оформление стен в музыкальной школе
Музыкальная школа от архитектурной компании Dom Arquitectura, Испания
Испания порадовала нас своим изящным обновлением – в 2012 году прошла презентация отремонтированной музыкальной школы. Даже ремонтом это назвать трудно, осуществились глубокие изменения в проектировке, дизайне и интерьере здания.
Специалисты архитектурной компании Dom Arquitectura воплотили все свои идеи по усовершенствованию школы для продуктивных и успешных занятий искусством, все было рассчитано с учетом вкусов и предпочтений посетителей и учеников.
До начала строительства это здание принадлежало текстильной фабрике, и вряд ли кто мог предположить, что компания создаст из него полностью обновленный и современный культурный центр.
Школа расположена на третьем этаже, под ней имеется большая библиотека. В нее стекаются получить высшее образование многие молодые студенты, ведь у нее имеется масса преимуществ.
Требования к интерьеру были весьма жесткие, все комнаты выдержаны в едином нейтральном стиле, чтобы ничего не отвлекало ученика от сосредоточенности на предмете. Так как комнат в помещении много, каждая выполнена с учетом хорошей изоляции от внешних шумов.
Дизайнерская организация предложила наилучший вариант для использования максимума пространства при проектировке учебного заведения. Ей пришлось хорошо потрудится, чтобы создать качественную акустику каждой комнаты и избежать передачи вибрации от музыки на остальные помещения здания.
Каждая комната для занятий отделена от общей конструкции здания, от его крыши, фасада, пола и отделка не предусматривает пропуск шума внутрь и наружу помещения.
Такой проект открывает новые возможности и показывает, насколько можно усовершенствовать дизайн интерьера для более продуктивной работы студентов. Гармоничные оттенки и узоры помещения позволяют молодым людям не обращать внимания на детали и полностью сливаться с музыкой, отдаваться ей без остатка.
В первую очередь при создании подобного рода проектов происходит окультуривание жителей, все больше молодых и талантливых людей стремятся реализовать себя в искусстве. Наша же работа состоит в создании самых благоприятных условий для их плодотворной работы.
Оформление стен в музыкальной школе
Можно ли найти более творческую среду, чем школа? Учебное заведение — как музыкальная наука: все ноты и формы известны, но оживить их может только искусство настоящих мастеров. Дизайн-проект полностью вдохновлен музыкальной символикой, он наполнен привычными образами и вносит свое виденье в классические интерьерные решения школы. Элементами росписи выступают нотные знаки и силуэты музыкальных инструментов, которые сами по себе задают особый ритм внутреннему убранству зданий. К тому же они расширяют кругозор и способствуют развитию воображения учеников.
Интенсивность росписи варьируется в зависимости от назначения разных помещений и холлов, создавая таким образом собственную мелодию. Связующим элементом в данной композиции, как и в любом музыкальном произведении, выступает «нотный стан» — параллельные горизонтальные линии. Визуально они уравновешивают весь интерьер, расширяют пространство, выступают поддержкой для геометрических форм, которые и так в большом количестве присутствуют в архитектуре школы: арки, оконные проемы, несущие балки и пр.
Данный проект идеально подойдет для школ с музыкальным, искусствоведческим и культурологическим уклоном. А также для всех образовательных учреждений, в которых особое внимание уделяется творческому развитию детей.
Кабинет музыки
«Школьные годы чудесные – с дружбою, с книгой, с песнею…» Для того, чтобы наши дети пели, танцевали, творчески развивались и одновременно повышали свой культурный и интеллектуальный потенциал, необходимо в каждой школе – городской или сельской – создать привлекательные условия для проведения музыкальных занятий:
· выделить и обустроить помещение, соответствующее нормам и требованиям СанПиН (по площади, степени освещённости, электробезопасности, вентиляции и т. д.);
· оснастить его школьной мебелью согласно ГОСТ 22046-89, ГОСТ 18313-93, ГОСТ 19549-86, ГОСТ 11016-93. Все указанные государственные стандарты устанавливают специальные требования к местам хранения школьных принадлежностей, а также к типам и функциональным размерам столов и стульев для учителя и учеников.
· оборудовать кабинет музыки качественными техническими средствами обучения нового поколения;
· приобрести в необходимом количестве музыкальные инструменты для проведения практических занятий;
· подготовить учебно-методический комплекс для каждой ступени обучения;
· укомплектовать библиотечку кабинета нотной и музыкальной литературой, аудио- и видеоматериалами;
· и последнее в списке, но не последнее по значению: пригласить на работу неравнодушного, творческого и заинтересованного учителя музыки.
В потоке школьного образовательного процесса приобщению ребёнка к мировой музыкальной культуре отводится не так уж много времени – 35 академических часов в учебном году, то есть, всего один урок в недельном расписании. 45 минут (а в младших классах – 35 минут) – это, безусловно, мало, даже при повышенной интенсивности и насыщенности урока.
Полноценно освоить музыкальный инструмент или обучиться классическому вокалу за это время невозможно. Однако при правильной постановке дела даже такого короткого периода времени достаточно для того, чтобы освоить азы нотной грамотности, разучить и исполнить несколько музыкальных произведений, познакомиться с творчеством выдающихся исполнителей и композиторов, и самое главное, – воспитать любовь к качественной музыке различных жанров, стилей и направлений.
Оформление кабинета музыки
Идеальный кабинет музыки выглядит так, что, войдя в него, сразу же испытываешь эмоциональный подъем. Прежде всего, помещение должно быть светлым, уютным, оригинально оформленным и удобным для всех видов занятий, предусмотренных учебной программой.
На зрительное восприятие влияет, в первую очередь, цветовое решение отделки стен. В зависимости от того, куда выходят окна кабинета – на север или на юг – выбирается колер для окраски. Для северной стороны выбирают тёплые оттенки краски: бежевые, песочные, абрикосовые. Если окна смотрят на юг, то используют холодную гамму; подойдут неяркие тона голубого, серого, салатового цветов.
Оконные проёмы оформляют жалюзи. Мебель подбирают светлых оттенков дерева. Важно не перегрузить помещение предметами обстановки: оно должно оставаться функциональным, но при этом достаточно просторным и удобным для перемещения учеников во время занятий.
Планируя дизайн кабинета, следует избегать формального стиля. Напротив, надо постараться приблизить обстановку к домашней, ведь тёплая уютная среда помогает ученикам раскрепоститься и создать на уроке музыки активную творческую атмосферу. Этому же способствует и красочное, нарядное оформление всего пространства. Дополнительный домашний уют придаёт интерьеру использование живых горшечных растений.
Кабинет музыки – это многофункциональное помещение, поэтому в нём всегда устраивают подиум – подобие мини-сцены. На нём ребята выступают как с сольными номерами, так и в ансамблях, поют хором и разыгрывают музыкальные сценки. В такие моменты класс превращается в небольшой концертный зал со своими артистами и слушателями.
На передней стене, позади учительского стола, располагается школьная доска. Она должна иметь магнитные свойства, и в некоторых случаях (когда нет возможности установить проекционный экран) её часть окрашивается в белый цвет для показа кино- и видеоматериалов. Всё более распространенным становится и использование интерактивной доски.
Заднюю стену отводят для шкафов и стеллажей, в которых хранятся музыкальные инструменты, наглядные пособия, книги, сборники, учебно-методические разработки и т. д. Боковая стена напротив окон чаще всего используется для стендов, тематической наглядности и портретов выдающихся музыкантов.
Столы для учеников могут располагаться в два или три ряда. Для проведения интегрированных занятий, допускается установка столов по периметру кабинета, в виде буквы «П». Особое внимание уделяется оснащению и организации автоматизированного рабочего места учителя. Но об этом будет подробнее рассказано в следующем разделе.
Оборудование кабинета музыки
К разряду оборудования кабинета можно отнести учебно-практические принадлежности и технические средства обучения. К первым относятся музыкальные инструменты, которые на уроке используются как учителем, так и учениками. Для школьного кабинета музыки рекомендована следующая комплектация:
1. Фортепиано или аккордеон.
2. Клавишный синтезатор.
3. Скрипка.
4. Флейта.
5. Металлофон.
6. Народные инструменты:
· балалайка;
· деревянные ложки;
· бубен.
7. Ударно-шумовые инструменты:
· тамбурин;
· треугольник;
· трещотка;
· коробочка;
· колотушка;
· грематуха и другие.
8. Этнические инструменты:
· маракасы;
· кастаньеты.
Во время уроков ребята знакомятся с этими музыкальными инструментами, учатся распознавать их звучание в предлагаемых для прослушивания инструментальных пьесах, берут практические уроки игры и исполняют несложные произведения с их использованием. Все это очень нравится детям, а некоторым из них школьные уроки музыки дают стимул для дальнейшего профессионального освоения инструмента.
Музыкальное образование в современной школе имеет мало общего с теми временами, когда дети на уроках пения разучивали и пели песни под старый баян или аккордеон. Нынешний кабинет музыки напоминает полупрофессиональную студию. Здесь используется такое количество средств ТСО, что учителю следует хорошо разбираться в мультимедийной и компьютерной технике.
При достаточном финансировании образовательного учреждения рабочее место учителя оборудуется следующими техническими средствами:
· настольный компьютер или ноутбук (текстовая и видеоинформация, дистанционное обучение);
· периферийные средства (принтер, сканер);
· цифровой синтезатор (аккомпанемент, запись фонограмм);
· музыкальный центр (воспроизведение и запись на диски и аудиокассеты);
· мультимедийный проектор и экран (слайды, демонстрация видеосюжетов, тематическая презентация урока);
· звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, динамики, усилители);
· лазерная указка.
Продвинутый учитель виртуозно владеет всей этой техникой, активно используя на своих уроках ЦОРы и электронные учебные пособия. Детям очень нравятся такие уроки; они запоминаются и влияют на формирование интереса к музыкальной культуре.
Требования к кабинету музыки
Уроки в кабинете музыки направлены на развитие творческой реализации школьников, их культурному развитию и обнаружению индивидуальных способностей. Но эти цели были бы невыполнимы, если бы сама среда не соответствовала определённым критериям.
В соответствии с принятым в 2010 году Федеральным государственным образовательным стандартом ко всем кабинетам музыки в российских школах предъявляются унифицированные требования. Они касаются:
1. Санитарно-гигиенических условий:
· соблюдение всех предписаний СанПиНов;
· поддержание чистоты в кабинете;
· регулярное проветривание;
· контроль пожаробезопасности и т. д.
2. Материально-технического обеспечения:
· комплектация кабинета мебелью и стеллажами;
· обеспечение учебного процесса техническими средствами обучения;
· подключение к сети интернет и локальной сети;
· приобретение стендов, планшетов, плакатов и иной наглядности.
3. Комплектации учебно-методическими пособиями:
· закупка учебников, пособий, музыкальных сборников, обучающих дисков;
· поддержание и обновление нормативной базы, формирующей направления деятельности образовательного учреждения;
· оформление и содержание в надлежащем виде учебных программ.
4. Регламента работы заведующего кабинетом музыки:
· содержание помещения в соответствующем санитарно-гигиеническом состоянии;
· обеспечение исправности и сохранности ТСО и музыкальных инструментов;
· надлежащий уход за кабинетным имуществом;
· своевременное обновление учебно-методической базы;
· соблюдение правил безопасности и соответствующий инструктаж учащихся;
· ведение паспорта кабинета музыки.
Паспорт кабинета музыки по ФГОС
Паспорт кабинета музыки – это его характеристика по всем параметрам, начиная от планировки помещения и заканчивая мельчайшими деталями его технических особенностей. В паспорте кабинета указываются следующие данные:
· на каком этаже расположен кабинет;
· его площадь;
· тип отделочных материалов пола, потолка и стен;
· количество окон и дверей;
· виды и количество осветительных приборов;
· параметры температуры и влажности;
· средства защиты от возгорания;
· наличие медицинской аптечки;
· количество предметов мебельной обстановки (с инвентарными номерами);
· перечень ТСО, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту;
· список учебных и наглядных пособий и тому подобное.
Стенды для кабинета музыки
Для того чтобы уроки музыки были более эффективными, учителя часто пользуются проверенным продуктивным средством для привлечения зрительного внимания учеников – оригинальными настенными стендами. По желанию педагога и в зависимости от целей они могут носить как информационный, так и развлекательный характер. От того, какие материалы размещаются в ячейках и кармашках, стенды могут быть постоянными или временными.
Дизайнерами разработано множество моделей стендов для школ. Это и весёлые «Уголки музыки» для малышей и серьёзные информативные наглядные пособия для старших школьников. Периодическая смена материала, его интересная подача, необычные факты и истории из жизни музыкантов, тексты и ноты любимых песен притягивают внимание ребят, становятся предметом обсуждения с одноклассниками. «Цепляющие» материалы питают эмоции ребенка и надолго остаются в его памяти.
Конструкция стендов проста, они имеют небольшой вес, легко крепятся на любую стену и также легко демонтируются, если нужно поменять листок с информацией. Изготавливают школьные стенды из прочных безопасных пластиков. Конфигурация может быть любой – от привычного прямоугольника до затейливой формы какого-либо музыкального инструмента; например, скрипки. Для нанесения изображения используется высококачественная интерьерная печать.
Портреты русских композиторов для кабинета музыки
Ещё одним непременным атрибутом оформления кабинета музыки является линейка портретов русских и зарубежных композиторов. Стандартный комплект состоит из 35 портретов музыкальных гениев. Портреты выполняются в соответствии с ФГОС на высококачественной плотной белой бумаге формата А3 или А4. Под каждым изображением наносятся даты жизни (и смерти) музыканта и его фамилия, имя и отчество.
Фото предназначаются с целью познакомить детей с жизнью и творчеством великих музыкантов. Для оформления кабинета музыки рекомендованы следующие портреты наших соотечественников (в алфавитном порядке):
· Алябьев А. А.
· Балакирев М. А.
· Бородин А. П.
· Бортнянский Д. С.
· Глазунов А. К.
· Глинка М. И.
· Гурилёв А. Л.
· Даргомыжский А. С.
· Лядов А. К.
· Мусоргский М. П.
· Рахманинов С. В.
· Римский-Корсаков Н. А.
· Рубинштейн А. Г.
· Скрябин А. Н.
· Стравинский И. Ф.
· Танеев С. И.
· Чайковский П. И.
Грамотно и нестандартно оформленный кабинет музыки – это своеобразная визитка школы, определяющая её отношение к культурному развитию своих воспитанников. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из ваших учеников пополнит этот портретный ряд.
.
10 возможностей оформления стен в школе
Ольга Иванова
18 апреля 2018 • 03:00
«Что нам стоит дом (школу) построить? Нарисуем – будем жить!» Увы и ах, но только детская фантазия позволяет с такой легкостью решать любые проблемы. С другой же стороны – в этом нетривиальном решении кроется вполне себе житейский смысл. Как невозможно куда-то дойти (не поставив цель – куда, собственно, идем), так же невозможно получить красивое в самом широком смысле слова образовательное пространство – если сначала не нарисовать то, что мы хотим получить в итоге.
Рая Ивановская, руководитель дизайн-студии «33dodo», эксперт в дизайне образовательного пространства, также считает, что «зеленый – это красиво!», но…И вот об этих «но» мы с ней и поговорим в этой статье.
Часто, когда говорят о дизайне школ, в первую очередь имеют ввиду – чем-то оформить многометровые стены коридоров, рекреаций, классов и т.д. И совершенно забывают о том, что просто «правильная» покраска стен может уже наполовину решить такую задачу. В нашей стране не так давно стали обращать на это внимание, и в первую очередь (к сожалению или к счастью) – при строительстве новых школ с их новым архитектурным решением – вот уж где красота во всем ее великолепии. А те школы, которые были построены много лет назад, чаще всего от ремонта к ремонту просто обновляют краску, особенно не задумываясь о том, что можно (и нужно!) изменить цвет, добавить разные цвета, добавить яркости, какие- то графические элементы. Уже просто правильная покраска стен в корне может изменить пространство до неузнаваемости! А уж дальше можно заниматься оформлением (смысловым) каких- то особых зон.
Можно, конечно, смотреть яркие фотографии только что отстроенных школ и, наверное, даже завидовать им… Но можно и в своей школе максимально приблизиться к такому, казалось бы, недосягаемому «идеалу».
Поскольку приближается лето – пора косметических ремонтов для школ, мы в ответ на запросы наших партнеров расширили линейку услуг новым спецпредложением – разработка дизайн-проекта внутренней покраски школы.
Вы получаете не просто индивидуальное решение для вашей школы, но, самое главное, полный пакет сопроводительной документации, которая снимает необходимость принимать в процессе работы какие-то дополнительные решения, поскольку в ней есть ответы на все вопросы: подробное описание и четкая инструкция по окраске: колористическая схема, использование трафаретов (при необходимости), просчитанный расход красок и т.д. С таким проектом вы сможете точно рассчитать бюджет на окраску и поручить ее любому квалифицированному подрядчику и раз и навсегда лишить себя вопросов: «Хозяйка, а как тут красить будем?».
Работая над дизайн-проектом важно учитывать (и мы это делаем!) многие факторы: наличие логотипа и фирменного стиля, цвет и материал пола, специализированность помещения и, конечно же, возраст учащихся. Согласитесь, ученики начальной школы и выпускники по-разному ведут себя в общественных пространствах, и даже по-разному воспринимают цвета.
Это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Ниже представлены некоторые примеры – как изменяется ощущение пространства и его восприятие просто при покраске стен.
После того, как завершится этап покраски, можно начать процесс оформления.
Конечно, хочется изменить все и сразу – буквально за один месяц. На практике же чаще всего так не бывает. Поэтому мы вместе с нашими партнерами определяем, исходя из важности и возможностей, очередность работ – какие пространства необходимо оформить в первую очередь, какие – смогут подождать.
При это чаще всего образуются следующие группы:
— входная зона (лицо вашей школы; первое, что видит каждый посетитель и после чего у него складывается определенное мнение о школе),
— специализированные пространства (актовый зал, столовая, спортзал),
— коридоры и рекреации,
— классы…
Про специализированные пространства мы поговорим в отдельной статье.
Сейчас же отметим важное – это основные направления (смыслы и идеи), используемые при оформлении.
Подумайте – как вы хотите, чтобы ваша школа воспринималась посетителями?
Посетители, к слову, тоже ведь все разные – это существующие ученики (и их родители) и потенциальные ученики; учителя – и те, кто работает сейчас, и те – кого вы хотите видеть в своих рядах; представители различных госструктур и иногда даже просто жители вашего района.
Вот 10 возможностей, которые можно и нужно использовать при оформлении стен в школе:
1. Стена — источник вдохновения и мотивации
«Учись! Твори! Думай! Действуй!» – эти и другие мотивирующие фразы вкупе с удачно подобранными образами могут мотивировать учеников, быть постоянным напоминанием о том, что «все в их руках»!
2. Стена — место для трансляции знаний и ценностей
Информация на стене может чему-то научить. То, что написано в учебниках – это уроки, домашние задания… А эта же информация, но оформленная в рамках пространства, – привлекает внимание учеников и, парадоксально, но факт, – неосознанно запоминается лучше!
3. Стена – носитель навигации
Помните эпизод из фильма «Чародеи», где герой Семена Фарады блуждал по зданию: «Люди! Ау!». Вспоминается с улыбкой, но примерно также чувствуют себя некоторые посетители вашего здания.
Навигация – это не только таблички на кабинетах. Это целая система, которая, с одной стороны, наглядно показывает – что и где находится, с другой – может стать самостоятельным, очень ярким элементом оформления.
4. Стена будит воображение
Безусловно, самая богатая фантазия – у школьников. (И в этом каждый раз убеждаешься, слушая их совершенно искренние истории о том, почему они опоздали на урок или не сделали домашнее задание).
Можно оформить пространство не готовыми смыслами, а образами и цветом и дать им возможность самим придумать, ощутить, вообразить «Невероятную историю»!
5. Стена формирует образ школы и ее бренд
Какая она – ваша школа? В чем ее индивидуальность? Какие ценности и принципы вы пропагандируете? Помимо того, что вам важно ответить на эти вопросы для себя, важно также донести эту информацию до вашей аудитории. Если вы им не скажете – кто и какие вы, они сами придумают это за вас.
6. Стена – место общения
7. Стена — источник справочной информации
Музеи, кинотеатры, спортивные сооружения и библиотеки вашего города или вашего района – все это можно разместить на карте. Саму карту можно сделать объемной – из пробкового дерева или ДСП – и стильно и, что важнее, полезно – постоянное напоминание о том, как (полезно и интересно) они могут провести свое свободное время.
8. Стена создает настроение
«От улыбки – хмурый день светлей» (с)
Школа – огромное пространство, в котором в течение дня образуются различные эмоциональные потоки, порою готовые все снести на своем пути. Предусмотрите размещение каких- либо объектов или образов, задача которых просто вызвать улыбку, настроить человека на положительный лад. Также не забывайте, что разные пространства предполагают разное настроение (к примеру – в столовой и в актовом зале).
9. Стена – это место для выставки
Фотографии сами по себе ретранслируют положительные эмоции, показывая – какой интересной и яркой может быть школьная жизнь. При этом оформление фотовыставки, конечно же, должно быть соответствующим – чтобы притягивать к себе внимание, но не испортить общее впечатление.
10. Стена впечатляет и рядом с ней все фотографируются
Можно (и нужно!) сделать просто «очень-очень классно», чтобы ученики и гости вашей школы не смогли пройти мимо и обязательно сфотографировались, разместив потом фото у себя на страничках в соцсетях, возможно, даже немного хвастаясь перед своими друзьями. Красиво и необычно оформленная стена может стать визитной карточкой вашей школы! Используйте эту возможность!
Мы занимаемся дизайном и комплексным оформлением образовательного пространства в школах «под ключ» уже порядка 5 лет, в нашем портфолио – десятки успешно выполненных работ. Описание услуг и портфолио вы можете посмотреть по ссылке.
С чего начинается работа над дизайном школьного пространства?
С вашего желания!
Просто позвоните или напишите нам – и все силы нашей команды будут брошены на решение вашей задачи:
+7 (925) 215 71 70
letter@33dodo.ru