянные постройки, находящиеся вблизи важных и пожароопасных объектов, были снесены. Во все города и села рассылались печатные указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным и праздничным дням.
С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов «при пожарных инструментах». В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.
В Москве процесс создания пожарных команд происходил несколько иначе. В 1784 году город делят на 20 частей, в каждой из которых образована пожарная часть. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладельцев. Содержание и одежду они получали от хозяев. В ведении команд насчитывалось 464 лошади.
Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.
Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано; МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.
29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 01.01.01 г. население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц.
Вначале пожарная команда насчитывала 11 частей, а в 1811 году в связи со строительством новых районов образуется и 12-я часть. Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. Первым брандмайором Санкт-Петербурга с 1803-го по 1827 год был полковник Домрачев.
31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы.» Однако пройдет немало времени, пока этот процесс примет массовый характер. Так, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была образована лишь в 1835 году. Должность брандмейстера в станицах Войска Донского была введена в 1837 году. В Царицыне и уезде до второй половины XIX века не было профессиональной пожарной охраны, и борьба с пожарами велась, как и прежде, населением.
13 апреля 1812 года в Санкт-Петербурге и Москве создаются пожарные депо с мастерскими. В них, как указывалось в постановлении, «должны изготовляться всякого рода и звания огнегасительные инструменты для рассылки по всем губерниям». Их изготовлением занимались как казенные мастера, так и вольнонаемные. Губернские города присылали в депо по три человека для обучения, которые затем зачислялись в штат с обязательным условием прослужить в пожарной охране 15 лет. По возвращении на места они налаживали изготовление у себя подобных инструментов и обучали этому искусству других. Так возникли мастерские в Казани, Киеве, Пензе, Рязани, Риге, Вильно, Ярославле и Харькове.
Несение службы в пожарных командах регламентировалось «Уставом пожарным», принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом. Как в городах, так и в сельской местности России характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров. Выделяемые земскими управами пожарные насосы снабжались ограниченным количеством рукавов. Это приводило к тому, что на пожарах техника не могла использоваться из-за удаленности от водоисточника. Вопросы водоснабжения городов и сел не были разработаны (водопроводная сеть в начале XX века имелась в 215 городах). К тому же были случаи засыпки пожарных водоемов санитарной службой.
Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей.
6 августа 1916 г. в России был принят закон «О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии». Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону.
Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.
Только в московской команде в 1912 году пострадало более 34 процентов личного состава пожарных. Такая же картина была характерна и для других городов. Пожарные за свой счет страховались в обществе «Голубой крест», чтоб; в случае увечья получить единовременное пособие. Исключение составляли брандмайоры и брандмейстеры, которым пособие выплачивала городская казна.
Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь людям.
В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации № 000 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Конспект Тема по ВПП № 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
А. КУЛЕБА, полковник запаса
Профессия солдата — одна из самых древних, важных, ценимых и уважаемых. Народы нашего Отечества доверяли своим воинам самое дорогое — суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро, не щадя своей жизни, защищали Родину, творили, берегли и приумножали ее героические боевые традиции. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.
Наиболее общими и главенствующими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение военнослужащих и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции — сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.
Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их морально-этической основой традиционно служила православная вера.
К основным боевым традициям армии нашей страны относятся:
— любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;
— верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
— героизм, стойкость и мужество;
— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
— личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;
— уважение к командиру и его защита в бою;
— верность союзническому долгу;
— отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;
— гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.
На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали великие отечественные полководцы и военачальники. Так, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России.
Под патриотизмом (от греч. patris — «родина») понимается преданность и любовь к своему Отечеству, народу и готовность к подвигам во имя своей Родины.
Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.
Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал — лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам.
Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска (1238 г.). На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков.
А вот более близкий к нам во времени пример. В ходе боевых действий на территории Республики Афганистан (1979–1989 гг.) душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда советских десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.
На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей.
Наиболее точно сформировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Эти слова непобедимого полководца стали девизом всех российских воинов.
Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. О фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»:
Свет пройди — нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне.
Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом.
Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе.
Например, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.
Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой. Так, 28 мая 1985 г. гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время вражеской атаки, когда душманская граната упала вблизи солдат, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.
К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.
В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».
При Петре I в русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».
Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. » В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».
В русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.
История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. Эта традиция продолжается и в российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.
Традиция увековечения памяти погибших при исполнении воинского и служебного долга военнослужащих получила нормативное закрепление в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Вооруженных Силах РФ используются следующие формы увековечения:
— установление памятника (памятного бюста, монумента, мемориальной доски) на Родине погибшего военнослужащего;
— присвоение имен погибших военнослужащих образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам, оформление уголков (стендов) в школах, где они проходили обучение, переименование улиц, проспектов и площадей;
— занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, организация и проведение различных спортивных турниров памяти погибших военнослужащих и др.
К началу ХХ века наградная система включала в себя десятки орденов и медалей. Герои войны в защиту Отечества получали признание и почитались в российском обществе. Отличившиеся на поле брани не только воины, но и целые воинские части и корабли награждались памятными реликвиями: знаменами, штандартами, серебряными трубами. В наши дни государственная наградная система сформулирована Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Наряду с этим создана богатая и разнообразная ведомственная наградная система.
Еще в Древней Руси сложилась замечательная традиция — оставлять память о военных походах. Она не только закреплялась во все последующие времена существования Российского государства, но и непрерывно развивалась, приобретая новые формы. Произрастающая из нее важнейшая традиция Вооруженных Сил России — глубокое уважение к памятникам и местам захоронений воинов, погибших при защите Отечества.
Забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является не только одной из традиций, но и нравственным долгом и обязанностью воинских коллективов.
Работа по оказанию социально-правовой помощи членам семей погибших военнослужащих в Вооруженных Силах России ведется по нескольким направлениям, например:
— организация встреч командования с членами семей погибших;
— содействие в поступлении их детей в суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, другие ведомственные образовательные организации;
— разъяснение членам семей порядка реализации льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для них законодательством;
— оказание материальной помощи членам семей с использованием при этом возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, благотворительных фондов и т. д.
К числу важнейших воинских традиций относится забота о ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также ветеранах военной службы.
Такая работа — один из элементов повседневной деятельности Министерства обороны, при этом ветеранские организации, в свою очередь, активно привлекаются к патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Вкратце дать ответ на этот вопрос можно так:
— точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
— быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
— по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
— строго хранить государственную тайну, проявлять бдительность;
— дорожить дружбой и войсковым товариществом;
— помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.
Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.
Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.
Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.
Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.
Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».
Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.
Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.
Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.
К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести:
— приведение к Военной присяге;
— вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям;
— вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага);
— вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;
— заступление на боевое дежурство;
— развод и смена караулов;
— военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей);
— строевые смотры и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге.
Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества.
Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.
В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит».
Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.
Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии.
В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности».
Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.
Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности.
Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.
Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.
В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.
Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины.
Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса).
Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями».
Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений.
Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.
С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.
Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.
Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»
Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.
Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций.
Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.
Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.
В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях.
Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений.
Методические рекомендации
1. Занятие целесообразно провести в форме рассказа-беседы, свободного диалога офицера с солдатами (матросами), в ходе которого периодически обращаться к военнослужащим с постановочными проблемными вопросами.
2. Руководителю во время занятия целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы, а также видеофрагменты из документальных и художественных фильмов, показывающих красоту воинских ритуалов, или видеозаписи о торжествах в своей воинской части.
5. Рассмотрение вопросов следует проводить в тесной связи с традициями своей части, с учетом служебного опыта военнослужащих, а также специфики ритуалов, проводимых в соответствующем виде (роде) войск.
На занятии руководителю (при необходимости) целесообразно также обратить внимание военнослужащих на причины и последствия негативных традиций и ритуалов, имеющих место в некоторых подразделениях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Горбылев М.И. Боевые традиции вооруженных сил: символы воинской чести : Учебное пособие — М. : Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008.
5. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа : Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М. : КНОРУС, 2021.
6. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.
7. Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.
8. Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.