обычай оставлять еду на кладбище

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

Источник

Поминки: зачем русские едят на кладбище

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

На русских кладбищах нередко можно увидеть картину, как люди, расположившись рядом с могилой, угощаются разной снедью, иногда даже чокаясь с памятником. Особенно часто такое наблюдается в дни празднования Пасхи: куличи и яйца едят возле могил и оставляют на них праздничные кушанья. Родственники также отправляются на кладбище, «как на пикник» – с едой и выпивкой, в день поминовения усопшего. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью.

Как появился этот обычай и как относится к нему церковь?

Истоки традиции

Пиршество у могилы – это дохристианская, языческая традиция, восходящая к такой седой древности, что даже сложно указать время ее возникновения. Доктор исторических наук, религиовед А. Зубов считает, что такой поминальный обычай идет едва ли не со времен палеолита. Если рассматривать более близкие к нам времена, то можно увидеть, что застолье у могил практикуют очень многие народы. У славян они назывались тризнами.

Как именно проходила славянская тризна, сегодня сказать сложно, поскольку не сохранилось ни одного достоверного описания, однако с полной уверенностью можно говорить, что важнейшей частью тризны было угощение. Когда совершались похороны какого-либо знатного человека, на кургане, насыпанном над его могилой, приносили жертву и устраивали ритуальные игры (такой вывод ученые А. Цейтлин, Ф. Фортунатов, О. Трубачев и др. делают на основании этимологии слова «тризна», в ряде старых индоевропейских языков имеющего значение «борьба, состязание, награда» и даже «трехгодовалое животное»). После этого происходило пиршество. В «Повести временных лет» княгиня Ольга, желая перехитрить древлян, просит их приготовить меды (хмельные напитки), чтобы она могла достойно справить тризну по своему мужу у его могилы.

Смысл пира именно у могилы понятен: с самых древних времен совместная трапеза служила объединяющим действом. Едят вместе родные, близкие друг другу люди. Не случайно символом гостеприимства у нас служат хлеб и соль: поев вместе с нами нашей еды, чужак становится своим. Поэтому еда рядом с могилой – это символ единства с умершим, знак того, что он по-прежнему остается членом семьи, рода. В этом очень много от культа предков, которых славяне (и не только славяне) почитали как могучих заступников, защитников живых. Предков нельзя обидеть, обойти их трапезой, а то из заступников они запросто могут превратиться в зловредных духов.

Отношение церкви к тризнам и поминкам

Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья. Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу.

Но проводить поминальную трапезу на кладбище, превращая ее в языческую тризну, церковь считает совершенно неправильным. В могиле находится бренное тело усопшего, а душа его бессмертна. Поэтому совершенно бессмысленно искать общения, единения с умершим членом семьи на его могиле. Гораздо уместнее помянуть ушедшего из жизни человека, придя в храм и помолившись за него. А поминки, если уж так хочется, можно устроить дома, но только не допуская пьянства и разнузданности.

Сама княгиня Ольга, став христианкой, незадолго до своей кончины заповедала «не творити тризны над собой», поскольку понимала языческий смысл этого обычая.

Источник

Почему раньше на кладбище оставляли еду и нужно ли ее сейчас оставлять

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Приходя на кладбище проведать своих усопших родственников, каждый верующий христианин приносит туда еду. При этом многие даже не задумываются о том, какая цель этого приношения. Более того, они даже не могут представить, как давно появилась эта традиция, и какие истоки она имеет.

Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться за помощью к историкам. Ведь именно они могут рассказать, как появилась традиция приносить еду на кладбище. А так же, можно ли отнести эту традицию к христианской вере и стоит ли ее придерживаться сейчас.

История появления традиции оставлять еду на кладбище

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Несмотря на то, что на сегодняшний день, традиция приносить еду на кладбище своим усопшим родственникам, считается исконно христианской, все же, ее истоки начинаются еще во времена язычества. Так, по утверждению историков, первое воспоминание об этой традиции, датируется 10 веком.

Язычники особое внимание уделяли погребальным обрядам. Именно поэтому, во время похорон, они устраивали пиршества прямо на кладбище. Такой обряд у язычников имел название тризна. Так же, во время тризны было принято устраивать военные поединки, которые очень часто заканчивались для многих летальным исходом.

Изначально, в древних славян существовала лишь традиция оплакивать умерших поминальной молитвой. Но, поскольку христианская вера, после крещения Руси, тесно переплелась с языческими традициями, то и не мудрено, что многие обряды дошли и до сегодняшних дней. Одной из таких традиций можно назвать и приношение еды на кладбище.

Еще одним истоком традиции оставлять еду на кладбище, можно назвать поход на могилы на Пасху. Поскольку поход в церковь был очень долгим и мог занимать несколько дней, да и дорога в те времена, была не безопасной, то люди оставались ночевать на кладбище. Соответственно они оставляли на могилах еду, которую освятили в церкви.

Нужно ли носить еду на кладбище

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Выяснив, что традиция приносить еду на кладбище, берет свои истоки от язычников, постает вопрос, а нужно ли тогда вообще ее туда приносить. И если все-таки стоит, то, какие именно продукты нужно с собой брать. На этот вопрос могут ответить церковнослужители.

Все же и тут многие священники расходятся во мнении. Издавна, трапеза на кладбище устраивалась не столько для покойного, сколько для нуждающихся, бедных людей. По преданием, именно нуждающиеся люди ближе остальных находятся к богу, поэтому их молитвы, направленные на упокоение души усопшего, будут более сильными.

При этом, и запрета на приношения еды на кладбище никого нет. Все же, существует список, тех продуктов, которые можно приносить на кладбище. Итак, к этому списку относятся: кутья, печенье, конфеты, яйца, блины, куличи и хлеб. А вот мясные продукты, которые так часто приносят на кладбище, лучше не брать. Также не стоит брать и алкогольные напитки, так как это прерогатива языческих обрядов.

Стоит ли оставлять еду на кладбище

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Помимо того, что люди приходят поминать усопших родственников на кладбище с едой, привычным делом стало оставлять еду. Делается это для того, чтобы душа покойного угостилась этой едой.

Именно поэтому, принято приносить еду на большие праздники, то есть, на Пасху, на Радуницу, а так же на день смерти покойного. Все же, православная церковь напоминает, что душа не принимает мирской пищи, поэтому оставлять еду на кладбище незачем, тем более спиртных напитков.

Лучшим вариантом, в таком случае, отдать эти угощения голодным людям, которые нуждаются в пище. Ведь ни для кого не секрет, что часто бродяги после Радуницы ходят по кладбищу и собирают оставленную еду. Все же, за это время она может испортиться, поэтому лучше делать такую дань напрямую. Более того, именно молитва такого человека, может принести душе, желаемое успокоение.

Источник

Еда на кладбище

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Посещение места поминовения усопших – важнейшее действие тех, кто помнит своих уже умерших близких, чтит их и любит. Поминальные походы на погост проводятся несколько раз в году. Каждое посещение могилы сопровождается большим и не очень застольем здесь же. Но далеко не все знают, можно ли есть на кладбище принесенную еду и выпивать спиртные напитки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Кладбище и еда – описание и история традиции

Первые упоминания о принесении пищи на место поминовения умершего относится к эпохе язычества. Известны они благодаря Повести временных лет (Х век). Тогда продукты питания использовались для задабривания богов и прошения у них более милостивого отношения к покойному. Называлась процедура тризной. Проводилась она при непосредственных похоронах человека. Предки считали, что чем богаче поминальный стол, тем более щадяще боги отнесутся к усопшему.

С появлением христианства на Руси тризна практически полностью истребилась. Сохранились лишь некоторые отголоски язычества, которые действуют и поныне. Православная Церковь считала еду на могилах недопустимой, хотя к поминанию усопших молитвой призывала. Тогда кладбище посещали лишь для оплакивания покойного.

Исключением считалась лишь поездка на христианский погост после церковной службы. Так получалось, что крестьяне приезжали поминать близких к вечеру. Обусловлено это было долгой и опасной дорогой к месту захоронения. В такой ситуации приносить еду на кладбище (освященные куличи и яйца) и есть ее там было более чем нормально.

Именно эта традиция и сохранилась в наши дни. То есть приносится еда на кладбище не для поминовения души покойника, а для утоления собственного голода живых людей. Приносят на место захоронения не всегда освященные продукты питания. Чаще всего в ход идут приготовленные дома или купленные в магазине блюда.

Можно ли класть на кладбище еду?

Вопрос о том, можно ли брать еду на кладбище по сей день спорный. Одни родственники умерших веруют, что продукты следует оставлять на могиле для удовлетворения физических потребностей покойного, другие – что пищу заберут приближенные в Богу нищие и помолятся за умершего, третьи же не приносят еду на могилы вовсе.

Чтобы разобраться в данном вопросе, надо вновь обратиться к традициям наших предков. Священники утверждают, что нести пищу на поминальное место следует только в том случае, если здесь планируется проведение большого периода времени (затяжная уборка). В такой ситуации еда может понадобиться для перекуса. Поминать же продуктами питания умерших не следует, но и не возбраняется. Главное, если еда на погост и была принесена, – следует раздать ее малоимущим или знакомым. Следует попросить человека употребить пищу самостоятельно и помолиться за усопшего Богу.

Не менее спорным является вопрос о том, можно ли пить на кладбище спиртные напитки. С одной стороны, священнослужители разрешают выпивать глоток красного вина (ведь это наставление Иисуса). С другой же, брать на место захоронения алкоголь нельзя вовсе.

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Традиция обязательного поминовения с помощью алкогольных напитков уходит корнями в период Великой Отечественной войны. Именно таким образом сослуживцы поминали погибших друзей на месте их упокоения. Раннее обычая пить спиртное не было вовсе. Однако, придерживаться его или нет – решение каждого. Главное – вспоминать близкого человека в сопровождении с молитвой. Физическое окружение поминовения (пища, алкоголь) не так важны. Необходимо лишь помнить о соблюдении меры и не брать на душу грех.

Зачем усопшим физическая пища?

Беря на место поминовения усопшего продукты питания, вы должны помнить, для чего приносят и оставляют еду на могилах умерших. Кладут пищу на место захоронения не для того, чтобы покойник «ел» любимые им при жизни блюда. Нет. Делается это для того, чтобы после прочтения молитвы преподнести пищу в качестве милостыни малоимущем. Такие люди приближены к Богу сильнее, а значит, что их молитва будет услышана раньше. Священники рекомендуют отдавать бедным людям не деньги, а еду. Денежные средства они могут использовать для покупки алкоголя. А пищу они забирают и едят с удовольствием, радостью.

Помните, зачем на кладбище оставляют еду. Делается это не для удовлетворения физических потребностей покойника и для того, чтобы его душа «поела», а для пожертвования в его честь. Однако, прибегать к такому способу милостыни не рекомендуется. Прежде чем положить и оставить принесенную пищу на могиле вспомните о бедных, не имеющих пропитания людях. Гораздо правильнее будет отдать продукты питания им в руки. Так вы точно будете уверены в том, что человек поест, и, соответственно, благое дело выполнено.

Что можно носить на место поминовения усопших?

Если вы твердо решили брать на поминки так называемые подати, то вы должны знать, что носят на кладбище из продуктов. В принципе, для предоставления в качестве милостыни подойдут практически любые продукты. Однако, предпочтение следует отдавать следующему перечню:

Включить в подати можно и иные нескоропортящиеся продукты. Помните, что употреблять их в пищу будут малоимущие, поэтому уделяйте внимание сытным изделиям.

Продукты, которые приносить на погост запрещено

Первое, что точно не стоит нести на кладбище – это водка. Батюшки призывают православных вовсе отказаться от алкогольных напитков на месте поминовения усопших. Но если данная традиция слишком близка вам, следует хотя бы заменить крепкие напитки красным вином. Пить же его следует в небольших количествах. Помните, что Иисус призывал нас не упиться! Класть стакан с алкоголем на могилу или нет – выбор прихожан. Церковь категорически против такого обряда, считая его языческим и даже магическим.

Отказаться следует и от скоропортящихся продуктов. Каким бы не было кладбище, здесь наблюдается антисанитария (особенно у земли). Поэтому мясные и молочные блюда могут очень быстро портиться, становясь потенциальной угрозой для здоровья людей, которые решат покушать таким образом.

Почему нельзя есть на кладбище?

Принося еду на место упокоения умершего, вы должны понимать, что продукты следует отдать малоимущим или просто знакомым (которые и будут кушать пищу). Есть их самостоятельно нельзя. Церковь настоятельно рекомендует отказаться от данной привычки в пользу чтения молитвы. Ведь умирает человек, а не его душа. Последняя особо нуждается в поддержке и спасении со стороны ныне живых родственников.

Люди, которые едят на кладбище, не совершают страшный грех. Но этим они и не помогают душе умершего избавиться от тягостных мук, выпавших на ее долю. Не следует есть принесенную вами еду. Отдайте ее лучше в качестве милостыни или накормите ею животных. Таким образом вы совершите благое дело, посвященное умершему человеку. Следовательно, поминовение будет иметь смысл.

Можно ли забирать еду домой и почему?

Православные все еще едят на погосте и никак не перестанут спорить на счет того, можно ли брать еду с кладбища домой. Единой верной позиции нет. С одной стороны, если вы оставили пищу на могиле, то ее может забрать малоимущий, который съест подать и прочтет молитву за покойника. С другой же – продукты могут просто испортиться, что окажется знаком неуважения в сторону умершего. Но ни в одном из случаев забирать еду домой не стоит. Намного правильнее будет передать ее в руки нуждающимся лично. Они и пищу скушают с удовольствием, и умершего помянут добрым словом.

Согласно еще одной версии, на кладбище своя энергетика. Это место полностью принадлежит мертвым, мир которых не изучен нами вовсе. Забирать с места захоронения воду и продукты – значит забирать с собой плохую энергетику. Допускается такое поведение только для тех людей, которые не имеют что есть и не подразумевают под данными действиями злые помыслы.

Наличие еды на кладбище – очень спорный и неоднозначный вопрос. Священники в один голос твердят о том, что носить продукты питания и алкогольные напитки на место захоронения нельзя. Главное – сопроводить поминовение соответствующей молитвой за умершего. Однако, количество прихожан с большими пакетами еды и податей, предназначенных для поминального застолья на кладбище, не сокращается из года в год. Брать с собой блюда и выпивку или нет – решать лишь вам. Только помните, зачем вы приходите на погост, и не забывайте помянуть усопшего молитвой и добрым словом.

Источник

Еда на поминках

Зачем мы приносим еду на кладбище: корни обычаев

Обычай щедро накрывать поминальный стол и брать еду на кладбище интересен своими древними корнями. Тысячи лет так поступают славяне, несмотря на неодобрение церкви. Что стоит за этими привычными действиями и что об этом говорит традиционная религия?

Почему мы едим на поминках и могилах?

С точки зрения специалистов, изучающих фольклор, еда на поминках и могилах имеет древнюю историю, а укоренившиеся традиции и выбор блюд не случайны. К слову, многое из дошедших до наших дней считалок, потешек и песенок имеет ритуальную базу. Например, известные всем «Ладушки»:

«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? – кашку,
Что пили? – бражку»

Это – поминальная история, завёрнутая в рифму. Брага и каша считалась ключевыми блюдами в траурном меню. Еда у славян ритуальна. Например, кутья, имеет свою символику. Из чего готовится каша? Из зёрен. А кто в мире живых питается зёрнами? Птицы. И связь пернатых с покойником не случайна.

В древности наши предки верили, что после 40 дней душа умершего может возвращаться в мир живых в образе птицы. Отсюда обычай, сохранившийся до сих пор в некоторых деревнях, раз в год затапливать печь и насыпать дорожку из зерна, чтобы предки могли помыться. Ритуал проходил ночью, и всем живым строго-настрого запрещалось до утра подходить к этой бане. Считалось, что рассердившись, предки могут утянуть с собой в мир мёртвых.

Также само зерно имело свою символику – перерождения. Съев блюдо из злаков, мёртвые «прорастали» и возрождались к новой жизни. Так, поставив на стол кашу, родственники умершего заботились о том, чтобы он скорее вернулся в мир живых.

Алкоголь на поминках

Для наших предков алкоголь не считался запретным, а входил в обязательную поминальную программу. Это так плотно засело в людском сознании, что вытравить обычай не смогли тысячи лет христианства.

Считалось, что на поминках души усопших находятся рядом с живыми. Поэтому до сих пор на многих поминальных застольях часто не подают ножи и вилки: чтобы случайно не поранить почившего родственника.

По поверьям, в нашем мире умершим очень мучает жажда. Поэтому обильное питье в помещении было не только для живых, но и для мёртвых, которым его ставили отдельно, чтобы не отпугнуть человеческим запахом. В сказках нежить не просто так жалуется: «Русским духом пахнет». Для покойников наш запах невыносим, и, чтобы не оскорбить душу усопшего, чашу для него ставили отдельно. Так предки заботились о том, чтобы он смог напиться.

В представлении древних славян хоть души покойников и приходили в мир живых, но не могли объединиться. Поэтому на поминках не чокаются, то есть символически не объединяют чаши пирующих в одну: преграда между мирами остаётся непреодолимой, и, покинув этот свет, душа больше не могла воссоединиться с людьми.

Что говорит церковь?

обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть фото обычай оставлять еду на кладбище. Смотреть картинку обычай оставлять еду на кладбище. Картинка про обычай оставлять еду на кладбище. Фото обычай оставлять еду на кладбище

Как католические, так и православные конфессии единодушны: еда на кладбище это отголоски языческого прошлого. Физическая оболочка человека прекратила своё существование, поэтому пища человеку больше не нужна. Гораздо важнее родственникам, с точки зрения религии, думать не о поминальном столе, а о молитвах, чтобы помочь душе близкого человека оставить этот мир в спокойствии.

Обратите внимание: сложно найти еду, крашеные яйца или стакан, накрытый хлебом, на могилах священнослужителей. Дело в том, что их хоронят рядом с церквями, где обряд «кормления покойника» не приветствуется категорически. Коллеги усопшего ухаживают за могилами, но не приносят на них еду из уважения ко взглядам, которых придерживался человек при жизни.

Однако даже в церкви есть священники, придерживающиеся либеральных взглядов. Они считают, что ставить еду и отмечать поминки не нужно, но, если семье умершего так будет легче переносить утрату, запрещать обряд нельзя. Поэтому для себя каждый волен решать сам, как прощаться: по христианским, языческим или объединённым канонам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *