огонь на полу блюз
12 треков, которые заставят тебя полюбить блюз
До того как блюз стал всемирно известен, его играли уличные музыканты после трудного рабочего дня. Их музыка была простой, но при этом понятной и близкой всем, вне зависимости от цвета кожи. Блюз оказал своё влияние на множество других жанров, и, не будь его, мы, возможно, никогда бы не услышали ни джаза, ни рок-н-ролла.
Чтобы проникнуться духом настоящего блюза, мы рассмотрим величайшие его композиции, начиная с зарождения жанра и заканчивая современными его представителями.
1. Dallas Blues, Харт Уэндом
Dallas Blues была одной из первых композиций, написанных в истинно блюзовом стиле и появившихся в массах. Харт Уэндом, который её исполнил, стал прародителем жанра, покорив слушателей своей музыкой. Именно с этой незамысловатой песни и началась долгая и удивительная история блюза.
2. Crazy Blues, Мэми Смит
Классический блюз окончательно сформировался к 1920 году. В этот период большую популярность получили именно женщины-исполнительницы благодаря успеху композиции Crazy Blues. Лёгкое и непринуждённое исполнение Мэми Смит было способно сразить наповал как бедного чернорабочего, так и богатого бизнесмена.
3. St. Louis Blues, Бесси Смит
Мода на женский блюз помогла Бесси Смит взлететь на вершину и стать одной из самых узнаваемых исполнительниц двадцатых годов прошлого века. И если о других дамах быстро забывали после пары удачных песен, то вот имя Бесси вычеркнуть не получилось, ведь именно её блюз поселился в сердцах тысяч американцев. И даже когда количество женщин-исполнительниц стало резко сокращаться, St. Louis Blues продолжала звучать из баров и пабов на протяжении еще многих лет.
4. Cross Road Blues, Роберт Джонсон
Роберт Джонсон был парнем простым, он жил ни о чём не сожалея. И пускай его жизнь была коротка (всего 27 лет), он смог остаться в веках благодаря своему удивительному таланту.
Его песни оказали особое влияние на зарождение новых жанров. В них чувствовался тот дух бунтарства и свободы, который был присущ как самому Роберту, так и будущему рок-н-роллу. Фанаты помнят и любят его творчество до сих пор, время от времени воссоздавая его шедевры.
5. Honey Hush, Джо Тёрнер
В пятидесятых блюз был уже не просто музыкой для весёлого вечера в компании друзей — он стал настоящей классикой. Подтверждением служит песня «Заткнись, милая» от Большого Джо, которая не раз взрывала залы там, где звучала. Она стала настоящим хитом и получила множество наград. Её мелодия и текст настолько хороши, что их помнят до сих пор и продолжают напевать во всём мире.
6. Good Morning Blues, Джимми Рашинг
Голос Джимми был настолько уникальным, что Рашинг мог бы стать величайшим певцом шестидесятых в любом жанре музыки, однако выбрал именно блюз. Он сделал это только потому, что обожал эту музыку и хотел петь только её. Все его песни пропитаны любовью к своему делу, и слушать их не просто приятно, а завораживающе волшебно.
7. Route 66, The Rolling Stones
Блюз-исполнители к середине шестидесятых стали появляться не только в США. И вот в Британии образовалась группа The Rolling Stones, которая, мы полагаем, в представлении не нуждается.
Их подход к музыке родил блюз-рок, и весь мир пал к их ногам. В будущем треки группы не раз попадут в списки лучших песен всех времён и народов.
8. Time To Heal, Гери Мур
Блюз-рок своей популярностью обязан Гери Муру почти так же, как и The Rolling Stones. Его песни стали настоящим переворотом в представлении о том, как нужно играть блюз.
Первые альбомы Мура были полны энергии и красок — даже одной минуты его игры хватает, чтобы понять: вот настоящий виртуоз, который сыграет на гитаре так, что ты влюбишься в его творчество и никогда не перестанешь его слушать.
9. When Love Comes To Town, Би Би Кинг
Король блюза — Райли Би Кинг — покорил весь мир. Его считают лучшим гитаристом в истории, а в восьмидесятые он был включен в Зал славы блюза. Его карьера имела головокружительный взлёт и никогда не останавливалась в своём росте. Каждый год — сотни концертов, десятки хитов и миллионы поклонников по всему свету.
10. Have You Ever Loved A Woman, Эрик Клэптон
Для Эрика Клэптона блюз стал смыслом всей жизни. В какое бы время он ни выходил на сцену, хоть в начале своей карьеры, хоть в её завершении, Клэптон цеплял самые тонкие струны души любого, кто его слушал.
В начале девяностых его альбом 24 Nights проигрывался в Лондонском королевском зале искусств 24 ночи подряд, что считается абсолютным рекордом. И это совершенно заслуженно, ведь его музыка достойна королей.
11. Hard Luck, Black Pistol Fire
Блюз никуда не исчез — он продолжает радовать любого, кто к нему прикоснётся.
Канада подарила нам замечательную группу Black Pistol Fire, которая способна доказать, что время блюза ещё не прошло. Их живые исполнения зажгут в тебе огонь страсти к этой музыке с первых аккордов.
12. Bad Business, Little Hurricane
Прекрасный дуэт из Калифорнии Little Hurricane играет блюз в особом стиле. Слушать их музыку и оставаться равнодушным к ней практически невозможно, ведь исполнители, впитав классику блюза, добавили в неё что-то своё, нечто по-настоящему цепляющее. Благодаря таким музыкантам мы можем быть уверены: блюз находится в хороших руках.
Джазоизоляция: блюз из дома и огонь из прошлого
Даже те, кто в апреле продолжал работать удаленно, в эти майские дни, наконец, смогли расслабиться. Но что за досуг без хорошей музыки? Правда, теперь в какую новинку ни ткни, везде будет мелькать тема коронавируса. Так что побег от реальности проблематичен. Но, в конце концов, если произведения такие сильные, как у некоторых героев нашего материала, то тут уж и тема не очень важна. Ну а для тех, кто все-таки устал от злободневности, в подборке есть вечно актуальная классика.
Клип недели
Цифры в названии песни и видео — не только день их выпуска, но и трагическая дата чернобыльской аварии. Именно этому событию, на первый взгляд, посвящена новая работа Noize MC и видеографа Алексея Терехова, но в аннотации на YouTube авторы прямо указывают на злободневный подтекст. Легкомысленное отношение жителей Припяти к случившемуся («Да всё в порядке в целом с фоном радиационным, уже вот-вот откроют новый парк аттракционов! Пожар пожаром, но есть и поизысканней драма: кто кого — московский «Спартак» или киевское «Динамо»?») сравнивается с реакцией многих людей на пандемию. И в майские праздники это звучит отчаянным предупреждением скептикам, собравшимся на шашлыки и гулянья.
Впрочем, и без всяких событийных «рифм» у Нойза получился один из самых ярких треков за карьеру. Да и клип не подкачал: жутковатые документальные снимки из зоны отчуждения здесь превращены будто в замершие кадры 3D-фильма, и всё это чередуется с новыми съемками, в которых все персонажи — в противогазах (еще одна параллель с нашими днями). Поклонники оценили труд: менее чем за неделю ролик собрал свыше миллиона просмотров.
Сингл месяца
Второй сингл The Killers к будущему альбому Imploding the Image — нечастый в наши дни пример новой песни, никак не связанной с пандемией. Текст, впрочем, здесь тоже весьма мрачный: герой поет о душевном кризисе, «огне внутри» и признается, что «чувствовал себя на цепи, грязным, безвестным», пока ему не помогла некая спасительница.
Однако, несмотря на серьезность темы и исповедальный тон стихов, у песни мажорное оптимистичное звучание. А сильный ретропривкус тем более уносит слушателя от насущных проблем и делает этот номер эдакой машиной времени из нашего драматичного 2020-го в ностальгические 1980-е, где царит синти-поп.
Судя по всему, Fire in Bone должен был стать последним синглом перед выпуском лонгплея, дата выхода которого пока — 29 мая. Но ходят слухи, что релиз перенесут — из-за нынешней ситуации музыканты не успевают закончить работу над ним. Так что, возможно, мы еще нескоро услышим новые работы группы. И здесь без коронавируса не обошлось.
Альбом недели
К 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (ГСО РТ) подготовил 10-дисковый бокс с записью всех симфоний и концертов великого композитора. Запись прошла летом прошлого года в Казани, и вот, несмотря на непростые времена, этот амбициозный проект доведен до конца. Особенность работы прежде всего в размахе и всеохватности: это один из самых полных срезов симфонического творчества классика. И если, например, для ведущих мировых оркестров и дирижеров записать все девять симфоний Бетховена — практически дело чести, то подобные комплекты музыки Чайковского можно пересчитать по пальцам, хотя каждое произведение по отдельности играют, конечно, очень часто.
Огонь на полу блюз
Снова блЮзмен седой в мятой фетровой шляпе
Поправляет на шее свой галстук-шнурок.
Он приехал вчера на попутном пикапе:
Джонсвилль-сити совсем неплохой городок.
На окраине города в маленьком баре
Старый харпер играет свой блюз на десерт.
Вместе с местною группой, почти что задаром,
Он даёт, может быть, свой последний концерт.
За прикрытыми веками жизнь проплывает.
Чернокожий бродяга, поведай о ней!
Он с надрывом и плачем минор выдувает,
Снова чувствует отзвуки прожитых дней.
Вторит нежному звуку гармошки гитара.
До полуночи будет для вас он играть.
А потом, одинокий за стойкою бара,
Сядет огненным виски тоску заливать.
В наушниках тихо играет блюз, про то, что «сегодня» кипит ключом…
ты знаешь, я просто тебя люблю, ни грамма не думая ни о чем;
какая мне разница, где и с кем проводишь ты ночи свои и дни,
меня перемкнуло на сотне клемм и закоротило тобой одним,
потом разметало по всем мирам, в которых витала твоя душа
— и вновь возвратило к тебе, как в храм, безумные мысли
легко смешав
с запутанной памятью сотен лет, немыслимой мудростью древних дней…
мой ласковый… ясный и чистый свет, мой мир согревающий все нежней…
вот — столько бы выплеснуть, а слова — они замирают
у самых губ,
их только-то высказаться едва хватает, и веришь ли —
не могу…
но — лягу, как ладан, тебе в ладонь, просыплешь
в курильницу — задымлюсь,
стекая стихами на твой огонь.
…в наушниках тихо играет блюз…
автор неизвестен
Когда давит на сердце скуки призрачный груз
И в зашторенных окнах затеплится вечер
Тихо входит в мой дом настроение-блюз
Молча выключит свет и обнимет за плечи
Настроение-блюз, настроение-грусть
Настроение-дождь, настроение-осень
Раз болеет душа, то я блюзом лечусь
Да чуть-чуть коньяка – раз уж грусть моя просит…
Ах, гитара-подруга, ты не в силах молчать,
И в минорном квадрате польются куплеты
Настроение-блюз лечит лучше врача
Зажигая в душе искру божьего света
В блюзе выплакав боль, приглушу я струну
Торопясь, набросаю рожденные строки…
А на небе Господь зажигает Луну,
Как маяк, для грустящих и одиноких…
Это стихи Евгения Кориневского-НАСТРОЕНИЕ БЛЮЗ
Сценическое имя- Дядя Джо,Индеец Джо
Когда давит на сердце скуки призрачный груз
И в зашторенных окнах затеплится вечер
Тихо входит в мой дом настроение-блюз
Молча выключит свет и обнимет за плечи
Блюз ночного дождя
Анна Антонова Блюз ночного дождя
Глава 1 Я в искусстве
Але хотелось, чтобы каникулы поскорее закончились. Вот что значит перейти из обычной школы в киноколледж! Здесь и всяких дураков не в пример меньше, и учиться гораздо интереснее, столько всяких оригинальных предметов – режиссура, актерское мастерство, киноведение… Физики-математики, конечно, тоже никуда не делись, но они стали фоном для более увлекательных вещей: этюдов, репетиций и спектаклей. Кстати, одним из них – «Святочным вертепом» – Алин класс блистательно закончил первое полугодие и встретил Новый год.
И сейчас, когда зимние каникулы остались позади, она направлялась в колледж и переживала: как ее встретят одноклассники? Прошлой осенью много всего произошло: она успела влюбиться в Ваську, а потом разочароваться в нем. Оказалось, на самом деле ему нравилась другая девчонка, Лиля, а за Алей он ухаживал, только чтобы вызвать ее ревность[1]…
Вспоминать об этом было неприятно. Аля думала, все осталось в прошлом – на новогоднем вечере у нее словно глаза открылись, она впервые посмотрела на Ваську не замутненным влюбленностью взглядом, вдруг поняв, что из себя представляет сей персонаж. Почему же она так нервничает, ожидая и боясь встречи с ним? Вроде бы за каникулы ей удалось привести себя в чувство и забыть этого типа, недостойного ее внимания!
Аля даже сходила в парикмахерскую и коротко постриглась, прочитав в Интернете, что смена имиджа немало способствует изменению не только внешности, но и «внутренности». Сейчас она об этом опрометчивом шаге здорово жалела. В голове и правда прояснилось, словно вместе с волосами она оставила на полу парикмахерской балласт мешающих спокойно жить мыслей, но как она теперь покажется на глаза классу? Кошмар, целое полугодие вместе проучились, а она все еще стесняется, будто новенькая!
Сколько ни готовила себя к встрече с Васькой, а столкнулась с ним неожиданно. Аля плелась вверх по лестнице, всячески оттягивая свидание с любимым классом – специально вышла заранее, чтобы морально подготовиться, – а он вприпрыжку несся вниз и едва не сшиб ее с ног, затормозив в последний момент.
– Привет! – бросил он и, не дав Але ответить, сразу заметил: – Постриглась?
– Угу, – пробормотала она и собралась запоздало поздороваться в ответ, но он бросил:
– Прикольно, – и побежал дальше.
Аля осталась на лестнице в полнейшем ступоре – какой же он симпатичный! В белой рубашке, выглядывающей из-под ворота свитера, с вечно взлохмаченной челкой, пронзительно-стальными серыми глазами… Аля смутно чувствовала: про стальные глаза она не сама придумала, а где-то прочитала, но что делать, если глаза у Васьки именно такие? «Кстати, почему он сломя голову из школы несется за несколько минут до начала урока?» – задумалась она и с радостью поняла, что ей это больше неинтересно.
Ее появление в классе никакого фурора не произвело – народ вяло откликнулся на «привет». Аля даже расстроилась: вообразила себя звездой экрана и сцены! Она прошла между парт и плюхнулась за последнюю у окна, благо, учеников здесь считали творческими личностями и давали права и свободы – например, сидеть можно было где угодно и с кем угодно, меняясь местами хоть каждый урок. Аля успела вовремя: едва она опустилась на стул, в класс вошла преподавательница по режиссуре Ирина Юрьевна, а следом за ней – надменный сухопарый дядька, которого они раньше не видели. Загремели отодвигаемые стулья, класс поднялся.
– Садитесь, садитесь! – замахала руками Ирина Юрьевна. – Я тоже очень рада всех видеть! Надеюсь, вы хорошо провели каникулы и полны сил для новых подвигов?
Ответом стал невнятный гул.
– Вижу, что полны, – кивнула она. – А поможет вам в этом новый преподаватель по актерскому мастерству…
Дверь приоткрылась, и на пороге нарисовался Антон.
– Извините, – немало не смутившись, с достоинством сказал он, неторопливо оглядел класс, увидел свободное место рядом с Алей и направился к ее парте.
Аля заметалась, но деваться было некуда – Антон уже плюхнулся рядом, посмотрел на нее из-под свисающей на глаза кудрявой челки и проникновенно сказал:
Аля ответила сдавленным голосом. Перед ее глазами словно замелькали кадры кинохроники: часы бьют двенадцать, все вокруг орут, а Антон наклоняется к ее уху и шепчет: «С Новым годом, Алька!» Она даже подумала, что он ее поцелует, но до этого дело не дошло. Вскоре народ разошелся по домам продолжать празднование, в каникулы они не встречались и не созванивались, и Аля не придала всему этому значения – сочла частью новогоднего безумия. Получается, была не права? Но почему он тогда не проявлялся все каникулы…
– Новый преподаватель по актерскому мастерству… – повторила Ирина Юрьевна, но закончить ей опять не дали – в класс просочился Васька в компании Лили.
В отличие от Антона они не стали привлекать к себе внимание, молча прошмыгнув за последнюю парту по соседству с Алей. Она прислушалась к себе – не екнуло ли сердце? Ничего не екнуло, – с радостью поняла Аля. Значит, она на верном пути к выздоровлению.
– Новый преподаватель по актерскому мастерству Иосиф Петрович, – наконец договорила Ирина Юрьевна слегка раздраженно.
Все недовольно зашумели.
– А как же Василиса? – пробасил широкоплечий здоровяк Славик.
– Василиса Александровна, хочу напомнить, ваш преподаватель по теории рекламы, – строго сказала учительница, – она просто с вами новогодний спектакль ставила. Директор посмотрела его и решила, что класс совсем не в том направлении развивается – какая-то комедия, хиханьки да хаханьки. А ведь актерское мастерство – это не забава, а серьезный труд. Поэтому теперь с вами будет заниматься Иосиф Петрович.
Класс заворчал, но мнение ребят никто спрашивать не собирался – Ирина Юрьевна пожелала новому преподавателю удачи, а ученикам почему-то терпения и покинула кабинет. Славик поднялся и начал складывать вещи в сумку.
– Хотите покинуть занятие? – осведомился Иосиф Петрович.
– А мы разве не в актовый зал пойдем? – удивился Славик. – Сцена там.
Преподаватель едва заметно усмехнулся.
– Я видел ваше новогоднее представление, – он насмешливо выделил это слово, и Аля обиделась – ну да, представление, во втором отделении они шуточный цирк показывали, все правильно. – И думаю, что на сцену вам рановато. Позанимаемся пока в классе. Открываем тетради, пишем заглавие: «Общая теория режиссуры и актерского мастерства».
В классе росло недоумение, но возмущаться в открытую никто больше не решался – новый препод наводил оторопь и словно гипнотизировал их, как старый седой удав стайку глупых юных кроликов.
– Записали? Пишем дальше: «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Знаете, кто это сказал?
Повисла тишина, а потом раздался голосок Лили:
– Хоть кто-то знает, – недобро усмехнулся Иосиф Петрович. – Чувствую, придется с вами повозиться. Записывайте название книги «Моя жизнь в искусстве». Чтобы к следующему уроку все прочитали.
– А автор кто? – пискнул кто-то из девчонок.
Он вздохнул и ответил, даже не повернувшись на голос:
К концу сдвоенного урока обида Али на то, что новый препод походя забраковал всю их прежнюю деятельность, поутихла. Слушать про Станиславского с его жизнью в искусстве оказалось неожиданно интересно! Она, конечно, фамилию эту знала, но вот чем сей товарищ знаменит, представляла туманно.
Выяснилось, что Станиславский перевернул на уши всю систему театрального искусства: раньше существовала школа представления – когда актер просто изображал персонажа, а он изобрел школу переживания – по ней актер должен вживаться в образ и переживать все то же самое, что чувствует его герой. Аля со стыдом поняла: их предновогоднее творчество относилось именно к первой категории – Станиславский точно крикнул бы свое знаменитое: «Не верю!»
– Аллушка, что загрузилась? – шепотом спросил Антон.
Аля вздрогнула – за каникулы она успела отвыкнуть от этого дурацкого обращения. Во всем Антону надо выпендриться!
Она пожала плечами и продолжила строчить в тетради.
– Аль, – не отставал он. – Классная стрижка!
Но она была так увлечена новым предметом, что даже не обратила внимания на столь явный успех у представителей сильной половины человечества.
– Записывайте домашнее задание, – диктовал преподаватель. – Одиночный сценический этюд на тему «Неожиданный телефонный звонок». Основная задача – «я в предлагаемых обстоятельствах». То есть вы должны досконально продумать свои действия, максимально подготовить обстановку, чтобы органично, без натуги существовать в предлагаемых обстоятельствах до телефонного звонка – его буду давать я. Кстати, дополнительное задание звукооператорам – мне сказали, у вас есть такая специальность – подготовить техническое оснащение для звонка.
Огонь на полу блюз
Блюз уходящего лета,
пахнет сожженной травой.
Нам не услышать ответа
там, где играют судьбой.
Дождь тихим стуком по лужам,
слышен знакомый мотив.
Город готовится к стужам,
ты не придешь загрустив.
Листья вальсируют с ветром,
это игра или нет?
Память, накрытая фетром
и переливчатый свет.
Наша весна в прошлом где-то,
в прошлом и зелень в глазах.
Скоро закончится лето
и отраженья в слезах.
Это понятно, но все же,
может быть все поменять?
Вкус поцелуя на коже, —
видимо боль не унять.
Желтые листья играют,
с ветром в свою чехарду.
Нас никогда не узнают,
брошенных в этом бреду.
Блюз уходящего лета.
Слышишь? Знакомый мотив…
Мы не дождемся ответа,
даже друг друга простив.
Белоус Сергей
Анатомия блюза
Когда химеры над Нотр-Дам глаза закроют ватно,
И, пересчитывая сокровища, уснет, обессилев, Гарун Аль-Рашид,
Из подворотни Нью-Орлеана выйдет блюз, аккуратно
Вскрывая консервную банку твоей герметичной души.
И свистнет вакуум, втягивая пространство,
(Будь то выхлопные газы или пороховой дым),
Не оставляя на похожесть ни малейшего шанса
Не только двум людям, но даже двум каплям воды.
Блюз — это не время, не эпоха,
Блюз — это когда открыли счет, но не сказали: «Брек!»,
Блюз — это когда хорошему человеку плохо,
Но кто сказал, что я хороший человек?
Так хохочет филин над еще не рассказанным анекдотом,
Так визжит дерево, срубленное ударниками Колымы,
Так воют моторы теряющего высоту самолета,
Так появляется звук — нечто среднее между понятиями чувство и мысль.
Блюз — это не то, что поется хором,
Блюз — это то, про что невозможно снять кино,
Блюз — это блуждание между мажором и минором,
Но кто сказал, что жизнь — это мажор или минор?
И звуки этих мелодий, словно косточки в апельсине,
Окутаны сладким соком, но хаотичны и горьки.
Они будут крутиться во мне, даже когда голос мой остынет,
Когда я не смогу взять в руки гитару, когда надо мной будут расти васильки.
Блюз — это когда мозги так никто и не вправил,
Блюз — это как иероглифы на льду карандашом,
Блюз — это когда из четырех нот три противу правил,
Но где ты видел правило с душой?